Зачем нужно поститься

Содержание

Зачем нужно поститься

Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

Архимандрит Никифор (Хоря)

– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом.

– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их».

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье.

– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

Архимандрит Никифор (Хоря)

– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок, – это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными. Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

В чём суть поста, каким должен быть пост? Что такое пост в христианстве и его смысл, как начать пост и что можно есть в пост? Ответ на все эти вопросы по Писанию.

Каждый христианин задумывается о смысле поста и многие не совсем понимают в чём настоящая суть поста. В большинстве случаев христиане видят смысл поста в ограничении пищи в определённые дни, по определённому графику. Но как на самом деле должен протекать пост?

Давайте разберём каждый вопрос в отношении соблюдения поста, его начала и продолжения. Чтобы ответить на многие вопросы о посте, нам необходимо обратиться к Священному Писанию и посмотреть, что сказано там про пост.

Каким должен быть пост?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо открыть в Писании место очень хорошо отвечающее на запрос про суть поста

Книга Исаия глава 58

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Из данного места Писания видно, что Бог дал нам пост для общения о Нём, ведь чтобы развязать оковы неправды, развязать узы ярма и дать свободу другим, нужно иметь общение, то есть необходимо общаться с людьми и раскрывать им правду в отношении Божиих законов. Освободить от заблуждения и лжи, ведь большинство людей заблуждаются в Божиих законах, не понимая истинный смысл постановлений Бога.

Рекомендую посмотреть видео в котором подробнее рассказано о сути христианского поста, с толкованием и примерами из мест Священного Писания. После чего надеюсь вам станет более понятно о смысле христианского поста.

Если вы посмотрели видео, то надеюсь в Господе, что у вас отпали многие вопросы относительно сути поста. Возможно остались ещё какие то непонятности о которых попробую рассказать ниже по тем вопросам, которые интересуют христиан в отношение смысла христианского поста.

Но для начала хотел бы резюмировать о том, каким должен быть пост: пост — это общение, благовестие людям правды Божией, то есть, вы несёте людям свет своим общением и просвещаете других о том, что вам открыл Господь.

Начало поста, как начать пост?

вот такие календари для поста в представлении христианского мира

Теперь встаёт такой вопрос, как начать пост и откуда узнать человеку, когда должен начать он свой пост? Для начала нужно усвоить, что пост начинается не по календарю и определённым датам, а тогда, как только вы узнаете правду Бога и решите что способны совершать благовестие, то есть рассказывать людям правду и нести её в массы.

Пост — это нелёгкий труд, так как рассказать людям правду очень сложно, в большинстве своём вас никто не будет слушать, более того, вас будут всячески оскорблять, гнать и противиться вашим словам. Ведь по сути ваш пост будет совершаться в пустыне, среди бездуховных людей, как и Иисус совершал свой пост в пустыне, где ничего не знали о Боге. Пустыня — это бездуховные люди. Поэтому начать пост среди таких людей очень сложно, но это сильно укрепляет дух.

Для совершения поста, нет определённых дат по календарю, нет ограничения по времени вообще, есть чёткое понимание, что вы должны быть способны начать пост и нести людям истину.

В чем смысл поста в христианстве?

Резонно напрашивается вопрос: зачем вообще нужен пост и какой в этом смысл тогда, если пост — это благовестие среди бездуховных людей?

В первую очередь пост нужен самому человеку, это как своего рода закрепление, или “боевое” крещение верующего человека, христианина. Через пост укрепляется дух, уверенность в Божиих словах, происходит некое очищение по внутреннему человеку.

Когда верующий человек совершает пост, он учится терпеть, общаться, сдерживать гнев, в общем приобретает все человеческие качества необходимые христианину. Без поста этому сложнее научиться и скорее не научишься, так как не будешь понимать, как действует слово Бога, какую оно имеет силу.

Неся пост, христианин очищается от всяких скверных качеств: как очищается серебро в огне, так и христианин очищается в посте. Здесь уместны слова из Писания:

Пс 65:10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.

Поэтому только через пост верующий человек способен пройти очищение в духе и истине. В самом очищении и есть смысл поста. Кто не будет совершать пост, тот не пройдёт очищение, а ничто не чистое не войдёт в Царство Божие.

Откр 21:27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

По другому пост так же считается крещением христианина, ведь Иисус должен был крестить нас Духом и огнём, так вот, неся правду людям, вы совершаете крещение в огне, так как ваша душа будет переплавляться в огне ненависти и злобы людей.

Пост в христианстве — это горнило очищения души человека.

Что можно есть в пост?

календарь что и когда можно есть в пост, так представляют христиане не знающие настоящего смысла поста

Для большинства христиан, пост это приём, отказ определённой пищи. Но если обратиться к Священному Писанию, то становится понятным:

Рим 14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

1Кор 6:13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

1Кор 8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

Как же тогда можно думать, что пища нас приблизит к Богу или отдалит от Бога, после ястно сказанного в Писании, что пища ничто, и не может нас не приблизить, не удалить от Бога. Выходит все придуманные посты связанные с приёмом или отказом пищи бесполезные дела, не имеющие никакого отношения к Божией правде. Более того, слова Иисуса чётко раскрывают правду в отношении приёма пищи:

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

На основании вышеприведённых стихов становится понятно, что пост ни как не может быть связан с отказом пищи в определённые дни или что то вроде этого. Многие христиане знают эти места Писания, но не разумеют, что пост это благовестие, общение с людьми, но ни как не пища и питьё относящееся до плоти.

Есть духовная пища и питьё, жажда общения например, так же имеет место быть, как и жажда телесная, попробуйте не общаться с людьми месяц, два, год, что станет с вами? А общение с умеющими вас понимать друзьями, вызывает такой голод, что даже трудно объяснить. Обратите внимание, что будет с вами, если вы прекратите на время общение с людьми, которые с вами в одном духе, вы почувствуете непременно особый голод, жажду общения с родной душой.

Подведём итог: пост — это благовестие правды Бога, а телесная пища нас ни как не может отдалить от правды Бога и Царства Божия. Отдалить от Бога нас может только то, что исходит из нас, из нашего сердца.

Как и зачем соблюдать Великий пост

Два вектора Великого поста

Смысл поста в том, что он ведет нас к празднику Пасхи, Христову воскресению, которое является краеугольным камнем христианской веры, напомнил известный богослов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим выделил несколько векторов, важный для поста, и первым из них назвал освобождение человека от привычных зависимостей.

Помимо ограничений в питании, исключении мясных и молочных продуктов, в пост стоит обратить внимание на все свои неумеренности. Не стоит оставлять без внимания пристрастие к табакокурению, если оно у вас есть, излишнее пристрастие к алкоголю, а также не так давно возникшую зависимость людей от виртуальной действительности.

— Не то, что в метро, в доме человека иногда не найдешь глаз, смотрящих куда-то вне смартфона, — с иронией подчеркнул о. Максим, посоветовав записать себе на пост задание по уменьшению пребывания в интернете.

Другой важный вектор — личные духовные усилия христианина, без которых все превращается «в лучшем случае в великопостную диету». Устремлять свое сердце к Богу и видеть людей более милосердным взглядом, чаще вспоминать родителей, обращать внимание на тех людей, которым в самом деле трудно в этой жизни.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда напомнил о ценности богослужений и об активном богослужебном расписании Патриарха в дни Великого поста, и также посоветовал соблюдать «информационный пост», сократив пребывания в соцсетях, почти у всех имеющих репутацию хронофага — и начать борьбы с «пожирателем времени».

Вино разрешено, а пристрастие к вину — нет

Устав разрешает в пост вино, но при этом, конечно, предполагается мера в его употреблении. Но Великой пост — хороший повод отказаться от употребления вина, а уж трапезы в храмах точно должны давать примеры трезвости — и духовной, и физической.

Владимир Легойда также обратил внимание любителей повторять поговорку: «Что угодно ешьте, людей не ешьте» — на то, что это недавняя новация, за которой часто прячется нежелание соблюдать пост. А поскольку человек — существо психосоматическое, то утверждение «да не важно, что мы едим» вряд ли правдиво. Важен пост и в еде.

Главврач церковной больницы им. святителя Алексия Алексей Жаров назвал традицию поста мудрой и разумной, дающей человеку ощущение не только духовной, но и физической радости. Врачебные предупреждения он адресовал не столько постящимся, сколько выходящим из поста методом непомерной трапезы в праздник. По причине поста никто в больницу не попадал, а с панкреатитом по причине неумеренного разговления — не раз, причем, иногда даже в реанимацию.

Как избежать авитаминоза?

В больнице святителя Алексия до 30 процентов пациентов — священники, монахи и глубоко верующие люди, в больнице всегда есть постная пища, и конфликтов между рекомендациями священников и врачей по лечебному питанию не было ни разу. При заболеваниях, требующих усиленного питания, например, при анемии или онкологических заболеваниях, человек есть в пост мясо, но такое питание следует воспринимать как элемент лечения.

Два года назад у 44 медиков больницы им. святителя Алексия брали кровь до и после поста, был обнаружен авитаминоз по группе витаминов B, по всем остальным элементам все было близко к норме, отметил главврач больницы. Поэтому учитывая, что весна — время авитаминоза, он рекомендовал постящимся мультивитамины с минеральными добавками.

Протоиерей Максим Козлов не порекомендовал увлекаться суррогатами вроде соевого мяса («лучше есть то, что называется своими именами») и напомнил, что в Великий пост можно есть морепродукты как своего рода «плоды моря»,

В каком пути отменяется пост?

Отец Максим Козлов, правда, предупредил, что бывают «болезни и болезни». Химиотерапия это одно дело, но насморк — совсем другое, и он не должен становиться удобным поводом «прополоскать горло алкоголем». И если тебе предписана печень на пару и без соли, это не значит, что ты можешь разрешить себе все ресторанные стейки. Не нужно прибегать к расширительным толкованиям предписаний врачей.

Не стоит также импровизировать по поводу правила «в пути пост отменяется». Если это кругосветное путешествие Федора Конюхова, военная служба или командировка, в которой по каким-то серьезным причинам нет возможности поститься. А если это путешествие на «Сапсане» в Петербург (где, кстати, есть постное меню), то вряд ли стоит отменять пост, считает протоиерей Максим Козлов.

Не надо также разводить особой борьбы со страстями вокруг творога и кефира. «Что-то я мало встречал людей, одержимых страстью к кефиру», — с почти неуловимой иронией заметил о. Максим.

Военнослужащие и учащиеся учебных заведений получали послабления в посте еще в 19 веке, обратил внимание Алексей Заров. Верующие спортсмены, занятые лечебной физкультурой, спокойно постятся и ни разу не падали в обморок на фитнес-тренировках.

Пост и коронавирус

Что касается неожиданных дилетантских предупреждений об особом порядке служб в связи с угрозой эпидемии коронавируса, почему-то прозвучавших от непонятно откуда взявшихся казаков, то никаких благословлений священноначалия об изменении порядка богослужения нет, подчеркнули спикеры.

— Наш долг — служить у Престола Божия в мире и войне, благополучии и неблагополучии, и в случае эпидемий — тоже. Православные христиане верят, что через Причастие святых Христовых Таин нельзя заразиться, — сказал протоиерей Максим Козлов, отметив при этом, что от чихания простуженного человека в храме подхватить простуду можно вполне. Поэтому чихающим и кашляющим надо хорошо подумать и ради милосердия к ближним не ходить в храм, а для Причастия пригласить священника в дом.

В Италии, сообщил священник, были сделаны государственные предписания о десятидневном карантине, адресованные в том числе и храмам. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах русской церкви в Италии, но речь все-таки о конкретной ситуации и определенном сроке, подчеркнул протоиерей Максим Козлов.

Боящиеся заражения коронавирусом в Русской церкви могут приходить на службу в масках и молиться перед иконами, не прикладываясь к ним. Молитва выше тактильного соприкосновения, отметил протоиерей Максим Козлов.

Положение в Москве отнюдь не угрожающее, считает Алексей Заров, несмотря на то, что сейчас время традиционного весеннего обострения ОРВИ, в больничных стационарах не объявлялись карантины — обстановка спокойная.

Как проводят пост в других поместных церквах?

Типикон, определяющий правила поста, писался для всей вселенской православной церкви, и ни в одной букве не изменялся, отмечают спикеры Церкви, подчеркивая при этом, что по букве он нигде и не исполнялся. И это не грехи и отступление, а то самое Единство в многообразии, всегда свойственное настоящей Церкви.

Так, например, в Греции, в первый день Великого поста накрывается обильный постный стол, а в России многие сидят на просфорах и воде.

— Впрочем, если перечитать «Лето Господне» Ивана Шмелева, как прекрасный памятник старому русскому православному благочестию, или «В лесах» и «На горах» Мельникова-Печерского, — напомнил протоиерей Максим Козлов, — то обнаружишь там такое разнообразие еды на велипостном столе, до которого далеко современным рестораторам.

Есть свои традиции в Грузии, в Сербии. Отличаются и великопостные богослужения. В Русской церкви священник торжественно читает молитву св. Ефрема Сирина (Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми), а в Греческой ее незаметно читает чтец. У нас маркер Великого поста — Канон св. Андрея Критского, а у греков — акафист Пресвятой Богородице.

Велосипед должен ехать в гору

Интересную метафору поста предложили церковные спикеры. Пост не противоречит обычной жизни христианина, которая должна состоять прежде всего из любви к Богу и любви к ближнему. А пост — это время увеличения усилий на этом пути. Велосипед все равно едет в гору, но в пост на педальки нажимают сильнее.

Молитва преподобного Ефрема Сирина, в переложении Александра Сергеевича Пушкина:

«Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.»

Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях.

Зачем нужен пост?

Пост — это воздержание. У поста могут быть разные формы: многодневный пост (например, Великий или Рождественский, которые длятся дольше месяца); однодневный (среда и пятница большинства недель, когда православные также стараются поститься) или пост-подготовительный (например, три дня перед Причастием).

Все посты объединены одной целью и только ради нее существуют: ограничить человека в телесном, чтобы помочь ему в духовном. Иными словами, пост это не цель (поменьше есть, поменьше смотреть фильмов), а помощник человеку — сосредоточиться на внутренней жизни. Вот, зачем нужен пост.

Молитва, созерцание внутренней тишины, попытки обрести эту тишину: чем больше вокруг отвлекающих факторов, тем сложнее человеку соприкоснуться с этим духовным миром.

Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?

Православие не говорит, что главная цель жизни — это быть хорошим человеком. Достойные человеческие качества — это само собой разумеющееся, и чтобы быть хорошим человеком можно и не быть христианином.

Истинная и самая глубокая цель человека — стяжать Благодать Духа Святого, обрести мир в Духе Святом, соединиться душой и духом со Христом, и утвердить в себе Любовь Христову, которая выше любой любви человеческой — даже материнской или супружеской.

Пост в христианстве — это помощник в достижении этой Благой цели. Пост — это дни (или недели), в течение которых человек осознанно принимает решение: по своим силам и возможностям отвлечься от жизни тела. Отвлечься от жизни суетного мира и поместить свой ум в мысли о Боге — чтобы сосредоточиться на духовном. Потому что земная природа человека, к сожалению, такова: без внешних ограничений мы сосредотачиваться на духовной жизни всецело не умеем. Даже святые не могли!

Вот, зачем нужен пост…

Как правильно поститься?

С одной стороны, все просто. Правильно поститься — это соблюдать все установленные Православной Церковью нормы. Например, если говорить о еде, то Великий Пост — это запрет на любую молочную, рыбную или мясную продукцию. А в Рождественский Пост рыбу можно.

Или если говорить о развлечениях, то подразумевается, что человек старается в пост — или хотя бы в самые строгие дни его (например, в Страстную Седмицу перед Пасхой), — не ходить на увеселительные мероприятия: кино, вечеринки, праздники.

С другой стороны, священники часто говорят о том, что помня и чтя внешние установки, нужно не забывать о сути поста: воспитании в себе человека Вечного, который живет Духом и Любовью. И с этой точки зрения, правильно поститься это означает не всегда соблюдать все нормы буквально, а ограничивать себя по силам — в тех привычках, в которых тело действительно берет власть над человеком.

(Есть известная притча про мытаря и фарисея. Фарисей был великий аскет и постник, соблюдал все правила, но гордился и восхвалялся этим, а потому цена его посту была «ноль»)

Пост — это воспитания в себе Любви.

Известное изречение в христианстве: «Лучше есть в пост мясо, чем есть близких». Это напоминание о том, что нет никакого смысла в посте внешнем, если при этом человек продолжает озлобляться на тех, с кем живет под одним кровом и не поступает с ними по Любви.

Поэтому иной раз батюшки благословляют семьи на «необычную» форму поста: когда видя сложности в отношения супругов — разрешают им есть мясо, а пост для них — ни разу не поругаться друг с другом, и в спорных ситуация всегда уступать. Потому что так поститься — правильнее, чем блюсти букву, не есть рыбу-мясо, забывая при этом о Духе.

Очень проникновенные слова про суть и дух поста есть в книге пророка Исаии:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень».

Нужно ли поститься больным или беременным?

Пост нужно соизмерять со своими силами и здоровьем. Больным, немощным или просто начинающим — священники разрешают смягчать пост. Например, перед Рождеством строго поститься не все 40 дней, а только в среды и пятницы его. Потому что нет никакого смысла в посте, если он не помогает человеку соединиться с Богом, а только раскачивает его по жизни и портит здоровье.

Известна история, когда один из самых строгих аскетов святой горы Афон — старец Иосиф Исихаст, — даже велел своему ученику Ефрему Филофейскому съедать в день по кусочку мяса — потому что тот был слаб здоровьем, а подвигов в их жизни и так было достаточно. И это в монастыре: где мясо не едят даже в «простые» дни!

Братия старца Иосифа Исихаста. Ефрем Филофейский, которому было благословено есть мясо — второй слева.

«Пост для человека, а не человек для поста». У каждого человека на земле — свои силы, свое разумение, свои этапы духовного пути. Поэтому, например, на вопрос: надо ли строго поститься беременным — почти всегда ответ «нет»: беременным, конечно же, можно и нужно делать поблажки. Мать сама знает, что нужно для ее здоровьея и здоровья ее плода.

В любом случае, строгость поста рекомендуется согласовывать со священником. Он будет помощником и советником в том, как лучше настроить себя на пост, и как лучше в вашей ситуации поститься. Как не взять подвиг, который не по силам, или наборот — не пойти на поводу собственных слабостей.

Пост — это значит быть грустным?

Пост — время строгости, сосредоточения, но никак не уныния.

В одной из своих проповедей Иисус Христос прямо сказал об этом: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» И продолжает: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое»

(обе цитаты — из 6 главы Евангелия от Матфея)

Фото: grees-is.com

Что главное в посте?

В общем, отвечая на вопрос «что главное в посте», можно сказать так:

В православном посте главное:

  • Помнить, что пост — это не цель сама по себе, а — «инструмент» в достижении более благой и Святой Цели: жить жизнью Духа, быть со Христом и стяжать Благодать Духа Святого.
  • Помнить, что степень и трудность воздержания нужно соизмерять со своими силами и ситуацией.
  • Строгость поста стараться согласовывать со священником. Потому что как духовная жизнь каждого человека индивидуальна, так индивидуальны и все стороны его духовной жизни. Что одному — спасение, то другому может быть вред.
  • Говоря о послаблениях, нужно помнить, что пост может принимать разные формы ограничений, но не должен пропадать совсем. То есть, если Великий или Рождественский Посты — то хотя бы в какой-то форме, но пост должен быть. Как минимум — в форме «не ругаться с близкими и в любом возникающем случае поступать с ними по любви»

Преподобный Паисий Святогорец кормит птичку.

Какие бывают посты?

Посты разделяются по продолжительности, строгости и — «поводам», по которым они держатся.

Есть четыре продолжительных поста:

  • Рождественский Пост — 40 дней перед Рождеством (с 28 ноября по 6 января включительно). В плане еды, в этот пост благословляется есть рыбу, но нужно ограничивать себя в молочном и мясном. Этот пост подготавливает христианина к празднованию Великого праздника Рождества Христова.
  • Великий Пост — 40 дней + 7 дней Страстной Седмицы перед Пасхой. Это самый строгий пост. В идеале — только растительная пища. Этот продолжительный пост готовит христианина к самому главному и светлому Празднику — Празднику Великой Пасхи.
  • Петровский пост. Он завершается 12 июля, в день Петра и Павла, а продолжительно его зависит от того, когда в этот год была Пасха. Минимальная длина этого поста может составлять 8 дней, максимальная — 42. Это не самый строгий пост. В Петровский пост христиане стараются воздерживаться от молока и мяса, а от рыбы — только в среду и пятницу.
  • Успенский Пост — две недели с 14 по 27 августа, до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Строгость поста — по возможности такая же, как и в Великий Пост.

Кроме того, в христианской традиции принято поститься в среду и пятницу: как напоминание о двух трагических днях в жизни нашего Спасителя Иисуса Христа: среде, когда Его предал Иуда, и пятнице — когда Его распяли. (Не считая тех случаев, когда на среду и пятницу выпадают большие Церковные Праздники, а также, например, в Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи. Поститься в такие среды и пятницы — грех.)

Кроме того, Церковь обязует поститься перед Причастием.

Сколько надо поститься перед причастием?

Церковь определяет этот срок тремя днями — именно столько нужно поститься перед причастием. Считается, что, по возможности, это должен быть строгий пост. Он касается не только еды (не есть мясо, рыбу, молочные продукты), но и остальных сторон жизни человека: уход от развлечений, отказ от супружеской близости.

Цель поста перед причастием такая же, как и у любого поста: сосредоточить внимание человека на внутренней жизни. Но не только в этом. Пост перед причастием — это еще и «обязательный подвиг», которое поможет правильно настроить человека на это Таинство.

Причастие — главное Таинство в жизни Христианина: это момент его необъяснимого соединения с Богом, здесь — на Земле. Это Святой момент и отношение к нему должно быть соответствующим. Причастие — это не доблесть и не достижение, а — Дар Господень и Чудо, которое происходит с нами здесь и сейчас. Три дня поста помогают человеку помнить об этом.

Как правило, для глубоко воцерковленных и подвижников — пост перед Причастием был даже не правилом — а нечто само собой очевидным: прийти к Чаше готовым, держа ум во внутреннем, а не во внешнем.

(К слову: подготовка к Причастию заключается не только в посте и ограничениях, но и чтении специальных молитв. Христиане вычитывают перед Причастием Последование ко святому Причащению, а также три канона — покаянный канон Иисусу Христу, Канон Божией Матери и Канон Ангелу Хранителю. Все эти молитвы есть в каждом молитвослове).

Надо ли поститься перед исповедью?

Нет, поститься перед исповедью не нужно.

Другое дело, исповедь часто происходит перед причастием — прямо перед ним или накануне — поэтому и получается, что перед исповедью у человека несколько постных дней.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Постчеловеческое будущее: кто займет место устаревшего Homo Sapiens

Редакция Naked Science решила разобраться в истории и сути современных концепций постчеловека, а также в аргументах сторонников наступления постчеловеческого будущего и его ярых противников.

В начале была смерть

Вряд ли есть более влиятельный фактор в жизни человека, чем осознание собственной смертности. Человек получил его вместе с разумом, и по этой причине носит данное бремя в полном одиночестве.

Знание о смерти насквозь пропитывает природу человека и лежит в основе всего многообразия человеческой культуры. Несогласие человека с естественностью смерти и стремление к бессмертию отражено в самых древних верованиях. На этом глубинном, артхетипическом страхе играли и продолжают играть очень многие религии, обещая вечную загробную жизнь в новой, нередко привлекательной реальности – от мрачного подземного Аида до райских садов и блаженных объятий сотен черноглазых девственниц.

В других верованиях – в частности, в индуизме и буддизме – также постулируется конечность тела, но бессмертность души. Пряника в виде красивого в своем символизме потустороннего мира, однако, тут нет, зато есть концепция переселения душ, согласно которой каждый человек, в зависимости от своих жизненных дел, переселяется после смерти в новое тело, чем и обеспечивается бессмертие.

©.com

Примечательно, что наука, теоретически, может воплотить в реальность и тот, и другой сценарий, однако не станем забегать вперед.

Невыносимая биологичность бытия

Помимо смертности, бременем для человека так же является его биологическое прошлое, которое он всегда носит с собой. Ведь то, чем является современный человек, – это результат сотен миллионов лет эволюции и наслоения различных генов.

Причем эволюция слишком «консервативна», то есть опирается на старые и далеко не всегда лучшие биоинженерные решения. Именно по этой причине, например, наши глаза устроены абсурдным образом — с рецепторами, которые обращены к мозгу, а не к свету. Так получилось, потому что глаз человека эволюционировал из светочувствительного пятна ланцетника, рецепторы которого были обращены внутрь его почти прозрачного тела. Из-за этого нюанса свету приходится проходить несколько слоев нейронов, прежде чем попасть на вывернутые рецепторы и передать, наконец, зрительный сигнал в мозг.

Слепота эволюционного процесса объясняется тем, что он адаптируется исключительно под сиюминутные задачи и использует решения, которые могут потерять всякую эффективность в будущем и даже более того – стать вредоносными.

К примеру, таковым решением является смехотворно длинный возвратный гортанный нерв у млекопитающих, который вместо того, чтобы связать гортань и мозг по наиболее простой траектории, спускается к сердцу, огибает дугу аорты и возвращается к гортани. Из-за этого аневризма аорты, например, может привести к параличу голосовых связок. Это решение нам тоже досталось от тех времен, когда наши предки были рыбами – у них просто отсутствовала шея, и решение, которое было эффективно тогда, начало приносить вред через миллионы лет.

Левый гортанный нерв (выделен фиолетовым цветом) / ©Wikimedia Commons

Эволюция, конечно, не смогла предсказать, что человек станет прямоходящим, переселится в города и полетит в космос. То тело, которое мы сейчас имеем, предназначено для решения узкоспециализированных и устаревших задач – побега от хищников по джунглям, либо охоты. Поэтому, к примеру, сидячий образ жизни, неестественный для наших предков, приносит столько проблем со здоровьем.

Все это, конечно, накладывает отпечаток и на нашу психологию, которая, судя по множеству факторов вроде особенностей сексуального влечения и общественной иерархии в некоторых странах, также несовершенна и соответствует, скорее, нашему животному прошлому, чем человеческому настоящему.

На всей этой почве – как на страхе смерти, так и на фрустрации от ограничений собственного тела и неактуальности его устройства под задачи современной цивилизации – и родилось желание сделать человека чем-то большим, чем он стал в результате естественной эволюции.

Чем-то, что можно было бы назвать сверхчеловеком – или постчеловеком.

Тоска по сверхчеловеку

Наиболее ярко научно-философскую идею о том, что человек является лишь промежуточным звеном на пути от животного к сверхчеловеку, развил в своих работах в конце XIX века немецкий философ Фридрих Ницше.

Например, в своем труде «Так говорил Заратустра» он пишет: «Человек есть нечто, что должно превзойти… Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором».

Не принижая важности человека, Ницше постулирует целое мировоззрение, согласно которому все человеческие усилия должны быть направлены на подготовку мира и самого человека к приходу лишенного оков нравственности и подлинно свободного сверхчеловека. «Человек», пишет он, должен быть «тоской и стрелой по сверхчеловеку».

Ницше, впрочем, не упомянул в этом контексте технологии. Он считал, что человек должен эволюционировать в совершенную форму сам, используя саморазвитие.

Фридрих Ницше / ©Wikimedia Commons

Это, впрочем, не помешало «сверхчеловеческому» аспекту ницшеанства вылиться в XX веке в новую технократическую форму – трансгуманизм. Трансгуманисты обычно отнекиваются от связей с ницшеанством, однако влияние философа, если вчитаться в манифесты трансгуманистического движения, становится более чем очевидным.

Человечество+

Трансгуманизм является на данный момент наиболее крупным и развитым международным движением, прямо нацеленным на достижение постчеловеческого будущего. Именно трансгуманистам – ученым, философам и футурологам — удалось ввести в оборот понятие «постчеловек» и популяризировать его.

Получив начало еще в конце 1920-х годов, трансгуманизм развился сразу в несколько внутренних течений, однако идеологический фундамент, заложенный основателями этого движения, остался цел: всяческое содействие развитию технологий для того, чтобы с помощью них превратить человека в более совершенное существо – постчеловека.

Людей, которые разделяют трансгуманистические взгляды и стремятся приблизить постчеловеческое будущее, трансгуманисты называют транслюдьми, подчеркивая переходный характер современной человеческой сущности.

Трансгуманизм касается очень многих областей науки: кибернетики, нанотехнологий, биоинженерии, генетики и других. Среди целей не только достижение бессмертия, но и существенное увеличение физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствование его органов чувств (или даже добавление новых).

Среди наиболее популярных современных трансгуманистов, движение которых на данный момент охватило практически все технологически развитые страны (включая Россию), можно выделить известного футуролога и изобретателя Рэймонда Курцвейла.

Ему удалось развить и обосновать понятие технологической сингулярности – точки, после которой научно-технический прогресс станет настолько быстрым, что его дальнейшее развитие будет попросту невозможно предсказать. По мнению Курцвейла, технологическая сингулярность может наступить уже в 2045 году из-за появления мощного искусственного интеллекта и активной киборгизации людей, то есть замены частей человеческого тела на искусственные, но более эффективные аналоги.

Рэймонд Курцвейл / ©Getty Images

Центральное место в прогнозах Курцвейла, который сейчас возглавляет финансируемый NASA и Google Университет сингулярности в Калифорнии, принадлежит нанотехнологиям. По его мнению, благодаря эволюции нанотехнологий произойдет бурное развитие медицины и промышленности (уже в 2020-х годах), что постепенно не только сделает человека бессмертным, но и значительно удешевит производство различных продуктов, фактически решив раз и навсегда проблемы продовольственной безопасности.

В данный момент Всемирная ассоциация трансгуманистов называется Humanity+. Такое переименование, вероятно, произошло в целях ребрендинга движения под давлением критиков, обвиняющих трансгуманистов в стремлении к чересчур радикальному изменению человека. Сейчас трансгуманисты сконцентрированы на этическом использовании науки и технологий для совершенствования человеческого тела.

Лики постчеловека

Переход от человека к постчеловеку может происходить сразу в нескольких формах. Каждая из них, так или иначе, неизбежно приведет к каким-либо социальным конфликтам, которые могут варьироваться от временного дискомфорта при появлении нового вида человека до тотальной войны, которая опустошит планету.

По этой причине данная тема является потрясающим драматическим материалом, который уже не раз использовался в научной фантастике. Некоторые писатели смогли развить тему и конфликты постчеловеческого будущего довольно оригинальным образом. Не все из этих сценариев воплотятся, однако каждый из них в определенной мере возможен. Давайте взглянем, какие основные темы доминирует в этом контексте в различных художественных мирах.

«Классических» постлюдей можно встретить, например, в романах американского писателя Дэна Симмонса «Гиперион» и «Илион». В первом случае это раса Бродяг – бывших Homo Sapiens, которые путем генной инженерии эволюционировали для космических путешествий (так как человеческое тело, как уже давно известно, неэффективно и крайне уязвимо в условиях невесомости и длительного воздействия космической радиации).

В «Илионе» (и его продолжении – «Олимпе») тема постлюдей раскрывается более подробно. С одной стороны это накачанная нанотехнологиями группа постлюдей, обосновавшихся на марсианском Олимпе. По ходу сюжета становится ясно, что они забыли свое человеческое прошлое и уверовали, что действительно являются олимпийскими богами (от Зевса до Гефеста), а затем начали грандиозный многолетний спектакль по божественному вмешательству в осаду легендарной Трои в альтернативной вселенной, в которую периодически наведывались при помощи телепортации.

С другой стороны это группа самых первых постлюдей, поселившихся на орбите Земли (чтобы избежать конфликтов с обычными людьми, оставшимися на планете) и выбравших облик исключительно женских тел с идеальной и нестареющей физиологией.

Еще один классический вид постчеловека – это искусственное тело-аватар, в которое можно «переселить» человеческое сознание (как в цифровой форме, так и с помощью пересадки органического мозга), достигнув, таким образом, бессмертия через воплощение древней идеи о переселении душ.

Концепция тела-аватара сильно разнится – от сосуда в лице инопланетного организма (например, фильм «Аватар») до полностью идентичных копий своего тела, переселение в которые осуществляется после смерти предыдущей оболочки (сериал «Звездный крейсер Галактика»). Иногда тело-аватар используют лишь временно, подсоединившись к нему через интерфейс мозг-компьютер (к примеру, фильм «Суррогаты»).

Стоит отметить, что именно в этой плоскости – создание тела-аватара – работает в данный момент российский проект «Россия 2045».

Этапы проекта «Аватар», заявленные российским стратегическим движением «Россия 2045» / ©2045.ru

Следующая разновидность постчеловека, встречающаяся в научной фантастике, касается темы цифрового бессмертия. К примеру, в романе «Ложная слепота» американского писателя Питера Уоттса описывается не такое уж далекое будущее, в котором человечество стоит на пороге переселения в цифровую реальность – фактически в компьютер, в котором оцифрованное сознание может практически вечно существовать в индивидуальном виртуальном раю. Примерно о том же самом писал еще Филипп Дик в своем романе «Убик». Учитывая современные темпы развития технологий виртуальной реальности, эта перспектива кажется наименее фантастичной из представленных.

Встречаются и такие концепции постчеловека, которые вовсе не затрагивают тему технологий. Например, в «Гадких лебедях» братьев Стругацких мы знакомимся с «мокрецами», которые учат человеческих детей раскрывать свой огромный, скрытый ранее потенциал, недоступный взрослым. Дети затем, исключительно через саморазвитие, становятся своего рода сверхлюдьми, значительно превосходящими интеллектуально и нравственно своих родителей, что приводит к драматическому конфликту.

Разумеется, это не все возможные концепции постчеловеческого будущего, описанные в научной фантастике и футурологии. При желании можно найти еще десяток оригинальных концепций, однако мы подобрали, на наш взгляд, наиболее любопытные из них.

Человек против постчеловека

Не все, однако, разделяют энтузиазм трансгуманистов и футурологов. Постчеловеческое будущее – каким бы оно ни было – безусловно приближается благодаря развитию технологий. Однако при переносе концепций в реальные социально-политические условия обнаруживается ряд неразрешимых, порой катастрофичных в своем потенциале подводных камней.

Наиболее последовательным и влиятельным критиком трансгуманизма можно назвать известного американского политолога Фрэнсиса Фукуяму. Подробно разобрав возможные последствия идеологической победы трансгуманистов над правительствами мира, Фукуяма приходит к ряду выводов, которые ставят под сомнение не только трансгуманистические ценности, но и вектор движения современной науки как таковой.

В частности, в своей книге «Наше постчеловеческое будущее» он отмечает, что «наука сама по се­бе не способна установить те цели и пределы, для достижения которых она предназначена» (об опасностях неконтролируемого технологического прогресса писал и Станислав Лем в своем труде «Сумма технологии»).

В той же самой книге Фукуяма (кратко с тезисами политолога можно ознакомиться в его статье, опубликованной в 2004 году в журнале Foreign Policy) делает ряд логичных, подкрепленных аргументами умозаключений о том, почему трансгуманизм может быть опасен для человечества.

Среди них можно выделить два основных тезиса. Во-первых, человек очень долго развивался эволюционным путем и содержит в себе множество как позитивных, так и негативных черт – но именно это сложное сочетание делает нас людьми и позволяет развиваться как виду. Радикальное вмешательство в этот процесс при помощи технологий может не возвысить человека, а, скорее, дегуманизировать его, считает политолог.

Во-вторых – и эта проблема наиболее очевидна – появление первых постлюдей автоматически разделит людей по беспрецедентному ранее принципу и создаст огромный конфликтогенный потенциал в социальной, экономической и политической сферах. Другими словами, это породит непредсказуемых масштабов неравенство, а также неразбериху в сфере права (какими правами обладает человек, а какими – постчеловек? Является ли постчеловек человеком и так далее).

Последствия этого искусственно созданного неравенства буду беспрецедентны, потому что ранее, несмотря на все различия, людей объединяло одно важное обстоятельство – они были единым видом Homo Sapiens. Теперь же человечество разделится на два (или даже более) вида. Не исключено, что по финансовому признаку, ведь технологии «постгуманизации» могут оказаться чересчур дорогими для обывателей.

Фактически это разрушит всю систему либеральной демократии, которая существует в данный момент в странах Запада и основывается на определенном философском фундаменте – например, на концепции естественного права (все люди рождены равными в правах и от рождения наделены определенными правами), которая просто потеряет всякий смысл с появлением первого постчеловека. Как можно постулировать подобные идеи, если люди разделятся на несколько видов и не будут разделять общую человеческую природу?

Во времена, когда человек только-только выбрался из царствовавшего на протяжении почти всей его предыдущей истории неравенства, он рискует оказаться в еще более несправедливом мире, чем когда-либо ранее – и все это благодаря биотехнологиям и трансгуманистам, какими бы благими их намерения ни были, считает Фукуяма.

Российское трансгуманистическое движение, к примеру, отвечает на подобную критику так: «подобные измышления основаны либо на неполном представлении о будущем, либо на произвольном предпочтении автора. Как правило, не учитывается всеобщая тенденция к удешевлению различного рода услуг, в том числе медицинских, развитие робототехники и получение прибавочной стоимости путём роботизации, возможность перераспределения этого дохода государственными структурами в пользу населения, не учитывается развитие нанотехнологий и — особенно – прогнозируемое появление нанофабрик и наноассемблеров. Также не учитывается возможность интеллектуального апгрейда каждого человека».

В риторике сторонников трансгуманизма также можно встретить такие контраргументы, как присутствие технологического компонента в модификации жизни человека на протяжении уже нескольких столетий – это, например, медицина — лекарства от болезней, антибиотики, которые уже давно вмешались и значительно изменили естественный ход эволюции человека (теперь выживают даже изначально слабые и больные, что полностью нивелирует естественный отбор).

Величайшие достижения науки и технологий, считают трансгуманисты, всегда воспринимались обществом как извращение и оскорбление природы, прежде чем обосноваться в массах. Поэтому и можно заметить столь сильное неприятие технологического вмешательства в человеческое тело (особенно в религиозной среде), которое, с другой стороны, со всевозможными имплантантами и пересаженными (или даже искусственными) органами происходит довольно давно.

Очки виртуальной реальности Oculus Rift / ©Tested

Кто окажется прав, видимо, покажет только время, которое неумолимо приближает постчеловеческую реальность одновременно в нескольких ее потенциальных формах. Мощность компьютеров растет – в этой сфере ожидается «квантовая революция»; нанотехнологии идут вперед семимильными шагами, и уже в ближайшие годы мы, вероятно, сможем увидеть высокоточную доставку лекарства к определенной клетке с помощью наноустройства; методики продления жизни имеют все больше и больше успехов на мышах, а технологии вроде Oculus Rift позволяют окунуться в виртуальный мир глубже, чем когда-либо ранее.

Вряд ли все эти процессы удастся замедлить, не говоря уже об остановке. Остается лишь наслаждаться благами технологического прогресса и следить за развитием событий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter. Закладка Скопировать ссылку Email Печать Twitter VK Facebook Telegram