Вселенский собор

Содержание

Вселенские соборы

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Запрос «Вселенский собор» перенаправляется сюда; о картине Сальвадора Дали см. Вселенский собор (картина).

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов
(икона, XIX век)

Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenica Concilia) — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характеров.

В самом начале истории Церкви термин «Σύνοδος» — «Собор» употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея Вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить Вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов. У Булгакова:

На протяжении первых IX веков Вселенскими Соборами называются соборы, которые при содействии светской (императорской) власти составлялись из епископов христианской Церкви из различных частей Греко-римской империи — ойкумены (греч. οἰκουμένη, лат. orbis terrariim) и так называемых варварских стран для суждения о предметах догматических и канонических. Император, как страж (лат. custos) веры и Церкви, созывал собор, делал ассигновку на расходы, назначал место его заседаний, переводил из одного города в другой, лично присутствовал и пользовался почетным председательством, или назначал своих чиновников для наблюдения за порядком, распускал собор и по предложению собора скреплял акты собора своею подписью.

Признаки Вселенских соборов

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Вселенские соборы и поместные церкви

Исторически сложилось, что разные христианские церкви по-разному относятся к Вселенским соборам и имеют своё мнение об их количестве. Исходя из основных признаков Вселенского собора, а именно «признание собора Вселенским всеми поместными церквами» и «единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда», бесспорным статусом Вселенского собора, из числа так именуемых, обладают только первые два, поскольку признаются Вселенскими всеми поместными церквями и их решения не вызывают возражений ни у кого.

Два Вселенских собора признаются Ассирийской церковью Востока, изначально бывшей самоотстраненной от процесса развития догматов в Римской империи в силу своей изолированности в зороастрийской Персии. По причине неактуальности для АЦВ проведённых в Византии соборов их решения принимались ею много позже. Так, Никейский собор 325 года был принят на поместном соборе АЦВ под председательством католикоса Армении Мар Акака в 410 году, то есть почти через столетие, незадолго до III собора. А Константинопольский собор 381 года принят в 554 г. на соборе Мар Йосепа, то есть почти через два столетия, когда был уже проведён не только III Эфесский собор 431, осуждавший Нестория, но и Халкидонский собор 451 года и II Константинопольский собор 553 года, на котором каноническое единство АЦВ с Церковью Запада (нынешними православными и католиками) было разрушено. В настоящее время невозможно и евхаристическое единство хотя бы потому, что учение АЦВ о евхаристии, воспринятое протестантами, делает её безусловно неправославной несмотря на то, что православные и Церковь Востока не анафематствовали друг друга. Всё это косвенно свидетельствует о том, что мнение Церкви Востока о количестве и важности Вселенских соборов: по её мнению, III и последующий соборы были только поместными соборами Церкви Запада, хотя некоторые их решения (например, осуждение платонизма и оригенизма на II Константинопольском соборе) Церковь Востока приняла — не может служить несомненным критерием подтверждения статуса последующих соборов для остальных церквей.

Иначе относились к Вселенским соборам миафизитские Древние восточные церкви (Ориентальные древнеправославные церкви), активно участвовавшие в христианском догматотворчестве, как принимая участие в соборах, так и высказывая своё к ним отношение после и часто принимая отдельные их решения. Древневосточные православные церкви времён христологических споров представляли собой подавляющее большинство региональных поместных церквей (против одного Рима и колеблющегося во мнениях Константинополя, все восточные патриархаты в империи и за её пределами, что было подано как «национальный сепаратизм»), а потому неприятие решений Халкидонского и последующих соборов Древневосточными миафизитскими церквами, лишило, на их взгляд, эти соборы основных признаков Вселенских соборов и вообще каких бы то ни было соборов. Соответственно, Древневосточными миафизитскими церквами признаются только три Вселенских собора, остальные соборы они отказываются признать даже поместными.

Что касается православных церквей византийской традиции, то они все признают семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола. Вопрос непризнания соборов, начиная от Халкидонского, Вселенскими соборами и вообще соборами миафизитскими церквами Церковью Византии решался тем, что Вселенная (Ойкумена) в сознании греков и латинян ассоциировалась с Римской империей, а сама Вселенская церковь — с патриархатами, признающими духовное первенство римских епископов и административную власть над церковью императоров. Не считающиеся с такой логикой Древневосточные церкви были объявлены антихалкидонскими имперскими церквами, «отпавшими от Вселенской церкви», и их мнение о количестве и статусе соборов с тех пор в расчёт не принималось, почему и все последующие соборы считались Вселенскими.

С постепенным ослаблением политического влияния Византии, в особенности после разделения церквей — двух половин некогда единой Церкви Римской империи в 1054 году, западная Римская церковь, соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени, с точки зрения Римской Католической церкви, состоялся 21 Вселенский собор.

Список соборов

Полужирным шрифтом выделены поместные соборы, по значению соответствующие статусу Вселенских.

Собор Годы Католическая церковь Православные церкви Протестантские церкви Древневосточные церкви
I Первый Никейский собор 325 X X X X
II Первый Константинопольский собор 381 X X X X
III Эфесский собор 431 X X X X
IV Халкидонский собор 451 X X X
V Второй Константинопольский собор 553 X X
VI Третий Константинопольский собор 680—681 X X
Трулльский собор 691—692 X
VII Второй Никейский собор 787 X X
VIII Четвёртый Константинопольский собор I 869—870 X
Четвёртый Константинопольский собор II 879—880 X
Великая схизма (1054)
IX Первый Латеранский собор 1123 X
X Второй Латеранский собор 1139 X
XI Третий Латеранский собор 1179 X
XII Четвёртый Латеранский собор 1215 X
XIII Первый Лионский собор 1245 X
XIV Второй Лионский собор 1274 X
XV Вьеннский собор 1311—1312 X
Пятый Константинопольский собор 1341—1351 X
XVI Констанцский собор 1414—1418 X
XVII Ферраро-Флорентийский собор 1438—1445 X
XVIII Пятый Латеранский собор 1512—1517 X
Начало Реформации (1517)
XIX Тридентский собор 1545—1563 X
Иерусалимский собор 1672 X
XX Первый Ватиканский собор 1869—1870 X
XXI Второй Ватиканский собор 1962—1965 X

Вселенские соборы, признаваемые Православной, Католической, Протестантскими и Древневосточными церквами

См. также Апостольский собор

  • Первый Вселенский собор 325 г. — I Никейский. Принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи. Также он постановил, что Христос вочеловечился, то есть имел не только тело человека, но и человеческую душу.
  • Второй Вселенский собор 381 г. — I Константинопольский. Повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице, дополнение Никейского Символа веры). Собор поясняет, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть Ему и Богом.
  • Третий Вселенский собор 431 г. — Эфесский (осуждение Нестория, запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры («да не отменяется Символ веры трёхсот восемнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее…» — 1-е правило Собора). Также этот собор поясняет, что человеческая природа Христа взята без всякого изъяна, неизменной. Этот собор не признаётся Ассирийской церковью.

Вселенские соборы, признаваемые Православной, Католической и Протестантскими церквами

  • Четвёртый Вселенский собор 451 г. — Халкидонский (осуждение монофизитства).

Вселенские соборы, признаваемые Православной и Католической церквами

  • Пятый Вселенский собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, оригенизма, несторианских сочинений и, повторно, монофизитства).
  • Шестой Вселенский собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства) (Трулльский собор, «Пято-шестой собор», 691 года в православии рассматривается как продолжение Шестого Вселенского Собора, изначально не признан за пределами Византийской империи, Римо-Католической Церковью не признан до настоящего времени).
  • Седьмой Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, имеют право на существование иконы с его изображением.

Соборы, называемые Вселенскими некоторыми богословами и иерархами Православной церкви

Эти соборы не имеют официального статуса Вселенских и считаются поместными, но в литературе встречается именование их Вселенскими. Тем не менее, предсоборные совещания, проводимые при подготовке нового Всеправославного собора, не признали эти соборы Вселенскими.

8. Большой Софийский собор 879—880 гг. — IV Константинопольский (восстановление Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским. 9. 1341—1351 гг. — V Константинопольский (подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов).

Соборы, признаваемые только Католической церковью

8. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквями; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт. 9. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру). 10. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского). 11. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского). 12. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции). 13. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена). 14. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью). 15. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров). 16. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа). 17. 1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище). 18. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа). 19. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа). 20. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали). 21. 1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).

Разбойничьи соборы

Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться Вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквями.

  1. 341 г. — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением).
  2. 355 г. — Миланский собор (репрессии ариан против их противников. Собор не признан ни одной из современных церквей).
  3. 449 г. — Эфесский «Разбойничий» собор.
  4. 754 г. — Первый Иконоборческий собор.
  5. 815 г. — Второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора).

Подготовка Всеправославного собора Православной церкви

Основная статья: Всеправославный собор

В 1920-х, 1960-х и 1990-х годах предпринимались попытки начать подготовку к созыву Восьмого Вселенского собора Православной церкви, но все они заканчивались ничем. В последнее время сторонники созыва собора, в том числе в крупнейшей из поместных церквей — Русской православной церкви, вновь активизировались.
В соответствии с практикой Православной церкви, признать Вселенским собор может только последующий собор (как правило, тоже Вселенский). В случае созыва такого собора, ожидается признание в качестве Вселенского Константинопольского собора 879—880 годов, запретившего добавление к Символу веры и признавшего Вселенским 7-й собор.

Другое значение

Согласно Н. Ф. Каптереву, «вселенскими» иногда в документах XVII—XVIII веков называли некоторые земские соборы (например, тот, который избирал на царство Михаила Фёдоровича).

> См. также

  • Поместный собор

Примечания

  1. Католицизм: Словарь атеиста / пПод общ. ред. Л. Н. Великовича. — М.: Политиздат, 1991. — С. 251. — ISBN 5-250-00779-1.
  2. Булгаков С. В. Вселенские Соборы. Соборы Восточной Церкви по IX в. // Настольная книга священнослужителя. — 3-е изд. — К., 1913. — С. 1745. (недоступная ссылка)
  3. Вселенские соборы // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Гл. ред С.С. Аверинцев. — 1993, М. — Т. 1. — С. 385—386. — ISSN 5-85270-050-9.
  4. Поснов М. Э. «История Христианской Церкви», стр. 423—431.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Соборы не указан текст
  6. Всеправославный собор оказался под угрозой срыва // Взгляд, 8/VI/2016
  7. Упоминание «о так называемом осьмом Вселенском Соборе» есть, например, в «Окружном послании» 1848 г., § 5 п. 11: «Подвергнуто анафеме, как нововведение и увеличивание Символа, на (так называемом) осьмом вселенском Соборе, созванном в Константинополе для умирения Церквей восточных и западных».
  8. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные Московские соборы XVI и XVII столетий Архивная копия от 18 июня 2010 на Wayback Machine // Богословский вестник, 1906. — Т. 3. — № 10. — С. 331.

Литература

  • Вселенские соборы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Александрийские соборы // Православная богословская энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
  • Правила Апостолов и Вселенских Соборов
  • Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви», том 4.
  • Карташёв А. В. Вселенские Соборы Париж, 1963.
  • Иоанн (Митропольский). История Вселенских соборов. СПб., 1906.
  • Владислав Цыпин (протоиерей). Церковное право // Глава: 6. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов.
  • Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1910. Том 1. Том 2. Том 3. Том 4. Том 5. Том 6. Том 7.

Признаются
Католической и
Православной церквями

  • Первый Никейский собор (325)
  • Первый Константинопольский собор (381)
  • Эфесский собор (431)
  • Халкидонский собор (451)
  • Второй Константинопольский собор (553)
  • Третий Константинопольский собор (680—681)
  • Второй Никейский собор (787)

Признаются
Католической церковью

  • Четвёртый Константинопольский собор (869—870)
  • Первый Латеранский собор (1123)
  • Второй Латеранский собор (1139)
  • Третий Латеранский собор (1179)
  • Четвёртый Латеранский собор (1215)
  • Первый Лионский собор (1245)
  • Второй Лионский собор (1274)
  • Вьеннский собор (1311—1312)
  • Констанцский собор (1414—1418)
  • Ферраро-Флорентийский собор (1431—1445)
  • Пятый Латеранский собор (1512/1517)
  • Тридентский собор (1545—1563)
  • Первый Ватиканский собор (1869—1870)
  • Второй Ватиканский собор (1962—1965)

Частично признаются
Православной церковью

  • Трулльский собор (692)
  • Четвёртый Константинопольский собор (Софийский) (879—880)
  • Пятый Константинопольский собор (1341—1351)
  • Ясский собор (1642)
  • Иерусалимский собор (1672)
  • Всеправославный собор (2016)

Не признаются
(Разбойничьи соборы)

  • Антиохийский собор (341)
  • Миланский собор (355)
  • Второй Эфесский собор (449)
  • Иерийский собор (754)
  • Константинопольский собор (815)

См. также

  • Иерусалимский собор (49)
  • Иерусалимский собор (1443)

7 Вселенских Соборов

С давних пор важные церковные вопросы принято решать на специальных собраниях, которые называются «Вселенскими соборами». Всего в истории было семь Вселенских соборов. На них должны присутствовать главы всех поместных церквей. Здесь принимаются различные догматы, законы, каноны.

Первый собор

Константин Великий на первом Вселенском Соборе

Состоялся в 325 году в городе Никея по поводу возникшей ереси Ария. В результате:

  • ересь была отвергнута, Иисус признан единосущным Отцу;
  • создан Символ веры;
  • оговорено время празднования Светлого Христова воскресения.

Второй собор

Проходил в 381 году в столице Византии- Константинополе по поводу ереси Македония, отрицавшего, что Святой Дух – часть Святой Троицы. Результат:

  • ересь отвергнута, Святой Дух признан единосущным Отцу и Сыну;
  • дополнен Символ веры пятью пунктами, с тех пор он не изменялся.

Третий собор

Созывался в 431 году в городе Эфес по поводу ереси Нестория, утверждавшего, что Христос изначально был человеком. Результаты собора:

  • ересь была осуждена;
  • Христос признан имеющим человеческую и Божественную природу.

Четвертый собор

Проходил в 451 году в Халкидоне по поводу ереси монофизитов, считающих, что человеческой природы нет во Христе. Результаты:

  • ересь была отвергнута;
  • создан догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.

>Пятый собор

Проходил в 553 году в Константинополе по причине столкновения монофизитов с несторианами. Результатом было подтверждение решений Третьего и Четвертого Вселенских соборов.

Шестой собор

Состоялся тоже в Константинополе в 680 году по поводу учения монофелитов. Результатом было признано учение о двух волях по двум природам во Христе – Божественной и человеческой.

Седьмой собор

Проходил в 787 году в городе Никея по поводу иконоборчества. Решения:

  • ересь отвергнута;
  • создан догмат о почитании святых икон.

С тех пор Вселенские Соборы больше не проходили, хотя некоторые утверждают, что проходил тайно восьмой собор. Но это не является правдой.

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Кратко о церковных Соборах

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Первый Никейский собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

III Вселенский Собор. Дечаны, фрагмент

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле. Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя.

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание. На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ

Вселенских Соборов в истинной Православной Церкви Христовой было семь: 1. Никейский, 2. Константинопольский, 3. Ефесский, 4. Халкидонский, 5. Константинопольский 2-й. 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, — Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I.

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков — монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, несмотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Первый Никейский собор (325 г.)

Предпосылки

Евсевий Кесарийский указывал, что император Константин был разочарован церковной борьбой на Востоке между Александром Александрийским и Арием и в послании к ним предложил своё посредничество. В нём он предлагал оставить этот спор.

Импаратор Константин с моделью Константиноополя. 1000 год.неизвестен, GNU 1.2

Подателем этого письма император избрал епископа Осия Кордубского, который, прибыв в Александрию, понял, что вопрос на самом деле требует серьёзного подхода к его решению. Поскольку к тому времени требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий, было принято решение о проведении Вселенского Собора.

Участники

Древние историки свидетельствовали, что члены собора явно составляли две партии, отличавшихся известным характером и направлением: православная и арианствующая. Первые утверждали:

Источники называют различную численность участников Собора; принятое ныне число участников, 318 епископов, называли Иларий Пиктавийский, Василий Великий и Афанасий Великий. При этом, ряд источников указывал меньшее число участников собора — от 250.

В то время на Востоке было около 1000 епископских кафедр и около 800 — на Западе (в основном в Африке). Таким образом, на соборе присутствовало около 6-й части вселенского епископата.

Икона из монастыря Мегало Метеорон в Греции, представляющая Первый Вселенский Собор Никеи 325 г., с осужденным Арием в нижней части иконыJjensen, CC BY-SA 3.0

Представительство было весьма непропорциональным. Запад был представлен минимально: по одному епископу из Испании (Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии; папа Сильвестр лично не принял участие в соборе, но делегировал своих легатов — двух пресвитеров.

На соборе были также делегаты от территорий, не входивших в состав империи: епископ Стратофил из Питиунта на Кавказе, Феофил Готский из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Большинство епископов было из восточной части империи. Среди участников было много исповедников христианской веры.

Сохранились неполные списки отцов собора, в которых отсутствует такая выдающаяся личность как Николай Мирликийский, его участие может только предполагаться.

Ход собора

Местом созыва поначалу предполагалась Анкира в Галатии, но потом была выбрана Никея — город, располагавшийся недалеко от императорской резиденции. В городе находился императорский дворец, который предоставили для заседаний и размещения его участников. Епископы должны были съехаться в Никею к 20 мая 325 года; 14 июня император официально открыл заседания Собора, а 25 августа 325 года собор был закрыт.

Почётным председателем на соборе был император, который тогда не был ни крещёным, ни оглашенным и принадлежал к разряду «слушающих». Источники не указывали, кто из епископов первенствовал на Соборе, но позднейшие исследователи называют «председателем» Осию Кордубского, который в списках отцов собора значился на 1-м месте; высказывались также предположения о председательстве Евстафия Антиохийского и Евсевия Кесарийского. По свидетельству Евсевия император действовал как «примиритель».

В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомедийского. Оно было сразу же отвергнуто большинством; ариан на соборе было около 20 епископов, хотя едва ли не меньше было защитников Православия, таких как Александр Александрийский, Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский.

223/5000 Император Константин и Никейский собор. Ниже приводится сжигание книг Ариананеизвестен, Public Domain

После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению императора Константина (по всей вероятности, от лица епископов термин был предложен Осием Кордубским), была добавлена характеристика Сына «единосущна (ομοούσιος) Отцу», которая утверждала, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего», то есть Сын и Отец одна сущность — Божество. Указанный Символ веры был утверждён 19 июня для всех христиан империи, а не подписавшие его епископы Ливийские, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, были удалены с собора и вместе с Арием отправлены в ссылку. Под угрозой ссылки свои подписи поставили даже самые воинственные вожди ариан, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский (порт. Teógnis de Niceia).

Собор также вынес постановление о дате празднования Пасхи, текст которого не сохранился, однако оно известно из 1-го Послания отцов Собора к Церкви Александрийской:

Епифаний Кипрский писал, что в определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением I Вселенского Собора следует руководствоваться 3 факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением.

Никейский Символ веры. Икона с изображением Первого Никейского собора.неизвестен, Public Domain

Собор составил Послание «Церкви Александрийской и братиям в Египте, Ливии и Пентаполе», в котором кроме осуждения арианства говорится ещё о решении относительно мелитианского раскола.

Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных вопросов церковной дисциплины.

Постановления

Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А. В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.

  • Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.
  • Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.
  • Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
  • Собор также установил время ежегодного празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Объясните значение фразы» на церковном соборе иван 3 предложил»у митрополита и у всех владык и всех монастырей сёла поимати » а взамен обеспечить их » из своея казны деньгами …и хлебом»

У кого есть проект по истории на тему» От боярской олигархии к единовластию. Плюсы и минусы сильной центральной власти». Кому не сложно помогите. Помогите пожалуйста​ Скласти історичний портрет йосипа сліпого Какое значение имело появление государства у франков​ Частью какой общности являются славяни​ Какой объект(город, населённый пункт, река и др.) связан с созывом генеральных Штатов во Франции ​ Форма основных государств у восточных славян​ Помогите! решите кроссворд: Категория лично свободных граждан Спарты, лишенных права управления государством. Народное собрание в Спарте. Как называл ись племена, поработившие Лаконию? Как называется краткая, но емкая речь? Как называлось «государство-казарма» в Древней Греции? Порабощенное население Древней Спарты. Как называлась область, завоеванная спартанцами в VII веке до нашей эры? Кто готовил решения для народного собрания? Кто занимался повседневными делами древних греков? Как назывались цари в Спарте? Что написал Радищев о Великом Новгороде. Кратко Чьи это слова:* после меня хоть потоп*​

Русская Православная Церковь во времена правления Ивана III. Собор — это что такое? Значение слова

Прочитай текст.

К эпохе Ивана III, когда Русь освободилась от ига и стала полностью независимым государством, относятся и первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом; царский титул начинает широко использоваться в литературных произведениях.

Можно было принять какой угодно титул, но иностранные правители могли его не признать — именно поэтому Иван III и пробует царское звание в дипломатической переписке с более мелкими государствами.
В 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Стоит отметить, что, производя слово «царь» от caesar, русские правители считали этот титул тем же самым, что и император («кесарь» в Византийской империи), ну а после падения Византии под натиском турок в 1453 году, Русь воспринималась как её наследница и единственный оплот православия (или шире — всего христианства, т.к. остальные христианские конфессии считались «неправильными»). Отсюда и известное «Москва — Третий Рим».

Объясни, как ты понимаешь выделенный в тексте абзац.

Прочитай материал темы в учебнике.

Разберём некоторые исторические факты. В тексте параграфа на стр. 27:

—-» В 1503 году на церковном соборе Иван 3 предложил » У митрополита, и у всех владык, и всех монастырей сёла поимати «, а взамен обеспечить их» из своея казны деньгами… и хлебом «.Но церковнослужители напомнили Ивану 3 , что Русскую православную церковь наделяли землями его предки- князья, и утверждали, что все » стяжания (приобретения) церковные — Божия суть стяжания «.

Объясни в комментариях своими словами — Что хотел сделать Иван 3? Удалось ли ему это и почему?

Запомни, что отъём церковных земель в пользу казны называется » СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ «.

Далее, на стр.28 , речь идёт о выделении уделов Иваном 3 своим сыновьям. Обрати внимание на следующие факты:
Право чеканить монету имел только старший, Василий. Остальные сыновья, хот и имели уделы, находились в подчинённом положении. Вывод: феодальная раздробленность на Руси была окончательно ликвидирована.

Обрати внимание на ещё один факт. Василий 3 , сын Ивана 3 , продолжает начатую отцом перестройку Кремля. Такое строительство — дело затратное. Откуда же в казне взялись деньги?
А оттуда. Вспомни, сколько земель было присоединено Иваном 3 . И всё их население платило налоги и подати в казну. Вывод: государство усилилось.

Свяжи между собой эти три события.

Иван 3 женился на Софье Палеолог, представительнице Византийской династии.
Перестройка Кремля. Надо считать, что новый Кремль был больше и красивее старого…
Принятие Иваном 3 царского титула.

Разберём изменения в управлении государством.
Боярская дума. Запомни, кто в неё входил? Какова её функция?
Государев двор — ближайшие помощники царя в управлении государством. Из кого назначались?
Возникновение новых органов управления — приказов. Почему они появились?
Наместники и кормление. Чем занимались наместники и как оплачивалась их работа?
Поместье и военная служба.
Волость.
Дворяне.
Дети боярские.

Объясни кратко эти понятия.

Что означает слово…?

Что означает слово…?

Жизнь стремительно меняется. Интеграция с другими культурами, информационное взаимодействие, обмен кулинарными традициями и общее эволюционирование отражаются на словарном составе русского языка. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. В этом вам помогут толковые словарики, поскольку изменения в лексике сразу же отражаются в них.

Словарь онлайн

Совсем недавно, чтобы узнать что означает иностранный термин или неизвестное выражение, люди ходили в читальные залы. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Да-да, библиотеки были унифицированными центрами и источниками получения справочных сведений. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Множество томов занимали целые антресоли, и тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем. С развитием технологий, появлением интернета и электронных носителей доступ к массивам знаний стал более легким, моментальным. В нашем онлайн-словаре вы найдете толкование смысла и происхождения за 2-3 секунды.

Зачем нужны толковые тезаурусы и почему они не теряют актуальности? Большинство людей предпочтут избежать курьеза, чем оправдываться. В век популяризации соцсетей информация разносится мгновенно, а прослыть невежественным — перспектива, согласитесь, незавидная. Русский толковый словарь онлайн на сайте how-to-all — ресурс для поддержки компетентности в любом вопросе. Заглядывайте сюда, чтобы не ударить в грязь лицом. Он объяснит семантику, какое значение имеет слово в указанном контексте, его историю.

Найти значения слов

Найти значения слов

С помощью сайта вы быстро узнаете смысловое содержание словарных единиц, толкование профессиональной лексики, терминов, родных фразеологизмов. Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы. Наш словарь-толкователь объединяет в общую статью формулировки из известных справочников и энциклопедий. Что означает слово «Канун» доходчиво рассказывает «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона» , «Словарь Ефремовой» , «Словарь Ожегова» , «Тезаурус русской деловой лексики» , «Вестминстерский словарь теологических терминов» , «Православная энциклопедия» , «Словарь пчеловода» , «Словарь церковных терминов» , «Православие. Словарь-справочник» и словарь «Словарь Ушакова» .

«Словарь значения слов»

Структура справочника исключает алфавитный рубрикатор. Просто впишите нужное словечко в поисковую строку и найдите значение выражения. При вводе сработает функция автодополнения. Перемещайтесь по списку стрелочками ↓ или клавишей Tab.

Лексический словарик выдаст трактовки из нескольких источников, а так же родственные семантические единицы, близкие по написанию паронимы. Статьи помогут определить суть термина, установить стилистическую оценку, интерпретируют различные случаи употребления с примерами, альтернативное толкование, если оно есть, а так же историю происхождения. Выберете подходящий вариант интерпретации.

Обратите внимание, что корректное истолковывание содержания, что обозначает слово, зачастую зависит от контекста предложения. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами.

Русский толковый словарь значений how-to-all

  • Пригодится при написании реферата, курсовой и дипломной работы, при разгадывании кроссворда;
  • найдет и объяснит значение выражения;
  • расширит ваш лексикон;
  • поможет понять, что обозначает словцо;
  • истолкует профессиональную терминологию;
  • объяснит смысл фразеологизма и подберет схожие по семантике единицы;
  • выявит исторический подтекст устойчивых словосочетаний;
  • подскажет в каком контексте их следует употреблять;
  • пояснит фразы, употребленные в переносном значении;
  • будет полезен для изучающих другой язык: подберет семантические единицы в английском, немецком и прочем иностранном словарике;
  • установит этимологию лексикографической единицы.

Что означает слово «канун»

Толкование

Канун это:

Канун

кану н , кануна, муж. (от греч. kanon).

1. День, предшествующий празднику. Канун рождества.

2. перен. Время, непосредственно предшествующее какому-либо знаменательному событию (книж. ). Канун освобождения.

3. Название разных церк. молебствий (церк. , обл. ).

4. Кутья (обл. ).

* Православие. Словарь-справочник

Канун

(искаж. греч. «установленный»)

подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид. На канун ставят свечи об упокоении душ усопших (умерших) православных христиан.

* Словарь церковных терминов

Канун

(искаж. греч. установленный) — подсвечник, в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

>* Словарь пчеловода

Канун

А, м. Мед, который ставился во время панихиды на церковный столик (или на поминальный стол после похорон).

* Православная энциклопедия

Канун

большой подсвечник, выполненный в виде стола с распятием и большим количеством ячеек для установки свечей. Канун ставят в храме там, где совершаются заупокойные службы.

* Вестминстерский словарь теологических терминов

Канун

♦ (ENG vigil)

(лат. vigilia — ночь бодрствования)

ночь перед праздником, в течение к-рой церковь «бодрствует», совершая молитву и самоотчет, приготовляясь к рассвету наступающего дня.

>* Тезаурус русской деловой лексики

Канун

Syn: преддверие (приподн.), приближение

* Словарь Ожегова

КАНУ Н, а, м., чего.

1. День перед праздником, накануне праздника. К. Нового года.

2. перен. Время, предшествующее какомун. событию. К. важных событий. К. встречи.

В канун чего, в знач. предлога с род. п.непосредственно перед чемн. Дебаты в канун выборов.

| прил. канунный, ая, ое (устар.).

* Словарь Ефремовой

Канун

  1. м.
    1. День, предшествующий какому-л. празднику или знаменательному дню.
    2. Временной период, непосредственно предшествующий какому-л. значительному событию.
  2. м.
    1. Название различных церковных молебнов, а также обрядовых песнопений.
    2. Поминальное кушанье, напиток.

* Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Канун

День, непосредственно предшествующий какому-либо церковному празднику. Церковным уставом определяется особый чин богослужения для кануна великих праздников; тем же уставом, а также народными обычаями определяется обряд времяпрепровождения такого кануна, причем обычаи не всегда согласуются с требованиями церковного устава.

Н. Б-в.

Существуют слова, значение которых настолько многозначно, что сразу не разберешь, о чем идет речь. И если не проникнуть в самую суть, то догадываться приходится по контексту. Возьмем, к примеру, слово «собор». Это что такое, вы сразу скажете? Что имеет в виду человек, произносящий его? Согласитесь, необходимо выслушать предложение, чтобы понять суть. Ведь термин означает множество вещей. Давайте разберемся, собор — это что такое?

Полистаем словари

Даже самые простые теоретические изыскания принято начинать с первоисточников. Значение слов содержится в специальных книгах, обратимся к ним. Согласно специальной литературе, собор — это здание, собрание граждан, совещание ответственных лиц, проводимое с определенной целью. Как правило, термин принято связывать с религиозной темой. Например, всем известен Исаакиевский собор. Так называется большой православный храм, в котором по праздникам службу проводит патриарх. Однако на Руси собором назывались и светские мероприятия. У А.С. Пушкина есть такие строки: «Разите варваров кровавыми стихами; Невежество, смирясь, потупит хладный взор Спесивых риторов безграмотный собор». Здесь имеется в виду собрание, далекое от решения религиозных дел. А вот Словарь церковных терминов объясняет смысл слова, с точки зрения православия. В нем собор — это и здание, и совещание представителей христианских общин, и праздник. Следовательно, необходимо поподробнее разобраться с нашим термином.

Лексическое значение слова «собор»

Наука старается разобраться с понятиями досконально, чтобы не осталось никаких вопросов. Под понимают, если верить учебникам, тот образ или явление, на которые указывает набор звуков. И здесь мы приходим все к той же многозначности. Ведь под словом «собор» наш собеседник может понимать и существительное (храм) и явление (собрание). То есть, один и тот же термин указывает на разные, по сути, вещи. С одной стороны, оно обозначает строение, в котором совершаются богослужения, с другой, призывает подумать о съезде уполномоченных представителей. Разбираться, что конкретно имеется в виду, приходится по контексту. К примеру, когда слышите фразу: «Я посещал во время экскурсии православный собор», представляете здание. Каждому понятно, что речь идет о большом храме, украшенном иконами и фресками. Иное дело, к примеру, Это словосочетание — анахронизм. Таких мероприятий нынче не проводится.

Что такое земский собор

Чтобы понять суть этого понятия, необходимо обратиться к смыслу власти. Правитель должен опираться на какую-то силу, чтобы его приказы исполнялись. У тирана есть войско и полиция, у президента — избирательная система, народ и парламент. На Руси XVI века правители предпочитали советоваться с определенными группами населения при принятии важных решений, влияющих на все население. Народ собирали по месту жительства специальными распоряжениями. Московские правители слали гонцов во все концы страны с требованием посовещаться с представителями служилого и торгового класса. То есть, обычных крестьян не слушали. На земский собор приглашались люди состоятельные, имеющие влияние в своем квартале или цехе. Наверное, таким нехитрым образом зарождалась демократия. Земские соборы действовали довольно долго, порядка ста пятидесяти лет.

Церковные понятия

Верующие также организовывали работы своеобразных совещательных органов. Соборы у христиан бывают поместными, архиерейскими, вселенскими. Различаются они по статусу участников и уровню принимаемых решений. Так, на Поместный собор приходили, как архиепископы, так и простые верующие. Обсуждали вопросы религии и нравственности. А в работе принимают участие только церковные служители. Простой народ к нему не допускался. Такие собрания заменили со временем поместные. То есть вопросы религиозной жизни и нравственности стали обсуждать без учета мнения мирян. Велико значение Вселенских соборов. Это мероприятие проводится нечасто. На него съезжаются представители всех поместных церквей, то есть территориальных отделений. На таких собраниях обсуждаются важнейшие вопросы вероучения и церковного устройства. Последний пытались провести в 2016 году. Но большая часть в том числе и Русская православная, от участия отказались.

Здание

Чаще всего значение слова «собор» связывают с церковью. Так обозначают строение, в котором религиозные обряды отправляет патриарх или архиепископ. Здание имеет особую, более фундаментальную архитектуру, то есть выделяется среди других. Его украшают таким образом, чтобы верующие сразу могли оценить статус храма. Размеры его тоже должны быть значительными, так как в службе принимает участие большое количество духовенства. В соборах принято хранить духовные реликвии, имеющие огромную ценность. Они притягивают верующих, желающих прикоснуться к мощам или чудотворным иконам. Собором величают и главную церковь в большом православном монастыре. Она тоже выделяется среди остальных размерами и убранством. Именно в этом храме проводятся праздничные богослужения, руководит которыми настоятель.

Праздник

Некоторые дни в христианстве тоже принято называть соборами. Слово опять меняет свое значение. Например, Собор Пресвятой Богородицы. Это день после Рождества. В этот период в церквях проводятся специальные мероприятия, посвященные Богородице. После Крещения Господня празднуется Собор Иоанна Предтечи. Верующие приходят в церкви и славят этого Святого. Как видите, наш термин имеет много значений. Поэтому следует его правильно употреблять, чтобы слушатели понимали, о чем идет речь. Конечно, о земских соборах многие теперь не имеют представления, ведь подобные мероприятия давно канули в Лету. Однако и без этого остается много толкований термина.

Вселенский собор, повторим, это мероприятие, проводимое с целью решения основополагающих религиозных вопросов, касающихся всех верующих, а Исаакиевский — это большой храм. Необходимо отметить, что здания с таким названием обязательно сооружаются в традиционном архитектурном стиле страны и периода. Так, носит черты нормандского и готического стилей, характерных для того времени, когда он сооружался. Зодчие всех стран старались наделить свои творения характеристиками, отвечающими традициям общества, чтобы сохранить в веках его особенности.