Закон хаммурапи статьи

Содержание

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы – это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи – самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан судебник Хаммурапи был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб – движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

8. Законы Хаммурапи: общая характеристика.

Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии.

Судебник сохранился почти полностью. Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи , которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».

Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.

Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.

Деление кодекса на разделы:

Наследственное право

Наследование по закону:

Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследников имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего. Пережившая жена получала приданное и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью, — это приданое также шло в раздел детям умершей, а при их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.

Наследование по завещанию:

Отец мог с согласия суда лишить какого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду . он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей . муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило к завещательной свободе, отражающей достаточно высокий уровень развития института частной собственности.

Право собственности

Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица. Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за государственную службу.

Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком — он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству — для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, — оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.

В целом, владельческие права общинников имели достаточно прочную правовую защиту.

Уголовное право

Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.

Ко второй группе относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.

Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.

К четвертой группе можно отнести воинские преступления: мародерство. а также к этой группе можно отнести и должностные преступления: взяточничество судьи.

В системе наказаний преобладала смертная казнь. Смерть за неповиновение царю, за кражу собственности, за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость, повредит глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость. Иногда судьи не могли вынести решения, так как не было достаточных улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Выбор меры наказаний с собой наглядностью отразился классовый характер уголовного права: выбор мены наказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социального положения как преступника, так и потерпевшего.

При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум) и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкену). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В законе Хаммурапи. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне. Преступления и наказания. Выделялись следующие виды преступлений: А) Против личности Б) Против собственности В) против семьи Г) против правосудия. Наказания: смертная казнь, членовредительские наказания, денежный штраф, бесчестие. Наказание назначалось по принципу талиона (равным за равное) – а) типичный (око за око); б) символический ( если сын ударил отца, то ему отрубали руку); в) зеркальный (если крыша упала на сына хозяина дома, наказывали сына строителя).

Брак и семья. Семейные отношения регулировались шумерийскими законами. Брак был разновидностью договора (заключался как в устной, так и в письменной форме). Строился по принципу моногамии, однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); строились на принципе патриархальной власти главы семейства Наследственные отношения строились по принципу семейной общности. Завещаний вавилонское право, видимо, не допускало при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Рассматривая жизнь в Вавилоне после появления Кодекса Хаммурапи, понимаешь, какую важную роль он сыграл в развитии и становлении города. Законник «заставил» людей отвечать за совершенные ими преступления и научил их жить по законам. Большое внимание Хаммурапи уделял армии. Он понимал, что чем лучше условия для жизни солдат, тем сильнее и сплоченнее будет его войско. За годы своего правления Хаммурапи превратил скудный, незаметный Вавилон в богатый и могущественный город.

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

  • История законов царя Хаммурапи
  • Общая характеристика законов Хаммурапи
  • Основные законы Хаммурапи
  • Законы Хаммурапи, видео
  • Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

    История законов царя Хаммурапи

    Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

    Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

    Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

    Стела Хаммурапи в Лувре.

    Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

    Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

    Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

    Общая характеристика законов Хаммурапи

    Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

    Основные законы Хаммурапи

    Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

    • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
    • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
    • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
    • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
    • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
    • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

    Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

    • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
    • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
    • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
    • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
    • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
    • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
    • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

    Законы Хаммурапи и вавилонское общество

    Держава Хаммурапи была централизованной бюрократической империей, все нити управления ею находились в руках царя. Храмовые хозяйства были слиты с государственным. Законы действовали на всей территории страны. Первостепенное значение приобрел царский суд – царь сам решал многие судебные дела, и во всех крупных центрах сидели назначенные им чиновники-судьи, в ведение которых перешли многие вопросы, решавшиеся ранее общинным и храмовым судом.

    Внутриполитические мероприятия Хаммурапи действительно отвечали заявленным им целям – «чтобы сильный не притеснял слабого» и «ублажена была плоть люда». Элита и административный аппарат состояли в основном из авилумов, но частью и из мушкенумов, возвысившихся на службе царя, и находились на государственном обеспечении – от прямой выплаты жалованья до предоставления значительных земельных владений в условное держание или пожалование (обрабатывали их обычно арендаторы). От налогов они, естественно, освобождались. Однако такие крупные частные владения были очень редки.

    Крупных и независимых частных фондов движимости тоже почти не было: купцы-тамкары были поголовно привлечены на государственную службу и стали правительственными торговыми агентами – через них государство вело внешнюю торговлю и устанавливало твердые, приемлемые для населения цены на внутреннем рынке. Месопотамская пословица гласит: «Уехал из города тамкар, и цены снова стали свободными». Тамкары могли, помимо выполнения своих служебных обязанностей, заниматься коммерческими операциями для собственной пользы, но крупная свободная частная торговля была запрещена, как и купля-продажа земли (кроме городских участков). Существовало государственное кредитование частных лиц с твердой процентной ставкой, избавлявшее людей от необходимости обращаться к частным ростовщикам. Государство практиковало даже материальные выдачи неимущим или предоставляло им надел царской земли на условии выполнения различных обязанностей. Бедняков в державе Хаммурапи благодаря всем этим мерам было очень немного.

    Законы Хаммурапи приобрели в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости следующие полторы тысячи лет! Это было связано не только с новизной содержания (некоторые законы сходной направленности, призванные ограничивать частную эксплуатацию, принимали и другие цари, хотя и не в таком масштабе), сколько с тем, что Хаммурапи имел силу и волю провести их в жизнь, да еще распространить на всю Месопотамию.

    Общим духом этих законов является ограничение и регламентирование частной эксплуатации и частнособственнических отношений вообще, утверждение государственного контроля над всей хозяйственной жизнью. Законы твердо регулировали цены и тарифы, в том числе условия найма и аренды, правила земле– и водопользования и возмещения долга. Ростовщикам запрещалось взимать слишком высокий процент, а долговому рабству был установлен предельный срок в три года, по истечении которых долговые рабы получали свободу. Свободнорожденного человека вообще нельзя было сделать рабом по каким бы то ни было причинам больше, чем на 3 года. В покрытие долга запрещалось отбирать не только землю, но и урожай; вводилось право на отсрочку уплаты долга при определенных обстоятельствах. Вдобавок каждые 10–15 лет Хаммурапи и его преемники издавали так называемые указы справедливости (по ним аннулировались долговые обязательства, существовавшие на тот момент, и люди, очутившиеся в кабале, освобождались от нее, а недвижимость, отданная за долги или под залог, возвращалась к ним).

    Законы Хаммурапи закрепили сословную структуру общества: ущерб, нанесенный личности мушкенума (тем более вардума), карался не так строго, как преступление против личности авилума, зато покушение на имущество мушкенумов каралось, наоборот, строже, чем покушение на имущество авилума – ведь имущество мушкенума входило в государственный фонд. Разрешались межсословные браки, причем дети наследовали статус того из родителей, у которого он был выше (например, сын раба и женщины из сословия авилумов считался авилумом). За преступление, совершенное рабом против чужого человека (т. е. не его хозяина или члена хозяйской семьи), его нельзя было наказать без судебного разбирательства. Раб мог оспаривать в суде свою вину. Также он мог доказывать, что его поработили незаконно. Если купленный на чужбине раб был по происхождению жителем Вавилонии, то по прибытии в нее он отпускался на свободу без выкупа.

    В основе системы наказаний, закрепленной в Законах, лежит древнее представление о справедливости как о воздаянии равным за равное по принципу талиона — «око за око, зуб за зуб». В Законах Хаммурапи даже есть статьи на эту тему: за повреждение чужого глаза виновный должен был лишиться собственного глаза, выбивший чужой зуб должен был потерять свой. Тот же принцип применялся при наказании за лживый донос: за необоснованное обвинение назначалась та кара, которая полагалась бы за преступление, ложно приписанное доносчиком оклеветанному.

    Однако за многие преступления, включая различные виды воровства, карали смертью, и в этом отношении нравы Месопотамии были гораздо суровее, чем, например, в Египте, где обычно казнили только за покушение на царя или мятеж. В то же время Законы Хаммурапи учитывают наличие злой воли: так, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. В Законах практически нет наказаний денежными штрафами, широко применявшихся при III династии Ура. Очевидно, Хаммурапи и его подданные считали, что подобная практика несправедлива, так как фактически дает богачам возможность откупаться от наказания.

    Интересно, что наиболее простые уголовные преступления, в частности обычное воровство и убийство, в Законах не упоминаются вовсе, поскольку такие дела решались по уже существующим обычаям, и Хаммурапи не собирался вносить здесь ничего нового. Зато исключительное внимание уделяется семейному праву. Здесь Хаммурапи тоже пытался проводить справедливую политику и ограждать законные интересы людей, как их тогда понимали, учитывая конкретные обстоятельства. Например, прелюбодеяние каралось в том случае, если в него была вовлечена замужняя женщина, однако приговор зависел от оскорбленного мужа, которому предоставлялось выбирать одно из двух решений: либо предать смерти и неверную жену, и ее соблазнителя, либо простить обоих. Иными словами, если потерпевший не хотел губить жену, он должен был отказаться и от мести обидчику, ведь они оба равно были виноваты в происшедшем. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления.

    С другой стороны, некоторыми своими законами Хаммурапи стремился не карать преступление, а хитроумно предотвращать его. Так, военным колонистам – «царским людям», получавшим от царя небольшие участки государственной земли на условии воинской службы, было запрещено продавать эти участки – ведь они принадлежали государству и лишь предоставлялись в пользование. Чтобы на деле добиться выполнения этого запрета, Законы Хаммурапи определяли: если кто-то купит надел такого воина, последнему достаточно заявить об этом, и земля вернется к нему, а деньги, полученные за нее, он может не возвращать. Казалось бы, закон нелогичен: виновный не только не наказан, но даже остался с прибылью. Но таким образом исключалась сама возможность подобного преступления, ведь никто не захочет покупать у военного колониста его служебный надел, зная, что на этом легко можно потерять собственные деньги, а землю так и не получить.

    Хаммурапи необычайно гордился своими законами, считал их главным достижением своей жизни и призывал всех будущих царей следовать их духу и образцу, многозначительно прибавляя: «Мои законы отменны, мои установления не имеют равных! Только для неразумного они – пустое, но мудрому они созданы для соблюдения». Более того, он запретил преемникам уничтожать их или заменять там его имя их собственными именами под угрозой самых чудовищных проклятий такому правителю и всей его стране. Не следует думать, что Хаммурапи хотел таким образом навсегда обязать всех жить по созданным им законам: он требовал лишь, чтобы их текст не искажали и не приписывали другому правителю – т. е. не уничтожали память об этом труде Хаммурапи, – а не того, чтобы по ним вечно судили! Это требование царя месопотамцы, чрезвычайно уважительно относившиеся к его памяти, неукоснительно исполняли и много веков спустя, сохраняя и переписывая текст Законов Хаммурапи без всяких искажений. До нас дошло около 40 их поздних копий – это больше, чем количество копий любого другого клинописного текста, хотя позднее в стране судили, конечно, уже по совершенно иным законам.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Древневавилонское общество по законам Хаммурапи

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Древневавилонское общество по законам Хаммурапи

    План

    Введение

    1. Структура вавилонского общества

    2. Правовой статус авилумов и мушкенумов

    3. Имущественное положение авилумов и мушкенумов

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон.

    Законы Хаммурапи — крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Он впитал в себя многое из памятников права Шуммера и Аккада. Кодекс оказал огромное влияние на право других народов и в первую очередь на право хеттов. Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до нас не дошло (их, видимо, и не было), Законы Хаммурапи представляют собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм.

    В задачу этой работы входило показать судебник Хаммурапи не просто как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны.

    1. Структура вавилонского общества

    Законы древневавилонского царя Хаммурапи — это один из редчайших памятников далекого прошлого, который дошел до нас почти полностью. Его нашла в 1902 г. экспедиция французских археологов. На черном базальтовом столбе были выбиты законы древневавилонского царя Хаммурапи, который правил в первой половине XVIII в. до н. э. (1792-1750 г.г.).

    Хаммурапи завершил объединение Древней Месопотамии. Оживление в хозяйственной и культурной жизни, централизация потребовали систематизации старых и издания новых норм права, которые вошли в сборник законов. Он состоит из введения, 282 статей и заключения. Законы изложены в определенной системе. Вначале следуют статьи, в которых говорится о суде, затем идут предписания, касающиеся собственности, брака и семьи, орудий труда, защиты личности. Конечно, такое деление условно, и его поддерживают не все ученые.

    Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т. п. Текст Законов Хаммурапи носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

    Общество, каким оно обрисовано в Законах Хаммурапи, состоит из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени.

    Большое значение все еще сохраняла патриархальная семья, в которой возникли древнейшие формы угнетения и господства и в связи с этим оформлялись древнейшие виды скрытого рабства. Полновластным хозяином в патриархальной семье считался отец и муж. Ему обязаны были повиноваться все члены семьи. Обычай многоженства ставил жену в приниженное положение.

    По ст. 129 законов Хаммурапи муж был «господином своей жены» (бел ашшатим), которую он приобретал как рабыню у своего тестя за определенный выкуп. Известный историк права П. Кошакер, критикуя идеализацию древневосточной семьи реакционными историками, указывает, что правовое положение замужней женщины в древнем Вавилоне «было ослабленным по сравнению с полноправными людьми, что позволяло в некоторых случаях с точки зрения права относиться к ней, как к предмету». По законам Хаммурапи за супружескую неверность жена каралась гораздо строже, чем муж. В случае неверности мужа жена могла взять свое приданое и вернуться в дом своего отца. Но в случае неверности жены ее следовало «бросить в воду». Судя по брачным контрактам, если жена отказывалась от своего мужа, то муж имел право ее продать как рабыню. Право собственности жены было ограниченным. Вдова не могла в полной мере свободно располагать своим имуществом: по законам Хаммурапи она не имела права отчуждать свое имущество после смерти мужа, ибо оно считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на преимущественную долю наследства. Таким образом, законодатель, защищая интересы богатых патриархальных семей, стремился сохранить все имущество в руках одной семьи. Судя по документам, детей часто продавали в рабство. В одном документе говорится, что некто Шамаш-Дайян продал в уплату своего долга кредитору всех членов своей семьи и принадлежавших ему рабов и рабынь. Ребенок считался собственностью отца. По ст. 14 законов Хаммурапи, кража малолетнего сына свободного человека каралась смертной казнью.

    Развитие экономической жизни приводило к появлению долговой кабалы и затем к превращению этой кабалы в особую форму рабства. Земледельцы нуждались в земле, в семенах и в скоте, ремесленники — в сырье, а мелкие торговцы — в товарах. Беря ссуду, должники обязывались уплачивать большие проценты, обычно от 20 до 33%. Кредиторами выступали как частные лица, так и храмы, которые владели крупными богатствами. Должники нередко должны были гарантировать как своевременное возвращение ссуды, так и уплату процентов особым залогом (иногда в виде недвижимости, например, дома) или поручительством третьего лица. Если ссуда не возвращалась в срок, то ответственность падала на поручителя, который в свою очередь мог обратить в кабалу несостоятельного должника и даже захватить его семью и его имущество. Все это приводило к разорению и закабалению несостоятельных должников. Обострялись противоречия между бедняками, терявшими свое последнее имущество и стоявшими на грани рабства, и богачами, которые все больше сплачивались в сильный класс рабовладельцев. Чтобы немного смягчить вспышки классовой борьбы, законодатель пытался несколько оградить личность и имущество кабального должника от притеснений кредитора. Так, по ст. 117 законов Хаммурапи, если должник отдавал в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, то кредитор имел право их держать в своем доме и пользоваться их трудом не более трех лет; на 4-й год он был обязан отпустить их. Очевидно, богачи часто задерживали у себя кабальных должников, стремясь превратить долговую кабалу в фактическое рабство.

    Наконец, свод вавилонских законов запрещал кредитору самовольно брать из кладовой своего должника хлеб с целью возмещения ссуды. Возможно, что законодатель, стремясь изжить древние формы самосуда и обычного права, пытался несколько ограничить произвол богачей, часто притеснявших бесправных бедняков. Недаром законы требовали составления юридических документов, фиксирующих те или иные сделки, судебного разбора различных казусов и даже устанавливали формы судебной процедуры. В этом сказывается прогрессивный характер законодательства Хаммурапи.

    Пытаясь ограничить произвол богатых и влиятельных кредиторов, вавилонские законы все же вводят оговорку, которая развязывала руки заимодавца, использующего подневольный труд кабального должника. В ст. 115 говорится, что «если взятый в залог умрет в доме взявшего в залог естественной смертью, то это не может повести к иску». Ведь законы Хаммурапи в конечном счете защищали интересы правящего класса богачей и рабовладельцев.

    Разорение бедняков, долговая кабала и войны увеличивали количество рабов в стране. На рабов смотрели, как на вещи, их продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. В случае нанесения физического ущерба рабу или его убийства виновный должен был компенсировать владельца раба. Спасая свою жизнь, рабы нередко убегали от хозяев, но закон и власти, стремившиеся всячески защитить интересы рабовладельцев, карали смертной казнью того, кто «выводил за ворота, не принадлежащего ему раба» или «укрывал в доме беглого раба». Рабовладелец мог обратиться к государственной власти с просьбой поймать и вернуть ему беглого раба. При найме раба наниматель должен был брать на себя материальную ответственность в случае бегства раба. В случае продажи раба рекомендовалось в трехдневный срок определить, не является ли продаваемый раб беглым. Характерна ст. 282-я, устанавливающая наказание для непокорного раба, которому в случае неповиновения хозяину следовало отрезать ухо, как было сказано выше. Судя по законам Хаммурапи, рабов обычно клеймили, причем изменение клейма (как и изменение клейма скота) строго каралось.

    2. Правовой статус авилумов и мушкенумов

    Сыновья мужа» и мушкену. Свободные, которых судебник противопоставлял рабам, распадались на две прослойки. Первая, господствующая прослойка, это так называемые «мар-авелим» (сыновья мужа), т. е. люди благородные, которых нельзя назвать просто по имени, а всегда в связи с отчеством.

    От этой группы лиц отличается слой людей, который носит название «мушкену». До сих пор это слово толковалось различным образом: некоторые переводили его «бедняк», другие (например, И.М. Волков ) — «вольноотпущенник». Эти переводы неправильны: на основании последних изысканий, слово «мушкену» буквально означает «подданный».

    Их положение чрезвычайно любопытно. По данным судебника они являются менее привилегированными, чем «сыновья мужа»: членовредительство, причиненное «сыну мужа», каралось соответствующим членовредительством виновного, как мы читаем в статье 196: «Если кто-нибудь повредит глаз у сына мужа, то должно повредить глаз ему самому». Или же в статье 197: «Если он сломает кость у сына мужа, то должно сломать кость ему». Здесь имеет силу принцип, «око за око, зуб за зуб», свойственный многим примитивным законодательствам. Он твердо проводится по отношению к защите «сыновей мужа», по отношению же к мушкену довольствуются штрафом, т. е. их жизнь и здоровье защищаются в меньшей степени, чем жизнь и здоровье сына мужа. С другой стороны, мушкену могут являться и рабовладельцами, как об этом свидетельствует ряд статей судебника. Следовательно, они также принадлежат к господствующему классу. Есть еще одно чрезвычайно любопытное явление, на которое до сих пор недостаточно обращалось внимания: в тех статьях, в которых упоминаются мушкену как рабовладельцы, они сопоставлены не с сыновьями мужа, а с двором или храмом».

    Об этом действительно свидетельствуют такие статьи, как статья 15: «ЕСЛИ кто-нибудь выведет за ворота дворцового раба или дворцовую рабыню, или раба, принадлежащего мушкену, или рабыню, принадлежащую мушкену, то его должно предать смерти».

    Или же в статье 16: «Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или мушкену, не выдаст его по требованию чиновника, то этого домохозяина должно предать смерти». В статье 219, где говорится о каре врача за смерть раба, причиненную ВО время операции, упоминается лишь раб, принадлежащий мушкену. Умолчание в этих статьях о «сыновьях мужа», как рабовладельцах, не является случайностью. Это вытекает из статьи 175, которая трактует о браке раба и свободной женщины: «Если дворцовый раб или раб мушкену женится на дочери сына мужа и она, по взятии ее замуж, войдет в дом дворцового раба или раба мушкену с приданым из дома своего отца и они, поселившись вместе построят дом и приобретут движимое имущество, то по смерти дворцового раба или раба мушкену дочь сына мужа получает свое приданое, а все приобретенное ими от начала их совместной жизни должно раздел на две части: половину должен взять господин раба, другую дочь сына мужа, для своих детей».

    Поскольку три раза повторяется сопоставление дворцового раба и раба мушкену, то из этого как будто следует, что только раб мушкену есть раб, который находится в частновладельческих руках, а рабы «сына мужа», очевидно, приравнивались к имуществу самого царя или храма. Законы, видимо, таким образом ставили под защиту имущество «сыновей мужа». Вероятно, фактически собственность «сыновей мужа», находившаяся уже в их индивидуальном владении, в своде же законов лишь пережиточно рассматривается как храмовое или царское имущество и охраняется как таковое.

    Сельские общинники (авилумы). Сельские общины жили по раз и навсегда установленному традиционному обычному праву. Общину, состоявшую из лично свободных земледельцев, связывали, прежде всего, общие права и обязанности по отношению к орошению. Регулярное орошение, а отсюда и урожай, зависели от содержания в порядке и целости водяных сооружений — каналов, водоемов и дамб. Вся община обязана была принимать участие в работах на водяных сооружениях, и это давало право каждому общиннику пользоваться орошением своего участка из общинных каналов и водоемов. Вся община отвечала также за вред и убытки, которые могла потерпеть соседняя община или всякое другое соседнее хозяйство, если из-за небрежности общинников наводнение прорывало дамбу и затопляло соседние поля и сады. Полученное возмещение ущерба делилось между всеми общинниками. Община материально отвечала, если на ее территории будет ограблен или убит какой-либо человек и виновник не найдется.

    С другой стороны, общинники в известных отношениях были бесправными и оказывались на положении рабов. Это бывало постоянно, когда общинникам приходилось выходить по нарядам и работу для дома царя. Царское право в этих случаях не считалось ни со временем, ни с характером работы. Общинников требовали на прорытие и ремонт царских каналов, на стройку и ремонт дворцов и храмов, на стрижку овец, на переноску и перевозку тяжестей и на всякие другие работы. При этом царские агенты строго следили, чтобы общины давали не слабо сильных стариков и подростков, а взрослых и сильных работников. На царских работах общинники ставились в положение рабов. Идти на царскую работу называлось «надеть тупшикку», т. е. шапку или головную повязку рабов. Работы производилась под плетью надсмотрщиков, которая одинаково хлестала и по спинам крестьян и по спинам рабов. Никакого вознаграждений за царскую работу не полагалось; выдавался только продовольственный паек наравне с рабами. право хаммурапи вавилонский

    3. Имущественное положение авилумов и мушкенумов

    Основным занятием населения древневавилонского царства было земледелие. Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге, в приморских районах, где продолжали существовать большие пастбища на заболоченных пространствах.

    Из полевых культур основное место занимали посевы пшеницы, ячменя и кунжута (сезама) — масличной культуры. Из садовых культур главнейшей оставалась культура финиковой пальмы. Полевое земледелие давало при нормальных условиях высокие урожаи, которые не только покрывали потребности населения, но и давали большие излишки, поступавшие в царские и храмовые закрома в форме натуральных налогов и в продажу на внутреннем рынке. Царские и храмовые хлебные запасы в известной части также пускались в торговый оборот (при торговых операциях с арабскими племенами). Поэтому зерно и кунжут были главными земледельческими меновыми ценностями.

    Верховным собственником всех земель в древневавилонском царстве был, как и раньше, царь. Но частное землевладение получило в эту эпоху дальнейшее развитие и достигло своего высшего уровня не только в сравнении с предшествующими, но и с последующими эпохами. Тем не менее, частное землевладение и частное хозяйство не играло руководящей роли в экономике древневавилонского царства. Частные земельные владения были мелкими: 90% всех частных владений имели площадь не более 8,5 га, владения в несколько десятков гектаров насчитывались единицами, а самое крупное, известное нам, частное владение этой эпохи имело площадь около 31,5 га. Общая площадь всех частных владений составляла, вероятно, всего 1-2% всей культивировавшейся, площади тогдашней Вавилонии. Основная масса земли — не менее 80-90% — находилась во владении общин; остальная земли, была в непосредственном распоряжении царя и в пользовании храмов.

    Основными производителями зерна и кунжута были, как в прежде, общинники. Частные землевладельцы разводили преимущественно финиковые сады. Кроме того, частные землевладельцы значительную часть своих полей и садов отдавали в аренду небольшими участками мелким производителям. Арендаторы должны были платить 2/3 урожая плодов. Зерновое хозяйство частных землевладельцев обычно только покрывало потребности содержания самого собственника, его рабов и наемников. Все частные хозяева были одновременно либо царскими сановниками, либо жрецами, либо тамкарами, т. е. крупными купцами и ростовщиками. Основные их доходы, составлявшие их богатство, получались ими не с земли, а либо со службы (царской и храмовой), либо от торговых и ростовщических операций. Некоторые царские сановники, служившие при царском дворе и в царской администрации, жили за счет дворца и получали время от времени от царя большие подарки. Кроме того, они грабили подчиненное им население. Жрецы участвовали в дележе огромных храмовых доходов, получавшихся, во-первых, из царской казны на содержание храмов, во-вторых, от храмового хозяйства — скотоводства и ростовщических операций, в-третьих, — от платы за совершение жертвоприношений богам, приносимых частными лицами и общинами.

    Каждый общинник, или, точнее, каждая семейная община, вела свое хозяйство на своем наделе. Мы не имеем точных сведений о правах общинников по отношению к их наделам. До нас дошло несколько актов продажи полей крестьянами; но трудно сказать, были ли проданы наследственные наделы или вновь приобретенные участки. Разложение общин происходило главным образом путем выделения из них «лишних», т. е. не получивших землю, элементов. Эти «лишние» люди составили ту группу наемников, которая упоминается в кодексе Хаммурапи. Наемники шли в пастухи, в полевые и садовые работники; кодекс Хаммурапи устанавливал для них минимум заработной платы. Но группа наемников не была настолько многочисленной, чтобы удовлетворить весь спрос частных хозяев на рабочую силу во время сезонных или других срочных работ — во время уборки волей, сбора фиников или закладки новых финиковых садов. В этих случаях частным хозяевам приходилось обращаться к общинам и заключать, с последними договоры на поставку рабочей силы. Очень часто договоры заключались заранее, задолго до срока жатвы или уборки плодов; при заключении выдавался задаток, обязывавший явку определенного количества рабочих на работу в условленный срок. В случае неявки возбуждалось против общины судебное дело. Таким образом, частные хозяйства в самые горячие моменты производственного цикла нередко зависели от общин.

    В некоторых отношениях мар-авелим и мушкену не были равны в правах; но они составляли одну группу эксплуататоров, и их права как рабовладельцев законами Хаммурапи охранялись совершенно одинаково: похищение раба дворца, храма и мушкену или укрытие такого беглого раба карается смертью. Мар-авелим и мушкену одинаково выступали также в качестве сдатчиков полей и садов в аренду на одних и тех же условиях — 2/3 урожая за сад и 1/2-1/3 урожая за поле без всякой скидки или отсрочки в случае стихийных бедствий, одинаково выступали и в качестве ростовщиков. Через посредство царских и храмовых кладовых, наполнявшихся зерном в порядке ренты-налога, и через посредство принудительных работ общинников на дом царя они участвовали в эксплуатации общинников — получали долю прибавочного продукта и долю прибавочного труда.

    Различие между мар-авелим и мушкену кодекс Хаммураби проводит в некоторых постановлениях о вознаграждении за причиненный ущерб и убытки. Так, при краже скота, принадлежащего храму или дворцу, т. е. мар-авелим, украденное возмещается в тридцатикратном размере, а при краже скота, принадлежащего мушкену — в десятикратном размере; при повреждении глаза или кости у мар-авелим виновному выкалывается глаз или ломается кость, а при таком же членовредительстве мушкену виновный платит только штраф.

    Весьма возможно, что эта дифференциация объясняется по только различием мар-авелим и мушкену по их служебному и имущественному положению, но также и различием их по происхождению. Если не все, то огромное большинство мар-авелим принадлежало к родовой аморейской аристократии,, а в рядах мушкену было, несомненно, значительное число людей, принадлежащих к покоренным аккадийцам,

    Заключение

    Таким образом, как и в III тысячелетии, вся эта эксплуататорская прослойка древневавилонского общества жила за счет эксплуатации общинников-крестьян, с одной стороны, и рабов — с другой. В сочетании этих двух форм эксплуатации и выражалось своеобразие рабовладельческого общества на древнем Востоке.

    В Вавилоне, однако, мы находим более примитивное рабовладельческое общество, чем на юге; там ряд элементов общинного рабовладения отошел уже в область предания, частновладельческое право стало преобладающим, о былом единстве общин свободных не могли быть и речи.

    Но и в Вавилоне имелись налицо те же силы, которые разрушали эту общину: обмен, ростовщичество, дифференциация свободных. В судебнике имеется ряд законов, которые защищают рядовых свободных, и на основании филологических данных можно сказать, что эти законы находятся как раз в тех частях судебника, которые являются более новыми, впервые были созданы Хаммурапи, а не взяты из старых судебников.

    Список литературы

    1. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»,1983.

    2. История Древнего Востока /Под ред. В.И. Кузищина. М., 1979.

    3. История Древнего Востока /Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983.

    Размещено на Allbest.ru

    Жизнь по законам царя Хаммурапи — интересные исторические факты

    Возвышение Вавилона непосредственно связано с именем великого полководца и политика царя Хаммурапи, который взошел на трон приблизительно в 1793 году до н.э. За время его правления (приблизительно 43 года) Вавилон из маленького поселения превратился в большую и самую богатую страну Месопотамии.

    Самым большим вкладом в развитие Вавилона стало создание государственных законов, которые были найдены археологами в 1901-1902 годах в столице стародавнего Элама – городе Сузы. Они были высечены на большом базальтовом столбе, который захватили эламиты во время набега на Вавилон.

    В верхней части столба изображен царь Хаммурапи с богом солнца и справедливости Шамашем. Под их изображением в клинописной форме записаны законы, текст которых можно условно поделить на три части. В первой рассказывается о том, что бог Шамаш передал государственные законы Царю Хаммурапи для того, чтобы сделать Вавилон более богатым и развитым государством. Вторая наибольшая часть – это законы. Исследователи их поделили на 282 статьи. Из них 35 было стерто во время захвата, но их удалось восстановить благодаря найденным в Сузах глиняным табличкам. В третий части было предупреждено, что пренебрежение законами ведёт за собой проклятия всего рода человека, который не захочет жить согласно им.

    Все законы Хаммурапи можно поделить на логические разделы.

    Принципы правосудия

    Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.

    Защита собственности царя, храмов и общинников

    Человека, совершившего кражу имущества, приговаривали к смерти. Этот принцип касался и вавилонянина, который взял на хранение или купил что-либо у раба или несовершеннолетнего. Данные категории людей не могли иметь собственного имущества, поэтому следует, что они его украли, то есть продали краденное. Также, приговаривали к смерти человека, который скрыл раба сбежавшего от своего владельца, так как рабы являлись собственностью.

    Правила военной службы

    Войско должно было служить верой и правдой своему царю, быть готовым пойти в поход по первому зову. В случае если воин нанимал другого человека вместо себя, то он приговаривался к смерти, а наёмному человеку отдавали его дом, сад и огород. Когда случалось, что воин попадал в плен, то на его место брали другого человека, в собственность которого переходило имущество воина находившегося в плену. Если же воин, попавший в плен, имел сына пригодного к военной службе, то он заменял своего отца и становился владельцем дома, сада и огорода. Если же воин из полона возвращался, то он продолжал военную службу, ему возвращали имущество.

    Операции с недвижимостью

    Арендатор должен нести ответственность за арендованную землю. Если он небрежно отнёсся до выращивания зерновых и, как последствие, не собрал урожай, то арендатор обязан предоставить арендодателю столько же зерна, сколько принесли другие арендаторы. В случае если плата за аренду была выплачена, но после этого через погодные условия урожай был уничтожен, то за убыток полностью отвечал арендатор. Если же урожай был уничтожен до совершения арендной платы, то убытки делились пополам с арендодателем. В случае других убытков, не по вине арендатора, законом предусматривалось перенесение арендной платы на следующий год.

    Коммерческие операции

    Согласно закону, человек, который не имел серебра для погашения долга, мог расплачиваться натурой, что позволяло погасить только рост долга, но не основной долг. Также, не имея ни зерна, ни серебра для оплаты долга, должник мог отдать кредитору любое движущее имущество, что позволяло погасить долг. Данная процедура должна была происходить в присутствии свидетелей, от неё кредитор отказаться не мог. В Вавилоне были распространены ссуды (безвозмездное пользование). Если они заключались без свидетелей и документов, то купец терял данное имущество.

    Семейное право

    Связь мужчины с чужой женой каралась законом, который предусматривал их утопление. В случае прощения мужем виновной женщины и женой совершившего проступок мужчины участников прелюбодеяния можно было оставить живых. Изнасилование малолетней девушки каралось смертной казнью. Женщина, находящаяся в браке, имела право заключить договор с мужем о разделе долгов, которые они имели до брака. Данный закон свидетельствует о дееспособности женщины.

    Личностные преступления

    Преступления личностного характера решались за принципом: «Око – за око, зуб – за зуб». Например, если человек сломал кому-то кость, то ему тоже должны сломать кость. Данный принцип не действует, если было произведено оскорбительное действие к человеку высшего социального статуса. В этом случае виновного подвергали публичной порке. Если же, виновный относится к тому же социальному статусу, что и потерпевший, то устанавливался штраф. Рабу же, за оскорбление человека высшего ранга, отрезали ухо.

    Операции с движимым имуществом

    Цена лечения у врача зависела от социального статуса пациента: чем он выше, тем дороже была стоимость лечения. За неуспешно сделанную операцию, врачу или ветеринару отсекали руку. Также, согласно закону, смертное наказание ждало и строителя, построившего дом, в котором впоследствии обвала крыши погиб человек.

    Другие факты

    • Вавилоняне очень боялись проявлений чародейства, в том числе смертей связанных с магическими ритуалами. Поэтому, в одном из законов Хаммурапи сказано, что при обвинении человека в чародействе должен проводиться Божий суд. Обвиняемого бросали в реку и смотрели, выживет он или нет. Если он тонул, то обвиняемый получал во владение его дом, но если ему удалось выжить, то обвиняемого убивали за лжесвидетельство.
    • Браки с рабами были предусмотрены законом, что предоставляло свободу рабу или рабыни. Если же отец принимал детей рабыни, то они становились его наследниками.
    • Суровое наказание несли те люди, которые не укрепили дамбы оросительной системы, и, как последствие, затопили чужие поля. Виновник случившегося должен был возместить ущерб всем соседям. Если у него не было средств, то продавали его имущество и даже его самого, а одержанные деньги раздавали пострадавшим. Этот человек становился рабом.
    • Кровосмешение сына с матерью каралось сожжением.
    • В случае ограбления со взломом, при котором вор не был пойман, соседи должны были возместить ущерб пострадавшему.
    • Если в браке не появились дети, а жена умерла, то её отец должен вернуть мужу выкуп, а муж преданное жены.
    • Сыновья могут лишиться наследства отца в судебном порядке, если было дважды доказана тяжелая вина перед отцом.
    • Если раб умер от побоев кредитора, то законом установлено наказание талионом или штраф.

    Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи

    Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:

    • государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
    • царством Ларсы;
    • царством Эшнунны.

    Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.

    К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.

    Общество состояло из трёх классов: свободных людей (авилумов — членов общины, и мушкенумов, не принадлежащих к общине), вольноотпущенников и рабов. Большая часть населения относилась к первому из них. Интенсивно росли товарно-денежные отношения, развивалась торговля. Усиливались частные рабовладельческие хозяйства. Править обширной империей можно было лишь при наличии строгого и справедливого порядка. Для его установления и был создан свод законов Хаммурапи. Судебно-правовая реформа позволила обобщить древние неписаные нормы поведения, которые зародились в первобытном обществе.

    Описание стелы

    Конусообразная стела с высеченным на ней судебником была обнаружена в 1901—1902 гг. французской экспедицией под руководством египтолога Жака де Моргана. Отсутствие чёткой даты связано с тем, что камень был расколот на три части. Стела изготовлена из диорита тёмно-коричневого, практически чёрного цвета.

    Вверху лицевой части стелы высечен барельеф — две фигуры. Одна из них стоит, другая сидит на троне. По мнению учёных, сидящим изображён Шамаш — солярное божество вавилонян. На это указывают символические солнечные лучи, исходящие у него из плеч. Древесные шишки, изображённые у ног божества, олицетворяют скалы, горы и деревья, над которыми встаёт солнце. Стоит перед Шамашем, по-видимому, сам Хаммурапи. Его поза выражает глубочайшее почтение и благоговение.

    Царские законы высечены клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть под барельефом и всю обратную сторону. Часть текста по неизвестным причинам отсутствует. Предположительно его уничтожили воинственные соседи Вавилона — эламиты, захватив стелу во время очередного набега на Вавилон, чтобы на их месте высечь текст, прославляющий царя Элама. Большая часть клинописного текста сохранилась. Расшифровав её, учёные смогли понять, что представляют собой законы Хаммурапи.

    Общая характеристика, структура кодекса

    Общая структура сборника законов включает вступление, основную часть и заключение. В основной части 282 параграфа. Из них 35 были стёрты в древние времена. Интересен тот факт, что их текст восстановлен учёными про копиям свода на глиняных табличках, обнаруженных в Сузах и библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.

    Законы тщательно продуманы и стройны. Царь Хаммурапи преследовал цель унифицирования правовых норм, и это одна из первых значительных попыток такого рода в истории.

    Таблица даёт общее представление о разделах кодекса. Они охватывают все сферы жизни людей, принадлежащих к различным классам:

    Статьи 1-5 Статьи 6-126 Статьи 127-195 Статьи 196-214 Статьи 215-282
    Посвящены суду Посвящены праву собственности, договорным отношениям Посвящены семье и наследованию Посвящены преступлениям против личности Посвящены имущественным преступлениям и договорным отношениям

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе приводится обоснование власти Хаммурапи, якобы благословенной богами, с теологической точки зрения. В эпилоге говорится о страшном наказании, которое навлечёт на себя нарушивший свод законов, и о божественной поддержке тех, кто будет почитать кодекс Хаммурапи.

    Принципы правосудия в законе Хаммурапи

    Статьи по отраслям права размещены в основной части кодекса. Параграфы с первого по пятый включительно описывают принципы правосудия. Так, если кто-то обвинит другого человека в преступлении, а доказательств не представит, он подлежит наказанию.

    Иногда это даже лишение жизни, если речь идёт об обвинении в убийстве или чародействе. В последнем случае обвиняемого дополнительно подвергают испытанию водой. Если он уйдёт под воду, то обвинивший получает его дом. Если судья безосновательно изменит свой приговор, он подлежит публичному осуждению, денежному штрафу и лишению должности. Потерпевшему он должен был возместить сумму иска, предъявленную по этому делу, в двенадцатикратном размере. Впоследствии разжалованный чиновник уже никогда не мог занимать эту должность.

    Собственность царя, храмов, общинников

    Регулированию имущественных отношений царя и его приближённых, общинников, храмов посвящены параграфы с шестого по двадцать пятый. Их содержание включает описание наказаний за кражу имущества, скота, людей. Они были самыми суровыми. Кража из дворца или храма каралась смертью, так же как и мародёрство во время пожара, грабёж, создание пролома в стене с целью воровства. В последнем случае виновного полагалось убить и зарыть здесь же, на месте совершения преступления.

    Если же вор похитил дворцовое либо храмовое имущество, но не на священной территории, он был должен возместить ущерб в тридцатикратном размере. За кражу имущества мушкенума полагалось возмещение в десятикратном размере, а если вор оказывался материально несостоятельным, он карался смертью.

    Охрана полученного имущества

    Имущество, которое царь давал в награду за службу, было особо защищено законом (§§ 26—41). Имущество воина, попавшего в плен, его земельный надел, должно быть ему возвращено после того, как воин вернётся домой. Поле и сад могли также быть переданы сыну пленённого с учётом того, что теперь он будет нести ленную службу.

    Если же воин оставит надел по собственной воле и будет отсутствовать более трёх лет, возвращению земля не подлежит. При отсутствии менее одного года он мог получить надел обратно без проблем, а в ситуации, когда срок составлял от одного до трёх лет, очевидно, к решению вопроса привлекалось военное начальство.

    Наградное имущество не подлежало продаже или отдаче за долги даже жене и детям. Ленник мог распоряжаться только купленной им землёй, но не полученным за службу участком. Продать его можно было лишь тому, кто также нёс ленную службу.

    Операции с недвижимостью, правонарушения

    В этом разделе (§§ 42—87) большое внимание уделяется вопросам аренды земельных участков. В частности, прописывается ответственность арендатора за необработанную землю. Он должен возместить хозяину ущерб в размере урожая, который мог бы вырасти на этом поле.

    Уточняют правила аренды статьи 45—48. Если урожай погиб до внесения арендной платы, возмещает убытки арендатор. Если после — они делятся поровну между ним и владельцем. Тема параграфов 49—52 — кабальные сделки. При них должник вынужден отдавать кредитору урожай, стоимость которого часто превышала одолженную сумму. История неоднократно демонстрировала, как государство защищает интересы обеспеченных слоёв населения, и кодекс царя Хаммурапи — не исключение.

    Параграфы 53—58 описывают взыскания за причинение арендатором ущерба соседям вследствие потравы поля скотом или затопления из-за отсутствия должной обваловки. Поля подлежали обвалованию, так как вода хранилась в бассейнах и без соответствующих заграждений могла залить соседские поля. В этом случае виновный должен был возместить стоимость погубленного урожая. За потраву предусмотрено взыскание 20 или 60 гур зерна, в зависимости от размеров ущерба, на каждый бур поля.

    Параграфы 59—66 посвящены вопросам аренды садов и деликтам в этой области. Устанавливается наказание за рубку деревьев без ведома собственника (0,5 мины серебра), отсутствие должных работ. Так, § 65 определяет, что если арендатор не заботился о саде должным образом и урожай был плохим, то надлежит всё собранное полностью отдать владельцу. Параграф 66, тем не менее, защищает интересы должника, запрещая чиновнику отбирать у него в кабальную аренду финиковый сад и давая возможность отсрочки для сбора урожая, его продажи и погашения части долга.

    Параграфы 67—87 сильно повреждены, но понятно, что они посвящены аренде домов. Были восстановлены лишь отдельные фрагменты.

    Коммерческие операции (§§ 88—126)

    Этот раздел регулирует:

    1. Деятельность торговцев.
    2. Деятельность ростовщиков.
    3. Коммерческие операции рядовых общинников.

    В § 88 устанавливается норма роста по займу, а § 89 разрешает должникам расплачиваться натурой, а не деньгами. Многие из записей этого раздела также были разрушены. Параграфы 93—95 частично защищают права должника и предупреждают злоупотребления со стороны кредитора. В этом разделе также регулируются отношения между тамкаром и шамаллумом (купцом и агентом), деятельниц корчемниц. Относительно последних, например, постановлено, что отказ принять в уплату за сикеру зерно, а также использование гири, имеющей неправильный вес, караются смертной казнью.

    Торговой деятельности общинников посвящены статьи 112—126. Здесь поднимается тема взятия в заложники одного из членов семьи либо раба должника. Закон запрещал лишь доводить заложника до смерти, но не отрицал жестокое отношение к нему, включая побои. При этом если заложник умирал вследствие естественных причин, кредитор освобождался от наказания. Параграф 117 разрешает продавать либо отдавать в долговую кабалу кого-либо из членов своей семьи с правом освобождения на четвёртый год. Если же в долговую кабалу задаром отдавались рабы, кредитор даже имел право их продать третьему лицу.

    Параграфы 120—126 посвящены хранению чужого имущества, в том числе и зерна. Хранитель, нарушивший условия, должен был возместить хозяину убыток, однако для этого нужно было предварительно заключить договор о хранении и передать имущество в присутствии свидетелей. Заключительная статья раздела описывает ситуацию, когда житель квартала ложно обвинил соседей в пропаже имущества. В таком случае надлежало взыскать с него двойную стоимость того, что он пытался получить.

    Семейное и наследственное право

    Этот раздел кодекса (§§ 127—194) регулирует следующие ситуации:

    1. Брак и развод.
    2. Имущественные отношения между членами семьи.
    3. Наследование и усыновление.

    Наказания за правонарушения в этой сфере были чрезвычайно жёсткими. Супружеская измена, изнасилование замужней женщины или малолетней карались смертью. Жена человека, попавшего в плен, не имевшая средств к существованию, могла выйти замуж вторично, но обязана была уйти к первому мужу в случае его возвращения. Если же в её доме «было пропитание», изменницу, безосновательно вышедшую замуж второй раз, ожидала казнь через утопление. Развод мужу разрешался в случае безнравственного поведения супруги либо отказа в супружеской близости.

    Замужняя женщина могла иметь собственное имущество и распоряжаться им по своему усмотрению: например, подарить старшему сыну. На него не могли претендовать и кредиторы мужа. Для этого супруг должен был оформить дарственную, скрепив документ печатью.

    Закон подробно регулирует и имущественные отношения между женихом и невестой, отмечая, что в случае отказа мужчины от женитьбы брачный дар и выкуп ему не возвращались. Отец же невесты при расторжении брака по его инициативе возвращал жениху дары в двойном размере.

    Кодекс защищает права вдовы, которая может остаться в доме покойного мужа и пользоваться всем, что он имел. У вдовы, имеющей малолетних детей, могло появиться желание вступить в новый брак. В этом случае её участь решал суд.

    Несколько параграфов посвящено правам детей, рождённых от рабынь и жриц, а также усыновлённых. Так, новорождённый найдёныш остаётся в доме усыновителей навсегда и не может быть истребован по суду. Приёмыш же, усыновлённый в более старшем возрасте и нашедший своих кровных родителей, может вернуться в дом отца. Наказания за смерть приёмного ребёнка также были предусмотрены. Если у кормилицы умирал малыш, а она пыталась скрыть этот факт и подменить ребёнка другим, ей отрезали грудь.

    Правонарушения, направленные против личности

    В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее. Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф.

    Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались. Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш. За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация.

    Личный наём, движимое имущество

    Это последний раздел судебника (§§ 195—214). В него входят статьи:

    1. Об ответственности врачей и ветеринаров.
    2. Об ответственности строителей и корабельщиков.
    3. О тарифах на наём скота, судна, сельскохозяйственных орудий и ответственности нанимателя.
    4. О тарифах на наём разных категорий работников — сельскохозяйственных рабочих, корабельщиков, строителей, ремесленников. О способах оплаты их труда (сельскохозяйственные рабочие — зерном, прочие категории — серебром).
    5. О приобретении рабов и ответственности продавца.

    Список наказаний в этом разделе также обширен: от смертной казни для строителя за смерть домовладельца в случае обрушения здания до отрезания ушей дерзким рабам.

    Появление рассмотренного кодекса законов древнего Вавилонского царства не было случайным. Его создание было требованием времени. Историческое значение законов Хаммурапи для последующих поколений заключается прежде всего в том, что это источник ценнейших сведений об экономических и правовых отношениях в древнем обществе. Помимо этого, судебник помог сделать учёным новые шаги в освоении клинописи. Его ценность неоспорима, а изучение статей и восстановление утраченных фрагментов продолжается и по сей день.