Явление Иисуса Христа
Содержание
Явление Христа Марии Магдалене после воскресения
Александр Иванов, один из самых выдающихся русских художников-академистов, известен зрителю, в первую очередь, как создатель монументального полотна «Явление Христа народу». Однако предтечей этой картины послужила другая – «Явление Христа Марии Магдалене после воскресенья», законченная художником в 1835 году и в настоящее время находящаяся в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
В основе картины – сюжет о первой встрече воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной, когда (согласно Евангелию от Иоанна), Христос говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему.» В изобразительном искусстве этот мотив был всегда популярен и нашел свое отражение как в православной традиции – в иконографии под названием «Не прикасайся ко мне», так и в западной – в творчестве Джотто, Корреджо, Тициана, Гольбейна и других.
Полотно создавалось Александром Ивановым в Италии, куда он был направлен в качестве пенсионера Общества поощрения художников в 1830 году. Когда картина была закончена, художник сначала показывал ее в своей мастерской в Риме и на выставке русских живописцев в Капитолийских музеях, где она заслужила множество лестных отзывов посетителей. Так, поэт Алексей Васильевич Тимофеев писал: «Явление Спасителя по Воскресении Магдалине“, сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего, — положение Спасителя, — Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна.»
Позже, в качестве отчета перед Обществом поощрения, работа была отправлена в Россию, в Санкт-Петербург. Здесь она тоже имела немалый успех. Отец художника, тоже художник Андрей Иванов сообщал в письме сыну, что картина «производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображенным». «Явление Христа Марии Магдалене» было подарена императору Николаю Первому на именины, а Иванов получил звание академика.
Работая над образом Христа, Александр Иванов вдохновлялся скульптурными произведениями датского мастера Бертеля Торвальдсена, с которых выполнил немало набросков и зарисовок. А в качестве модели для фигуры он использовал другой образец – скульптуру Аполлона Бельведерского. Подобный подход весьма типичен для академической школы начала 19 века, сочетавшей в себе огромный интерес к античному наследию с обращением к христианским сюжетам.
Для достоверного изображения Марии Магдалины художник выполнил множество этюдов с двух натурщиц-итальянок. О работе с одной из них Иванов писал сестре следующее: «Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса.»
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения
Местом действия картины Александр Иванов опять же избрал свою любимую Италию, изобразив на основе ряда этюдов в качестве фона пейзажи римской виллы, о чем писал своему отцу так: «Письмо ваше я получил по приезде из Тиволи, где написал этюды столетних кипарисов, украшающих сад дука д’Эсте для картины моей «Иисус и Магдалина».
Шедевр Иванова отличает не только монументальные, почти «скульптурные» фигуры главных героев, замечательный уровень рисования и тончайшее мастерство живописца, особенно ярко проявившее себя в трактовке белых одежд Спасителя. А в образе Магдалины ему удалось проявить себя как тонкого психолога, вызывающего в зрителе полноту сопереживания библейскому чуду.
Успех картины на родине позволил художнику еще на 3 года оставаться в Италии, изучая искусство древности и Возрождения. Но уже в то время Александр Иванов оказался захвачен новой задачей и замыслил новое произведение – «Явление Мессии», в котором, как он сам говорил, должна была выразиться «сущность всего Евангелия». На выполнение этой задачи у мастера ушло 20 лет, а само полотно фактически стало памятником беззаветному служению искусству и вере.
Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине
Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине
Проникновенная песня из авторского альбома Татианы Лазаренко «Святому Откровению внимая» посвящена чуду явления Воскресшего Христа равноапостольной Марии Магдалине, память которой отмечается 4 августа.
Кем же была Мария Магдалина, сподобившаяся этого чудесного явления?
Предстал Иисус пред скорбящей Марией
«Ты плачешь, о женщина, — молвил, —
Пришла ты ко Гробу с лучами зари,
Великой исполнена скорби».
Глаза на Него не решаясь поднять,
Мария рекла безыскусно
«Ты, верно, садовник, и должен бы знать,
Где тело лежит Иисуса.
Его отнесу я домой, чтоб обмыть
И высушить волосами,
Чтоб миро безценным Его умастить,
В тоске оросить слезами».
Иисус ей ответил: «Утешься, Мария,
Неужто Меня не узнала?
На крестные раны Мои посмотри,-
Я тот, о Ком ты возрыдала».
«Учитель, ты жив?– возопила она, —
Нам так без тебя одиноко»…
Но строго сказал Иисус: «Не должна
Ко Мне прикасаться до срока.
Пока не восшел Я к Отцу Своему,
Ко Мне приближаться не смейте.
Иди и поведай миру всему,
Что встал Иисус из мертвых»
Стихи Татианы Лазаренко
Музыка Сергея Бедусенко
Вокал: дуэт «Фавор»
Святая равноапостольная Мария Магдалина
Кем была Мария Магдалина?
На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии из Магдалы, но предание сообщает, что Мария была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Мария была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни… Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребывала весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником Пасхи. Мария Магдалина Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии, в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам, где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, она беззаветно служила Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества. Согласно Церковному преданию, Мария пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Эфес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там святая Мария закончила земную жизнь и была погребена. В 9 веке ее святые мощи были перенесены в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы в честь Марии воздвигнут великолепный храм.
Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине
Явление Воскресшего Христа апостолу Павлу на пути в Дамаск
Если Христос не воскрес,
то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша…
1 Кор. 15, 14
«А после всех явился и мне, словно недоноску (τῷ ἐκτρώματι)», – пишет апостол Павел Коринфянам (1 Кор. 15, 8). В нескольких своих посланиях Павел говорит прямо или косвенно о происшедшем с ним по дороге в Дамаск. В этом случае мы имеем его собственное свидетельство, единственное письменное сообщение из первых рук о явлении Иисуса Христа после Его Воскресения.
Слово, которое использует Павел применительно к себе – ἔκτρωμα – также имеет значение «объекта ужаса и отвращения», или монстра . Этим подразумевается, что в момент явления Павел не был его достоин, ибо гнал Церковь Божию (1 Кор. 15, 9). И все же он ставит свой собственный случай на один уровень с явлением Петру и другими явлениями после Воскресения. Он был тем, чем был, не потому что заслужил быть избранным, а по милости Божией, «и благодать Его во мне не оказалась тщетной» (1 Кор. 15, 10), подтверждает ап. Павел.
Обращение определялось как «переориентация души человека, его сознательное обращение от безразличия или от более ранней формы благочестия к другой форме, или поворот, который подразумевает осознание, что произошла значительная перемена, что старое было ошибочным, а новое является верным» . В рамки этого описания обращения вписываются многие примеры обращения в раннем христианстве и в более поздние времена, но оно не описывает обращения апостола Павла. Чтобы лучше прояснить этот вопрос, давайте сначала рассмотрим две хорошо известные и документально подтвержденные модели обращения в истории – случаи Августина и Лютера – и затем сопоставим их с обращением Павла.
Обращение Августина характеризовалось как «нравственное», так как Августин жаждал «переориентации» от жизни, которой он жил, к другой, которую он наконец обрел в принятии христианства . Действительно, он прошел через множество «обращений», процесс, потребовавший многих лет для своего завершения. Августин обратился в христианство в то время, когда в обществе уже чувствовалось сильное влияние Христианской Церкви, в процессе христианизации языческого общества. Его мать, Моника, была членом Церкви, а его отец, хотя все еще вне Церкви, не возражал против крещения своего сына. В течении всего его детства и юности христианство подспудно присутствовало в его жизни, будучи определенной внутренней закваской, так что он двигался то к нему, то от него .
Другим знаменитым обращением было обращение Мартина Лютера, которое было названо «духовным» . В своем стремлении преодолеть отчаяние и достичь новых отношений с живым и милостивым Богом, он испытывал крайнее неудовлетворение как собой, так и жизнью Церкви вокруг него. Период неудовлетворенности и сомнения Лютера подготовили его к моменту решения. Его обращение произошло внутри Церкви, которую он теперь ясно видел в новом свете как «новообращенный».
В сравнении с этими обращениями или с любыми другими, которые мы находим в книге Деяний или в последующей истории Церкви, обращение Павла стоит обособленно. Он пишет к Галатам, что до своего обращения он «преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерно ревнителем отеческих моих преданий» (1, 14), и здесь не чувствуется сожаления о случившемся или недовольства своими усилиями жить в соответствии с требованиями закона. В другой раз, подводя итог своей предыдущей жизни в Послании к Филиппийцам, он рассказывает им, что, живя в соответствии с жизненными нормами иудаизма, он почитал это преимуществом; только после призвания Христом «что было для меня преимуществом, то я счел ради Христа ущербом» (3, 7). Эти два отрывка предостерегают нас от сведения опыта, полученного Павлом на пути в Дамаск, к неудовлетворенности его традиционной верой. В его собственном понимании, его обращение произошло не потому, что он хотел избавиться от тяжелой ноши жизни под законом и обрести новую свободу. Он обратился и не потому, что считал «старое ошибочным», а «новое верным». Нет доказательств того, что Павел испытывал мучения, отчаяние или напряжение в свою бытность фарисеем; не жаждал он и найти нечто новое для своей веры.
Кристер Стендаль, в своем очерке «Апостол Павел и интроспективное сознание Запада» особым образом подчеркивает «радикальное отличие» между ап. Павлом и Лютером и предупреждает о ложности толкования случая Павла на основании случая Лютера. Часто Павел неправильно понимается теми, кто видит в нем неудовлетворенность своим духовным состоянием, предшествовавшую изменению воззрений Лютера. Павел согрешил в прошлом, преследуя Христианскую Церковь, и поэтому он пишет Коринфянам, что «недостоин называться апостолом» (1 Кор. 15, 9). Однако тут же он добавляет, что он искупил этот ужасный грех: «Но благодатию Божией я есмь то, что я есмь, и благодать Его во мне не оказалась тщетной» (15, 10). Павел не страдал «беспокойным сознанием». Он верил, что Господь одобрил его, и «осознание последнего суда, еще не пришедшего, не поколебало, а лишь укрепило этого сильного человека», – как он сообщал в своих посланиях, в частности 2 Кор. 5, 10 и слл. .
Апостол Павел не считал ущербностью принадлежность к Израильскому народу. Свое новое членство в теле Христовом он приписывает Богу, Который открыл ему Сына Своего, «чтобы я благовествовал Его среди язычников» (Гал. 1, 16). Он говорит об «откровении» Воскресшего Христа, подчеркивая внешний характер этого явления (Гал. 1, 12) . Слава, которую увидел Павел по дороге в Дамаск, была славой грядущего века, которую Павел испытал уже в этом веке. И благодаря этому опыту апостол полагал «все ущербом ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, ради Которого я во всем потерпел ущерб и все считаю сором, чтобы прибрести Христа и быть найденным в Нем не со своей праведностью, которая от Закона, но с той, которая чрез веру во Христа, с праведностью, которая от Бога по вере» (Флп. 3, 8-9).
Некоторые толкователи указывают на отрывок Рим. 7, 7-25, который они считают автобиографичным, как показатель внутреннего напряжения, испытанного Павлом накануне его обращения. «Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти» (7, 9-10). Это место толковалось как намек на то, как жил Павел до принятия заповеди жить по-иудейски . Также автобиографичным, относящимся к жизни Павла в фарисействе или, возможно, к его христианскому опыту, считается отрывок «Ибо я творю не то доброе, которое хочу, но злое, которого не хочу, это делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, то уже не я это совершаю, но живущий во мне грех» (7, 19-20) . Эти отрывки представляются несоответствующими уже цитированным нами отрывкам из Посланий к Галатам и Филиппийцам, в которых описывается безмятежность и определенность Павла в его бытность фарисеем. Тем не менее большинство современных толкователей отказывается от теорий о том, что эти отрывки автобиографичны, и не берется на их основании сделать из Павла «молодого Лютера» .
Мысль, заключенная в Рим. 7, 9-10, является не итогом пребывания Павла под законом, а скорее толкованием Быт. 2, 4 – 3, 24, рассказа об отношениях Адама к Богу и его грехопадении. «Заповедь к жизни» (Рим. 7, 10), которую имел в виду апостол, когда писал эту главу, была заповедью, данной Адаму: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17). Змей, приблизившийся к жене с вопросом: «Подлинно ли сказал Бог «не ешьте ни от какого дерева в раю»»? (3, 1), вовлек Еву в разговор о заповеди Божией, которую змей представляет искаженно, вызывая таким образом грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая. Также и в Рим. 7, 19-20 «я» не является автобиографичным, а обобщенным «я», под которым подразумевается все человечество. Используя термин «я», Павел в краткой форме представляет то, что случилось с человечеством без Христа. Поэтому в Рим. 7 мы видим не автобиографический комментарий, а перспективу истории спасения.
Для апостола Павла случай неподалеку от Дамаска был уникальным, несравнимым ни с каким другим случаем его жизни. Он ясно разделяет это явление ему Христа от всех других духовных переживаний, бывших у него позже в процессе его миссионерской деятельности. Он говорит сдержанно об этих других переживаниях, но никак не о явлении возле Дамаска. Он никогда не использует слово «видéние» в отношении своего обращения, хотя и использует его при описании других духовных переживаний. К примеру, он рассказывает нам: «Приходится хвалиться: неполезно это, но я приду к видéниям (ὀπτασίας) и откровениям (ἀποκαλύψεις) Господним. Знаю я о человеке во Христе, что он четырнадцать лет тому назад… восхищен был до третьего неба. И знаю об этом человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых нельзя человеку выразить» (2 Кор. 12, 1-4).
Св. Лука также записывает видéния, которые имел Павел: «И было ночью видéние (ὅραμα) Павлу: некий муж Македонянин стоял и просил его и говорил: перейди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16, 9); и о другом случае: «И сказал Господь ночью в видéнии (ὁράματος) Павлу: не бойся, но говори и не умолкай» (Деян. 18, 9). Эти «видéния» не принадлежат к той же группе, что и явления Христа Его ученикам или же Павлу. Словами «а после всех явился и мне» (1 Кор. 15, 8) Павел отделяет этот случай от любых других позднейших видéний и откровений и, как представляется, определяет, что особый период явлений Христа после Его Воскресения закончился его случаем под Дамаском.
В переживании Павла случившегося по дороге в Дамаск центральным элементом является зрение. Он подчеркивает, что он видел «Иисуса, Господа нашего» (1 Кор. 9, 1). Скептически настроенные историки и богословы пытались толковать глагол «видеть» (ὁράω) здесь как указание на то, что апостол пережил присутствие Христа, не видев его в буквальном смысле. Другими словами, они полагают, что термин, который использует св. Павел, не имеет визуального значения и что «видéние» под Дамаском – не более, чем освобождение подсознания и проекция в сознание подавленных мыслей или фактов . Но это вовсе не подразумевается и не является действительным значением глагола «видеть», используемого Павлом в 1 Кор. 9, 1. Павел притязает на то, что он видел Воскресшего Христа своими собственными глазами.
Во Втором послании к Коринфянам апостол описывает свое обращение в терминах небесного света, который представляет собой славу Божию, которая «воссияла в сердцах наших к нашему просвещению познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (4, 6). Для Павла этот свет был видимым явлением Бога. Ибо три дня после своего обращения Павел не мог видеть (Деян. 9, 9). Причиной слепоты был не просто свет, но «яркость», или слава (ἡ δόξα, Деян. 22, 11) света, и эта слава была для Павла наиболее характерным аспектом его переживания .
Обращение Павла имело настолько большое значение для ранней Церкви, что в своей книге Деяний тщательно отбирающий главное Лука пишет о нем трижды. Во всех трех сообщениях диалог между Воскресшим Христом и гонителем Церкви по сути один и тот же.
В отличие от явлений, которые мы обсуждали ранее, здесь Христос дает о Себе знать тому, кто гнал принадлежавших «этому пути» (22, 4) и отождествляет Себя с гонимой христианской общиной. Откровение, данное Павлу, согласно этим сообщениям, было дано как нечто видимое, а также слышимое. Ни в одном из трех сообщений, которые мы находим в Деяниях, нет каких-либо оснований для мнения о том, что это откровение было субъективным видéнием, ограниченным внутренним переживанием Павла. Все наши письменные свидетельства исключают эту теорию. В этих трех сообщениях однозначно подчеркивается то же, о чем сам Павел свидетельствует в своих посланиях: что видéние не было субъективным, но было явлением, и если мы выбираем для употребления термин «видéние», то мы должны квалифицировать его как видéние внешнее.
Сопровождавшие Павла в Дамаск также были поражены этим случаем, что опять-таки указывает на то, что оно не могло быть просто субъективным опытом. Действительно, наши записи не единодушны относительно того, что случилось с ними и какова была их реакция в момент явления Христа Павлу. В Деян. 9, 7 евангелист Лука сообщает: «Люди же, сопутствующие ему, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя». Однако в Деян. 22, 9, где Павел защищает себя перед народом, обращаясь к ним на еврейском (арамейском), он заявил: «Бывшие со мной свет видели, но голоса Того, Кто говорил мне, не слышали». Опять-таки, когда Павел защищал себя перед Иродом Агриппой II, правнуком Ирода Великого, он сообщил: «Я в полдень на дороге увидел, царь, свет с неба, сильнее солнечного блеска, осиявший меня и шедших со мной» (Деян. 26, 13). Так видели они свет или нет? Слышали они голос или нет?
Как мы видим, в этих трех сообщениях существуют расхождения. Однако уже сами эти несогласования подчеркивают центральный и наиболее важный факт – что откровение было дано Павлу, а не сопровождавшим его. Все три записи в этом единодушны. Павлу дано было видéние, и он ответил и понял его значение и последствия. Бывшие с ним могли свидетельствовать об объективном, внешнем характере этого явления, но были растеряны и не поняли, что же случилось в действительности, так как им не дано было откровение, не им явился Христос. Они видели свет и слышали голос, не представляя значение или значимость происходящего.
Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. – К.: «Пролог», 2006. – С. 119-128.
ПРИМЕЧАНИЯ
Arthur D. Nock, Conversion: The Old and New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo (Oxford: University Press, 1952) 7. Тем не менее Нок настаивает на том, что обращение Павла стоит обособленно (254).
Nock, Conversion, 262. Обращение Августина «потребовало многих лет для своего завершения». См. Sallie McFague, «Conversion: Life on the Edge of the Raft», Interpretation 32, 3 (1978) 261 ff.
Menoud, 131.
Krister Stendahl, Paul among Jews and Gentiles (Philadelphia: Fortress Press, 1976) 12, 89 ff. В этом же очерке, который включен в только что цитированную книгу (78-96), Стендаль между прочим замечает: «Судя по крайней мере по беглому обзору проповедей Церкви Востока от древних времен до нынешних, поразительно, как их традиция проповеди занята славословием, созерцательным мистицизмом или увещанием – а не погружена в мучительные размышления, подобно тому, как это случилось в Западных Церквах» (85).
В посланиях апостола Павла слово «откровение» означает «объективное, меняющее мир событие, через которое Бог Своим полновластным действием начинает новый эон», – пишет Gunther Bornkamm в Paul (New York: Harper & Row, 1971) 21.
См. среди многих других работ, Wayne A. Meeks, ed., The Writings of St. Paul: Norton Critical Edition (New York: W.W. Norton, 1972) 79.
Стендаль находит это «поразительным, что эго не просто отождествляется с грехом и плотью». Аргумент Павла – это «аргумент освобождения от эго, а не полного раскаяния» (92-3).
Joseph A. Fitzmyer, «The Letter to the Romans», в JBC 53, 74. Использование Павлом «Я» является «стилистической формой». Он мог бы написать «некто» вместо «я». По словам другого исследователя Павла, экзегеза, которая видит в Рим. 7 описание внутреннего борения Павла, «низводится теперь в музей ложного экзегетического толкования». Beda Rigaux, Letters of St. Paul: Modern Studied (Chicago: Franciscan Herald Press, 1968) 50.
К примеру, Гогель М. выражает это следующим образом: «Обращение предварялось глубоким предшествующим волнением в его сублимированном эго, в котором медленно прокладывали свой путь христианские претензии относительно Воскресения Господа и новый нравственный идеал, возвещенный Иисусом, но в то же время в его сознании они подавлялись аксиомой проклятия, произносимого против креста, и приверженностью традиционной религиозной форме». La Foi a la Resurrection dans le Christianisme primitif (Paris, 1933) 429; цит. по Rigaux, 47.
Русь Святая Храни Веру Православную
В страшные годы жестоких гонений на Христову веру невдалеке от Киева произошло чудесное событие — явление Самого Господа Иисуса Христа.
Господь явился тогда с Евангелием, чтобы напомнить обезверившемуся, забывшему Слово Божие народу спасительные слова Евангельской Истины и предупредить о грядущих событиях. Говорят, что в Киево-Печерской лавре, с верой и пониманием воспринявшей происшедшее, об этом был выпущен «Лаврский листок».
Годами богоборческие власти стремились стереть из памяти верующих людей всякое воспоминание о том чудесном событии, под страхом смерти заставить замолчать живых свидетелей явления Господа. Но переписываемое от руки, передаваемое из уст в уста, дошло до наших дней повествование происшедшего в те далекие смутные годы. Чтобы в наше, не менее смутное, время вновь услышали люди Слова Истины, сказанные тогда нашему народу Самим Спасителем.
Произошло это в 1926 году, 30 июля в восемь часов утра, близ Киева между селами Демидов и Глебовка. Двум пастушкам: отроку Николаю одиннадцати лет (Николай Максимович Куприенко) и Емельяну четырнадцати лет (Емельян Иванович Фещенко) было явление Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.
За неделю до этого, в ночь под воскресенье 24 июля, Спаситель явился Емельяну во сне и сказал, что вскоре он с другим мальчиком увидит Христа наяву. При этом Он благословил мальчика по-архиерейски обеими руками, и, обратившись на восток, стал невидим. Емельян стал молиться во сне…
30 июля Емельян выгнал скот на пастбище. Там он случайно встретился и познакомился с другим пастушком — Николаем. Было 8 часов утра, когда они собрались завтракать. Неожиданно блеснула яркая молния. Николай сказал:
— Наверное, будет дождь.
— Откуда же появится дождь, если на небе нет ни одной тучки и ветра нет? — возразил Емельян.
Прошло несколько мгновений, и вдруг небо с запада сделалось розовым, и появился большой, сияющий, как солнце, крест. Верх его достигал неба, а понизу крест не доходил аршина два до земли. Внизу было облако, и крест упирался в это облако. На фоне креста стал виден человек, стоявший как бы на перекрестии.
Николай, видя приближение сияющего креста, испуганно закричал Емельяну:
— Тикаймо, бо нечистый!
Но Господь остановил его. Пастушки словно одеревенели и не могли сдвинуться с места. Перед ними был Сам Иисус Христос — Спаситель мира.
Спаситель стоял весь в дивном сиянии и неописуемой красоте. Он сиял светлее солнца и белее снега. Могущество Его было непостижимо, от Него исходила благодатная сила и благоухание небесное. Когда Спаситель говорил, из уст Его исходило огненное пламя. Нижнее одеяние Спасителя было розовым, а верхнее — ярко-голубое, перекинутое через левое плечо. В левой руке Он держал раскрытое Евангелие, а правую поднял для благословения. Густые волосы Его лежали на плечах, а над головой был виден треугольник, подобный букве А.
Спаситель стоял во всем величии, окруженный прекрасной семицветной радугой, концы которой спускались по обеим сторонам, вниз до облака, поддерживающего крест. Сверху, над треугольником, были херувимы, а по бокам — два ангела, видимые по грудь, с орарями на плечах. За ними сверху и донизу по обеим сторонам много маленьких ангелочков — одни головки с крылышками.
Видя испуг детей, Господь успокоил их ласковыми словами и сказал, что Он есть Иисус — Господь Бог наш, спаситель мира, Сын Бога Живаго, живущий на Небесах, и что Он пришел сказать Свое повеление. Он говорил тихо-тихо, но звучно, как бы на всю вселенную.
Много людей в мире, но не все они Божии, сказал пастушкам Господь. Очень мало тех, которые слушают Христа и Его учение, Святое Евангелие. Большее число поддалось диаволу и доброй волей подчиняется его нечистому духу. В Святом Христовом Соборе произошел раскол. Священники-перевертыши, «украинцы», живцы и подобные еретики ведут народ в погибель, а праведные священники ведут в Царство Божие.
Господь велел детям хорошенько посмотреть на Него, чтобы образ Его был у них в памяти; крепко хранить Его в своих сердцах, и чтобы образ Его был у них в доме. И помянет Он в Царствии Своем их и верующий род их до седьмого колена. Еще сказал Он, чтобы дети передали Его повеление православному священнику отслужить всенощную и литургию.
Когда умолкал Господь, ангелы начинали петь. Дивно звучало «Трисвятое»! «Святый Боже» пели ангелы, стояшие справа, «Святый Крепкий» пели те, что были с левой стороны, а «Святый Безсмертный» пели все вместе. Отроки потрясенно внимали величанию: «Величит душа моя Господа…» и Херувимской песне, великим словам «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи!..»
Затем небеса разверзлись, расступились облака, и Спаситель сошел со Своими Небесными Силами, говоря о том, что ни в сем, ни в будущем веке не будет прощения отшедшему от Православия духовенству, зачинщикам церковных расколов и смут — горе будет «украинским», живистским и обновленческим архиереям и священникам. Малым (мирянам) будет прощение, если они покаются. Но все-таки будут наказаны за то, что отступили от православной веры, начали раздирать ризы Божественные и Святую Апостольскую Церковь.
И вновь повелел Господь посмотреть на Него получше, чтобы не ошибиться и не подписаться в подчинение к антихристу, так как он придет под видом Господа и будет перед народом творить ложные чудеса. И воссядет на престоле в святом храме, и сделают ему икону, которая будет говорить и двигаться диавольской силой. Боясь креста, он воздвигнет на крест гонение. Начало горю положит коммунистическая печать — пятирогая звезда. Нельзя ее принимать! Придет время, когда исполнится предсказанное апостолом, и от людей потребуют принять печать антихриста, и тому, кто ее примет — не будет прощения ни в сем, ни в будущем веке.
Перед самым воцарением антихриста будет всемирная война. В начале своего царствования антихрист заберет в свои руки все храмы Божии и лавры, кроме Почаевского монастыря. Лавры и храмы после откроются, но ходить в них нельзя, потому что заведовать ими будет антихрист.
Еще сказал Господь, что те, кто желал бы жить в монастыре и иночествовать, пусть потерпят и не скорбят: если на земле не удостоятся получить постриг, то Он в Царствии своем облечет их в неизреченные одежды и даст им неизреченную славу. Увидевшие Христа дети должны проповедовать, что Господь им сказал. После всемирной войны воцарится антихрист. Когда появится антихрист, солнце погаснет и луна не даст света, силы небесные поколеблются, но антихристово царство будет иметь большое электрическое сияние везде. И несчастные люди будут поклоняться ему в храмах как богу, ставить перед его образом свечи. А кто откажется, он будет бросать в темницы, морить голодом и другим мучениям предавать. Но мучения будут настолько, насколько может перенести верующий в Господа, а некоторые и совсем не будут чувствовать, смотря по их крепкой вере. Ангел Господень будет подкреплять и приобщать Святых Христовых Таин — при царствовании антихриста Безкровная Жертва прекратится и верующим негде будет причащаться.
Перед самым приходом антихриста в лавре Печерской — налево, в Великой церкви, где главный престол, — поснимают образа и крест снимут и откроют городской светский дом (мерзость запустения). Тогда икону Божьей Матери поднимут ангелы и понесут на облака, где Престол Славы. И тогда явится антихрист, и люди, забывшие истинного Бога, приготовят ему место и встретят его.
Господь сказал, чтобы молились ежедневно утром, вечером и в двенадцать часов ночи до первого часа. Небеса растворяются, молитва идет к Божьему престолу. Надо чаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин. Господь явится мир судить в полночь, и потому надлежит бодрствовать и молиться в эти часы. И еще сказать народу, чтобы чаще приобщались, ибо Безкровная Жертва прекратится.
Господь говорил, что скоро придет судить мир. И чтобы каялись все блудники и прелюбодеи, если покаются — будут прощены. Мало осталось времени, грех и беззакония дошли до Небес. Скоро, скоро придет Господь судить мир! Говорю всем: ПОКАЙТЕСЬ! Я приму ваше покаяние, ибо времени для существования остается мало, да самое трудное.
Господь окончил свое повеление и дал Святое Евангелие двум ангелам. Благословив пастушков обеими руками по-архиерейски, сказал еще, чтобы на этом месте в память сего явления были поставлены крест и икона в таком виде, как Он явился им, для поклонения миру. Повернулся на восток и начал скрываться за облака. И тут же скрылись все ангелы. Но пение ангельское было слышно долго. Вначале громко, а по мере удаления все тише и тише. Только тогда Емельян и Николай заметили, что ангелочки, которые были головками, теперь показываются им в виде обнаженных младенцев, годика по два возрастом, с голубыми ленточками через плечо и висевшими на них маленькими духовыми трубами.
Пастушки сообщили православному священнику о явлении Спасителя и сказали о Его повелении. Священник отслужил всенощную и Божественную литургию. Весть о явлении Спасителя пастушкам и обо всем сказанном быстро распространилась между верующими. Был сделан крест и тайно от местных властей освящен в храме. Тогда же православным людям сообщили о времени выноса креста из храма на место явления Спасителя.
Вынос был назначен на двенадцать часов ночи. К моменту выноса креста собралось человек двести. Из соседних сел в помощь местному священнику прибыли еще два иерея. Верующие люди украсили крест цветами и венками. Боясь местной власти, народ и священники собирались молиться в ночной тишине Господу Святому, выйдя из храма без света и пения. Собрался народ со страхом и трепетом, и с большою радостию в сердцах своих. Сопровождали крест тихо и бросали к подножию креста цветы.
Как только вышли из храма, священники и народ услышали звон колоколов и ангельское пение в воздухе: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Прибывшие священники стали пенять местному священнику, зачем у него звонят. Но колокольня была закрыта, на ней никого не было. Никто из людей не звонил, а все это было слышно в воздухе от ангелов. Выйдя из села, зажгли свечи, а некоторые несли фонари. Шли полем и пели тропарь Кресту. И когда шествие двинулось вперед, появился светлый столб с облаком. Он двигался впереди народа, показывая путь. По выходе из села все увидели на месте явления Спасителя необыкновенный свет, как бы молнию. Когда подошли ближе, свет поднялся к небу на облака, а освященное Господом место сделалось алым. И в это время с небес стали трезвонить колокола. А когда установили крест и икону, то ангелы запели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Люди, сопровождающие крест, думали, что никто, кроме них, ничего не видит. Но шествие и звон колокола, и ангельское пение многие слышали, кто был ночью в поле, и многие от страха бежали в село. Крест был торжественно поставлен на то место, где явился Спаситель пастушкам.
Через три дня Емельян и Николай находились между пастухами на том самом месте, где им явился Спаситель. Вдруг подходит какой-то старик, как бы странник с котомкой и палкой, и спрашивает: «Который тот пастушок, что видел Спасителя?» — и стал спрашивать Емельяна, запомнил ли он подробно все сказанное. И не забыл ли он шести слов, которые сказал ему Спаситель, — тех, которые он не должен говорить никому? Емельян спросил старика: «Откуда вы знаете слова, когда вас не было в то время, когда явился Спаситель нам?» Старик ответил, что был возле них. «Я, — говорит, — всегда наблюдаю за такими, как вы», — и повторил старик сказанные Емельяну Божии слова, и еще наказал пастушкам то, что повелел им Господь, сказывать людям, чтобы люди были на страже и каялись, и заботились о спасении своей души. Затем старик как будто повернулся и скрылся с глаз.
После установления креста к месту явления Спасителя началось многочисленное паломничество верующих людей. Приезжали и приходили пешком со всей России. Каждую субботу, так же пешком, шли туда монахи из Киево-Печерской лавры, чтобы отслужить молебен. Часто бывали и из Флоровского монастыря. У воздвигнутого креста собирались на панихиды. Дети, жившие неподалеку, ждали субботы, чтобы собрать потом у креста оставленные паломниками после молебна копеечки, яблоки, конфетки. Одна из местных жительниц, которой тогда было лет шесть, также рассказывала о тех событиях. Как и большинство селян, впоследствии она побывала в ссылке.
За свидетельство правды Божией жестоко преследовали в те страшные годы всех. Власти под страхом смерти и заключения запрещали говорить о явлении Спасителя. Но верующие продолжали приходить на это место, чтобы поклониться кресту. Паломников разгоняли, зверски избивая нагайками, гнали от креста. Всячески препятствуя Крестным ходам, особо изощренной жестокостью и безчинством отличались комсомольцы-богоборцы. Издеваясь над верующими, они наезжали на них на лошадях и, словно саблями, палками избивали их по головам и по чему попало. А батюшку мучили, таскали за волосы, а потом остригли.
Невзирая на безумие, творившееся на земле, благодать Божья посещала эти места не единожды. Не все демидовцы поверили тогда в явление Спасителя. И вскоре, словно в укрепление и поддержку верующим, произошло здесь явление Божьей Матери. О чем уже и в наше время поведали местные жители, живые свидетели явления Пречистой. В одной из сохранившихся рукописей — свидетельстве явления Спасителя — Господь повелел поставить крест и у «Вдовьего» колодца. Отслужить там же водосвятный молебен, и три хлеба, которые освятят, раздать всем участникам молебна. А пастушкам, свидетелям явления Спасителя, повелел Господь дать по просфоре. Вдовий колодец был выкопан в селе Демидов в послереволюционное время руками вдов во время сильной засухи. Тогда во всей округе нигде не было ни капли воды, и все ходили за ней на Вдовий колодец, потому что лишь там, по милости Свыше, вода сохранялась. Явление Божьей Матери произошло, когда служили молебен у этого колодца. Появилась Она на востоке в восемь часов утра. Была Она в голубом одеянии, впереди Нее было сияющее блюдо, и все, кто там был, это видели. Но никому не дано было видеть, что лежало на блюде. Руки у Божьей Матери были опущены. Люди все были в страхе, пали на землю и молились Владычице. Все люди переменились в лучшую сторону. Но строго было запрещено властями что-либо распространять — чтобы все молчали. Но слово Божие неудержимо: мир умолкнет, а камни возопиют. Аминь.
Все описанное выше составлено на основе трех рукописных свидетельств, дошедших до наших времен, — с незначительным сокращением повторов. При этом, дабы не утратить своеобразия текста, была допущена минимальная его правка. Два из этих свидетельств долгие годы хранил монах Р. Когда в начале 60-х годов очередной раз были разогнаны и без того немногочисленные монастыри, он, по благословению, остался монахом в миру и к монастырской жизни более не возвращался. Третье рукописное свидетельство сохраняла одна верующая женщина.
В наше время были найдены местные жители, до сих пор хранящие в памяти подробности событий тех времен, и близкие родственники Емельяна и Николая, которые поведали об их дальнейшей судьбе.
Восьмидесятидвухлетняя жительница села Глебовка — бабушка Дарья рассказала о необычной судьбе своего дяди — Емельяна. Имея в преклонные годы ясную память, она сохранила о нем светлые воспоминания. За житейскими, каждодневными заботами бабушка Дарья и по сей день осталась глубоко верующим человеком, с необыкновенно кроткой и любвеобильной душой. Ей было девять лет, когда родился Емельян. Грудным младенцем мать брала его с собой на работы в поле. Оставленный без присмотра маленький Емельян постоянно кричал. За что его матери выговаривали: «Что же ты никак не можешь успокоить своего сына?» Мать подошла к ребенку, накричала на него и в гневе плюнула в глаза: «Чтобы ты ослеп!»
После этого малютка закрыл глазки и не открывал их три дня.
А когда они открылись, то на одном из них было бельмо. С этим бельмом Емельян так и прожил потом всю свою жизнь. Вот таким жестоким образом и осуществилось на ребенке бездумное материн-ское проклятие.
Отец Емельяна еще прежде этого умер. А вскоре умерла и мать.
И вместе с другими детьми Емельян рано остался сиротой. Но несмотря на все жизненные невзгоды, он рос очень добрым мальчиком. Все время за ним бегали местные ребятишки. Емельян сам наделает каких-то простеньких блинчиков, а потом все и раздаст. В селе его кто считал за юродивого, блаженного, не от мира сего. А кто-то говорил: придурок с бельмом на глазу. Но, обделенный судьбой, он не разучился радоваться жизни, был добр душой. И Господь не забывал его — кормил и давал работу. В школу Емельян до 14 лет так и не ходил. Зарабатывая на хлеб тем, что нанимался пасти чей-то скот, остался безграмотным, ни читать, ни писать не умел.
Известно, что дальнейшая, после явления ему Спасителя, судьба Емельяна складывалась долгие годы прискорбно. Всегда сохраняя в сердце сказанные Господом слова: «Не отрекайтесь от Меня», — он действительно нес имя Христа всю свою нелегкую жизнь. Большевики старались запугать его, заставить отречься и подписать лживое свидетельство, отрицающее явление Спасителя. Но, отдавшись исполнению повелений Господа, увещевая людей о сказанном, Емельян отказался от иудиного пути. И спустя малое время получил свой первый срок: ему дали десять лет.
Пока он был в Киеве, ему еще передавали какие-то продукты. Потом о нем и вовсе не было никаких известий. Знали лишь, что он сидит где-то далеко в России, за Уралом. А в 1936 году был пересуд, и Емельян получил еще десять лет заключения. И вот чудом пережив все трудности тюремной жизни тех лет, спустя не одно десятилетие Емельян вернулся в родное село. И вернулся не простым мирским человеком, а батюшкой, в сане священника. В то сумрачное время по тюрьмам сидело немало архипастырей, и Емельян был рукоположен прямо там, в заключении. Но «нет пророка в своем отечестве», — скорбно звучит старая истина. Односельчане не приняли Емельяна как священнослужителя, говоря: «Полудурок Омелька — и вдруг батюшка?!.» А он, сокрушаясь об этом, поведал своей племяннице Дарье, что многие люди его уважают и ценят, приглашают в Москву. Известно, что Емельян прожил всю свою жизнь без семьи, так и не был женат. Служил он потом в Белоруссии. К людям по-прежнему оставался добр и щедр всей душой, раздавал ближним гостинцы и нехитрые подарочки. За время службы он скопил денег на постройку нового храма. Но, перевозя деньги поездом, в 1983 году был ограблен и убит.
Судьба Николая, второго свидетеля явления Спасителя, сложилась по-иному. Был он из зажиточной семьи. Совсем недавно его внуку возвратили родовой дедов дом, который был отобран властями во времена всеобщего раскулачивания. Известно, что Николай не смог исполнить повелений Господа. В то суровое время ему было всего одиннадцать лет, и родители, опасаясь властей, запугав сына, вынудили его все скрывать. И мальчик никогда потом уже не говорил ни о явлении Спасителя, ни о сказанных Им словах. Многие люди продолжали его расспрашивать, а он лишь молчал всегда. Николай был впоследствии женат и имел детей. А в 1941 году был убит на войне.
В селе Глебовка не все поверили, что какому-то юродивому было явление Господа. Говорили с издевкой: «Омельке явился Бог». Но в этом же 1926 году глебовцам чудным образом была явлена икона Божией Матери.
Одна женщина, спускаясь к лугу, обнаружила икону, прислоненную к кусту. Она побежала в село, чтобы сообщить о находке. Посмотреть на икону собралось много народа. И когда подошли, то увидели ослепительно-белый сияющий свет вокруг нее. Яркие огни бегали по киоту иконы туда-сюда, словно это была иллюминация, о которой в то время и понятия никто не имел. Никто не решался подойти к иконе, чтобы взять ее, пока она излучала неземной свет. Потом ее отнесли в храм. А на этом месте выкопали колодец и поставили часовенку.
И впоследствии, на каждую Пасху, в поминальную неделю, которую глебовцы стали называть Криничной (укр.) — Колодезной неделей, — Крестным ходом выносили большой список явленной иконы, которую несли на помосте четверо мужиков.
- 0 pneuma hagion
- 0 yhwh
- 0 Бог
- 0 Господь Иисус
- 0 Троица
- 0 господь иисус
- 0 я
- 00 it
- 00 my_life
- 00 my_photo
- 00 рассказываю о вере
- 1 Александр Мень
- 1 Антоний Блум
- 1 Георгий Чистяков
- 1 Деяния
- 1 александр мень
- 1 антоний блум
- 1 катехизация
- 1 мария скобцова
- 1 мая
- 1 ненасилие
- 1 от Иоанна
- 1 от Луки
- 1 от Марка
- 1 от Марка коммент Кузнецовой
- 1 от Матфея
- 1 павел адельгейм
- 1 павел апостол
- 1 холокост
- 1 христианство
- 10 заповедей
- 100 фактов
- 1917
- 1960-е
- 1990
- 1990-е
- 1991
- 1993
- 1999
- 2 carroll
- 2 бенито навальный
- 2 кураев
- 2 мировая
- 2001
- 31
- 4 мировая
- 6 мая
- 8 марта
- 9 мая
- =4====
- abstract_expressionism
- abstractionism
- alice
- alice0
- alice_accessories
- alice_anime
- alice_assortis
- alice_audio
- alice_autor_ru
- alice_autor_west
- alice_autors
- alice_cinema
- alice_collection
- alice_comics
- alice_dolls
- alice_episode
- alice_fashion
- alice_photo
- alice_theater
- alice_video
- alizee
- art
- art_cont_rus
- art_cont_west
- art_criticism
- art_midl
- art_modern
- art_nazi
- art_ost
- art_primitiv
- art_religious
- art_russian
- art_soviet
- art_web
- art_xiii
- art_xiv
- art_xix
- art_xv
- art_xvi
- art_xvii
- art_xviii
- art_xx
- art_xxi
- bibl_day
- biblia_pauperum
- blog
- brener
- caricature_liliput
- caritas
- dandy
- dem_opposition
- dimon77
- dreamwidth.org
- expressionism
- fashion
- fool
- foto_art
- futurizm
- gays
- giacobbe
- gill
- ian_pollock
- impressionism
- inet
- isihia
- jesus_christ_superstar
- kartiny
- kassandra
- kubizm
- kuznetsova_ap
- kuznetsova_luke
- kuznetsova_matthew
- leonardo
- liliput
- lj
- lj_links
- mack_the_knife
- minimalism
- mult
- munk
- music
- music_channel
- music_film
- mustaev
- novikov_pravo
- oca
- optika
- orthodoxy
- p_ediros
- paroles_paroles
- piano
- poland
- politika
- politika2005
- politika2006
- politika2007
- politika2008
- politika2009
- politika2010_11
- politika2012
- politika2013
- politika2014
- poor_in_spirit
- popart
- realism
- religious_education
- religious_sociology
- rotko
- simone_weil
- snark
- socium2007
- socium2008
- socium2009
- socium2010
- socium2011
- socium2012_13
- socium2014_15
- soft
- suprematism
- surrealism
- taize
- tapirr_kunst
- tapirr_litera
- tatu
- tissot
- tnews
- ulrich_leive
- vasilyeva_pressattashe
- west_vs_hunta
- william_mcnichols
- windows
- Бог
- Михаил Шполянский
- США
- аборт
- авен
- аверинцев
- австралия
- агитация
- ад
- адам
- азербайджан
- азия
- александр борисов прот
- александр невский
- александр петросян
- алексанян
- алексий 2
- алкоголизм
- альфа
- анархизм
- англи. западные разведки
- англикане
- англия
- андерграунд
- андрей белоус
- андропов
- анекдот
- анимация
- аниме манга
- аннексия крыма
- антиглобализм
- антимилитаризм
- антисемитизм
- антитерроризм
- антифа
- антифашизм
- антихрист
- антицерковная кампания
- античное искусство
- античность
- антонюк ветхий завет
- апартеид
- апокалипсис
- апокатастасис
- апостолы
- арап лариса
- аргентина
- аристотель
- армения
- армия
- армстронг
- армяне
- архитектура
- аскеза
- астрономия
- атеизм
- аудио
- афганистан
- афинагор патриарх
- афон
- афоризм
- африка
- ахметов
- бабий яр
- балтия
- банки
- банкиры
- бартини
- бархатные революции
- бах
- бг
- бекшаев
- белое движение
- белоруссия
- белых
- бергольо
- бердяев
- березовский
- берия
- беслан
- бехтор
- бибеистика
- библеистика
- библейские иллюстрации
- библейские фильмы
- библиотеки
- библия
- бизнес
- биологическое оружие
- благовещение
- ближний восток
- блоги
- блюмкин
- богословие
- богослужение
- богоявление
- боинг
- болгария
- болдырев ю
- большевитские недобитки
- большие кочки
- борис талантов
- брак
- брак в Кане
- брачный возраст
- бренер
- бродский
- буддизм
- будущее
- буковский
- буратино
- вайно
- ватикан2
- великая суббота
- венгрия
- вениамин новик
- веротерпимость
- вертинский
- ветераны
- ветхий завет
- вз
- видео
- византия
- виндзоры
- винзоры
- владимир головин прот
- владимиров а
- власов
- возмездие
- вознесение
- война
- война в сирии
- война в сирия
- война народная
- война. сирия
- войтыла
- волошин
- волхвы
- вона
- вопрос
- вопросы о христианстве
- воскресение
- воскрешение лазаря
- воспитание
- всеволод шпиллер
- вселенная
- вселенская церковь
- всеправославный собор
- вторая чеченская
- вторжение в грузию
- вторжение на украину
- вход в иерусалим
- выборы
- выборы-фарс
- высоцкий
- вэнгард
- вяч. иванов
- вячеслав винников
- габдулин
- габсбурги
- гагарин юрий
- гагарина
- газ
- гайдар
- галич
- галковский
- гальцев
- ганди
- гб
- гвишиани
- гендер
- геноцид
- георгий митрофанов
- георгий эдельштейн
- германия
- гитлер
- глеб якунин
- глобальная политика
- глубокая философия на мелких местах
- гмо
- гностицизм
- гоголь
- голод
- гольштейн-готторпы
- гомофобия
- гомохунта
- гонения
- горбачёв
- гордость житейская
- горький
- государство
- град божий
- гражданская война
- графика
- граффити
- греф
- грех
- греция
- грозовский
- грузия
- гуайта джованни
- гулаг
- гуманизм
- давыдова
- дада
- данте
- две гитары
- дворкин
- дворцовый проезд
- двустишие
- дезайн
- делягин
- демография
- демократия
- демура
- деньги
- десятина
- дети
- джаз
- джемаль
- диалоги
- дизайн
- диодор ларионов
- диссиденты
- догматы
- долгохамовнический переулок
- древний мир
- дружбы
- дуализм
- дуда-грач
- дузовная музыка
- дуумвират
- дух и материя
- евангелие
- евангельские группы
- евмений перистый
- евпатория
- евреи
- евреи-израиль
- евровидение
- европа
- евхаристия
- египет
- елеосвящение
- елизавета фёдоровна
- ельцин
- епископат
- епископы
- ересь
- ерко
- ермоген голубев
- еротика
- есенин
- ефрем сирин
- жан ванье
- железный занавес
- желудков
- женское священство
- женщина
- женщины
- жж
- живопись
- животные
- жизнь после смерти
- жизнь церкви
- жизнь церковь
- жириновский
- жулики
- забавное фото
- завет
- загадочное
- зазеркалье
- закваска фрисейская
- заостровье
- западные разведки
- запольский
- защита животных
- здоровье
- зелинский вл
- земфира
- зинон
- зинон теодор
- зло
- золотари
- золото
- зубов а.б.
- зубовская улица
- ианнуарий ивлиев
- иван грозный
- ивашов
- игил
- из Facebook
- изнасилование
- израиль
- иисус в документах истории
- икона
- иконы
- иларион алфеев
- иллюстрации
- иллюстрации к Ветхому Завету
- иллюстрации к Новому Завету
- иллюстрации к ветхому завету
- иллюстрации к новому завету
- илья шмаин
- имерия
- империализм
- империя
- инвалиды
- индейцы
- индия
- индуизм
- инет
- инет тв
- интеллект
- интеллигенция
- интеркоммунион
- интернет
- интерьер
- иоанн 23
- ирак
- иран
- иран карикатуры
- ирландия
- искупление
- ислам
- исламофобия
- исламское государство
- испания
- история
- история религии
- история церкви
- исход
- италия
- иудаизм
- иудеи
- йеху москвы
- каббала
- кавказ
- казаки
- казахстан
- календарь
- калиновский
- каллист уэр
- каноны
- карикатуры
- карлин
- картинки
- карты
- каспаров
- катай
- катасонов
- катастрофа
- католики
- катя ли
- кашин
- квачков
- керсновская
- кинг м.л.
- кино
- кипр
- кирилл говорун
- китай
- кладбища
- клеман
- книги
- ковалёв
- комиксы
- коммунизм
- комп
- компьютер
- консервативная революция
- константинополь
- контрацепция
- конформисты
- копирайт
- копты
- корея
- кормильцев
- корпорации
- космонавтика
- кочетков г
- кощунство
- кпсс
- красные ворота
- красный террор
- красота
- креационизм
- крест
- крестный путь варфоломей
- крещение
- крещение1
- кривая снукса-панова
- криминал
- криптократия
- кровная месть
- куба
- кудрин
- кузбас
- куклы
- куми-куми
- куршавельский дебил
- курьёзы
- курёхин
- кюнг
- лагерь
- лапшин
- латинская америка
- латынина
- лгбт
- левое-правое
- лекции
- лекции русская история
- ленин
- лже-братия
- лжебратия
- лженаука
- ливия
- ликвидация рф
- лимонов
- литвиненко
- литература 20 в
- литургика
- ложи
- ложкин
- ложь
- лубок
- любовь
- люстрация
- ляруш
- магизм
- макаров
- малазийский боинг
- малые кочки
- мальтийский орден
- мальцев
- маммона
- мамонов
- мамышев-монро
- мананников
- марина салье
- марксизм
- марченко
- марш мск
- марш спб
- мастер и маргарита
- махнаткин
- маяковский
- мбх
- медицина
- межсоборное присутствие
- мексика
- мелочи
- мельников
- мельниченко
- метро
- мещеринов
- миграция
- миниатюры
- миннибаева
- мир
- миронов
- миссионерство
- миссия
- мистика
- митинг
- митинг_фото
- михаил мудьюгин
- михалков ни
- ммм
- мозг
- мои тексты
- молдавия
- молитва
- молодёжь
- молотов-риббентроп
- мона лиза
- монархия
- монахи
- монотеизм
- москва
- московская хунта
- мочалов
- моё фото
- мудрость
- мужчина и женщина
- музыка
- мульт
- мусора
- мф20
- мюнхен
- набоков
- нани ева
- наркомания
- народ
- народ Божий
- народ без закона
- насилие
- насилие в армии
- нато
- наука
- наука и религия
- национал-социализм
- национализм
- национализм. евреи
- национальный вопрос
- нашисты
- невзоров
- неизвестная история
- немцовы/миловы
- ненасилие
- нефть
- низовкина
- никодим ротов
- николай 2
- нмп
- новая
- новгород
- новодворская
- новомученики
- новый перевод библии
- ной/потоп
- норд-ост
- ню
- обама
- обзоры
- обман
- ободзинский
- образование
- общество
- община
- одесса
- одна песня
- оккупай
- около
- окуджава
- олег батов
- ольга ли
- ориген
- осетия
- осипов
- осторожно религия
- от Марка Блюм
- от Марка Лебедев
- от марка баркли
- открытки
- откуда берутся дети
- отливающий в граните
- отцы церкви
- охлобыстин ваня
- павел великанов
- павленский
- палиндром
- памятники
- папа
- параллельное государство
- парапсихология
- париж
- партии
- партия Жуликов и Воров
- партия жуликов и воров
- пасха
- патриарх
- патриархат
- пдд
- педагогика
- педофилия
- педофилофобия
- пейзаж
- пелевин
- первая мировая
- перевод богослужения
- переводы Библии
- переселение
- перестройка
- персональные данные
- песни
- песнь песней
- петрин
- пикассо
- пионтковский
- плакат
- плакаты
- платон
- победасты
- погром
- подрабинек
- покаяние
- пол
- ползучая война
- полит-зк
- политика
- политика2016
- политковская
- политкорректность
- полторанин
- польша
- помазание Иисуса
- померанц
- пора валить
- последний суд
- пост
- постер христианский
- потапенко
- поэзия
- поэт_гражданин
- права детей
- права животных
- права ребёнка
- права человека
- право
- правозащита
- правые
- прага
- праздники
- предание
- преображение
- пресвятая дева
- преступления Красной Армии
- преступления красной армии
- приватизация
- прививки
- примаков
- притчи
- причастие без исповеди
- провокации
- пропаганда
- прописка
- пророки
- протестанты
- псалмы
- психиатрия
- психология
- психотроника
- псой короленко
- пушкин
- пца
- пытки
- пятидесятница
- рабство
- равенство
- равые
- радио
- разгром жж
- разложение
- разное
- расизм
- раскол
- распад эрэф
- распутин
- расслоение
- ратцингер
- ревзин
- революция
- реклама
- религиозная свобода
- религия
- рембрандт
- реновация
- реституция
- реформа
- ридигер
- рим
- римский клуб
- рогозин
- рождество
- ройзман
- рок
- рокфеллеры
- россия
- россия. рф
- рохлин
- роялы
- рубенс
- румыния
- русская история
- русская литература
- русская революция
- русский рок
- русский сепаратизм
- русский язык
- рф
- рф-колония
- рыбко
- рябикова
- савченко
- салль
- самоубийство
- санкции
- сахаров
- св.отцы
- свидетели иеговы
- свобода
- свобода информации
- святые
- святые отцы
- святые. католики
- священники
- священство
- седакова
- секс
- секс и христианство
- сексизм
- сельское хозяйство
- семья
- сепаратизм
- сербия
- сергий круглов
- серебряный век
- сечин
- символика
- симония
- синай
- сирия
- скверна
- скульптура
- смертная казнь
- смерть
- смех
- сми
- смирение
- смирнов прот
- сны
- снятие с креста
- собор
- собчак
- собянин
- соколовский
- солженицын
- солидарность
- солонин
- сопротивление
- софт
- социология
- соцреализм
- спасение
- спб
- спорт
- справедливость
- средневековье
- сссp
- ссср
- сталин
- старообрядчество
- старые фото
- статистика
- стерлигов
- стой! кто идёт?
- столыпин
- стомахин
- страдания христа
- страстная
- суворов виктор
- суд над Иисусом
- суеверия
- сурков
- счастье
- сша
- сысоевщина
- т.н. благодатный огонь
- таинства
- таинственное
- танцы
- татары
- тв
- театр
- текст
- тексты
- тело/здоровье
- теология освобождения
- тер-оганян
- террор
- террор хунты рф
- технологии
- тихон белавин
- толерантность
- толстой
- топонимика
- точь-в-точь
- традиционное общество
- трамп
- трансгуманизм
- трауберг
- троицкий
- троцкий
- труд и капитал
- трёхсторонняя комиссия
- тургенев
- турция
- тэзе
- тюрьма
- тёплый переулок
- украина
- украинская церковь
- уминский а прот
- уничтожение москвы
- уния
- управляемый хаос
- успение
- устинов а
- усыновление
- уукраина
- фальсификация истории
- фарисейство
- фармакологическая мафия
- фашизм
- феминизм
- филарет дроздов
- философия
- фима циценбогель
- финансовый кризис
- финляндия
- флоровский
- фото
- фото гламур
- фото животных
- фото мир
- фото москва
- фото чб
- фото я
- францисканцы
- франция
- фрс
- фукусима
- фурсов
- фёдор людоговский
- фёдоров деп
- хабад
- хазин
- халкидон
- хам андрей ткачёв
- хамовники
- хамовнический плац
- харассмент
- харизматическое движение
- хармс
- химлес
- ходос
- хозяева планеты
- холодная война
- хохот
- храм
- христианские фильмы
- христология
- хрущёв
- хунта
- царствование Бога
- царствование бога
- цб
- цветные революции
- целибат
- церковная история
- церковные новости
- церковный юмор
- церковь
- церковь и государство
- церковь и общество
- церковь сегодня
- цитаты
- цой
- цру
- цыгане
- чаплин
- чарыкова
- че
- человек
- человек и Бог
- человек и бог
- человек и творение
- честность
- четвёртое ноября
- чехословакия
- чипирование
- чубайс
- чудовка
- шаламов
- шванкмаер
- шевкунов
- шевчук
- школа
- школа фильм
- шмеман
- шойгу
- шолох
- шостакович
- шувалов
- эволюция
- эвтаназия
- экклезиология
- экология
- экономика
- экономическая война
- экуменизм
- электронное сопротивление
- электронный контроль
- эмиграция
- энергетика
- эсхатон
- этика
- этика Евангелия
- этика евангелия
- юриспруденция
- юродство
- юю
- я 2007
- яблоко
- ядерное оружие
- язык
- язычество
- якунин
- янов
- япония
- яшин
Добавить комментарий