Жестокость в ветхом завете

>Вопрос:

Почему Бог в Ветхом Завете столь жесток? Истребляет целые народы, уничтожает города и прочее?

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин), кандидат физико-математических наук :

Вопрос Ветхого Завета необычайно важен и необычайно сложен. И не случайно святые отцы заповедуют читать нам из Ветхого Завета поначалу только Псалтырь (псалмами пророка Давида пронизано все православное богослужение) и книгу Премудростей Соломоновых, которую мы читаем на паремиях. Есть к этому веские причины.

Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, — настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук — идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества — Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях — в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах — иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа.

Кажущаяся жестокость Господа — эта жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью.

Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории — не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга — учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества.

Почему в Ветхом завете столько жестокости?

История — наука точная. Февраль 4, 2019 1:43

Жестокость и насилие, никак нельзя объяснить или оправдать. Жестокость и злость возникает там, где есть проплешины в интеллекте, не образованность, невежество. Оттуда выливается злость, жестокость и всякие другие преступления. Конечно же, иерей Евгений Мурзин, как и все остальные попы, умело ушел от вопроса и залил нас кучей, не нужной, мусорной информацией. Начав говорить про страшные преступления Ветхого завета от имени ”Бога”, как о чем-то таком, знаете, ну вот да, пришлось мол…Но в этом виноват точно не бог, нет! Виноваты сами люди! То есть, Евреи, по приказу Моисея режут, режут всех стариков, мужчин, юношей которые защищали свои земли от захватчиков (которые им естественно великодушно дал бог), и при этом они же, те которых режут и убивают, виноваты сами. Вам не кажется это слегка…, не логичным. Хотя, как известно, религия и логика понятия диаметрально противоположные. Так вот, Режут и убивают Евреи ,а виноваты те, кого режут. После того, как Еврейские военачальники (в которых еще была какая-то человечность) уничтожили всю мужскую часть населения (юноши, старики, ремесленники, не обязательно военные, по крайней мере оговорок там нет) они решают не убивать беззащитных женщин, детей, младенцев, потому что они не могли вообще никак сопротивляться. Моисей разозлился. Моисей разозлился на своих военачальников за то, что они проявили человечность и не перерезали всех детишек и женщин. Вообразите себе уровень безумия и жестокости! И отдает приказ, приказ убить всех ,кого они привели в плен, всех мужеского пола и женского. Правда тут стоит Моисею отдать должное, Он приказал убить не всех детей. Маленьких девочек ,которые, исходя из старых текстов, не познали мужа, то есть не занимались еще сексом, могли быть оставлены живыми. То есть так, по желанию, могли и убить, если бы захотели. Какое христианское отношение к людям. Но для чего оставлять маленьких девочек, детишек, которые пережили кошмар, психика у многих из них, явно была нарушена. Вообразите себе картину, как здоровые бородатые мужики, с мечами и копьями отрывают вас от матери которая прижимает вас к груди, закрывая своим телом и убивают ее прямо на ваших детских глазах. Прокрутите эту картину у себя в голове несколько раз и тогда вы поймете, (а может и не поймете, если вы верующий) о чем идет речь. Так вот, оставить маленьких девочек в живых, для чего спрашивается военачальникам маленькие девочки? По словам животного, чудовища Моисея всех маленьких девочек не занимавшихся сексом оставить для себя.Что могло значить, и что военачальники могли вытворять с детьми которые прошли через такой кошмар, можно только догадываться. Я еще не изучил этого вопрос, да и в так называемом ”святом писании” об этом умалчивается.
Поп Евгений Мурзин, оправдывает это как вынужденная мера, результат отхождения от так так называемого бога. Но минуточку, да же если следовать этой логике, что люди отошли от еврейского бога, правда, не известно когда и как они к нему приходили, этот бог решил их всех убить, уничтожить, устроив тем самым настоящий геноцид.Таким чудовищным образом как-бы наказав их. Но ведь здесь речь идет и об убийстве не только взрослых, кто успел нагрешить против этого кровожадного бога, убивали так же и детей, младенцев. Маленький ребенок и, тем более, младенец это личность еще психически и умственно не оформившаяся, ”чистый лист”. Но дети не ответственны за своих родителей. Да же из тех же, так называемых ”священных писаний” можно вычитать, что дети не несут ответственность за поступки своих родителей. Синодальный перевод, не точно перевел многие ”священные” тексты. (Наверно речь шла о еврейских детях, других, не относящихся к еврейскому народу детей можно убивать сколько влезет).
Где здесь логика, где здравый смысл!7 Нет, это самый настоящий геноцид.
Я не хочу сказать, что евреи сейчас очень жестокие или плохие, Израиль сейчас это технически и технологически развитая страна, хотя не без религиозного оттенка, но это не мешает ей технологически и технически расти и развиваться. Но мы ведь сморим на Ветхий завет, колыбель этой нации, да еще и с точки зрения христианства.
Евгений Мурзин пишет следующие ”прекрасные”, но не менее абсурдные в своем стремлении оправдать преступления евреев следующими словами: ”В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности.” Вот значит в чем дело, что бы сохранить. Как будто сохранению религиозной и национальной идентичности евреев что-то угрожало, по мимо их самих. Читаем дальше нашего ”адвоката бога”. ”И кажущаяся нам жестокость Бога – это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании.” То есть, вы представляете, на сколько велик градус фантасмагорической жестокости и глупости в этих словах? Еврейский бог решил обезопасить своего ”сына”, от в лице еврейского народа, если я правильно понял, кого еще Он, таким образом мог обезопасить? От дурной компании…От дурной. То есть бог, если он есть, что бы сохранить веру в него у определенного “‘избранного народа” решает утопить в крови другой народ. В котором евреи были чужаками. Замечательная любовь, но не к тем, кого убивали уж точно. Но поток беспросветной глупости нашего попа Евгения Мурзина, который оправдывает, по сути, ксенофобию и нацистские поступки на это мне заканчивается. ”Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей.” Да не ужели, за то еврейский народ был просто образцом нравственности, после выше прочитанного. И это только единичный случай, подобных прициндентов было множество, и не все из них задокументированы… Жил еврейский народ в шатрах и палатках, строил примитивные дома ,я не вижу здесь никакой нравственности. А если изучить их культуру, то там жесточайший монархический строй. Шаг вправо, шаг влево и смертная казнь.В общем, полная нравственность и духовность .прямо как нравиться попам. Ну так вот, продолжаем: ”И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.” ТО есть, во имя ”великой” цели проливать кров, ну как всегда, тут это знакомо нам из истории, не однократно. Что бы спасти человечество от рабства так называемого греха. А что такое грех в библейском понимании – это отступление от так называемой “‘воли божьей”. ”Чудесную” волю божью вы уже увидели выше. И вот это все мол ради этого…ну и Евангелие нам естественно из слов попа даст все эти преступление и жестокость даст нам возможность оправдать. Я, когда был христианином, будучи еще совсем юношей, не образованным и умственно не оформившимся оправдовал это так, в свете Евангелия. Если бог так решил, значит так было надо. Никакого оправдания в Евангелии этим преступлениям я не нашел. Их нельзя оправдать. Жестокость и животное поведение нельзя оправдать. Можно объяснить, но оправдать никак.
На самом деле эта тема очень глубокая. Здесь нужно методологически подходить к изучении истории религии, анализировать, критиковать и сопоставлять. Здесь же я вкратце написал свое отношение к данному историческому случаю описанному в так называемом ”священном писании”.

Жестокости в библии, как их понимать?

Многие читатели Библии находят, что в ней много жестокостей, крови.
Как правило, это люди знакомые с Учением Христа. Они слышали о добром, сострадательном Иисусе. Также им известно, что Бог есть Любовь. Отсюда их удивление Ветхозаветными жестокостями. У них имеется как бы эталон для сравнения.
По-другому ведут себя представители не христианских религий, которым понятие Божьей Любви не ведомо. Эти спокойно воспринимают жестокости в Библии.
Рассмотрим, вкратце то, что называют Библейскими жестокостями.
ЖЕСТОКОСТИ ИЗРАИЛЬТЯН ПО ОТНОШЕНИЮ К ХАНАНЕЯМ.
» …И сказал Ной: проклят Ханаан…». (Бытие)
Было время, когда Бог, милосердный, долготерпеливый, любящий миловать и прощать, этот Бог повелевал без сожалений убивать жителей Ханаана. Бог даже наказывал тех, которые не полностью исполняли Его повеление.
За что хананеев постигла такая участь?
Для сравнения можно спросить: Почему заживо сожжены огнем жители Содома и Гоморры, а их города стерты с лица земли? Наверное, с этим вопросом читателю Библии все понятно. А Содом и Гоморра являлись лишь малой частью всего Ханаана, с его культурой и религией.
Чтобы глубинно понять, по какой причине Бог постановил истребить жителей Ханаана, полезно узнать, что собой представляла религия хананеев и культ Ваала, который формировал их образ жизни.
ЧЕМ БЫЛ КУЛЬТ ВААЛА?
Учение Ваала имело следующее содержание: Верховный бог, по имени … (его имя хананеи знали), все сотворил, как видимое, так и невидимое. У верховного бога было много сыновей. Из всех сыновей особенную активность проявлял второй сын. Звали его Ваал. Этот второй сын, Ваал, восстал против своего отца, верховного бога, который все сотворил, и сверг его с престола, лишив способности дарить жизнь. Как об этом говорилось на жаргоне хананеев, «Ваал кастрировал своего отца, верховного бога».
Поверженный отец, верховный бог, призвал на помощь своего старшего, первого сына. (Имя старшего сына верховного бога хананеи тоже знали). Бог-отец повелел старшему сыну наказать мятежного второго сына, Ваала. Состоялась битва между братьями-сыновьями верховного бога. В битве победу одержал второй, мятежный сын, Ваал. После этого он и стал господом неба и земли, а также повелителем дождя. Поэтому все народы земли должны были ему служить и поклоняться…
Таково, если очень коротко, учение религии, культа Ваала. Улавливаете некую приблизительную аналогию, точнее – намек?
Культ Ваала процветал только в Ханаане. Как свидетельствует современная наука, похожей религиозной теории нигде в мире не существовало.
По своему практическому исполнению культ Ваала был крайне мерзок. Он отличался чрезвычайной жестокостью, массовым развратом, скотоложством, человеческими жертвоприношениями. Молох, которому в Ханаане приносили в жертвы детей, есть одно из имен Ваала. Вместе с Ваалом всегда почиталась Астарта, богиня, его жена, олицетворявшая женское начало в виде повального разврата.
Зародился культ Ваала в Ханаане в начале второго тысячелетия до рождества Христова.
На этот факт нам следует обратить особенное внимание. Как известно, в то же время в Ханаане жил Авраам.
Смотрим, что получается:
В начале второго тысячелетия до Христа Бог избирает Авраама, благословляет, и обещает ему семя, в котором «благословятся все народы». И Бог дарует Аврааму и его потомкам, «семени» — землю, Ханаан…
Осведомленному наблюдателю, если бы таковой имелся, стало бы понятно, что предсказанное Богом еще в Эдеме «семя жены», которое поразит голову «змея» — появится в Ханаане.
Таким наблюдателем был дьявол. Наконец-то сатана понял, где родится Мессия! В злобе, не имея возможности помешать появлению «семени», он бросает свои силы на то, чтобы осквернить, испоганить землю, в которой в назначенное время родится Святой Спаситель мира. «Я сделаю так, что Тебе будет противно ступить сюда…»,- как бы прошипел сатана Старшему Сыну Отца Небесного. Для реализации своей цели он создает мерзостный культ Ваала, сопроводив его прямо намекающей на свои эгоистичные мечтания религиозной фантазией. В культе Молоха-Ваала и в его религиозной теории отразился сам дьявол.
В Бытие, 15:13-16 мы читаем интересные слова Бога Аврааму. Говоря о том, КОГДА потомки Авраама овладеют землей обетованной, Бог сказал ему: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом… В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония Аморреев доселе еще не наполнилась».
Эти слова Бога содержат много информации. А последние: «мера беззакония Аморреев доселе еще не наполнилась», — особенно примечательны. Что значат они?
Бог возвещал Аврааму, что жители Ханаана грешны, беззаконны. Однако — сделаются еще грешнее. О том, какими они уже были, Авраам знал, хотя бы по Содому и Гоморре. А Бог говорил, что это еще не предел. В грехах, в беззакониях Аморреи достигнут некоей точки невозврата, «меры». И тогда потомки Авраама овладеют обетованной землей.
Еще один чрезвычайно важный аспект, показанный Богом Аврааму:
«Мера» беззакония Аморреев наполнится в отсутствии потомков Авраама. На какое-то время дети Авраама уйдут из Ханаана, и, тем самым, спасутся от процесса развращения, который неизбежно должен поразить жителей Ханаана.
Где? Как потомки Авраама сохранятся от развращения? Бог сказал: «Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их…».
Внук Авраама, Иаков-Израиль переселился из Ханаана в Египет со всем семейством. Так потомки Авраама сделались пришельцами в земле не своей. И там их обратили в рабство.
Однако это рабство пошло им на пользу. В Египте потомки Авраама в прямом смысле спрятались, укрылись от процесса развращения, поразившего жителей Ханаана.
Выходит, что Бог, чтобы сохранить народ, в который в свое время сойдет с неба Мессия, увел этот народ в Египет. И там, в порабощении, дети Авраама сохранились от «беззаконий аморреев»!
Если бы Израиль не ушел в Египет, он развратился бы точно так же, как все хананеи. Он превратился бы в Содом и Гоморру. И Христу некуда было бы приходить! Пути Господни! Неисповедимы!
А земля Ханаанская, обещанная потомкам Авраама? А в земле обетованной все время, пока ее законные хозяева пребывали на чужбине, хозяйничал дьявол. Под его руководством «аморреи» — наполнили меру беззакония… до краев!
Из Библии, а теперь уже и по данным науки, мы знаем, что за почти пятьсот лет, прошедших от разговора Бога с Авраамом до возвращения Израиля в обетованную землю, за это время Ханаан действительно превратился в страшную, отвратительную, оскверненную всеми сверх мерзостями землю. Когда народ Израиля пришел в Ханаан, там он обнаружил настоящий сумасшедший дом! Нечего сказать, сатана от души постарался, чтобы «подготовить» обетованную землю к приходу семени Авраама.
ЗАКОНОМЕРНОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ ПОКЛОННИКОВ МОЛОХА-ВААЛА.
Израиль не был захватчиком чужих земель. Израиль – не оккупант, как лживо утверждают иные «специалисты». Евреи пришли к себе домой. Они возвратились домой после долгой отлучки. Пришли, а тут – такое творится! И не хотят их пускать в свою землю, не хотят отдавать то, что принадлежит им по праву, по велению Самого Бога!
И все-таки, поражение грешных народов Ханаана не носило массовый характер. Оно было избирательным. Бог всегда учитывал степень виновности грешников. Так, в каких-то городах Он велел истреблять всех. А в других разрешал оставлять в живых детей. Еще где-то Бог не позволял брать в добычу даже скот. Почему скот? Зная сущность культа Ваала с его скотоложством, наверное, не будет ошибкой предположить, что в тех городах и скот был осквернен. Поэтому Бог повелевал истребить и скот. А в других Бог разрешал скот брать в добычу. Значит, в тех городах ситуация была несколько иной.
Милосердие Бога проявлялось на Хананеях. Достаточно вспомнить жителей Гаваона. Они, в отличие от остальных Аморреев, поняли, что жили неправильно, и что Израиль есть настоящий хозяин земли, а Бог Израиля есть истинный Бог. И они остались в живых! Израиль их не истребил. Почему? Почему Бог оставил их в живых? Ответ очевиден. Потому, что раскаялись.
Даже один человек, если обращался к Богу Израиля, оставался в живых, невзирая на то, кем бы он прежде не был. Бог прощал раскаивающихся. Можно упомянуть о блуднице Раав из Иерихона. У нее хватило ума понять смысл происходящего и признать Бога Израилева. И она спасла жизнь и себе, и всем своим домашним.
Но в целом раскаивающихся нашлось не много. Поклонники Ваала отличались настоящей сатанинской агрессивностью и злобностью. Большинство Хананеев, вследствие своей религии одержимые бесами, попирая всякую рассудительность и здравый смысл, выступали с оружием против Израиля, и находили то, к чему стремились, были поражены.
Такова ситуация с жителями Ханаана. Оскверненное, загрязненное, загаженное требует очищения, исправления, освящения. Грехи поклонников Ваала были столь тяжкими, что смыть их можно было только кровью. Кара, бич Божий нашел на грешников не желавших раскаиваться. Бог демонстрировал Справедливость. До Милости, до Христа еще было полторы тысячи лет…
ЖЕСТОКОСТИ В БИБЛИИ, ВСТАВЛЕННЫЕ В НЕЕ ЦЕРКОВЬЮ.
Русскоязычный читатель, пользующийся Синодальным изданием Библии, приходит в ужас, когда читает, как богобоязненный царь Давид поступил с жителями города Раввы.
«…А народ, бывший в нем, он вывел, и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими…». (2 Царств 12:31).
Читая этот Библейский текст, что может подумать читатель? Давид – настоящее чудовище! Но! Проблема в том, что мы прочитали Библию, изданную церковью.
Прочитаем этот же текст, например, в Современном Русском Переводе: «…жителей его он увел и заставил формовать кирпичи, а сам город разрушил пилами, железными заступами и топорами. И так Давид поступил со всеми аммонитскими городами…».
Разница, как говорится, выше крыши…
Это лишь один пример вмешательства религии в Библейский текст. За ограниченностью формата статьи, нет возможности перечислять все «ляпы» церковной Библии.
Осведомленный читатель знает, что каждая религия, издающая собственный перевод Библии, непременно накладывает на него отпечаток своего вероучения. И это является тяжким грехом религий.
Как уже неоднократно приходилось говорить, люди, надеющиеся на буквальный текст Писаний, строящие свое мировоззрение и веру на текстовке Библии – обречены на преткновения и на разрушение своей веры, как построенной на песке.
Никакая тема Библии, в том числе и «жестокостей» не может быть понята, если ориентироваться только на букву текста Писания, и не учитывать его Дух.
ЖЕСТОКОСТИ МОИСЕЕВА ЗАКОНА.
Моисеев Закон пришел от Бога. Бог через Ангела продиктовал его. Закон был строг. Суровость Закона объясняется святостью Бога. Нечистый к Богу приблизиться не может. Нечистый погибает в присутствии Бога.
Пророки Моисеева Закона имели власть наказывать нарушителей Закона. Моисей сам от имени Бога неоднократно карал грешников.
Илия на три с половиной года навел засуху на всю страну. Когда обозленный, не желавший раскаиваться в своих грехах царь послал воинов, чтобы арестовать Илию, пророк свел огонь с неба и заживо сжег два отряда солдат. После этого распоясавшийся нечестивый царь немного притих.
Пророк Елисей проклял насмехавшихся над ним детей. Вышедшие из леса две медведицы убили сорок два ребенка. Разумеется, то не были детки-несмышленыши. Эти понимали, что и кому говорили. Нельзя на Божьего пророка открывать рот! Моисеев Закон! Он действует жестоко и неотвратимо! Перед ним, что стар, что млад – все одинаково подотчетны.
ЧЕМ БЫЛ ЗАКОН, ДАННЫЙ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ?
Моисеев Закон представлял собой совершенство СПРАВЕДЛИВОСТИ. Закон — зеркало, которое показало народу его подлинное лицо. Без Моисеева закона люди не знали бы, как они грешны и нечисты. По Закону, то есть по справедливости, люди, все люди есть нечто нечистое, грязное, увы — мерзкое…
Моисеев Закон никого не привел к спасению. Сам посланник, посредник этого Закона, Моисей, пал жертвой своего же закона. Одна осечка, и вся прошлая многолетняя праведная жизнь, все героические подвиги – насмарку! Таков он, суровый закон справедливости, Закон, данный через Моисея. По закону Моисея у Апостола Петра, например, после отречения от Христа, не было бы никаких шансов на спасение.
Апостол Павел называет Закон «Рукописанием, которое было против нас», и которое Христос истребил Своим Учением. (Колос. 2гл). Хорошо слова Павла читаются в Современном Русском Переводе: «Он (Христос) перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями Закона, и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту».
По словам Апостола Павла, Моисеев Закон был невыносимым бременем, «стражем», тюремщиком, стоявшим над душой с указами: «Не прикасайся», «Не вкушай», «Не дотрагивайся»…
«Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующих было дано по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». (Галат 3 гл).
Мы просто не представляем себе, что такое Моисеев закон. Мы и в малой степени не можем предположить, каково было в реальной жизни исполнять закон, ежедневно жить по тому закону.
Моисеев закон – это причинно-следственная связь. Сделал – отвечай! Нарушителя закона непременно ждала кара. Например, человек случайно прикоснулся к чему-нибудь нечистому. Скажем, находясь в поле, невзначай наступил на какого-нибудь павшего дикого зверька. И что? Закон прямо говорил, что такой человек – виновен!
Читаем фрагмент: «…или, если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, — то он нечист и виновен. Или, если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, — то он виновен…». (Левит 5 гл).
Жертвы повинности, трудоемкие, тягостные и дорогостоящие обряды очищения буквально сопровождали человека ежедневно. Знал, не знал, сделал – виновен! Виновный должен был идти к священнику и приносить в жертву повинности овцу, или козу, ну, или голубей, или даже просто муки. Ничего не приносить в жертву человек не имел права. На нем висела вина, грех. И, если он не приносил эту жертву повинности, тогда на него неминуемо сходил гнев Божий и кара.
Но ведь таких мертвых «мышей-птичек-змеек», или просто не зарытых чьих-то, простите, экскрементов, на поле, в лесу или в дороге естественным образом было не мало. Человек мог просто не заметить, что прикоснулся «к трупу гада нечистого». И вечером приходил домой, и кушал, например, мясо мирной жертвы. И – попадал под осуждение. Закон действовал! Причинно-следственная связь промахов не знала!
Левит 7 глава, 21 текст: «И если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, будет есть мясо мирной жертвы, то истребится душа та из народа своего». Вчитаемся в слово ИСТРЕБИТСЯ…
Закон оглашал длинный список того, что человека оскверняло. Например, «истечение из тела» делало нечистым. «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего…». Далее говорилось, что всякий, кто прикоснется не то, что к ней самой, а просто к ее какой-то вещи, или даже к повозке, на которой ехал «имеющий истечение», то этот прикоснувшийся сам делался нечистым. И до вечера он оставался нечистым. Он должен был вымыть одежды свои и омыться водою.
Игнорирование требованиями Закона представляло собой чрезвычайную опасность. Закон предупреждал: «Если же не вымоет одежд своих и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое». (Левит 17:16).
В реальной жизни, в повседневном быту никто, ни один человек не мог в точности выполнить все предписания закона. И людей постигало и постигало наказание от Бога. Меч висел над каждым!
Размышляя над этой темой, понимаешь, почему Иисус так эмоционально клеймил книжников и фарисеев: «Фарисей слепой!..». Каким же нужно было быть слепым, тупым и безрассудным, чтобы отстаивать параграфы и постулаты Моисеева закона, и отвергать Христа! Полная интеллектуальная и духовная слепота!
Моисеевым Законом объясняется, почему, когда согрешил Давид, умерло 70 тысяч человек. Они все были виновны! Они были достойны смерти по Закону! За ними накопилось столько не принесенных жертв, не списанных грехов, столько нарушений закона, что их постигла смерть от Ангела. Причем, виновны были не только те 70 тысяч. Ангел, как написано: «Простер руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его». Жители Иерусалима также были достойны смерти. По закону. Только милосердие Бога, сказавшего Ангелу: «Довольно, теперь опусти руку твою»,- спасло Иерусалим от гибели. Читаем: «И умилостивился Господь над страной, и прекратилось поражение Израильтян». (2 Царств 24 гл).
Что здесь сказано? Что значат слова «умилостивился Господь над страной»? А то, что вся страна была виновна! По Закону. По справедливости.
Бог не виновных не наказывает! Случай с пораженными за грех Давида Израильтянами показывает не жестокость Бога, как считают некоторые. Напротив, этот случай наглядно демонстрирует милосердие Бога, Который пощадил грешников, по Закону достойных смерти.
Как мы видим, тогда и сам Давид не понял, почему согрешил он, а умирают, как он сказал «невиновные овцы». Вероятно, впоследствии Давид все-таки понял смысл того народного бедствия. Об этом косвенно могут свидетельствовать его Псалмы, в которых он воспевает святость Божью. С позиции же буквы Закона, Давид, несмотря на свое согрешение, находился в меньшей опасности, чем простой народ. Почему? Давид вовремя приносил все положенные по Закону жертвы. И одежды «омывать водой» он мог регулярно. Прислуга обеспечивала ему постоянный чистый гардероб. А простой крестьянин, у которого, по бедности, может, и одежда то была в единственном экземпляре, этот неимущий Израильтянин, как мог в точности выполнять требования Закона?
«ДЕТОВОДИТЕЛЬ КО ХРИСТУ».
Чтение Ветхозаветных историй помогает нам понять и оценить жертву и подвиг Христа, Который освободил нас от Божьей Справедливости, даровав нам Божью Любовь. Что делает сейчас крестьянин, если в поле или в лесу случайно наступит на какую-нибудь «кучку»? Вытрет подошву о траву и идет дальше. А что нужно было делать при том Законе? Нужно было идти к священнику и приносить жертву повинности. А до священника далеко. А дома неотложные дела, больная жена, дети… Если же забудешь, не принесешь жертву – наказание неминуемо! Или пропадет урожай, или у жены случится выкидыш, или падет скот… Какая-то кара обязательно последует.
Не жизнь, а кошмар! Но это и есть голая, чистая справедливость! Сделал, согрешил? Отвечай, плати!
Не удивительно, что народ Израиля постоянно совращался в сторону Ваала. История Израиля, по факту есть история его измен Богу. Так было и при судьях, и при царях. Из всех царей Израиля и Иуды мы можем видеть лишь несколько верных Богу. Подавляющее большинство царей преступало Законы Господа. За ними шел и весь народ, в том числе даже священники и левиты. Зачем себя утруждать? К чему такие трудности, когда можно жить «не заморачиваясь»? Культ Ваала был очень привлекателен. Он разрешал все. Гуляй!
Закон Моисея, это – буква, буквальное исполнение как благословений за верность Богу, так и проклятий за неверность. Выполнил пункты Закона, значит – получай урожай. Не выполнил – нет у тебя урожая. Грешил и не очистился – погибнешь на войне. Вовремя принес жертву очищения – не погибнешь.
Требования Закона были чрезвычайно жесткими: «…Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся, и не делайте себя чрез них нечистыми. Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я Господь, выведший вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят». (Левит 11:43-45).
Под властью Закона Израильский народ, Иерусалим и его храм были обречены. У них просто не было шансов избежать краха, плена и разрушения.
Трагедия Израиля в том, что евреи не поняли смертоносную сущность Закона Моисея для грешного человека. Они понадеялись на свою праведность, забыв о праведности Божьей. Они обманулись в своих рассуждениях, рассчитывая спастись по справедливости. По справедливости ни один человек не имел и не имеет шансов на спасение. Закон Моисеев для того и был послан, чтобы показать невозможность спасения по справедливости, за дела.
Праведность Божья дарует спасение не за исполнение Закона, не за дела, но за веру в Мессию. А ревнители Закона учили, что спасение можно достичь делами. Такое понимание превратилось в плотное покрывалом на их сердцах, закрывшим от них СМЫСЛ Закона, и не позволившим принять Иисуса.
Поныне Христа не принимают те, которые надеются на свою праведность, которые полагают, что спасение можно заслужить, исполняя заповеди. Таков иудаизм, и таков ислам.
Полутора тысячелетняя история Израиля, описанная в Библии, наглядно свидетельствует о невозможности спасения «за дела». Моря крови, показанные в ветхозаветных книгах, являются мощнейшим доказательством невозможности достижения праведности по закону справедливости.
Люди часто возмущаются: «Почему в Библии столько крови? Зачем такие жестокости?..». Ответ прост как правда. В Библии показано то, что на самом деле «имело место быть». В Библии показана жизнь без Христа. Господь, распорядившийся поместить в Библию все те истории, дает понять нам: «Не желаете такого? Тогда уверуйте в Сына…». Как говорится, читайте, думайте, делайте выводы…
Без Христа жизнь будет кровавой и жестокой. И мы видим, что ныне-то, в мире, все происходит по Ветхозаветному сценарию! Сегодня, как и тогда, проливаются моря крови, и совершаются чудовищные жестокости. Не хотят люди жить по Учению Христа. Результат – налицо…
Бог никому ничего не навязывает. Не желаете исполнять Заповеди Христа? Пожалуйста, живите, как вам нравится. Однако милосердный Небесный Отец осведомляет, предупреждает о последствиях жизни без Христа.
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второзаконие 30 гл).
Так заканчивается Закон Моисея, который был послан для того, чтобы привести людей к Христу, и который самым понятным образом показал, что «жизнь и добро и благословение», это – Христос, а «смерть и зло и проклятие» — отрицание Христа.

Неделя святых отец: слово о Ветхом Завете

Мф, 1 зач., 1, 1—25

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Когда мы слушали сегодня Евангелие, дорогие братья и сестры, наверное, каждый из нас мог отнести себя к одной двух категорий людей (с какими-то переходными состояниями). Для одних это был совершенно непонятный скучный список имён, и ни за одним или почти ни за одним из этих имён для них не стояло ничего. Может, с последним, с Иосифом, или с царём Давидом и ещё с кем-нибудь связаны какие-то не очень определённые воспоминания. А всё остальное – это так, фонетика. И таких слушателей среди нас, наверное, было решительное большинство.

Надеюсь, что были и те, для кого за этими именами стояло очень важное для нашей веры, для души и для сердца каждого из нас знание. Это Священная история Ветхого Завета. Это великая история Богом избранных людей — народа и отдельных личностей, в том числе тех, кто к этому народу не имел отношения по крови, но имел отношение по вере. Это история приготовления человеческого рода к Боговоплощению.

Пророческий и праотеческий ряды иконостаса

Сегодня, перед Рождеством Христовым, в неделю святых отец Церковь ещё раз напомнила нам, что христианство – это религия двух Заветов. Да, мы живём в Новом Завете. Но для полноценности веры христианину необходимо и знать, и принимать Ветхий Завет. Знать не только с формальной стороны, как мы ещё сегодня об этом постараемся сказать, но и по сути. У нас с этим плохо обстоит — это знает про себя почти каждый.

Не очень хорошо обстоит дело и со знанием Священного Писания Нового Завета. В этом убеждался почти каждый, кому когда-либо — дома ли, в транспорте, на улице или ещё где-то — приходилось оппонировать сектантам. Все мы душой и сердцем понимаем, что сектанты ложно толкуют Священное Писание, что они неправильно учат в очень многих отношениях. Но в одном они могут быть для нас примером: в том, как они знают букву Священного Писания. Они под каждое своё положение — повторю, часто ущербное и ложно понимаемое — стараются подвести фундамент из текста Священного Писания. А у нас сейчас с этим дело обстоит очень плохо. Мы вспоминаем, что где-то в Евангелии что-то на эту тему написано, но не можем сказать, что именно и где, а уж о посланиях Апостолов и говорить не стоит.

Сегодня, повторю, перед нами прошла история Священного Писания Ветхого Завета. Ещё в древней Церкви, как только христианство возникло на земле, во II веке от Рождества Христова появились еретики, которые назвались гностики. Они думали, что они обладают подлинным, настоящим знанием. И большинство гностиков считало, кроме прочего, что Ветхий Завет противоположен Новому. Новый Завет есть завет светлого и благого Бога. А Ветхий Завет — со всей кровью, убийствами, со всеми жертвами, которые приносились ради веры единого избранного народа, — есть завет бога злого.

Гностики были дуалистами. Они считали, что в основе бытия мира лежат два начала: светлое и тёмное. Эти начала нерасчленённо друг с другом соединены, и только в связи этих двух начал и можно представить себе Божественное бытие. Эту ересь, которая не только искажала учение о том, что Бог не только вседержителен, но и всеблаг, но и вводила в Священное Писание противопоставление двух Заветов — Ветхого и Нового — Церковь осудила ещё во II столетии, а потом на Вселенских Соборах в IV и последующих веках. Святые учителя Церкви не раз повторяли осуждение всякой тени гностицизма и всякого сомнения в том, что для христианина Ветхий Завет абсолютно необходим.

Если мы посмотрим на наше богослужение, мы увидим, что среди текстов Священного Писания, которые в него вошли, Ветхий Завет занимает едва ли не больше места. Псалтирь есть постоянная основа нашей службы. Святые отцы ни о каком молитвословии (кроме, может быть, молитвы Иисусовой) не отзывались столь же высоко, как о Псалтири, и ни одну другую книгу не называли столь значимой. Мы читаем её и как часть ежедневного богослужения, и как молитву об усопших. Мы читаем отдельные псалмы в самых разных случаях и обстоятельствах нашей жизни. Мы читаем паремии — отрывки из Ветхого Завета — на каждом значимом богослужении на вечерне. В канун Рождества Христова на вечерне Рождественского Сочельника мы услышим особо важные паремии, с удивительной ясностью повествующие о том, как в этом тварном мире состоится Боговоплощение.

Святые пророки Исаия, Михей, Аввакум

Дело не только в наличии Ветхого Завета в нашем богослужении. Дело в том, что человек никогда не сможет правильно и полноценно, до конца глубоко и с пользой для своей души принять Новый Завет, если он не будет утверждён в том главном, чему учит Ветхий Завет. Приготовление человеческого рода к принятию благовестия Нового Завета святые отцы (в частности, Евсевий Кесарийский, древний учитель Церкви) называют таким выражением: Евангельское приуготовление.

Человеческий род проходил века приуготовления к тому, чтобы принять благую весть о воплощающемся Боге и тот новый евангельский нравственный закон, который Бог даст. Без приуготовления это было невозможно. Приуготовление совершалось для избранного народа пророками и учителями Ветхого Завета, а для языческого мира — через естественную мудрость. Она на своих вершинах подходила к ветхозаветной, хотя и не достигала в полной мере той богооткровенной мудрости, которая была в Священном Писании Ветхого Завета. Но это приуготовление, учит нас Святая Церковь, было абсолютно необходимо для того, чтобы люди смогли принять Евангелие.

Нам часто может показаться, что евангельский закон противоположен ветхозаветному, что Господь в Нагорной проповеди (Мф:5–7) учит чему-то иному. Но Он Сам много раз говорил, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить до конца (Мф:5:17). Он пришёл «исполнить всякую правду» (Мф:3:15).

Возьмём в качестве примера, казалось бы, действительно противоположное ветхозаветному учение Нагорной проповеди. Господь говорит, что древним было сказано: «Око за око, зуб за зуб» (Лев:24:20), а Сам Он учит нас такому прощению, которое простирается даже до того, что если нам была нанесена обида, если нас ударили по щеке, то мы должны подставить вторую. Но дело в том, что правило «Око за око, зуб за зуб» когда-то было дано людям в Ветхом Завете для того, чтобы остановить неадекватные наказания.

Для того, чтобы прекратить кровную месть. Для того, чтобы в жизни народа не имело места неадекватное воздаяние, что, увы, имело место потом, даже в века христианской истории. Скажем, Ветхий Завет абсолютно не предполагает таких наказаний, которые бы означали членовредительство. Он не предписывает никаких порок кнутом. Сорок ударов можно было нанести, не повредив тело ближнего. В Ветхом Завете нет никаких отсечений языка и ослеплений, никаких казней, которые совершались бы с мучительством. Мера наказания не могла превышать меры преступления. И это касается очень многого другого.

Так вот, для того чтобы принять Евангелие, чтобы возрасти до большей меры, нужно научиться сначала соблюдению той нормы и той меры, которая даётся нам в Ветхом Завете. Чтобы научиться прощать, нужно сначала научиться хотя бы не воздавать обидчику большей мерой, хотя бы не распространять свою ненависть на сродников и друзей человека, который нам чем-то досадил. Мы должны хотя бы помнить, что с нанесением ответного воздаяния всякая обида и ненависть должны быть прекращены. Кто будет поступать хотя бы так, сумеет душу свою возрастить и для большего — для того чтобы принять и высший закон прощения.

Кстати, причина очень многих бед современного человечества, большая часть которого христианство забыло, но стремится нечто от христианства удержать, как раз в том и состоит, что из вероучения изымаются некоторые вырванные из контекста евангельского благовестия слова или поучения Спасителя. Но поскольку они не основываются на том законе правды, который был дан в Ветхом Завете, они не приносят и никакого благого результата для людей.

Скажем, прощать грешника и любой грех можно в том случае, если это прощение сочетается с заботой о душе человека. Это должно быть не просто малодушное попущение греха: с этим прощением должна соединяться главная забота – забота о том, чтобы человек не лишился блаженной вечности. Но именно этому в своих многочисленных предписаниях и указаниях, в своей часто очень жестокой истории учит нас Священное Писание Ветхого Завета.

Многое ещё можно было бы сказать о необходимости знания нами Библии. Собственно, христианство не имеет другого фундамента. Собственно, две тысячи лет Церковь и говорит: «Все наши догматы основаны на Священном Писании». И очень опасным свидетельством нашего духовного нездоровья является такое состояние, когда человек увлекается чем угодно, кроме Библии.

Неважно, что для одного это брошюры о некоторых тайнах потустороннего мира, а для другого – богословские тексты, даже сложные святоотеческие тексты. Это становится игрой ума, своего рода катанием бисера, такого рода метафизическими изысканиями, которые к жизни не имеют никакого отношения. Если одним или вторым человек увлекается, а Библию читать ему не хочется, неинтересно, скучно, ненужно — такого рода проверка себя есть некоторый оселок. Мы всегда должны помнить и никак не давать себе обманываться: именно Священным Писанием проверяется адекватность нашей веры и мера нашего внутреннего духовного здоровья. И на то нам и дано слово Божие, чтобы всякий раз белое называть для себя белым, чёрное — чёрным и никуда не отклоняться: ни одесную, ни ошуюю.

Задумаемся об этом перед Рождеством Христовым. Оно стало исполнением всей правды, которая могла обрестись в человечестве, и всего того попечения о человеческом роде со стороны Бога, которое человечество могло вместить, ибо благодаря этому попечению в результате родился в мир Отроча младо, превечный Бог.

Рекомендуем прочитать:

  • Праведный Авраам
  • Учебно-методическое пособие по курсу «Религиоведение» темы 9-11 до конца
  • Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве
  • Освящение жилища
  • Неделя святых праотец