Яблочный спас когда празднуют

Содержание

>Грех ли есть яблоки до Преображения?

В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.

Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

Словарь Правмира — Спас

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

>Спас>Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

  • Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году
  • Какого числа Медовый спас в 2017 году?
  • День Всемилостивого Спаса
  • Какого числа Медовый Спас?
  • Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2017 году
  • Медовый спас
  • Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
  • История Храма Всемилостивого Спаса
  • Грех ли есть яблоки до Преображения?

Спасы 2019 — Медовый, Яблочный и Ореховый: когда отмечаются, традиции, приметы и запреты

Окончание лета символизирует три любимых в народе праздника, связанных со сбором урожая и отмечаемых в честь Иисуса Христа. Это три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Спасы 2019: когда отмечаются

Медовый Спас отмечается 14 августа; Яблочный Спас празднуют 19 августа, а Ореховый Спас наступит 29 августа. Слово «Спас» в названии означает, что праздник связан со Спасителем — Иисусом Христом.

Медовый Спас: в честь чего отмечается

Медовый Спас (другие названия Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас на водах) — в православии это первый день Успенского поста, совпадающий с праздником со сложным названием: Происхождение честных древ животворящего креста. В этот день чтят память святых мучеников Маккавеев.

Слово «Маккавей» на иврите означает «молот». Первоначально так прозвали Иуду Маккавея из династии Хасмонеев, лидера восстания против сирийско-греческого ига в 166—160 годах до н. э. Затем прозвище перешло к остальным сыновьям иудейского священника Маттафии, а впоследствии — ко всем защитникам и исповедникам веры во время гонений Антиоха Епифана.

Народные традиции, приметы и запреты на Медовый Спас

На Медовый Спас в храмах традиционно освящают свежий мед, а также плоды нового урожая — на юге это в первую очередь виноград, на севере — яблоки. Только после этого все эти продукты считаются подходящими для употребления в пост.

Считается, что освященный в праздник мед имеет целебные свойства. Поэтому на Медовый Спас на Руси традиционно пекли различные постные пряники, блины, коврижки и другие мучные изделия, которые либо были на меду, либо их ели с медом, смешанным с маком (делали так называемое маковое молочко). Мак был в чести не только потому, что он к этому времени также поспевал. Мак считался праздничным блюдом по созвучию с именем Маккавеи — святые, чтимые в этот день церковью.

Поскольку по православному обряду в этот день совершается малое освящение воды, Медовый Спас иногда называют Мокрый Спас, или Спас на водах. В это время на Руси традиционно чистили старые колодца, а также копали новые.

Кроме того, в этот день последний раз в году купались в открытых водоемах, источниках и родниках. Согласно приметам, в этот праздник вода становится целебной, и даже после Ильина дня в ней стоит искупаться для защиты от болезней, сглаза, порчи и т. д.

А вот после 14 августа все купания уже строго запрещены до следующего лета.

Яблочный Спас: что за праздник, народные приметы

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, одного из важнейших в христианстве. Праздник посвящен явлению воскресшего Иисуса Христа апостолам, когда те молились на горе Фавор. Преображение Господне — это символ божественного триединства, а также единства божественной и человеческой сущности Христа.

Яблочный Спас — это разгар Успенского поста, когда уже разрешено употреблять в пищу освященные плоды и мед нового урожая. Традиционно на Преображение Господне еще с апостольских времен освящали виноград нового урожая, который запрещено было есть до праздника. На севере этот обычай перешел на яблоки и на другие плоды.

Народные приметы и запреты на Яблочный Спас

Все приметы и запреты этого дня в основном связаны с яблоками. На Руси яблоки нового урожая строжайше воспрещалось есть до Яблочного Спаса, особенно женщинам, считалось, что это навлечет беды на всю семью.

А начиная с этого праздника наступало яблочное раздолье: яблоки ели во всех видах, ими торговали, ими одаривали друзей, родных и просто прохожих. Традиция угощать друг друга яблоками в этот день жива и поныне.

На Руси на Яблочный Спас устраивались гуляния, а вечером девушки гадали на удачу, на судьбу и на суженого. Теплая сухая погода на Яблочный Спас считалась хорошей приметой, а дождь — предвестником ранней и холодной осени.

Ореховый Спас: что за праздник

Ореховый Спас в народе называют по-разному: Третий, Хлебный, Полотняный, Холщовый и т. д. Третий Спас отмечается после очень важного в православии праздника — Успение Богородицы. Третий Спас знаменует приближение осени, он связан с традиционными народными ремеслами, а также с наступлением времени сбора диких орехов и выпечки хлеба из зерна нового урожая.

В этот день на Руси торговали домоткаными полотнами, накрывали столы с освященными караваями из зерна нового урожая и готовились к началу осенней страды. Подробнее об этих праздниках читайте в материалах Федерального агентства новостей.

О Яблочном Спасе слышали многие, но почему он так называется? В первую очередь интуитивно хочется спросить – кто, кого и от чего спас? А главное – что же нужно делать в этот день? Ответы на эти вопросы рассмотрены ниже.

Почему Яблочный Спас так называется

Итак, Яблочный Спас – почему же Спас? На этот счет есть 2 точки зрения, которые не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга:

  1. С одной стороны, славяне отмечали этот праздник задолго до прихода христианства. Ежегодно Спас выпадал на 19 августа (по новому стилю). В этот день было принято собирать урожай яблок и других фруктов, Жители окрестных деревень приносили их на общий стол и устраивали веселое народное гуляние. Но самое главное – они создавали припасы и с их помощью спасались от долгой холодной зимы.
  2. А еще Спас – это однокоренное слово от «Спаситель». По церковному преданию в этот день Иисус взошел на гору Фавор вместе с тремя любимыми учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Они беседовали какое-то время, и вдруг лик Христа преобразился. Ученики увидели, что слева и справа от него появились легендарный пророк Илия и Моисей, который вывел евреев из египетского рабства.

Получается, что в этом празднике объединилось сразу 2 события. И во многом они даже совпадают по сути – природа преображается, как и Господь, лето уступает место осени.

Это по-настоящему золотая пора, когда мы можем собрать урожай и подвести итоги сельскохозяйственного года. А заодно запастись всевозможными соленьями, вареньями и другими заготовками на зиму – ведь она уже не за горами.

Почему Яблочный – это второй Спас?

Праздник отмечают 19 августа, но наряду с ним есть еще 2 спаса:

  1. Медовый – 14 августа.
  2. Ореховый – 29 августа.

Их называют соответственно первым и третьим, а яблочный – вторым (в хронологическом порядке). Значение этих дат примерно такое же – люди отмечают урожай, собирают мёд, заготавливают орехи, готовят всевозможные лакомства и собирают веселые застолья.

Однако Медовый и Ореховый Спас, пожалуй, известны не так хорошо, как Яблочный. Ведь именно в последнем случае праздник совпал с днем Преображения. Но отмечать, разумеется, можно все эти дни – тем более, что в августе нет официальных красных дней календаря. Почему бы не устроить себе приятный уик-энд?

Яблочный Спас или Преображение?

Церковные традиции очень часто пересекались с народными верованиями, что придает им особый колорит. Так, Яблочный Спас, который ежегодно отмечается 19 августа, у славян был известен до прихода христианства. В этот день традиционно собирали урожай яблок, которые присутствовали на столе как в свежем виде, так и в составе всевозможных блюд – запеканок, пирожков, повидла и других.

Наши предки считали, что в этот день лето начинает уступать свои права осени, поэтому пришла пора собирать урожай на зиму. Запасы продовольствия в буквальном смысле спасали людей от голода, поэтому праздник стали называть спасом. Хотя не только поэтому.

Согласно церковному преданию в этот же день спаситель Христос взошел на гору вместе со своими тремя избранными учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Там он беседовал с ними какое-то время, и вдруг его лицо преобразилось.

Ученики наверняка удивились и даже встревожились, однако Иисус успокоил их. Спустя еще мгновение апостолы увидели, как рядом со спасителем появилось еще 2 человека – пророк Илия и Моисей, который вывел еврейский народ из египетского пленения.

С тех пор этот евангельский сюжет лег в основу праздника Преображения. Назвали его так из-за того, что лик Христа преобразился и стал буквально белоснежным.

Поэтому хотя Яблочный Спас и церковный праздник Преображение Господне имеют разные предыстории, но отмечаются они в один день. Более того – в каком-то смысле они даже имеют общее значение. Как преобразилось лицо Спасителя, так и природа в последние дни лета преображается, даря людям щедрый урожай.

О глубоком смысле и значении праздника Преображения рассказывает протоиерей Андрей Ткачёв:

Традиции и обычаи: что нужно делать на Яблочный Спас

Итак, понятно, почему Спас называют яблочным. Но что же нужно делать в этот день сегодня? Живут ли народные традиции наших предков в 21 веке? Как ни странно, да. И во многом этому помогла церковь.

Традиционно в день Спаса люди несут в церковь яблоки, виноград, другие фрукты и овощи, чтобы освятить их. Небольшую часть можно оставить в храме после богослужения, чтобы все желающие смогли насладиться этим приятным «вкусным» праздником.

В этот день принято также готовить различные блюда из яблок – излюбленную шарлотку, пирожки, булочки, блинчики с яблоками, яблочное варенье и многое другое. Можно сходить в гости или позвать к себе домой родных и близких и устроить «внеплановое» застолье. Не возбраняется и выпить немного кагора.

А еще можно совершить «обряд на удачу» – разрезать яблоко на 2 половинки, вырезать сердцевину и укрепить свечу в мякоти фрукта. С яблоком можно обойти весь дом и прочитать молитву.

Либо просто загадать желание. Считается, что в этот день плоды яблони обладают особой силой. Поэтому их непременно нужно отведать.

Яблочный Спас: что за праздник, традиции и приметы, что нельзя делать 19 августа

Один из самых популярных в народе праздников Яблочный Спас отмечается в России 19 августа.

Что такое Яблочный Спас

Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне, который в православии отмечается 19 августа.

Католики, протестанты и некоторые православные церкви, придерживающиеся современного календаря, отметили праздник Преображение Господне 6 августа.

Праздник Преображение Господне посвящен явлению преображенного воскресшего Иисуса Христа своим ученикам, когда те молились на горе Фавор. Преображение символизирует божественное триединство и единение высшей и человеческой сущностей Иисуса Христа.

Праздник посвящен Иисусу — Спасителю, поэтому в народе он получил название Спас. А, поскольку в это время идет очень строгий Успенский пост, можно «спасаться» свежими яблоками, которые как раз поспевают в это время. Отсюда народное название праздника — Яблочный Спас.

Традиции на Яблочный Спас

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.

Что можно и нельзя есть на Яблочный Спас

Поскольку Преображение приходится на Успенский пост, в этот день под полным запретом любые мясные и молочные продукты во всех видах, а также яйца. В честь праздника разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также — единственный раз за весь Успенский пост — рыба и морепродукты.

Ну и, естественно, разрешены любые фрукты и овощи, особенно популярны освященные яблоки.

Приметы на Яблочный Спас

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если Преображение сухое и теплое, значит осень будет мягкой и без дождей, а зима суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.

Что нельзя делать до Яблочного Спаса

До Яблочного Спаса на Руси старались не употреблять в пищу плоды нового урожая, особенно строго следили, чтобы женщины не ели до праздника свежие яблоки, это считалось плохой приметой, несущей смерть и болезни. Традиция идет с апостольских времен, по примеру апостолов монахи до Преображения не ели виноград нового урожая, ослушников наказывали.

Что нельзя делать 19 августа

На Яблочный Спас запрещалось работать в поле и огороде, считалось, что праздник нужно посвятить проводам лета перед началом осенней страды. Начиная с Яблочного Спаса под окончательный запрет попадали все купания в открытых водоемах, нарушителей сурово осуждали за то, что они беспокоят водяную нечисть.

Когда следующий Спас

Третий (Ореховый, Хлебный или Полотняный) Спас отмечается 29 августа. Он отмечается после окончания Успенского поста и праздника Успение Богородицы.

>Спас

  • Спас — эпитет, присваиваемый Иисусу Христу.

Образы иконографии Христа

  • Спас Борисоглебский
  • Спас Вседержитель
  • Спас Нерукотворный
  • Спас Эммануил
  • Спас Ярое око
  • Спас Недреманное Око
  • Спас Благое Молчание
  • Спас в Силах
  • Спас Великий Архиерей
  • Спас Иерей
  • Смоленский Спас

> Народные праздники

  • Медовый Спас
  • Яблочный Спас
  • Третий Спас
  • Спасов день — название праздника Вознесения Господне у южных славян.

Населённые пункты

  • Спас — село в общине Дебар Республики Македонии;
  • Спас, иначе Спасское — бывшее село на территории Москвы, близ Тушина и Митина;
  • Спас — деревня в Кардымовском районе Смоленской области России;
  • Спас — деревня в Новодугинском районе Смоленской области России;
  • Спас — село в Коломыйском районе Ивано-Франковской области Украины;
  • Спас — село в Рожнятовском районе Ивано-Франковской области Украины;
  • Спас — село в Каменка-Бугском районе Львовской области Украины;
  • Спас — село в Старосамборском районе Львовской области Украины;
  • Спас — село в Волоколамском районе Московской области России;
  • Спас — село в Вохомском районе Костромской области России;
  • Спас — село в Рыбинском районе Ярославской области России;
  • Спас — село в Даниловском районе Ярославской области России.
  • Спас — до 1938 г. название поселка городского типа Первомайский Слободского района Кировской области.

> Прочее

  • Спас — православный телеканал
  • Спас — национальный армянский суп
  • СПАС — синдром полной андрогенной сопротивляемости, синдром Морриса, CAIS

См. также

  • Спас-бросок — тип броска игральных костей в D&D, и в ряде других ролевых игр
  • Спас-Деменск — город в Калужской области.
  • Спас-Клепики — город в Рязанской области
  • Спас-Ухра — деревня в Ярославской области
  • Спасс
  • Спасск
  • Спасское
  • Franchi SPAS-12 — итальянское ружьё.
  • Православные эпитеты
  • Спасово согласие

.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

Значение слова спас

Когда меня чуть не уволили, меня спас Анатолий Лысенко. Я загулял на неделю. Просто загулял, и никто не знал, где я. Я был в Москве, перемещался с компаниями, с машинами. Мне было в кайф, весело. А потом я пришел. И то чувства стыда после разговора с Лысенко, что испытал тогда — оно меня до сих пор держит и сдерживает во многих поступках. В тот период для меня произошла трансформация, когда я бросил пить — переоценка ценностей — даже в философии жизненной. Я понял, что ответственен за себя перед другими. Я не отвечаю за других. Я за себя перед ними отвечаю. И он должен отвечать за себя передо мной.

Диалог Анжелики и князя Ракоци:»»Ракоци:— Ваш друг Дегре гоняется за мной, как будто я какой-то преступник! Анжелика: — Значит, Вы в чём-то виноваты. — В том, что спас Вам жизнь! — Абсурд! — Вы думаете? Бей требует мою голову, ну, а поскольку королю бей нужен больше, чем моя голова, он решил меня выдать. — Какая низость! Мне просто не верится! — Да, политика и сила всегда держатся на крови! А Вы ничего не знали? — Разумеется, нет! Вас сейчас никто не видел? — Если Вы боитесь, я могу немедленно уйти. — Я боюсь только за Вас! — О, простите! — Что я могу для Вас сделать? — Дайте мне поесть. — Отвернитесь, пожалуйста.— О, нет, Вы слишком прекрасны!— Либо Вы отвернётесь, либо останетесь голодным: выбирайте!

Диалог Анжелики и короля: Король: — Я Вам так доверял! Я Вас так ценил! Разве я мог подумать! Вас освободили от всех налогов и платежей, а в ответ Вы вели себя как какая-нибудь!..Анжелика: — О, сир, я понимаю, что Вы обо мне думаете, но дурные слова Вам не к лицу!— Я Вас уничтожу! — Я Вас не боюсь! — Вы ещё не знаете, на что я способен! Почему Вы укрывали этого мадьяра? — Вы же знаете, сир, что он спас мне жизнь! — И теперь он Ваш любовник? — Я свободна! — Нет, Вы не свободны!

Джесси: Но а как же? Сначала спас жизнь мне! Потом себе и Рацио!

Дикарка: Эммет, спасибо, что спас мне жизнь, даже если это всё было совершенно бессмысленно.Эммет: Знаешь, это были лучшие пятнадцать минут в моей жизни.

Доктор: Как же я устал от поражений.Клара: Но ты же не проиграл. Ты спас деревню.Доктор: Я не о войне говорю. Я любую из них готов проиграть. Мне тошно от потерь. Вот взять тебя — эти твои глаза, твоё упорство, твой гнев и твоя… доброта. Однажды… от воспоминания об этом мне станет так больно, что я не смогу дышать, и я сделаю то же, что и всегда. Запрыгну в свою будку и буду бежать, бежать от этой боли… но она будет повсюду, где бы я ни оказался.Клара: Ты сделал всё, что было в твоих силах. Она погибла. Больше уже ничем не помочь.Доктор: Я могу… всё, что угодно. Для меня нет ничего невозможного. Ничего. Но мне запрещено. Круги на воде, цунами, правила… Мне нельзя.

Мэйбл: Ля-ля-ля-ля-ля… (врезается в дверь, и её брекеты цепляются за металлическую сетку) А-а-а!!! Скобки! Зацепились за проволоку! Запишите завещание: я всё завещаю Пухле!..Зус: А ну-ка скажи «а».Мэйбл: А-а-а… (Зус отцепляет брекеты от сетки отвёрткой) Зус! Ты спас меня!Зус: Это всего лишь моя работа.

Сид: Ты же спас его!

Съел бобра — спас дерево.

Питер : Нет! Он спас моего брата!

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»