За что произносит хвалу Феодору

Народный праздник Фёдор Тирон отмечается 2 марта

Известно, что 2 марта верующие отмечают торжество под названием Федор Тирон. Данное торжество связано с днем памяти священномученика Феодора Тирона.

Помимо дня Федора Тирона, народ отмечает и день Мариамны Кикиморы, который представители духовенства посвящают святым праведникам, пострадавших за веру в Христа. Если верить народным традициям, то в этот день принято защищать детей и дом от темных сил, а также гадать на суженого и просить о заступничестве от воров. Согласно народным приметам, в этот день можно определить, какой будет погода весной.

Приметы, поверья, обряды, традиции и запреты на праздник «Фёдор-тиран»

В церковном календаре 2 марта – это день памяти священномученика Феодора Тирона. Народ стал называть Феодора Тираном. В этот день у кузнецов было много работы, ведь крестьяне изучали свои инструменты, и в случае чего несли их на починку.

Приметы, поверья и запреты:

  • Этот день народ считает самым несчастливым днем в году. Дело в том, что он проходит под эгидой двух темных сущностей, которые прибыли из старинных славянских легенд – Феодора Тирона и Мариамны-Кикиморы.
  • Известно, что родители читают над своим ребенком молитву в ночь на 2 марта, также родители вешают икону в изголовье кровати.
  • Если в этот день помолиться преподобным о пропаже человека или вещи, то вскоре вы сможете отыскать то, что так долго пытались найти.
  • Тепло 2 марта? Будет жарко летом, если холодно, то летом тепла не будет.
  • С западной стороны по небосводу плывут перистые облака? Жди на следующий день дождь.
  • Кучевые облака почернели внезапно – жди мартовский дождь.
  • Ранним утром вы стали свидетелями густого тумана – ждите холодный майский месяц.
  • Птицы начали возвращаться в этот день с юга – жди раннюю весну.
  • Если незамужняя девица в этот день выходила на улицу и видела женщину, значит, в этом году у нее будет муж.
  • Вороны 2 марта строят гнезда.

Обряды на Федора Тирона:

Преподобному молились о том, чтобы вещи украденные и люди пропавшие были найдены. Люди и сами не сидели без дела, они искали украденное с помощью особенных обрядов. Если вы хотите узнать имя воришки, то нужно взять решето и воткнуть в него ножницы, а в их кольца нужно вдеть указательные пальцы рук. Данную конструкцию нужно держать на весу, произнося имя подозреваемых. Если решето внезапно поворачиваться начало – значит, указывает на вора.

О чем просят святого мученика Феодора Тирона, молитва

Феодор Тирон появился на свет в городе Амасия, Понтийская область. Известно, что преподобный служил в мармаритском полу. Когда были гонения на христиан, он не скрывал, что верует в Иисуса Христа. За это преподобного приговорили к смертной казни через сожжение.

  • Тропарь великомученику Феодору Тирону, глас 2

Велия веры исправления во источнице пламене, яко на воде упокоения святый мученик Феодор радовашеся, огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак великомученику Феодору Тирону, глас 8-й

Веру Христову яко щит, внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси многострадальче, и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, яко непобедимый.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Величание:

Величаем тя, страстотерпче святый Феодоре, и чтим честныя страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

От редакции:

Память святого великомученика Феодора Тирона почитается Церковью дважды в год: в день мученической кончины святого 1 марта (17 февраля ст. ст., в невисокосный год память совершается 2 марта) и в субботу первой недели Великого поста. В пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (пшеницы, сваренной с медом) — напоминание о том, что в IV веке великомученик Феодор предупредил христиан о том, что вся пища на городских рынках осквернена идоложертвенной кровью. Святому великомученику Феодору молятся об обретении украденного.

***

Первая седмица Великого поста отличается сугубой строгостью в воздержании, но Богослужебный устав на субботу имеет свои отличительные черты: в этот день по общепринятой традиции, восходящей к самым первым векам христианства, совершаем церковную службу в честь святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306). Здесь мы вспоминаем чудесное событие, имевшее место при царе Юлиане-отступнике, когда, благодаря предстательству святого великомученика Феодора, константинопольские христиане были избавлены от осквернения идоложертвенными приношениями. Ради праздника в навечерие субботы предписан нарочитый молебный канон, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, в конце которого освящается кутия (т. е. вареная пшеница с медом) и раздается на вкушение молящимся. Таким образом, разрешается небольшое послабление в посте на «вареную пищу с посластием», которое, однако, приносит заметное облегчение после первых дней, проведенных в сухоядении.

Из краткого жития святого великомученика Феодора известно, что он был воином («тирон» по-гречески значит «воин») в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии), под начальством некоего Вринка, который принуждал его принести жертву идолам. В то время были сильные гонения на христиан, воздвигнутые римским императором Галерием (305–311). Святой Феодор твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, но святой оставался непреклонен. Тогда его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу, чтобы предать голодной смерти. Но Сам Господь Исус Христос явился ему там, утешая и укрепляя к новым подвигам. Святого подвергли всевозможным жесточайшим истязаниям и выкололи ему глаза. Осужденный на сожжение, мученик Феодор без боязни вошел в раскаленную пещь и так предал душу свою в руки Божии, тело же его оказалось неповрежденным от огня и было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь и положены для поклонения в храме, освященным в его имя.

По восшествии на престол императора Константина Великого (306–337) церковь Христова обрела спокойствие, которое продолжалось около пятидесяти лет, до кратковременного царствования Юлиана-отступника (361–363), который был родным племянником св. Константина и получил христианское воспитание, но в душе оставался убежденным язычником.

Пока христианство находилось под покровительством византийских императоров, юный Юлиан не решался открыто перейти в язычество, но как только утвердился у власти, так сразу же показал свое истинное лицо. Будучи деятельным сторонником реставрации отмиравших языческих традиций, Юлиан еще в самом начале своего правления издал по этому поводу особый эдикт.

К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью. Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры.

На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение». «Я благодарю Бога, — сказал старик, — за то, что Он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия». Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. О гонениях Юлиана читаем в «Златоусте», в слове 14-ом, «Сказание Нектария архиепископа , чесо ради память творим в субботу 1-ой недели поста, святаго великомученика Феодора Тирона»:

Сeй бо бGопроти1вникъ мн0гое и3мsше тщaніе, є4же хrтіsны погублsти, и3 бGу небрег0му бhти. qле бэдA ѕлaz, бGа њстaвль, ґ и4долwмъ чeсть во€даsти велsше. њ сeмъ бо без8зак0нныи никaкоже размышлsше, кaкw бы прwти1вныz побэди1ти: но њ сeмъ всегдA дёло и3мsше, кaкw бы хrтіsны побэждaти. мнHга вёрнымъ томлє1ніz бёша t проклsтагw, пресэкaніz ўтр0бамъ, tсэчє1ніz пaзухwмъ, и3 бієніz чaстаz, nчесє1мъ и3звєртёніz, зубHвъ и3з8коренєніz, љзhкwвъ ўрёзаніz, рyкъ ўсэчєніz, г0ленємъ пребіє1ніz, nгнeмъ њпалє1ніz, и3 многозамhслєнныz ѕлhz мyки, сквaры, котлы2, рожны2, скwврады2, њ сeмъ проклzтыи во мн0зэ бЁ п0двизэ.

Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости», по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению». По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей. Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ:

Ваш Бог велел вам терпеть. Терпите.

Библиотека Русской веры
Канон великомученику Феодору Тирону →

Читать онлайн

Летом 362 года Юлиан предпринял путешествие в восточные провинции и прибыл в Антиохию, где население было практически полностью христианским. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям. Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора. Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.

Движимый непримиримой ненавистью к христианам, Юлиан собирался даже восстановить для иудеев храм в Иеросалиме, но здесь Сам Господь не допустил его исполнить свое намерение. Язычник Марцеллин рассказывает об этом событии следующим образом:

Юлиан, желая оставить для будущих веков память о своем правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иеросалимский храм, не жалея для этого никаких расходов… Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Алипий усердно принялся за дело; правитель провинции… оказывал ему содействие, но страшные клубы пламени, вырывавшиеся близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии.

В числе всех прочих безумных изощрений по борьбе с христианством, Юлиан задумал однажды подвергнуть их тайному осквернению: на первой неделе Великого Поста, он приказал градоначальнику Константинополя окропить все съестные продукты на рынках города идоложертвенною кровью, чтобы христиане, не зная того, причастились бы от языческого жертвоприношения. Но, как повествует святитель Нектарий, святой великомученик Феодор Тирон, явившись в то время ночью патриарху Царя-града Евдоксию, повелел ему предупредить весь народ, чтобы никто ничего не покупал от торжища, но взяли бы себе на замену вареную пшеницу с медом (городские жители обычно предпочитали готовый хлеб):

Создaвыи же нaсъ бGъ, не њстaви нaсъ њскверни1тисz: но пред8упреди2 њ лю1томъ т0мъ совэщaніи без8зак0ннагw. патріaрху є6vдоxjю ћвэ сотвори2 безб0жныи совётъ, послaвъ к8 немY великом§нка fе0дwра. тоS ќбw н0щи м§нкъ предстA патріaрху, и3 речE є3мY: q патріaрше, ск0рw совокупи2 хrт0во стaдо и3 повёждь всёмъ, да не вкyсzтъ t торгY, ни пи1щи, ни питіz, їуліsнъ бо законопрестyпникъ, њсквернє1ннаz трeбами и4долwвъ повелЁ и3знести2. Патріaрхъ же речe ко с™0му: кaкоже гDи м0щно семY бhти; бwгaтымъ бо возм0жно и3 не и3сходS на т0ргъ бhти нLю сію2, ґ ни1щымъ и3 сиротaмъ нyжда є4сть куповaти на кiиждо дн7ь ћди. С™ыи же речE ємY: к0ливо на ћдь сотвори2 и3 раздавaй и4мъ к0ливо. С™ль же речE, ты2 кто2 є3си2 гDи; гlа є3мY: ѓзъ є4смь м§нкъ fе0дwръ ти1ронъ, t бGа п0сланныи на и3збавлeніе вaмъ. и3 сE рeкъ с™hи неви1димъ бhсть t негw2.

Посрамленный Юлиан, увидев бесполезность своей затеи, велел вернуть на рынки обычные брашна, но не раскаялся и не отступил от своих безбожных предприятий. Отправляясь, в силу государственной необходимости, в военный поход против персов, Юлиан дал слово, что по успешном своем возвращении он будет еще более беспощадно действовать для уничтожения веры Христовой. Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина. Церковное предание повествует, что в это время святитель Василий Великий (с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. к. они вместе учились в Афинском университете) усердно молился перед иконой Богородицы об освобождении христиан от лютого гонителя. По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

Здесь следует отметить, что даже сами язычники (Ливаний, Аммиан Марцеллин), сторонники Юлиана, признавали, что императора убили не персы, но и никого из христиан в войске, кого можно было бы обвинить в убийстве, так и не нашли. Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух», каковым ему вполне мог показаться святой мученик. «Погибе память его с шумом» (Пс. 9, 7) — так говорит псалмопевец о кончине нечестивого. Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества. Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона. «В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6).

Оригинал Лицевого Свода Ивана Грозного
в Библиотеке Русской веры
Царство Юлиана-отступника. Читать онлайн →

Память святого великомученика Феодора Тирона, которому молимся также и об обретении украденного, почитаем сугубым образом: в день мученической кончины (17 февраля ст. ст.) и каждую субботу первой недели Великого Поста, когда поем ему в церковном каноне:

Дн7ь весeліz в8ск0рби восіS, и3 сётованіе си1хъ ўzсни2 преdпрaзднества и3здалeча просіsвши бlгодaтію бжcтвенагw м§нка.

Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!

. Созомент (ок. 400–450) — Византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории».
. Свт. Нектарий — архиепископ Константинополя 381–391 гг.
. Софроний Евсевий Иероним — иллирийский церковный писатель (347–420). В Русской Православной Церкви именуется Иероним Блаженный, память 15 июня ст. ст.
. Марцеллин — Аммиан Марцеллин (лат. Ammianus Marcellinus; около 330, Антиохия, Римская империя — после 395, вероятно, Рим) — древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек, однако своё единственное произведение, «Деяния» (лат. Resgestae), написал на латыни. Это произведение также известно под названием «История» или «Римская история».
Сведения о жизнедеятельности императора Иулиана-отступника (полное имя — Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан II) приведены в основном по материалам Википедии.

Настоятель храма: протоиерей Феодор Рожик

Адрес: 129041, г. Москва, 2-й Крестовский пер., д. 17, стр. 1.

Телефоны:

Храм: +7 (495) 681-44-25

факс: +7 (495) 684-66-75

Реквизиты:

ЗАО «Райффайзенбанк» г. Москва

к/с № 30101810200000000700

БИК 044525700

р/с 40703810500001449676

Местная религиозная организация Православный приход храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе гор.Москвы Московской епархии РПЦ

КПП 770201001

ИНН 7702078988

Официальный сайт храма: www.znamene.ru

***

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 08.07.2016 №18351 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе по адресу: г. Москва, 2-й Крестовский пер., д. 17, стр. 1.

***

История

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек».

Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь Святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было утверждено: «В Переславской в Гонной слободе храм во имя Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила.

В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.

В советский период храм не закрывался. В 1979 году был проведен ремонт фасада.

***

Архитектура

В архитектурном отношении храм представляет собой двухсветный четверик со световым барабаном, увенчанный фигурной главой, с двумя симметричными приделами, пристроенными к основному объему с севера и юга и с трехъярусной колокольней. В 1888 году храм был расширен по проекту архитектора С.В. Крыгина: сооружены две пристройки к колокольне, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами.

Возведенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое.

Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

***

Святой Теодор

В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодор. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Тирон.

Феодор Тирон

Θεόδωρος ο Τήρων

Родился

III век

  • Амасья, Турция

Умер

17 февраля 306

  • Амасья, Турция

Почитается

в Православной и Католической церквях

В лике

великомучеников

День памяти

в Православной церкви — 17 февраля (1 марта) в високосный год, 17 февраля (2 марта) в невисокосные годы, и в первую субботу Великого поста, в Католической — 9 ноября

Подвижничество

мученическая смерть

Медиафайлы на Викискладе

Св. Федор Тирон. Крит. XV век

Фео́дор Ти́рон (греч. Θεόδωρος ο Τήρων, Феодор Амасейский; † 17 февраля 306 года) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 17 февраля (1 марта) в високосный год, 17 февраля (2 марта) в невисокосные годы, и в первую субботу Великого поста, в Католической церкви — 9 ноября.

До перенесения в Венецию мощей апостола Марка покровителем города считался Феодор Тирон.

Жизнеописание

Согласно житию, Феодор был воином мармаритского полка в городе Амасии (Понт, Малая Азия). Во время проводимой по указанию императора Галерия кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор отказался от требования своего военачальника Вринка принести жертвы. Ему было дано несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. После его обвинили в сожжении храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Феодор исповедал себя христианином, после чего был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке — строгали его тело железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа.

Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:
— Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнён бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?
Христов мученик отвечал на это:
— Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!
Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором.

— Димитрий Ростовский. Жития святых (17 февраля)

Феодора сожгли на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту.

Чудо святого Феодора

Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Император Юлиан Отступник (361—363), желая оскорбить верующих (согласно Деян. 15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (кутью).

В память об этом в Православии установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. В навечерие субботы (в пятницу) после литургии преждеосвященных даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскином) и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием (381—397).

Былинный образ святого

Подробнее по этой теме см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина.

«Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» — апокриф о Фёдоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой предстает здесь как змееборец. «Сказание» представляет собой тип «мученичества», а не полноценного биографического жития: подвиг святого Феодора лишь внешним образом связан с его житием, которое им и начинается. Александр Веселовский высказывает предположение о возможной связи духовного стиха с былиной «Добрыня и Змей».

Восточно- и южнославянские традиции представляют Фёдора Тирона, как и Егория Храброго, всадником и защитником скота.

  • Его могила в Венеции

  • Феодор Тирон

См. также

Феодор Тирон:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Фёдорова неделя
  • Феодор Стратилат
  • Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Примечания

Литература

  • Димитрий Ростовский. Страдание святого великомученика Феодора Тирона // Жития святых — 17 февраля.
  • Иванов А. Н. «Федор Тирон» в эпике казаков-некрасовцев // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных трудов. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. — № 4. — С. 5–28. — ISBN 5—86132—012—12.

Ссылки

Православные святые — легендарные победители змей

Чудо Феодора Тирона

Святой Феодор пострадал за Христа в Малой Азии в начале IV века во время правления императора-язычника Галерия. Но многие знают о великомученике благодаря чуду, которое произошло уже после его смерти.

Через 50 лет со дня мученической кончины Феодора Тирона в Константинополе царствовал Юлиан Отступник (361–363), племянник святого равноапостольного Константина. Новый император отрекся от Христа и стал язычником.

В начале Великого поста Юлиан решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам.

Апостолы предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови (Деян 15:29), и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо.

Святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел передать христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках и готовили из домашних запасов коливо — вареную пшеницу с медом.

Архиепископ немедленно собрал всех верующих, рассказал им о явлении великомученика и передал его повеление. Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ.

В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим.