Всехсвятское село Москва
Содержание
К 600-летию села Всехсвятского
«Село Всехсвятское Московской губернии, расположено в пяти верстах от Тверской заставы по Санкт-Петербургскому шоссе. Начинаясь за Петровским парком, от самого убежища увечных воинов, постройки этого села в два ряда тянутся на протяжении половины версты и заканчиваются у шлагбаума, где от Санкт-Петербургского шоссе ответвляется шоссе Ильинское. Некогда границами села Всехсвятского служили: Ходынка, Москва-река, Покровское-Глебово, Коптево, Разумовское и Зыково,” — так описывалось расположение Всехсвятского в одной из краеведческих брошюр столетней давности.
В 1997 г. с большим размахом было отпраздновано 850-летие Москвы. На этом фоне остался почти незамеченным другой юбилей, — а именно, что в 1998 году исполнилось 600 лет со дня первого упоминания в документальных источниках села Всехсвятского, на прежней территории которого ныне располагаются главным образом два московских муниципальных округа: «Сокол» и «Аэропорт». Даже сам факт этого юбилея остался вполне не осознанным… Во многом, конечно, дело здесь в том, что имя Всехсвятского в 1928 году исчезло с карты Москвы и ее окрестностей. Это означает, что в 1998 году можно было бы отметить и грустную дату — 70 лет насильственной «кончины» села.
Между тем, сто лет назад, в 1898 году в честь 500-летия Всехсвятского вышла специальная иллюстрированная брошюра «Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда 1398 — 1898 гг.» (составитель И.Ф.Токмаков, М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1898), по которой мы можем теперь судить о том, каким было это село 100 лет назад, на заре XX века.
Сам факт выпуска такой брошюры говорит о том, какое внимание современников привлекало село Всехсвятское, с которым связано много исторических преданий, и которое играло важную роль как одно из известных тогдашних московских предместий, обладавшее сложившимся веками духовным, культурным и хозяйственно-экономическим потенциалом.
Наверное, не только для нынешних обитателей территории Всехсвятского, но и для всех, кто интересуется историей России и Москвы, будут интересны некоторые сведения, почерпнутые из юбилейной брошюры столетней давности.
В 1398 г. на месте Всехсвятского существовал монастырь во имя Святых Отец, давший название и образовавшемуся около него поселку — «село Святые Отцы на реке Ходынке». Монастырь находился при старинной Тверской дороге, у пересечения рек Таракановка и Ходынка. Сведений об этом монастыре почти не сохранилось, не обнаружены и материальные следы его существования. Трудно судить, был ли это лишь скромный приют монахов отшельников или, может быть, дозорный форпост на подступах к Москве…
История Всехсвятского во многом связана с храмом Всех Святых, который ныне является единственным напоминанием о названии существовавшего в его окрестностях села. (Мы останавливались на истории этого храма в одном из предыдущих номеров журнала «Ленинградский проспект». )
К 1861 г. село перестало быть вотчиной грузинских князей и частично перешло государству, а частично его земли были раскуплены окрестными крестьянами и предпринимателями. Значительные территории были приспособлены под дачи.
В упомянутой брошюре приведено рекламное объявление такого содержания: «В селе Всехсвятском на Коптевской дороге и у вала Петровско-Разумовского сдаются дачи, теплые и капитально построенные, — можно жить и зимой, — с каретными сараями, коровниками, конюшнями и сторожкой. Тут же сдаются помещения под магазин и участок земли под загородный ресторан. О цене узнать у дачевладелицы Анны Андреевны Ярцевой.»
Вот какой представала панорама Всехсвятского и его окрестностей 100 лет назад согласно описанию И.Ф.Токмакова. “Тотчас за Триумфальными воротами по обеим сторонам Санкт-Петербургского шоссе начинаются дачи частных владельцев, среди которых справа ресторан «Яр». Быть же в Москве и не побывать у «Яра» — это то же, что быть в Риме и не видеть папы…
Далее слева — места скачек и бегов, царский павильон бывшей Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г., из-за которого на горизонте вырисовываются очертания ходынского лагеря с его величественным красивым храмом во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и в память чудесного спасения жизни наследника, цесаревича великого князя Николая Александровича, ныне благополучно царствующего государя императора, во время покушения в Японии.
Справа тянется Петровский парк, выступают кирпичные громады Петровского дворца, а впереди виднеется село Всехсвятское, излюбленная дачная местность для семей военных, проводящих лето в ходынском лагере.
Не доезжая какой-то версты до этого села, на левой стороне Санкт-Петербургского шоссе, вплотную к небольшой густой роще прижался довольно обширный поселок, за которым блестит купол церкви Всех Святых с колокольней, вырисовывающейся на фоне рощи… Перед поселком на шоссе выступает красивая часовенка, возле которой не раз останавливались экипажи их императорских величеств государя императора и государыни императрицы и других особ царской фамилии.
Далее на том же шоссе выдвигается из опушки леса прекрасное каменное здание —»Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров», а еще далее — различные хозяйственные постройки, крытые живой декорацией свежей растительности. Поселок обнесен по-военному валом, словно лагерь. В начале вала сделан въезд через ворота с перекинутой над ними аркой, а на арке виднеются вырезанные слова: «Состоящее под высочайшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны Александровское убежище для увечных, престарелых и неизлечимо больных воинов».
Убежище было создано общественной благотворительностью, как пишет И.Ф.Токмаков, «с целью облегчения участи жертв того ужасного, но, к сожалению, роковым образом неизбежного мирового бедствия, которое носит название войны.» Александровское убежище, призревающее более ста человек, принадлежало к числу тех заведений, «которые делают честь Москве и, вместе с тем, выражают наиболее разумное направление общественной благотворительности.»
Одной из исторических достопримечательностей села являлось древнее церковное Всехсвятское кладбище. Здесь были захоронены князь Д.Е.Багратион и его дочь, князь Г.И.Авалов с женой, в самом храме находились могилы нескольких князей Цициановых, из рода которых происходил известный генерал, участник войны на Кавказе. До наших дней сохранилось пирамидальное надгробие умершего в 1795 году грузинского царевича, князя Ивана Александровича Багратиона, установленое его сыном Петром Ивановичем Багратионом, героем Отечественной войны 1812 года.
Характерно, что автор юбилейной брошюры уже тогда, 100 лет назад, сетовал, что заведующие этим «любопытным для истории кладбищем, видимо, не придают никакого значения памятникам старины и не понимают, что старинные памятники составляют гордость кладбища. Надгробные плиты в большом пренебрежении, они передвигаются с места на место или разбиваются на части. На «расчищенном» таким образом месте хоронятся теперь зажиточные всехсвятские крестьяне. Для бедных же отведено особое место на речке Таракановке, называемое «солдатским кладбищем», на котором нет даже часовни.»
Окончательное уничтожение кладбища произошло совсем недавно, в 60-х и начале 80-х годов нашего века. Все это подтверждает ставший уже расхожим тезис, что «революция произошла до революции».
Как сообщает Токмаков, «летом река Таракановка совсем высыхает. Около церкви на этой речке и до сей поры сохранилась запруда, благодаря которой в этом месте она образует озеро, среди которого и теперь еще (в 1898 г.) есть островок, но уже без беседки, в которой певали цыгане.»
На «солдатском кладбище» при рытье могил находили необычайной величины кирпичи. Старожилы уверяли, что это остатки от бывшего на этом месте княжеского дворца. Во Всехсвятском существовало особое место, называемое Княжий Двор, на котором по преданию Лжедмитрий, убегая из Москвы, закопал свои драгоценности.
Как пишет автор брошюры, «не смотря на то, что село Всехсвятское расположено на солнцепеке и вечно пыльно и шумно, так как находится на большом Санкт-Петербургском шоссе; не смотря даже на сырое его местоположение, на редко высыхающие лужи около сельских построек, занимаемых теперь дачниками, они охотно в нем ютятся, благодаря близости к лагерям и к Москве.»
К концу XIX века Всехсвятское — это скорее пригород Москвы, чем село. Экономика Всехсвятского питалась и от приезжих, и от расположенных около него ходынских военных лагерей, и от дачников, большинство из которых составляли семейства офицеров. На так называемой «Барской стороне» проживали и евреи, у которых одно время была своя синагога.
В последнюю четверть прошлого века Всехсвятское развивалось особенно бурно, так что цены на землю в этом селе выросли с 15 копеек за квадратную сажень до 4 рублей.
В селе и его окрестностях было несколько промышленных предприятий. Там располагалась вышивальная (механическая) отбельная и отделочная фабрика Торгового дома под фирмой «Михаил Тимашев и К в Москве и при с. Всехсвятском, за Петровским парком».
В 1894 году по инициативе потомственного дворянина Николая Павловича Сорохтина в селе был построен фарфоровый завод «Изолятор». В 1897 г. Сорохтин в короткое время устраивает рядом с ним мыловаренный и химический завод под фирмой «Польза» и уже в 1898 г. пускает его в дело. Этот завод вырабатывает фабричное мыло, парфюмерные мыла всех сортов, медицинские и гигиенические мыла, а так же разные гигиенические мази.
Купец И.Г.Погудкин открыл во Всехсвятском типографию и переплетную мастерскую.
Недалеко от Всехсвятского в 1898 году открывается частная лечебница для алкоголиков доктора Александра Михайловича Коровина, который предварительно, «с целью изучения данного вопроса посетил Англию, Шотландию, Германию и Швейцарию». (Здание и парк лечебницы сохранились и поныне у станции метро «Войковская».)
В 1897 г. Московская губернская земская управа заключила с Обществом конных железных дорог в Москве договор на устройство электрической и конной дороги по Санкт-Петербургскому шоссе от Тверской заставы до села Всехсвятское. На основе договора
Общество перестроило к 1899 году на электрическую тягу существующую линию конной железной дороги «от Тверской заставы до второго поворота в Петровский парк».
Начав за здравие Всехсвятского, закончить приходится «за упокой» его имени. Название этого села по понятным причинам не надолго пережило октябрьскую революцию и, после сворачивания нэпа, в 1928 году оно было переименовано в «Поселок Усиевича», а в 1933 г. стало называться «Поселком Сокол»…
Только название храма Всех Святых служит еще напоминанием о древнем имени села, давно вошедшего в черту Москвы и превратившегося к настоящему времени в один из самых многолюдных ее районов, в развитый культурно-экономический центр нашего города.
1999
Район Сокол
Район Сокол на севере Москвы появился на месте старинного села Всехсвятское. Изначально Соколом назывался кооперативный поселок художников, построенный здесь в 1923 году, а затем название было присвоено всему району. С советского времени это место обжито творческой интеллигенцией, известными спортсменами и политической номенклатурой.
Сквер на Песчаной площади ru.wikipedia.org
Село Всехсвятское
По преданию, в 1398 году был основан монастырь с храмом во имя Святых Отцов, давший название образовавшемуся около него поселку — «село Святые Отцы на речке Ходынке». Однако документальных подтверждений этой версии нет. Впервые топоним упоминается в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, согласно которой он завещает это село с другими угодьями своему сыну Ивану.
Когда род Патрикеевых оказывается в опале, территория переходит в государственную казну.
В 1602 году здесь недолго властвует Лжедмитрий II c войсками и, по легенде, перед бегством прячет на месте современного Песчаного переулка сокровища.
Собственно Всехсвятским село становится в XVII веке после того, как по инициативе боярина Ивана Милославского, тогдашнего хозяина вотчины, здесь появляется каменная церковь во имя Всех Святых.
После смерти Милославского, наследованное его дочери, а затем ее мужу имеретинскому царевичу Александру Багратиони, Всехсвятское превращается в центр грузинской диаспоры в Москве.
На современных экскурсиях по Соколу часто можно услышать, что в храме Всех Святых, расположенном сейчас возле метро, вплоть до середины XIX века проводились грузинские песнопения и церковные обряды.
Только после крепостной реформы 1861 года Всехвятское перестало быть вотчиной грузинских князей, став волостным центром. Земли стали распродаваться под дачи, где в основном селились военные. А в 1915 году во Всехвятском открывается Московское городское Братское кладбище для жертв Первой мировой.
В состав Москвы село входит в 1917 году. В 1930-ых здесь пустят первую линию толлейбуса и зеленую ветку метро. В 1940-ых топоним Всехсвятское вытеснят Сокол и Песчаные улицы.
Храм Всех Святых в конце XIX века ru.wikipedia.org
«Поселок Сокол» (Художников)
Поселок «Сокол» (Художников), основанный в 1923 году, позднее дал название всему району. Это своеобразная «Новая Москва», какой ее видели архитекторы начала XX века. Идея города-сада, зеленого оазиса на окраине, лишенного отрицательных урбанистических черт, была впервые предложена английским социологом-утопистом Э. Говардом.
Градостроительный эксперимент в России был реализован в 20-ых годах, в податливый на свежие веяния НЭПмановский период. На создание «городов-садов» власти по большей части сподвиг банальный жилищный кризис. Тогда же в стране учреждались кооперативные «Жилтовариществ».
Декрет, согласно которому кооперативные объединения и отдельные граждане получили право застройки городских участков, был подписан Лениным в 1921 году. А в марте 1923 года образовалось товарищество «Сокол».
Его первыми пайщиками стала интеллигентная публика, часть которой была уплотнена или выселена из своих многоквартирных домов. Кооперативу выдали участок земли на окраине села Всехсвятского, и в том же году началось строительство. Возглавил «Сокол» председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров, расстрелянный в 1937 году.
«Поселок Художников» на Соколе ru.wikipedia.org
Дома в поселке создавались по индивидуальным проектам, а при планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Так, например, здесь присутствует визуальная иллюзия, из-за которой улицы кажутся гораздо длиннее, чем они есть на самом деле. Такого эффекта добивались разными способами: некоторые улицы в конце делают изгиб, некоторые – ломаются и заметно сужаются к концу. Так, улица Сурикова с одной стороны кажется длинной, а с другой – очень короткой.
Первоначально улицы в поселке носили прозаичные названия: Школьная, Телефонная, Уютная и другие. Инициатива переименования в честь русских живописцев принадлежит жителю поселка художнику Павлу Павлинову. Названия он выбрал на свой вкус, а в апреле 1928 года их одобрил Моссовет. Так, в поселке «Сокол» появились улицы: Алабяна, Брюллова, Венецианова, Верещагина, Врубеля, Кипренского, Крамского, Левитана, Поленова, Саврасова, Серова, Сурикова, Шишкина. А сам «город-сад» стал неофициально именоваться поселком Художников.
После войны землю, выданную поселку, стали забирать под массовое строительство. Поселок неоднократно пытались снести, но жителям и архитекторам удавалось отстаивать Сокол.
В 1979 году поселок «Сокол» получил статус памятника градостроительства и стал третьим в списке памятников первых лет советской власти после Мавзолея Ленина и Северного речного вокзала.
Новопесчаная ул, д.14 ru.wikipedia.org
Песчаные улицы
Новопесчаная, Песчаная, 2-я Песчаная, 3-я Песчаная, Песчаная пл., — все эти названия улицы получили по характеру грунта.
С 1948 года здесь скоростными методами велось строительство многоэтажных жилых домов. Оно сосредоточилось в основном на вновь образованной Новопесчаной улице.
Можно сказать, что район Песчаных улиц на Соколе — одно из первых мест массового жилищного строительства в Москве, олицетворяющее переходный период от помпезной сталинской к «человеческой» застройке.
Сталинка на 2-ой Песчаной улице ru.wikipedia.org
В послевоенные время, когда жить в коммуналках и бараках было уже невмоготу, вопрос с расселением народа нужно было решать как можно быстрее. Это потом, в конце 50-ых, появятся примитивные хрущевские панельки, но еще до них, здесь, на Новопесчаной, построят дома для людей, не лишенные до конца архитектурных изысков. Конечно, использовалась более простая отделка фасадов, уменьшились масштабы, но основые черты сталинской неоклассики были сохранены.
Дома на Новопесчаной строились в три очереди и имели этажность от 4 до 9 этажей.
Существуют домыслы и легенды, что песчаные почвы, из-за которых улицы и получили свои названия, не пригодны для строительства, и впоследствии массовая застройка может обернуться катастрофой. Но москвоведы, а главное здравый смысл опровергают это предположение: до сих пор ни на одном из домов не появилось ни трещинки.
Храм Всех Святых в селе Всехсвятском
С ним связано много легенд и преданий. Но и много подлинных историй. Сегодня, например, трудно представить, но иконостас именно этой церкви был публично и показательно сожжён в 1939 году, а в 1945 году прихожане добились открытия отсыревшего и умирающего храма. И возродили его.
История храма Всех Святых в селе Всехсвятском началась, когда село носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь около 1398 года был основан мужской монастырь с соборным храмом, а отшельники жили в окрестном лесу в хижинах. Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата великого князя московского Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну.
Одни историки согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь Всех Святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского собора Святых Отцов, отчего и произошло название села. На VII Вселенском соборе, проходившем в Никее, голос иконоборцев был заглушён волей большинства. То есть тот собор утвердил иконопочитание.
Был здесь монастырь или не был, но храм, правда уже приходской, упоминается в XVI веке. В 1608 году село занимал Лжедмитрий II. По преданию, перед бегством он зарыл в селе все свои сокровища.
Храм Всех Святых во Всехсвятском
В конце XVII века село вместе с храмом перешло главе приказа Большой казны, боярину Ивану Михайловичу Милославскому. Иван Михайлович был одним из участников стрелецкого бунта 1682 года и после бунта был лишён управления приказами и удалился в свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований политических недругов и благоустраивал своё владение. Известно, что в 1683 году по указу Ивана Михайловича церковь была перестроена в камне. И именно по церкви село Святые Отцы было названо Всехсвятским. В 1685 году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта 1689 года.
Единственная дочь Ивана Михайловича Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское перешло к нему как приданое жены. После смерти Федосьи Ивановны Пётр I именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Ещё в 1699 году в Москву прибыл сам грузинский царь Арчил II с женой и свитой и поселился во Всехсвятском. Приход грузин в Москву было не началом, а, скорее, результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и помощи. Так в селе Всехсвятское образовалась колония грузин, а само село попало на страницы истории многовековых взаимоотношений России и Грузии. Позднее началась новая волна грузинских августейших иммигрантов. В Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и многочисленной свитой. Грузинский правитель тоже отправился во Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне.
Царевич Александр Арчилович, у которого во Всехсвятском не раз гостил Пётр I, попал во время Северной войны в плен и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736 годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней.
Главный престол освящён в честь Всех Святых, а два придела – в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» и во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Новопостроенная церковь стала центром грузинской колонии в Москве. В самом конце XVIII века очередной владелец Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского. Здесь стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольные праздники во Всехсвятском происходили большие народные гулянья. В 1812 году и храм, и село разорили войска Наполеона, но стараниями царевича Георгия всё было восстановлено и храм благолепно украшен.
Храм Всех Святых стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Александрович Багратион, отец знаменитого генерала Петра Ивановича Багратиона. Сам полководец и поставил памятник на отцовской могиле.
После прокладки шоссе в 30–е годы XIX века во Всехсвятском начались массовые народные гулянья. Если в соседнем Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдалённом Всехсвятском – простые москвичи. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878 году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов только что отгремевшей Русско-турецкой войны.
Незадолго до революции, когда шла Первая мировая война, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестёр милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях.
После революции священное Братское кладбище постигла трагическая судьба. Поздней осенью 1917 года там появились новые могилы, в которых по благословению патриарха Тихона похоронили офицеров и юнкеров, павших в революционных ноябрьских боях в Москве. Уже в середине 1920–х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено при строительстве метро. Хотя есть легенда, что одна могила с памятником долго сохранялась, потому что отец убитого воина лег на надгробие и сказал: «Уничтожайте меня вместе с ним».
Помимо уничтожения кладбища, революция принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения. Вся окружающая село территория стала полигоном для социалистических экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности. В 1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича, а в 1933 году – в Сокол и одноимённый первый кооперативный посёлок. Название «Сокол» появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок.
В 1923 году храм захватили обновленцы, а в 1939 году он был закрыт, его иконостас публично сожгли во дворе, а в самом храме по обыкновению устроили склад. Однако вскоре после восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен. В нём появились святыни: чтимый Казанский образ Богоматери и икона Всех Святых.
В 1992 году храм получил статус патриаршего подворья и вскоре прилегающая к нему территория стала настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в память жертв красного террора. В сквере у храма установлены памятники павшим в германской, Гражданской, Великой Отечественной войнах, георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения. Здесь впервые в России в 1994 году по благословению патриарха Алексия II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и Белого движения». Храм Всех Святых помнит всех, кто отдал жизнь за Отечество.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Добавить комментарий