Змеи в ирландии
Содержание
Змеи водятся на всех континентах Земли кроме Антарктиды, поэтому их полное отсутствие на острове Ирландия кажется странным. Чем же вызвано игнорирование пресмыкающимися данного региона?
Во-первых, Ирландия – это остров, отделенный от Великобритании проливом шириной в 80 километров. Такое расстояние змеям, обитающим на суше, преодолеть не под силу. Но почему тогда змеи обитают в Великобритании, которая тоже является островом и отделена от материка довольно широким проливом Ла-Манш?
Карта оледенения Европы 10 000 лет назад
Причину столь странного расселения змей следует искать в геологической истории нашей планеты. На протяжении своего существования лет Земля проходит через ледниковые периоды – повторяющиеся этапы продолжительностью в несколько миллионов лет, когда из-за резкого похолодания климата происходит значительный рост ледяных покровов. Последняя ледниковая эпоха (составная часть ледникового периода) началась на планете около 110 000 лет назад и закончилась около 10 000 лет назад. Большая часть северной Европы, скованная мерзлотой, наконец-то освободилась ото льда, покрывавшего и Британские острова.
Первобытные племена и животные стали мигрировать на острова. Но не все существа могли проникнуть вглубь островов, где продолжал сохраняться холодный климат. Среди них были и змеи, которые поначалу обосновались только на юге Великобритании. Оставшиеся ледники продолжали таять, постепенно затопив сухопутную дорогу между Ирландией и Великобританией. Так образовался Северный пролив между двумя островами. Великобритания же оставалась связана с материком еще на протяжении 2 000 лет, пока не оказалась отрезанной от него проливом, который мы называем Ла-Манш.
Рекомендуем
Маритоба – место с самым большим скоплением змей на планете
Получается, у змей просто не хватило времени, чтобы заселить Ирландию, которая в то время была для них все еще слишком холодной для большинства пресмыкающихся. Великобританию же змеи все-таки успели заселить, постепенно продвигаясь вглубь острова вместе с потеплением климата.
Для тех, кого не устраивает научное объяснение отсутствия змей в Ирландии, есть красивая легенда. В ней рассказывается, что остров от змей избавил христианский первооткрыватель Святой Патрик, который собрал всех гадов на горе Кроу и приказал им броситься в воду. Лишь один старый змей ослушался и остался на горе. Тогда Патрику пришлось прибегнуть к хитрости и поспорить со змеем, что тот не сумеет поместиться в стоящий неподалеку деревянный сундук. Змей, желая доказать неправоту Патрика, залез в ящик, который человек тут же закрыл и бросил в море. Так Святой Патрик избавил Ирландию от змей.
Как бы то ни было на самом деле, отсутствие змей типично не только для Ирландия, но и для таких крупных островов, как Новая Зеландия, Гавайи, Исландия и Гренландия. Но не всегда это приносит пользу для территории. Случайно попавшая в дикую природу змея (например, сбежавшая из зоопарка или зоомагазина) может стать инвазивным видом и нанести непоправимый ущерб окружающей среде, уничтожив местные виды. Такая картина наблюдается на острове Гуам, где змеи отсутствовали до недавнего времени. Но случайна занесенная в экосистему коричневая бойга, умеющая отлично лазить по деревьям, размножилась и стала настоящим бедствием для местных птиц, практически полностью истребив популяцию пернатых.
Не стоит отпускать золотых рыбок в реку. И вот почему
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
День святого Патрика.
История и традиции
ТАСС-ДОСЬЕ. 17 марта в Ирландии и многих других странах отмечается День святого Патрика.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о его истории и традициях.
История
Праздник посвящен основателю и первому епископу ирландской христианской церкви. Его мирское имя Мэвин Суккат. Он родился в конце IV века в Британии в зажиточной семье. В возрасте 16 лет был похищен и продан в рабство в Ирландию, где в течение шести лет был пастухом. После того как Мэвину удалось бежать, он жил в монастырях Галлии (современная Франция). Там он изучал богословие, получил сан дьякона и имя Патриций (Патрик).
В 432 году его отправили миссионером в Ирландию. За 30 лет своей деятельности Патрик объехал большую часть страны, обратил в христианство 120 тыс. ирландцев и открыл от 300 до 600 церквей. Проповедуя христианство, Патрик использовал для объяснения догмата Троицы (одного из основных в христианском вероучении), трехпластинчатые листки белого клевера, священного цветка друидов (жрецы у многих кельтских народов, включая ирландцев). По словам проповедника, «как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах».
Святой Патрик, написавший на латинском языке автобиографию «Исповедь» (Confessio) и «Послание к Коротикусу» (Epistola ad Coroticum; Коротикус — предположительно, один из британских военачальников), считается также основоположником ирландской письменной литературы. До христианизации острова она существовала только в устной форме. Первые ирландские религиозные гимны и жития святых появились в VI веке на латыни.
Точная дата смерти Патрика не установлена, многие исследователи полагают, что он скончался 17 марта 461 года. Ирландцы признали его святым покровителем страны в VI веке, еще до установления процедуры канонизации (993 год) и разделения христианской церкви на православную и католическую (1054 год). Вскоре почитание его как святого распространилось во Франции, Италии и Германии. Патрику посвящено более 2 тыс. соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых Собор святого Патрика в Дублине, основанный в 1191 году.
О святом сложено множество легенд, наиболее известная гласит об изгнании им с острова всех змей. По мнению историков, предание связано с тем, что Патрик, установив в стране христианство, «изгнал» кельтского бога плодородия Сернунноса, который изображался в виде змея. На самом деле змеи в Ирландии никогда не водились. Ученые объясняют данный факт тем, что в древности климат на этой территории был слишком холодным.
Праздник
Ирландцы начали отмечать День святого Патрика 17 марта еще в X-XI веках. В XVII веке День был включен в литургический календарь католической церкви. Этот святой также почитается в некоторых общинах православной церкви и отдельными протестантскими церквями (в 2017 году Русская православная церковь внесла святого Патрика в месяцеслов, где перечислены святые и церковные праздники, однако день святого РПЦ отмечает 30 марта). В 1903 году 17 марта в Ирландии стало официальным выходным днем. Долгое время праздник считался исключительно религиозным. С начала 1900-х до 1970-х годов действовал закон, согласно которому в этот день закрывались все бары и пабы из-за чрезмерного употребления ирландцами алкоголя.
В 1931 году в Дублине в День святого Патрика впервые на официальном уровне был проведен парад. В середине 1990-х годов правительство Ирландии начало кампанию по организации 17 марта массовых торжественных мероприятий с целью популяризации культуры и традиций Ирландии за рубежом и привлечения в страну туристов. Первый масштабный Фестиваль святого Патрика состоялся 17 марта 1996 года. Впоследствии он стал проводиться в течение нескольких дней. Ежегодно на праздник в Ирландию приезжают миллионы гостей из разных стран, что оказывает благоприятное влияние на экономику страны. В среднем День святого Патрика приносит в казну порядка €100 млн.
Традиции
В День святого Патрика на центральных улицах Дублина проходят костюмированные парады, в пабах играет живая музыка, вечером устраивают фейерверки и салюты. В этот праздник принято надевать все зеленое — это один из цветов ирландского флага, цвет трилистника и самой Ирландии, которую называют Изумрудным островом (большая часть территории покрыта лугами).
В Ирландии существует единица измерения спиртного, выпитого во время этого дня, так называемая «чарка Патрика». По традиции в бокал опускают трилистник, который является главным атрибутом праздника. Трилистник не имеет официального статуса, хотя и является одним из символов страны. Его изображения нет ни на монетах, ни на банкнотах, ни на марках. При этом трилистник присутствует на гербе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
К символам праздника относятся и лепреконы — персонажи ирландского фольклора, способные исполнять желания тех, кто сможет их поймать (традиционно лепрекон изображался в виде взрослого человека ростом с трехлетнего ребенка).
День святого Патрика в других странах
17 марта отмечают в странах, где есть многочисленные ирландские диаспоры — в США, Канаде, Австралии, Аргентине, Новой Зеландии и европейских государствах (по оценке МИД Ирландии, численность диаспоры превышает 70 млн человек).
С особым размахом День святого Патрика празднуется в США, где 35 млн граждан страны (около 12% населения) считают себя потомками ирландцев. Первый президент США Джордж Вашингтон объявил себя «большим почитателем Дня святого Патрика». Первый парад в честь этого святого состоялся в Нью-Йорке в 1762 году и с тех пор проходит ежегодно.
В России первый парад в честь Дня святого Патрика прошел в столице на Новом Арбате в 1992 года. С 2007 года в рамках этого праздника в Москве проводится фестиваль ирландской культуры Irish Week. В 2019 году мероприятия начались 13 марта, 16 марта в «Сокольниках» пройдет костюмированный парад, закроется фестиваль 24 марта.
Помимо Москвы, праздник проводится и в других российских городах.
Так говорят. Но на деле ирландцы куда хитрее, чем можно подумать. Еще бы! Полмира в древности завоевали, а уж древнее наследие сохранить — дело несложное.
По поводу полмира. Про Астерикса и Обеликса наверняка многие читали, слышали и знают, что они «непокорные галлы». Галлы — это одна из ветвей древних кельтов, которая тысячелетия назад заняла добрую часть Евразийского континента. Если бы Задорнов был ирландцем, то у него была бы тысяча поводов убедить мир, что каждый народ произошел от древних кельтов, а не славян.
Христианизация
Христианизация Ирландии была совершенно бескровной: ни бунтов, ни великомучеников, ни столкновений. Святой Патрик оценивается летописцами как искусный дипломат, истинно преданный своей вере. Оттого неудивительно, что христианство в Ирландии распространилось очень быстро, кельтские монахи были едва ли не самыми ревностными служителями всей христианской церкви.
Тут действует старый «закон» из школьных учебников: власти понимали, что земли необходимо объединить и что язычество себя исчерпало. А вот обновить старый культ и под его эгидой всех объединить — отличная идея. И кельтские правители не прогадали.
Интересен такой эпизод: чтобы рассказать об ужасах ада, а все язычники и грешники туда и направляются, Патрик вызвал Кухулина, который рассказал, что в аду действительно жарковато, а вот рай — самое оно.
Ушли ли змеи?
Нет, не ушли, они сменили шкуру язычников на рясу священнослужителей. Ирландское христианство представляет собой уникальный симбиоз христианства с язычеством. Одни иконы и изображения ликов святых чего стоят. Если на европейских и русских иконах змей поражают копьями, то у ирландцев они уютненько разместились по кайме икон и изображений: и тепло, и борцы со злом не беспокоят.
Традиционные кельтские узоры, которые в других культурах, например скандинавской, можно найти разве что на свитерах, обрамляют лики ирландских святых.
Но змеи и узоры — это еще цветочки. Намного интереснее, что на некоторых изображениях святых расположился уроборос — змей, кусающий себя за хвост, древний символ вечности и цикличности жизни: смены поколений, веков, жизни и смерти. Это даже похоже на насмешку со стороны художников: мол, религия-религией, а в вечности все растворится. Хитрый ход удалось сделать древним кельтам, они приняли христианство во благо страны и сохранили свою уникальную культуру.
Друиды
Друиды тоже часть кельтской культуры. Опять же, вспомним «Астерикса и Обеликса». Конечно, это детский комикс, но в нем показаны основы: к друидам ходят за советом, друиды ведают тайными знаниями, им подвластны силы природы. Друидские поселения организовывались рядом с рощами, преимущественно дубовыми. В V веке, во время христианизации, все задумались о строительстве церквей. И не нашли места лучше, чем древние друидские поселения в дубовых рощах: и сакральность места сохранили, и новую территорию подыскивать не надо. Кроме того, форма организации друидов, например иерархия, стала основой организации ирландской церкви.
Ирландские святые
Классически всех языческих богов низвергали — они попадали в ад, их побеждали христианские святые. Кельты не позволили такого сотворить со своими богами: они не только сохранили им жизнь, но и возвели в статус святых. Например, богиня Бригита, одна из богинь кельтского пантеона, покровительница поэтов, ремесленников, врачей, стала святой Бригитой. Летописцы даже не скрывали ее «языческого» прошлого.
День святого Патрика
Семнадцатого марта, это разгромный день для пабов всего мира, ирландцы и «сострадающие» отмечают день святого Патрика. Традиционные ирландские танцы, море эля и пива. Мог ли представить святой Патрик, что его так будут «почитать» по всему миру? В этом тоже есть часть духа кельтов. После христианизации стали реже проводить традиционные языческие застолья, а это очень важная часть общения государя с войском и другими подчиненными. И в этой области произошла трансформация: застолье нужно проводить по какому-то важному поводу, а вспомнить добрым словом святого Патрика — самое то. И видимо, настолько это засело в душах ирландцев, что сегодня это больше похоже на погром, не говоря уже о том, что творится по всему миру, — вплоть до эротических вечеринок. При чем здесь Патрик?
Стереотипы
Стереотипное восприятие ирландцев беспощадно: для всех нас это рыжие весельчаки в зеленых котелках с трилистником, с зелеными подтяжками, придерживающими бриджи. Этот «франт» танцует джигу между бесконечными тостами товарищей. И именно этот комичный персонаж смог сохранить древнюю культуру. И более того, сохранить и распространить.
Для России кельтская культура — это что-то вроде фишки или серьезного увлечения. В плане фишки — это множество пабов, эксплуатирующих ирландскую тематику, и прочие способы заработать на чужой фантазии. В плане увлечения — тысячи людей, которые самостоятельно изучают культуру, танцы, учатся джиге по выступлениям Riverdance, это настоящий хардкор, и тоже продвигают культуру кельтов.
А за всем этим баловством кроется тысячелетняя история. Молодцы все-таки кельты, что смогли сохранить свою культуру без кровопролития, войн и расколов. Пусть даже они и баловались жертвоприношениями и прочими языческими ритуалами.
Известный и преподносящийся как национальная фишка факт – в Ирландии нет змей. Ну, то есть вообще ни одной. Даже какого-нибудь захудалого ужика.
Не то, чтобы Изумрудный остров был единственным таким местом на планете – змей нет, например, в Гренландии и Новой Зеландии, на Гавайях и в Антарктиде – но только среди ирландцев этот факт оброс целой национальной мифологией.
Отсутствие змей на острове они связывают с именем Святого Патрика – миссионера, жившего в пятом веке. Согласно легенде, тот однажды решил уничтожить их, так как считал «отродием дьявола». Биология тогда ещё не была развита как наука, и о важности змей для природы Патрик знать не мог, а потому – опять же, согласно легенде – привёл их к утёсу, откуда они, бросились в море и утонули.
Легенда эта, конечно, вызывает сегодня улыбку, но факт отсутствия змей в Ирландии долгое время не могли объяснить. Особенно, если учесть, что соседняя Великобритания полна змеюк самых разных видов, и вообще острова эти обладают схожим климатом, животным и растительным миром. Невольно поверишь в антизмеиный демарш Патрика! Однако недавно учёные выяснили причину ирландской незмеиности.
Тысячи лет назад в Британии и Ирландии было слишком холодно, чтобы хладнокровные животные могли там жить. Но когда ледники растаяли, и наземные связи с Европой стали доступны, многие животные воспользовались возможностью мигрировать в неизвестную среду. Около восьми тысяч лет назад на канале, который мы теперь знаем как Ла-Манш, был сухопутный мост, по которому проходили дикие кабаны, медведи, рыси и змеи.
Однако геологическая ситуация в Ирландии была иной. Географически она отделена от Британии небольшим Ирландским морем, которое соединяется с остальной частью Атлантического океана через канал Святого Георгия на юге и через Северный канал на севере. На протяжении тысячелетий Ирландия и Британия были соединены слоем льда, который просто не позволил змеям добраться до этого острова.
Современный ирландский климат имеет все условия для обитания змей, но они там существуют лишь в зоопарках и террариумах. Более того, их отсутствие в природе привело к тому, что на острове стало модным держать змей в качестве домашних питомцев.
Известны случаи, когда хозяева выпускали змей на волю, но к появлению змеиной популяции это не привело. Оно и к лучшему – попав в экосистему острова, где птицы привыкли гнездиться вольно, змеи начали бы массово истреблять птенцов вплоть до полного их уничтожения. Из-за доступности пищи и отсутствия естественных врагов число змей резко бы увеличилось, и это негативно отразилось бы как на экосистеме, так и на жизни ирландцев.
А что у нас?
Змеиный мир Беларуси хоть и богаче, чем в Ирландии, но не намного: у нас обитают всего три вида змей – уж, медянка и гадюка. При этом для человека опасна лишь последняя, да и то не во всех случаях.
Хотя яд гадюки достаточно мощный – зоологи даже приравнивают его к яду гремучей змеи –
гадючий укус получается не смертельным, потому, что обычно она впрыскивает в свою жертву лишь мизерную порцию яда. Оказывается, выработка его – слишком энергозатратный для гадюки процесс, поэтому змея расходует яд экономно. Этим продиктовано и её поведение в природе: несмотря на скверную «литературную репутацию», гадюка – существо довольно миролюбивое.
При встрече человека с гадюкой правила поведения почти те же, что и при встрече с милиционерами – не делать резких телодвижений. Почти – потому что милиционеры всё равно могут до вас докопаться, а вот гадюка, заметив человека, предпочитает тихонько ретироваться. Нападает же лишь тогда, когда её сильно разозлят – начинают бить палкой или пытаются раздавить ногой.
Гадюки любят влажные, укромные места – зарываются в мох, прячутся под корневищами пней и т.д. Но в жару – особенно такую, как сейчас – им не лежится на месте, они «нервничают» и чаще встречаются человеку, чем в обычное время, поэтому, отправляясь в лес или сад-огород, куда гадюки тоже порой заползают, будьте бдительны. На миролюбие надейся, а на хвост не наступай.
Читаю Гиральда Камбрийского «Топография Ирландии».
Это такой английских историк 12 века, записавший кучу баек про жЫвотных Ирладнии, про местных зоофилов (Если женщина пойдет к какой-либо скотине, чтобы совокупиться с ней, женщину убей, и скотина смертью да умрет. Ибо они этого достойны), нуль-телепортацию через водоворот, короче всякие истории от и для тупых туристов из Ирландии + приписал свои наблюдения через замочную скважину. Собственно, его книжка – это предок всех путеводителей издательства «Вокруг Света».
Вот такие байки у него есть:
О ядовитых пресмыкающихся, которые, перенесенные сюда, тотчас умирают; и о яде, теряющем вредность.
И не кажется мне удивительным, что страна испытывает естественный недостаток этих пресмыкающихся, как и рыб, птиц и каких-либо животных. Но то предстает достойным изумления, что ничто ядовитое, привезенное откуда-либо, никогда здесь сохраниться не могло и не может. Ведь читается в старинных писаниях о святых этой земли, что не раз для испытания змеи перевозились в медных горшках. Но как только переплывали середину Ирландского моря, их находили бездыханными и мертвыми.
Также и яд, доставляемый подобным образом, в срединных водах весьма благотворный воздух лишал природного вреда.
Об этом и Беда пишет, говоря об Ирландии таким образом: Там никогда не видели никакой рептилии, никакая змея не может там жить. Ибо неоднократно змеи, привозимые туда из Британии, погибали, как только, при приближении корабля к берегам, их овевало благоухание того воздуха. И более того, почти все, что с этого острова, помогает против яда .
Мы слышали, как торговцы, исследователи океана, утверждали, что не раз, когда корабли разгружались в ирландском порту, они находили на дне кораблей случайно занесенных жаб; которые, когда их живыми выбрасывали на берег, тотчас повернувшись животом, что видели многие и изумлялись, лопались и погибали.
Таким образом, известно, что, или заслугами святых, как гласит по всему свету распространенное мнение, либо от некоей новой и неслыханной, однако, благотворнейшей мягкости климата, либо от какой-то неведомой и враждебной ядам силы самой земли, ни ядовитое животное оставаться здесь не может, и какой бы то ни было яд, откуда-либо привезенный, совершенно теряет всякую действенность вреда.
Вспомнился эпизод из Симпсонов, где Барту покупали удава вместо собаки. Удав намотан на барабан, типа, как пожарный шланг. Продавец: «Вам сколько удава? Удав по $5 за фут.» Вытягивает и отрезает. (Кстати, реальных змей так и продают – цена зависит от количества футов/сантиметров длины…жалко нельзя отрезать).
Так вот возник вопрос: почему, собственно, в Ирландии нет змей? Кого-нибудь изгонять в Ирландии — это такой национальный вид спорта после хорошей пьянки: на государственном уровне изгнали змей, а на местном — блох и крыс. Согласно официальной легенде: до прихода Св. Патрика вся Ирландия была диким гадюшником, а он пришел и 1) всех змей выгнал в море, где они, похоже, утонули 2) МЕГАзмея пригласил переселиться на ПМЖ в новый комфортабельный дом (Прикиньте, там змеи жили в домах — цивилизация!), но он долго переселяться не хотел – чуял, что дело не чисто, но, дурак, согласился, так как Патрик сказал ему: «Камрад, короче ты заползи на день, обживись, а завтра я тебя точно выпущу». У Змея IQ был низкий и он заполз. Патрик запер его там, а потом бросил в горное озеро, где тот и сидит до %current_ day%, так как с логикой у него было плохо: ну не понял он, что хитрожопый Патрик его обманул: завтра никогда не наступает, так как когда приходит завтра, то это уже сегодня. Так что в Ирландии один змей точно есть и его крайне волнуют два вопроса: где эта сволочь Патрик и когда уже наступит это ваше завтра?
Ну не суть. По такой логике выходит, что Патрик еще в Новой Зеландии (там, как известно, змей тоже нет) успел побывать в рамках world antisnake tour, но там он замечен не был. Так почему же в Ирландии нет змей? Другая версия, что Патрик просто запретил бога плодородия Сернунноса, который изображался в виде змеи (то есть ирландцы змей видели). ЭТО ВСЕ ПРИДУМАЛ ЧЕРЧИЛЛЬ!
Оказывается тут виной всему глобальное оледенение. Когда оно случилось после ВНЕЗАПНОГО вымирания динозавров (а змеи только-только появились), то им пришлось срочно мигрировать на теплые юга, так как в промерзшей земле негде было переждать глобальный катаклизмЪ и вообще – холодно. А когда оледенение пошло на убыль, то змеи опоздали – Ирландия уже была островом, а до Англии и так немногие доползли. Что же им переплыть то мешало? Вон до острова Кракатау питоны в 1908 доплыли, а тут плыть явно меньше? Ну ладно, холодно, ну а до Новой Зеландии что мешает доплыть? Там и климат лучше и все-такое. Змеи в Ирландии не дохнут – там это такой прикол держать дома змею, а у естествоиспытателей XII века они дохли, ибо их в медных сосудах возили и змее как-то не круто на холоде.
А тут еще и нашел инфу, что какой-то вид змей там есть и неплохо живет, но вот какой именно?
Товарищи ученые, доценты и прочие — ну подскажите в чем там дело то?!
Пойду выпью Гиннеса и послушаю группу Irish Rovers во славу Ирландии!
Добавить комментарий