Житие Паисия Святогорца
Содержание
>Житие старца Паисия Святогорца*
Часть первая
Предисловие
АКРИТСКИЕ ФАРАСЫ Семья старца Крещение и отъезд из родных мест ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ. УРОКИ ПОДВИЖНИЧЕСТВА Воспитание в «обучении и наставлении Господнем» Детское подвижничество Плотницкое ремесло Благословенный юноша Ведомый Крестом Боговидение Подготовка к монашеской жизни Забота о других Опасности и испытания Поддержка семьи ВОЕННАЯ СЛУЖБА Любочестный радист Невзгоды Духовные упражнения и опыты Жертва ради других Благодеяние и клевета Спасение своей части Самопожертвование Молитвы под пулями Непослушание богохульнику ПОИСКИ И ПОДГОТОВКА Первое посещение Святой Горы Труд и подготовка МОНАХ В ЭСФИГМЕНСКОМ. ОБЩЕЖИТЕЛЬНОМ МОНАСТЫРЕ Препятствие перед уходом из мира Насельник Эсфигменского общежития Испытания и служения Новоначальные подвиги «Меня палила огнем любовь моих родных» Бесовские явления Постриг в рясофор Трепещущий агнец Трезвенный делатель Послушание до крови Посещение Божественной Благодати Удаление на безмолвие В ОСОБНОЖИТЕЛЬНОМ. МОНАСТЫРЕ ФИЛОФЕИ Послушник у Старца Усердный труженик и незаметный подвижник Помысел гордости «Тангалашкины шуточки» Старание помочь ближнему Поездка в Коницу на лечение Промысл Божий Постриг в мантию Связь с добродетельными отцами Благословения от Пресвятой Богородицы Полученное откровение В МОНАСТЫРЕ СТОМИОН Восстановление обители Уважение к монастырю В обрыв за святыней Обретение мощей преподобного Арсения Труды Покровитель бедных и сирот Мученическое отношение к искушению Борьба против сектантов и еретиков «Водимый Духом…» Бесовские нападения Спасение по Промыслу Божию Ночное посещение Пресвятой Богородицы Похожее на правду бесовское видение Дружба с дикими зверями Другие события коницкого периода Уход из Стомиона ПУСТЫННИК НА. БОГОШЕСТВЕННОЙ СИНАЙСКОЙ ГОРЕ Переселение на Синай Ниспослание дождя Блаженная пустынная жизнь Божественное Причащение Рукоделие и милостыни «И бе в пустыни искушаемь…» Друзья пустынника Бесстрастие святых Иоакима и Анны В келье Святых сорока Мучеников Кончина матери Старца Имя Казандзакиса Недопущение до причастия и божественное утешение Невидимая брань и невыразимые состояния Прощание со сладкой пустыней В ИВЕРСКОМ СКИТУ Безмолвие или братство Различные стороны скитской жизни Помощь душе усопшего Вмешательство Честного Предтечи Диавольская злоба Постриг в великую схиму Пища от Ангела Операция на легких Основание исихастирия НА ПУСТЫННЫХ КАТУНАКАХ В бедной Ипатьевской каливе Подарки подвижнику Бесноватый Нищета Старца «Доброе лицемерие» Свет сладчайший В КАЛИВЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА В святой Ставроникитской обители Кончина батюшки Тихона Жизнь в келье Честного Креста «Свет стезям моим» Явление преподобного Арсения Батюшка Тихон и искуситель Паломничество на остров Тинос Прельщенный монах Сострадая больному Рясы и масличное дерево Поездка в Фарасы Святая Евфимия Бесовские шуточки Видение души почившего монаха Снегирь по имени Олет Спасение от смерти Осужденная душа Молитва за бесов Георгакис с Тибета Поездка в Австралию Ночной посетитель Явление Христа Рыба Дороги и автомобили Икона «Святой, с которым поступили очень несправедливо» Бесовское множество Необычный защитник «Помолися, и небо дождь даде» Ангел Хранитель СВИДЕТЕЛЬСТВА ПАЛОМНИКОВ Забавные случаи и афоризмы Старца В «ПАНАГУДЕ». ОТДАНИЕ СЕБЯ ТЕМ, КОМУ БОЛЬНО Переселение в келью «Панагуда» Святые Пантелеймон и Лукиллиан «Утешайте люди моя» Явление святого великомученика Власия Благоухание от иконы «Достойно есть» Мощи святого Космы Прота «Коза» на чердаке Залитая Светом келья Обетование Пресвятой Богородицы Поездка на Святую Землю и на Синай Действия Божественной Благодати Видение молящегося ребенка «Христе мой, благослови меня…» Страшное видение Пресвятая Богородица Об антихристе, числе 666 и новых удостоверениях личности Благоухание от святых мощей Операция по удалению грыжи Богохульный фильм Видение Благодати Священства «Преображение» Свидетельства паломников Старец и юные БОЛЕЗНЬ И БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА Страдание и болезни. Старец во время болезни На пределах крепости Последний выезд со Святой Афонской Горы. Дальнейшее развитие болезни Приношение людям в мученических страданиях Блаженная и незаметная кончина ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА «Не отступи от нас» Благоухание Изгнание беса Спасение ребенка Явление во сне Чудесное явление и помощь Осязаемое присутствие Помощь Старца в дорожно-транспортных происшествиях Воскрешение от духовной смерти Шарф Старца исцеляет опухоль Исцеление бесноватой Исцеление пораженного глаза
Часть вторая
ДОБРОДЕТЕЛИ СТАРЦА Крайнее странничество или уклонение от мира Послушание Блаженное и богатое смирение Делатель и проповедник покаяния Нестяжание «Алчность подвижничества» «Труждаясь и делая своими руками» Аромат благоговения «Правду возлюби» Любочестие Старца Доверие Божественному Промыслу Ангел мира Светильник рассуждения Безмолвия рачитель Трезвение Молитва и келейный устав Старца Бесстрастие Благородная любовь БЛАГОДАТНЫЕ. ДАРОВАНИЯ СТАРЦА Преодоление законов естества Примирение с творением Молитвенник о всем мире Благодатный учитель Дарование утешения Противоборец и изгонитель бесов Явления бесов Исцеление бесноватых «Миро излиянное» Разумение иностранных языков Необыкновенные перемещения в пространстве Слышание молитв и просьб о помощи Знание о состоянии усопших Свидетельства о прозорливости Благодать исцелений Явления Святых Источник Нетварного Света ПРИНОШЕНИЕ СТАРЦА МИРУ «Наставник пустыни» Служение людям из пустыни Выезды в мир Поборник Предания К Матери-Церкви Верный сын Отечества ПРИЛОЖЕНИЕ
Предисловие
В последние годы увидели свет различные книги и публикации о Блаженном Старце Паисии Святогорце. Они действительно оказали духовную пользу многим и сделали имя Старца еще более известным. Однако в основном в них идет речь об учении и чудесах Старца Паисия. Биографические сведения, содержащиеся в этих книгах, – минимальны.
Убедившись в необходимости составления систематического жизнеописания отца Паисия, одно из его духовных чад – наш Старец, иеромонах Исаак, – решился взять этот труд на себя. Отец Исаак вместе с монахами своего братства начал составление «Жития» Старца Паисия приблизительно через два года после его кончины (Старец Паисий почил о Господе 29 июня12 июля 1994 года). Труд близился к завершению, когда кончина самого отца Исаака (3 июля» 16 июля 1998 года) отложила издание на неопределенное время.
«Житие» оставалось неопубликованным, оно еще нуждалось в исправлениях и дополнениях. Между тем, из-за трудностей, возникших после кончины нашего Старца, отца Исаака, продолжать работу над книгой было для нас невозможно. Кроме этого, осознавая свою очевидную непригодность для столь ответственного труда, мы более трех лет вообще боялись прикоснуться к «Житию».
Завершить работу нас побуждало желание нашего Старца, отца Исаака, и труд, проделанный им ради того, чтобы «Житие» Старца Паисия увидело свет. Кроме этого, многие братья и сестры во Христе также побуждали нас довести дело до конца.
Иногда у нас опускались руки. Мы были готовы оставить этот чрезвычайно сложный и ответственный труд. Нами овладевал страх того, что мы исказим облик Старца и вместо пользы принесем духовный вред и соблазн. Мы чувствовали себя подобно маленькому ребенку, который, пытаясь говорить о чем-то великом, превосходящем его меру, не находит слов и не может выразить то, что он желает.
При жизни отца Паисия мы не считали необходимым записывать его слова, фотографировать его самого или собирать о нем биографические сведения с тем, чтобы когда-нибудь составить его жизнеописание. Нас наполняло само его присутствие, нам было достаточно уже того, что мы его видели и слышали. Возможно, кто-то посчитает это упущением. Однако наша совесть спокойна от того, что мы не делали ничего, что могло его огорчить.
Единственным исключением были немногие записи, сделанные нами для того, чтобы не забыть ответы отца Паисия на личные вопросы, связанные с нашей ежедневной монашеской жизнью. Отвечая нам, Старец приводил примеры из своего подвижнического опыта, рассказывал о пережитых им сверхъестественных событиях и демонических искушениях. Однако в основном мы опирались на то, что сохранилось в нашей памяти. Многое из того, что запомнилось, мы слышали от него неоднократно. И сейчас – к общей пользе наших братьев и сестер мы передаем на бумаге его слова, начертанные им в наших сердцах.
Узнав о составлении «Жития», многие миряне и священнослужители – по собственной инициативе или по нашей просьбе – предоставили в наше распоряжение немало ценных документов: писем Старца Паисия, фотографий, записей и свидетельств очевидцев. Весь этот материал, привнесший в «Житие» Старца немало ранее неизвестных страниц, был использован с осторожностью и ответственностью. После многократного просеивания и отбора было оставлено лишь то, что действительно заслуживало доверия. Не все в предоставленных сведениях соответствовало действительности и духу Старца. Некоторые люди от нерассудительного благоговения что-то преувеличивали, а другие, возможно, поняв Старца неправильно, передавали его слова искаженно. Были и такие – совсем немногие, – кто высказывался о Старце отрицательно – возможно, делая это по неведению, а не по злому расположению. Пусть Бог не вменит им этого в грех.
«Начало словес Твоих истина» (Пс.118:160), и поэтому главным принципом при работе над «Житием» мы тоже избрали истину. Мы старались представить Старца таким, каким мы его знали, таким, каким он был, – избегая порождаемых любовью и восторженностью преувеличений.
Значительная часть «Жития», по сути, является автобиографией Старца Паисия, поскольку главным источником сведений был он сам. Большинство повествований исходят непосредственно из его неложнейших уст. Однако в действительности мы написали очень немногое. Будучи скудным и слабым, наш труд не дает исчерпывающей картины духовного богатства Старца. Мы не только не превозносим, но – отнюдь не желая того – во многом преуменьшаем его образ. Причины этого в следующем.
Его внутренняя жизнь – как жизнь любого святого – проходила «втайне», невидимо для других. Чтобы помочь нам в нашей монашеской жизни, Старец открывал немногое – по большей же части происходившее с ним осталось неизвестным. Когда он был жив, в нашем общении с ним преобладала скрывавшая его духовное величие человеческая сторона. Но главная причина в том, что наши сердечная слепота и несовершенство помешали нам увидеть Старца более духовно – что помогло бы воссоздать его образ с большей достоверностью. Будь наше духовное состояние лучше, это, безусловно, отразилось бы и на настоящем труде. Как известно, наиболее верно описать жизнь Святого может человек, восшедший в такую же меру и такое же состояние. Сам Старец Паисий говорил, что жития Святых, написанные Святыми, восхитительны.
Итак, поскольку «студенец есть глубок и почерпала не имамы» (Ин.4:11) то есть наших духовных сил недостаточно для того, чтобы показать духовное величие Старца, мы ограничились простым и точным изложением сведений о нем, стараясь быть лишь достоверными свидетелями и ничем больше.
Но, несмотря на это, даже сквозь неуклюже написанные нами страницы, проявляется образ Старца Паисия – человека, который с легкой простотой движется в пространстве между землей и Небом, насмехается над диаволом – одновременно сострадая его падению – и общается со множеством Святых. Старец предстает перед читателем совершенно нищим, но при этом низводящим своей молитвой с Неба на землю богатейшие благословения. Он выглядит физически слабым и немощным, но при этом настолько могучим и наполненным огнем Божественной Благодати, что перед ним отступают даже законы естества. Он живет в пустыне, но при этом – очень близок к нуждам людей; строгий аскет по отношению к себе самому, он до самопожертвования человеколюбив по отношению к убогим, страдающим и несправедливо обиженным.
Поместить в один том все сведения о Старце было бы невозможно. Поэтому из множества описанных случаев выбраны наиболее характерные и поучительные. В книгу не вошло учение Старца (объемом в несколько томов), множество писем и более двухсот свидетельств о совершенных им чудесах. Но мы и не ставили перед собой цели представить читателю просто «список чудес». Вполне естественно, что в человеке, восшедшем на вершину добродетелей и стяжавшем Божественную Благодать, действенно открываются благодатные дарования и он творит чудеса. Однако вопрос состоит в том, как достичь этой вершины, каким путем надо идти и каким образом подвизаться против страстей и искушений. Поэтому даже более, чем чудеса Старца, нас трогали и трогают его великое самоотречение, его любочестные подвиги ради любви ко Христу, его монашеская акривия и тонкое чувство духовной жизни, его редкая рассудительность, жертвенная любовь к каждому человеку и святоотеческое мудрование, способное принести покой каждому сердцу.
Книга «Житие Старца Паисия Святогорца» состоит из двух частей. В первой части вниманию читателя предлагается «Пространное житие» Старца. Мы старались как можно проще, но и в наиболее целостном виде показать подвижнический путь Старца от рождения до кончины, следуя хронологии и внешнему течению его жизни. Основа каждой из четырнадцати тематических блоков первой части – то географическое место, где Старец жил в те или иные годы. Главы содержат биографические сведения о Старце, описания его подвигов, свидетельства о чудесах, многообразных дарованиях и помощи людям.
Вторая часть книги, озаглавленная «Добродетели, дарования и приношение Старца миру», – это необходимое дополнение и пояснение к первой части. Знакомство с ее содержанием позволит читателю узнать Старца глубже и понять его полнее. Каждая из двух частей книги независима от другой – они могли быть изданы и как два отдельных тома, – но все же они связаны между собой глубоким внутренним единством. Вторая часть – это тоже жизнеописание, однако оно не следует хронологической канве, а содержит биографические сведения, разделенные по различным темам.1 Центральное понятие второй части – Божественная Благодать. Для того чтобы Ее стяжать, Старец сначала подъял борьбу против страстей и греха и впоследствии явился «добрым строителем различным Благодати Божия» (См.: 1Пет. 4, 10)
В тематическом блоке «Добродетели» различные случаи из жизни Старца описываются так, чтобы читатель мог извлечь для себя практическую пользу. Они разделены по главам, основное содержание которых составляет добродетель, поставленная в название каждой главы. Учение Старца о той или иной добродетели в главы не включено – за исключением немногих лаконичных и наиболее характерных отрывков. Однако там, где было необходимо что-то подчеркнуть, для того чтобы лучше показать дух Старца, отрывков из его поучений приводится больше.
О проявлениях дарований Старца – многообразных и сверхъестественных – ярко свидетельствуют другие люди и поступки самого отца Паисия. Из множества свидетельств были выбраны немногие – наиболее показательные. Эти свидетельства, также разделенные по тематическим главам, приводятся без комментариев – за исключением случаев, где пояснения были необходимы.
Масштабы, глубину и достоинство Приношения Старца миру было бы невозможно описать и объективно оценить на немногих страницах этой книги. Имея в себе разнообразие Божественных дарований, Старец естественно и непринужденно, без человеческих потуг и надрывных усилий передавал богатство Божественной Благодати погибающим от голода душам. В нашей книге упоминаются лишь некоторые из сторон его Приношения – то, в чем он особенно помог людям.
Желая избежать неточностей и ошибок, мы представили написанное нами на суд и проверку духовных чад Старца Паисия и других отцов. Выражаем многую благодарность и признательность нашим духовным братьям за сделанные ими исправления и дополнения. Их помощь в работе над книгой шла от всего сердца и была существенной. Без нее «Житие» Старца вышло бы очень несовершенным и содержало бы много ошибок.
Мы благодарны братьям и сестрам, принявшим участие в работе над книгой и предоставившим в наше распоряжение различные сведения, а также всем, кто проверял и правил текст, потратив много времени и труда ради того, чтобы эту работу закончить. Выражаем также признательность тем, кто старался сделать издание лучше и содействовал его выходу в свет через десять лет после кончины Старца.
Особую благодарность выражаем нашему многоуважаемому Старцу Григорию, постриженику Старца Паисия и духовнику женского монастыря Честного Предтечи в селении Метаморфоси на Халкидике, за то, что он всячески поддерживал нас во время работы над книгой и взял на себя издержки, связанные с типографскими и другими расходами по греческому изданию настоящего «Жития».
Считаем необходимым сделать некоторые замечания, облегчающие читателю знакомство с книгой.
Многое из действий и слов Старца становится понятным из общего контекста его жития. Не следует нерассудительно обобщать все, что говорил Старец. Некоторые его слова были произнесены по конкретному случаю и не предназначались для всех. Как говорил сам Старец: «Одно и то же лекарство может принести и пользу, и вред – в зависимости от организма человека».
В книге говорится об отношении Старца к различным общецерковным, национальным, общемонашеским и другим проблемам. Необходимо подчеркнуть, что позиция Старца была совершенно духовной и бесстрастной. Поэтому и в книге эти вопросы освещаются без малейшего желания кого бы то ни было задеть или скомпрометировать.
Свидетельства очевидцев помещены в книгу в том виде, в каком они были нам переданы. Некоторые обширные свидетельства были сокращены без изменения общего смысла. Были учтены желания тех, кто подавал свидетельства с просьбой не называть их имени.
Даты приводятся по старому стилю. Там, где дата приводится по новому стилю, стоят буквы: «н. ст.».
Заканчивая вводную часть, признаемся в том, что на этих страницах мы не в состоянии по достоинству выразить Старцу нашу признательность и благодарность за все то, что он нам дал. Мы можем лишь сердечно просить его простить нас, если в чем-то мы согрешили против его любви, и в особенности за то, что дерзнули издать его «Житие». Однако просим Старца молиться о том, чтобы Бог просветил умы читающих эту книгу, чтобы они поняли ее правильно и получили духовную пользу. Осознавая свои несовершенства и недостатки, мы с благодарностью примем любые замечания и советы, происходящие от стремления к более ясному проявлению истины.
Если читатель встретит в описании благоуханных подвигов Старца какие-то ошибки, то виноват в них не Старец Паисий и не его биограф отец Исаак, но те, кто завершил работу над этой книгой и ее издал.
Однако если чья-то душа, согревшись огнем подвигов Старца Паисия, сама начнет духовную борьбу, то пусть она прославит покланяемое имя Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, «Ему же слава и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь».
>Паисий Святогорец
Биография
Паисий Святогорец — греческий схимонах, старец, по преданию, творивший чудеса. В начале 20-го века монах жил на горе Афон и считался духовным наставником своего народа. Он был подвижником и в 2015-м причислен к лику святых.
Судьба
Имя, полученное мальчиком при рождении, звучало так — Арсений Езнепидис. Ребенок появился на свет 25 июля 1924 года. Его родиной стала Каппадокия, жители которой переживали обмен, проводившийся между турками и греками. Езнепидисы перебрались в Конницу, и там Арсений провел отрочество. Получив среднее образование в школе, он изучил ремесло плотника.
View this post on Instagram
Паисий Святогорец в молодости
В 1945-м молодой человек отправился служить в армию. В Греции велись военные действия, и он защищал родину, будучи радистом. В этой должности Арсений состоял 3 года. Идея о принятии монашеского пострига приходила Езнепидису уже в молодости. Он планировал воплотить ее в жизнь по окончании войны. Но первоначально пришлось помочь сестрам восстановить хозяйство и позаботиться о семейной жизни.
В 1950-м Арсений посетил Афон, стал послушником и был направлен в монастырь Эсфигмен. Там монах служил 4 года и в 1954-м прошел обряд облачения в рясу. После него Арсений начал носить имя Аверкий и обосновался в обители Филофей в качестве ученика отца Симеона. В 1956-м состоялся постриг в малую схиму, после чего Аверкий принял имя Паисий в честь митрополита Паисия II, родиной которого была Фарраса Каппадокийская.
10 звезд, которым не удалось победить рак
В 1958-м к монаху обратились с просьбой выступить против распространения протестантства в Стоимо-Конницкой, и он не смог отказать. К 1962-му служитель Бога подался к Синаю, а в 1964-м вновь оказался на Афоне, в Иверском скиту. Спустя 2 года Паисий перенес тяжелую болезнь, результатом которой стала ампутация части легкого. В 1978-м он поселился в монастыре Кутлумуш. Слухи о Паисии и его пророчествах постепенно стали распространяться в округе, и к нему начали приходить визитеры и просители.
В 1993-м Паисий обосновался в монастыре святого Иоанна Богослова, расположенном в Суроти. Жизнь монаха оборвалась спустя год вблизи Салоников. Причиной смерти старца стала злокачественная опухоль. Его могилу организовали за алтарем монастырского храма Арсения Каппадокийского.
Чудеса и канонизация
Житие Паисия Святогорца привлекает внимание верующих и любопытствующих. Монах исцелял людей, приводя их к вере, а его молитвы переполняла беззаветная любовь к Богу и людям. Чудеса начались в жизни Паисия еще до принятия пострига. На войне он спас двух солдат и избежал гибели, когда его голову задел осколок боевого снаряда. Так проявилась Божья милость.
View this post on Instagram
Икона Паисия Святогорца
Занимаясь восстановлением обители в 1958 году, Паисий собирал пожертвования, но использовал их не по назначению, а передавал нуждающимся. Строительные работы были затратными, монах молился Богородице о помощи. Благодаря этому недостаток материалов и рабочей силы сменился пожертвованиями от посторонних людей и их участием в восстановлении храма. В результате даже появился остаток цемента, на который изначально не могли и рассчитывать.
Существуют свидетельства того, что старец помогает людям и после кончины. Просители, обращающиеся к иконе Паисия с мольбой о помощи, получали исцеление от тяжелых недугов, серьезных травм. Многие говорили, что в страшные моменты жизни видели перед собой образ монаха, который помогал пережить трудности и спасал от страшной участи.
7 звезд, которые завершили карьеру и живут отшельниками
Чудеса Паисия видели и дети. Известен случай, когда сын священника из Салоников упал в осветительную шахту, пролетев 4 этажа, но не покалечился и остался жив. После спасения мальчик уверял: ему помог старец Паисий. То же говорил из сантехник из Пафоса, которому в глаз попал осколок проволоки. Монах якобы возник перед ним и вытолкнул проволоку. Поврежденное место пострадавший вылечил простыми мазями, а о том, кто был его спасителем, узнал позднее, случайно увидев фото старца.
В 2015 году Паисия причислили к лику святых. Его житие можно прочитать в религиозных книгах. Составителем повествования выступил иеромонах Исаак. К могиле монаха и сегодня приезжают верующие, нуждающиеся в поддержке и помощи.
Память
Паисий Святогорец оставил после себя литературное наследие, в которое входит несколько книг.
View this post on Instagram
Паисий Святогорец в последние годы жизни
Почитатели святого разбирают их на цитаты, заучивают псалмы, возносят молитвы и акафисты старцу. Биография святого стала предметом для рассуждений и легла в основу многосерийного фильма «Паисий Святогорец».
Библиография
- «Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке»
- «Слова. Том II. Духовное пробуждение»
- «Слова. Том III. Духовная борьба»
- «Слова. Том IV. Семейная жизнь»
- «Слова. Том V. Страсти и добродетели»
- «Слова. Том VI. О молитве»
- «Афонский старец Хаджи-Георгий»
- «Отцы святогорцы и святогорские истории»
- «Святой Арсений Каппадокийский»
Паисий Святогорец
В Википедии есть статьи о других людях с именем Паисий.
Арсений Эзнепидис
25 июля 1924
Фарасы
12 июля 1994 (69 лет)
Салоники, Греция
Паисий Агиорит
Константинопольской и Русской православными церквями
13 января 2015
преподобных
12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.)
Медиафайлы на Викискладе
Паи́сий Святого́рец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης, мирское имя Арсе́ниос Эзнепи́дис, греч. Αρσένιος Εζνεπίδης; 25 июля (7 августа) 1924, Фарасы, Каппадокия — 12 июля 1994, Монастырь Иоанна Богослова, ном Салоники, Греция) — схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца не только в Греции, но и в России.
Биография
Родился 25 июля 1924 года в Каппадокии, в семье Евлампии и Продромоса Езнепидис, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией. Имя Арсений (Арсениос, греч. Αρσένιος) он получил от Святого Арсения Каппадокийского, который его крестил и предсказал монашеское будущее. В сентябре 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница (греч. Κόνιτσα) в Эпире, в 66 км от Янины. Арсений здесь вырос и после окончания школы получил профессию плотника.
В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. В то время в Греции шла гражданская война. После окончания войны он хотел начать монашескую жизнь, но ему было необходимо сначала помочь своим сёстрам. В 1950 году он пошёл на гору Афон: стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне.
Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений был послушником в течение четырёх лет и 27 марта 1954 года был пострижен в рясофор с именем Аверкий.
12 марта 1957 года старцем Симеоном пострижен в малую схиму с наречением имени Паисий в честь митрополита Кесарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.
В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантов, старец пошёл и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, оттуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году он тяжело заболел, и ему удалили большую часть лёгких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года старец поехал с Горы Афон в монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти.
В середине 1970-х годов Паисий вместе с Георгием II активно помогал иеромонаху Косме Григориату в организации и начале работы миссии афонского монастыря Григориат, которая работала в Колвези (Заир, с 1997 года Демократическая Республика Конго). В миссии работал интернат для мальчиков, было открыто 55 приходов, крещено более 1500 аборигенов до того момента, как 27 января 1989 года Косма Григориат погиб в автокатастрофе.
Жизнь старца, принимавшего визиты духовных детей и паломников, известна подробно. Одним из наиболее ярких проявлений монашеских добродетелей Паисия Святогорца было его крайнее нестяжание.
Старец Паисий скончался 12 июля 1994 года неподалёку от Салоник, в Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ Суроти, где был и похоронен, за алтарём монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.
Пророчества
Старец Паисий известен как автор антитурецких пророчеств, довольно радикальных по содержанию. В своей книге, озаглавленной «Слова мудрости и благодати старца Паисия Агиорита» (1990), он возвещал о грядущей войне Греции с Турцией, в которой Греция одержит победу благодаря помощи России и расширит свои территории, вернув себе Константинополь; при этом треть турок примет православие, другая треть станет беженцами, а оставшиеся погибнут в конфликте. Сам старец Паисий говорил, что слова о турецком вторжении исходят очень часто от тех, кто в случае войны сам перейдёт на сторону турок; но при этом был убеждён, что Греция вернёт себе в будущем Константинополь, а если Европа открыто поддержит курдов и армян, то Турция может прекратить своё существование как государство. Некоторые российские издания заговорили о пророчестве после того, как 24 ноября 2015 года турецкой авиацией был сбит российский самолёт Су-24.
Канонизация
Икона Паисия Святогорца в Иоанно-Предтеченском соборе в Вашингтоне
13 января 2015 года Священный синод Константинопольской православной церкви после подробного изучения представленных фактов единогласно постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита (Святогорца) с установлением памяти в день его преставления — 12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.).
5 мая того же года Священный синод Русской православной церкви включил преподобного Паисия Святогорца в месяцеслов Русской православной церкви.
Фильмы
- По мотивам жизни Паисия Святогорца создан фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» (2012), режиссёр Александр Столяров.
- Паисий Святогорец: Рождение, Детство, Молодость Фильм 1/7, режиссёр Александр Куприн
- Паисий Святогорец: Начало монашеского пути Фильм 2/7, режиссёр Александр Куприн
- Паисий Святогорец: Синайский отшельник Фильм 3/7, режиссёр Александр Куприн
- Паисий Святогорец: Возвращение на Афон Фильм 4/7, режиссёр Александр Куприн
- Паисий Святогорец: Панагуда Фильм 5/7, режиссёр Александр Куприн
- Паисий Святогорец: Последние годы жизни Фильм 6/7, режиссёр Александр Куприн
- Паисий Святогорец: Прославление Фильм 7/7, режиссёр Александр Куприн
Примечания
- Предисловие к 1 тому «Слов» старца Паисия. Издательский дом «Святая гора», Москва
- ПРЕДИСЛОВИЕ к книге. Схимонах Паисий Святогорец. Возвращение к Богу от земли на Небо\Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского. Москва, 2000
- Паисий Святогорец. Биографическая справка.
- Hieromonk Isaac, 2012: p. 65.
- 1 2 Православная вера : газета Саратовской епархии. Архивная копия от 14 марта 2011 на Wayback Machine — 2004, сентябрь. — № 18 (270).
- Фотографии и местоположение кельи Панагуда на panoramio.com (недоступная ссылка). Дата обращения 29 октября 2017. Архивировано 7 августа 2018 года.
- Местоположение кельи Панагуда на wikimapia.com
- Местоположение монастыря на wikimapia.com (40°28’28″N, 23°4’18″E)
- Дамаскин Григориат. 2630 — Конго Миссионерство Пт Космы Грегориата (Салоники 1942 — 27 января 1989 Конго) (греч.) = Μοναχοῦ Δαμασκηνοῦ Γρηγοριάτου. 2630 — Ο Ιεραπόστολος του Κογκό π. Κοσμάς Γρηγοριάτης (1942 Θεσσαλονίκη — 27 Ιανουαρίου 1989 Κογκό) // newsnowgr.com : Новостной интернет-сайт.
- Иеромонах Леонтий (Козлов). Григория преподобного монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 88-97. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
- Митрополит Лимассольский Афанасий. Голод по Богу.
- Fairclough, Gordon. Greeks Seek Strength in the Powers of a Revered Monk to Predict Events. The Wall Street Journal. Dec. 3, 2012 12:11 a.m. ET.
- Иеромонах Христодул Агиорит. «Избранный сосуд (Старец Паисий 1924—1994)». Книга вторая, издание второе. Санкт-Петербург, 2000 (рус.)
- Пророчества преподобного Паисия Святогорца о будущем Турции и освобождении Константинополя. 26 ноября 2015 г. (рус.)
- Канонизирован старец Паисий Святогорец
- Ecumenical Patriarchate Officially Entered Elder Paisios among the List of Saints. On this day (July 12th), the memory of our venerable Father Paisios the New, of the Holy Mountain, who reposed in peace in the year 1994.
- Ορθόδοξος Συναξαριστής: Όσιος Παΐσιος ο Αγιορείτης. Ημερομηνία εορτής: 12/07/
- Преподобный Паисий Святогорец включен в месяцеслов Русской Православной Церкви. Православие.Ru (6 мая 2015). Дата обращения 6 мая 2015.
Ссылки
- Страница в Facebok, посвященная духовному наследию Преподобного Паисия Святогорца. Житие. Подвиги. Чудеса.
- Старец ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924—1994)
- Блаженный старец Паисий: Труды, главы из книг и фрагменты писем на сайте Православие и мир.
- Старец Паисий Святогорец, аудиокниги
- Sayings of the Elder Paisios the Athonite (англ.)
- Акафист преподобному отцу нашему Паисию Святогорцу, вселенскому чудотворцу (пер. с англ. яз.)
- О Паисии Святогорце на официальном сайте святой горы Афон
- Книги святого Паисия Святогорца Афонского бесплатно в отличном качестве для скачивания и чтения
Житие святого Паисия Святогорца
13 января исполняется два года со дня канонизации в 2015 году преподобного Паисия Святогорца. Иеромонахом Исааком, одним из его духовных чад, составлено житие старца, приоткрывающее тайну рождения и формирования личности святого в благочестивой и мужественной многодетной семье в суровые годы лишений и войны.
Наследницы отцов-каппадокийцев
Родина Старца Паисия – акритское селение Фарасы (или Варасио), расположено примерно в 200 км южнее главного города Каппадокии – Кесарии. Ныне это территория Турции.
В Фарасах насчитывалось 50 церквей и множество святых источников. Некоторые из них существовали со времен византийской эпохи. Наследники предания великих отцов-каппадокийцев, местные жители любили Церковь, сохраняли благоговение к святыне и подвижнический дух. Весь год в постные дни большинство фарасиотов вкушали пищу и пили воду один раз в день – в девятом часу по византийскому времени, в три часа по нашему. «Родители собирали детей в крепости, оставляли им игрушки, чтобы те играли, а в три часа пополудни, когда церковный колокол звонил на Литургию Преождеосвященных даров, шли в церковь и причащались», – вспоминал старец Паисий Святогорец великопостные дни.
Ярким носителем каппадокийской традиции был приходской священник села Фарасы святой Арсений Каппадокийский (1841–1924). Благочестием отличались предки старца Паисия. Его бабушке, Хаджи-Христине, принадлежал небольшой храм в честь святого Архангела Михаила, расположенный поодаль от села. Время от времени она уединялась в этой церкви, проводя время в безмолвии, молитве и посте. Однажды зимой женщину завалило снегом, и она каждый день находила на церковном подоконнике горячий хлеб. Христина молилась и с благоговением вкушала этот Божественный дар.
Безрассудное сердце
Отец старца – Продромос Феодосиу – принадлежал к благородной семье, которая из поколения в поколение начальствовала в Фарасах. Из-за преследований со стороны турок он был вынужден сменить фамилию и стал именовать себя Эзнепидис, что значит «иностранец». Продромос был прекрасным мастером, занимался выплавкой железа, трудился в Фарасах как крестьянин. Будучи 16-летним молодым человеком, он вступил в схватку со львом, ранил его и вышел из схватки победителем. В более зрелом возрасте Продромос много раз спасал свое село от четов (турецких разбойников).
«Мужество, отвага – это одно, а злобность, уголовщина – совсем другое, – рассуждал впоследствии старец. – Брать врагов в плен для того, чтобы перерезать им горло, – это не мужество. Настоящим мужеством будет схватить врага, сломать ему винтовку и отпустить его на свободу. Мой отец так и делал. Когда он ловил четов, совершавших набеги на Фарасы, он отбирал у них винтовки, ломал их и говорил: «Вы – бабы, не мужчины»… Сердце должно стать безрассудным», – наставлял своих чад Паисий Святогорец.
Мать старца, Евлогия, происходила из рода Франгопулосов и была родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. Замуж за Продромоса Эзнепидиса Евлогию выдали совсем юной, в 15-летнем возрасте.
Эти благочестивые люди родили десятерых детей. Первенцы – Екатерина и Сотирия – умерли во младенчестве. Когда преподобный Арсений крестил их третьего ребенка, тоже девочку, он велел дать ей имя Зоя, что значит «жизнь». С тех пор никто из их детей не умирал.
Рождение и крещение святого
Будущий старец родился 25 июля 1924 г., в день Успения святой Анны. При крещении младенца родители собрались дать ему имя деда – Христос, однако Промыслом Божиим все произошло иначе.
Рассказывает игумен монастыря Ватопед Ефрем: «Святой Арсений, никого не спрашивая, опустил младенца в купель, провозгласил: «Крещается Арсений». Там были все родственники, и дяди и тети. Они все начали кричать и возмущаться, обижаться на отца Арсения. «Да кто он такой? Не спросил никого!» – он и правда никого не спросил «Дал ему свое имя! Он тщеславный! А еще святого из себя строит!» Святой Арсений слышал это, конечно, но продолжал Таинство святого крещения со страхом Божиим. Как только закончилось Таинство, святой Арсений пригласил всех и говорит: «Не кричите, не осуждайте меня, потому что этим грешите». Когда я взял ребенка и должен был сказать «Крещается раб Божий», увидел светлый крест на его лбу, и Благодать в тот момент мне сообщила: «Он станет твоим преемником».
Родители святого Паисия Святогорца
В том же 1924 г. греки Малой Азии были с корнем вырваны из отеческого края. Это событие XX в. получило название «малоазийской катастрофы». После поражения Греции в греко-турецкой войне, произошел обмен населением, который производился по этническому принципу: жившие в Турции греки изгонялись в Грецию, а находившиеся в Греции турки переселялись в Турцию. С территории Малой Азии было изгнано около 1,5 млн греков. По официальным данным в то время погибло более 350 тыс. человек. На самом деле, потери были значительно больше.
«В путь отправились 14 августа 1924 г., – рассказывал много лет спустя старец. – Причем турки пришли раньше срока и стали выгонять людей… Хотя это был обмен населением, а не переселение, турки, как всегда, вели себя как злые осы…»
В Грецию приехала приблизительно половина тех греков, которые покинули родные края. Кто-то умер от голода, кто-то от недобрых рук, от лишений, от болезни… Старцу Паисию в момент переселения было примерно 40 дней. На корабле, в давке и толчее, кто-то наступил на младенца, и его жизни угрожала смертельная опасность. Но Бог сохранил Своего избранника.
Прибыв в Грецию, беженцы недолгое время пробыли в порту Пирея, а затем были переведены в крепость острова Керкира, где преподобный Арсений скончался и был погребен согласно его собственным пророческим словам: «Я проживу в Греции 40 дней и умру на острове». С Керкиры беженцы перебрались в Коницу.
Греческое правительство выделило земельные участки для переселенцев из Малой Азии, и отец Паисия, старик Продромос, оставаясь старостой беженцев-фарасиотов и в Конице, в первую очередь позаботился о том, чтобы землю получили другие фарасиоты. Для своей семьи оставил самый плохой надел – наиболее бесплодные участки земли. Расчищая и разрабатывая эти никогда не паханные наделы, он жег заросли колючих кустарников. Тогда от огня и дыма повредились глаза старика.
Университеты старца Паисия
Маленький Арсений учился у своих родителей благоговению к Богу и жертвенному служению людям. Вместо сказок и детских историй они рассказывали ему о жизни и чудесах преподобного Арсения.
Вторым человеком после преподобного Арсения, который оказал самое благотворное влияние на всю жизнь старца, была его мать. Он чувствовал к ней особую любовь и помогал ей, насколько было в его силах. От нее он научился смиренномудрию. Мать советовала ему не стараться побеждать сверстников в играх (за быстрые ноги мальчика называли «беженцем»), чтобы потом не гордиться, и даже не стремиться первым занимать место в шеренге одноклассников, потому что, как она говорила, «первым или последним ты туда встанешь – никакой разницы нет».
Мать учила детей воздержанию: не разрешала ничего есть до тех пор, пока не придет время принятия пищи. Нарушение этого правила она считала тяжелым грехом, подобным блуду. С детства Арсений предпочитал безвкусную пищу, которую вдобавок не солил, чтобы не пить много воды. Свою одежду он стирал сам. Она учила его никогда не произносить имя искусителя – диавола.
Дважды в день вся семья молилась перед домашним иконостасом. Однако мать творила Иисусову молитву, занимаясь делами по хозяйству.
Ответ Дарвину
Выучившись читать, Арсений раздобыл Священное Писание и каждый день изучал Святое Евангелие, зачитывался житиями святых. Его старший брат прятал от него книги, опасаясь, что это увлечение плохо отразится на учебе мальчика. Однако под великие праздники Арсений упорно не ложился спать, зажигал лампадку и молился, всю ночь простаивая на ногах. Тогда брат силой укладывал его в кровать, закутывая одеялами.
Как-то один из друзей старшего брата Арсения, Костас, рассказал подростку теорию Дарвина. «Пойду помолюсь, – решил мальчик, – и если Христос – Бог, то Он явится мне, чтобы я перестал колебаться в вере. Он даст знак – тенью, голосом или чем-то подобным».
Уединившись, он начал класть поклоны и молиться – так продолжалось несколько часов подряд. Совершенно выбившись из сил, он остановился и неожиданно вспомнил произнесенную Костасом фразу: «Я признаю, что Христос был Человеком выдающимся – праведным, добродетельным. Его соплеменники позавидовали Его добродетели и осудили Его на смерть». Арсений подумал: «Раз Христос был таким, то даже если Он был просто Человеком, Его стоит полюбить, послушаться и принести себя в жертву ради Него. Мне не нужен ни рай, ни что-нибудь подобное. На все жертвы стоит идти ради лишь Его святости и Его добродетели»
После этого мальчику – в преизобилии Света – явился Сам Христос. «Я видел Его от пояса и выше, – вспоминал старец Паисий. – Он взглянул на меня со многою любовью и сказал: «Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Те же самые слова были написаны в раскрытом Евангелии, которое Он держал в Своей левой руке».
После этого события Арсений стал подвизаться с еще большей ревностью. Если кто-нибудь предлагал сосватать ему невесту, он решительно возражал: «Я буду монахом».
Светлячок и плотник
По свидетельствам одноклассников старца, в начальной школе он был прилежным учеником. Сияющие глаза мальчика были столь живыми и выразительными, что его прозвали «Гумбисья» (светлячок). Однако гимназии в Конице не было, и учиться дальше Арсению не пришлось. Дабы поддержать семью, он начал работать плотником, искренне полюбив ремесло Господа Иисуса Христа.
На вопрос: «Не жалеет ли он, что не получил образования?» – старец впоследствии отвечал отрицательно. Только о незнании древнегреческого языка он немного сожалел: «Если бы я окончил хотя бы пару классов средней школы, то я понимал бы лучше Священное Писание и Святых Отцов».
От природы он был художником и поэтом, писал стихи, тропари, умел рисовать. Если брался за что-то своими руками, то делал безупречно: мастерил окна и двери, нашивал потолки и стелил полы, вырезал иконостасы и изготавливал даже гробы, за которые никогда не брал денег, сочувствуя таким образом человеческой боли.
Крестьянские будни
В тяжелые годы греко-итальянской войны, оккупации, гражданской воны, многие бедняки приходили к матери Арсения, дабы обменять драгоценности на пару пригоршней муки. Мать старца давала несчастным муку и хлеб, но взамен не брала ничего.
Часто Арсений видел, как мать плачет и переживает за братьев, сражавшихся на войне. В это время он был утешением и поддержкой семье и на время отложил мысли о монашестве. Позже старец скажет: «Странничество – это не значит самому устроиться поудобнее, а родные пусть пропадают пропадом».
В доме он взял на себя все крестьянские работы, которых было очень много. В помощь ему родители наняли работника, но человек этот оказался бессовестным. Он садился на лошадь и ехал верхом, а Арсений едва поспевал за ним пешком. Работник выглядел как хозяин, а Арсений – как батрак. Однако юноша никогда не приказывал ему работать, но много трудился сам, а работник – когда имел настроение. Более того, беря лошадей на пастбище, Арсений снимал с них седла, которые нес на своей спине. Он предпочитал страдать и уставать сам, но не утомлять животных.
В 1945 г. Арсений был призван на службу в армию. Много раз он занимал на передовой место своих семейных солдат-сослуживцев: «У вас жены и дети, которые вас ждут, а я свободный». Большую часть службы он был радистом и благополучно уволился из армии в 1949 г.
«Моя отныне будет Мать – Мария, Матерь Бога»
После войны он снова откликается на просьбу отца о помощи: старший брат женился, и отцу приходилось особенно трудно. И только 27 марта 1954 г. после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в монашество в обители Есфигмен на Святой Горе – принял рясофор с именем Аверкий. А в 1956 г., уже в монастыре Филофей, подвижник был пострижен в мантию с именем Паисий – в честь ревностного митрополита Кесарийского Паисия II, который был родом из Фарас.
6 октября 1963 г. скончалась мать Паисия, которую он любил чрезвычайно, но оставил ради любви ко Христу и ко Пресвятой Богородице. Старец удостоился неоднократно видеть Пресвятую Богородицу, беседовать с Ней и даже принимать пищу из Ее Пречистых рук.
Став монахом, он больше не приходил в родительский дом – даже когда жил в монастыре Стомион, недалеко от родного города. Паисий возложил своих родных на попечение Бога и не волновался за них, даже не молился, а лишь вписал их имена в помянник, чтобы священник, совершавший литургию в его келье, поминал их на проскомидии.
Монахам, которые спрашивали старца о связях с родными, он говорил: «Нам не надо к ним прилепляться. Связь с родными – это утешение человеческое, тогда как мы, монахи, должны искать утешения от Бога. Монах, который очень любит своих родителей, остается духовно недоразвитым, и Господь не дает ему этой Благодати – чувствовать родными всех людей и любить всех в равной степени».
Венцом всех подвигов Старца Паисия была любовь, о которой сам он говорил: «Я чувствую ко всем людям точно такую же любовь, какую я имел к своим родным. Сейчас людей всего мира я ощущаю братьями и сестрами».
Имя: Паисий
Пол: Мужские имена
Греческое мужское имя Паисий в переводе означает «дитя, ребенок».
Именины у Паисия: 28 ноября; 10 сентября; 2 июля; 5 и 19 июня; 21 января.
Положительные качества имени: Паисий имеет большую жизненную силу. Он пользуется авторитетом у близких и знакомых, всегда стремится к власти, ценит хорошие взаимоотношения с окружающими. Мужчина с этим именем наделен душевной щедростью, ему присуща согласованность чувств и рассудка, стабильность жизненных позиций.
Отрицательные качества имени: у неправильно воспитанного Паисия формируется глубоко противоречивая натура – одновременно легкомысленная и отважная, грубая и чувствительная. Такая двойственность характера делает его одиноким.
Будущая карьера по имени: Паисий обладает уникальными организаторскими способностями в любой сфере деятельности. У него есть потребность создавать что-то новое в материальной и духовной стороне жизни. Паисий – это символ силы, достоинства и благородства. Чтобы оправдать доверие, он не остановиться ни перед чем.
Воздействия имени на бизнес: фортуна всегда на стороне Паисия. Даже, когда кажется, что он без средств, то перед ним открываются новые горизонты. Пассий ценит личную независимость и дом. Он щедрый, честный и несколько доверчивый.
Имя и здоровье: у мужчин с именем Паисий может быть ослаблена верхняя часть спины, осанка, позвоночник, кровообращение.
Психология имени: Паисий – генератор новых идей, он с легкостью поведет толпу за собой. Лишить его возможности действовать равносильно, лишить его всего.
Совместимость имени: Паисий требовательный к своим близким мужчина, а иногда бывает и чересчур строгим. Благоприятный союз может сложиться с Полиной, Нинелью, Майей, Кристиной, Ирмой и Евгенией. Инна, Лейла, Лидия, Мавра или Эльза вряд ли составят ему хорошую пару.
Великие люди с именем Паисий: преподобный Паисий Великий; монах, болгарский историк Паисий Хилерданский.
Паисий
Смотреть что такое «Паисий» в других словарях:
-
Паисий — (1722 ) родоначальник новой болгарской литературы (на болгарском яз.). Известен под именем: Паисий Хилендарец, или Хилендарский. П. написал первую историю болгар «История славяно болгарская» (1762). Этот труд представляет собою литературный… … Литературная энциклопедия
-
Паисий — преподобный, игумен галичской Успенской обители; был свидетелем междоусобных распрей князя Юрия Галичского и сыновей его с великим князем Василием II Темным . По кончине князя Дмитрия Красного (1440 год) П. проводил тело его в Москву и по… … Биографический словарь
-
паисий — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Паисий — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Паисий (греч … Википедия
-
Паисий I — патриарх сербский (1614 46), из митрополитов Новобрда. По ходатайству митроп. скопльского Симеона, царь Михаил Феодорович, в 1641 г., выдал жалованную грамоту на имя сербского архиепископа П. в его Петцкой Вознесенский монастырь на приезд в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Паисий — Па исий (Па исиевич, Па исиевна и Па исьевич, Па исьевна) … Русский орфографический словарь
-
Паисий — русск. мужское имя отч. Паисиевич, Паисиевна и Паисьевич, Паисьевна … Словарь личных имён и отчеств
-
Паисий — святые: 1) препод., в мире Павел Гавренев, 11 лет пострижен преп. Макарием Калязинским в иночество, по просьбе угличского князя Андрея Васильевича основал в Угличе Покровский монастырь где был игуменом, прожил до 1504 г., имея 107 лет от… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
Паисий — препод., игумен галичской Успенской обители; был посредником в распре князя Юрия Галичского и сыновей его с вел. князем Василием II Темным; проводил тело князя Дмитрия Красного в Москву и по завещанию принес вел. князю икону Богоматери,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
Паисий I — патриарх сербский с 1614 по 1646 г., был до этого митрополитом в Новоброде; был в Москве для сбора милостыни на Петцкой Вознесенский монастырь ; почти 100 лет от роду попал в плен к туркам; написал Житие царя Ироша и службу ему и Повесть… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Добавить комментарий