Выбор веры Владимиром
Легенда о выборе веры
Но вернемся к Владимиру. Именно его заслуга, что в конце X века Русь стала официально христианской страной, и этим самым страна была спасена как от византийской, так и от латинской борьбы с язычниками. Скажем так: крещение было произведено с твердостью и жестокостью, характерными для Владимира, но в то же время это крещение избавило народы Руси от гораздо более неприятного будущего. И какие бы отношения между Русью и другими странами ни складывались, теперь эту страну нельзя было просто предать полному уничтожению, потому что в результате крещения она встала в один ряд с другими крещеными землями. И выбор Владимиром подходящей религии как раз и был связан с политическим самоопределением Руси. В летописи процесс выбора веры показан следующим образом:
Затем приходили немцы и хвалили закон свой.
За ними пришли евреи.
После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу».
И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: » Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою.
И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.
И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними, – и обратился к послам: – Говорите перед дружиною».
Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такою зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьлш, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»».
В 988 году Владимир, собирающийся принять, между прочим, крещение от греков, пошел войной на греческую Корсунь, причерноморский город. «И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это – сам крещусь! » И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям. Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим max: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она ж не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь ж, если не пойдешь, то сделают и нам то ж». И едва принудили ее. Она ж села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыньми попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града:, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев». Год спустя он построил церковь пресвятой Богородицы и послал за мастерами из Греческой земли. В эту церковь он поместил иконы, сосуды и кресты, на которые ограбил Корсунь, а во главе этой церкви поставил того самого предателя-корсунянина Анастаса и корсунских священников. Так началась эра православия на Руси.
Первое богоугодное дело, которое Владимир совершил, – ликвидация идолов. Наследие языческой Руси как негодное для новой политической ситуации было приказано разрубить на куски или сжечь. «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы».
Не стоит видеть в этом всеобщем желании креститься признаков особого благочестия. Князь ведь ясно сказал; кто не придет на реку – будет врагом, а с врагами у Владимира разговор был коротким, как с теми же идолами, – изрубить, и конец. Так что на реку пришли все, жить-то хочется. Самое занятное в этой ситуации, что несчастные христиане, принявшие веру прежде и, вполне вероятно, совсем не по корсунскому образцу, вынуждены были тоже перекрещиваться. Вторым городом, где была проведена реформа, был Новгород, туда, как и прежде, (для установки идолов и введения государственного перунизма) был отправлен Добрыня. В новгородских летописях вы найдете скупые, но душераздирающие строки о том, как это происходило. Крещение новгородских язычников больше напоминало избиение неверных в Иерусалиме рыцарями-крестоносцами сто лет спустя. Путята крестил новгородцев огнем, говорили люди позлее, а Добрыня – мечом «Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не столько религию, сколько подчинение во имя этой религии княжеской власти», — писал о том же, но более «книжными» словами Никольский. Никакой идиллии. Массовая гибель и уничтожения инакомыслия. Трезвая и жесткая государственная политика. Скоро акция крещения была проведена по всей русской земле. «И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
Обучение книжное было обучением греческим. Дети, которые попали в это обучение, стали священниками и насельниками первых русских монастырей. О них действительно можно было плакать, как по мертвым.
Кроме создания священничества Владимир также повелел строить города по всей русской земле. Недаром в скандинавские саги Русь и вошла под названием страны городов – Гардарики. Появились новые города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. В эти города по княжескому указу отбирали народ и таким образом формировали новое население, мнения переселенцев никто не спрашивал. Переселяли из самых разных мест и самые разные народы – мужей от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей. Эту чудесную политику государственного перемещения населения будет использовать активно и Московия через пару столетий. Причем прежнее «опасное» население будет высылаться в города на окраинах, а в старые центры будут отправляться московиты. Как видите, эта чудесная практика создания из горожан зависимых людей, подчиненное население, посаженное в города для защиты Киева от нападения печенегов, не придумана москалями. Она рождена буквально в самом центре Киевской Руси. Князем-человеконенавистником Владимиром Святым.
Впрочем, даже строительство новых городков вокруг Киева не помогло избежать набегов печенегов. С 989 года и по 1015-й, когда Владимир умер, это были постоянные ежегодные войны с кочевниками. К этому времени у чадолюбивого князя повзрослело множество сыновей, которые начали в свою очередь точно такую же войну за великое княжение, как и дети Святослава Только теперь ставки были выше, а сыновей – больше Владимир умер в Берестове, и первое время его смерть от всех скрывали. Выносили его тела из палат по языческому обряду. «Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре – как по заступнике страны, бедные же – как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем». Умер Владимир от неожиданной болезни, которая свела его в могилу за считаные дни. Впрочем, источником болезни была душившая его ярость: сын Ярослав, которому было положено по условию давать в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавать в Новгороде дружине, перестал выплачивать дань с Новгорода. «И сказал Владимир: «Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся. Когда Владимир собрался идти против Ярослаба, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего», — так об этом коротко говорится в летописи. Очевидно, у Ярослава был повод бояться отца своего. Но и у Владимира был повод дрожать от ярости. Оба они – отец и сын – были достойны друг друга и хитростью, и коварством, и лицемерием.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Поскольку точная дата Крещения неизвестна, отмечают его в день святого равноапостольного князя Владимира. То есть отсчет ведется от 28 июля 988 года. В этом году юбилейные торжества шли целую неделю. В Москву даже привезли из Греции одну из самых почитаемых христианских святынь — Крест Андрея Первозванного.
Ни вина, ни прогресса
К святой миссии князь подошел ответственно. Долго выбирал государственную религию, утверждает летописный свод «Повесть временных лет». Первыми еще в 986 году пришли к нему посланцы мусульманской Волжской Булгарии (страна на территории нынешних Татарстана, Чувашии, Пензенской, Самарской, Ульяновской областей): «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой». Владимир слушал их всласть. (Князь, судя по летописи, имел 5 жен и 800 наложниц в разных городах!) Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
— История не знает сослагательного наклонения. И все же пофантазируем. Что мы получили бы, прими князь Владимир ислам? — спрашиваю директора Института проблем глобализации Михаила Делягина. — Трезвую Русь с миллиардом населения? Или поделились бы на суннитов, шиитов и шли бы бесконечные кровавые стычки, как нынче в Сирии?
— Да не было бы никакой России, не переживайте. В раннем исламе что главное? На мой взгляд, повышенная нетерпимость к иноверцам. Он и сейчас молодая религия — и посмотрите на последствия этой молодости в виде фундаменталистских проявлений и религиозной принадлежности критической части террористов.
Россия складывалась в ходе своего расширения, конечно, часто жестоко. Но по сравнению с другими интеграционными проектами наше формирование было исключительно милосердным. Россия вбирала в себя другие народы и верования достаточно бережно. Наша церковь была по меркам своего времени весьма терпимой. Многие языческие ритуалы сохранили, чтобы людям было удобнее. Вспомним отказ от преследования народного, а по сути языческого праздника Масленицы. А в Пермском крае даже фигуры святых вырезали из дерева, чтобы облегчить принятие христианства язычникам, привыкшим поклоняться идолам. И как вы себе это вообразите применительно к исламу, да еще только появившемуся?
Русская культура — социальный механизм, который преобразует достижения отдельных национальных культур в продукт, понятный и интересный всему человечеству. В этом ее уникальность. Но в рамках ислама, при всем моем искреннем уважении к «религии добра, мира и милосердия», такое было бы невозможно.
А в более поздние времена стала бы невозможной технологическая цивилизация, созданная Советским Союзом, на руинах которой мы доживаем сегодня свой век. Развитие технологий требует точного прогноза. Для молодой религии с ее рвением и верой в то, что будущее может предвидеть только Аллах, точное прогнозирование является покушением на его исключительные полномочия, едва ли не богохульством и потому отторгается. Поэтому в исламском мире, мягко выражаясь, не очень хорошо с технологиями. И, прими мы ислам, ракетно-ядерного щита Родины не существовало бы, а значит, и Родины тоже. Немецкие танки прошли бы так далеко, как захотелось бы их экипажам.
У арабов, например, есть чудное словечко «иншалла» — «если дозволит Аллах». Вы можете бесконечно долго и трудно договариваться о чем-либо, а потом вам скажут это волшебное слово, и вы поймете, что тратили силы и время зря. Если ваш партнер не захочет выполнять обещание, просто будет лень, или пожелает есть, спать, он может счесть, что это воля Аллаха, которой нельзя перечить. И не выполнит обещания, оставшись при этом безупречно честным и уважаемым человеком.
— А веселие Руси питие?
— Что касается запрета на алкоголь в исламе — это естественно в жарком пустынном климате: попробуйте выпить водочки при пятидесяти градусах в тени, и на свете сразу станет одним дураком меньше. А у нас-то климат другой! Чем отогреваться будем на морозе — гашишем? Провалившись под лед или просто обморозившись, чем растираться станем — кофейной гущей? Водка не просто так самый чистый из крепких алкогольных напитков мира: это и лекарство, и энергетик, выражаясь современным языком.
Большинство религиозных ограничений, как и народных обычаев, имеют совершенно конкретный практический смысл. Почему недолюбливающие друг друга, мягко говоря, иудеи и мусульмане делают обрезание и не едят свинины? Их религии возникли в одном климате, где обрезание необходимо даже не по гигиеническим, а чисто по медицинским причинам, а свиньи почти все являются носителями опасных для человека паразитов.
Где нужно многоженство? Там, где у мужчин и детей высокая смертность. А где жизнь относительно спокойна, многоженство непроизводительно: дефицита мужчин нет, и эффективнее тратить их силы на хозяйство, а не только на размножение.
Кстати, куда подевалась Волжская Булгария, соблазнявшая Владимира исламом?
— В XIII веке ее захватили татаро-монголы и сделали улусом Золотой Орды.
— Без комментариев.
Православие — мирная религия. Но с древних времен святые отцы всегда первыми становились на защиту земли русской (на фото — подготовка военных священников).Фото: Анатолий ЖДАНОВ
«Идите, откуда пришли!»
— Потом, судя по летописи, пришли к Владимиру иноземцы от Папы Римского. «Так говорит тебе Папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Намек, что католики и прежде пытались внедрить в Киеве свою веру, но не вышло. Но если бы Владимир тогда ушел под Папу, может, Россия уже тыщу лет была бы полноценной Европой, а не Азиопой — мостом между Азией и Европой?
— Православная вера требует от человека искреннего чувства, постоянного прислушивания к Богу и если не сотрудничества, то соработничества с ним. А главное у католиков — слепая покорность. Это превращает их в могучий политический и военный инструмент, но это невозможно для нашего национального характера, стремящегося к справедливости, а не к комфорту, пусть даже и душевному. Судя по событиям последних лет, некоторым иерархам РПЦ хотелось бы ввести у нас аналог догмата о непогрешимости Папы. Но эти люди производят впечатление не поборников, а могильщиков веры.
Стань мы католиками, послушными исполнителями воли даже собственного начальства, а не далекого Ватикана, которому мы, в общем, неинтересны, нас бы не было. Вместо нас здесь жило бы жалкое подобие польских панов, устраивающее свары по любому поводу, давящее друг друга, исполненное спеси и самодовольства, но не способное ни на какие исторические деяния на благо всего человечества.
— Затем, пишет древний летописец, пришли хазарские евреи: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» — «В Иерусалиме». — «Точно ли она там?» — «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Падший Иерусалим был далеко, но Хазарский каганат — под боком. Империя, лежавшая на территории нынешнего Кавказа, Крыма, Поволжья, Придонья до самого Урала, брала некогда дань с Византии, арабского мира, славян. Но лет за двадцать до прихода хазарских евреев в Киев отец Владимира князь Святослав Храбрый «отмстил неразумным хазарам», разгромил их войско. Это стало началом конца великого Хазарского каганата. Ходил походами на хазар и сам Владимир. И незаметно исчез каганат с карты мира. Как и Волжская Булгария. А ведь Владимир имел шанс стать каганом, прими ту веру. И были бы мы ныне евреями…
— Прими Владимир иудаизм, не то что России, но и Руси бы не было, и по той же причине: эта религия, несмотря на свою древность, очень долго развивалась в условиях враждебного окружения и потому пестует враждебность к чужим.
Русский народ просто не смог бы сложиться в рамках иудаизма. Он изначально формировался как политическая нация, объединенная даже не столько религией, сколько образом жизни и единой системой ценностей. Наша особенность — и сила, и слабость — в том, что мы считаем своими всех, кто живет по нашим правилам, и нас не особо интересует ни их цвет, ни даже их вера.
Для иудаизма это, на мой взгляд, недоступно. Посмотрите на действия «Хабад Любавич», которые поставили Россию «на счетчик», вытребовав в американском суде 50 тысяч долларов в день, а после этого стали требовать, чтобы им отдали даром под застройку лучшие участки в центре Перми. Если бы мы вели себя так, нас просто не было бы на свете, и я не уверен, что это не было бы справедливо.
Больше тысячи лет звенят, поют колокола на земле Русской
Вера в справедливость
— Язычник Владимир Красное Солнышко мог оставить все как есть. И мы до сих пор поклонялись бы Перуну, Велесу, десяткам других славянских богов. Твердят же ныне неоязычники про золотую эпоху дохристианской Руси.
— У нас есть люди, которые твердят и про золотой век предреволюционной России, в которой раз в семь лет был голод, а люди жили раза в полтора меньше, чем сейчас, и про золотой век сталинских лагерей…
Поклонение многим богам размывает волю и внимание, не позволяет сконцентрироваться на главном деле. Оно естественно в доисторические эпохи, когда человек был слаб и всецело зависел от природы. Даже сейчас оно нормально в периоды межвременья, когда история не выдвигает перед целыми народами свой вечный императив «Сделай или сдохни!».
Но если в переломные периоды, на которые так богата отечественная история, молиться не одному, а многим богам, вас просто съедят и забудут, как забыли многие цивилизации прошлого. Вопросами веры не занимаются от хорошей жизни: условия выживания тогдашнего общества потребовали перехода к монотеизму. Не пойми этого славянские князья — мы бы с вами просто не родились.
— Но мы, Михаил Геннадьевич, сегодня имеем то, что выбрал 1025 лет назад князь Владимир. Православие, предложенное последним миссионером — греческим «философом». За что церковь дала князю Красное Солнышко титул равноапостольного святого, простив прежний необузданный блуд. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее», — пишет летописец. А вы как оцениваете выбор князя Владимира? Какой благодатью аукнулось это Руси Великой?
— А что вы так опасливо задаете вопрос, хотя крест носите? Это был верный выбор, соответствующий характеру и культуре русского народа, позволивший ему не только выжить, но и окончательно сложиться и подняться к непредставимым в те времена высотам.
Другое дело, что сейчас, в современном мире, попытки вернуться на тысячу лет назад и воссоединить наше общество на основе религии способны лишь разрушить его и, восстановив против культурного наследия нашего народа все разумное и творческое, что есть в нем сегодня, породить новую Смуту.
Но такие попытки предпринимают лишь жалкие фундаменталисты разных религий, отторгаемые большинством не только нашего народа, но и собственных единоверцев.
Нам надлежит вернуться к своим основам, корням, которые питали наших предков и поддерживают нас. Как и тысячу лет назад, нас может объединить лишь общая система ценностей, общий образ жизни, общие нормы поведения. Да, тогда их выражало православие, но с того времени сменилось более сорока поколений, и сегодня нас объединяет, как говорил Линкольн, «гражданская религия»: вера в справедливость. Общую для всех нас — и атеистов, и верующих разных конфессий.
Кстати, как происходил выбор будущей религии, мы на самом деле не знаем: летопись — источник единственный, но отнюдь не надежный. Для меня в этой истории главное другое: в самые лютые времена Средневековья, в аду усобиц и татаро-монгольского ига нашим предкам очень нравилось, что в седой древности важнейшие вопросы общественной жизни решались князем хотя и единолично, но публично, на основе открытого конкурса и прямого сопоставления аргументов. И многим поколениям предков очень хотелось, чтобы именно так все и происходило.
А это представляется как юридическим доказательством склонности русского народа к демократии, так и точным описанием нашего, русского типа демократии в ее отличии как от западных, так и от исламских аналогов.
ВЫБОР ВЕРЫ: ПРИЧИНЫ И АРГУМЕНТЫ
Вопрос выбора веры и причин, побудивших князя Владимра склониться именно к такому варианту, — один из важнейших в нашей истории. Нередко его представляют чуть ли не в комичном виде, говоря, что отказ от исламизации страны был связан лишь с нежеланием князя полностью отказаться от алкоголя. Поэтому о том, как происходил этот выбор на самом деле, следует говорить особо.
Известно, что помимо христиан-византийцев князя посетили миссионеры из Рима, а также исламские и иудейские богословы, но все они получили отказ, и все по разным причинам.
Что касается римских миссионеров (а здесь, кстати, следует отметить, что к тому моменту разделения Церкви на Восточную и Западную еще не произошло, однако определенные различия между ними были уже очевидны), то летописи приводят слова, с которыми князь отказал им: «Отцы наши не приняли этого». В данном случае речь идет о первых попытках Крещения Руси, предпринятых княгиней Ольгой. О том, действительно ли случился у Ольги конфликт с приглашенным ею же на Русь епископом Адальбертом, ничего не известно. Ясно лишь, что Адальберт самовольно уехал с Руси, заявив, будто его не приняли должным образом или даже изгнали (очевидно, местные язычники во главе с князем Святославом, но никак не Ольга).
Отказ от идеи принятия ислама также связан вовсе не с любовью князя к свинине и вину (хотя, возможно, сказалось и это, как и ряд других бытовых причин). Однако отношение к исламу было гораздо глубже и серьезней, и окончательный выбор происходил на совсем другом уровне. Совокупность летописных свидетельств дает понять: проблема была в том, что ислам подразумевал глубочайшую перестройку жизни и быта Руси на совершенно чуждый и непонятный большинству населения лад. В то же время, справедливости ради, надо отметить, что исламом при дворе Владимира некоторое время интересовались всерьез. Из Хорезма на Русь даже привезли имама для обращения — но это была скорее часть политической игры князя, уже предпочитавшего византийский вариант и лишь стремившегося утвердить свое влияние в Прикаспии (как раз в это время происходит очередной поход Руси в Дербент и на Ширван).
Что касается иудаизма, то в качестве его представителей выступали, скорее всего, хазары. Значительная часть хазарской знати считала себя «потерянными коленами», а правящий дом причислялся по женской линии к собственно иудеям, грань здесь весьма условна. Столь же резонно то, что Хазарское государство, разгромленное Святославом (а добитое, кстати, самим Владимиром и его новыми хорезмийскими союзниками в поволжском походе год назад), едва ли могло служить примером для подражания. И это был основной политический аргумент у князя против принятия иудаизма. Однако диалог с хазарами, упоминаемый в летописи (по всем спискам) звучал следующим образом:
«…“А где земля ваша?”. Они же сказали: “В Иерусалиме”. А он спросил: “Точно ли она там?” И ответили: “Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам”. Сказал на это Владимир: “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?”…»*
Безусловно, это лишь краткое изложение событий, однако и оно позволяет сделать определенные выводы. Владимир, несомненно, руководствовался при выборе веры в том числе и духовными соображениями — своими личными нравственными тяготами после захвата власти. Об этом прямо говорит, например, Иаков Мних, первый жизнеописатель князя, и нет оснований ему не верить. Другое дело, что соображения политические также играли роль. А главным, определяющим, было следующее — распространение веры в Единого Бога, Его победы над языческими богами сами по себе доказывали верующим в последних силу Первого. Буквально на глазах Владимира еще до Крещения Руси христианство приняли Дания, Венгрия, Польша — давние соседи, с которыми Русь многое связывало. С другой стороны, «закон греческий» был предпочтен в первую очередь потому, что его предпочитала воспитавшая Владимира Ольга.
*»Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева. — Ред.
Князь Владимир и Крещение Руси
Обращение Руси к христианству и становление крепкого и могущественного государства неотделимы друг от друга. Обе эти исторические тенденции связаны с личностью и деятельностью великого князя Владимира. Именно благодаря ему более тысячелетия назад состоялось Крещение Руси.
Русь обладала такими природными условиями, которые способствовали ее объединению. С незапамятных времен многочисленные реки, пересекавшие ее территорию, содействовали народному и государственному единству славянских племен. Эти условия жизни отражались и на характере населения, делая его осторожным, осмотрительным, готовым ко взаимопомощи. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям. Среди верований в то время торжествовало язычество. Божества, которым славяне поклонялись, олицетворяли силы природы – Перун, Велес, Сварог, Стрибог, Хорс, Ярило, Макошь. Почитали и невидимых божеств, или, правильнее сказать, «духов». Еще больше, чем культ видимой природы, у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром (пращуром). Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки). Он стремился к общению с природой, участию в ее переменах. Так образовался годичный круг языческих праздников. Параллельно шли праздники об умерших – тризны (застольные поминки).
Выбор веры великим князем Владимиром
В общем, славяне не имели ни малейшего представления о главной фигуре христианства – едином Боге-Творце. И то, что всем славянам суждено было принять Святое Крещение, есть забота Промысла Божия, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4). Русь была готова к переменам, и они пришли в эпоху правления князя Владимира, который за свой выдающийся вклад в просвещение нашей Родины заслужил наименование равноапостольного.
Князь Владимир родился в 963 г. Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика. Матерью – Малуша Малковна, дочь влиятельного славянина из города Любеча, которая была ключницей княгини Ольги. Сын воспитывался при дворе. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, князь Святослав, послал его княжить в Новгород. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Ее влияние на воспитание внука бесспорно. Впоследствии Бог чудесами прославил мощи Ольги, и она была причислена к лику святых. Юноша рос, креп, мужал. Вскоре он проявил себя как полководец. Захватил Полоцк, затем Киев и стал единовластным князем на Руси, одолев своего брата Ярополка.
Князь Владимир Красное Солнышко
Поначалу Владимир ничего не менял в жизни страны. Ему прежде надо было освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами. История свидетельствует, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел шесть жен. Но первые годы его правления он был занят расширением и укреплением своего могущества как в военной сфере, так и в международных связях и торговле. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. Язычество его уже не удовлетворяло. Да и соседи вокруг придерживались единобожия. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры. Помимо греков-христиан за морем, на Волге жили хазары иудейского вероисповедания, другие соседи, булгары, которые поклонялись Аллаху. На западе жили тоже христиане, но ориентирующиеся на Рим и служащие в церквах на латинском языке. Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение. «Наши отцы не принимали этого», – заявил князь послам из западных стран. Решающую роль в выборе веры сыграл восторженный рассказ русских послов о великолепном, ярком архиерейском богослужении, на котором им довелось присутствовать. «Мы не знали, на земле мы или на небе», – говорили они. Было решено, что князь попросит руки константинопольской царевны Анны, чтобы на равных породниться с базилевсами. Анна же потребовала, чтобы князь принял христианство. Однако императоры поначалу не хотели выдавать сестру за киевского князя. Пришлось князю пойти походом на Корсунь. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам. Так и произошло. Князь Владимир и дружина крестились в Корсуни. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. После этого он женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Самая могущественная в мире православная держава стала союзницей Руси. Теперь новую веру надлежало ввести на родине.
Алексей Филатов Выбор веры 2007
Первое, что сделал князь, вернувшись в Киев, – отпустил своих языческих жен. Старшая, Рогнеда, уже была христианкой и постриглась в монастырь, приняв имя Анастасии. Князь дал свободу женам, не стал убивать их, как делали его предшественники. Он крестил и своих детей. В Киеве зазвучали проповеди христианской веры, которые вели греческие священники и дружинники, уже принявшие христианство. И великий день настал. Сначала княжеские люди низвергли и сожгли языческих идолов. После этого князь объявил:
«Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».
Памятник 1000-летие России
«Повесть временных лет» гласит:
«И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ».
Так описывает летопись это великое событие, которое состоялось в 988 г. Князь Владимир Святославич, в Крещении Василий, стал первым православным властителем России. Годы его правления были эпохой благополучия и процветания. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство, был добр и справедлив. Народ прозвал его Владимир Красное Солнышко и складывал про него былины.
Русь прошла с тех пор тяжелейшие испытания, но сохранила святую веру.
Добавить комментарий