Знаменская церковь Пушкин
Содержание
- Католический приход Святого Иоанна Крестителя в Царском Селе
- Церковь Иоанна Крестителя (Пушкин)
- История
- Архитектура, убранство
- Духовенство
- Литература
- Ссылки
- Чудеса, явленные царскосельской иконой
- Описание иконы
- О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»
- Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)
- Слово Первосвятителя
- Знаменская церковь на Знаменской площади
- Примечания
Католический приход Святого Иоанна Крестителя в Царском Селе
Первая деревянная католическая церковь в Царском Селе была устроена в доме, принадлежащем церемониймейстеру Двора, командору Мезоняеву, по Госпитальной улице, дом 331 в 1811 г., но скоро ее помещения оказались недостаточными, чтобы вместить всех приходящих на богослужения. Поэтому император Александр I выделил участок земли и средства на постройку новой каменной церкви. Ее проект в 1823 1825 гг. разработали архитекторы братья Леоне и Доминико Адамини. В сооружении храма также принимал участие и знаменитый зодчий В. П. Стасов.
Фасады здания и интерьеры были решены в стиле классицизма.
Торжественная закладка церкви состоялась 24 июня 1825 г. в присутствии министра народного просвещения. Её освящение, епископом Минской епархии Липским, состоялось 21 ноября 1826 г. Позже, в 1906 1908 годах, здание было расширено по проекту архитектора С. А. Данини, при участии инженера И. Ф. Пентковского.
Храм имел три престола: главный Св. Иоанна Крестителя и 2 боковых Моления о Чаше и Божией Матери Розария. Над главным престолом находился гравированный на бронзе образ Усекновения Главы Св.Иоанна Крестителя дар княгини Лович, супруги великого князя Константина Павловича. Среди святынь храма был и металлический крест с частицами Честного Животворящего Креста Господня. В церковном склепе в начале XX века находилось 15 могил, среди которых были могилы митрополита Игнатия Людвига Эммануила Мещерского, командора Мальтийского ордена графа Иосифа Илинского, графа Юлия Литты, настоятеля храма прелата Константина Мацулевича, графа и графини Ожаровских. Одной из самых примечательных была могила княгини Иоанны Лович, урождённой графини Розен, скончавшейся в Царском Селе 17 (29) ноября 1831 года.
Последствия Октябрьской революции не сразу сказались на жизни прихода. Так в 1918 г. в день престольного праздника Св. Мессу отслужил декан Константин Будкевич и по улицам города прошла многолюдная праздничная процессия с участием братств и духовенства. В 1923 г. почти все храмы Петрограда были закрыты на несколько месяцев. 29 марта Губисполком пригрозил опечатать и Детскосельскую католическую церковь, если прихожане откажутся подписать расписку на пользование имуществом храма. Требуемая расписка была дана, и церковь не закрыли. В это время изъяли часть церковных ценностей «на нужды голодающих Поволжья».
Настоятелем церкви с августа 1904 г. служил выдающийся католический деятель, прелат Станислав Пржирембель. В 1923—1927 гг. Он являлся также администратором Могилёвской архиепархии, а затем секретарём Апостольского администратора, епископа Антония Малецкого. 10 октября 1929 г. отец Станислав был арестован, он обвинялся в нелегальной связи, через польские дипломатические представительства, с председателем «Антибольшевистской Лиги», в руководстве подпольной католической семинарией в 1926 1927 гг. и «нелегальной двадцаткой» при церкви на 1 ой Красноармейской улице, а также в систематическом обучении детей Закону Божьему.
Священник был сослан на 10 лет в Соловецкий лагерь, но благодаря состоявшемуся обмену на коммунистов, 15 сентября 1932 г. выехал в Польшу, где через два года скончался.
После ареста настоятеля, храм обслуживали приезжавшие из Ленинграда французские священники Иоанн Амудрю и Михаил Флоран. Дважды, 27 ноября 1934 г. и 22 июля 1935 г., президиум Пушкинского горсовета принимал решение о расторжении договора с приходским советом «из-за невыполнения ремонта» храма, но прихожане смогли оплатить все ремонтные работы. Финансовое бремя всё возрастало и 19 января 1938 г. члены «двадцатки» вынуждены были написать заявление о том, что «не в состоянии нести расходы по зданию, уплачивать государственные налоги и страховать здание», а поэтому отказываются от его использования.
С апреля 1938 г. церковь была закрыта, и ее здание переоборудовали под спортивный зал. Останки 38 захороненных в церковном склепе были вывезены и перезахоронены на Казанском кладбище. Здание церкви сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, но было полностью восстановлено и передано в пользование Государственному Музею Заповеднику «Царское Село», как концертный зал.
После долгого перерыва первое Богослужение в храме состоялось 17 марта 1991 г. Отец Эдмунд Каптуркевич отслужил Св. Мессу для польских реставраторов, работавших на восстановлении храма. Тогда на службе присутствовало и 7 местных католиков. С тех пор число прихожан выросло в несколько десятков раз. О.Эдмунд обеспечил храм церковной утварью и облачением, а Богослужения стали проводиться по воскресеньям и праздничным дням.
Прихожане обеспечивались религиозной литературой. Важным событием было посещение храма чудотворной статуей Божией Матери Фатимской 30 октября 1996 г.
Церковь Иоанна Крестителя (Пушкин)
Координаты: 59°43′22.86″ с. ш. 30°23′57.72″ в. д. / 59.723017° с. ш. 30.399367° в. д. (G) (O) (Я)
Ри́мско-католи́ческая це́рковь Иоа́нна Крести́теля — католическая церковь в Пушкине.
Приход храма относится к Архиепархии Матери Божией Римско-католической церкви, входит в состав Северо-Западного деканата. Настоятель — священник Александр Бургос.
- 1 История
- 2 Архитектура, убранство
- 3 Духовенство
- 4 Литература
- 5 Примечания
История
Первый деревянный царскосельский католический храм был устроен в 1811 году в доме церемониймейстера Двора командора Мезоняева по Госпитальной улице. Однако вскоре помещение храма оказалась маловместительным.
В связи с этим императором Александром I был предоставлен участок земли и выделены средства на постройку нового каменного храма. Проект церкви был разработан в 1823-1825 годах архитекторами Леоне и Доменико Адамини. Строительство храма проводилось также при участии В. П. Стасова.
Торжественная закладка храма состоялась 24 июня (6 июля) 1825 года в присутствии министра народного просвещения. Освящение церкви совершил 21 ноября (4 декабря) 1826 года Минский епископ Матвей Липский.
В 1906−1908 годах здание по проекту С. А. Данини (при участии инженера И. Ф. Пентковского) было расширено.
В 1923 году была изъята часть церковных ценностей «на нужды голодающих Поволжья». 27 ноября 1934 года и 22 июля 1935 года президиум Пушкинского горсовета принимал решение о расторжении договора с приходским советом «из-за невыполнения ремонта» храма. Однако прихожане впоследствии оплачивали все работы. 19 января 1938 года члены «двадцатки» подали заявление об отказе от использования здания.
В апреле 1938 года храм был закрыт. Здание было переоборудовано под физкультурный зал. Погребённые в церковном склепе были перезахоронены на Казанском кладбище.
Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну, после которой было восстановлено и передано в государственному музею-заповеднику «Царское Село» под концертный зал.
Первое в новейшее время богослужение состоялось 17 марта 1991 года. В тот день на службе присутствовало 7 местных католиков. Богослужения стали проводиться по воскресеньям и праздничным дням.
1 октября 1997 года приход подписал договор с дирекцией ГМЗ «Царское Село» о совместном использовании здания.
Архитектура, убранство
Здание построено в стиле классицизма. Портик главного фасада решён в виде колоннады. Храм увенчан высоким куполом.
В храме было три престола: главный — святого Иоанна Крестителя; боковые — Моления о Чаше и Божией Матери Царицы Святого Розария.
Ранее над главным престолом находился гравированный бронзовый образ Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — дар княгини Ж. Лович. Кроме того, в церкви находился металлический крест с частицами Креста Господня.
В церковном склепе находились могилы. Здесь были погребены:
- князь Эммануил Николаевич Мещерский (1842—1877),
- командор Мальтийского ордена Иосиф-Август Иванович Илинский (1760—1844),
- граф Юлий-Ренат Литта (1763—1839),
- настоятель храма прелат Константин Львович Мацулевич (…—1906),
- граф Константин Францевич (1823—1893) и графиня Мария (1761—1831) Ожаровские,
- княгиня Жанетта Лович (1795—1831).
К закрытию храма в склепе были погребены уже 38 человек.
Духовенство
Настоятели церкви | |
---|---|
Даты | Настоятель |
… — 1904 ? | прелат Константин Львович Мацулевич (1841—1906) |
август 1904 — 10 октября 1929 | прелат Станислав Брониславович Пржирембель (1967 — после 1933) |
1929 — 14 августа 1935 | Иоанн-Морис Амудрю (1878—1961) |
август 1935 — апрель 1938 | Михаил-Кловис Флоран (1902—1995) |
1938—1991 | службы в церкви не совершались |
1991—1997 | Эдмунд Каптуркевич |
1997—2003 | Бронислав Чаплицкий |
2003 — настоящее время | Александр Бургос |
Литература
- Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю., Шикер А. К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917—1945 гг. — СПб.: «Нестор», 1998. — С. 110—112.
- Пожарский, Кшиштоф. История Римско-Католической Церкви в Российской Империи веков в документах РГИА. — СПб., 1999.
- Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. — 2-е изд., исп. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 26—39.
> Примечания
- В 1929 году она была перезахоронена в могиле её сестры в Рябине рядом с Лешно.
Ссылки
- Католический приход Святого Иоанна Крестителя
- Храмя святого Иоанна Крестителя
За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древневизантийском происхождении.
Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых. Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.
Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.
День празднования: 10 декабря
Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются. Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе. В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.
Чудеса, явленные царскосельской иконой
Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья. Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь. Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.
Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосельский дворец и его храм охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.
Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года. Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.
Описание иконы
На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.
В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.
В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением. Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот. Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.
Чудотворная царскосельская икона «Знамение» всегда была богато украшена
Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды. Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение. Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 году было издано ее хромолитографическое изображение, чтобы явить ее всему народу.
О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»
Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.
Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Слово Первосвятителя
В академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» Царскосельская, фамильная святыня дома Романовых. Происхождение ее теряется в глубине веков. В России она появляется в XVII веке, когда Константинопольский Патриарх Афанасий подарил образ царю Алексею Михайловичу. После основания новой столицы, Санкт-Петербурга, Петр I перенес икону во дворец на Неве.
В 1944 году фашисты бежали из Царского Села, похитив икону «Знамения», которая в скором времени была обнаружена в Риге. Весной 1948 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) икона была передана в возрожденную Ленинградскую духовную академию.
После гонений на Церковь и войны икона «Знамение» Царскосельская стала поистине благим знамением, чудом, свидетельством нового возрождения и расцвета прославленной академии. Все учащие и учащиеся ощущают через этот образ распростертый над ними Покров Царицы Небесной. При архиепископе Константине была возрождена добрая традиция чтения акафиста перед этим чудотворным образом по средам, когда все студенты Духовной школы собираются вместе для молитвенного прославления Царицы Небесной.
Парийский Л.Н. О чудотворной иконе Знамения Пресвятыя Богородицыв храме Ленинградской Духовной Академии
Речь на годовом акте Ленинградской Духовной Академии 30 декабря 1955г. Машинопись. Л.: ЛДА, 1955. – 20с.
В нашем академическом храме находится древняя, великая святыня – чудотворный образ Знамения Пресвятыя Богородицы. История этой святыни до такой степени интересна и поучительна, что речь о ней на сегодняшнем нашем собрании представляется вполне естественной, понятной и вряд ли нуждается еще в каких-либо предварительных объяснениях.
I.
Под именем иконы Знамения Божией Матери у нас, на Руси, издавна известно иконное поясное изображение Богоматери, с воздетыми, поднятыми к небу руками к с Предвечным Младенцам Иисусом, садящим в Ее недрах. Богомладенец правой рукой Своей благословляет мир, а в левой держит свиток как символ, знак спасительного учения, которым Он просвещает человеческий род.
Самое наименование «Знамение» впервые усвоено было в конце ХII века образу Пресвятой Богородицы, находившемуся тогда в Великом Новограде.
Великий князь Суздальский и Владимирский Андрей Боголюбский, в союзе с многими другими удельными русскими князьями, задумал смирить непокорный Новгород и с этой целью направил против него зимой 1170г. громадную, сильную военную рать.
Новгородцы были объяты великим страхом и искали себе спасения в общей горячей слезной молитве в храмах своих, которые были открыты день и ночь. Во главе молившихся был тогдашний Новгородский архиепископ Иоанн, причтенный впоследствии к лику святых (в 1186 г., память его 7 сентября). Ему было ведение взять ив церкви Cпаca, что на Ильиной улице, икону Пресвятыя Богородицы и поднять Ее на городские стены. Икона была торжественно внесена на стену города и обращена лицом в нападающим. Одной из пущенных стрел лик Богоматери бил ранен, после чего икона сама собой обратилась к городу и из очей Ее потекли слезы, которые Владыка Иоанн собирая в свою фелонь. В то же самое время внезапный ужас напал на осаждавших город, страшная, жуткая тьма окутала их и они в смятении стали поражать друг друга. Видя это, Новгородцы поспешили отворить городские ворота, устремились на противников и одержали над ними полную, окончательную победу. То было 25 февраля 1170г. В память «Знамения Пресвятыя Богородицы, бывшего в великом Новограде», тогда же Владыкой Иоанном был установлен праздник, который с тех пор ежегодно совершается 27 ноября и имеет свою особую службу. Праздник установлен не на 25 февраля, чтобы не нарушать службу сырной седмицы или великого поста, обыкновенно бывающих в эго время, а на 27 ноября, в день памяти св. мученика Иакова Персянина, по всей вероятности, потому что его был день тезоименитства тогдашнего знаменитого Новгородского посадника Якуна (Якова).
Таким образом, икона Богоматери, известная у нас под именем «Знамения» и исторически связанная с Новгородом, находилась в пределах нашей страны уже в XII веке и принесена была сюда, надо полагать, как и другие иконы, с православного Востока, озарившего нас светом веры Христовой.
Иконография Богоматери свидетельствует, что изображение Богоматери, молящейся, поднимающей, воздвигающей к небу на молитву Свои руки, с иконой Младенца на груди, относится к самому раннему времени, к середине II столетия, когда почитание Богоматери, установленное еще а апостольское время, стало уже фактическим догматом христианского учения. Образ молящейся Богоматери, — утверждает профессор А.П. Голубцов, — следует считать одним из древнейших. Он пережил период катакомбной и мозаичной живописи и перешел в византийско-русскую живопись и на иконы .
У греков образ Богоматери, с изображением на груди Богомладенца, получил наименование Оранты, и «Ширшая небес», а в русской иконографии — наименование «Знамение».
Что же означает русское название иконы «Знамение»? Если оно усвоено иконе потому, что от нее последовало «знамение», т.е. чудо, чудесная помощь осажденному Новгороду, как это объясняемся в летописях и в церковной службе на 27 ноября, то ведь такое объяснение нельзя признать безусловно достаточным, вполне исчерпывающим: без разъяснения остаемся вопрос, почему же только этому типу Богоматери, этой именно композиции иконы Ее приписывается наименование «знамение», когда в летописях записаны многочисленные «знамения», чудеса и от других икон Богоматери. Так, например, в богослужебной Минее за месяц июль, в 8-й день месяца значится: «В той день воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славного Ея Благовещения, во граде Велицем Устюзе».
Верующая мысль идет вглубь веков. Она останавливается на утверждении, что в первые века христианства на Востоке так именно, как на иконе Знамения, изображалось Рождество Христово. В связи с этим, естественно, вспоминается, оживает великое ветхозаветное вдохновенное пророчество Исаии о рождении Эммануила от Девы. «Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Исаии, 7,14; ср. Мф. 1,23).
И в самом деле, икона Богоматери с сидящим в Ее лоне Богомладенцем не есть ли дивное знамение в этом именно смысле? Не есть ли это – знамение, видимый знак несказанного всемирного чуда, чуда явления во плоте Сына Божия; знамение Божественной любви, на котором, как на незыблемой основе, стоит, утверждается все здание нашей святой веры?
II.
Каково происхождение нашей иконы Знамения Пресвятыя Богородицы? Откуда и как она появилась у нас?
Иконы Знамения, находящиеся в различных местах нашего Отечества, оказываются большей частью написанными по образцу Новгородской, представляются копиями, спискам ее.
Не такова наша икона. Достаточно взглянуть на нее и сопоставить с Новгородской, чтобы убедиться в том, что нашу икону нельзя никак признать простым списком с последней, подражанием ей. И самый лих Богоматери, и положение Ее рук, и значительные размеры иконы – все устраняет мысль о какой-либо зависимости ее от Новгородской.
Первые страницы истории происхождения нашей иконы, в сожалению, и до наших дней остаются неясными. Положительно сказать нельзя, где, когда и кем был написан этот образ.
Предание говорит, что наша святыня появилась в России со времен царя Алексея Михайловича (1646-1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни востока.
Высказывается предположение, что то был, по всей вероятности, св. Афанасий Пателарий, патриарх Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе.
Cв. Афанасий родился в 1597г., он был философ, филолог, поэт красноречивый проповедник. Он любил подвижническую жизнь, не раз посещал Афон и, думая навсегда там остаться, приобрел себе небольшую келию, в которой прожил более года. Он дважды восходил на высоту патриаршего константинопольского престола и дважды покидал в ту пору постоянно колебавшийся престол.
Патриарх Афанасий прибыл я Москву 16 апреля 1653г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем, причем говорил царю чрез переводчика приветственную речь и поднес ему привезенную святыню, которая, по преданию, была икона Знамения. Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афона, где, по падении Византии, зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства .
Благоговейно принятая царем Алексеем Михайловичам икона Знамения Богоматери стала о тех пор фамильной, глубоко почитавшейся святыней.
Петр Великий, основав новую столицу – Санкт-Петербург, перенес туда, во дворец, и святую икону. Перед смертью, он, по преданию передал икону своей дочери Елизавете Петровне.
Елизавета, получив икону, прониклась особенным к ней почтением. Пред восшествием своим на престол, 24 ноября 1741г., когда приверженцы Елизаветы уговаривали ее произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI. Елизавета долго – 2 часа – молилась пред этой иконой, прежде чем решилась поехать в «Съезжую избу» Преображенского полка и поднять восстание .
Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица предписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной счастливой удаче, но прежде всего божественной помощи, что выразилось с ее стороны в целом ряде действий.
Прежде всего, манифест о восшествии на престол был обнародован 27 ноября, в день празднования иконы Знамения. Затем она украсила икону Знамения окладом, велела написать по сторонам иконы лики св. Алексия, человека Божия и апостола Петра», имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елисаветы, а в середине — праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела.
Начатую постройкой в Царском селе церковь Елисавета решила посвятить образу «Знамения Пресвятой Богородицы».
Пред освящением церкви Знамения в Царском (Детском) Селе императрица повелела торжественно перенести в нее из Санкт-Петербурга, из дворца, св. икону Знамения. Перенесение это происходило в половине мая 1747 года. Оно продолжалось три дня с остановками на пути, которые были, вероятно, в Средне-Рогатском и Пулковском дворцах и сопровождались величественным крестным ходом столичного духовенства и множеством народа.
По принесении иконы в церковь, икона, по указанию Елисаветы, была поставлена вверху иконостаса, прямо над Царскими вратами, поверх изображения Тайной вечери, и долгое время, больше 80 лет (до 1831г.), оставалась на этом месте.
В 1771 г., в ноябре, пред иконой совершались торжественные молебны об набавлении Детского Села от чумы. Моровая язва не коснулась пределов Детского Села и скоро совершенно прекратилась.
В декабре 1788г. Екатерина II распорядилась построить рядом с дворцом и совсем вблизи от Знаменской церкви большой четырехэтажный дом. Впоследствии в нем поместился Царскосельский Лицей, открытый в 1811г. 19 октября.
Воспитанники Лицея, когда не было службы в Дворцовой церкви, ходили в Знаменскую церковь, ходил в эту церковь и лицеист А.С. Пушкин.
12 мая 1820 г. случился большой опустошительный пожар, который совершенно уничтожил всю внутренность Лицея и часть дворца. Раздуваемое сильным ветром, пламя грозило и Знаменской церкви. Чудотворная икона Знамения Божией Матери была снята со своего места поверх Царских врат, и вынесена из храма, причем была обращена ликом к пожару.
Молитва веры не посрамила: ветер, несший пламя на Знаменскую церковь, точно повинуясь неведомой силе, мгновенно переменил свое направление и начал стихать, после чего огонь стал слабеть, а затем пожар скоро и совсем прекратился.
В 1830 г. А.С. Пушкин написал замечательное стихотворение, которое в глазах некоторых является таинственным, неразгаданным, но, на наш взгляд, при своем символизме имеет самое близкое, непосредственное отношение к иконе Знамения и к сильному ее влиянию на поэта в его школьные годы. Это стихотворение (подражание Данте) читается так:
«В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много…
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует Она.
Ея чела я помню покрывало,
И очи светлые, как небеса;
Но я вникал в ее беседы мало,
Меня смущала строгая краса
Ея чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Дичась Еe советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
……………………………………………….
Другие два чудесные творения
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья,
Один — Дельфийский идол лик младой –
Был гневен, полон гордости ужасной…
Другой — женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал,
Волшебный демон лживый, но прекрасный,
Пред ними сам себя я забывал…»
Различные комментаторы произведений А.С. Пушкина в этом стихотворении узнают детскосельский парк. Комментаторы останавливают внимание на идолах – изображениях двух бесов, увлекавших юношу, и объясняют, что это были статуи Аполлона и Диониса (Валерий Брюсов, Иванов-Разумник, Д.С. Мережковский, Н.К. Пиксанов, М., 1924, 113-114 стр.) Но комментаторы мало говорят про величавую, таинственную Жену строго хранившую надзор за школой.
В 6-ти томном издании С.А. Венгеровым произведений А.С. Пушкина разобрана 2-я половина стихотворения, но первая обойдена молчанием.
В академическом 24-х томном издании, где, кажется, имеются комментарии к каждому произведению, вопрос о таинственной Жене не разрешен.
Видные пушкинисты наших дней на вопрос, кого следует разуметь под Женой, отвечают, что это стихотворение не расшифровано до сих пор.
«Кому не являлись эти два демона, оба равно прекрасные и лживые?» — спрашивает Морозов П. «В подчинении тому или другому из них — вечная причина человеческого падения, в борьбе с ними – нравственное просветление, в редкой победе над ними – подъем возрождения и ясный покой души, высшая мудрость». Но кто же – «Жена?» Ясный, светлый, жизненный идеал, — поясняет кратко П.Морозов (Пушкин, Брокгауз, т.V, СПб., 1911, X-XI). «Добродетель», — еще короче заявляет Мережковский.
Такое лаконичное, отвлеченное толкование не представляется, однако, удовлетворительным. Чтобы так картинно, ярко, детально нарисовать, изобразить предполагаемую «добродетель», поэт, несомненно, должен был иметь пред собой определенный, конкретный первообраз. И таким первообразом не могла служить обыкновенная, хотя бы и добродетельная жена. Тут все: видом величавая выступает Она в Своем смирении и убогой одежде; у Нея: «и очи светлые, как небеса», и «строгая краса чела» с покрывалом на нем, «и полные святыни словеса», — все, до последнего подчеркнутого славянизма («очи», «чела», «словеса»), говорит о чем-то необычайно-возвышенном, исключительном, надземном.
Противопоставление этой «Жене» «идолов», кумиров, «изображенй бесов» не свидетельствует ли со своей силой о том, что стимулом для поэта в данном случае служило тоже какое-то изображение, особенное, священное, изображение Жены? Таким именно изображением и был, можно думать, чудотворный образ Пресвятой Богородицы, который находился тогда рядом с лицеем в Знаменской церкви. Он стоял в то время на высоте, поверх Царских врат и потому невольно, сразу же, привлекал к себе благоговейное внимание входившего в церковь. Образ должен был, естественно, оказывать свое сильное, благодатное воздействие на чуткую, впечатлительную юную душу лицеиста Пушкина, посещавшего Знаменский храм, должен был много, строго, внушительно и правдиво говорить душе Пушкина, давать ей благие советы, будить в его совести упреки…
…
В 1831 году в Санкт-Петербурге вспыхнула страшная эпидемическая болезнь – холера. В народе распространялись вздорные, невежественные слухи. Умирало до 600 человек в сутки. На сенной площади произошел бунт. Толпы народа с яростью устремились на временные больницы и до основания разгромили их.
В Детском Селе вспомнили о чудесной помощи Царицы Небесной, когда чудесно была спасена от пожара Знаменская церковь.
5 июля 1831 г. на глазах собравшихся в храм многочисленных богомольцев икона Знамения Пресвятыя Богородицы была в этот день спущена вниз. Все предстоящие в благоговейном смирении пали пред снизшедшей к ним святыне на колени и слезно, единодушно молились при отслуженном в церкви молебном пении. По окончании молебна святая икона на руках священников вынесена была из церкви и, соединившись с многими другими образами, последовала в умилительно-величавом крестном ходе. В конце молебна была с коленопреклонением прочитана та самая молитва, какой молились в свое время (т.е. в 1170 г.) пред иконой Знамения Божией Матери жители осажденного Новгорода, во главе со своим владыкою Иоанном.
Эта молитва находится в житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского, читается так:
«О премилостивая Госпоже, Дево Богородице! Ты еси Упование, и Надежда, и Заступница граду нашему, Стена же, и Покров, и Прибежище всем христианам. Тем и мы, грешнии, на Тя надеемся. Молимся, Госпоже, Сыну Твоему и Богу нашему за град наш, и не предаждь нас врагом нашим, но услыши плач и воздыхание людей Твоих, и пощади; и якоже иногда Ниневитяны Сын Твой пощаде покаяния ради, такожде и зде милость Твою покажи, Владычице».
Холера миновала Детское Село.
Благодарные верующие испросили позволение не поднимать икону Знамения Божия Матери на ее прежнее место поверх Царских врат, а поставить ее в особом большом киоте за правым клиросом главного храма, чтобы иметь всегда возможность возжигать пред нею свечи и с благоговейным трепетом и любовью ее лобызать. Разрешение было дано.
Не ограничиваясь этим, верующие Детского Села исходатайствовали также разрешение, чтобы совершенный 5 июля 1831г. крестный ход повторялся ежегодно в это число.
B 1863г., в Детском Селе произошел пожар Воскресенской церкви и части Екатерининского дворца. Как и в прежних подобных случаях, верующие искали помощи свыше. Икона Знамения Божией Матери была вынесена из Знаменской церкви и обнесена вокруг горевших зданий: пожар почти мгновенно прекратился. Это было новое дивное проявление спасительной чудотворной силы св. иконы Знамения Божия Матери. После этого события почитание св. иконы все более усилилось.
В 1891 г. в Знаменской церкви были упразднены боковые пределы. На месте правого придела была поставлена чудотворная икона Знамения Пресвятыя Богородицы. На месте левого, в соответствии с чудотворной иконой, церковным старостой Серковым А. была сооружена точно такого же размера, как и икона Знамения, Казанская икона Божией Матери. Эта икона весьма художественного письма. На иконе небольшие боковые изображения преп. Алексия, человека Божия, и царицы Александры, святых; имена которых носили староста А .Серков и его супруга.
Приблизительно с 1922 года установился обычай в воскресные вечера совершать пред чудотворной иконой Знамения Пресвятыя Богородицы акафист, обычай, привлекающий к святыни значительное количество молящихся. При этом было принято читать акафист Пресвятой Богородице – “честному Ея Знамению, еже в велицем Новограда”. Акафист этот, составленный автором многих других акафистов А.Ф.Ковалевским (Харьковским помещиком), разрешен был Свят. Синодом к печатанию осенью 1891 года. (Алексей Попов. Православные русские акафисты, поданные с благословения Святейшего Синода. Казань, 1903, 406-407 стр.). Этот акафист по преимуществу воспоминай и воспевает знамение, или чудо, бывшее от иконы Богоматери в Новгороде в 1170 г., во время междоусобной войны, когда Новгород был осажден “от воев Суждальских”.
Между тем, наша икона Знамения, как уже раньше разъяснялось, является совершенно отдельной, самостоятельной святыней, со своей особой историей, со своими собственными прославившими ее чудесами и решительно не может быть признана списком с Новгородской иконы или подражанием этой последней.
У разумных, вдумчивых богомольцев, вполне естественно поэтому возникло желание слышать пред святой иконой более соответствующий по своему содержанию акафист. И такой акафист, благодаря самоотверженному труду одного богословски-образованного, церковно-настроенного, ныне уже умершего высокоуважаемого мирянина (П.П.Мироносицкого) явился. Он поднимает мысль молящихся выше тех или иных исторических воспоминаний русского прошлого и в иконном изображении Пречистой Девы с Младенцем в Ее недрах, известном под именем Знамения Божией Матери, внушает видеть символ всемирного и несказанного знамения, или чудо, чуда вочеловечения Сына Божия.
Составленный акафист был представлен настоятелем Знаменской церкви Митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову) с просьбой благословить его к церковно-богослужебному употреблению, а тот, в свою очередь, препроводил акафист в Москву ж Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию и состоящему при нем Священному Синоду. Рассматривавший акафист член Синода Преосвященный Филипп (Ставицкий), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, впоследствии архиепископ Астраханский нашел, что акафист, несомненно, “обладает содержательностью, дает возможность воспевать славу Богоматери независимо от Новгородских событий, в осенении Ея всемирных чудес, согреет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковно-славянским языком”, и потому дал о нем благоприятный отзыв (Архив Московской Патриархии).
Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16(3) октября 1929г. за № 147 новый акафист Знамению Пресвятыя Богородицы разрешен был к церковно-богослужебному употреблению.
Встречен был новый акафист богомольцам неодинаково. В то время как одни искренно приветствовали появление нового акафиста, приобретшего потом все больше и больше новых сторонников, другие, наоборот, проявляли видимое предпочтение прежнему, с которым сроднились, свыклись. Чтобы такое разногласие не привело к взаимным пререканиям и волнениям, стали читать поочередно оба акафиста.
В августе 1941г. Детское Село было оккупировано войсками фашистской Германии.
В 1944 году фашисты бежали из Детского Села, похитив с собой и св. икону Знамения Пресвятыя Богородицы.
Советские войска, преследуя врага, в одном из брошенных обозов неприятеля в г. Риге обнаружили св. иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери из Знаменской Церкви Детского Села .
При содействии Уполномоченного Совета по Делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И.Кушнарева, святыя иконы были доставлены в Ленинград и переданы Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. По благословению Митрополита Григория, все иконы были весной 1948 года водружены в церковь Ленинградской Духовной Академии .
На добровольные пожертвования верующих св. икона Знамения была украшена венчиком над главами Богоматери и Богомладенца и сооружены киоты для св. иконы. В 1952 году для икон Знамения и Казанской иконы Божией Матери были сооружены одинаковые дубовые киоты.
Такова в кратком хронологическом обозрении история нашей святыни.
Вот уже 7 лет как наша святыня находится в нашем храме. Каждый день, и утром, и вечером, воспитанники нашей духовной школы возносят усердные, горячие молитвы Пречистой Деве и поют в честь Ея священные песнопения. Каждый день, и утром, и вечером склоняются пред этой святыней верующие с надеждой, слезами и благодарностью. Много великих знамений, чудес, благодеяний, дивных утешений подаются притекающим к образу Божия Матери. Но как и всегда, такие события остаются в неизвестности, таятся под спудом и лишь постоянный приток молящихся свидетельствует о том, что моления их пред иконой не остаются тщетными.
Сбывается вдохновенное слово: “Много бо может моление Матернее ко благоусердию Владыки…”
В мы радуемся, что имеем в своем храме такую великую святыню в во славу Божией Матери поведали сегодня историю этой святой иконы.
Примечания
А.П. Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике. Сергиев Посад, 1918. – С.242-243, 245-246. Патриарх Афанасий составил гимн Пресвятой Деве Марии. Он имел с собой икону Божией Матери «В скорбех и печалех утешение», с которой никогда не расставался в путешествии. На обратном пути Патриарх Афанасий направился домой через Малороссию, но был застигнут военными событиями в ней. По совету Богдана Хмельницкого, Афанасий больной, остановился в Спасо-Преображенском монастыре, близ г. Лубен, Полтавской епархии и здесь, после месячного пребывания, окончил свою жизнь 5 апреля 1654г. По обычаям восточных патриархов, он был погребен в положении сидящего. 1 февраля 1662 года были обретены мощи святителя и он был причислен к лику святых. Память его совершается 2 мая, вместе с соименным ему древним великим святителем Архиепископом Александрийским, имя которого он носил. На месте его келии на Афоне возник русский общежительный Андреевский скит, во имя св. Андрея Первозванного. Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» с 1890г. находилась в Благовещенском храме при СПб подворье Старо-Афонского Андреевского скита. (См. Булгаков. Настольная книга). На месте «Съезжей избы» был построен Преображенский собор. И целый ряд икон, облачений и священных предметов из Знаменской церкви. Кроме икон Знамения и Казанской иконы, иконы св. Николая Чудотворца, св. Димитрия Ростовского, икона св. Пантелеймона с мощами, св. Георгия Победоносца с мощами (за правым и левым клиросами), большой выносной деревянный крест на Воздвижение Креста Господня (в алтаре на столе), икона Божией Матери “Неувядаемый Цвет” (на площадке 2-го этажа против Актового зала), икона Скорбящей Божией Матери (на площадке при входе в храм), три плащаницы: две в употреблении, третья – под стеклом в раме в Читальном зале, несколько богатых художественных воздухов, красное облачение с золотым шитьем).
Знаменская церковь на Знаменской площади
У этого термина существуют и другие значения, см. Знаменская церковь.
Координаты: 59°55′53.7″ с. ш. 30°21′38″ в. д. / 59.931583° с. ш. 30.360556° в. д. (G) (O) (Я)
Зна́менская це́рковь (Церковь во имя Входа Господня во Иерусалим) — утраченная церковь. Была расположена на площади Восстания (Знаменской площади) в Санкт-Петербурге.
Деревянная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была построена при пересечении Невского проспекта и Лиговского канала в 1765 — 1768 годах. В народе она получила название Знаменской по приделу, освящённому в 1765 году в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А. Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили свое названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.
В 1870-х годах по проекту архитектора Д. Д. Соколова был построен дом причта Знаменской церкви (Лиговский, 39), ставший важным элементом ансамбля площади Восстания.
Церковь была разобрана в начале 1941 года . (Дата 1936 год ошибочна — церковь еще действовала в первой половине 1937 года). В 1955 году на месте церкви был открыт наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания».
В 2007 году на стене вестибюля станции была установлена мемориальная доска в память о Знаменской церкви.
Примечания
- Церковь Входа Господня В Иерусалим (Знаменская церковь) // Энциклопедия Санкт-Петербурга, Источник: Святыни Петербурга
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6
- Ленинград: Путеводитель / Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. — Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. — Л.: Лениздат, 1988. — 366 с. — ISBN 5-289-00492-0
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6
- Севастьянов С. Ф. Площадь Восстания. — Л.: Лениздат, 1987. — 94 с.
- Прогулки по Петербургу
- Церковь Входа Господня В Иерусалим (Знаменская церковь) // Энциклопедия Санкт-Петербурга, Источник: Святыни Петербурга
- Знаменская церковь (Вход Господня в Иерусалим) // Энциклопедия Санкт-Петербурга
Добавить комментарий