Я из детского дома

Содержание

Учебник для добровольца: как вести себя в детском доме

Почему нельзя говорить с детьми об их родителях, чего не следует обещать детям в детском доме и каких подарков лучше не дарить интернату

Публикуем главу из пособия для волонтеров, готовящегося к изданию в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Другие методические пособия, выпущенный в серии «Азбука милосердия», читайте на сайте Отдела.

Для волонтеров помощь детям без родителей была и остается одним из самых любимых видов работы. Но не всякая помощь детскому дому хороша. В готовящемся учебнике для добровольцев есть глава о том, как правильно организовать такую помощь, что нужно и чего нельзя добровольцам делать в детских учреждениях.

Первый визит в учреждение

Выберите учреждение. Если вы хотите помогать учреждению, у которого мало или вовсе нет помощников, выберите детский дом или интернат в небольшом городе или селе, в которое вам будет посильно ездить регулярно. Начните с изучения ситуации в интернете: если информации о детском доме мало, если у него нет своего сайта, то, скорее всего, это действительно бедное учреждение, и ваша помощь будет кстати.

Позвоните администрации. Старайтесь разговаривать максимально корректно и аккуратно, ничего не обещая кроме разовой помощи. Например, можно предложить привезти немного канцтоваров, которые нужны в любом детском учреждении. Передача канцтоваров станет удобным поводом познакомиться.

Выберите делегатов. Участвовать в первой встрече должны бывалые добровольцы, желательно – уже с опытом работы в детских учреждениях. В крайнем случае, они должны пройти хотя бы небольшое обучение. Их задача – адекватно оценить обстановку.

Внимательно слушайте и смотрите. Обычно с добровольцами встречается не директор, а активные воспитатели или социальные работники. Нужно попросить их подробнее рассказать о том, как живут дети, какие есть материальные трудности. Сотрудники обычно очень охотно говорят о бытовых проблемах, хотя нередко воспринимают добровольцев как людей, от которых можно что-то получить. Но главная задача первой встречи – завязать диалог, подружиться с воспитателями и руководством, найти точки соприкосновения, все увидеть своими глазами и узнать, нужна ли детям действительно какая-то помощь: помогают ли им уже какие-то добровольцы, фонды, приходит ли священник. Возможно, детский дом опекает какое-то предприятие, и в материальном плане там все благополучно. Это очень хорошо, но надо выяснить, общаются ли сотрудники предприятия с детьми. Ваша задача как добровольцев – не столько материальная поддержка, сколько общение: ведение бесед, творческих кружков, создание воскресной школы и т.п.

Фото И. Сечиной

У воспитателя или другого сотрудника будет весьма субъективное мнение о ситуации в детском учреждении. Но если вы внимательно его выслушаете и вникнете, то сможете сделать для себя нужные выводы. Например, если воспитатель говорит о своей большой загруженности, это значит, что у него, например, нет времени на творческие занятия с детьми. Значит, помощь нужно будет оказывать именно в этом.

Обязанности координатора

После первой поездки необходимо выбрать координатора – человека, который будет отвечать за помощь именно этому учреждению.

Общается с администрацией. Общение с администрацией – одна из самых главных задач, которую берет на себя координатор. Добровольцы должны минимально пересекаться с руководством, потому что с государственными учреждениями довольно сложно выстраивать отношения. Например, у интерната восьмого вида есть очень много предписаний и ограничений, и некоторые безобидные с виду мастер-классы могут быть запрещены правилами техники безопасности. Координатору придется решать сложные вопросы: как ничего не нарушить, не навредить учреждению – и при этом организовать интересные мероприятия, чему-то научить детей. Он должен быть человеком активным и при этом – очень корректным и здравомыслящим, избегающим конфликтов с администрацией.

Выстраивает работу добровольцев. Координатор дает каждому добровольцу четкое задание, определяет поле деятельности. Доброволец должен почувствовать себя нужным, особенно тот, кто приехал в учреждение в первый раз.

Мотивирует добровольцев. Довольно легко найти добровольцев на рождественские или пасхальные поздравления в детском доме, но найти людей, которые бы регулярно приходили в интернат, где не хватает нянечек, и просто мыли полы – гораздо тяжелее. Если кто-то перестает помогать – это тоже ответственность координатора. Нужно стараться сплачивать коллектив, обзванивать добровольцев, интересоваться состоянием здоровья, поздравлять с днем рождения, давать возможность получить какую-то разгрузку: устраивать беседы, экскурсии, паломнические поездки и т. д. Конечно, здесь нужна мера: в первую очередь – помощь, и иногда – какие-то увеселительные мероприятия, но не наоборот.

Фото К. Миловидова

Подготовка добровольцев

Расскажите им об учреждении. Перед первой поездкой координатор должен собрать добровольцев и рассказать всем, а особенно тем, кто ни разу не был в детских домах, куда они поедут, что их ждет в учреждении, каковы его особенности (ведь, например, интернат пятого вида отличается от интерната восьмого вида), каковы особенности детей, их заболеваний и т.д.

Объясните правила учреждения. Они везде свои и их нужно обязательно соблюдать. Есть учреждения, где требуется оформление медицинской книжки; есть учреждения, куда надо брать с собой полную смену одежды и переодеваться. Очень важно соблюдать режим: есть тихий час, время обеда, и если вы задержались, не успели закончить урок или мероприятие с детьми, то вас могут прервать. В таком случае нельзя вступать в спор с сотрудниками, надо подчиниться и в следующий раз постараться все сделать вовремя. Все правила, которые соблюдаются в учреждении, безоговорочны и обязательны для добровольцев.

Обсудите, как нужно себя вести. С детьми нужно общаться так, как со своими младшими братьями и сестрами или со своими собственными детьми. Со всеми сотрудниками – сторожами, поварами, воспитателями – обязательно здороваться, разговаривать вежливо, стараться искренне, с любовью отвечать на вопросы, оказывать помощь.

Добровольцы должны быть очень внимательны к выбору слов, которые они употребляют. Ни в коем случае на территории интерната, в том числе на улице, нельзя курить, даже если дети видят, что курят их воспитатель или нянечки. Нельзя никого осуждать, и если персонал заражает детей своим примером – добровольцы могут только показать детям другой, положительный пример, дать им образец поведения.

Доброволец в закрытых государственных учреждениях, где строгие правила внутреннего распорядка, никуда не может уходить без ведома координаторов. Координатор должен каждую минуту знать, где находится его доброволец. Например, если в интернате порядка ста детей, добровольцы должны делиться на группы: кто-то идет заниматься музыкой, кто-то – спортом, кто-то – еще чем-то. И если доброволец закончил занятие с детьми и хочет выйти с ними на улицу, он должен обязательно сказать об этом координатору, который лучше знает правила и особенности учреждения – куда можно, куда нельзя выходить, можно ли детям выходить на улицу или на это нужно отдельное разрешение и согласование. Поэтому доброволец обо всех своих действиях обязательно ставит в известность координатора.

Собирать добровольцев и беседовать с ними координатор должен не только перед первой, но и перед каждой последующей поездкой. А после поездки желательно дать возможность поделиться впечатлениями: устроить небольшое обсуждение: что сделали правильно, какие допустили ошибки, что можно сделать в следующий раз.

Формы работы с детьми

Исходите из умений добровольцев. Думая о том, чем заниматься с детьми, исходите из того, что могут добровольцы. Обычно руководители добровольческой службы знают о талантах своих добровольцах. Появился доброволец, который играет на гитаре, – стали заниматься с детьми на гитаре; появился доброволец, который танцует, – стали заниматься танцами. Можно проводить беседы, мастер-классы, устраивать праздники, вести кружки и т. д. Интересные мастер-классы можно найти в интернете.

Учитывайте возможности детей. В разных учреждениях у детей будет разный уровень умений, понимания. Везде будут свои ограничения. Например, на занятиях с детьми, имеющими определенные диагнозы, вам не разрешат использовать колющие и режущие предметы. Узнавайте и учитывайте это заранее: если дети не могут сами вырезать ножницами – значит, добровольцы должны заранее вырезать заготовки.

Обучайте воспитателей. Тогда они смогут в дальнейшем продолжить занятия с детьми. Если они активно включаются в процесс и сами начинают предлагать творческие идеи, важно поддержать их инициативу.

Прививайте хороший вкус и культуру. Добровольцы могут привозить детям книги, фильмы. Но мало просто привезти – важно привлечь к ним внимание, иначе хорошая библиотека будет стоять и пылиться. Можно, например, выбрать одну книгу и устроить неформальную презентацию: постараться рассказать о книге детям, прочитать отдельные кусочки или придумать краткую аннотацию, заманивающую историю, чтобы у ребенка появилось желание прочесть книгу самому.

То же и с фильмами. Надо постараться сделать подборку хороших фильмов: приключенческих, про любовь, про дружбу, про милосердие, на православные темы. Но важно не просто дать посмотреть фильм, а обязательно его обсудить с детьми. Конечно, боевики и комедии им нравятся больше, но за компанию с добровольцами они могут посмотреть и кино про героев, скалолазов или подводников, а потом с ними можно поговорить об этом: «А как бы вы поступили в такой ситуации? А вы бы пошли спасать друга?..»

Обычно дети слушают популярную музыку, причем – не лучшие ее образцы. Можно привезти и послушать с ними вместе что-то более серьезное: например, переложение опер и балетов в аудиосказки для детей. Т. е. надо понять, чем они интересуются, и постараться переключить их на чуть более высокий уровень.

Помогите подготовиться к будущей жизни. У детей после интерната возникает серьезная проблема с мотивацией: они возвращаются к своим асоциальным родителям, видят тяжелую обстановку в семье, и у них пропадает желание учиться и вообще что-либо делать. Добровольцы способны помочь им подготовиться к самостоятельной жизни, вместе подумать и выбрать, чему учиться дальше, куда поступать.

Если есть такая возможность, можно делать что-нибудь для социальной адаптации детей, для их подготовки к жизни после интерната. Если дети получают свидетельство об окончании школы восьмого вида, то потом они могут учиться только в некоторых ПТУ. Однако можно и в интернате помочь им освоить какие-то несложные специальности. Для этого нужны регулярные занятия – хотя бы раз в неделю. У добровольцев обычно не получается приезжать так часто. Но если в интернате найдется сотрудник, который, например, владеет парикмахерским искусством, а директор выделит для занятий комнату, то можно организовать обучение старших девочек: они могут учиться, подстригая друг друга. Добровольцы, со своей стороны, помогут приобрести необходимое оборудование: стол, зеркало, зажимы, ножницы и т.д. Воспитатель может Может быть, директор оформит преподавателю дополнительные часы – как за ведение кружка. Если есть преподаватель, который ведет у мальчиков слесарный кружок, с ним тоже надо поговорить и, возможно, помочь купить специальные приспособления, насадки для станка, чтобы ребята не просто штамповали коробочки, а делали что-то более интересное.

Дети могут осваивать и другие навыки, которые пригодятся им в жизни. Например, добровольцы могут делать ремонт в комнатах вместе с ними – именно для того, чтобы дети видели, как кладут линолеум, как клеят обои, как красят стены.

Общение с детьми: несколько важных правил

Не обсуждайте родителей. Например, если добровольцы приходят в интернат восьмого вида, то они должны знать, что дети здесь – не сироты: формально у них есть родители, и родительских прав они не лишены, но зачастую являются очень асоциальными, детей не навещают. И для детей их родители – больная тема. Поэтому родители должны стать закрытой темой, т.е. самим этой темы лучше не касаться, ни в коем случае не называть ребенка сиротой – для него это звучит как оскорбление. Если сложились доверительные отношения и дети сами рассказывают вам о своих родителях – нужно все выслушивать, но не комментировать нелицеприятные вещи, не осуждать родителей.

Ничего не обещайте напрасно. Если доброволец точно не уверен, что придет в следующий раз, то ни в коем случае нельзя ничего обещать. Хотя дети обязательно будут спрашивать, когда вы еще приедете, что будете делать. Старайтесь не давать обещаний в принципе, а если уж вы что-то пообещали, то должны абсолютно точно сдержать слово. Дети, живущие в интернатах, и так видели в своей жизни слишком много людей, не выполняющих обещаний. Не хотелось бы, чтобы образ православного добровольца тоже ассоциировался у них с людьми, которые могут подвести, пообещать – и не сделать.

Умейте говорить «нет». Обычно дети в интернатах очень ласковые, они нуждаются в том, чтобы их погладили, приласкали. Даже увидев добровольца впервые, ребенок может сразу подойти, обнять его и попросить забрать к себе. Надо понимать, что некоторые дети бросаются так к каждому новому человеку. Доброволец должен четко знать, как на это реагировать: можно и нужно проявлять доброту и ласку, устанавливать теплые отношения, но нужно быть честным перед собой и перед ребенком, уметь говорить «нет»: «К сожалению, я не могу тебя забрать». Здесь необходима определенная строгость. Если доброволец действительно готов регулярно приезжать, он может сказать: «Я могу стать твоим другом». Но когда нет уверенности, что получится навещать ребенка регулярно, надо объяснить: «Я работаю, учусь, у меня есть семья. Я буду стараться приехать к тебе еще раз, но я не могу этого обещать». У ребенка уже есть определенный жизненный опыт, чтобы понять это.

Не давайте при знакомстве номер телефона. Нельзя при первой же встрече давать номер своего мобильного телефона, тем более детям с задержкой умственного развития: непонятно, где они будут брать деньги на телефонные звонки, как они будут разговаривать, абсолютно не умея выстроить диалог, о какой помощи будут просить. Дать мобильный номер можно только тогда, когда вы уже давно общаетесь с этим ребенком, когда у вас есть о чем с ним поговорить, когда он вам доверяет и вы готовы поддерживать его.

Иногда удается стать действительно близким другом ребенка – когда вы ездите в учреждение уже много лет, ребенок вырос на ваших глазах, у вас с ним доверительные отношения, он с вами советуется и т.д.

Материальная помощь

Главная задача добровольцев – не финансовая, а душевная поддержка, общение с детьми. Но обычно приходится заниматься и материальным нуждами учреждения. Добровольцы за свой счет могут купить, например, канцтовары для занятий. Если же возникает необходимость приобрести дорогостоящие вещи, можно попытаться обратиться за помощью через интернет, разместить просьбу на форуме добровольцев, на том или ином сайте, в социальных сетях. Иногда находятся фирмы, готовые купить дорогую аппаратуру, провести ремонтные работы.

Разберитесь, с чем стоит помогать. Администрация учреждения к приезду добровольцев может подготовить целый список того, что им нужно. Отнеситесь к этому списку трезво, внимательно изучите и обсудите, что действительно нужно, а что нет. В первую очередь можно откликнуться на просьбы о том, что необходимо для занятий с детьми – спортивных, творческих и т. д. Но если просят, например, компьютер, надо сначала выяснить, для чего он нужен: чтобы заниматься с ребятами или для воспитателя? Где он будет стоять? Кто будет обучать работе на нем? Компьютер быстро сломается, если им неаккуратно пользоваться, и важно сначала найти человека, который будет за него отвечать. Им может быть кто-то из сотрудников или один из добровольцев. Не все просьбы администрации удается выполнить, поэтому координатор добровольцев должен уметь дать вежливый отказ.

Когда появляется потенциальный благотворитель, готовый оказать материальную поддержку учреждению, обычно он хочет быть уверенным, 1) что его помощь решает действительно важные и насущные вопросы; 2) что помощь использована по назначению. Если, например, учреждению нужен ремонт, сделайте и покажите благотворителю фотографии, чтобы он своими глазами увидел проблемы, расскажите о том, что узнали о детском доме за время волонтерства, или предложите съездить в детский дом вместе.

Позаботьтесь об оформлении благотворительной помощи. Добровольцы обычно не имеют юридического лица, но могут выступать как посредники между детским домом и благотворителем: помочь составить письмо с просьбой от имени интерната, дать на подпись директору, отвезти благотворителю. Обычно это делает координатор.

Если благотворитель – фирма, юридическое лицо или если он выступает как частное лицо, но покупает дорогостоящую вещь, будет нужна отчетная документация. В частности, акт приема-передачи, который подписывается при передаче помощи. Обязательно обсудите этот вопрос заранее! Потому что администрация учреждения не всегда готова брать те или иные вещи на баланс, нести материальную ответственность, подписывать документы. Нужно согласовать эти трудности с благотворителем.

Поблагодарите благотворителей. После того, как вы доставили и вручили помощь от благотворителей, обязательно их поблагодарите. Если вы, например, поменяли окна или купили телевизоры за счет фирмы, сфотографируйте их и отправьте фотографии с благодарностями. Через полгода можно еще раз написать благотворителю письмо, рассказать, что вы продолжаете ездить в учреждение и видите там его подарок. Как правило, это вызывает желание помочь чем-то еще, даже без составления актов приема-передачи. Это значит, что благотворители полностью доверяют добровольцам и учреждению.

Не переборщите. К сожалению, в детских учреждениях часто встречается потребительское отношение и к вещам, и к людям: любого пришедшего человека начинают воспринимать исключительно как благотворителя, дарителя, а не как друга. Чтобы этого не допускать, добровольцам важно самим чувствовать эту грань. Не нужно организовывать поездки в детский дом по праздникам исключительно с раздачей подарков. Вы сформируете не только у сотрудников, но и у детей потребительскую позицию. Это будет очень мешать их дальнейшей социализации и налаживать свою жизнь после выхода из детского дома. Ложное представление о том, что им все должны, приводит таких выпускников в тюрьмы и больницы. Первоочередная задача православных добровольцев – научить ребенка тому, что поможет ему в его взрослой жизни.

Отношения с сотрудниками учреждения

Иногда можно помочь материально. Обычно добровольцы привозят подарки для детей – как правило, это материалы для творческих занятий и мероприятий, одежда и т.д. Но уровень жизни сотрудников учреждений в маленьких населенных пунктах довольно низкий, зарплата у воспитателей, нянечек, уборщиц маленькая, и они иногда просят разрешения взять что-то для своих семей. Правило здесь такое: если привезенные вещи выделил благотворитель под подписанные бухгалтерские документы, то вещи передаются только учреждению. Через некоторое время можно проверить, стоит ли на месте купленный телевизор или спортивный снаряд. Но когда вещи передали дарители для разных нуждающихся или приобрели сами добровольцы, то можно не ограничиваться помощью только детям, а поделиться и с сотрудниками. Если вы узнаете о сложных семейных проблемах сотрудников (кто-то болеет и надо помочь купить лекарства, положить в больницу, собрать деньги на операцию) – можно, по возможности, включиться в помощь.

Правильно выбирайте подарки. Иногда добровольцы, которые приезжают в учреждение регулярно, привозят и небольшие подарки администрации. Но здесь не нужно увлекаться, подарок не должен заменить внимание. И выбирая его, нельзя терять из виду и главную цель: помощь детям. Так, например, если вы посещаете интернат восьмого вида для детей с умственной отсталостью, администрации лучше дарить не отвлеченные дорогие подарки, а специальную литературу по этим видам заболеваний, специальные учебники по занятиям с такими детьми и т.д.

Не засиживайтесь за столом. Иногда в учреждении заранее готовятся к приезду добровольцев, накрывают стол, и общение с персоналом происходит во время чаепития. Это хорошо на первом этапе, когда отношения с администрацией только начинают выстраиваться. Когда же добровольцы помогают уже регулярно и им разрешают общаться с детьми, такие чаепития нужно минимизировать, чтобы они не отнимали много времени.

Будьте готовы к неприятию. Не всегда и не все будут воспринимать вашу помощь положительно. Когда с детьми, особенно больными, мало занимаются, они привыкают к этому и меньше требуют внимания у окружающих. Но чем больше добровольцы с ними занимаются, тем радостнее дети ждут встреч с ними, и тогда воспитателям становится сложнее: нагрузка на них возрастает. Если у воспитателя активная позиция – он рад, что приезжают добровольцы, сам включается в работу, просит дополнительный материал, готов учиться. Но бывает, что воспитатель по состоянию здоровья, или по своему эмоциональному складу, или из-за чрезмерной нагрузки не очень открыт к чему-то новому. Тогда появление добровольцев приносит ему только лишние хлопоты и проблемы. Надо понимать, что преодолеть это можно только добром и любовью. Можно привезти развивающие мультфильмы и развивающие игры, чтобы дети могли играть в них самостоятельно, без активного участия взрослого, а только под его присмотром.

В любом учреждении есть группа тех, кто всегда будет пессимистично настроен, а есть те, кто способен проявить инициативу. Таких надо поддержать, поделиться интересной методикой, дать уверенность в себе – и они начнут влиять на остальных. Особенно если руководитель учреждения будет настроен к вам доброжелательно.

Постарайтесь подружиться. Надо стараться заинтересовать сотрудников, завести с ними дружеские отношения. Когда проводятся мероприятия с детьми – например, ставится кукольный спектакль или устраивается рождественский праздник – надо пригласить весь персонал с их собственными детьми и внуками. Это очень мотивирует их включаться в активную деятельность.

Как общаться с ребенком, воспитывающимся в закрытом детском учреждении.

Как общаться с ребенком, воспитывающимся в закрытом детском учреждении.

Что нужно знать об особенностях детей:

Многочисленные исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях позволяют выделить такие распространенные особенности, как:

1. особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее)

2. эмоциональную уплощенность (обедненность эмоционального мира)

3. упрощенное и обеднённое содержание образа Я,

4. сниженное отношение к себе,

5. несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру,

6. импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения,

7. ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Поэтому, если Вы собираетесь общаться с такими детьми, не стоит ждать бурной встречи, эмоциональных реакций, насыщенных рассказов детей о себе. Скорее всего, дети будут себя вести соответственно ситуации, исходя из своих собственных представлений и опыта.

Если Вы готовите информационный материал или выступление с презентацией для детей из детского дома, думаю, Вам пригодятся следующие рекомендации в подготовке материала:

1. Постарайтесь распределить материал по блокам и оформите его наглядно-образным сопровождением. Будет интересно, если в рамках Вашей темы ребята смогут что-то практически сделать вместе с Вами, это позволит закрепить материал и создаст эмоционально-окрашенные радостные моменты, что обогатит ребят воспоминаниями, кроме того, они смогут научить товарищей тому, чему научили их Вы.

2. Начиная выступление или занятие, следует учитывать, что у большинства детей наблюдается узость и бедность содержания мотивов, в большинстве случаев, мотивация возникает «здесь и сейчас» соответственно возникшей ситуации. Поэтому ожидать высокой заинтересованности на протяжении получаса не стоит, особенно, если дети – просто слушатели. Вот если Вы объявите конкурс, лучше на участие в другом конкурсе, например, городского значения, где обязательными условиями будут его активность и Ваше сопровождение, о… тогда Вы увидите внимание и работоспособность от детей. И такое положение дел позволит решит некоторые задачи: вы разнообразите содержание мотивов, расширите, обычно ориентированные на настоящее, временные перспективы, одним словом, ориентируете на будущее. Если Вы делаете что-то вместе, позаботьтесь, чтобы у Вас были помощники. И помните: 1. Сначала я делаю, ты смотришь. 2. Мы делаем вместе. 3. Ты делаешь, я оцениваю. 4. Ты делаешь сам и оцениваешь сам.

3. В беседе с детьми, демонстрируйте свою «Я-концепцию» (Я-какой?, помните как дети говорят: Я-принцесса, а как говорил Шрэк: «Я-как лук»), культивируйте в них самоуважение и самопринятие, хвалите за результат. Все дело в том, что у детей, воспитывающихся в детских домах слабая «Я-концепция», они ориентируются в самооценке на «Мы», в большинстве случаев отождествляя себя со своими товарищами – детдомовцами и таким образом, не видят свою индивидуальность и не демонстрируют ее.

4. Важным моментом в материале является вопрос о гендерной идентичности, ведь девчонкам, в большинстве случаев, приходится «выживать» среди сверстников, а мальчишки не знают что такое долг и обязанность. Демонстрируйте, например: женщины должны быть женственными, а мужчины сильными. Расскажите об обязанностях, которые Вам приходилось выполнять дома, о правилах этикета. Создайте опору на положительный эталон, а не на отрицательный, как это обычно бывает с детдомовцами.

5. Не ждите доверия от ребят, будьте готовы ответить на вопросы, а поэтому лучше, рассказывайте истории из своей жизни, будьте искренними, интересуйтесь жизнью ребят, их проблемами, ничего не обещайте, если не готовы исполнять, даже из вежливости. Будьте готовы к тому, что рассказывая про себя, ребенок может рассказывать невероятные выдуманные истории. Сочиняют они многое, хотят показать, что и сами не лыком шиты.

6. Не стоит говорить с детьми об их родственниках и близких – это может быть травмирующим.

7. Часто бывает, что дети мало разговаривают, но вы не успеете оглянуться, как ребенок забрался к Вам на колени, старшие будут стараться до Вас дотронуться. Не стоит этого пугаться, дети, воспитывающиеся без родителей, имеют мало тактильного контакта и неосознанно это делают.

8. Если Вы приглашаете детей в гости:

· Не надо пытаться сразу осчастливить многих. Не приглашайте в гости большое количество детей. Все «воспитательные» моменты могут пойти насмарку из-за того, что дети и у вас дома фактически останутся в детдомовской среде — со своими друзьями, со стандартами группового поведения. Перед своими товарищами они, вероятнее всего, будут вести себя так же, как привыкли в детском доме. А когда ребенок один, он более чутко «прислушивается» к окружающей его новой обстановке, легче принимает новые правила жизни. Исключение — братья-сестры, особенно примерно одного возраста. Их разлучать (даже для гостей) не стоит.

· Прежде всего, давайте еще вот о чем договоримся: эти дети вам ничем не обязаны. Пока, по крайней мере. То, что вы взяли их к себе домой, к долгосрочным и тесным отношениям с вами еще не обязывает. Вы берете их в гости потому, что у вас, в первую очередь, есть такая потребность. Поэтому ждать от них сиюминутных благодарностей, внимания к вам и вашим домашним не стоит. Не обижайтесь. У большинства из этих детей такой «навык» просто еще не сформировался. Многие из них даже «спасибо» и «пожалуйста» не научены в должной мере говорить.· «Я в твои годы или идеальнее детство» Память человека устроена так, что неприятные моменты жизни вытесняются, а хорошие события выходят на первый план. Поэтому иногда взрослые идеализируют свое прошлое. Оказывается, что родители никогда не обманывали, не прогуливали школу, каждый день делали домашнее задания, были послушными, конфликтов с собственными родителями не имели, носили только приличную одежду. В действительности каждому человеку свойственно улучшать, идеализировать свои качества и достижения в жизни. Важно, чтобы мама и папа сохранили память о себе и периодически вспоминали о своих трудностях в детстве. Это даст больше терпения в ожидании результатов воспитания. Нужно помнить, что все мы люди и что мы меняемся постепенно.Универсальным рецептом будет стремление к пониманию истинных мотивов поступков детей, профессионализм, наблюдательность, эмпатия и вера в лучшую природу детей.

Психолог, преподаватель психологии, медиатор ЮФО Орешкина Н.Г.

Используемая литература:

1. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 70-77.

2. Молодое Поколение Ххi Века: Актуальные Проблемы Социально-психологического … Авторы: под редакцией А. А. Северного

Дети сироты. Банк детей сирот. Детские дома и приюты. Дома ребенка и школы-интернаты

Наверно ни для кого не секрет, что в данный момент в нашей стране насчитывается очень большое количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Это связано с большим количеством факторов — высокая смертность, алкоголизм, безответственное отношение к своим родительским обязанностям.

А где же располагаются все дети, если не у себя дома? Конечно же для этих целей у нас в стране, да и по всему миру, существуют различные по названию, но одинаковые по своим функциям заведения детские дома, детские приюты, дома ребенка, школы интернаты.

Наш проект создан чтобы собрать воедино всю базу таких заведений. Чтоб человек, желающий по мере возможности помочь тому или иному заведению, не искал его большое количество времени. Чтоб любой желающий спокойно мог найти интересующий его детский дом, знал как туда проехать и так далее.

Поиск на сайте будет осуществляться различными способами. Каждый посетитель сайта обязательно найдет удобный именно для себя способ. Мы стремимся максимально помочь Вам в помощи (как бы это тавтологично не звучало) детским домам, приютам, а в частности — детям, там находящимся.

Чем наш портал отличается от остальных сайтов? На сайте в ближайшее время будет собрана полная база детских домов, приютов и интернатов, данных о детях сиротах. Удобный поиск по сайту сэкономит Ваше драгоценное время. Разработан банк данных о детях сиротах и адресах органов опеки и попечительства Российской Федерации. В дальнейшем планируется открыть личные кабинеты для детских домов, где можно будет разместить информацию о учреждении, зарегистрировать ребенка, указать счета для перечисления пожертвования напрямую в учреждение.

Самая же главная миссия сайта — организовать постоянную помощь нуждающимся детям, тем местам, где они проводят свое детство. Ведь каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь, радостное детство. Давайте поможем им вместе!

Поделитесь на информационный портал поиска детей сирот России, с друзьями в социальных сетях! Пусть больше деток найдут своих будущих родителей.

Несем добро: как посетить детдом и не навредить детям?

Благое намерение посетить воспитанников детского дома, принести еды, одежды и развлечь, как ни странно, вместо пользы может принести детям вред. Как научиться делать добро и не пострадать самому при контакте с системой воспитательных учреждений, читайте на MedAboutMe.

Детдомовские дети и посетители: разные цели, разные потребности

В нашем обществе бытует мнение, что дети в приютах и детских домах — несчастные создания, которым не хватает еды и одежды. Вполне естественно, что такая ситуация вызывает желание помочь, обогреть, накормить. Кто-то действительно стремится оказать бескорыстную помощь, кто-то хочет почувствовать себя в некой мере благодетелем.

Что на самом деле нужно детям, содержащимся в учреждениях постоянного пребывания?

Первое, и самое важное: внимание. Постоянно живущие в группах по 6-12 человек, дети делят одного воспитателя на всех. Поэтому при выборе «что же принести в детдом» ответ очевиден: в первую очередь — себя и свои психические ресурсы.

Порой желание помочь без затраты своих сил выражается в отдаче вещей, игрушек, еды. Такая разовая помощь без сомнения, нужна. Вот только не всем детдомам.

Большинство воспитанников обеспечиваются питанием, одеждой и всем необходимым за счет государства. Часто от посетителей можно услышать, что дети «накинулись и проглотили» все угощение, что в группах неуютно, не хватает игрушек, в библиотеке — книжек.

Однако то, что лежит на поверхности, не всегда можно понять, находясь «вне системы».

Дети в приютах и детдомах действительно с радостью съедают все, что им приносят. Однако этот голод — не физиологический. Природа явления — в желании съесть что-то не из стандартного меню и не по расписанию. Можно представить себе ежедневное питание в столовой без возможности купить что-то на свой вкус, без личных запасов в сумке или в холодильнике. И так год за годом. Сытно, даже вкусно, но очень скучно.

В такой ситуации дети порой рады и кусочку хлеба, съеденного у своей кровати, а не за общим столом. В некоторых учреждениях повара (а нередко и персонал дома) сушат сухарики специально для тех, кто хочет получить что-то вне столовой и удовлетворить психологический голод.

Что же касается небольшого количества игрушек, то в большинстве детских учреждений правилами запрещено иметь мягкие игрушки, а иногда и ковры и занавески. Кстати, пожарная инспекция запрещает развешивать картины и рисунки на стенах, что тоже не добавляет уюта.

Книги, конечно, разрешены, однако часто из-за нехватки места библиотека (если помещение для нее есть) не вмещает большое количество литературы. Поэтому прежде чем нести что-то познавательное или развлекательное, необходимо уточнить у руководства конкретного заведения, в чем есть потребность и что разрешено правилами.

Те же правила обычно запрещают детским домам принимать от населения поношенную одежду. Надо признать, что немалую роль тут сыграли люди, пытавшиеся сдать вещи в пятнах и с дырами или изжившую свой век обувь.

Итак, первое, что надо сделать, если есть желание посетить приют, — позвонить руководству и рассказать о себе, о целях посещения. Можно узнать, какие группы открыты для посторонних (у детей бывают карантины по болезням), в какое время, что приветствуется принести, можно ли чем-то угостить (бывает, что нельзя) и в каком формате лучше провести визит.

Не стоит сразу отчаиваться, если персонал не будет приветливо откликаться на желание нанести визит. Воспитатели и психологи детдомов и приютов — это именно те люди, которым оставаться с детьми после отъезда посетителей и разгребать все последствия часто совершаемых визитерами ошибок.

Как избежать ошибок при посещении: особенности психологии детей

Первое, что нужно осознать: одноразовый визит — это скорее вред, чем польза. Планируя начать помогать конкретному детдому, надо понимать, что это должно происходить на регулярной основе. Даже если визиты будут один раз в два месяца — дети получат ощущение заботы и внимания. Это действительно важно для ребенка из такого учреждения, знать, что он имеет право на постоянную поддержку. Исчезновение или изменение графика поездок без предупреждения детей даст им второй (третий, пятый) травмирующий опыт «меня бросили».

После подобных происшествий дети могут замыкаться, уходить в себя, терять аппетит или ожесточаться. Каким бы незначительным не казался визит на пару часов — скорее всего, дети его запомнят, а при обещании прийти еще раз обязательно будут ждать.

Второе правило посещения детдома — четкое определение цели. Что делать, зачем делать — структурированный ответ на вопросы поможет избежать неприятных ситуаций. Можно предложить рисование, разнообразные мастер-классы, настольные или активные игры, чтение вслух новой книжки, помощь с уроками, главное — иметь план и необходимые материалы.

Руководство приюта или воспитатели группы могут подсказать, чем лучше занять детей, что их увлечет или им поможет. Но не всегда. Что точно не приветствуется — это визиты «просто поиграть».

Стоит также учесть, что в некоторых учреждениях не очень приветствуются посетители мужского пола в группах девочек-подростков. Для таких контактов надо уметь стойко удерживать свои границы и учитывать возрастную психологию воспитанниц.

На первых порах можно выбрать и посетить несколько детдомов и групп. Иногда полезно это делать в составе команды волонтеров, уже знающих правила и особенности учреждений. Однако для постоянных встреч лучше остановиться на одном составе детей. И ребятам полезно видеть знакомое лицо чаще, и посетителю не придется подстраиваться под разные режимы и требования.

Как наладить отношения с детьми

Когда место и время визита определены, наступает этап контакта непосредственно с воспитанниками детских домов. Что стоит помнить при взаимодействии?

  • Несмотря на то, что дети в таких учреждениях имеют за спиной не самый привычный для других малышей опыт, общаться с ними надо также, как и с любым другим ребенком.
  • Ко всем детям в группе отношение должно быть более-менее одинаковыми. Крайне нежелательно заводить «любимчиков» (что, к сожалению, достаточно непросто), это и усложняет взаимоотношения среди воспитанников детдома, и дарит ненужную надежду конкретному ребенку. Психология данных детей, особенно маленьких, такова, что при появлении нового внимательного человека у них начинает формироваться надежда на привязанность, как к родителям. Эмоционально выделять кого-то одного можно только при условии оформления патронажа или дальнейшего усыновления.
  • Жалость к детям в приютах, особенно к подросткам, — чувство непродуктивное. С одной стороны, оно подчеркивает не самое комфортное положение детей, с другой — дает им возможность попытки манипуляции посетителем.
  • Кстати о манипуляциях: очень важно уметь говорить «нет», не бросаться в крайности и отстаивать свои границы. Дети, живущие по «стайным законам», зачастую отлично умеют садиться на шею, говорить то, что хочет услышать посетитель, и выпрашивать что-либо. Нередко волонтеры, поддавшись обаянию и «честным глазам» юных манипуляторов, дают им деньги или организуют мероприятия, мягко говоря, не соответствующие психологии детей без долгой подготовки. Деньги могут быть истрачены на сигареты или клей «Момент» для токсикомании. Ну а организация «тимуровской команды» из мальчишек 11-12 лет может закончиться выносом вещей из дома старушки.
  • Если просят деньги «на шоколад» — лучше принести шоколад.
  • Взаимодействие с воспитателем и окружающим персоналом стоит выстраивать в вежливой и уважительной манере. В младших группах надо обязательно спрашивать, можно ли кому-то что-то дать. Хорошие воспитатели сами подскажут, как с кем лучше войти в контакт и наладить отношения. Но даже если к посетителю педагоги относятся не очень уважительно (и такое бывает), не нужно встраиваться в иерархию связей в группе и показывать детям дурной пример.
  • И еще раз: посещения должны происходить на регулярной основе. В отношениях с детьми из детских домов исключительно актуально правило Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

«Ты моя мама?» Стоит ли пытаться заменить ребенку родителей

Найти любящих родителей и обрести семью — одно из самых больших устремлений ребенка из детдома. Прекрасно, если после встреч и посещений малыш или подросток будет усыновлен или получит разрешение на патронаж.

Нередко в домах малютки или в приютах можно встретить детей, при первом же контакте пытающихся назвать нового человека мамой или папой. Прежде, чем поддаться чувствам и дать такую надежду малышу, необходимо точно понимать, что повлечет за собой решение о принятии юридического статуса родителя или опекуна.

Нельзя без твердого решения обнадеживать детей. Не надо сразу брать на себя роль приходящей мамы или папы, даже если в будущем возможно усыновление. И нужно знать, что значительная часть воспитанников приютов и детдомов — не сироты. Их родители, ограниченные в правах, по-прежнему являются родителями, а также — препятствием на пути к усыновлению.

Условности и ограничения, накладываемые системой воспитательных учреждений, отрицательно сказываются как на детях, так и на персонале детдомов, и зачастую отпугивают тех, кто действительно пытается оказать помощь. Однако преодоление этих трудностей на пути к улучшению жизни детей — не такая уж высокая плата за счастливые глаза, прогресс в развитии и надежду на благополучное будущее даже для одного ребенка.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Как и зачем навещать детей в детских домах

Волонтёрские группы и коммерческие компании часто проводят благотворительные акции в детских домах и приглашают в них поучаствовать всех желающих. Но как обычному человеку, не эксперту в благотворительности, выбрать ту акцию, которая действительно поможет детям-сиротам?
PR-менеджер нашего фонда Наташа Шаварина рассказала, в каких случаях и при каких условиях подарки необходимы в сиротских учреждениях. И дала советы, как провести время в детском доме с наибольшей пользой (для детей, конечно).

“Нельзя сказать, что все «подарочные» акции однозначно вредны. Нужно понимать, что много волонтёров с подарками и игрушками обычно ездят в те детские дома, которые находятся в крупных городах или в пределах нескольких часов езды на автомобиле. А есть учреждения, где действительно может не хватать самого элементарного – книг, одежды, конструкторов. Но такой детдом найти непросто – это регионы, сельские и деревенские детские дома.
Если же вы решили ехать куда-то поближе, то для начала поймите, что есть две необходимых составляющих поездки к детям в детский дом – это регулярность и полезность. Вы ездите к конкретно этим детям каждый месяц (или чаще) уже год? Вы знаете того ребёнка, которому хотите сделать подарок? Не только имя, но и интересы, какую-то историю, взаимоотношения со сверстниками?

Да, тогда вы можете подарить ему подарок, но он должен быть полезным и должен быть связан с вами и его увлечениями. Например, он любит пазлы – привезите ему пазл и пособирайте его вместе.
Или вы едете в детский дом с мастер-классом по плетению фенечек – подарите ребёнку набор интересных бусин, чтобы он с вашей помощью смог сделать фенечки для своих друзей. Или он скоро выпускается и переезжает в общежитие – пожалуй, кастрюлька, полотенце и ещё что-то бытовое не будет здесь лишним.

Но важно учесть ещё один момент – если уж вы взялись дарить подарки, дарите их ВСЕМ детям (если это действительно формат поездки, а не индивидуальное наставничество). Если какой-то «любимчик» получает что-то классное, а другие – ничего, это провоцирует зависть и может вызвать агрессию по отношению к этому ребёнку. Из личного грустного опыта — вам сразу расхочется дарить подарки, когда вы будете уезжать и увидите, как маленького мальчика с вашим подарком окружает толпа старших пацанов самого недружелюбного вида…

Итак, спросите себя – есть ли у вас ресурс на организацию грамотной подарочной акции, где все подарки будут полезными и при этом примерно одного качества и стоимости, и для всех детей?
Если же вы едете в детский дом впервые – нет, подарки не нужны. Дети сразу же начнут воспринимать вас как очередных спонсоров, а не как потенциальных друзей. Вы же не дарите подарки людям, с которыми стоит на автобусной остановке? Вы ещё не знакомы, вас ничто не связывает – но и с детьми-сиротами то же самое. Они вас ещё не знают!
Понравитесь ли вы им? А понравятся ли они вам? Приедете ли вы к ним ещё? Пока на эти вопросы нет ответов – подарки лучше не привозить, даже из самых благих побуждений. Особенно – если это Новый год. Да, вам кажется, что дети-сироты ждут предновогоднего чуда, но они точно не воспримут как чудо пятнадцатый подарок от пятнадцатой по счету группы волонтёров. Будьте уникальны – приезжайте с подарками (полезными!) 3-го апреля!

Важно понять, что поездку к детям в принципе не стоит устраивать ради подарков. Если едете впервые и пока не знаете, что будет интересно детям – устройте универсальный мастер-класс, который будет интересен всем. Например, если в детском доме есть кухня и вам разрешат ей воспользоваться – испеките печенье, покажите, как и из чего можно нарезать салат. А потом весело всё съешьте!

Во время своих приездов рассказывайте о каких-то обычных для вас, но непонятных для ребенка ситуациях: как поссорились с другом, а потом договаривались о компромиссах и мирились; как выбирали, куда поступать, как искали работу… Тем самым вы приоткроете ребенку окно в недоступный ему взрослый мир и, возможно, сможете немного его к этому миру подготовить.

При этом помните, что воспитанник детского дома будет не раз проверять ваши границы и пытаться следовать привычной ему модели «спонсорства» — просить кинуть ему деньги на телефон, подарить ваши наушники, потому что они такие классные и очень ему понравились, и т.д.
Будьте тверды и оставайтесь в рамках дружбы, и всегда проговаривайте такие просьбы: почему ему нужны деньги на телефон, не включены ли у него ненужные платные функции? Можно вместе попробовать посчитать, сколько денег тратит ребенок в месяц на мобильную связь и адекватна ли эта сумма оказываемым оператором услугам? Для чего ему нужны ваши наушники – он часто слушает музыку? Какую музыку он любит? Опыт личной коммуникации со «внешним» взрослым помогает ребенку научиться проговаривать собственные чувства и ценить их.

Если вы с друзьями готовы собрать деньги и приобрести что-то полезное для детей, но понимаете, что сам факт спонсорства может им повредить – поговорите с администрацией учреждения. Чем дети занимаются на досуге? Есть ли в детском доме кружки, какие-то мастерские? Можно привезти материалы для кружков (пластилин, ленточки и бусины, конструкторы) и отдать их руководству детского дома. Скоро из учреждения выпускаются старшеклассники? Можно собрать их в самостоятельную жизнь и подарить каждому небольшой комплект самого необходимого – гигиенические принадлежности, посуда, постельное белье… Всем этим государство не обеспечивает вчерашних сирот при выходе в самостоятельную жизнь.

То есть – отталкивайтесь от реальных потребностей детей, но при этом при встрече дарите им внимание, а не подарки. Подумайте – почему вам так важно подарить что-то именно ребенку, а не отдать в руки руководителя, если этот условный пластилин всё равно будут использовать те же самые дети? Действительно ли вы хотите порадовать ребенка, а не почувствовать себя хорошим и молодцом?
Поездки в детские дома имеют смысл только в том случае, если вы понимаете, что вам есть, что дать детям (дать – в самом нематериальном смысле), и если у вас есть собственный ресурс на это”.

Вопросы усыновления – наиболее болезненные и ответственные, ведь, принимая на себя все тяготы проблем взращивания малыша, люди не вполне осознают, что эта юридическая процедура изменит их жизнь навсегда. В нашей стране нет такой массовости в желании стать приемными родителями, как, например, в США, и сотни тысяч деток продолжают находиться в государственных учреждениях – домах малютки, детских домах, интернатах.

Мотивы усыновления младенца

Мотивов, побуждающих к усыновлению, может быть масса, и среди них – не только идеи заскучавших дамочек, но и жизненно сложные ситуации. Вот некоторая часть мотивов:

  • женщина из-за болезни не может сама родить ребенка и хочет сделать приятное мужу, чтобы он смог почувствовать себя отцом;
  • муж с женой действительно оба хотят сделать счастливее сироту из приюта;
  • амбиции и уязвленное самолюбие людей, которые сами не могут иметь детей;
  • желание воспитать того, кто мог бы позаботиться о стариках-родителях потом, когда наступит немощность;
  • малолетняя дочь родила малыша, и ее родители хотят оставить его в семье, но чтобы репутация дочери не пострадала, сами желают стать родителями фактически своему внуку;
  • родственники хотят дать детям, потерявшим по какой-либо причине своих самых родных, кров и заботу;
  • состоятельные люди желают вырастить преемника, наследника своего богатства и т.п.

Проще всего взять на воспитание совсем крошку, не имеющего пока что ни памяти, ни навыков, ни привычек, а малютку, из которого можно слепить характер по своему желанию – так думает большинство людей, жаждущих стать родителями.

Можно ли усыновить новорожденного ребенка и где?

Да, усыновить недавно родившегося мальчика или удочерить девочку вполне возможно. Младенцы-отказники из роддома, где нерадивая мамаша написала так называемую «отказную» бумагу, поступают через определенное время, необходимое для оформления документов или поправки здоровья, в дом малютки.

Таким образом, совсем крошку можно взять в роддоме или в доме малютки.

Какие требования к родителям при желании усыновить грудничка?

Грудничок – совсем неокрепший, неадаптированный к нашей среде человечек, требует массу внимания и практически все время человека, назвавшего себя мамой, и помощь ее супруга – новоиспеченного отца.

Требования к усыновителям грудничков, в принципе, ничем не отличаются от требований к усыновителям детей более старшего возраста. Итак, что нужно:

  1. совершеннолетие лиц обоих полов;
  2. наличие жилья достаточной площади;
  3. обеспеченность работой и средствами к существованию;
  4. отсутствие судимости за преступления, связанные с нарушением половой прикосновенности, или непогашенной судимости за тяжкие преступления;
  5. крепкое здоровье — как физическое, так и душевное;
  6. они не должны быть лишенными родительских прав, или приемными родителями, уже пробовавших браться за воспитание и вернувших детей, или опекунами, которых лишили этого звания;
  7. отсутствие вредных привычек;
  8. разница в возрасте с ребенком должна составлять не менее 16 лет;
  9. отсутствие гражданства США (и возможно других стран, где разрешены однополые браки).

Состояние здоровья придется уточнять путем прохождения медицинской комиссии в медучреждении.

Где есть базы данных младенцев на усыновление?

Каждое из учреждений, где находятся дети, создает анкету каждому, кто стал питомцем учреждения. Обязательно наличие фотографии, а еще лучше нескольких, и краткое описание характера, основных черт, особенностей нрава.

Готовая анкета передается в органы опеки, оттуда – в региональный банк данных и затем – в федеральный. При этом нужно сознавать каждому из потенциальных родителей, что описанию и характеристикам сильно доверять не стоит.

Не то, чтобы к созданию анкеты относились поверхностно – нет, просто малыш, пробыв непродолжительное время, не может проявить сразу все свои стороны характера, нрава, а если это грудничок, то о каком характере и его особенностях может идти речь? Это больше похоже на рекламный проспект.

Базы данных младенцев на усыновление есть в органах опеки, в региональном или федеральном банке данных.

Как усыновить из роддома? (пошаговая инструкция)

Немалая часть желающих стать родителями непременно хочет взять новорожденного прямо из роддома, а этот вариант возможен, если горе-мамаша напишет отказ от ребенка. На отказных грудничков всегда очередь, поэтому, решившись взять младенца, нужно подготовиться морально и документально.

Действия будущих родителей-усыновителей таковы:

  1. обратиться в ООП (органы опеки и попечительства) для регистрации в очереди за отказником из роддома;
  2. получить в ООП направления на медицинское обследование (для этого есть специальные бланки);
  3. по списку, выданному в ООП, приготовить весь пакет документов;
  4. когда все будет готово и подойдет очередь, в ООП следует отправляться в полной готовности для получения одобрения на усыновление.

Специальная комиссия посетит жилище кандидатов в родители, чтобы убедиться в наличии достойного уровня обеспеченности жилплощадью и условиями для содержания ребенка. Примерно в течение двух недель после рассмотрения документов будет получен окончательный ответ, и после сигнала о наличии отказника в роддоме можно будет продолжить оформление через суд.

В суд по месту нахождения роддома потребуется подать заявление, справки подойдут те же (если не прошло трех месяцев, тогда нужно собирать заново). Усыновители от оплаты госпошлины освобождаются, так что ни платить, ни прикладывать чек не потребуется. Нужна будет официальная бумага из ООП об их согласии и одобрении.

Несмотря на то, что длительность судебного процесса находится по правилам в пределах 2-х месяцев, когда усыновление касается новорожденного, суд принимает решение очень быстро. Чтобы все закрутилось еще быстрее, нужно просить суд об обращении решения к немедленному исполнению. Если этого не сделать, то придется ждать 10 дней, пока решение суда вступит в законную силу.

По решению суда младенца можно будет забрать сразу, причем в роддоме должны выдать послеродовый больничный лист от даты вступления решения в законную силу до достижения младенцем возраста 70 дней, а в органы ЗАГС нужно обратиться за получением документов на малыша.

Предлагаем скачать примерный образец заявления в суд: Бланк

Процесс усыновления из дома малютки

Что касается усыновления из дома малютки, то процесс имеет такую же последовательность и принципы, как и при взятии из роддома. Но в доме малютки содержатся малыши всякого возраста, уже сформировались черты лица, установился и проявился цвет глазок, волос. Понятно желание будущих родителей выбрать именно понравившегося ребенка, желаемого пола и возраста.

После одобрения кандидатур ООП дадут специальное разрешение на посещение дома малютки, где можно предварительно просмотреть базу данных, а потом уже ближе познакомиться с человечком, которому нужна семья.

Если вдруг выйдет так, что ребенка по сформированному в мыслях образу подобрать не выйдет, можно обратиться в близлежащие дома малюток, расположенные в соседних городах, поселках, куда можно обратиться с заключением о возможности стать усыновителями.

Изучив информацию о детках, их данные по картотеке в базе данных, следует снова и снова смотреть, знакомиться до тех пор, пока не екнет сердце.

Тогда суд, находящийся по месту расположения детского учреждения, по иску усыновителей, с участием представителей ООП, рассмотрев все документы, в установленный законом срок вынесет, скорее всего, положительное решение, после вступления в силу которого с копией решения суда можно будет избранного счастливчика забрать домой.

В ЗАГСе в книге регистрации рождений внесут после обращения усыновителей изменения относительно фамилии, отчества дитя, и выдадут новое свидетельство о рождении.

В случае, если ребенка берут из дома малютки, следует при написании искового заявления в суд как следует подготовиться, чтобы в части не описательной, а ниже, где указываются все требования к суду, не забыть ничего важного, так как суд рассмотрит именно тот ракурс усыновления, который указан после слов «Просим суд …».

Если не высказано пожелание об изменении фамилии, отчества, даже имени (это возможно, если ребенок в возрасте еще нежном), то после суда уже ничего сделать будет нельзя в рамках текущего судопроизводства, понадобится новый процесс, влекущий затраты средств, времени и нервных клеток.

Какие документы нужны для усыновления в обоих случаях?

Перечень документов для оформления усыновления един, и состоит он из следующих официальных документов:

  1. заявление в ООП;
  2. копии паспортов;
  3. справка о медицинском освидетельствовании;
  4. справки о доходах обоих родителей, если это семья;
  5. письменное согласие второго супруга, если в качестве усыновителя выступает один представитель четы (заверить нотариально);
  6. акт о результатах обследования жилищных условий комиссией;
  7. акт о результатах обследования жилищных условий ООП;
  8. характеристики с места работы;
  9. выписка из домовой книги;
  10. выписку из лицевого счета;
  11. справка об отсутствии судимости.

Самая серьезная проблема – медицинская справка, состоящая из целого комплекса обследований. Потребуется исключить не только сифилис и ВИЧ, СПИД, но и туберкулез в любой форме, онкологические проблемы. Иногда просят предоставить информацию о состоянии текущего банковского счета, написать автобиографию.

Более подробно о необходимых документах написано .

Если вы собираетесь жениться (выйти замуж), то вам пригодится статья про брачный договор и статья про смену фамилии после брака.

Тайна усыновления

Чтобы ребенок считал себя родным и отношения в семье не осложнялись тем, что усыновленный ребенок узнал о своем появлении в семье, УК РФ содержит статью 155, согласно которой должна быть соблюдена тайна усыновления.

Круг лиц, осведомленных об этой щепетильной юридической процедуре, узким не назовешь: это работники ООП, дома малютки, суда. Чтобы исключить человеческий фактор и опасность разглашения, законом разрешено менять не только ФИО ребенка, но и дату рождения, и даже место рождения. Разница в сроке между фактической и вымышленной датами рождения не должна превышать трех месяцев.

Разумеется, тайна усыновления имеет смысл, когда берут кроху в роддоме или в доме малютки, а если взяли из приюта ребенка, который помнит уже многое и осознает, что это не те люди, которые его родили, то нет смысла в создании вокруг факта усыновления ореола таинственности.

Пособия на усыновленных детей

Усыновленные дети приравниваются к родным, поэтому законы РФ предусматривают выплаты для усыновителей в тех же размерах и сроках, что и для родителей в обычных семьях – больничный лист, если ребенок взят из роддома, пособие до достижения ребенком возраста 1,5 лет и т.д.

Усыновители могут получить единовременное пособие, если обратятся с заявлением в течение 6 месяцев с момента суда (с фактической дата усыновления), но ни днем позже. В 2015 г. это пособие, выплачиваемое одноразово, составляет 14497 руб.

В детских домах по-прежнему много детей, которых оставили матери в роддомах, от которых отказались близкие или они попали в трудную ситуацию. Взятие ребенка в семью, чтобы поделиться с ним частью тепла, заботиться о нем, дать ему дорогу в жизнь – это серьезный шаг, предполагающий осознанность и ответственность родителя. Но ради смеющихся и счастливых детских глаз и искренних улыбок взрослые готовы пойти на многое.

Последовательность действий

Мотивы удочерения или усыновления должны четко осознаваться будущими родителями. Они должны быть готовы к несению ответственности за его жизнь, здоровье и воспитание. Создание приемной семьи предполагает, что дети будут чувствовать себя в безопасности, смогут получать нужный уход и развиваться по возрасту, они должны получить образование, в случае необходимости – медицинский уход.

Для начала желающие стать усыновителями обращаются в органы опеки, получают там подробную консультацию, получают список необходимых документов. При детских домах создаются специальные группы, в которых можно пройти обучение. После подготовки пакета документов нужно написать заявление о возможности стать усыновителем. Следует быть готовыми к обследованию жилищных условий сотрудниками органов опеки. Положительное заключение дает право на знакомство и посещение. После налаживания общения и принятия родителями обдуманного, взвешенного решения, в судебном порядке происходит процесс усыновления.

Плюсы

  • Ребенок будет чувствовать себя полноценным членом семьи. Чувство защищенности и принадлежности семье помогает личностному развитию, ощущению себя частью человеческого общества, способствует развитию положительных качеств характера. Когда нет разницы между кровными и приемными в семьях с двумя и более детьми, малыши развиваются полноценно, у школьников и подростков нет чувства зависти, им хватает внимания.
  • У ребенка будет фамилия усыновителей. Не будет возникать трудностей в оформлении документов для поступления в садик, школу, ВУЗ. Меньше вопросов возникнет у родственников, соседей, учителей и одноклассников, других людей, которые могут повлиять на теплоту отношений в семье.
  • Если возраст усыновляемого до одного года, возможно изменение имени, даты и места рождения (ст. 135 СКРФ). Такая функция поможет скрыть информацию о том, что ребенка взяли из дома малютки, если отец и мать хотят сохранить эту тайну от малыша, например, до его совершеннолетия, или не рассказывать никогда об этом, чтобы не травмировать. Дети, взятые в старшем возрасте, помнят свое имя и даже могут помнить родственников, поэтому им лучше имена и данные не менять, или делать это с их согласия.
  • Родственные отношения будут закреплены законом.
  • Появляется право наследования. Возможность передать личные сбережения или недвижимость новым членам семьи актуальна как для семей с несколькими детьми, так и для одиноких людей, которым ранее некому было передать наследство.
  • Гарантируется сохранение тайны усыновления. Многие семьи живут годами, скрывая происхождение несовершеннолетних, тем самым они избегают проблем, связанных с поиском родных, часто не желающих даже знать о существовании своих единокровных отпрысков. Нежелательные встречи, переживания, бесполезные поиски травмируют детскую психику, являются причиной неуверенности в себе, пренебрежительным отношением к собственной жизни. Однако в большинстве случаев приемные дети знают свою историю, нормально воспринимают ее, уважают поступок своих новых родителей, ценят их заботу больше.
  • Обеспечение ежемесячными выплатами до достижения 1.5 лет. Даже небольшая финансовая помощь от государства поможет семье обеспечить хорошие условия для жизни усыновленного.

Минусы

  • Не у всех детей в интернатах социальный статус подходит для усыновления. У биологических родителей могут сохраняться права, а для усыновления нужен либо статус сироты, либо лишение родительских прав кровных отца и матери.
  • Усыновление оформляется в суде, процесс может занять от 1-го до 3-х и более месяцев. Все зависит от сроков оформления документов. Иногда процесс затягивается из-за отсутствия должностных лиц, врачей (отпуск, больничный).
  • После усыновления дети лишаются социальной поддержки от государства, такой, как право на жилье по достижении 18 лет. Однако усыновители получают единовременное пособие или выплаты по рождению ребенка и единоразовую помощь, если малышу до 3-х месяцев.
  • При отмене решения об усыновлении в судебном порядке, приемные родители обязаны выплачивать алименты на содержание до 18 лет. Такое часто случается при разводе семейной пары, решившей приютить несовершеннолетних. Случается, что родители передумывают, решают, что они не готовы к воспитательному процессу, однако они помогают ребенку в дальнейшем материально.
  • Страх генетической предрасположенности и болезней. Часто люди думают, что детдомовцы могут унаследовать от своих генетических родителей негативные особенности, предрасположенность к вредным привычкам. Все это зависит от воспитания и личного примера усыновителей. Если в семье создастся благоприятная атмосфера, дети будут приучены к спорту, здоровому питанию, будут видеть достойный пример поведения взрослых, то никаких проблем не должно быть. Важно не программировать детей на плохие качества и ждать от них лучшего, верить в них.

Вывод

Принять дитя в семью – доброе дело, для некоторых – цель жизни, для ребенка это – дверь в мир детства и счастья. Можно выбрать ребенка в электронных списках детей на специальных сайтах групп содействия приемным родителям, в федеральном банке данных или на форумах. Есть фото, интервью малышей, где они рассказывают о том, какой видят свою маму или каким будет их новый папа. Надеясь, читая, просматривая и общаясь, взрослые всегда найдут своего «мамонтенка», а дети встретят долгожданную маму. Усыновить могут полноценные семьи, одиночные родители при наличии жилья, работы, формы о состоянии здоровья и других документов.