Жена Василия 3 соломония

ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ

Вел. кн. Василий Иоаннович. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Василий III Иоаннович, в крещении Гавриил, в монашестве Варлаам (1479 — 1533), великий князь Московский (1505-1533).

Сын Иоанна III Васильевича Великого и византийской царевны Софьи Фоминишны Палеолог.

Родился 25 марта 1479 года, при крещении получил имя Гавриил.

Наследником престола должен был стать старший сын от первого брака Иоанна III с тверской княжной Марией Борисовной (+ 1476) Иван Иванович Молодой. Но в 1490 году Иван Молодой умер.

Большинство бояр выступило за назначение наследником престола его сына Дмитрия (+ 1509).

Софью Палеолог, желавшую возвести на престол сына Василия, в Москве не любили.

Ближайшее окружение стало советовать Василию Иоанновичу выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Заговор был открыт в 1497 году. Иван III велел держать сына на его же дворе под стражей, а приверженцев казнить.

4 февраля 1498 году Иван III устроил в Успенском соборе торжественное венчание Дмитрия, таким образом признав его своим наследником.

Вскоре последовала опала на влиятельных сторонников Дмитрия (князья Патрикеевы, Ряполовские), восторжествовали Софья Палеолог и ее партия. В 1505 году Василий III Иоаннович взошел на престол. Митрополит Симон, ранее благословивший на великое княжение Дмитрия, теперь благословил Василия. Сам Дмитрий Иванович же через три с половиной года скончался в заточении.

Василий III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец . Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем.

Великий князь Василий III Иванович на охоте

Сыновья и жены

4 сентября 1506 года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, — детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: «Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют».

На этот вопрос послышался ответ между боярами: «Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда».

Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод.

В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь.

В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене (+ 1538), дочери князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием.

В 1528 году великий князь с молодой женой приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана, а через год и несколько месяцев — другого сына, Юрия.

Великий князь Василий III. Рисунок XIX в.

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: «Мы этого не знаем, знает Бог да государь».

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».

Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV.

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными — дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев — человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :»Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне». Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения

На место святителя Симона в 1511 году митрополитом был поставлен архимандрит Симонова монастыря Варлаам. По-видимому, избрание происходило даже без соборного участия, по собственному усмотрению князя Василия III. По крайней мере, летописи ничего не говорят об избрании, а только о посвящении.

Однако, в условиях полемики между церковными течениями нестяжателей и иосифлян, митрополит Варлаам симпатизировал первым, поддерживал противников великого князя в полемике о монастырских имуществах. Ожесточенную борьбу с иосифлянами вел монах Вассиан Косой (прежде — князь Патрикеев). Вассиан нашел себе единомышленника в лице преподобного Максима Грека, приехавшего в Москву при митрополите Варлааме с целью исправления старых переводов церковных книг и создания новых.

Против этой церковной оппозиции Василий III находил опору во влиятельном духовном вожде своего времени, преподобном Иосифе Волоцком, и в возглавленном им течении иосифлян. Центр иосифлянства, Волоколамский монастырь, уже с 1507 года перешёл под ктиторство великого князя. Великий князь принимал обвинения против Иосифа как личные — когда Новгородский святитель Серапион подверг Иосифа запрещению за самоволие, Василий созвал Собор осудивший Серапиона и приговоривший его к заточению.

Нароставшая напряженность вскрылась когда стали ясны намерения великого князя развестись с неплодной супругой Соломонией Собуровой. Это дело вызвало сильное негодование в народе, особенно среди уже недовольных великим князем деятелей Церкви. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Восточные патриархи осудили поступок великого князя. За отказ признать развод митрополит Варлаам в декабре 1521 года был смещён, сослан в монастырь, и впервые в русской истории лишён сана. Против встали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек, которые тоже были сосланы — последний был осужден церковными соборами 1525 и 1531 годов и заточен в монастырь.

В 1522 году в сан митрополита был посвящен ученик Иосифа Волоцкого Даниил, который позволил развод, и с этих пор иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.

Василий III Иванович. худ. Б. Чориков

Присоединение Пскова, Рязани, северских княжеств

Русь находилась в окружении враждебно настроенных государств особенное беспокойство вызывали южные и юго-восточные границы, и это убеждало Василия в необходимости централизации управления страной.

В Пскове граждане беспрестанно ссорились с наместниками великокняжескими по очень простой причине: наместники хотели поступать по московскому обычаю; псковичи московского обычая не знали и жаловались на притеснения.

В конце 1509 года Василий III сказал псковичам:

«Если хотите прожить в старине, то должны исполнить две мои воли: чтоб у вас веча не было и колокол вечевой был бы снят, да быть у вас двоим моим наместникам: иначе много у меня силы готовой, и кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не исполнит».

Псковичи проплакали весь этот день и всю ночь, а на рассвете другого дня собрали в последний раз вече и сказали посланнику великокняжескому:

«Волен Бог да государь в городе Пскове, в нас и в колоколе нашем; мы на государя рук поднять не хотим».

13 января 1510 года сняли вечевой колокол у Троицкого собора во Пскове и повезли к великому князю в Новгород; триста семейств лучших людей выведено было из Пскова в Москву, на их место приехали триста же купеческих семейств из десяти московских городов.

Василий III присоединил Рязань в 1517 году, предварительно арестовав рязанского князя Ивана Ивановича. Как и в Пскове, рязанцев толпами вывозили в московские волости, а на их место селили москвичей.

Северные земли были присоединены к Москве в 1523 году.

Таким образом так называемые «уделы» были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Вел. князь Василий III. Гравюра из кн. Павла Иовия, Elogia virorum… illustrium, 1575.

Война с Литвой

Война с литовским князем Сигизмундом Казимировичем вспыхнула в марте 1507 года в связи с претензиями литовцев на утраченные ими по перемирию 1503 года земли. Шла без особых успехов для обеих сторон. 8 октября 1507 года был заключен «вечный мир». Россия вернула Великому княжеству Литовскому те самые города, вокруг которых шел спор: Руду, Ветлицы, Щучью, а также Вержавы и Буйгород. При этом Великое княжество согласилось с утратой Северских и Верховских земель, потерянных в ходе войн 1487-1494 и 1500-1503 годов.

К 1512 году русско-литовские отношения оставались напряженными: границы все еще не были урегулированы, Василий III постоянно (и небезосновательно) подозревал Сигизмунда в намерении заключить военный союз с Крымом против Москвы. Кроме того, он отказался выдавать Литве перебежавшего на сторону Москвы в 1508 году князя Михаила Глинского.

Формальным поводом к новой войне послужил арест сетры Василия III, вдовы Александра Ягеллончика, великой княгини Елены, которая была схвачена во время поездки из Вильно в браславское имение и обвинена в подготовке бегства в Москву. Княгиня умерла (возможно, была убита) между 29 января и 26 февраля 1513 года.

До 26 октября 1512 года Василий III еще вел переписку с Сигизмундом I, требуя отпустить Елену. 14 ноября русская конница выступила в направлении Смоленска. 19 декабря года в поход выступила государева армия во главе с самим Василием III. Государь впервые выполнял роль главнокомандующего в столь серьезном походе.

В январе 1513 года началась началась осада Смоленска. Осада длилась шесть недель, но окончилась неудачно. Как комментирует поход русская летопись, Василий III «граду Смоленску многие скорби и убытки поделал и земли Литовской много пленив, возвратился».

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

17 марта 1513 года Василий III принял решение о повторном походе.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск. Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале 1514 года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому. Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши. Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В 1522 году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до «вечного мира» или «докончания». В 1524 году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Василий III Иванович. худ. Б. Чориков

Войны с Крымом и Казанью

Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.

Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского. Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.

Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани. Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.

Летом 1521 г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы. Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.

Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной 1506 г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался — русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана (1521 г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву.Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани, он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

Строительство

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.

  • Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
  • В 1508 году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
  • Весной 1514 года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове, Благовещения на Старом Хлынове, Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, Варвары против Панского двора и др.

Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в 1507 году для чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери по указу великого князя была заложена каменная Успенская церковь по образу Московского Успенского собора в кремле — впоследствии соборный храм Тихвинского Успенского монастыря. Там же в 1515 году великий князь велел также построить деревянный храм и основать Николо-Беседный монастырь на месте месте чудесного явления Божией Матери и святителя Николая. В Переславле-Залесском по великокняжескому приказу в 1528 году был построен новый каменный собор Никитского монастыря.

Третий Рим

Во время правления Василия III Русь готовилась к тому, чтобы стать православным царством, наследницей отпавшего в римо-католицизм Рима и захваченного мусульманами Константинополя.

Одной из важных сторон этой подготовки было принятие попечения о Православной Церкви за пределами Руси. Так, продолжая традицию поддержки русского Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон, великий князь с 1507 года и до кончины был его ктитором. В 1509 году он принял прошение преподобной Сербской владычицы Ангелины и помог ей устроить Крушедольский монастырь. Понятие о Москве как третьем Риме было впервые чётко выражено игуменом Елеазаровским Филофеем в его письме к Василию III в 1510 году.

Деталь иконы «Святой Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении» 1650-е гг. Москва

Кончина

21 сентября 1533 года Василий III вместе со своей супругой двумя детьми отправился паломником в Сергиево-Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл врач Николай Булев, Василий сказал ему: «Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что-нибудь, применить какое-нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?»

Врач ответил: «Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких лекарств для тебя, кроме Господней помощи».

Василий говорил тем, кто был вокруг него: «Брат Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу».

Перед смертью Василий III хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия III стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий был пострижен монахи с именем Варлаам.

Скончался 3 декабря 1533 года, погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Использованные материалы

С.М. Соловьев в труде «История России с древнейших времен» указывает датой рождения Василия III 26 марта.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 1 —

ПСЛР, Т.13, с.16

Соломея и Кудеяр — Александр Прозоров скачать бесплатно

Краткое описание

Перед тем, как скачать книгу Соломея и Кудеяр fb2 или epub, прочти о чем она:
Для Соломеи Сабуровой – дочери корельского воеводы – новость о том, что Государь всея Руси пожелал женить своего сына, молодого князя Василия, оказалась впечатляющей, но еще большей неожиданностью стало решение отца отправить ее в Москву на смотрины невест. Конечно, в сопровождении пожилой тетки Евдокии да двух слуг. Компания верная, но не особливо занятная. Встретившийся же им в пути веселый и бойкий юноша Кудеяр, который взялся оберегать Соломею в дороге, сразу покорил ее сердце. Боярин полюбил девушку всей душой, питая надежду вскорости стать ее мужем. Ведь ясно как день, что среди множества знатных красавиц, прибывших ко двору, затеряться просто, а шанс хотя бы попасть на глаза Великому князю ох как мал! Однако дерзкий поступок Соломеи в присутствии Василия и его свиты враз перевернул всю ее жизнь, оказавшись судьбоносным не только для нее…

САБУРОВА СОЛОМОНИЯ ЮРЬЕВНА

Первая жена русского государя Василия III.

Биография

Принадлежала к роду бояр Сабуровых. Отец – воевода Юрий Константинович. Соломония с сестрой Марией, будущей женой северского князя Василия, практически не знали рано ушедшей из жизни матери. Воспитание девочек легло на плечи их тетки по отцовской линии.

В 1505 году при царском дворе был объявлен смотр невест для молодого великого князя Василия Ивановича, сменившего в 1503 году у власти почившего отца Ивана III. Сын византийской царевны Софьи Палеолог, Василий выбирал себе будущую жену по примеру того, как это делали императоры на родине матери. В смотринах участвовали пятьсот дочерей русской знати со всего государства. В итоге выбор государя остановился на Соломонии Сабуровой, в сентябре того же 1505 года пара была повенчана в московском Успенском соборе. Девушка была первой представительницей обычного боярства, ставшей супругой великого князя, в отличие от своих предшественниц из числа представительниц зарубежных правящих домов и русских княжеских родов.

Брак Соломонии и Василия III продлился двадцать лет, как пишет летопись, в согласии. Однако женщина не смогла подарить мужу наследника трона, что было крайне важно для государя, не желавшего, чтобы власть перешла к его братьям и их гипотетическому потомству (в связи с этим он не позволял им жениться). Тогда великий князь задумался о разводе. Свое согласие на это дала Боярская дума, но некоторые деятели церкви (среди них Максим Грек) были против. Однако здесь Василий III поступил жестко, отправив в ссылку или заточение всех недовольных. Встречается мнение, что против развода был и московский митрополит Варлаам, после чего он был извергнут из сана, однако конфликт иерарха и государя и опала первого имели место раньше – в 1521 году.

В итоге митрополит Даниил после произведенного дела о «неплодии» великой княгини в 1525 году санкционировал процедуру развода, тогда как вселенские патриархи отказались это сделать. Уже на следующий год состоялась свадьба Василия с литовской княжной Еленой Глинской, родившей ему в 1530 году сына, будущего Ивана Грозного.

Соломония же была пострижена в монахини, приняв имя София, что произошло в Богородице-Рождественской обители Москвы. Существует несколько версий данного события. Сигизмунд фон Герберштейн, бывавший в Русском государстве во время правления Василия III, сообщал в своих записках, что Сабурова была пострижена против своей воли, под сильным принуждением, что нарушало церковные брачные каноны. О том же писал князь Андрей Курбский. Однако близкие к великому князю круги утверждали затем, что женщина сама уверяла мужа в необходимости своего ухода в монастырь.

Также в стране ходили упорные слухи, что оставленная супругом великая княгиня в ту пору была на сносях. В обители же она и произвела на свет сына Георгия, после чего спрятала его от всех, объявив о его смерти. С годами молва сделала из отпрыска Соломонии легендарного разбойника Кудеяра. Сам Иван IV пытался выявить правдивость или ложность слухов о существовании своего старшего брата, исследуя документы о деле бывшей государыни. Ранее его мать Елена Глинская, боявшаяся Соломонии и особенно ее вероятного отпрыска, во время своего регентства отправила женщину из суздальского Покровского монастыря, куда ее определил супруг, в Каргополь, где та и пребывала до смерти Глинской в 1538 году. Ничто из источников не подтверждает беременности Сабуровой, хотя некоторые историки, к примеру, граф С. Шереметев, поддерживают эту версию. Любопытным фактом является обнаруженная в Покровской обители в 1934 году в результате раскопок А. Варганова могила, которая находилась рядом с захоронением Соломонии и содержала не реальные останки, а куклу, облаченную в богатые детские одежды. Тайна данной ложной могилы ребенка XVI в. до сих пор не раскрыта.

Последние годы жизни инокиня София, вернувшись из Каргополя, провела в том же Покровском монастыре, которому, кстати, покровительствовала еще в пору своего замужества. Она скончалась в конце 1542 года.

Посмертная судьба

Святой Соломонию Сабурову стали считать очень скоро после смерти – еще в правление Ивана Грозного. Почитание продолжилось и при сыне царя Федоре I. Шла молва об исцелениях на ее могиле, ей приписывалась защита Суздаля во время Смуты. С 1650 года ведет отчет официальное местное, а с 2007 года — общецерковное почитание св. Софии Суздальской. В 1995 году состоялось обретение мощей праведной княгини, помещенных в Покровский собор ее родной обители.

ТАЙНА СОЛОМОНИИ САБУРОВОЙ — ПЕРВОЙ ЖЕНЫ ГОСУДАРЯ ВАСИЛИЯ III. Соломония Сабурова родилась в конце 80-х — начале 90-х гг. XV века. Она происходила из древнего и богатого боярского рода (ветвь Сверчковых — Сабуровых). Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Сестра Соломонии, Мария, была женой князя Василия Семеновича Стародубского. 4 сентября 1505 года Василий Иванович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны, по образцу смотрин невест для византийских императоров. Смотр невест — обычай выбора жены главе государства из числа самых красивых девушек страны. В отличие от традиционного поиска невесты по династическим соображениям, смотр невест проводился после своеобразного «конкурса красоты». Обычай зародился при византийском императорском дворе в VIII веке, после чего в XVI веке был воспринят на Руси. О византийских обрядах сохранилось мало сведений, некоторые исследователи вообще считают подобные рассказы позднейшими литературными вставками. Тем не менее, хроники доносят некоторые подробности о византийских традициях. О русских смотринах сведений сохранилось гораздо больше. Общий принцип был одинаков. Красавиц искали по всему государству. В Византии для этого по всем краям рассылали послов с инструкциями. Они должны были оценить «прелесть лица» и имели по меньшей мере три параметра отбора: меру роста, размер головы и длину стопы. Впервые смотр невест в Византии отмечен в 788 году, когда императрица Ирина искала жену своему сыну, номинальному императору Константину. Из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жёны юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку Филарета Милостивого. Из оставшихся девушек двух взяли в жёны знатные люди, а остальных отослали домой с богатыми дарами. В Московском государстве к поиску невест для государя подходили очень строго: «…Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни…». «Указ Ивана IV». Одно из известных описаний так рассказывает о выборе византийским императором Феофилом (IX век) невесты: Когда Феофил решил выбрать жену, в столице был устроен смотр невест, для которого самые красивые девушки были собраны со всех провинций в Константинополь. Будущая монахиня и поэтесса Кассия была одной из них. Император должен был ходить между рядов девушек с золотым яблоком и протянуть его той, на которой он собирался жениться. Он собирался протянуть его Кассии, которая нравилась ему больше других. Но Кассия, по словам Георгия Амартола, «уязвила сердце его словом», и яблоко досталось более «смирной» пафлагонянке Феодоре. А на Руси царственный жених отдавал своей наречённой богато вышитый платок и кольцо. Вот как проходили выборы невесты Великому князю Василию по рассказу Франческо да Колло: «Сей Великий Князь Василий — как мне рассказали — решил завести жену, чтобы иметь детей и обеспечить себя законным наследником и преемником Государства; для этого повелел объявить во всех частях своего Государства, чтобы — не взирая на благородство или кровь, но лишь на красоту — были найдены самые красивые девственницы, и во исполнение этого указа были выбраны более 500 девственниц и приведены в город; из них было выбрано 300, потом 200 и наконец сократилось до 10, каковые были осмотрены повивальными бабками со всяческим вниманием дабы убедиться, действительно ли они девственницы и способны ли рожать детей, и нет ли у них какого недостатка,— и, наконец, из этих десяти была избрана жена». Согласно Сигизмунду Герберштейну, выбор производился не из 500, а из 1500 девиц. Разумеется, говорить об абсолютной непредвзятости выбора, сделанного на подобном «конкурсе красоты», невозможно. Все невесты были дворянками, пускай даже и захудалыми; неугодные по политическим соображениями отсеивались в предварительных турах. В Византии зачастую свадьбы организовывались ещё родителями наследника императорского трона, они же и направляли выбор жениха.На Руси случалось, что царь вдруг обращал внимание на неугодную клике девушку, (например, если приближенные к трону ходатайствовали за свою родственницу). В этом случае делалось все, чтобы снять невесту с дистанции. Западные фольклористы указывают на возможную связь между византийским способом поиска невест с помощью меры обуви и складыванием сказки о Золушке, что кажется не таким уж странным, если учесть, что сам мотив встречи девушки и принца производят с древнеегипетских сказок. Обычай был возрожден на Руси по совету окружения великой княгини Софии Палеолог, как точнее утверждают — великокняжеского печатника Юрия Траханиота, когда стало очевидно, что сыну Ивана III Московского и Софии Василию невесту-ровню среди князей не подыскать. «Энциклопедия обрядов и обычаев» указывает, что русские цари выбирали невесту из подданных, ибо не могли жениться на дочерях иноземных властителей из-за европейских предвзятых представлений о Руси,как стране, заселённой варварами. Главное — из-за различий в вере. Василий III, впервые в нашей истории правящий монарх, брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства. Их брак продлился два десятилетия, и ничто не сообщает о ссорах между ними: по всей видимости, их супружеская жизнь устроилась счастливо. Соломония была благочестивой женщиной, и до наших дней сохранился вышитый ее руками покров на гробницу святого Сергия Радонежского. Одно омрачало жизнь венценосной четы: у них не было ребенка. Мечта супругов все никак не исполнялась. Между тем бездетность великого князя угрожала стране большой смутой. Его братья хищно посматривали на престол московский, в среде служилой знати были свои претенденты, в глазах которых московский княжеский дом был не самым родовитым на Руси… За столетие до того споры о наследовании великокняжеского звания вызвали на землях Московского княжества кровавую войну, продлившуюся 25 лет! Теперь стране угрожала новая бойня. Судьба всего государства зависела от отношений между мужем и женой. Существует 2 версии того, что происходило дальше. Одна из них основывается на свидетельствах немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Москве в 1526 г., а также на истории, рассказанной через много десятилетий князем Андреем Курбским, перебежавшим во время войны на сторону литовцев. Что пишут они? Вот история, рассказанная Герберштейном в его труде «Записки о московитских делах»: «…рассерженный бесплодием супруги, он в тот самый год, когда мы прибыли в Москву, — в 1526-й, заточил ее в некий монастырь в Суздальском княжестве… Саломея была заточена в монастырь, а государь женился на Елене, дочери князя Василия Глинского Слепого, в то время уже покойного, — он был братом князя Михаила Глинского, который тогда содержался в плену. Вдруг возникает молва, что Саломея беременна и даже скоро разрешится. Этот слух подтверждали две почтенные женщины, супруги первостепенных советников, казнохранителя Георгия Малого и постельничего Якова Мазура, и уверяли, что они слышали из уст самой Саломеи признание в том, что она беременна и скоро разрешится…Итак, молва гласит об этом происшествии двояко». А вот свидетельство князя Курбского, взятое из его «Истории о великом князе Московском»: «Прожив с первой своей женой Соломонией двадцать шесть лет, он постриг ее в монашество, хотя она не помышляла об этом и не хотела этого, и заточил ее в самый дальний монастырь, находящийся за двести с лишним миль от Москвы, в Каргопольской земле. Итак, он распорядился ребро свое, то есть Богом данную святую и невинную жену, заключить в темницу, крайне тесную и наполненную мраком. А сам женился на Елене, дочери Глинского, хотя и препятствовали ему в этом беззаконии многие святые и добродетельные не только монахи, но и сенаторы его». В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 г., и «старицы Софии», умершей в 1542г. София — это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашку, какие в XVI в. носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Ложное захоронение XVI в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытаются разгадать до наших дней. Иная версия. Соломония Сабурова видела несчастье мужа и знала об угрозе смуты, нависшей над Русью. Она сама великодушно предложила Василию III постричь ее в монахини, а потом найти вторую жену и родить наследника — ради мира на Руси. Ведь после кончины бездетного супруга могла разразиться большая война претендентов на московский престол — братьев Василия III и других представителей рода Рюриковичей, не принадлежавших московскому княжескому дому. Этого боялись всерьез. Для страны с точки зрения общественного спокойствия лучшим исходом был второй брак Василия III и рождение ребенка — бесспорного наследника престола. Русские летописи XVI столетия содержат информацию о духовном подвиге Соломонии Сабуровой, переступившей через свою гордость. Так, в Никоновской летописи говорится, что великая княгиня была пострижена в монахини «по совету ея», то есть по ее собственному желанию. Другой летописный текст рисует такую же картину: великая княгиня со слезами молит супруга о разводе. Откуда тогда взялись сведения о насильственном пострижении и о страшном заточении Соломонии Сабуровой? Назвать Сигизмунда Герберштейна злопыхателем великокняжеского рода и всей Руси было бы неправильно. Этот иноземец не был врагом нашей страны, а для его стиля характерна беспристрастность. Как минимум — стремление к беспристрастности. Но… каковы источники информации, на которые он опирался? Свидетелем пострижения Соломонии Сабуровой барон быть не мог. Сомнительно, чтобы по этому поводу был составлен какой-то документ, содержащий подробное описание происходившего, и уж совсем фантастичным надо назвать предположение, согласно которому подобная бумага могла попасть в руки иностранного дипломата. Сигизмунд Герберштейн полагался на молву, слухи — так, во всяком случае, сообщает читателям САМ барон. Иными словами, он собирал столичные сплетни. Немецкий дипломат не знал русского, но он знаком был с одним из южнославянских языков, а потому мог находить собеседников в русской среде. Для сравнения можно представить себе современного российского дипломата, прибывшего в Сербию или, скажем, Словению, не имея представления о южнославянских языках и полагаясь на знание родственного им русского. Он подбирает слух о странной истории, произошедшей с женой политического лидера страны… насколько, разумеется, способен понимать сказанное. Сколько в этом слухе истины? Одни говорят так, другие эдак, словарного запаса для полного прояснения ситуации катастрофически не хватает… Отсюда и вопиющие несообразности в сообщении Герберштейна. Во- ПЕРВЫХ, летопись четко сообщает о том, что супругу великого князя постригли в Москве, в девичьем Рождественском монастыре, а Герберштейн говорит о суздальских местах, куда прибыла уже инокиня. Во- ВТОРЫХ, пострижение производил, по словам барона, сам митрополит, а, несомненно, более осведомленный летописец сообщает, что это был «Никольский игумен Старого Давид». В- ТРЕТЬИХ, зачем великокняжескому фавориту Шигоне бич в храме? Подробность эта более всего напоминает деталь из городского романса «о жестокой любви и страданиях». Даже имя супруги Василия III Герберштейн воспроизводит неверно. Соломонию называл Саломеей в разговоре с ним человек, пожелавший очернить ее: ведь аналогия с Саломеей — погубительницей Иоанна Предтечи, дочерью евангельской Иродиады, — должна была бросить тень на благочестие бедной женщины… Нетрудно представить себе среду, в которой могли зародиться такого рода сказки. Московская знать, настроенная на политические игры вокруг престола, который должен был опустеть после смерти бездетного Василия III, была разочарована его разводом и новым браком, а потому распустила слухи, порочащие великого князя и его супругу. Сплетни эти дошли до ушей Герберштейна. Кто же известен в числе противников развода Василия III и его второго брака? Прежде всего — Вассиан Патрикеев (сам происходивший из знатнейшего аристократического рода и настроенный неблагожелательно к суровому правителю Василию III), Максим Грек и… князь Семен Курбский, брат деда князя Андрея Курбского! Выходит, один из ярых противников второго брака Василия III, князь Семен Курбский, сохранил эту историю в своей семье как старинное предание, которым потом воспользовался его отдаленный родич Андрей Курбский. Насколько достоверным является свидетельство Курбского? В основе своей оно восходит к истории непосредственного участника событий 1525 г., заинтересованного в определенном толковании своей роли. Возможно, Курбский опирался также и на историю Герберштейна, которую знал (в «Истории о великом князе Московском» есть ссылка на Герберштейна как раз в том месте, где тот расхваливает князя Семена Курбского). Не 26 лет длился брак великого князя и Соломонии Сабуровой, а 20, да и не в Каргополье отправили ее после пострижения, а в Суздаль. Мрачными красками обрисованная «темница» бывшей государыни — просто плод воображения Курбского. Как известно, Василий III сохранил к бывшей супруге доброе отношение и даже пожаловал ее, уже ставшую старицей Софией, селом Вышеславским. У брака Василия III в среде московской служилой аристократии имелись как противники, так и сторонники. Многих интересовало прежде всего сохранение покоя в стране, перспектива нарушения устоявшегося порядка вызывала тревогу; к тому же не все были заинтересованы в поддержке политической «партии», связанной с кланом Сабуровых. Независимые псковские летописцы оставили противоречивые толкования этой истории. Один из них увидел во втором браке великого князя прелюбодеяние: «…А все то за наше согрешение, яко же писал апостол: иже аще пустит жену свою, а оженится иною, прелюбы творит». Зато другой приводит мнение боярской думы, настаивавшей на разводе и новом браке: «И начаша бояре говорили: князь-де великий… неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда». До какой степени развод Василия III и его второй брак соответствуют нормам канонического права XVI столетия — вопрос. Все упреки в неканоничности действий Василия III, правильными они были или нет, адресовывались ему и только ему. За великой княгиней никакой вины нет. Осталось обвинение Соломонии Сабуровой в колдовстве. Историки уже высказывали предположение, согласно которому какая-то группировка знати инспирировала розыск, пытаясь таким образом приблизить решение Василия III о разводе и втором браке. Если бы обвинения сочли существенными, то Соломонии Сабуровой грозило бы страшное наказание. Но… никто Соломонию Сабурову не жег, не пытал, жизнь ее в дальнейшем получила богатое обеспечение. Самопожертвование Соломонии Сабуровой не было напрасным. #Русь_женщины_источники

Соломея и Кудеяр

Отзыв: Книга «Саломея и Кудеяр» — Александр Прозоров — Любовь,испытанная временем.

На реальных событиях?
Не читала, но с точностью до 99% могу предположить, что речь идет о Саломее, с которой развелся Василий III из-за ее бездетности.
Саломея была насильно пострижена в монахини и отправлена в один из Суздальских монастырей. По легенде, родила там сына и спрятала его от его отца и своего бывшего мужа (в одном лице). Мальчик вырос, дали ему имя Кудеяр и он много пакостей наделал своему брату — Ивану Грозному.
Так говорит история и легенда. Ее отголоски можно увидеть в Суздальских палатах — там демонстрируется детская одежда, вышитая жемчугом. Расскажут, откуда она и легенду о «тайном сыне» царя и разведенной царицы.
С точностью 99% могу предположить, что в книге идет речь о неземной любви Саломеи и Кудеяра, если учесть реальную историческую разницу в возрасте лет в 20-30, то да… неземная любовь. а вы говорите — на реальных исторических событиях…
Это как нам однажды историчка сказала, что Анна Ярославна и королева Анна из «3-х мушкетеров» одно лицо!!!!!
Половина класса сидела с открытыми ртами, другая съезжала под парты, давясь смехом. Разница в несколько веков для учителя истории была как-то незаметна…
Ну тут помельче как-то — десятилетия. Небольшая историческая ошибочка.
Но как литературно!
Надо сей труд Задорнову с компанией на сайтик выложить со ссылкой. Пусть поржут.