Жизнь монаха в монастыре

LiveInternetLiveInternet


Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка до любого из нас неоднократно доносились отголоски рассказов о чудесах шаолиньского монастыря. Но где именно он находится и в чем его особенность – на эти вопросы сможет ответить не каждый.

Сегодняшняя статья раскроет секреты и поведает, какой непростой была история монастыря Шаолинь, как он выглядит сейчас, в чем его особенности и как попасть туда. Кроме того, мы попробуем прожить день по распорядку монаха. Начинаем наше путешествие!

*Особенности монастыря

Переместимся в Китай, в провинцию Хэнань. На полуторакилометровой высоте громоздится горный хребет Суньшань. С давних времен это место обладало особой, почти магической силой, поэтому сюда съезжались люди с просьбами о здоровье, урожае, удаче и с исповедями.

Сейчас на западе хребта возвышается целый комплекс храмов. Это и есть известный шаолиньский монастырь, который славится многовековой традицией преподавания и практики боевого искусства.

Этимология названия предельно проста: «шао» восходит к горе под именем Шаоши, на которой находится храм, а «линь» в переводе – «лес». Вот и получается, что Шаолинь – «лесной монастырь горы Шаоши».

Удивительные способности монахов поражают воображение, слава об их силе и выносливости разлетается по всему миру. Они прекрасно умеют управлять своим телом и духом, иногда «ломая» все физические законы.


Им помогают беспрестанные тренировки, практики, самоконтроль и энергия Ци, в которой заключается секрет гармоничных отношений с природой и всем живым. Эта энергия помогает искусно освоить боевые техники и совершать невероятные трюки.

Это интересно! Знаменитая сага «Звездные войны» и ее джедаи имеют реальных прототипов – ими являются шаолиньские монахи. Именно их физической и духовной силой, подкрепленной энергией Ци, вдохновлялся Джордж Лукас – «отец» культовых фильмов о межгалактическом противостоянии. Особую известность на Западе центр боевых искусств получил благодаря развитию кинематографа, а конкретнее – благодаря популярному фильму «Храм Шаолинь», который вышел в мировой прокат в 1982 г. Позже он «засветился» в некоторых сериалах, документальных фильмах, передачах для путешественников.

Сейчас каждый год в китайскую провинцию стекаются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к азам бойцовского мастерства.


*Исторический экскурс

Шаолинь является великим достоянием китайской империи, хотя его корни уходят в Индию благодаря своему основоположнику – кочующему буддистскому проповеднику Бхадре, или, как его еще называют, Бато. Из индийских земель он дошел до китайских в 464 году и обосновался на десятки лет.

Позже, в 495 году, заручившись помощью действовавшего императора, Бато обосновался на месте будущего монастыря, где впоследствии выросли здания храмов. Считается, что изначально он был научным центром, главным упором которого были переводы буддийских писаний на китайский. Тогда в храме осело несколько монахов хинаянского толка.

Легенда гласит, что всего за сто лет до основания Шаолиня здесь находился храм даосизма, который был вытеснен буддизмом. Новой вехой в развитии монастыря стал VI век и приход чань-буддизма в лице проповедника Бодхидхармы (или Дамо). Именно в это время наметился новый вектор в обучении – особое место стало отводиться физическим упражнениям и освоению бойцовских практик.




Поддержку империи монастырь получил, когда в первой половине VII века тринадцать монахов оказали помощь императору Ли Шиминю при удержании власти. Такая тенденция продлилась несколько веков, и подтверждение тому – создание специального монашеского войска в X-XI веках.

В XIII столетии во главе монастыря встал Фуюй. Он многое сделал для того, чтобы монахи после окончания обучения не возвращались к мирской жизни, а продолжали практиковать, ввел специальные экзамены, создал пять филиалов центра, где началось обучение особому виду единоборств – ушу.

Это интересно! Монахам не разрешалось иметь при себе холодное оружие, поэтому главным их орудием стал посох. XIV столетие и правящая тогда династия Мин сулили Шаолиню расцвет могущества. В стране бушевали пираты, грабители, и отряд из 2,5 тысяч монашеских бойцов охранял государство и императорские покои, что продлилось два века.

Пришедшее на смену семейство Цинь запрещало боевые искусства, откровенно побаиваясь мощи шаолиньского отряда. Однако практики и обучение продолжались, но уже втайне.

Переломный момент в истории настал в двадцатые годы прошлого столетия, когда к власти пришли так называемые «милитаристы». Всякий, имеющий военную мощь, становился самопровозглашенным хозяином местности, и происходила безостановочная борьба за территории. В 1928 году полем боя стал Шаолинь, в ходе противостояния разгорелся крупнейший пожар, и монахи вынуждены были бежать.

По некоторым источникам, пожар не прекращался на протяжении сорока дней. Лишь в семидесятые годы доброволец из Японии, последователь учителя Дамо, при поддержке правительства разыскал монахов и поднял из пепла монастырь.

Сегодня он похож на место паломничества туристов, инфраструктура создана по классической схеме: рестораны, гостиницы, сувенирные магазины, недешевые билеты для входа на территорию, ставшую достопримечательностью.


В 2010 году Шаолинь по праву внесен в список ЮНЕСКО. В религиозный ансамбль включено девять составляющих, среди которых:

  • главное здание;
  • академия;
  • обсерватория;
  • пагоды;
  • храмы.

Но и сейчас за стеной, скрытые от любопытных глаз, практикуют, готовятся, учатся послушники храма. Предлагаем немножко подсмотреть за ними и узнать, из чего состоит обычный день шаолиньского монаха.

*Один день из жизни монаха

Новыми послушниками монастыря могут стать мальчики четырех-шести лет. По достижении совершеннолетия они должны сдать экзамены и принять главное решение в жизни: вернуться к мирянам и распространять учение среди них или остаться здесь навсегда.


В 5 часов, на самом рассвете, жизнь пробуждается. Послушники собираются у основного здания и на протяжении двух часов медитируют. Затем наступает время гимнастики, которая помогает стать гибкими, и комплексов на дыхание. Упражнения обычным людям могут показаться очень сложными, но монахи изо дня в день справляются с ними.

За физическими нагрузками следуют обливания ледяной речной водой. После обливания – массаж, растирание особыми мазями. Затем – небольшая трапеза.



После завтрака начинается процесс обучения наукам в основном сооружении. Послушники учатся религиозным основам, правовой, медицинской, философской наукам.

За тренировкой ума вновь следуют тренировки тела в виде постижения искусства бойцов. Стили боя для «новеньких» повторяют поведение животных:

  • дракона;
  • леопарда;
  • тигра;
  • змеи;
  • богомол.


Спустя три года ученик получает пояс воина. С этого момента начинаются беспощадные тренировки, еще более усиленные, чем прежде.

В районе 2 часов пополудни наступает время обеда. Рацион послушников довольно прост – злаки, бобы, овощи, лечебные травы и никакого мяса. Послеобеденный отдых занимается всего час.

Затем – снова ожесточенные бои, спарринги, упражнения. В ходе обучения искусству сражаться воины изучают секретные удары, блоки.

Около девятнадцати часов бои прекращаются ужином. Остальное время отводится ученикам под личные нужды, но нередко они по собственной инициативе продолжают самосовершенствоваться.


Ошибочным будет мнение, что в Шаолине главенствующая роль отдана боевым искусствам. Все-таки главная цель – духовное совершенствование, направленное на постижение истины. Бойцы-монахи никогда не наступают первыми, а только защищаются, и в реальных условиях не состязаются с другими монахами.

Не случайно у ворот, где находится главный вход в монастырь, установлена большая статуя монаха. Его позу, жесты и мимику можно буквально понять так: «У нас мирные намерения, но мы также способны защитить себя».

Монашество и монастыри

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Монашество

См. раздел МОНАШЕСТВО

  • Девушке, выбирающей между браком и монашеством свт. Николай Сербский
  • Напоминание всечестным инокиням… свт. Феофан Затворник
  • О трех обетах монашества архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)
  • Три монашеских обета игумен Дионисий (Шленов)
  • Изложение монашеского опыта прп. Иосиф Исихаст
  • Чем должно украшаться монаху свт. Василий Великий
  • О том, как монаху быть совершенным прп. Ефрем Сирин
  • Отречение oт мира мон. Варвара (Пыльнева)
  • Евангельское монашество архим. Георгий (Капсанис)
  • О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния свт. Симеон Солунский
  • Монашество и монастыри в России XI-XX века
  • Положение о монастырях и монашествующих (2017 год)
  • Видео о монашестве
  • Тест: Монашество

Мона́шество (монах от греч. μοναχός — одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.
Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).

Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

Монашескому постригу предшествует трудничество и послушничество. В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами: рясофор, иночество (в женских монастырях), малая и великая схима.

«Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, – добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются – преподобными».
святитель Игнатий Брянчанинов «О монашестве»

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог».
епископ Иларион (Алфеев)

«Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
преподобный Иоанн Лествичник

Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря:

ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» (Мф. 19:21).

5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (Мф. 19:12). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор. 7:32).

6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24); «…аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20:26); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч. 11:14).

***

Что значит “призвание к монашеству”?
– Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества. Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.
епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)

Сообщение про монастырь кратко расскажет Вам для чего создавались монастыри и кто живет в монастырях, какую жизнь ведут монахи.

Сообщение «Жизнь в монастыре»

Что такое монастырь?

Монастырь по сути является домом для монахов. Это маленький город со своим уставом и бытом. Монахи, живущие в нем, придерживаются государственных законов и духовных. Монастыри располагаются как в черте города, рядом с ним или вдали от него. Они разного размера – от крошечного двора, где обитает всего несколько монахов и до крупной Лавры с сотнями иноков.

Для чего создавались монастыри?

Монастыри создавались для людей, которые душой оставили этот грешный мир. Вмиру они оставили привязанности,вещи, земные притязания,обретясебя новых. Монахи видели в нем ограду и опору Новой жизни, которая должна была стать равноангельской.

Как живут в монастыре?

Устав каждого монастыря свой. На территории одной святыни монахи ведут разную аскетическую и молитвенную жизнь: по своему призванию, по силам. Однако центральное место в распорядке дня занимают богослужения и молитва. День в монастыре может быть таким:

  • В 5-6 утра начинаются утренние богослужения. Продолжительность зависит от устава монастыря и дня. Так, в обычный день утренняя служба заканчивается в 9 утра, а в праздничные продолжаются до полудня.
  • По окончанию утренней службы следовал завтрак (трапеза). После короткий отдых и послушания. Кто-то следит за чистотой территории монастыря, кто-то ухаживает за садом, некоторые занимаются столярными роботами или убирает в хлеву. Найдется работа каждому.
  • В обед трапеза и снова послушания.
  • В 16.00-17.00 начинаются вечерние службы, длящиеся три и больше часов.
  • После вечерней трапезы монахи немного отдыхают и совершают перед сном келейное или общее молитвенное правило.

Кто живет в монастырях?

Людей, обитающих в монастырях, называют насельниками. К ним относятся:

  1. Монахи. Они представляют собой костяк монастыря. Каждый из них имеет свою степень монашества.
  2. Послушники. Это те люди, которые готовятся стать монахами. Монастырь несет духовную ответственность за человека.
  3. Трудники. Это те же послушники, только ставшие на духовный путь. Они вместе с послушниками исполняют послушания. Но не все проходят свой путь до конца, понимая, что имел о монашестве неверное представление и возвращается в мир.
  4. Гости и паломники. Это временные постояльцы монастыря. Однако бывали случаи, когда паломники ставали монахами, ощутив свое призвание в этом святом месте.

Постройки монастыря

Обязательно при любом монастыре должно быть строение — домик и храм, где будут обитать монахи. Комната монаха называется келлия. Преимущественно все зависит от размера монастыря, а также места расположения.

В среднем в комплексе монастиря когут бать такие пост ройки как:

  • Территория монастыря. Она обязательно ограждена. Раньше святыня играла роль крепости и была обнесена крепкими, каменными и высокими стенами.
  • Центральный храм, собор. Это место, где происходят все богослужения.
  • Храм. Они используются редко, только во время крупних праздников или в значимые дни для монастыря.
  • Братский корпус. Это дом с келлиями – комнатами послушников и монахов.
  • Столовая или трапезная.
  • Гостевой дом для паломников или архиереев, монахов с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка с иконами, свечами, книжками и церковной твар’ю на продажу.
  • Другие здания типа воскресной школы, издательства и так далее.

Как живут монахи в монастыре

Со своим уставом в чужой монастырь не ходят – так гласит известная пословица, из которой мы можем сделать много разных выводов, в том числе и весьма элементарный. В монастырях есть устав.
На самом деле нужно понять факт существования монастыря как закрытого мужского или женского сообщества. Смешанных монастырей, как правило, не бывает, хотя они могут располагаться поблизости или формальным руководителем монастыря (чаще женского) может быть представитель другого пола. Как, например, Серафим Саровский был своеобразным наставником Дивеевской обители.
Итак, если сообщество является закрытым, то оно чаще всего само себя обеспечивает по большей части, и каждый элемент этого сообщества выполняет определенную функцию. На самом деле в этом есть элементарная практическая польза и хаотическая структура просто не может позволить такому объединению действовать наиболее эффективно. Помимо этого для монахов существенным качеством является дисциплина и поэтому распорядок становится частью духовной практики.

Разнообразие монашеских уставов

Если посмотреть, то во многом монашеские практики являются похожими даже в разных религиях. Повсюду объединяющим фактором является дисциплина тела, которая влечет за собой дисциплину ума. Как правило, предлагается довольно строгий распорядок дня, который повторяется практически непрерывно и может частично меняться только в связи с какими-либо событиями, такими как очередной праздник.
К примеру, буддийские монахи подобно православным дают обет не стяжания и тоже по большей части проживают в монастыре. Они рано встают, выполняют молитвы и ритуалы, после чего отправляются в ближайший город для того чтобы просить милостыню, которая, как правило, представляет собой просто пищу. Именно этой пищей они насыщают тело до полудня, после чего не едят до следующего дня, занимаясь в основном медитацией, но если они только учатся, то помимо медитационных практик могут быть и различные занятия.
Индийские садху нередко становятся странствующими монахами и существуют вне монастырей, но часто устраиваются, где-то на природе и там несут свое служение. Нередко также они соблюдают обет не только странствия, но и пребывания где-то не более трех дней, то есть они не могут нигде обосноваться, и до окончания своего земного пути путешествуют по свету.
Если говорить об уставе православного монаха, то тут на самом деле есть целое разнообразие. Есть и странствующие монахи, как правило, старцы, умудренные опытом, есть проживающие в монастыре с братией или отдельно отшельниками в пустынях. Православная монашеская традиция довольно крепка и включает в себя множество достойных монастырей.
Из известных следует отметить, например, Оптину пустынь. Там молитва не прекращается никогда во внутренних кельях, эти молитвенники считаются монахами, которые поддерживают мир на всей планете и молятся за всех людей.
Таким образом, от конкретного монастыря устав тоже может отличаться, так как могут быть разные варианты послушания и служения.

Распорядок монашеского дня

Тем не менее, в целом распорядок дня монаха довольно универсальный и простой. Нужно сказать, многое, конечно, в бытии монаха не является внешним, то есть существенное значение имеет внутреннее послушание. Как правило, любое делание выполняется с непрерывным повторением «умной» (то есть в уме) молитвы, также монах активен в искоренении греховных помыслов, он противостоит бесам и неуклонно очищает себя, поддерживая высокую степень духовной чистоты.
Поэтому, по большому счету, все внешние действия и распорядки созданы для того чтобы просто способствовать внутренней работе. Выбор благочестивых действий и довольно размеренный и монотонный уклад позволяет сосредоточиться на духовных истинах.
Утро в монастыре начинается до рассвета, собираются на молитву, на службу. Далее может следовать прием пищи и выполнение послушаний. Распределяется послушание различным образом, кто-то может освобождаться от работы практически полностью, так как занимается храмовыми службами и другой духовной деятельностью, кто-то наоборот может освобождаться даже от посещения некоторых служб в пользу послушания.
Стоит сказать, именно в православной монашеской традиции труд, который называется послушанием, имеет особую роль. Он представляет собой часть духовной работы и используется, во-первых, для того чтобы утомлять тело (дабы уменьшать греховные помыслы) а, во-вторых, как благая деятельность, которая также и обеспечивает. На самом деле, даже великие святые и подвижники практически всегда работали (занимались рукодельем, имели огород или какой-то иной труд) и полностью обеспечивали себя, а иногда и отдавали часть монастырю или приходящим, как таковая милостыня не является частью православного монашеского послушания, православные монахи в этом смысле практически не привязаны к миру.
Поэтому в монастырях многие монахи существенную часть дня занимаются послушанием. Выполняют какую-то работу, которую назначает настоятель.
В распорядке, как правило, присутствует дневная и вечерняя трапеза. Большинство монахов не столь существенно ограничивают себя в пище, хотя рацион монаха довольно строг. Только некоторые постятся весьма часто и с крайней строгостью соблюдают распорядок постов.
Также на протяжении дня служатся службы. Конечно, выполняется полуденная литургия и также вечерняя служба. Как правило, каждый день или какой-то период служба имеет специфический характер и предполагает почитание или поминовение кого-либо.
Распорядок также зависит и от монашеского чина. Для послушника или трудника устанавливается простой распорядок, который сочетает труд и молитву. Для принявших рясофорный или иноческий постриг могут даваться какие-то особые варианты послушания.
Пребывающие в малой или великой схиме нередко отшельничают, хотя пустынька может быть и в пределах монастыря. Они, как правило, устанавливают себе собственный строгий распорядок с обильной молитвой и бдением. Такие монахи по большей части заняты выполнением духовных подвигов.