За веру царя отечество
Содержание
Марш Росгвардии! Мы служим народу…А не за медали! Мы клятву на верность России давали. И в наших рядах лишь достойнейшим быть, Мы честно обязаны людям служить! Пусть знает и верит российский народ, На помощь Росгвардия быстро придет, И всех кто виновен сурово накажет, За кровь, за убийства, теракты и кражи. Припев: Когда наступит час! Верховный даст приказ! Встать грудью за Великую Россию! Сомкнём мы общий строй единою стеной! Росгвардия…Надежда…Мощь …и Сила! Росгвардия вперёд! Победа нас зовёт! Мы сила и опора презедента. Росгвардии сыны мы Родине верны, За нами слава, доблесть и победа! Мы с гордостью служим стране и народу, Храним их единство покой и свободу. Ночами и днями и в холод и в зной, К попавшим в беду спешим, как на бой, Мы доблестно служим добру повсеместно, Во всех уголках нашей Родины с честью. За мир и свободу мы встали горой. В Росгвардии каждый воин герой! Мы верим, в России все будет прекрасно. Ведь все что мы делаем… всё не напрасно. Пусть знает и верит российский народ, РосГвардия лучшая! Только вперед! Мы служим народу! А не за медали! Мы клятву на верность России давали. Гвардейское знамя мы будем хранить! И гордо гвардейскую форму носить! Слова: Лик Д.С. Музыка : Дунаев Д.Н. Исполняет: Ломакин Андрей Аранжировка и сведение Триска Александр (студия AHS)
За Веру, Царя и Отечество
Изображение Ополченского креста с девизом и монограммой на «Ополченском билете» времён Николая II. Ополченский крест на памятнике в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в районе Зябликово (но без слова Отечество)
За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) — русский девиз, распространённый во времена Российской Империи, в таком виде оформился в XIX веке.
Значение
Традиционно обозначал основные заповеди, которые должен был знать русский офицер, павший на войне: душу — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому. Также появился короткий вариант девиза, распространённый, в основном, в среде казаков — За веру и верность.
История
Авторство неизвестно (некоторыми приписывается кому-то из рода дворян Юрьевских), но считается, что распространением и популярности его послужило введение в регулярные войска должности полкового священника. В 1812 году девиз «За веру и царя» был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I — Ополченский крест. Девиз геральдически был отражён в принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской Империи.
Впоследствии девиз стал использоваться повсеместно, включая черносотенские и монархические круги.
Существовала также изменённая версия девиза, предложенная Сергеем Уваровым, министром народного просвещения, она звучала «Православие, самодержавие, народность».
В настоящее время девиз используется у праворадикальных русских националистов и современных монархистов.
Печатные издания
В 30-е годы XX века в Королевстве Югославия выходили однодневные газеты «За Веру, Царя и Отечество»:
- 31 августа (13 сентября) 1934 года в Белграде был выпущен номер по случаю десятилетия принятия на себя Е.И.В. Государем Императором Кириллом Владимировичем титула Императора Всероссийского и десятилетия учреждения Корпуса императорской армии и флота (редактор Б. Финогеев, издатель Л. Князев)
- 15 (28) июля 1939 года в Белграде был выпущен номер по случаю пятнадцатилетия учреждения Корпуса императорской армии и флота
> См. также
- Список национальных девизов
- Mit Gott für König und Vaterland
Примечания
- Максимов С. Т. Национальный характер // Русские воинские традиции. — М.: Вече, 2010. — 317 с.
- Медаль с таким девизом была учреждена 23 мая 1833 года указом Николая I, но известен только один случай вручения данной награды.
- Награды армии Российской империи: Ополченский крест Русская цивилизация (недоступная ссылка — история ). bg-znanie.ru. Дата обращения 7 февраля 2015.
- Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
- Сергей Уваров. Доклады министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I
Ссылки
- Гайда Ф. «За веру, царя и отечество»: к истории знаменитого воинского девиза, на Православие.ru.
- Электронные копии газеты «За веру, царя и отечество» в путеводителе РНБ «Газеты в сети и вне её»
Литература
- Шамбаров В. Е. «За Веру, Царя и Отечество». — М.: Алгоритм, 2003. — 655 с.
Смотреть что такое «За Веру, Царя и Отечество» в других словарях:
-
за веру, царя и отечество — нареч, кол во синонимов: 1 • девиз (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Отечество — У этого термина существуют и другие значения, см. Отечество (значения). Запрос «Родина» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Граждане, отечество в опасности!» декрет Национального собрания (Великая французская революция … Википедия
-
Байкалец — Байкалец, Андрей Андрей Байкалец странствующий певец гусляр Андрей Байкалец … Википедия
-
Байкалец, Андрей — Андрей Байкалец странствующий певец гусляр Андрей Байкалец Основная информация … Википедия
-
Андрей Байкалец — Андрей Байкалец … Википедия
-
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА — (СРН), крупнейшая черносотенная организация, созданная в н. ХХ в. для борьбы с революцией под лозунгом «Православие, Самодержавие, Русская Народность». СРН был создан в окт. нояб. 1905 в самый разгар революции. Вдохновителем его создания был иг.… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917
-
Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия
-
Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия
-
Российская империя — Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия
-
Российский Имперский Союз-Орден — «Российский Имперский Союз Орден» Лидер: Георгий Федоров Дата основания: 1929 Штаб квартира: Санкт Петербург Идеология: Православ … Википедия
> «Децкая утеха принесла мужески триумф»
«Симбола и эмблемата»
Действительно, девизы Петровской эпохи наиболее ярко и образно выражают основные идеи преобразований Петра I. Эти краткие сентенции, сопровождаемые часто метафорическим изображением, получили самое широкое распространение во всех сферах жизни и культуры своего времени, начиная с девизов на многочисленных новых кораблях, орденах и медалях, дворянских гербах, надписей на триумфальных вратах, текстов фейерверков и заканчивая девизами, заполнявшими речь Петра Великого. Внедрением девизов как новой формы, непривычной для традиционной русской средневековой культурной жизни, занимался непосредственно сам преобразователь. С этой целью была издана в 1705 г. книга «Симбола и эмблемата», использовавшаяся как пособие при создании надписей к картинам триумфальных врат и фейерверков. Были и другие западноевропейские издания эмблематики, известные в России. Наиболее любимые царем девизы многократно повторялись в разных произведениях и видах искусства. Иногда девизы создавались из общеизвестных «ходячих» выражений типа библейских цитат, поговорок или пословиц либо сочинялись ни на что не похожие по горячим следам каких-то значимых событий.
Девизы являются ценным свидетельством того, как осуществлялась при Петре Великом культурная политика, каким был образ мышления самого преобразователя и его сподвижников. Целый ряд девизов теснейшим образом увязан с эмблемами. Самыми устойчивыми были образы «российского орла» и «свейского льва», олицетворявших гербы России и Швеции, сами государства и их правителей Петра I и Карла XII. Образ российского орла обыгрывался постоянно в разных вариациях и сопровождался в связи с этим разными девизами. Например, на гравюре Адриана Шхонебека, изображающей фейерверк в Москве 1 января 1704 г., орел российский на центральном транспаранте держал на груди Андреевский крест, на крыльях он держал карты Белого и Азовского морей, в правой лапе — карту Каспийского моря, и все это сопровождалось девизом «Сим чрез единого».
Но там же были еще четыре изображения орла: 1) орел с пучком молний и оливковой ветвью, девиз — «Имею обои»; 2) орел, сидящий на пушке, над ним Купидон, дующий ему на крылья, девиз — «От обоих бесстрашен»; 3) орел, сидящий на ветке, пригнувшейся к земле, девиз — «Не гласом, но делами моими»; 4) орел, нападающий на льва, девиз — «Приключаю и сильному трясение». Чаще других использовался образ орла, терзающего льва с соответствующими девизами, утверждающими победу России.
На медалях и орденах
Девизы медалей и орденов петровского времени начинались с ордена Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 г. сразу по возвращении царя из Великого посольства и отказа принять английский орден Подвязки. Скорее всего, сам Петр I сделал эскиз ордена и придумал его девиз: «За веру и верность». Знаменитый женский орден «святой великомученицы Екатерины», учрежденный после спасения русской армии в Прутском походе 1711 г. за счет подкупа турок драгоценностями Екатерины I, имел девиз «За любовь и Отечество». Орден Александра Невского, который император хотел сделать главным орденом страны, был учрежден уже после его смерти при Екатерине I и имел девиз «За труды и Отечество».
Орден св. Андрея Первозванного. Девиз «За веру и верность».
Орден св. Екатерины. Девиз «За любовь и Отечество».
Разнообразнее девизы памятных медалей за победы в Северной войне. Всего на Монетном дворе было выпущено 12 медалей, посвященных завоеваниям, начиная с Нотебурга в 1702 г. и заканчивая Ништадтским миром 1721 г. Надписи на медалях бывали строго «историчными», например, на медали в честь взятия Нотебурга — «Был у неприятеля 90 лет, взят 1702 октября 21» — или «За победу под Лесной. 1708», «За Полтавскую баталию. 1709 г. июня в 27 д.» и т.д.
На медали в честь победы в 1703 г., когда под руководством самого Петра I солдаты и офицеры гвардейских полков на лодках захватили два шведских фрегата, был выбит девиз «Небываемое бывает». За этот бой Петр I получил орден Андрея Первозванного. Еще один колоритный пример — девиз памятной медали в честь морской победы при мысе Гангут в 1714 г.: «Прилежание и верность превосходит сильно». Эта надпись впоследствии была скорректирована в медали за победу при Гренгаме (1720): «Прилежание и верность превосходят силу». Самой сложной в аллегорическом плане была медаль в честь Ништадтского мира. Она включала сюжет с Ноевым ковчегом и летящим голубем мира с масличной ветвью в клюве, вдали изображены Стокгольм и Санкт-Петербург, соединенные радугой. Медаль называлась образно — «По потопе Северной войны» — и имела надпись «Союзом мира связуемы».
Третий тип девизов на медалях был ориентирован на традиционные, средневековые, орденские. Например, массовая наградная медаль за участие в битве при Калише в 1706 г. имела надпись «За верность и мужество».
Названия и девизы кораблей
Несколько обособленно стоит группа девизов, даваемых спускаемым на воду судам, поскольку они ориентировались более всего на европейскую традицию корабельных девизов из сборника «Девизов и эмблем» де ла Фея и редко отходили от них1. С другой стороны, Петр I особым указом от 25 мая 1699 г. закрепил за собой право давать имена и девизы всем строящимся в России судам, «чтоб на корабли до нашего великого государя указу знамен (надписей. — Авт.) не делали бы, и на кораблях гербов назади … не писали бы и не резали … каким гербам на которых кораблях быть и о том им наш, великого государя, указ прислан будет…»2
Из 147 линейных кораблей и фрегатов, построенных в петровское время, многие носили имена животных и птиц («Слон», «Орел», «Журавль стерегущий», «Спящий лев», «Скорпион») с устоявшимися девизами: «Злым — лих» (девиз корабля «Элефант»), «Сердце его бдит» («Спящий лев»), «Смертью его исцеляются» («Скорпион») и т.д. Ряд девизов был связан с названием кораблей типа «Бомба», «Шпага», «Барабан»: «Горе тому, кому достанусь», «Покажи мне, где суть лавровые венцы», «Непотребен без грому».
Особую группу составляли «юмористические» девизы, обычно использовавшиеся для небольших судов: «Три рюмки» (девиз «Держи во всех делах меру»). Соответствующие юмористические девизы имели и суда с говорящими названиями: «Перинная тягота», «Заячий бег», «Бир-Драгерс» («Пивоносец»), «Вейн-Драгерс» («Виноносец») и т.п.
Медаль в честь победы над шведскими фрегатами в устье Невы. 1703 г.
Рейтинг девизов
При сравнении девизов выстраивается четкая их иерархия. Самыми востребованными были девизы, выражавшие Божественную помощь России и ее монарху во всех начинаниях и деяниях: «Божьим провидением», «С божьей помощью», «Божье сему есть предвидение», «Бог всем управляет» и т.п. Уже на первых триумфальных вратах 1697 г. в Москве девиз «Бог с нами, никто же на ны, никогда же бываемое» сопровождал главное изображение на фронтоне: двуглавого орла среди знамен, прапоров, протазанов, копий, пушек, ядер, бомб и морских судов. В 1700 г. был спущен на воду 58пушечный корабль, построенный без участия иностранных специалистов и по чертежам самого царя, «Гото предестинация» («Божье предвидение»), имевший девиз, написанный на корме по-голландски и раскрывающий ту же идею Божьего благоволения России: «Божье сему есть предвидение».
58-пушечный корабль «Предестинация». Гравюра А. Шхонебека. 1701 г.
Иногда девиз о Божественной помощи видоизменялся и из утвердительной формы переходил в просительную. Например, так произошло в надписи на триумфальных вратах 1721 г., построенных соратником Петра А.Д. Меншиковым на свои средства в Санкт-Петербурге. Так как царь много внимания уделял фигуре Александра Невского, особенно в конце Северной войны, Меншиков на главной картине своих триумфальных врат изобразил святого, вложив ему в уста слова молитвы-обращения: «Утверди, Боже, еже соделал еси в нас»3. Немногочисленные девизы отсылали к библейским цитатам. Так, на триумфальных вратах 1696 г., посвященных успешному Азовскому походу, был изображен «крылатый муж» — аллегория Славы — с сопровождавшим девизом: «Достоин делатель мзды своея». Из письма Петра I промышленнику А. Виниусу по поводу устроения первых триумфальных врат в Москве известно, что эту евангельскую цитату упомянул сам царь4.
А.Д. Меншиков — соратник Петра I.
Вторым наиболее часто встречающимся был блок девизов, в разных вариантах призывавших к движению России вперед, как бы говорящих о том, что преобразования Петра Великого должны обязательно продолжаться. В них утверждалась мысль, что то, что началось, должно распространиться, что от малого необходимо переходить к большему. В этом плане неоднократно обыгрывался знаменитый ботик Петра I, названный «дедушкой русского флота» и посему должный обозначать отправную точку превращения России в морскую державу. Целый ряд мероприятий был посвящен переносу и установке ботика в Санкт-Петербурге. На одном из таких мероприятий в начале июня 1723 г. напротив Сената на Неве был устроен фейерверк на барках, где горела декорация с изображением ботика и надписью «От малых причин могут быть большие следствия». Ботик был установлен на постамент перед Петропавловской крепостью, на торцах постамента читался девиз «Децкая утеха принесла мужески триумф», который хорошо виден и на гравюре, изображающей ботик с двух сторон, созданной гравером Иваном Зубовым по рисунку Ивана Зарудного в 1722 г.
Еще одной популярной темой девизов петровского времени была тема осуждения Швеции «за похищение чужого», то есть русских земель. Так, центральным образом, венчающим триумфальные врата 1703 г., был двуглавый орел, который метал перуны-молнии в лежащего внизу «свейского льва», держащего в когтях четыре «похищенных града». Отсюда же и центральной идеей целого ряда надписей можно считать изречение под этой картиной, переведенное с латыни как «Не похищай чуждого»5.
Девизы стали одним из петровских нововведений. Они подчеркивали стремление к лаконичности и символизму, являлись средством пропаганды и просвещения одновременно. А саму Петровскую эпоху вполне возможно назвать «Временем девизов».
1. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 1. С. 521-526.
2. Елагин С. История русского флота. Период Азовский. СПб., 1864. С. 51.
3. Фейерверки и иллюминации в графике XVIII века. Выставка. Л., 1978. N 17. С. 42-44.
4. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1887. Т.1 (1688-1701). N 122. С. 109-110.
5. Торжественная врата, вводящая в храм безсмертныя славы, непобедимому имени Новаго в России Геркулеса… Петра Алексеевича…в Москве, от учителнаго собрания… // Панегирическая литература Петровского времени. М., 1979. С. 135-149.
«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза
Крест «За Веру, Царя и Отечество»
Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.
Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь». Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!». Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).
В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству». На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству». Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству». Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества».
В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако это запрет продержался недолго – новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество». Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство».
Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь!..». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!». Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.
Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь, несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?». Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют». Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество». Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).
В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять отмечался всенародный подвиг: «Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество и Государя». Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833 годах предложил основать российское образование: «Православие. Самодержавие. Народность». Позднее в манифесте императора Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось: «Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!». Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру, Царя, Отечество» был пожалован ополченцам – участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим образцом русского воинского девиза.
Добавить комментарий