Взявшись за плуг не оборачивайся назад
Содержание
Толкования Священного Писания
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия
Упоминание о рале дает разуметь, что притча заимствована от земледелия. Земледелец, возложив руку свою на рало, то есть, предприняв пахать свое поле, должен постоянно смотреть вперед, дабы вести рало, или соху, правильно и с надлежащим углублением, и таким образом приготовить землю к принятию и произращению семени и к принесению плода. Но если он будет оглядываться и смотреть назад: то не приметит, как рало пойдет, или без потребнаго для семени углубления, или без пользы не однократно по одной и той же борозде, или уклонится, и оставит часть земли невспаханною, и таким образом труд окажется безплодным.
Что же значит сия притча в отношении к царствию Божию? Что значит возложить руку на рало? Что значит зреть вспять? Чтобы изъяснить сие несомненно по разуму Христову, надлежит принять в соображение случай, по которому изречена притча. На пути Христа Спасителя в Иерусалим подошел к Нему некий человек, и сказал Ему: иду по Тебе, Господи: прежде же повели ми отвещатися, иже суть в дому моем (Лук. IX. 61). Ответом на сие была притча, в которой словам: иду по Тебе, Господи, соответствуют иносказательныя слова: возложь руку на рало, а словам: повели ми отвещатися, иже суть в дому моем, слова: зря вспять: и наконец о людях, сею последнею чертою ознаменованных, уже без иносказания произносится суд: никто же из таковых управлен есть в царствии Божии.
Итак под образом возлагающаго руку на рало представляется человек, который желает идти во след Христа, жить и поступать по вере в Него, по заповедям Его, по примеру Его, который предприемлет подвиг возделывать землю своего сердца учением Христовым, чтобы насеять ее добрыми помышлениями, святыми молитвенными желаниями, Божественными созерцаниями, дабы она могла приносить плоды добрых духовных дел, питательные для жизни вечной. Доселе сей человек на правом пути. Он направляется к царствию Божию.
Но сей же человек может принять образ зрящаго вспять, когда пристрастно обращается к предметам земным, которые оставил-было позади себя, ради последования Христу, когда от желаний духовных возвращается к вожделениям плотским, от послушания вере к своемудрию и своеволию, от заповедей Божиих к обычаям суетнаго мира, от спасительнаго примера Христа и Святых Его к пагубным примерам людей чувственных и грехолюбивых; и таким образом, развлекая и расстроивая сам себя, лишает землю своего сердца правильнаго духовнаго возделывания, а следственно и спасительнаго плодоношения. Очевидно, это уже неправый путь, неверное направление к царствию Божию. Никто же из таковых людей управлен есть в царствии Божии.
Теперь спрашивайте: от чего у некоторых людей, желающих быть управленными в царствие Божие, между сим желанием и исполнением оказывается слишком великое расстояние, или даже пропасть? – На основании слова Христова ответствуем: от того, что они, возложив руку на рало, зрят, более или менее, вспять, не стараются око душевное постоянно и преимущественно иметь обращенным на путь царствия Божия, к духовным предметам, обязанностям и подвигам, ко Христу и Его учению и примеру, но, взирая иногда к небу, гораздо чаще обращаются к миру, и засматриваются на его прелесть и суету; на духовное смотрят равнодушно, а на плотское и мирское пристрастно; вступают в подвиг для Бога, и обленяются, и предаются самоугождению.
Что же надобно, чтобы наше направление к царствию Божию сделалось действительным, верным, упроченным? – Опять на основании слова Христова ответствуем: надобно, чтобы возложивший руку на рало не смотрел вспять, чтобы воззревший благочестивым желанием к Богу не пригвождал уже пристрастных взоров к тварям, чтобы вступивший в подвиг для своего спасения не изменял ему разленением и непостоянством. Если же поврежденная природа, не совсем побежденная недобрая привычка, соблазн, как бы невольно уклоняют мысль его к не богоугодному: он должен неукоснительно и крепко возтягнуть себя от худшаго к лучшему, угрожая себе судом Христовым, что зрящий вспять не будет управлен в царствие Божие.
Беседа в день обретения мощей прп. Сергия. 1857 г.
5 декабря. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия
Аудио
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 57 — 62.
57. Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
(Лк. 9, 57 – 62)
В сегодняшнем евангельском чтении евангелист Лука излагает ответы Господа желавшим следовать за Ним.
Однажды Господь велел ученикам Своим переправиться на другую сторону Тивериадского озера. Когда они уже собрались сесть в лодку, к Господу подошел книжник, выразивший желание следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. Христос, желая предупредить, что книжник берет на себя непосильное бремя, указал на Свой страннический образ жизни, поясняя, что нет места, где бы Он мог укрыться и отдохнуть от трудов Своих.
Святитель Афанасий Великий отмечает: «Господь, видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, — постыждает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от Него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет».
Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже состояли в числе Его учеников. И один из них стал уклоняться от немедленного следования за Господом, ссылаясь на то, что ему прежде нужно похоронить отца, на что Господь ответил: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Два однокоренных слова «мертвые» и «мертвецы», употребленные здесь, имеют два различных значения; первое из них — в смысле духовных мертвецов. Господь же имел в виду то, что ради великого дела, ради благой вести Царствия Божья нужно оставить все и всех «мертвых», которые глухи к слову Божью, к Его великому делу». Господь как бы говорит: предоставь им, всецело привязанным к земной жизни, хоронить мертвецов своих, а ты, внявший слову жизни, проповедуемому Мною, иди за Мной.
Господь видит, что, если человек этот не пойдет за Ним сейчас, то он не пойдет никогда. Подобным запрещением отдать последний долг умершему отцу Господь, очевидно, хотел или испытать характер и преданность этого ученика, или уберечь его от родных, которые могли бы отвлечь ученика от следования за Христом.
Другой ученик, не дожидаясь призыва, сам сказал Господу, что хочет идти за Ним, но прежде просит только позволения проститься с домашними своими, на что Господь ответил: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).
Епископ Михаил (Лузин) отмечает: «Положить руку на плуг означает предпринять какое-либо дело, дело не легкое столь же, сколь нелегко пахать. Чтобы хорошо вспахать и чтобы работа эта была успешна, пахарь зорко смотрит вперед, а не оглядывается постоянно назад, иначе работа его не будет успешна и хороша».
Точно так же и в деле последования Христу: кто, решившись идти за Ним, оглядывается назад, на мир и его блага, того они могут отвлечь. Господь научает, что нельзя идти на новое служение с какими-то сомнениями, но нужно предаться ему полностью, искренно, всем сердцем.
Тот, кто решился следовать за Христом, не должен оглядываться назад, на мир с его пристрастиями и родственными связями, поскольку любого рода привязанность к миру мешает отдаться учению Христа всецело, а, значит, и пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя.
Как важно понять, дорогие братья и сестры, что следование за Господом продолжается всю жизнь и не прерывается до самой кончины, ведь нам непрестанно приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью, между волей Божией и волей собственной. Наш путь к вечности, путь ко спасению, согласно Промыслу Божию, не должен прерываться ни на секунду. Поэтому даже среди повседневных жизненных забот мы не должны прерывать движение к вечности. Будем же помнить, что, если мы живем ради других, забывая о себе, своем времени, имуществе и удобствах, в желании сделать что-либо для людей, а, значит, для Самого Господа, мы обретаем вечную жизнь. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Суббота
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). То есть кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения, тот не спасается, не идет, не направляется в Царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанье с некоторыми привязанностями отлагают все до завтра. Вдруг порвать все – представляется слишком большой жертвой. Хотят отрешаться исподволь, чтоб и другим не бросалось в глаза, – и всегда почти проигрывают. Заводят порядки спасительные, а сердечные расположения оставляют прежними. На первых порах несообразность очень резка: но «завтра» и обещаемое изменение их заграждает уста совести. Таким образом, все завтра да завтра, – совесть устает толковать все одно и то же и, наконец, замолкает. А тут начинают приходить мысли, что и так можно оставить. Мысли эти крепнут, а затем и навсегда устанавливаются. Образуется лицо внешне исправное, но с внутреннею неисправностию. Это раскрашенный гроб пред очами Божиими. Главное то беда, что обращение таковых бывает также трудно, как и тех, которые ожестели в грехах открытых, если еще не труднее… А думается, что все ничего.
Проповедь 14 — Не Смотри Назад!
Проповедь 14 — Не смотри назад!
Лук 9:61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Лук 9:62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Бытие 19:24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
Бытие 19:25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
Бытие 19:26 Жена же оглянулась позади его, и стала соляным столпом.
Иисус нам четко сказал: — если будите смотреть назад, то не сможете попасть в Рай. Поэтому надо быть осторожным, когда мы служим Богу. А что такое смотреть назад? Это когда человек начинает думать о своей прошлой жизни: «ах, раньше было ведь лучше, пил водку, курил, много девушек или мальчиков было, а сейчас – никого», или еще «ах, как мы раньше ходили по дискотекам и танцевали, как мы новый год праздновали cо спиртным»…. И так далее, это также, когда человек начинает мыслить: «ах, может мне сходить к старым друзьям, а то ведь скучно тут с Библией, может лучше там погостить, может угостят чем ни будь». Если посмотреть на жену Лота, то можно увидеть что ей нравился грех, там, в Содоме и Гоморре люди грешили, и ей нравилось смотреть на эти грехи, она сама то не грешила, но полюбила грех и согрешала в своем сердце. И что с ней случилось, грех привязал ее к этим городам, и она не смогла не смотреть назад и поэтому умерла.
Если вы сегодня не слышите голоса Божьего, это может быть из-за того, что вы смотрели назад, и теперь не подходите Богу для служения.
Жена Лота стала соляным столбом, соль используется для консервации, например, соленые огурцы долго хранятся. Бог нам показывает, что Он нас сохранит и если мы покаемся, то мы можем опять начать наше служение.
Братья и сестра давайте каяться и работать для Бога во имя Иисуса Христа.
Молитвы
1. О Господь, спасибо что сегодня Ты меня вновь сделаешь живым.
2. Прости меня Господь, потому что я смотрел назад и не смог поступать по Твоей воле.
3. О Господь преврати меня из соленого столба в образ Божий.
4. О Господь дай мне духовную силу, чтобы продолжать Твою работу.
5. О Господь дай мне плуг, чтобы я мог распахивать Твою землю.
6. Всякие темные силы, противостоящие мне, примите огонь Бога.
7. Всякая духовная цепь в моей жизни, да будет разорвана!
8. Я отказываюсь от всякого духовного служения диаволу.
9. Я приказываю стреле Бога найти всех моих духовной врагов, как среди людей так и демонов и поразить их.
10. Тот кто хочет убить меня или моего мужа, жену, детей через аварию, пусть сам умрет в аварии.
11. О Господь дай мне силу, чтобы я смог стоять перед Тобой с дерзновением, а не с позором.
12. Спасибо Господь за то, что Ты меня сделал живым.
Эти молитвы очень сильные, если вы будете так молиться, то у вас не будет проблем, у вас не умрут дети, они не будут умирать просто так, если ты хочешь жить, то придется так молиться.
Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице
Лк, 49 зач., 9, 57—62
Когда Иисус был в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Три разных человека желают следовать за Христом. Один горит желанием немедленно все оставить. Но, кажется, его желание слишком поспешно, он не подумал, что это ему будет стоить. Он дает Христу широкие вдохновенные обещания: «Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Такой и должна быть на самом деле решимость учеников Христовых. «Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Но Господь заботливо предупреждает не обещать с самого начала слишком много в этом следовании за Ним. Ибо Сын Человеческий, Сын Адама, приобщившись нашей плоти и крови, принял на Себя предельную нищету. Творец мира не имеет на земле для Себя даже того, что имеют лисицы и птицы, и Ему негде главу преклонить. Когда мы хотим быть со Христом, мы думаем только о небесах нашей веры. Но мы должны знать, говорит Христос, что это будет означать скорби и нищету, и тесноту.
А другой человек говорит, что он бы пошел за Христом, если бы ему прежде позволили пойти и похоронить своего отца. Но Господь сказал ему: «Следуй за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». На первый взгляд может показаться, что это жестокие слова. Человек обращается ко Христу: «Мой отец при смерти, дай мне исполнить мой священный долг». Однако Сердцеведец Господь видит, что если он сейчас не пойдет за Ним, он никогда не пойдет. Существует такое широкое ученичество — откладывать на другой день начало серьезной христианской жизни. И так мы можем обманываться всю жизнь. Не то, что мы можем пренебрегать нашими естественными обязанностями. Но если самые дорогие и самые близкие люди встают на нашем пути ко Христу, надо, чтобы мы забыли о матери и об отце. Особенно если Сам Христос зовет: «Иди, благовествуй Царствие Божие».
Третий человек хочет следовать за Христом, но ему надо прежде проститься с домашними своими. Для него быть со Христом — тревожное, опасное предприятие. Как будто он собирается умереть. И потому он должен проститься с близкими. Но Господь говорит ему: «Никто, возложивший руку на плуг, не оглядывается назад». Ибо невозможно, так поступая, провести прямую борозду, и земля будет непригодна для сеяния.
Не годится для неба тот, кто, устремляясь к небу, оборачивается назад и смотрит по сторонам. Есть такие люди, которые всегда идут, повернувшись назад, и думают с грустью, что они оставили. Путь христианина — не назад, а вперед. И как кто-то из древних отцов сказал: «Не в сторону заката, а в сторону рассвета». И только тот, кто стоит до конца, спасется.
Добавить комментарий