Жертвенник неведомому богу
Содержание
Неведомый бог
Неве́домый бог (др.-греч. Ἄγνωστος Θεός) — это теория Эдуарда Нордена, впервые опубликованная в 1913 году, которая предполагает, основываясь на речи апостола Павла к ареопагу в Деяниях, что в дополнение к двенадцати главным богам и бесчисленным меньшим божествам древние греки поклонялись божеству, которое они называли «Агностос Теос» (с греч. — »неведомый бог»). Норден характеризовал его как «не греческое». В Афинах был храм, специально посвящённый этому богу, и, согласно более позднему диалогу «Друг отечества», очень часто афиняне клялись «именем Неведомого бога» (др.-греч. Νὴ τὸν Ἄγνωστον Не тон Агностон). Псевдо-Аполлодор, Филострат и Павсаний также писали о Неведомом боге.
Апостол Павел в Афинах
Проповедь апостола Павла в ареопаге. Рафаэль, 1515
Согласно книге Деяний, содержащейся в Новом Завете, когда апостол Павел посетил Афины, он увидел алтарь с надписью, посвящённой этому богу (возможно, один из установленных по совету Эпименида для очищения города), и, когда его пригласили выступить перед афинским ареопагом, он произнёс:
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих
Поскольку иудейский Бог не мог быть публично назван по имени и не имел изображения даже в своем храме, вполне возможно, что афинские слушатели Павла сочли его бога «Неведомым богом» в полном смысле слова. Кроме того, они могли понять введение нового бога по аналогии с «Эвменидами» Эсхила; по иронии, как Эвмениды были вовсе не новыми богинями, а Эриниями в новой форме, так же христианский Бог был бы для них в этом случае не новым богом, а тем, которому греки уже поклонялись как Неведомому богу. Также аудитория Павла могла узнать цитаты из стиха 28 как принадлежащие Эпимениду и Арату соответственно.
Иероним Стридонский позже писал, что на самом деле надпись на алтаре гласила «Богам Азии, Европы и Африки, богам неведомым и чужим», а Павел изменил её в своей речи.
Археологические находки
Алтарь, посвящённый Неведомому богу, был обнаружен в 1820 году на Палатине (Рим). Он содержит следующую надпись:
SEI·DEO·SEI·DEIVAE·SAC G·SEXTIVS·C·F·CALVINVSPR DE·SENATI·SENTENTIA RESTITVIT
Она переводится как «Либо богу либо богине святым, Гай Секстий Кальвин, сын Гая, претор, по приказу сената восстановил». Подобные надписи можно найти на нескольких древних памятниках. Возможно, их цель была в том, чтобы скрыть истинную сущность божества, хранившего Рим, если бы враг захватил этот город. Эта фраза также часто использовалась при эвокации — обращении к богу, хранившему какое-либо место (например, «Будь ты бог или богиня, которая правит Карфагеном, даруй нам…»). Историк Эдвард Кортни утверждал, что она «предназначалась для охвата всех основ как признание ограниченности человеческих знаний о божественных силах».
Этот алтарь считается восстановленным по образцу более раннего архаического алтаря. Либо тот носил аналогичную надпись, либо был посвящён известному божеству, однако надпись на нём со временем стёрлась, а память забылась. В XIX веке его ошибочно принимали за известный алтарь Аия Локуция. В настоящее время он выставлен в Палатинском музее.
Примечания
- 1 2 Деян. 17:23
- van der Horst, Pieter Willem. Hellenism, Judaism, Christianity: essays on their interaction (англ.). — Peeters Publishers (англ.)русск., 1998. — Vol. The Altar of the ‘Unknown God’ in Athens (Acts 17:23) and the Cults of ‘Unknown Gods’ in the Graeco-Roman World. — P. 187—220. — ISBN 9789042905788.
- Псевдо-Лукиан. Друг отечества, IX, 14.
- Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VI, 3.
- Павсаний. Описание Эллады, I, 1, 4.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I, 10.
- Guy. G Strournsa. A nameless God: Judaeo-Christian and Gnostic ‘theologies of the Name’ // The image of the Judaeo-Christians in ancient Jewish and Christian literature (англ.) / Tomson, Peter J.; Lambers-Petry, Doris. — Mohr Siebeck (англ.)русск., 2003. — P. 235. — ISBN 3-16-148094-5.
- Kauppi, Lynn Allan. Acts 17.16-34 and Aeschylus’ Eumenides // Foreign but familiar gods: Greco-Romans read religion in Acts (англ.). — Continuum International Publishing Group, 2006. — P. 83—93. — ISBN 0-567-08097-8.
- де Андиа, Изабель. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. С. 163.
- Sandys, Sir John Edwin. Latin epigraphy: an introduction to the study of Latin inscriptions (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1919. — P. 89.
- De Numinibus, essay by Mauk Haemers
- Rodolfo Lanciani, Pagan and Christian Rome, 1892.
- Lanciani, Rodolfo. Pagan and Christian Rome (неопр.). — Boston and New York: Houghton, Mifflin and Company (англ.)русск., 1892.
Жертвенник неведомому Богу
Жертвенник неведомому Богу (Деян. XVII, 22). Относительно означенного жертвенника существовало много объяснений. Ап. Павел в своей речи пред афинским ареопагом говорит, что он видел такой жертвенник в Афинах с надписью: Agnosto Тйео. Можно полагать, что таких жертвенников было несколько, и вот начало происхождения их, по свидетельству Диогена Лаэрция: в своей биографии Епименида он говорит, что афиняне, пораженные моровой язвой, не зная, какому божеству приписать это бедствие, вывели за город двух овец: белую и черную, и в тех местах, где овцы ложились на землю, воздвигали жертвенники соответствующим божествам с означенной надписью. Впрочем, очень возможно, что надписание относилось и к Богу евреев, так как произносить имя Его было запрещено постановлениями еврейского законодателя.
В Христианской Церкви место ветхозаветного жертвенника заступает Алтарь, соответствующий Святому Святых Церкви ветхозаветной, и среди алтаря возвышается св. престол. Это то священное место, на котором приносится Господу единственная, новозаветная, бескровная и таинственная жертва. Престол этот называется и жертвенником (Евр. XIII, 10), и алтарем (Апост. Прав. III и IV), и святой или таинственной духовной трапезой (I Кор. X, 21).
Единый Храм Единого Бога
Главным делом Соломона, как и было предсказано, стала постройка Храма в Иерусалиме. Его отец Давид приготовил для постройки и планы, и материалы, но осуществить этот проект предстояло именно Соломону. И он взялся за дело…
Наверное, сегодняшнему человеку этот Храм показался бы невзрачным: его размеры, не считая второстепенных и служебных помещений, составляли 30 на 10 метров, но для тех времен его сооружение было огромным событием. Поклоняться Единому Богу израильтяне должны были только в одном месте, чтобы множественность святилищ и обрядов не привела к «размыванию» веры древнего Израиля на множество местных культов, как у языческих народов.
До сих пор таким центром была Скиния, переносной шатер Бога, который израильтяне даже после поселения в Палестине время от времени перемещали на новое место. Но отныне единым священным центром Израиля становилась его столица – Иерусалим.
На церемонии освящения Храма Соломон произнес молитву, которая предсказала дальнейшую историю Израиля: «Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу. Небеса небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, но услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на небесах и помилуй. Воздай каждому по путям его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих. Если и иноплеменник придет из земли далекой помолиться у храма сего, услышь с неба, чтобы все народы земли знали имя Твое. Когда выйдет народ Твой на войну и будет молиться Господу, тогда сделай, что потребно для них. Когда они согрешат пред Тобою, – ибо нет человека, который не грешил бы, – и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и отведут их в чужую землю, и обратятся они к Тебе всем сердцем своим в земле врагов, тогда услышь с неба молитву их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою. Ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, Владыка Господи!»
Действительно, израильтянам предстояли и кровавые войны, и плен в чужой земле, но важнее всего та великая роль, которую им предстояло сыграть в истории человечества – донести до всех народов земли весть о Едином Боге.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Жертвенник неведомому Богу
Смотреть что такое «Жертвенник неведомому Богу» в других словарях:
-
неведомому Богу — Ср. Как к нему ни приедешь, застаешь его за книгою духовною или, вернее сказать, мистического содержания. Был у него в библиотеке целый отдел таких книг, и над шкафом этим даже латинская надпись читалась: Diis ignotis неведомым богам, значит,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
Ареопаг, Ареопагит — (Деян.17:19 ,34) второе слово есть название судей верховного судилища в Афинах. Название это происходит от слова ареопаг (холм Марса), что означает или самое судилище, или место, на котором происходили заседания оного, всегда под открытым небом.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Деяния Святых Апостолов 17 — Проповедь Павла в синагоге в Фессалониках; иудеи подняли восстание против Павла и Силы. Посещение Верии; многие уверовали; Павел отправился в Афины. Павел проповедует «Иисуса и воскресение». Речь к афинянам в ареопаге;… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Греция — греки (еллины) Римская провинция, юг Македонии А. Служение Павла в Греции 1. Греция называлась также Ахайя: Деян 18:12,27; Рим 15:26; 1Кор 16:15 2. Служение в Афинах Павел проповедовал там Иудеям и Грекам: Деян 17:16,17 жертвенник неведомому Богу … Библия: Тематический словарь
-
Бог — У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия
-
ГОМИЛЕТИКА — , наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия
-
Деян.17:23 — Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Деяния Святых Апостолов 17:23 — Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
АРЕОПАГ — , холм в Афинах (высота ок. 1320 м), место заседаний совета старейшин (βουλή) с тем же названием. Возможно, название холма связано с именем греч. бога войны Ареса или с греч. словом «ἀραί» (проклятия),… … Православная энциклопедия
В своих трудах греческий философ Платон приводит одну удивительную историю из жизни некоего Эпименида, которая проливает свет на странные слова, сказанные однажды апостолом Павлом в своем обращении к афинянам: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деяния 17:22, 23).
О чем же повествует история Эпименида? Начинается она с рассказа о том, как в Афинах началась эпидемия чумы. Жертвоприношения многочисленным богам и молитвы не помогли. Никто из богов не соизволил спуститься с Олимпа, чтобы помочь несчастным горожанам. Наконец, один из почетных жителей города предложил обратиться к человеку по имени Эпименид, который живет на острове Крит. Податель совета утверждал, что молитвы Эпименида боги всегда слышат и отвечают на них. Магистраты и правители города немедленно отправились на Крит. По прибытии туда им не составило большого труда найти нужного им человека.
Выслушав посланцев, Эпименид сказал им нечто, весьма смутившее и шокировавшее их. «Я не служу греческим богам, которые придуманы людьми, – сказал Эпименид. – Я не молюсь и не поклоняюсь им. Единственный Бог, Которому я служу всем моим сердцем, есть Творец Неба и Земли. Это – живой Бог; Его нельзя изображать, потому что Он запретил это делать. Престол Его на небесах. Его окружают сонмы ангелов. Он слышит молитву смиренных и дает им благодать. Такому Богу я могу помолиться о вас. И если вас это устраивает, то возвращайтесь в Афины и выберите поле в окрестностях города, куда не так часто ступает нога человеческая, и приготовьте несколько десятков овец, чтобы я мог помолиться Богу моему и принести Ему достойную жертву. Через три дня я приеду к вам. За день до моего приезда прекратите кормление овец и держите их в загоне, пока я скажу, что делать». У магистратов не оставалось иного выхода, кроме как принять предложение Эпименида.
Станислав Бабюк «Апостол Павел в Афинах»
По прибытии в Афины Эпименид предложил руководителям города и всем желающим собраться на приготовленном поле. Потом он повелел привести голодных овец. И тут он опять удивил собравшихся следующим заявлением: «Овец, которые сразу сядут на траву, не щипая ее, отделите особо». Хотя все знали, что только сытая овца может сесть на траву, тем не менее, собравшимся пришлось зреть неслыханное и невиданное явление: некоторые овцы сели сразу же на траву, как только их выпустили, и немедленно, соответственно инструкциям Эпименида, были отделены.
Затем Эпименид потребовал, чтобы магистраты собрали 12 необтесанных камней и построили жертвенник. На вопрос о том, что написать на жертвеннике, Эпименид ответил: «Я не могу назвать вам имя Бога моего, оно чудно». Тогда магистраты написали на жертвеннике: «Неведомому Богу». Эпименид принес жертвы и помолился смиренно, искренно прося у Бога пощадить Афины. Молитва была услышана, и эпидемия прекратилась. Жители города были спасены от полного истребления чумой.
Прошли десятилетия. Однажды двое бывших магистратов, теперь уже старейшины города, прогуливаясь по тому самому полю, наткнулись на какое-то строение, напоминавшее жертвенник. Оно заросло мхом и травой. Заметив какие-то буквы и очистив жертвенник, они увидели надпись: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ». «Послушай, – сказал один другому – ты помнишь этот жертвенник?» «Конечно, – ответил его друг, – это же мы с тобой построили его по указанию Эпименида в том страшном году, когда чума нагрянула в наш город». «А что мы сделали для Бога Эпиминида в благодарность за Его чудо исцеления жителей нашего города?» «К стыду нашему, ничего».
Вернувшись в город, старейшины напомнили горожанам о чуде, которое совершил Неведомый Бог, и предложили перенести жертвенник в пантеон, чтобы оказывать Ему такие же почести, как и другим богам. Именно здесь прогуливался апостол Павел, который, по всей вероятности, знал историю Эпименида. Во свете этой истории становятся понятными слова Павла, которые я привел вначале: «Сего-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».
В Библейском понимании слово «знать» означает не просто обладать определенной информацией, но также иметь определенные взаимоотношения. Павел дал афинянам ясно понять, что им необходимо пересмотреть их отношение к Неведомому Богу; что недостаточно почитать Его на уровне почитания других богов, то есть, ставить Его в один ряд с другими. Дальше в своей речи он показал, что Бог един; что Его нельзя сравнивать с золотыми изваяниями или каменными изображениями, которые являются продуктом человеческого искусства и вымысла; что Он есть судья всех, и в назначенный день будет судить всю Вселенную посредством Сына Своего; что Он повелевает всем повсюду покаяться.
Мы видим, что Бог поощряет даже небольшую веру. В лице Павла Он поощрил частичное служение Ему, которое совершили афиняне. Бог поощряет всякое доброе дело, совершаемое на земле. Если мы помогли нашему ближнему, то тем самым мы частично послужили Богу. Мы частично служим Богу, когда соблюдаем в жизни высокие моральные принципы. Однако из примера афинян мы видим, что Бог не желает ограничиваться частичными взаимоотношениями. Он есть любовь, а любовь требует полной отдачи. Мы не можем почитать Его наравне с другими кумирами, потому что Бог есть также Бог-ревнитель, Который говорит: «…славы Моей не дам иному» (Исаия 48:11). Почему Он такой ревнитель? Почему Он не желает делить Свою славу с другими?
Во-первых, Он есть единственный и истинный Творец и Жизнедатель, и поэтому только Он Один достоин поклонения, причем полного, а не частичного.
Во-вторых, это необходимо нам самим. Человек, прежде всего, моральное существо, и как таковое он может состояться в полной мере только в условиях самых тесных взаимоотношений с Богом. Только посредством познания своего Творца, только посредством соблюдения Его принципов морали, человек может стать человеком в полном смысле этого слова.
Древняя Греция имела высочайшую культуру и подарила миру поэтов, мыслителей и полководцев, пожалуй, больше, чем какая-либо другая древняя цивилизация. Однако частичное служение Богу и уравнивание Его с другими кумирами привело в итоге эллинистическую культуру к полному краху. То же самое постигло Египет, Рим, Китай, Индию и т.д.
Идолопоклонство и частичное служение Богу неминуемо приводит к банкротству духовному и моральному. А естественным результатом последнего неизбежно будет социально-экономический и политический кризисы. Страшно подумать, что произойдет дальше, если люди не изменят своего отношения к Богу, Который все еще простирает к нам Свою милость. Через того же псалмопевца Он говорит: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Псалом 45:11).
Почему нам нужно остановиться? Ответ на этот вопрос мы находим в книге пророка Иеремии, в 6-ой главе и 16-ом стихе: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». Что это за путь древний? Это принципы Божии, выраженные в Библии; это избрание спасения, предложенного Богом. Еще в древности Бог обещал послать Спасителя в мир. Этим Спасителем стал Его Сын Иисус Христос, Которого Он отдал в жертву ради нас, чтобы в Нем мы имели прощение грехов и новую жизнь. Именно этому событию посвящен праздник Пасхи.
«Кто Ты, Господи?» (Деяния 9:5) – эти слова однажды невольно вырвались из уст молодого фарисея по имени Савл, который был уверен, что знает Бога и, вместе с тем, участвовал в жестоких расправах над первыми христианами. Но Бог послал ему навстречу Своего Сына. И эта встреча изменила его жизнь. Сегодня мы знаем этого человека как апостола Павла. Он стал одним из самых ревностных служителей Бога, отдав Ему свое сердце, посвятив свою жизнь Ему в полной мере.
Дорогой читатель! Бог не желает ограничиваться частичными взаимоотношениями. Он не желает оставаться для нас Неведомым Богом! Он призывает нас ответить на Его любовь.
Г. Арутюнян
Молитва: Отче наш, сущий на Небесах! Благодарю Тебя за возможность общаться с Тобой, узнавать Тебя, поклоняться Тебе. Строить отношения с Тобой бывает не просто: мне приходится отказываться от своих греховных желаний, покоряться Твоей воле. Но я хочу каждый день становиться Тебе все ближе и роднее. Помоги мне отдать свою жизнь Тебе полностью, без остатка, как Господину и Богу. Аминь.
Газета «Сокрытое Сокровище» № 4 (108) апрель 2006 г.
Добавить комментарий