Всякое дыхание да хвалит

Всякое дыхание да хвалит Господа

Недавно, редактор книги, в которой собираются доказательства существования Бога, спросила меня, нет ли у меня каких-нибудь размышлений на этот счет. Доказательств более, чем достаточно: и богословских, и научных, но, очевидно, у писателей должны быть какие-то свои особые откровения, до которых народ, не принадлежащий к писательскому цеху, пока не додумался. Я извинился, сказав, что ничего оригинального не смогу поведать. Но, как только произнес «имей мя отреченна», сразу же стал размышлять на заданную тему и вспомнил несколько историй о том, как люди образованные и творческие, а так же и не творческие и не книжные говорили о Боге с теми, кто пытался их убедить в том, что Бога нет.

Тем, у кого произошла личная встреча с Богом, никакие доказательства не нужны

Доказательства… Тем, у кого произошла личная встреча с Богом, никакие доказательства не нужны. С богословами все ясно. А вот с учеными и с теми, кто верит в науку, посложнее. Если Паскаль и Ньютон были богословами, а Дарвин (даже после истории с обезьяной) не переставал верить в Бога, то его адепты сделали из него «апостола безбожия». Атеизм стал модным, и в ученом сообществе абсолютному большинству привили новую веру – веру в то, что вера в Бога – признак отсталости и невежества, несовместимый со званием настоящего ученого.

Кредо атеистов: «Наука доказала, что Бога нет, а, то, что она сейчас не может объяснить, вскоре непременно сумеет. Ведь она вместе с прогрессом движется вперед и со временем объяснит все».

Но вот в середине XX века американские биологи Уотсон и Крик сделали невероятное открытие: молекулы ДНК являются носителями генной информации о наследственности и особенностях живого организма. Это текст. А кто его написал? У любого текста есть автор. Для многих стало ясно, кто этот Автор. Но все же большая часть ученых осталась верна материализму и продолжает яростно отвергать самое идею существования Творца. Выдвигаются гипотезы, подающиеся чуть ли не в виде законов, о самозарождающихся и саморазвивающихся структурах. Почему-то умалчивается, что все это «самовозникающее» не приводит ни к какому сложному развитию. Наоборот, мы видим постоянно усиливающуюся деградацию всего и вся. А гипотезу о происхождении человека от обезьяны можно принять с точностью до наоборот. На наших глазах многие представители хомо сапиенс становятся обезьяноподобными похотливыми существами с ужимками и интеллектом предполагаемого предка, теряющими способность мыслить и излагать то, что и мыслями назвать трудно.

Наблюдая за дискуссией креационистов с материалистами, понимаешь, что последние просто остаются верными приказу ни в коем случае не признавать Бога. Они не хотят Бога. Для людей здравомыслящих ясно, что сочиняемые ими бесчисленные гипотезы – просто дымовая завеса, за которой они прячут обязанность воевать с Господом Богом до конца.

Если ими любые резоны богословов не принимаются в принципе, то здравые идеи коллег по научному цеху либо замалчиваются, либо высмеиваются.

Недавно я узнал о том, что американский ученый Питер Стоун придумал оригинальный способ доказательства того, что Иисус Христос – Мессия и Сын Божий. Он изучил 456 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе и отобрал 8:

  1. Место рождения Мессии.
  2. Проповедь посланного перед Ним пророка (Иоанна Крестителя).
  3. Въезд в Иерусалим на осле.
  4. Предательство Его ближним учеником.
  5. Плата за предательство в 30 сребреников.
  6. Деньги за предательство будут брошены в храме.
  7. Мессия будет молчать перед обвинителями.
  8. Будет распят.

Используя теорию вероятности и современные методы вычисления, он установил, что шансы исполнения этих восьми пророчеств на одном человеке равны 10 в минус 17-ой степени. Для наглядности американским согражданам, зело уважающим свои денежные знаки, он объяснил, что это значит: «Если однодолларовыми монетами покрыть всю территорию штата Техас слоем в 60 см, а потом с завязанными глазами попытаться найти единственную монету…». А поскольку, при всей невероятности, все точно исполнилось, как было сказано пророками о Мессии, то… (думайте, господа атеисты).

Боюсь, что спор креационистов с материалистами будет продолжаться до скончания века. Тем, кто не хочет видеть Истины, доказать невозможно даже то, что очевидно с точки зрения здравого смысла. Значит, не нужно ничего доказывать, тем более что знаменитый господин Гедель утверждает в своей теореме: никакие доказательства ничего не могут доказать и сами недоказуемы.

Тем, кто не хочет видеть Истины, доказать невозможно даже то, что очевидно с точки зрения здравого смысла

А я лучше расскажу несколько забавных историй о том, как рассуждают о Боге люди, далекие от современной науки.

Жительница тверской деревни баба Паня сидит на завалинке со своим соседом-трактористом, а тот бранит ее за то, что она ездит в церковь в райцентр.

– Что ты, Паня, в этой церкви не видела? На электричке, да на автобусе 20 верст спозаранку трясешься? Лучше бы выспалась в воскресенье. Все ведь знают, что Бога нет.

– Во-во, трактористы-пьяницы есть, а Бога нет?!

– Я – вот, с тобой сижу. Ты меня видишь. А кто Бога когда видел?

– Я его сердцем вижу и слышу. Еще не успею что худое сделать, а он мне говорит: «Не делай этого, Панечка, не делай». Я вот сейчас хочу тряпкой половой тебе по морде дать, чтоб ты не богохульствовал, а Он мне говорит: «Не надо, Панечка, что с него возьмешь?! Ступай-ка ты лучше в избу, от греха подальше». Я и пойду. Совесть во мне – это и есть голос Божий. А вы, пьяницы, совесть пропили, оттого и не чувствуете Бога.

Своему внуку, поступившему в институт, пытавшемуся ее отвратить от веры, сказала: «Вот когда твоя наука сделает машину, в которую бы запихивали сено, а из нее бы вытекало молоко, как из нашей коровушки, тогда и поверю твоей науке». Я был свидетелем этого разговора и попросил молодого человека проследить эволюционную цепочку от космической пыли Первовзрыва до самой захудалой Буренки (даже той, что меньше козы доится).

Он сослался на то, что еще учится только на первом курсе, и обещал продолжить разговор через 5 лет, когда станет ученым. Не знаю, каким он стал ученым, но через 3 года вообще перестал приезжать к той, кто воспитывала его и кормила с пеленок. Баба Паня прожила после того разговора еще 10 лет и закончила свои дни в доме престарелых, где до самой смерти отбивалась от неверующих соседок, санитарок и медсестер. Когда я навестил ее незадолго до ее смерти, она, сидя на кровати в фуфайке и валенках, ловко отбивалась от санитарки, одетой в шубу из искусственного меха (тогда почти совсем не топили).

– Что мне, Галя, с тобой о Боге говорить. Вот я в фуфане. Он из натуральной материи сшит. И вата натуральная, и шерсть в валенках – все из Богом созданного сделано. Мне и тепло. А на тебе шубейка куцая из нефти (или какой другой химии). Тепла в ней немного, а электричества… Гляди, как искры с нее сыплются, когда снимаешь, чистый фейерверк – хоть лампочку Ильича подключай. Вас, кто в таких шубах ходит, можно заместо Днепрогэса использовать…

Вот такой богословский разговор получился.

Лет 30 назад мне рассказал один пожилой таджик, почему он верит в Бога.

– У нас в кишлаке такой случай был. Приползла к дому моих соседей змея. Огромная – больше метра. Вся израненная. Ее орел когтями изорвал. Легла она у порога. Хозяин хотел ее убить, а жена уговорила не убивать. Налила в миску ей молока. Стала кормить. Змея устроилась под лестницей и никуда не уползала, и отгоняла других змей. А у нас этого добра много. Однажды соседи пошли на гору косить. Змея – за ними. Ребенка своего в люльке повесили на дерево и косят. А ребенок дрыгался и вывалился из люльки. Покатился по склону вниз, а там недалеко до обрыва. Так змея догнала его, обвила, вцепилась зубами в корень какого-то куста и долго держала на краю обрыва, пока на крик не прибежали мать с отцом. Кто эту змею этому научил? Скажешь, инстинкт? Нет такого инстинкта – спасать детей, выпавших из люльки. А я тебе скажу, Бог даже змею может послать на спасительное дело!

История эта невероятная. В нее трудно поверить даже верующему человеку. Но рассказчик был коммунистом и председателем колхоза. Врать бы он никак не стал, поскольку этой публике верить в Бога было категорически запрещено. Рассказал он мне это под большим секретом.

Для непредвзятого человека все, что нас окружает, говорит о Божьем величии

Для непредвзятого человека все, что нас окружает, говорит о Божьем величии. Даже телевизионные передачи о природе: о миллионах видов птиц, животных, рыб и цветов – могут убедить в том, что мир создан Великим Творцом, обладающим непостижимым художественным вкусом и «инженерным гением». Да простит меня Господь за эти бедные словеса, неспособные отразить глубину восхищения красотами Божьего мира. Можно часами смотреть на бушующее море, на солнечный закат, на огонь костра, на горы, покрытые снегами, на степь в ярких огоньках цветущих маков, на цветущие яблони и вишни, на быстрые горные реки и медленные воды широких равнинных рек. На что ни глянь – повсюду свидетельства Божьей работы. И всякое дыхание хвалит Господа! А как хвалит Его крохотный соловей, поющий без подзарядки ночи напролет! А шумящие под сильным ветром леса и дубравы! А луга в долинах рек! Да какому художнику впору так изукрасить зеленое разнотравье тысячами разноцветий… Полюбуешься, глянешь вверх, а там такие картины белыми облаками по синеве небесной рисуются, аж дух захватит! А потом вдруг грозный колер заклубится-повалит, и уже не лазурь над тобою, а черно-синее мракотворение. А из него – коленчатые стрелы молний, да гром – тысячам пушек так не громыхнуть…

Наверное, это не совсем то, о чем меня просила редактор. Многие скажут, эти байки про веру в Бога необразованных людей – не доказательство! Вот и Гедель говорит, что ничего нельзя доказать…

Эх, господа атеисты, где же вы потеряли сердце, способное чувствовать Того, Кто призвал вас из небытия?! Бедные мы, бедные…

Сборник Псалтырь царя Давида заканчивает благодарственной песнью «Хвалите Господа во всех святых Его». Псалом 150 – аллилуйный последний псалом. Это глас народа к Богу, благодарность за его милость и деяния.

Текст молитвы

Хвалебный текст псалма 150 в храмах читается на церковнославянском. Не многие могут понять смысл сказанного. В домашний условиях верующий может читать псалом 150 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

Аллилу́иа

1 Хвали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́.

2 Хвали́те Его на си́лах Его, хвали́те Его по мно́жеству вели́чествия Его.

3 Хвали́те Его во гла́се тру́бнем, хвали́те Его во псалти́ри и гу́слех.

4 Хвали́те Его в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его во стру́нах и орга́не.

5 Хвали́те Его в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его в кимва́лех восклица́ния.

6 Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.

На русском языке

Аллилу́иа

1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

История написания

Автором текста является царь Давид. Говорят, что он писал данную молитву для служителей Господних, для левитов. Эти люди были выбраны для восхваления Всевышнего.

Для чего читают псалом 150?

Истинный верующий читает текст псалма 150 в следующих случаях:

  • Благодарность Всевышнего за его милость;
  • Благодарность за каждый день;
  • Для поиска выхода из трудных ситуаций;
  • Для укрепления здоровья;
  • Хвала за крепкую семью и детей.

Толкование псалма 150

Первый и последний псалмы очень схожи между собой. Исключение лишь в мыслях и целях написания. Оба из них имеют всего шесть строк-стихов. Толкование псалма 150:

Стихи 1-6: Каждая строчка из песни наполнена любовью к Господу. Верующий осознает величественность и милость Всевышнего, благодаря его за каждый прожитый день. Не признавать Господа – серьезный грех. Все строки восхваляют и почитают Бога.

Правила чтения

Заключительные псалмы читают при христианской утрени. В иудаизме они используются во время чтения ежедневной утренней молитвы. Также читаются во время празднование еврейского Нового Года ( Рош Ха-Шана).

Детально: всякое дыхание да хвалит господа текст — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу. Псалом 148 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимоидет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри, зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающимся Ему. Псалом 149 Аллилуиа. Воспойте Господеви пeснь нову: хваление его в церкви прпдбных. Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове сиони возрадуются о цари своем. Да восхвалят имя его в лицe, в тимпанe и псалтири да поют ему. Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасeние. Восхвалятся прпдбнии во славe и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцeх, обличения в людех: связати цари их путы, и славныя их ручными оковы желeзными: сотворити в них суд написан. Слава сия будет всeм преподобным его. Псалом 150 Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его: …

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-19112/?stt=1028

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш. «Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы. Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18). Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога. И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо. Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь. Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа. И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога. Это призыв ко всей твари. Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его. Особенно хвалит Бога вселенная. Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца. Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание. С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать. Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.

Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.

…………………………………….
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его:

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

2 хвалите Его за могущество Его, хвалите Его по множеству величия Его.

3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях;

4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

4 хвалите Его на тимпане и в хороводе, хвалите Его на струнах и органе;

5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.

5 хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких.

6 Всякое дыхание да хвалит Господа.

6 Всё, что дышит, да восхвалит Господа!

Слава, и ныне: Аллилуиа.

Слава:

Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа.

Слава, и ныне: Аллилуиа.

Комментарии 4

Прот. Димитрий Смирнов:

Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш.

«Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы.

Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18).

Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога.

И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо.

Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь.

Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа.

И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога.

Это призыв ко всей твари.

Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его.

Особенно хвалит Бога вселенная.

Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца.

Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание.

С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать.

Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.
Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.
…………………………………….
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Изъяснение псалма 150-го.

«Аллилуия», Аллилуия. И это – победная песнь; предсказывает же будущее у всех людей Боговедение.

Пс.150:1. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

«Хвалите Бога во Святых Его». Это – достаточное побуждение к песнопению. Если в повод к благодарению повелено нам брать и растения, и зверей, и гадов; тем паче справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ?

«Хвалите Его во утверждении силы Его». А Симмах перевел так: хвалите Его в неприступной твердыне Его; потому что один имеет твердую, негиблющую, вечную державу.

Пс.150:2. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

«Хвалите Его в силах Его»; потому что несказанны преспеяния непрестанно совершаемыя Святыми Его.

«Хвалите Его по множеству величествия Его». Сие сходно с истолкованным уже нами, а именно: «величию Его несть конца» (Псал. 144, 3). Величие Его, говорит Пророк, безпредельно, сила Его неизмерима. Поэтому не преставайте за все песнословить Его.

Пс.150:3. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

Пс.150:4. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

Пс.150:5. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

«Хвалите Его во гласе трубнем». Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которыя слышны были на горе Синае.

«Хвалите Его во псалтири и гуслех:» «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе» : «Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалехь восклицания». Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие.

Пс.150:6. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

«Всякое дыхание да хвалит Господа». Да хвалят не Иудеи только, но и все люди; потому что, как говорит божественный Апостол, не «Иудеев Бог токмо, но и языков» (Рим. 3, 29). Посему в псалме сто сорок четвертом Пророк сказал: «да благословит всяка плоть имя Святое Его» (Псал. 144, 21), а здесь говорит: «всякое дыхание да хвалит Господа». Но и там разумел не одну плоть, и здесь разумеет не одно дыхание, а напротив того и тем и другим, и телом и душею, повелевает песнословить Бога всяческих. Достоин же удивления сей конец целаго творения, и он согласен с целью пророчества. Ибо пророчество проповедует язычникам спасение, а конец пророчества повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля. Но мы не слова только слышим, а видим здесь и самыя дела. Ибо в каждом городе, в каждой веси, на полях, в уединениях, на горах и холмах, в местах необитаемых и совершенно пустынных, песнословится Бог всяческих.

А я читающих книгу сию прошу, если покажется что истолкованным хорошо и удачно, пожинать от сего пользу, а если где не постигли мы сокровенных таин Духа, не слишком укорять нас. Ибо, что могли найти, то не скупясь предложили всем; чему сами научились у отцев, то потщились сообщить потомству. Мы понесли труд, а другим приносим без труда почерпаемую пользу, и их умоляю вознаградить труд сей молитвами, чтобы нам, подкрепляясь ими, к словам приложить и дела, и приобрести ублажение за то и другое. Ибо сказано: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» (Матф. 5, 19). Сего Царствия дай Бог сподобиться всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым подобает слава Отцу со Святым Духом во веки! Аминь.