Япония и курильские острова

Москва и Токио, возможно, как никогда близки к решению проблемы Южных Курильских островов — так считает премьер Японии Синдзо Абэ. Со своей стороны, Владимир Путин пояснил, что Россия готова обсуждать этот вопрос лишь на основе советско-японской декларации 1956 года — по ней СССР соглашался передать Японии лишь два самых маленьких южнокурильских острова — Шикотан и гряду Хабомаи. Но оставлял за собой крупные и обжитые острова Итуруп и Кунашир.

Пойдет ли на договор Россия и откуда вообще взялся «курильский вопрос», «Комсомолке» помогал разобраться старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков.

1. Почему японцы вообще претендуют на Курилы? Ведь они отказались от них после Второй мировой войны?

— Действительно, в 1951 году был заключен Сан-Францисский мирный договор, где было прописано, что Япония отказывается от всех претензий на Курильские острова, — соглашается Кузьминков. — Но через несколько лет, чтобы обойти этот момент, японцы четыре острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — начали называть северными территориями и отрицать, что они относятся к Курильской гряде (а, напротив, относятся к острову Хоккайдо). Хотя на довоенных японских картах они были обозначены именно как Южные Курилы.

2. Все-таки сколько спорных островов — два или четыре?

— Сейчас Япония претендует на все четыре вышеназванных острова — в 1855 году по ним проходила граница между Россией и Японией. Но сразу после Второй мировой войны — и в Сан-Франциско в 1951 году, и в 1956 году при подписании советско-японской декларации — Япония оспаривала только Шикотан и Хабомаи. На тот момент Итуруп и Кунашир они признавали Южными Курилами. Именно о возвращении к позициям декларации 1956 года теперь говорят Путин и Абэ.

3. Правда ли, что Горбачев обещал отдать Курилы японцам?

— Когда в 1960-е годы Япония увеличила свои требования с двух до четырех островов, СССР закрыл обсуждения по этому вопросу, — напомнил ученый-японист. — 30 лет глава советского МИДа Громыко говорил, что у нас нет никаких нерешенных территориальных вопросов с Японией. А если они хотят что-то обсуждать, то пусть сначала уберут все американские базы со своей территории.

Изменилась позиция только при Горбачеве. Новый министр иностранных дел Шеварднадзе начал говорить, что если Япония поднимает этот вопрос, то, стало быть, и проблема есть. В 1991 году Горбачев первым из советских руководителей признал наличие территориального спора по четырем островам, а уже Ельцин в 1993 году подписал Токийскую декларацию, по которой сперва нужно было урегулировать «курильский спор» и только потом подписывать мирный договор. Это была уступка позиции Японии, поскольку наша позиция всегда была — сперва мирный договор, а потом обсуждаем территориальные вопросы.

Южные курили, которые Япония считает своимиФото: Дмитрий ПОЛУХИН

4. Чем богаты южные Курилы?

— Во-первых, на Итурупе находится крупнейшее в мире месторождение рения (редчайший и дорогостоящий металл, который используется в ракетостроении и сверхзвуковой авиации. — «КП»). Добывать его нужно на вулкане, что непросто, но при поставленном деле можно хорошо на этом зарабатывать.

Во-вторых, это отличный рыбный промысел, который сейчас является основой экономики Курил.

В-третьих, это выдающиеся природные красоты. Нет сомнений, что японцы, получив эти острова, сделают их туристической Меккой с термальными источниками.

5. Какова роль островов с военной точки зрения?

— Огромная. Рядом с ними находятся незамерзающие глубоководные проливы, которые связывают Охотское море с Тихим океаном. И, кстати, подходят для движения подводных лодок, — говорит Виктор Кузьминков. — Причем если Шикотан и Хабомаи, которые находятся чуть в стороне от основной гряды, не сильно влияют на границы, то передача Японии Итурупа и Кунашира лишила бы Россию самого удобного выхода из Охотского моря в Тихий океан. Ведь северные курильские проливы слишком мелкие и не подходят для флота.

Кроме того, как утверждают военные, японские радиолокационные станции на Курилах значительно увеличили бы их зону действия по сравнению с размещением на Хоккайдо.

6. Япония сможет разместить военные базы на Курилах?

— Японские газеты уже сообщают, что Абэ пообещал Путину не пускать американских военных на Курильские острова. Но это просто попытка успокоить российскую сторону. Через три года Абэ уйдет, и придет новый премьер, который решит по-другому. Мы помним, чем обернулось обещание американцев Горбачеву не размещать НАТО в Восточной Европе. Да и с японцами такой прецедент уже был: в конце 1950-х их премьер Нобусукэ Киси (кстати, дед Синдзо Абэ) упрочил отношения с США, хотя Хрущев договаривался с предыдущим главой правительства, что этого не произойдет. Так что ко всем нынешним обещаниям японцев я бы не относился серьезно.

7. Что нам даст мирный договор с Японией?

— Нужно разделить две вещи. Мирный договор и соглашение о демаркации границ. Мирный договор, по сути, не нужен ни нам, ни Японии. По той же декларации 1956 года Россия и Япония вышли из состояния войны. Мирный договор нужен Японии только для того, чтобы под его прикрытием решить территориальные вопросы.

Если говорить о выгодах для России, то, по моему мнению, их нет, — считает Виктор Кузьминков. — Ждать роста торговли или японских инвестиций в Россию? У совместного бизнеса должна быть экономическая мотивация, а не политическая. И японские компании придут в Россию, когда здесь будет улучшаться инвестиционный климат.

Разбить союз Японии и США? Нереально. Америка была, есть и будет для Японии державой № 1.

Больше того, Япония никогда не согласится на передачу только двух островов. Такое соглашение было бы политическим самоубийством Синдзо Абэ. Там готовы лишь на схему «2+2», то есть на такую последовательность: передача Японии Шикотана и Хабомаи — подписание мирного договора — продолжение переговоров по Итурупу и Кунаширу.

8. Есть ли альтернативные варианты? Например, совместная деятельность на южных Курилах?

— Совместное хозяйствование на Курилах обсуждалось, но я считаю, что это мертворожденный проект, — прокомментировал эксперт. — Япония будет требовать себе таких преференций, которые поставят под сомнение суверенитет России на этих территориях.

Аналогично японцы не готовы согласиться на аренду островов у России (такая идея тоже озвучивалась) — они считают северные территории своей исконной землей.

По моему мнению, единственный реальный вариант на сегодня — это подписание мирного договора, который мало что значит для обеих стран. И последующее создание комиссии по делимитации границ, которая будет заседать хоть 100 лет, но ни к какому решению так и не придет.

СПРАВКА «КП»

Общее население Южных Курильских островов — около 17 тысяч человек.

Группа островов Хабомаи (более 10 островов) — необитаема.

На острове Шикотан — 2 поселка: Малокурильское и Крабозаводское. Есть консервный завод. В советские годы он был одним из крупнейших в СССР. Но сейчас от его былой мощи мало что осталось.

На острове Итуруп — город Курильск (1600 человек) и 7 поселков. В 2014 году здесь открыли международный аэропорт «Итуруп».

На острове Кунашир — поселок Южно-Курильск (7700 человек) и 6 более мелких поселков. Здесь — геотермальная электростанция и более сотни военных объектов.

Капитуляция и обман

«Северные территории» — так в Японии называют южные острова Курильской гряды, без сомнения, станут одной из основных тем для обсуждения на переговорах японского премьер-министра Синдзо Абэ с российским президентом Владимиром Путиным. Перед встречей тема спорных островов активно обсуждалась публично: Токио пообещал отказаться от компенсаций и не выселять жителей Южных Курил в случае их передачи. Дошло до того, что в Кремле вынуждены были одернуть Абэ и заметить, что такая суета не способствует нормальному переговорному процессу. Специально для «Ленты.ру» российский японист Виктор Кузьминков вспомнил историю спорных островов и причины, по которым претензии Японии на них выглядят, мягко говоря, спорными.

Острова мохнатых людей

«Приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать», — гласил указ русской императрицы Екатерины II, подписанный ею в 1779 году. «Мохнатыми курильцами» русские землепроходцы называли коренных жителей японских островов — айнов, которые, в отличие от других северных народов, имели на лице сильную растительность.

Однако в 1855 году был заключен Русско-японский трактат о торговле и границах, по которому все четыре ныне спорных острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи — царское правительство признало японской территорией, каковой они оставались до конца Второй мировой войны. Именно на основе этого документа официальный Токио выдвигает на них свои претензии.

Из виду, однако, упускается важный факт: Россия уступила эти острова Японии с тем условием, что последняя согласится на торговлю. Однако торговля с Японией развивалась слабо, и потому соглашение 1855 года (по сути невыполненное) не может служить доказательством в территориальных претензиях к России. Тем более что впоследствии граница между Россией и Японией дважды менялась, в том числе в результате военных действий.

В 1875 году Россия признала японский суверенитет над всеми Курильскими островами до полуострова Камчатка в обмен на официальный отказ Японии от притязаний на остров Сахалин, однако в 1905-м, после поражения России в Русско-японской войне, по Портсмутскому мирному договору Японии отошла южная часть острова Сахалин, на который Япония вроде «не претендовала». Такая ситуация сохранялась до 1945 года, когда Советский Союз, выполняя обещание, данное союзным державам — США и Великобритании, вступил в войну с Японией.

Токио считает, что это было сделано в нарушение пакта о нейтралитете, однако это всего лишь попытка представить Японию жертвой нападения, вывести ее из блока агрессивных государств и подорвать авторитет СССР (и, соответственно, России).

Эти обвинения нельзя рассматривать всерьез: они абсолютно игнорируют ситуацию, сложившуюся тогда в мире. Остановка действия пакта о нейтралитете и вступление Советского Союза в войну против Японии были правомерны и вытекали из положений Устава ООН (статей 1 и 113), принятых на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, еще до вступления СССР в войну против Японии.

Именно в соответствии с Уставом ООН у Японии изъяли территории в качестве меры наказания за агрессию. И это зафиксировано в соглашении, принятом на Ялтинской конференции Иосифом Сталиным, Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Говорить в этих условиях о нарушении договора и вероломном нападении никак нельзя.

У Японии есть еще один аргумент: в Токио считают, что их страна не являлась одной из сторон Ялтинского соглашения и поэтому никак не связана этим документом. Но из виду упускается еще один важнейший момент.

В сентябре 1945 года в Сан-Франциско состоялась мирная конференция, окончательно положившая конец Второй мировой войне. На ней решалась судьба разгромленной Японии. В американский город съехались представители более 50 стран, в том числе Советского Союза.

На конференции была написана новая глава истории Курильских островов — Токио подписал документ, в котором черным по белому значилось: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года». Казалось бы, как можно требовать вернуть острова, отказ от которых документально зафиксирован?

Все просто: тогда Япония просто не считала Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир Курильскими островами. Премьер-министр Японии Ёсида Сигэру 7 сентября 1951 года заявил: «Острова Хабомаи и Шикотан являются частью острова Хоккайдо и были оккупированы Советским Союзом в одностороннем порядке 20 сентября 1945 года, вскоре после японской капитуляции». То есть Токио считал их частью Хоккайдо, а не Курил.

Позднее японское правительство добавит к ним острова Итуруп и Кунашир и будет настаивать на том, что эти четыре острова не входят в географическое понятие Курильские острова, а следовательно — не подпадают под определение Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору.

Кроме того, советская делегация участвовала в Сан-Францисской конференции, но поскольку ни одна из предложенных ею поправок не была принята, она мирный договор подписывать отказалась. Этим Токио тоже обосновывает свою правоту, хотя говорить о ней не приходится: Ялтинский договор Сталина, Черчилля и Рузвельта согласия Японии не предполагал, а Сан-Францисский договор она подписала, признала «полную силу всех договоров» и обязалась выполнять решения союзников.

Вместе с тем в Сан-Францисском договоре есть огромный подводный камень, который делает обсуждение принадлежности каких-либо островов Курильской гряды невозможным. В соответствии с этим документом, Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов просто, а не в чью-то пользу. При этом тот же самый договор предусматривает: если Япония договорится о мире с каким-то государством и даст ему что-то сверх того, что предусмотрено этим договором, она обязана будет дать то же самое всем остальным подписантам.

Иными словами, если Япония признает суверенитет России над Курилами и Южным Сахалином формально, то все 48 стран-подписантов (в том числе, например, США) смогут претендовать на владение ими.

Это связано с тем, что договор не определяет статус Курил и Южного Сахалина, а просто фиксирует отказ Японии. И сегодняшняя Россия как государство-продолжатель СССР владеет ими не де-юре, а на исторических основаниях — потому что никто другой не предъявил своих претензий.

Холодная война против советской теплоты

В 1956 году Советский Союз пошел навстречу Японии и добровольно согласилсяпередать ей Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако Сан-Францисский договор предусматривал, что он должен быть подписан в течение трех лет, — Москва и Токио не успели, и обещание передать острова перестало действовать, а затем вообще было аннулировано в ответ на требование Японией еще двух островов и подписания нового договора о взаимном сотрудничестве и безопасности с США.

В начале 1960-х годов правительство Японии продолжило упорствовать: Токио сформулировал концепцию «исконно японских территорий». В соответствии с ней Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир не входят в состав Курильских островов и издревле принадлежат Японии. С тех пор для обозначения этих четырех островов было введено понятие «северные территории». То есть проблема этих островов была создана Японией искусственно, намеренно и самостоятельно, исходя из собственного извращенного толкования международных соглашений.

Но в ту пору шла холодная война, открытую поддержку территориальным притязаниям Японии к Советскому Союзу оказал Госдепартамент США, выступивший 13 декабря 1962 года с заявлением, в котором утверждалось, что южные Курильские острова являются «исконно японской территорией».

С момента заключения нового договора о безопасности между США и Японией — того самого, который заставил СССР отказаться от добровольной передачи Хабомаи и Шикотана, — Токио и Вашингтон стали рассматривать лозунг «возвращения северных территорий» как один из самых удобных рычагов, с помощью которых в японском обществе можно было нагнетать антисоветские настроения. Москва отказалась от добровольной передачи двух островов, Токио захотел сразу четыре — СССР и Япония сознательно пошли на взаимное политическое дистанцирование.

Верните ваши острова

Японские власти всячески поощряли «движение за возвращение северных территорий». Оно началось с протестов рыбаков из ближайшего к островам города Нэмуро на Хоккайдо, который до войны был центром района Тисима (Курилы). В результате утраты Курильских островов рыболовная отрасль Японии — одна из главных основ жизнедеятельности региона Хоккайдо — несла серьезные убытки.

Постепенно протесты рыбаков города Нэмура переросли в организованные митинги и марши по всей стране с требованиями «вернуть острова». В 1963 году был учрежден Координационный совет движения по «возвращению северных территорий», в состав которого вошла 41 организация. Этот совет проводил народные слеты и семинары, стал налаживать координацию деятельности и солидарность входящих в него организаций.

Он начал давить на японское правительство и требовать, чтобы оно добивалось возвращения островов не только на словах. В результате в мае 1970 года в структуре правительства была учреждена структура, занимавшаяся подготовкой возвращения Окинавы и «северных территорий».

Движение за «возвращение северных территорий» окрепло лишь после того, как в 1972 году США вернули Японии административные права над островом Окинава: базы на нем играли роль стратегических форпостов в деле противостояния с СССР, а размещенные на них ядерные ракеты были важной частью глобальной политики ядерного сдерживания.

Однако когда началась война во Вьетнаме и японское общество охладело к американцам, в Вашингтоне стали понимать, что отказ или промедление в передаче Окинавы может негативно сказаться на японо-американском альянсе в целом. Кроме того, возвращение Окинавы было и наградой: США отблагодарили Японию за выстраивание проамериканского порядка в Юго-Восточной Азии.

Церемония передачи Окинавы Японии состоялась 15 мая 1972 года после вывода оттуда ядерного оружия. По этому случаю в обращении к нации тогдашний премьер-министр Эйсаку Сато (кстати, дядя Синдзо Абэ) заявил, что «до тех пор, пока не будут возвращены северные территории, послевоенный период завершен не будет». В прошлом допустившие всплеск милитаризма японцы очень болезненно переживали поражение и послевоенную оккупацию, поэтому идея «сейчас острова вернем — вот война и закончится» воспринималась крайне серьезно. Придуманная Токио проблема «северных территорий» была возведена в идею национального масштаба.

День островитянина

Каждой национальной идее полагается соответствующий культ: в 1976 году в стране учредили праздник, который так и назывался — «день северных территорий». Он отмечается 7 февраля — в этот день в 1855 году был подписан тот самый трактат о торговле и границах между Россией и Японией.

Ежегодно в Токио стал проводиться «Общенациональный съезд за возвращение северных территорий», в котором принимают участие премьер-министр и лидеры всех парламентских партий страны. Как правило, в этот день перед посольством России в Токио ультраправые организации устраивают митинги, требуя «возвращения своего». Наиболее скандальным стало 7 февраля 2011 года, когда в ответ на посещение президентом Дмитрием Медведевым острова Кунашир националисты осквернили российский флаг.

В сентябре 1976 года на пожертвования, собранные активистами «движения за возвращение северных территорий», на мысе Носаппу, с которого просматриваются острова, был воздвигнут монумент «Мост к островам Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп», символизирующий японские чаяния в отношении этих территорий. В каждой из 47 префектур были созданы народные советы «содействия возвращению северных территорий».

Полным ходом шла работа на законодательном уровне. Начиная с 1951 года палата представителей японского парламента 16 раз, а палата советников начиная с 1962 года 11 раз единогласно приняли «резолюцию с требованием возвратить северные территории». В 1982 году был принят «Закон о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». В июне 2009 года парламент принял поправки к этому закону, в соответствии с которыми южные Курильские острова были определены как «исконно японские».

Важно отметить, что принятие указанных поправок японским парламентом противоречило двусторонним договоренностям между Россией и Японией: в 1993 году стороны условились определить принадлежность четырех островов путем переговоров. В законе же острова были в одностороннем порядке определены как территория Японии — национальная идея оказалась важнее международных договоров.

Задача Абэ

На протяжении всего послевоенного периода японцам внушалось, что «северные территории» — это земля, которую предки современных японцев осваивали не щадя своих сил на протяжении пяти поколений, поэтому примириться с «незаконным отторжением территории» — значит согласиться с оскорблением чести и достоинства государства. В работу включилось множество японских историков, политологов и журналистов, перед которыми стояла конкретная задача: обосновать исторический характер исконности «отторгнутых» у Японии Советским Союзом территорий и доказать противоправный характер владения СССР этими оспариваемыми территориями.

В итоге многие японцы сегодня вполне искренне считают, что у их страны была незаконно отторгнута часть суверенной территории. Хотя ни по площади, ни по природным ресурсам эти острова не имеют для Японии сколько-нибудь заметного экономического значения, удовлетворение территориальных претензий было поднято на уровень национального престижа и стало рассматриваться как одно из непременных условий ликвидации несправедливости послевоенного мирного урегулирования.

С началом политических преобразований в Советском Союзе в японской печати стало появляться все больше публикаций, авторы которых занимали либеральную позицию в отношении решения проблемы территориального размежевания с Советским Союзом. Японское правительство тоже сменило тактику, допустив возможность гибко подходить к форме и срокам передачи островов. Однако в отношении количества островов официальная позиция Токио не претерпела изменений.

В этом смысле согласие премьер-министра Синдзо Абэ взять за основу переговоров по мирному договору Совместную декларацию 1956 года, в которой Советский Союз добровольно обещал передать два острова после заключения мирного договора, можно расценивать как уступку в территориальном вопросе.

Для Абэ, который может стать рекордсменом по длительности пребывания в кресле премьер-министра Японии, важно оставить заметный след в истории. Завершение послевоенного периода путем решения территориального вопроса с Россией могло бы стать достойным венцом его длительной политической карьеры. Поскольку до окончания его премьерского срока остается всего три года, форсирование ситуации с его стороны выглядит логичным.

Сегодня для японцев возвращение «северных территорий» — это способ не только подвести черту под прошлым и оставить страшную Вторую мировую войну в нем, но и завершить создание «дипломатии доверия»: межгосударственных отношений со строгим соблюдением договоренностей. Ведь с точки зрения Токио СССР нарушил договор о нейтралитете и незаконно занял острова; их возвращение наконец решит этот вопрос.

Тем не менее со временем символизм «северных территорий» постепенно улетучивается из сознания японского общества. Это подтверждается последними опросами общественного мнения, согласно которым около половины японцев готовы согласиться на поэтапное возвращение островов, то есть сначала сфокусироваться на возвращении двух островов (Шикотан и Хабомаи) и продолжить переговоры по оставшимся двум островам (Итуруп и Кунашир). И только 28,6 процента респондентов потребовали добиваться возвращения всех четырех островов сразу.

В наше время нормализация отношений Японии и России отвечает интересам двух сторон. Однако при этом Токио следует освободиться от груза недоверия и стереотипов и предложить Москве дружбу и доверие, а России, в свою очередь, не забывать о необходимости обеспечивать безопасность и соблюдать национальные интересы.

Проблема Курильских островов в отношениях России и Японии

11 февраля 1945 года между руководителями Советского Союза, США и Великобритании — Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом, Уинстоном Черчиллем — было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена «холодной войны» Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности начался безвизовый обмен между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года.

Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Позиция российской стороны состоит в том, что суверенитет РФ над южными Курильскими островами основан на итогах Второй мировой войны, закрепленных в международно-правовом плане в Крымском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 года, Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года, Сан-Францисском мирном договоре от 8 сентября 1951 года и легитимизированных Статьей 107 Устава ООН.

Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

В то же время, сдерживающее воздействие нерешенности т.н. территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось.

Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

2 марта 2012 года правительство Японии приняло решение не использовать более термин «незаконная оккупация» в отношении четырех островов южных Курил, по которым между Японией и Россией существует территориальный спор. Статус островов изменен на «занятые без юридических оснований».

Решение о новой формулировке было принято исходя из понимания того, что проблема должна быть решена в ходе переговоров, партнером по которым выступает Россия и «принимая во внимание все стороны отношений с партнером».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Россия и Япония договариваются о Курилах. В чем заключается спор?

Правообладатель иллюстрации Mikhail Metzel/TASS Image caption Абэ на переговорах в Москве пригласил Путина на саммит G20, который пройдет в июне в Японии

Во вторник, 22 января, состоялись переговоры между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ по вопросу мирного договора. Токио претендует на возврат островов Итурупа, Кунашира, Шикотана, а также архипелага Хабомаи.

После переговоров, которые продолжались более трех часов, Путин и Абэ выступили с заявлениями для прессы, которые не содержали никаких новостей по поводу перспектив заключения мирного договора. Вопросы журналистов предусмотрены не были.

Путин говорил, что встречается с Абэ в четвертый раз за последние полгода, что налаживается экономическое сотрудничество (но «качественного сдвига» не произошло, не хватает «более амбициозных планов»). «Разумеется, обсудили и перспективы заключения мирного договора», — сказал российский президент, подчеркнув, что этому было уделено «немало времени».

  • Россия, Япония и Курилы: удастся ли договориться на этот раз?
  • Путин предложил до конца года заключить мирный договор с Японией
  • Опрос: рекордное число россиян поддержали передачу Курил Японии

Японский премьер начал с комплимента Москве, которая «в белую стужу» впечатлила еще больше, чем во время предыдущего визита. Он тоже сказал, что перспективам заключения мирного договора «уделили много времени».

Никакой другой конкретики о сути этих переговоров в выступлениях двух лидеров не прозвучало. Оба при этом упомянули о том, что на саммите G20 в прошлом году в Сингапуре они условились вести переговоры на основе совместной Декларации СССР и Японии от 1956 года.

Следующий раунд проведут министры иностранных дел России и Японии. «Таких раундов будет еще не один», — сказал журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Абэ пригласил Путина на саммит G20, который пройдет в июне в Японии.

«Поговорили и решили дальше встречаться»

«Нет никакого продвижения в отношении решения главной проблемы — территориальной, а она является условием подписания мирного договора, — констатирует руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — Поговорили и решили дальше встречаться».

«Но лучше разговаривать, чем молчать и заочно критиковать друг друга, — продолжает эксперт. — Скорее всего, в этом году ничего не удастся. Даже если Путин поедет на саммит «Двадцатки» в июне, вряд ли стороны дозреют к этому времени. У Японии нет готовности принимать те уступки, на которые готова идти Россия. Япония хочет большего».

«Следовало ожидать такого результата, на данном этапе трудно рассчитывать на какой-то прорыв, — считает завкафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов. — Определенный сдвиг в позиции Японии и так уже произошел — в направлении признания декларации 1956 года как окончательной. Об этом заявил Абэ, признав нереалистичность требований относительно Кунашира и Итурупа».

«Мне кажется, что за частыми встречами стоит особенность стиля японской дипломатии — настойчиво возвращаться к одному и тому же вопросу, — говорит Стрельцов. — Япония рассчитывает, что додавит и получит территории. У меня есть скептицизм . Было множество подобных ситуаций: вроде, вот вот решится вопрос, но ничего не решается».

Правообладатель иллюстрации Sergei Krasnoukhov/TASS Image caption Итуруп

Эти переговоры в Москве прошли на довольно нервном политическом фоне.

Ранее российский МИД поставил Японии условие: для заключения мирного договора между Россией и Японией Токио следует признать итоги Второй мировой войны, включая суверенитет над Курильскими островами.

Кроме того, депутаты ЛДПР внесли в Госдуму законопроект «О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии», запрещающий принимать любые правовые акты, которые рассматривают отторжение этих территорий. Правда, он еще не рассмотрен.

В Москве в выходные левые движения провели митинг против передачи Японии островов.

В начале января премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что Япония рассчитывает на восстановление суверенитета над Южными Курильскими островами. 7 января он поклялся могилой своего отца, что поставит точку в переговорах о мирном договоре с Россией.

Русская служба Би-би-си напоминает, в чем заключается спор и с каких позиций стороны подходят к его разрешению.

О каких островах идет речь?

Курильские острова — цепочка сравнительно небольших участков суши, протянувшихся от юго-восточной оконечности российского полуострова Камчатка до японского острова Хоккайдо. Они отделяют Охотское море от Тихого океана.

Всего в составе Курил более 50 больших и малых островов. Япония претендует на четыре из них — острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также на архипелаг Хабомаи (в России такого названия не существует, архипелаг вместе с Шикотаном объединены под названием Малая Курильская гряда).

Эти острова входят в состав группы островов Южные Курилы, включающий в себя еще и Уруп, на который Япония не претендует. Южные Курилы отличаются от остальных большей площадью, чем остальные острова цепочки.

Ближайший к Японии остров Кунашир отделен от Хоккайдо Проливом Измены, ширина которого в самом узком месте составляет около 20 километров.

Сейчас спорные острова входят в состав Сахалинской области России, а их совокупное население составляет около 20 тысяч человек. Япония включает их в состав губернаторства Хоккайдо.

Хронология спора

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор (Симодский трактат), который устанавливал границу между островами Итуруп и Уруп. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи согласно этому договору принадлежали Японии. Этот день в Японии отмечается как «День северных территорий».

В 1875 году Россия уступила Японии уже все Курильские острова в обмен на японскую часть острова Сахалин, но в 1905 году после Русско-Японской войны, которую Россия проиграла, был заключен Портсмутский мирный договор, в котором и Южный Сахалин отходил к Японии.

В 1945 году Советский Союз вступил в войну с Японией, выполняя соглашение с Великобританией и США, достигнутое на Ялтинской конференции. Тогда СССР взял на себя это обязательство, но одним из условий была передача под советский контроль Южного Сахалина и Курильских островов.

После капитуляции Японии СССР включил в свой состав весь Сахалин и Курильский архипелаг.

Однако Советский Союз отказался подписывать с Японией мирный договор, который в 1951 году в Сан-Франциско подписали страны, воевавшие во Второй мировой против Японии. Одной из причин было то, что в договор не были включены положения, фиксирующие принадлежность Курил и Сахалина к России.

Тем не менее в 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, согласно которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора. Судьба Кунашира и Итурупа в документе не затрагивалась.

В сентябре 2018 года президент России Владимир Путин предложил заключить мирный договор с Японией без каких-либо предварительных условий до конца года: «А потом на основе этого мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы». Япония от этого предложения отказалась.

В середине ноября 2018 года Владимир Путин и Синдзо Абэ на Восточноазиатском саммите в Сингапуре договорились ускорить переговорный процесс, который безуспешно ведется десятилетиями на основе Совместной декларации 1956 года.

Какова позиция Японии?

Токио считает, что острова должны относиться к префектуре Хоккайдо на основании российско-японского трактата о торговле и границах 1855 года.

Япония указывает на то, что декларация, подписанная в Ялте, не имеет юридической силы, а территориальные приобретения в результате войны должен фиксировать мирный договор.

После того как Курильский архипелаг был включен в состав СССР, японское население островов было депортировано. Токио исходит из того, что депортированные жители были лишены собственности и утратили возможность заниматься рыбным промыслом.

Правообладатель иллюстрации Sergey Krasnoukhov/TASS Image caption Заброшенные дома в поселке Горный на острове Итуруп

В Японии насчитывается около 6 тысяч бывших жителей островов и их прямых наследников, которые теоретически могли бы претендовать на компенсации за утраченное имущество.

Как писала японская газета «Ёмиури», правительство страны намерено предложить России отказаться от требований взаимных компенсаций. В этом случае японские власти выплатят своим гражданам компенсации самостоятельно.

В Японии возвращение «северных территорий», как там называют острова, является национальной идеей, а подвергать сомнению принадлежность островов или рассуждать о невозможности их возвращения политически крайне рискованно.

Компромиссный вариант — передача Японии острова Шикотан и гряды Хабомаи — который обсуждали СССР и Япония, также не очень популярен, писал научный сотрудник центра японских исследований Института востоковедения РАН Владимир Нелидов.

«Если в японском обществе и существует консенсус по вопросу о территориальном размежевании с Россией, то он заключается в том, что, в конечном итоге, под контроль Японии должны перейти все южные Курильские острова», — указывал эксперт.

Какова позиция России?

Позиция Москвы по отношению к островам кажется не менее твердой. Она состоит в том, что острова вошли в состав Советского Союза по итогам Второй мировой войны, и суверенитет России над ними бесспорен.

Российский социологический Левада-центр сообщает, что за все годы, когда социологи поднимали вопрос о передаче островов Японии, то есть с 1992 года, процент поддерживавших эту идею не превышал 12%. В мае 2016 года число россиян, допускавших передачу островов Японии, составляло всего 7%.

Вместе с тем в ноябре 2018 года число россиян, которые скорее поддержали бы передачу Японии Курильских островов, неожиданно выросло до рекордных 17%.

Вопрос при этом был сформулирован следующим образом: «Проблема принадлежности Южных Курильских островов является препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора между нашими странами. Вы лично в целом поддержали бы или не поддержали бы идею передать Японии несколько островов Курильской гряды, чтобы заключить мирный договор и развивать экономическое сотрудничество между Россией и Японией?»

До этого формулировка вопроса была иной: «Долгие годы камнем преткновения в отношениях между Россией и Японией был вопрос о спорных островах южной части Курильской гряды. Вы в принципе за или против того, чтобы Россия передала Японии эти острова?»

В сентябре 2018 года президент России Владимир Путин предложил заключить мирный договор с Японией без каких-либо предварительных условий до конца этого года: «А потом на основе этого мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы».

Многие эксперты сочли такое предложение невыполнимым для японцев. Токио от этого предложения отказался.

Природные ресурсы

Острова — не просто фрагменты суши в море, они меняют и ситуацию в морской акватории вокруг них, влияя на судоходство, рыбный промысел и добычу других природных ресурсов.

Правообладатель иллюстрации Sergei Krasnoukhov/TASS Image caption В России многие выступают против передачи Курил Японии

Как говорится на сайте японского МИД, в районе островов сливаются два течения — Куросио и Оясио, создавая уникальные условия для рыболовства и морского промысла. На сайте говорится, что этот район «на протяжении многих столетий считался одним из трех величайших рыболовных районов в мире».

Об этом же говорится в сборнике научных материалов, подготовленных в 2003 году во владивостокском Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского.

«Стоимость ресурсов биомассы шельфа Южно-Курильских островов не поддается фиксированной оценке ввиду их практической неисчерпаемости во времени и высокой продуктивности биомассы здесь. Район между Малой Курильской грядой и островом Кунашир имеет особо благоприятные гидробиологические условия для воспроизводства рыбных ресурсов. Это уникальная территория, имеющая наиболее короткие нерестовые пути и интенсивную продуктивность наиболее ценных пород рыб семейства лососевых, неиспользуемая пока в полной мере», — говорится в нем.

Экономика южных Курильских островов и в настоящее время в основном связана с рыболовством и переработкой рыбы. При этом в 2015 году производство рыбы и консервированной рыбной продукции на территории южных Курильских островов составило 1% российского производства.

Правообладатель иллюстрации Sergey Krasnoukhov/TASS Image caption Рыбокомбинат на острове Шикотан

Кроме рыболовства, Курильские острова богаты полезными ископаемыми. По данным Морского государственного университета, на островах, в частности, на Итурупе, есть титаномагнетитовые россыпи, на шельфе могут быть запасы нефти и газа.

Общая площадь акватории Курильских островов с учетом 200-мильной (370,4 км) экономической зоны составляет около 296 тысяч квадратных километров. Исключительная экономическая зона в случае с Курильскими островами покрывает большую часть Охотского моря. Только на юге часть акватории моря относится к зоне Японии.

«Сейчас, благодаря наличию всех четырех островов, исключительная экономическая зона покрывает практически всю акваторию, поэтому Охотское море фактически является внутренним морем России. Ежегодный улов рыбы и морепродуктов в Охотском море составляет около трёх млн. тонн в год. Для сравнения — весь объем вылова Японией рыбы и морепродуктов составляет около четырех млн. тонн в год», — рассказал Би-би-си руководитель образовательной программы НИУ ВШЭ и университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии» Денис Щербаков.

Правообладатель иллюстрации SERGEY SAVOSTYANOV/TASS Image caption В минувшие выходные в Москве прошла акция «За сохранение территориальной целостности России. Против передачи Курильских островов в состав Японии».

По словам Щербакова, в России опасаются, что передача островов и большой части акватории Охотского моря Японии приведет к сокращению рыболовства, а также в перспективе — к потере возможности разработки Россией залежей нефти и газа на шельфе.

Стратегическое положение

Еще один из главных факторов, который определял отношение к Курильским островам в России — их стратегическое положение. Курильские острова отделяют Охотское море от Тихого океана, как бы запирая выход к нему от южного побережья российского Дальнего Востока.

В районе спорных островов расположены два единственных не замерзающих зимой пролива — пролив Екатерины, разделяющий Итуруп и Кунашир, а также Кунаширский пролив, который вместе с Проливом Измены отделяет Кунашир от Хоккайдо.

  • Зачем России военно-морская база на Курилах?
  • Шойгу: на Курилах разместят ракетные комплексы и беспилотники

С одной стороны, военно-морская база на островах дала бы прямой выход кораблям в Тихий океан. С другой — на островах непростые природные условия, сильные ветры, приливы, зимние льды.

В России считают, что потеря контроля над Курильскими островами, во-первых, ограничит возможность выхода в Тихий океан кораблей Тихоокеанского флота, а во-вторых, ограничит возможность контролировать вход иностранных кораблей в Охотское море. Наконец, в России опасаются, что передача островов Японии откроет доступ на них американским военным.

19 декабря 2017 года Япония объявила о намерении разместить на территории страны два американских наземных комплекса противоракетной обороны Aegis Ashore, и это решение было воспринято в Москве крайне негативно. Претензии Москвы к противоракетным системам аналогичны тем, которые они предъявляли к европейской системе ПРО — прежде всего это потенциальная возможность пуска крылатых ракет из пусковых установок противоракет SM-3, а также принятие в перспективе более совершенных противоракет, способных перехватывать российские межконтинентальные ракеты.

Правообладатель иллюстрации Sergey Krasnoukhov/TASS

Во время Второй мировой войны японцами на островах была построена мощная система укреплений, аэродромов и военно-морских баз. В настоящее время на Курильских островах дислоцирована 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия (единственное подобное соединение в российской армии) с частями усиления на Итурупе и Кунашире. Кроме того, на островах размещены береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также зенитные комплексы «Бук».

В марте 2016 года министр обороны Сергей Шойгу (а спустя полтора года — в октябре 2017-го — и зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич) заявили о планах России разместить на одном из островов базу Тихоокеанского флота ВМФ России.

Ни один, ни второй не раскрыли никаких подробностей, но на острове Матуа Курильской гряды побывали экспедиции Русского географического общества и министерства обороны России. В марте 2018 года в интервью «Красной звезде» командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц сказал, что на острове уже развернут военный аэродром.

История территориального спора России и Японии

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин выступил с предложением подписать мирный договор с Японией до конца года без предварительных условий. Вопрос о заключении этого документа обсуждается со времен окончания Второй мировой войны.

Основным препятствием для достижения соглашения является спор вокруг нескольких островов в южной части Курильского архипелага (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды — все в составе Сахалинской области; в Японии их называют «северными территориями»).

Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила материал об истории территориального спора и попытках заключения мирного договора.

История

Курильский архипелаг — это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами в ходе экспедиции 1635-1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом. Первая российская экспедиция (руководитель — В. В. Атласов) достигла северной части гряды в 1697 году. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали Симодский трактат, по которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России. Сахалин был объявлен совместным владением — «неразделенной» территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.

Наследие Второй мировой войны

На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было принято решение, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды («Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока», принято 11 февраля 1945 года).

5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советского-японского Пакта о нейтралитете (1941 год; должен был действовать до апреля 1946 года). 9 августа 1945 года советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция (18 августа — 1 сентября 1945 года), в результате которой все острова были освобождены.

После поражения в войне Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции (2 сентября 1945 года) и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага (по решению союзников). Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР были включены в состав Советского Союза (2 февраля 1946 года). В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.

Сан-Францисский мирный договор

Япония, которая была оккупирована войсками США, получила возможность заключить мирный договор с победителями на международной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Токио подписал мирный договор с 48 странами — участницами антифашистской коалиции, тем самым отказавшись «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». Однако в документе не оговаривалось, в пользу какого государства Япония отказывается от территорий. Кроме того, на конференцию не были приглашены представители некоторых стран, пострадавших от японской агрессии (прежде всего КНР), в результате чего приехавшая на конференцию советская делегация отказалась подписывать мирный договор, посчитав его неправомочными.

Совместная декларация 1956 года

После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.

Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.

Признание территориальной проблемы

В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался «принципа нераздельности политики и экономики», который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.

Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.

Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях (13 октября 1993 года). В ней говорится, что стороны провели «переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, «исходя из исторических и юридических фактов» и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости.

В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран.

Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути (ноябрь 1998 года). Он предложил создать условия для «совместной хозяйственной и иной деятельности» на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон. При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году».

Попытки решения вопроса с начала 2000-х годов

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Иосиро Мори подписали в Токио Совместное заявление по проблеме мирного договора (5 сентября 2000 года). В нем высказывалось намерение разрешить вопрос «о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи», опираясь на все достигнутые договоренности, в том числе Токийскую и Московскую декларации. Желание сторон ускорить переговорный процесс и заключить мирный договор вновь было отмечено в Иркутском заявлении, принятом 25 марта 2001 года после переговоров между Владимиром Путиным и Иосиро Мори. 10 января 2003 года в ходе визита в РФ премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми было подписано Совместное заявление, в котором стороны подтвердили «решимость посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор «. 29 апреля 2013 года на переговорах в Москве между Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ было принято Совместное заявление, в котором стороны «согласились, что ситуация, при которой — спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны — между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной».

В августе 2013 года и январе 2014 г.одав Москве и Токио состоялось два раунда консультаций по мирному договору на уровне заместителей министров иностранных дел РФ и Японии. Детали проходящих переговоров не разглашались. Однако 9 мая 2014 года правительство Японии приостановило консультации в связи с ситуацией на Украине.

В марте 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо «добиться приемлемого компромисса или чего-то вроде «хикивакэ» («ничья», термин из дзюдо)». В мае 2016 года Владимир Путин и Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в «конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики» и согласовали «новый подход» к решению двусторонних проблем. В декабре 2016 года лидеры двух стран заявили о готовности совместно проводить хозяйственную деятельность на спорных островах. Для этого в феврале 2017 года правительство Японии сформировало с Россией особый межведомственный совет. Он рассматривает проекты кооперации в зоне южных Курильских островов, включая рыболовство, разведение морепродуктов, туризм, охрану окружающей среды и здравоохранение.

Позиции сторон

Россия всегда заявляла, что южные Курильские острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. При этом российская сторона признает Совместную декларацию 1956 года как документ, ратифицированный Верховным Советом СССР.

Япония претендует на все острова и увязывает решение о признании японского суверенитета над этими территориями с подписанием мирного договора. Токио опирается на подписанный двумя странами Симодский трактат (1855).