Житие Димитрия ростовского
Содержание
- Жития святых святителя Дмитрия Ростовского — Четьи Минеи
- КУПИТЬ:
- ВИДЕО ЖИТИЯ СВЯТЫХ
- ЧИТАТЬ:
- Келейный летописец.Творения святителя Димитрия митрополита Ростовского
- Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом — величественные храмы над озером Неро
- Жизнь святителя Дмитрия
- История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
- Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
- Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
- Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
- Монастыри Ростова Великого
- Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом на карте
- Святитель Димитрий Ростовский и его труды
- Димитрий Ростовский
- Жизнеописание
- Канонизация
- Увековечение памяти
- Литературное наследие
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Жития святых святителя Дмитрия Ростовского — Четьи Минеи
Сегодня: 04 января 2020 / 22 декабря 2019 ( по ст. ст. )
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день
Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского
Страдание святых десяти мучеников Критских
Купить с бесплатной доставкой по Москве!
Среди православных людей существует такое предание: кто молится святителю Дмитрию Ростовскому, за того возносят молитву все святые, ибо он много лет трудился над описанием их житий и составил многотомный труд – «Книгу житий святых», другое название: Четьи Минеи .
На этой книге были воспитаны многие поколения русского народа. До сих пор труды святителя Дмитрия переиздаются и с интересом читаются современниками.
А.С. Пушкин называл эту книгу «вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».
Святой Димитрий, будущий святитель Ростовский, родился в 1651 году в селе Макарове, в нескольких верстах от Киева. Свое образование он получил в Киево-Могилянской коллегии, а затем в Кирилловском монастыре. В 23 года (он принял монашеские обеты в 18 лет) будущий святитель становится известным проповедником. В 1684 году собор Киево-Печерской Лавры благословил его на составление житий святых. Для написания книги святитель Димитрий использовал первое собрание житий, которое было составлено святителем Макарием (сер. XVI в.). С первых веков христиане записывали события из жизни святых подвижников. Эти рассказы стали собирать в сборники, где они располагались по дням их церковного почитания.
Сборник житий святого Макария было прислан святителю Димитрию из Москвы патриархом Иоакимом. Первая книга Житий была завершена через четыре года — в 1688 году (сентябрь и ноябрь). В 1695 году была написана вторая книга (декабрь, февраль) и через пять лет — третья (март, май). Завершал свой труд святитель Димитрий в Спасо-Иаковлевском монастыре Ростова Великого.
Жития святых по-другому еще называют Четьи-минеи — книги для чтения (не богослужебные), где жития святых изложены последовательно на каждый день и месяц целого года («минеи» по-гречески означает «длящийся месяц»). В Жития святых святителя Дмитрия Ростовского, помимо самих жизнеописаний, вошли описания праздников и поучительные слова на события жизни святого.
Главный агиографический труд святителя был издан в 1711-1718 гг. В 1745 году Святейший Синод поручил киево-печёрскому архимандриту Тимофею Щербацкому исправить и дополнить книги святителя Дмитрия.
Впоследствии над этим трудились также архимандрит Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим. Собрание житий святых угодников Божьих были переизданы в 1759 году. За проделанный труд святителя Дмитрия стали называть «русским Златоустом». Святитель Дмитрий до самой своей кончины продолжал собирать новые материалы по житиям святых.
Светские читатели рассматривали собрание житий и как исторический источник (например, в своих книгах их использовал В. Татищев, А. Шлёцер, Н. Карамзин).
В 1900 году «Жития святых» стали издавать на русском языке. Данные книги печатаются по изданию 1904 году Московской Синодальной Типографии.
КУПИТЬ:
Жития святых святителя Димитрия Ростовского
Другие собрания житий святых, в том числе детские, различные патерики, жития русских святых и других православных народов.
Книги из раздела: Жития святых чтимых православной церковью
Прочесть статью о книге: Жития святых для детей
ВИДЕО ЖИТИЯ СВЯТЫХ
|
Посмотреть следущие Видео жития святых 1. Ангел между братии (преподобный Иов Почаевский) |
ЧИТАТЬ:
Жития святых в изложении святителя Николая Сербского
Избранные жития святых
А подарок на именины Вы можете выбрать здесь:
Православные книги. Иконы. Календари. MP3. Песнопения. Аудиокниги. Православные фильмы.
Келейный летописец.Творения святителя Димитрия митрополита Ростовского
- «Келейный летописец» святителя Димитрия Ростовского
- «Киевский Синопсис» архимандрита Иннокентия Гизеля
- СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ «КЕЛЕЙНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ»
- ЛЕТОПИСЬ, ПОВЕСТВУЮЩАЯ О ДЕЯНИЯХ ОТ НАЧАЛА МИРОБЫТИЯ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
- Предисловие
- Начало летописи
- О несогласном летосчислении
- Хронология от начала миробытия и до Рождества Христова по славянским Библиям и по русским рукописным хронографам, а также греческим и римским,—в которой изъясняется несогласие летописцев и показывается, что нет совершенного известия о том, в который год было Рождество Христово
- После перехода чрез Чермное море
- Израильские цари
- Начало создания Храма Соломонова
- Последнее отведение в Вавилона и разорение Иерусалима
- Летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам персидских и египетских царей
- Цари Персидские
- Цари Египетские
- Иное летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам князей и предводителей иудейских
- Маккавеи
- Вторично цари в Иерусалиме
- События в первом столетии первого тысячелетия
- События во втором столетии первого тысячелетия
- События в третьем столетии первого тысячелетия
- События в четвертом столетии первого тысячелетия
- События в пятом столетии первого тысячелетия
- События в шестом столетии первого тысячелетия
- События в седьмом столетии первого тысячелетия
- События в восьмом столетии первого тысячелетия
- События в девятом столетии первого тысячелетия
- События в десятом столетии первого тысячелетия
- События в первом столетии второго тысячелетия
- События во втором столетии второго тысячелетия
- События в третьем столетии второго тысячелетия
- События в четвертом столетии второго тысячелетия
- События в пятом столетии второго тысячелетия
- События в шестом столетии второго тысячелетия
- События в седьмом столетии второго тысячелетия
- События в восьмом столетии второго тысячелетия
- События в девятом столетии второго тысячелетия
- События в десятом столетии второго тысячелетия
- События в первом столетии третьего тысячелетия
- События во втором столетии третьего тысячелетия
- События в третьем столетии третьего тысячелетия
- События в четвертом столетии третьего тысячелетия
- События в пятом столетии третьего тысячелетия
- События в шестом столетии третьего тысячелетия
- События в седьмом столетии третьего тысячелетия
- События в восьмом столетии третьего тысячелетия
- Церковная история
- Гражданская история: начало Вавилонского царства и Ассирийской монархии
- События в девятом столетии третьего тысячелетия
- Гражданская история
- События в десятом столетии третьего тысячелетия
- Церковная история
- Гражданская история
- События в первом столетии четвертого тысячелетия
- Церковная история
- Гражданская история
- События во втором столетии четвертого тысячелетия
- Церковная история
- События в третьем столетии четвертого тысячелетия
- Церковная история
- Гражданская история
- События в четвертом столетии четвертого тысячелетия
- Церковная история
- Гражданская история
- Церковная история
- События в пятом столетии четвертого тысячелетия
- Церковная история
- Гражданская история
- События в шестом столетии четвертого тысячелетия
- Гражданская история
- Церковная история
- КИЕВСКИЙ СИНОПСИС, ИЛИ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОГО НАРОДА
- О начале древнего славянского народа
- О б имени и о языке славянском
- О свободе или вольности славянской
- О трех частях света, называемых Азия, Африка и Европа,— краткое известие
- Об Азии
- Об Африке
- О Европе
- О народе русском или, точнее, российском и о названии его
- О народе сарматском и о названии его
- О народе роксолянском и о названии его
- О Мосохе, прародителе славяно-российском и о племени его
- О названии народа Москвы и царственного града
- О казарах
- О кимврах
- О преславном верховном и главном городе всего народа российского Клеве и о начале его
- О первоначальных князьях Киевских, о создании города Киева и об имени его
- О смерти Кия, Щека и Хорева и об их наследии
- О том, когда россы научились письменам
- Еще о Руси или россиянах в северных странах и о Великом Новгороде
- О княжении Рюрика с братьями в Российской земле
- Об Аскольде и Дире, племени киевского, и о том, как они начали княжить в Киеве
- О княжении Игоря Рюриковича с Олегом племянником
- О правлении Олега в Киеве и о смерти его
- О княжении Игоря Рюриковича в Киеве после Олега
- О княжении великой княгини Ольги в Киеве
- О первом походе Ольги к древлянам
- О втором походе Ольги к древлянам
- О походе Ольги к Царьграду и о крещении ее
- О княжении Святослава или Светослава Игоревича в Киеве и о смерти благоверной великой княгини Ольги
- О разделении княжества Святослава между сыновьями его и о смерти его
- О княжении Ярополка Святославича в Киеве
- О пришествии великого князя Владимира Святославича в Киев, о княжении, крещении и о всем житии его
- О княжении великого князя Владимира в Киеве и во всей России и о самодержавстве его
- Об идолах
- Об обливании водою в Великий день
- О женах Владимира
- О храбрости Владимира
- О Белгороде: как он киселем освободился от осады
- О победе Владимира над печенегами под Переяславлем, из-за которой был создан и назван Переяславль
- О различных послах, увещевавших Владимира о вере
- О греческих послах у Владимира
- О совете Владимира, о верах и о посольстве
- О возвращении послов к Владимиру
- О походе Владимира в греческую землю ради крещения
- О крещении Владимира и о браке его
- О крещении всего народа киевского и всей России
- О крещении сыновей Владимира
- О совершенном утверждении православной веры в России и об искоренении кумиров
- О церкви Пресвятой Богородицы Десятинной в Киеве
- О походе Владимира к Суздалю, Ростову и к Великому Новгороду
- О разделении Владимиром княжения сыновьям своим
- О преставлении Владимира
- Благодарение Богу от всех россов о неисповедимом Его даре
- О княжении Святополка в Киеве
- О княжении Ярослава в Киеве
- О княжении в Киеве великого князя ИзяславаЯрославича и об основании деревянной церкви Печерской
- О втором изгнании Изяслава и об основании великой церкви Печерской каменной, об украшении ее и о каменной ограде вокруг всего монастыря
- О княжении Всеволода Ярославича в Киеве
- О княжении в Киеве Михаила Святополка Изяславича
- О княжении Владимира Всеволодовича Мономаха в Киеве
- О том, как российские самодержцы начали на себе носить венец царский
- О княжении Мстислава Мономаховича в Киеве
- О княжении Ярополка Мономаховича в Киеве
- О том, как воздал Ярополк Болеславу за хитрость хитростью
- Вторая Ярополкова хитрость в отмщение Болеславу
- О различных князьях в Киеве, которые друг друга изгоняли с престола
- Еще о различных князьях в Киеве и о междоусобном изгнании их с престола
- О княжении Мстислава Изяславича в Киеве и о прочих князьях, владевших Киевом
- О княжении в Киеве Романа, князя Смоленского
- О княжении в Киеве Ярослава Изяславича
- О том, как Владимирский епикоп греческого закона не благословил самодержца российского Романа воевать с христианами иначе, как по уважительной причине
- Спор о столице самодержавия российского и об избрании князя из венгров или угров
- О разных князьях Киевских
- О княжении Михаила Всеволодовича в Киеве и о нашествии злочестивого Батыя
- О разорении прекрасной святой великой чудотворной Киево-Печерской лавры
- О благовесте во святой обители Печерской к церковному служению, откуда он начался
- О годах, в которые Киевское княжество и всей России самодержавство находил ось под татарским игом
- Об извещении великого князя Димитрия о том, что нечестивый Мамай идет войною на Россию
- О послании великим князем Димитрием даров к Мамаю
- О послании первой стражи
- О послании второй стражи
- О приезде русских князей, воевод и многих войск к Москве
- О приходе Захарии в Орду к Мамаю
- О грамоте Мамая к великому князю Димитрию
- Об отшествии Захарии от Мамая
- О прибытии Захарии в Москву
- О походе великого князя Димитрия в монастырь Святой Троицы
- О походе великого князя Димитрия из Москвы против безбожных агарян
- О приходе великого князя Димтрия в Коломну и об устроении полков
- О послании стражей великим князем Димитрием (о скорби Олега Рязанского и Ольгерда Литовского, что пошел князь Димитрий на войну)
- О приходе двух братьев Ольгердовичей на помощь великому князю Димитрию
- О переходе чрез Дон и о взятии языка Мамаева
- Об устроении воинов к битве, об укреплении всех полков великим князем Димитрием и о молитве его
- О приметах Димитрия Волынского
- Предупреждение
- О явлении святых мучеников Бориса и Глеба
- О выступлении обоих войск на битву, о постановлении князем Димитрием вместо себя Михаила, о послании Сергиевом и о храбрости инока Пересвета
- Послание от игумена Сергия
- О горьком и престрашном часе, в который множество созданий Божиих испило смертную чашу в битве
- О видении отверстых небес
- О выходе тайного полка из засады на битву и о преславной победе над татарами
- О сборе войск христианских под свои знамена, об обретении великого князя Димитрия и о великой радости из-за победы над татарами
- О поездке великого князя Димитрия между трупами
- О смотре полков и исчислении убитых
- О возвращении великого князя Димитрия с торжественною победою к Москве
- О походе великого князя Димитрия к обители Святой Троицы
- О гибели Мамаевой
- О княжестве Киевском под лютым игом татарским и отчасти о князьях Киевских
- О переселении митрополита Киевского в Москву
- О взятии стольного русского города Киева литовским князем Гедимином и о присоединении княжества Киевского к Литовскому
- О том, откуда два митрополита в России, один в Москве, а другой в Киеве
- О том, когда в царствующем городе Москве устроен был патриарший престол
- О превращении Великого Киевского княжества в воеводство
- О возвращении богоспасаемого града Киева к первоначальному царственному бытию
- О первом приходе басурман под Чигирин
- О втором походе басурман под Чигирин
- О преславной победе над турками и татарами, бывшей на горе
- О приходе православных войск к Чигирину
- О возвращении войск христианских от Чигирина и о бегстве турок и татар от войск православных
- О приходе многочисленных сил царских и войск запорожских к Киеву
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
- Пирамида или Столп
- Поучение на вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Речь к Великому Государю Архиерея Димитрия, егда еще Архимандрит быв, с Украины прииде
- Письма святителя Димитрия Ростовского
- Послание святого исповедника Христова Хрисогона
- Собор и суда изречение от неверных иудеев на Иисуса Назорея, Искупителя мира
- Обращение грешника к Магдалине, плачущей у ног Христовых
- Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществлении хлеба в тело и вина в кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов
- Краткие вопросы и ответы
- Краткое христианское нравоучение
- Зерцало православного исповедания
- Внутренний человек, в клети сердца своего уединен, поучающся и молящся втайне
- Смиренный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, написал сие для пользы собственного своего окаянства
- ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
- Житие иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского чудотворца
- Надгробная, юже преосвященный Стефан по погребении святаго Димитрия написа
- Духовная грамота Святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго, новаго чудотворца, юже он прежде смерти своея рукою своею написа сице
- Чудеса святителя Димитрия, митрополита Ростовского
- Именной указатель
- Географо-этнографический указатель
- Указатель литературы к «Келейному летописцу» и «Киевскому синопсису»
- Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
- Источники к библиографии. 1976-1999
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом — величественные храмы над озером Неро
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10’28.4″N 39°23’31.7″E
Жизнь святителя Дмитрия
История монастыря
Архитектурные памятники на территории монастыря
Современное состояние и режим посещения
Как добраться
Монастыри Ростова Великого
Спасо-Яковлевский монастырь на карте
Древняя история Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает свыше шести сотен веков. После его возвращения верующим в начале 90-х годов прошлого века были проведены большие реставрационные работы на территории и отремонтированы храмы. Монастырь стал первым среди восстановленных в городе. И сегодня он — место паломничества и примечательный туристический объект для многочисленных гостей Ростова Великого.
Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Жизнь святителя Дмитрия
Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.
Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.
Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро
История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.
История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.
Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой
Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.
В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.
Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор
Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.
После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.
Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор
С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.
Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.
Зачатьевский собор
Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.
В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.
Димитриевский собор
Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.
С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.
Северные ворота
Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.
Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.
Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня
Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.
Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.
Часовня Иакова Ростовского над Святым источником
Утренние службы в храмах монастыря проходят по будним дням в 7.30, а по выходным и праздникам – в 9.00. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.
Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.
На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, выехать к Ростовскому кремлю. А от кремля — двигаться по ул. Ленина до перекрестка с ул. Московской, где повернуть влево к озеру Неро. Вскоре открывается панорама монастырских стен.
Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.
Рейтинг достопримечательности
1 1 1 1 1 Рейтинг 4.14
Монастыри Ростова Великого
Яковлевский монастырь |
Богоявленский монастырь |
Рождественский монастырь |
Петровский монастырь |
← Ярославская область |
Ростов Великий |
Россия → |
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Казань |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Святитель Димитрий Ростовский и его труды
Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.
Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.
По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».
Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.
Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.
Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».
В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.
Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».
Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.
Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».
Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).
Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.
Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:
«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».
Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.
Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:
«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».
Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.
Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.
Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:
О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.
Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.
Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».
Димитрий Ростовский
В Википедии есть статьи о других людях с именем Димитрий.
Портрет-парсуна, начало XVIII в. (?)
Митрополит Ростовский и Ярославский
4 января 1702 — 28 октября 1709
Иоасаф (Лазаревич)
Досифей (Глебов)
Митрополит Тобольский и всея Сибири
23 марта 1701 — 4 января 1702
Игнатий (Римский-Корсаков)
Филофей (Лещинский)
Данила Саввич Туптало
11 (21) декабря 1651
местечко Макаров, Киевский полк, Русское царство
28 октября (8 ноября) 1709 (57 лет)
Ростов, Русское царство
- Ростов
22 апреля 1757; Святейший правительствующий синод
святитель
21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых
Медиафайлы на Викискладе
Дими́трий Росто́вский (в миру Дани́ла Са́ввич Тупта́ло; 11 (21) декабря 1651, местечко Макаров, Киевский полк, Войско Запорожское — 28 октября (8 ноября) 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Царство Русское) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.
В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.
Жизнеописание
Родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.
Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.
Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)
После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября) 1683 оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая) 1684 поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.
По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.
Царь Пётр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.
10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).
За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.
Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».
Смерть и погребение
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.
В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.
В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.
Канонизация
Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)Икона XVIII века
В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.
Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.
Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.
Увековечение памяти
Памятник святителя Димитрия Ростовского перед кафедральным собором в Ростове-на-Дону
В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость святого Димитрия Ростовского, развившаяся впоследствии в г. Ростов-на-Дону.
В 1999 году в Ростове-на-Дону перед Собором Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральным собором Ростовской и Новочеркасской епархии, установлен памятник Димитрию Ростовскому.
Литературное наследие
Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) — сохранились до наших дней.
В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступным для простого народа языком сочинения против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».
Четьи-Минеи
Четьи-Минеи, Киев, 1714 год
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского или «Книга житий святых» представляют собой одно из самых крупных произведений славянской литературы. В Четья-Минеях преобладает агиографические тексты, но они включают в себя и дидактический, и повествовательный материал. Труд ростовского митрополита содержит 664 жития, из которых 24 жития описывают жизнь и подвиги ветхозаветных святых, 571 — обще-православных, 65 — русских и 4 — южнославянских. Дидактические и повествовательные тексты значительно уступают житиям по объему. Это 22 слова, посвященных истории и прославлению важнейших христианских праздников и некоторых святых; 22 сказания о различных воспоминаемых Церковью священных событиях и чудесных проявлениях милости Божией к человеческому роду; 6 заимствованных из Богослужебных книг синаксарей и 7 назидательных повестей, взятых из второй части Пролога. Все тексты расположены в порядке месяцеслова. Изложение каждого дня обыкновенно заключается авторскими заметками Димитрия Ростовского, включающими в себя перечень прочих святых, чья память также отмечается в этот день (с указанием кратких сведений о них) и примечаниями, в которых разъясняются и исправляются ошибки и противоречия источников, даются необходимые справки по истории и географии.
Димитрий Ростовский приступил к работе над Четьи-Минеями 6 мая 1684 года, исполняя решение собора старцев Киево-печерского монастыря. Работа продолжалась с перерывами в течение 20 лет, до 1704 года. Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.
- Первая книга — 1689 год и напечатана в Киеве.
Первое издание вызвало неудовольствие московского патриарха Иоакима, поскольку издание тома «Книги житий святых» осуществлялось без согласования с патриархом, а кроме того, ряд мест в тексте Иоаким счел неправославными: упоминание о Непорочном Зачатии Девы Марии и именование Августина и Иеронима святыми (в московской традиции XVII сочинения этих древних отцов церкви считались испорченными латинянами). Патриарх отозвал у Димитрия Макарьевские Великие Четьи-Минеи. Причина такой резкой реакции состояла в том, что киевское ученое духовенство поддерживало т. н. «латинствующих» в московских евхаристических спорах 1680—1690-х гг. 21 июня 1689 году Димитрий отправляется в Москву вместе с архимандритом Иннокентием Монастырским в посольстве гетмана Ивана Мазепы. Здесь 25 августа 1689 года Димитрий преподносит государям, Иоанну и Петру, один экземпляр житий святых; подарок был принят благосклонно и вызвал ответный дар в виде двух роскошных лисьих мехов. Димитрий беседовал с патриархом Иоакимом, после чего предстоятель благословил ему продолжить работу над житиями святых. Листы, которые не понравились Патриарху, были удалены из напечатанного тиража первого тома.
После смерти патриарха Иоакима патриарх Адриан поощрил дальнейшее составлений житий своей грамотой и выслал Димитрию Макарьевские Четьи-Минеи.
- Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году.
- Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год.
- Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года.
При написании своего произведения Димитрий Ростовский выступал как агиолог, изучавший разнообразные источники, а затем как агиограф, писавший на основании изученных источников свою версию жития. Тем самым, «Книга житий святых» представляет собой не простое собрание житий, заимствованных из различных источников, но по большей части — новое и самостоятельное сочинение, для которого источники дали только материал. «Полная свобода и самостоятельность — вот отличительные свойства его работы по изложению источников».
Основными источниками агиографического материала для Димитрия Ростовского были Пролог (издание 1685 г.), Великие Четьи-Минеи (т. н. Макарьевские), киево-печерский патерик (издание 1661 г.), агиографический сборник Лаврентия Сурия «De Probatis Sanctorum Historiis», содержавший жития Симеона Метафраста в латинском переводе, а также тома «Acta Sanctorum» болландистов за январь-май, «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы») кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги «Żywoty świętych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием. Посредством этих сборников Ростовский владыка получал доступ к древнейшим житийным текстам различных авторов. Также святитель Димитрий пользовался многочисленными историческими сочинениями: славянскими, византийскими, латинскими.
Согласно историку Николаю Костомарову, святитель Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников, и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.
Влияние на славянскую культуру
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Язык и сюжеты получили высокую оценку многих классических русских писателей XVIII—XX вв.
Четьи-Минеи стали источником вдохновения для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.
Ф. М. Достоевский писал:
…по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.
— Ф. М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»
Труды
В Викитеке есть тексты по теме: «Димитрий Ростовский»
Сочинения, посвященные чудотворным иконам Архиерейский посох Димитрия Ростовского. Фото С. М. Прокудина-Горского (1911)
- Руно орошенное.
Сочинения, посвященные духовной жизни и аскетике
- О исповедании грехов и святом причащении;
- Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
- Зерцало православного исповедания.
- Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
- Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне.
Исторические произведения
Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова, cобранная из Божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных. Часть 1 Часть 2
Полемические произведения
Розыск о раскольнической Брынской вере.
Агиографические произведения
Четьи Минеи (Жития святых).
Молитвословия
- Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
- Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
- Плач на погребение Христово;
- Краткое богомысленное размышление;
- Пяточисленные молитвы;
- Псалтирь Божией Матери.
Произведения, издаваемые под именем митрополита Димитрия Ростовского, но не принадлежащие ему
- Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем;
- Алфавит духовный. Настоящий автор — митрополит киевский Исайя Копинский.
Примечания
- 1 2 И. Шляпкин Димитрий св. митрополит Ростовский // Русский биографический словарь — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 389–394.
- А. А. Крумминг «Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения» // Сообщения Ростовского музея, Выпуск 3 Музей, 1992
- 1 2 3 Святой Димитрий Ростовский
- Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие) Архивная копия от 31 октября 2007 на Wayback Machine
- Соловьёв С. М. История России с древнейших времён
- Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
- Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
- Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
- Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
- Вертеп Алексея Стрельникова (недоступная ссылка). Дата обращения 11 января 2008. Архивировано 23 апреля 2008 года.
- 1 2 3 4 Крылов А.О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51—60.
- Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории Русской святости. Часть третья. Русская святость в Петровскую эпохи и позже. Святитель Димитрий Ростовский (1651—1709)
- Жизнеописание святого Димитрия Ростовского // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X—XX вв.
- Крылов А. О. Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского: (К вопросу о конфессионализации в России рубежа XVII—XVIII вв.) // Вестник Московского государственного университета. Серия 8. История. 2013. № 1. С. 51 — 64
- Державин А., прот. «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник: в 2 ч.. — Москва, 2006. — С. 298. — 384 с.
- М. А. Федотова, Я. Э. Зеленина. Димитрий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8-30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
- Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия II. Встреча с Западом 1. На распутье.
- Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
- Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
- Русская линия / Библиотека периодической печати: О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа. rusk.ru. Дата обращения 9 ноября 2019.
Литература
Сочинения святителя Димитрия
- Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: В 5 т. — М.: В Синодальной Тип.
- Том первый, содержащий в себе разные небольшие сего Святителя творения, с присовокуплением жития его и келейных записок. — 6-е изд. — 1839. — VI, 525 с.
- Том второй, содержащий в себе поучения на Воскресные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 694 с.
- Том третий, содержащий в себе Поучения на разные праздничные дни. — 6-е изд. — 1840. — III, 640 с.
- Часть четвёртая, содержащая в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. — 7-е изд. — 1849.
- Том пятый, содержащий в себе: Зерцало православного исповедания, Краткое Христианское нравоучение и Разные слова. — 4-е изд. — 1835. — 146 с.
- Жития святых. — К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1764.
- Книга первая. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Книга вторая. Декабрь, январь, февраль.
- Книга третья. Март, апрель, май.
- Книга четвёртая. Июнь, июль, август.
Биография
- Св. Димитрий митрополит Ростовский // Православная богословская энциклопедия. — Т. 4. — Прил. к журн. «Странник» за 1903 год.
- Федотова М. А., Зеленина Я. Э. Димитрий (Туптало) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 8—30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
- Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). — СПб., 1891.
Частные вопросы биографии
- Крылов А. О. «При поданной чрез посланников моих в Киев оказии…»: Контакты святителя Димитрия Ростовского с Киевом и Черниговом в 1701—1709 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 5 (72). — С. 116—128.
- Крылов А. О. Московские знакомые митр. Димитрия Ростовского и «киевская учёность»: восприятие западной образованности великорусской церковной элитой на рубеже XVII—XVIII вв.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 8. — С. 86—88.
- Мельник А. Г. Когда был крещён св. Димитрий Ростовский? // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 183—186.
Сочинения
- Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4.
- Державин А., прот. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Магистерская диссертация в 2 ч. Радуются верных сердца. М.: ИИПК-Ихтиос, 2006. Часть 1, Часть 2.
- Цыб С. В. Святитель Димитрий Ростовский — первый русский хронолог // Изв. Алтайского гос. ун-та. — Вып. 4. — 2000.
Богословские воззрения
- Крылов А. О. «И лишаются невежеством своим многих благ духовных». Понятие «невежество» в «Розыске раскольнической брынской веры», проповедях и учительных сочинениях свт. Димитрия Ростовского // Манускрипт. — № 5 (91). — 2018. — С. 39—44.
- Крылов А. О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2017. — № 5. — С. 51—60.
- Крылов А. О. Свт. Димитрий Ростовский и евхаристические споры в России конца XVII в. // Русское богословие: исследования и материалы. — М., 2014. — С. 7—35.
- Крылов А. О. «Учитель искусен», а не «идол злат, но бездушен»: каким свт. Димитрий Ростовский желал видеть приходское духовенство // История и культура Ростовской земли. 2013. Ростов, 2014. С. 82-90.
- Крылов А. О. Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2018. — Вып. 84. — С. 48—55.
- Хондзинский П., прот. Святитель Димитрий Ростовский и богословское наследие древнего Киева // Православие и православная культура в эпоху святого Димитрия Ростовского. — Ростов: Изд. Спасо-Яковлева Димитриева монастыря, 2018.
Житие и почитание
- Федотова М. А. Житие, почитание и прижизненные чудеса св. Димитрия Ростовского // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 273—310.
- Федотова М. А. Источники Жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. — СПб.: Пушкинский Дом, 2011. — Т. 2. — С. 180—222. — ISBN 978-5-91476-035-6.
Иконография
- Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
- Мельник А. Г. Житийная икона Димитрия Ростовского // Книжная культура Ярославского края-2011. — Ярославль, 2012. — С. 5—12. — ISBN 978-5-91637-019-5.
- Мельник А. Г. Уникальная икона Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 89—96. — ISBN 978-5-91637-019-5.
- Пархоменко Н. В. Портреты свт. Димитрия Ростовского и его отца Саввы Туптало в собрании Национального художественного музея Украины // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский: исследования и материалы. — Ростов, 2008. — С. 387—397.
Ссылки
- Труды Димитрия Ростовского на сайте Тверской епархии
- Святитель Димитрий Ростовский. Жизнь, труды, эпоха. Сайт, специально посвященный личности митрополита Димитрия Ростовского и его времени. Содержит обширную электронную библиотеку.
Духовное завещание святителя Димитрия «…Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Я, смиренный архиерей Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, повинуюсь голосу Господа моего, говорящего во Святом Евангелии: будьте готовы, потому что в тот час, когда не ждете, Сын Человеческий приидет; не знаете, когда Господь придет – вечером, или в полночь, или в час пения петухов, или утром, чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. Слышу этот голос и боюсь; к тому же часто и болею, с каждым днем изнемогаю телом и жду во всякое время возвещенного Господом нечаянного смертного часа. Готовясь поэтому сообразно с своими силами к исходу из настоящей жизни, рассудил сею моей духовной грамотой известить всякого, кто захочет по кончине моей разыскивать моего келейного имения, – не трудился бы он напрасно, не допрашивал бы служивших мне ради Бога. Пусть он знает о моем сокровище и богатстве, что я его от юности своей не собирал (не по тщеславию это говорю, но чтобы знали искатели моего имения). С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысл Божий, который никогда меня не оставлял. Проходящие же через мои руки подаяния моих благодетелей и начальнические доходы я издержал на свои монастырские нужды. Где был на игуменстве, архимандритстве, также и в архиерействе будучи, я не скоплял доходов (да их и немного было), но частью на свои нужды их издерживал, частью на нужды нуждающихся, где Бог велел. Итак, пусть никто не трудится после моей смерти допрашивать или разыскивать каких-либо моих приобретений. Даже и на погребение и на поминовение ничего не оставляю – пусть иноческая нищета наиболее на кончине явится пред Богом. Верю, что Ему приятнее будет, если бы ни одного гроша после меня не осталось, чем когда бы большие сбережения раздавались. И если меня, такого бедняка, никто не захочет предать обычному погребению, то молю тех, кто о своей смерти вспоминает, да снесут мое грешное тело в убогий дом и там бросят его между трупами. Если же воля начальствующих повелит меня умершего погребсти по обычаю, то молю Христолюбивых погребателей, пусть погребут меня в монастыре святого Иакова, епископа Ростовского, в углу церкви, на месте, которое я для себя указал. Об этом челом бью. Желающий же без денег ради Бога помянуть мою грешную душу в своих молитвах, пусть и сам будет помянут в Царстве Небесном. Требующего же за поминовение мое платы молю, пусть не поминает меня нищего, ничего не оставившего на поминовение. Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки. Аминь. Таково мое завещание, такова моя духовная грамота, таково сообщение о моем имении. Если же кто, не поверив настоящему извещению, начнет с допросом искать после меня серебра и золота, то хотя и много потрудится, ничего не найдет, и Судия ему Бог.» — (Писано в Богоспасаемом граде Ростове в дому архиерейском, в лето 1707, апреля в 4-й день). _______________________________________ Из книги: Святитель Димитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997. С. 153-156.
Дни памяти:
23 Мая (5 Июня) — собор Ростово-Ярославских святых, переложение мощей св. Димитрия в серебряную раку,
19 Июля (1 Августа),
21 Сентября (4 Октября) — обретение мощей,
28 Октября (10 Ноября) — преставление.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Серебряная гробница святителя Димитрия Ростовского. Уничтожена в 1922 г., при изъятии церковных ценностей из Спасо-Яковлевского монастыря
Я, смиренный архиерей Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, повинуюсь голосу Господа моего, говорящего во Святом Евангелии: будьте готовы, потому что в тот час, когда не ждете, Сын Человеческий приидет; не знаете, когда Господь придет – вечером, или в полночь, или в час пения петухов, или утром, чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. Слышу этот голос и боюсь; к тому же часто и болею, с каждым днем изнемогаю телом и жду во всякое время возвещенного Господом нечаянного смертного часа. Готовясь поэтому сообразно с своими силами к исходу из настоящей жизни, рассудил сею моей духовной грамотой известить всякого, кто захочет по кончине моей разыскивать моего келейного имения, – не трудился бы он напрасно, не допрашивал бы служивших мне ради Бога. Пусть он знает о моем сокровище и богатстве, что я его от юности своей не собирал (не по тщеславию это говорю, но чтобы знали искатели моего имения). С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысл Божий, который никогда меня не оставлял. Проходящие же через мои руки подаяния моих благодетелей и начальнические доходы я издержал на свои монастырские нужды. Где был на игуменстве, архимандритстве, также и в архиерействе будучи, я не скоплял доходов (да их и немного было), но частью на свои нужды их издерживал, частью на нужды нуждающихся, где Бог велел.
Итак, пусть никто не трудится после моей смерти допрашивать или разыскивать каких-либо моих приобретений. Даже и на погребение и на поминовение ничего не оставляю – пусть иноческая нищета наиболее на кончине явится пред Богом. Верю, что Ему приятнее будет, если бы ни одного гроша после меня не осталось, чем когда бы большие сбережения раздавались.
И если меня, такого бедняка, никто не захочет предать обычному погребению, то молю тех, кто о своей смерти вспоминает, да снесут мое грешное тело в убогий дом и там бросят его между трупами.
Если же воля начальствующих повелит меня умершего погребсти по обычаю, то молю Христолюбивых погребателей, пусть погребут меня в монастыре святого Иакова, епископа Ростовского, в углу церкви, на месте, которое я для себя указал. Об этом челом бью.
Желающий же без денег ради Бога помянуть мою грешную душу в своих молитвах, пусть и сам будет помянут в Царстве Небесном. Требующего же за поминовение мое платы молю, пусть не поминает меня нищего, ничего не оставившего на поминовение.
Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки. Аминь.
Спасо-Яковлевский монастырь. Фрагмент гравюры И. М. Белоногова 1800-1871 гг.
Таково мое завещание, такова моя духовная грамота, таково сообщение о моем имении. Если же кто, не поверив настоящему извещению, начнет с допросом искать после меня серебра и золота, то хотя и много потрудится, ничего не найдет, и Судия ему Бог.
(Писано в Богоспасаемом граде Ростове в дому архиерейском, в лето 1707, апреля в 4-й день).
Из книги: Святитель Димитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997. С. 153-156.
Сайт Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря,
Добавить комментарий