12 уроков православия

Протоиерей Андрей Канев: Исповеди нужно учиться

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Уроки Православия

– Что мы делаем, когда у нас дома, например, отказывает бытовая техника, или мы заболели, или необходимо решить коммунальные проблемы? Правильно, мы обращаемся к специалистам. И стараемся при этом не нарваться на такого мастера, врача или работника ЖЭКа, который станет наобум менять разные детали или блоки в холодильнике, компьютере или экспериментировать с разными методами лечения, а то и займется электропроводкой в то время, когда течет кран. Такой помощник нам не нужен! Нам нужен тот, кто имеет все необходимые знания, умения, навыки в определенной области и сможет решить нашу проблему. Тот, кто точно знает принципы, правила и даже законы, по которым работает та или иная система, умеет находить причины неисправности, устранять их и восстанавливать работоспособность системы в целом.

Но приемлем ли такой подход в духовной жизни? Вполне. Все наши духовные дефекты, сбои и поломки – а они у нас, конечно же, есть – можно и нужно исправлять.

Прежде всего – прибегая к помощи Бога (хотя и Он без наших усилий ничего не сможет сделать), а еще – к помощи тех специалистов в духовной жизни, каковыми и являются святые отцы. Именно от них мы узнаем о ее законах и принципах, от них получаем подсказки, как устранять те или иные внутренние повреждения, а точнее, страсти. И читая на наших уроках «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), мы обнаруживаем множество таких законов. Один из них гласит: «Страсть не всегда выражается делом; она может жить тайно в сердце человека, обладая его чувствованиями и помышлениями».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий раскрывает нам закон, как действуют страсти. Если человек не читал духовной литературы – святоотеческой или о подготовке к Исповеди, – очень часто грех воспринимается как некое внешнее дело, причем очень грубое. В нашем храме мы с определенного времени начали учить людей готовиться к Исповеди, и я абсолютно уверен, что это правильное, на самом деле первостепенное дело, которым надо заниматься, – учить людей вере и, как надо правильно готовиться к Исповеди. Почему? Очень часто она состояла из того, что человек приходил и говорил: – Согрешил делом, словом, помышлением. – Это теоретически. А чем практически, конкретно? – Не знаю. Я ничего плохого не делал: не воровал, не убивал.

Такие крайности. При разборе оказалось, что и воровал, и убивал: все было.

А если мы будем раскрывать, как грех развивается в человеке, то поймем, что не бывает так, что человек взял и убил или украл просто так. Оказывается, грех развивается в человеке. Это уже давно открыто, просто нам нужно взять, почитать, поизучать – и понять, как грех развивается в нас.

В любом случае, лукавый хочет не просто втолкнуть человека в грех, обмазать его грязью, а хочет, чтобы человек измазался сам, – вот его цель. Цель лукавого – склонить свободу и волю человека на грех. Это делается через помышления, через помыслы. Мы духовно-телесные существа, и лукавый, как духовное существо, имеет возможность в ум человека засевать, забрасывать мысли. Люди начинают спрашивать: а каким образом, а почему так? Нам не открыт этот механизм, но он есть.

Наш ум открыт, работает – как, например, антенна сотового телефона – на прием. Поскольку мы в греховном состоянии находимся в общении не с ангелами, а ангелами падшими, они посылают нам такой помысел, прекрасно зная, кто мы, что собой представляем, какие у нас особенности, кто наши мамы, наши дедушки, бабушки и прабабушки: мы плохо знаем свою родословную, а они знают ее хорошо и чем нас можно подбить, знают и дают мысль (особенно когда человек невнимателен к себе, когда понятия не имеет, что такое внутренняя молитва, наблюдение за собой, своими помыслами); человек эту мысль принимает, начинает ее рассматривать и принимать. Потихонечку этот помысел попадает в сердце, появляется желание, разгорячение, потом уже грех. Оказывается, сперва грех воспринимается умом, потом чувствами и желаниями, а затем уже делами. То есть если мы будем воспринимать грех как дела, то не увидим основного пути развития греха.

Если сравнить грех с сорняком, то оторвав сам цветок, мы ничего не победим. Цветок – это как бы сами дела, а его корни – это мысли: растение надо вырвать полностью, чтобы оно погибло. Чтобы победить тот или иной грех, надо не только за делами следить, а в первую очередь за корнями – за появлением мыслей в своем уме.

Но это происходит не так, что человек сидит и думает: «Так, о чем я сейчас думаю?» Это и не получится и ни к чему доброму, особенно человека неопытного, не приведет. Куда нужно направлять ум? В молитву. Для этого очень удобна молитва краткая – молитва Иисусова, или молитва мытаря, или, например, какая-то небольшая цитата из Псалтири. То есть любая молитва заставляет ум концентрироваться на молитве, а не на грехе, тогда человеку проще за собой наблюдать.

Я знаю, что на «Уроках Православия» изучали авву Дорофея. У него очень хорошо описан этот механизм развития греха на примере гнева. Преподобный авва Дорофей сравнивает его с огоньком: если помысел – это как бы спички, чувство – уже костерок, и так далее. И на всех стадиях можно бороться с грехом. Главное – быть к себе внимательным, тут же каяться. Чем в более ранней стадии выявлен грех, тем легче его искоренить – такой закон.

– А святитель Игнатий продолжает описывать механизм действия страстей – как они могут пленять человека, в чем это проявляется. Он пишет: «Страсть познается из того, когда человек не престает воображать грех и услаждаться мечтанием его, когда плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостию поглощают всю его мудрость и крепость. Страстный не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, чрез что поддерживает свое общение с темными духами и свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель».

Протоиерей Андрей Канев: – Лукавый дал помысел, я этот помысел принял, не отверг его, начал рассматривать. И что происходит? В этом случае я склонил свою свободу ко греху.

Если бы я был внимательным человеком, то когда помысел только пришел, откинул бы его от себя. Как? Молитвой. Если бы я обратил тогда внимание на молитву, то греха бы не совершилось. Это как если бы подошел человек и говорит: «Давай пойдем банк ограбим». Ты отвечаешь: «Нет-нет, не пойду» – и ты в этом случае не соучастник преступления. Но когда я говорю: «А почему бы и нет? А пойдем посмотрим, где! А сколько мы с тобой добудем?» – в этом случае я уже соучастник преступления. Так же получается, если я принял помысел, рассматриваю его, он уже мне приятен: в этом случае я уже склонил свою свободу к греху – как бы открыл сатане дверь: «Заходи!» Он заходит в виде проявления страсти, а потом я не понимаю: как так получилось, что я согрешил? Просто, – а на самом деле в жизни не очень просто.

Надо за собой следить, и мы увидим, что все это реально развивается. Все страсти развиваются именно так. Просто бывают страсти, которые в человеке более развиты, и этот механизм работает быстрее. Все это развивается именно так: помысел, принятие, чувства, желания и грех (делом или словом).

– Каждый из нас на личном опыте знает, что происходит, когда страсть попадает в сердце: попала, и все – вмиг там, в глубинах сердца, взрываются чувства, а ум отключается. И мы уже не в состоянии контро-лировать себя, не в состоянии остановить буйство чувств не только вовремя, а вообще не можем – и уже мы не ведаем, что творим. Слова говорим гадкие, дела совершаем худые, удержать себя не можем – не зря в народе про такое состояние говорят: «Ну, понеслось!» А как сделать, чтобы не неслось? Нельзя ли в самом начале атаки помыслов отцеживать те греховные мысли, от которых и разгорается весь сыр-бор?

Протоиерей Андрей Канев: – У нас, неопытных людей, не получится отцеживать: мы даже не почувствуем появления их, как могут чувствовать люди духовно опытные, которые осознают его не в себе уже, а чувствуют только его приближение.

Мы не монахи, не подвижники, а обычные грешники, и наша задача – в течение дня стараться учиться молиться. Как раз молитва, особенно внутренняя, является, с одной стороны, средством безопасности, потому что ум находится в деле, а не бездельничает. В этом случае он как сотовый телефон в режиме «полет»: включен, но на прием не работает. И когда человек начинает молиться, ум у него, образно говоря, находится в режиме «полет»: он работает, потому что в уме происходит все, что нужно. Ум может молиться, а это одно из самых важных его дел. Внимание направлено на молитву, и в этот момент, как сотовый телефон в режиме «полет» не может поймать никакой сигнал, так же и ум не попадается на эти помыслы. С другой стороны, внутренняя Иисусова молитва является средством тут же вылечиться от той порции яда, которую тебе впрыснул помысел, а ты по своей немощи и невнимательности принял ее. Даже когда разгораются чувства, если человек тут же начинает молиться, каяться, а не ждать субботы (или другого дня) Исповеди, потому что сто раз забудешь, является и средством безопасности, и средством лечения.

Мало того, что мы констатируем, что согрешил, надо же еще и бороться, а борьба как раз заключается в том, что человек за собой следит. Тогда будет должен поменяться образ жизни. Потому что если человек привык каждый вечер смотреть «Пусть говорят», «Дом-2» и по три часа сплетничать по телефону, никакой внимательной жизни у него не получится, поскольку ум у него закидан мусором и он этим мусором будет пользоваться. То есть внимательная жизнь предполагает ограничение той информации и развлечений, которыми напичкан наш мир. Если я каждый день хожу в гости, то не узнаю, что такое внутренняя или серьезная молитва, что такое покаяние. И если я каждый день смотрю телевизор, тоже не получится.

– «Страстный человек не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, – пишет далее святитель Игнатий, – и через это он поддерживает свое общение с темными духами, поддерживает свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель».

Протоиерей Андрей Канев: – Да, мы опять возвращаемся к разговору о том, что грех – это не только дело. Человек может внешне выглядеть положительно, а внутри сохраняет любовь к страсти. Причем не так, что она живет тайно и человек ее не замечает, – такого нет в нас. Страсть обязательно проявляется в виде надоедливых помыслов, чувств, желаний. Пост начался, а человеку хочется молока. Это о чем говорит? Просто потому, что организм говорит голове: «Голова, мне хочется молока!» или: «Пельмешек свари». Это говорит о том, что в нас есть чревоугодие, оно заскучало и говорит: «Эй, голова, ты что там в духовную жизнь играешь? Давай! Мне требуется». И эти помыслы начинают мучить человека. Если он не начнет бороться с ними, не начнет каяться, весь пост он промучается, а наступит праздник, окончание поста – и он объестся. Вот как проявляются эти вещи.

Не надо быть сверхвнимательным к себе, это проявляется сразу же, и не только в виде чревоугодия. «Этот меня раздражает. Тот неправильно поступает. И этот такой-сякой». Ты молчишь. Даже внешне можно сыграть, что ты кроткий, милый, спокойный, а внутри все кипит, все раздражают: они все криворукие, все делают не так, все-все мешают мне жить. Это тоже проявление страсти. Какой? Гордости, гнева.

Либо внешне я хороший, спокойный, нормальный, а мне все надоели, все не так, все плохо, я такой несчастный. Какая страсть? Печаль. Или я тружусь, иду на службу, молюсь, а сам думаю: «Вот приду домой, включу любимый сериальчик, почитаю любимую книжечку. Потерплю сейчас этих всех». Какая страсть? Уныние. Или настроение у меня поднялось: «О, классно, в гости пойдем завтра к друзьям» – уныние. Молиться надо, а ты сидишь и мечтаешь, как устроишь в огороде грядки, купишь тепличку, – сребролюбие.

Все страсти четко проявляются. Надо только смотреть не на грехи других людей, а посмотреть в себя – и увидим такую страшную картину. Надо только увидеть.

– А святитель Игнатий продолжает: «Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани».

Протоиерей Андрей Канев: – Еще раз скажу для наших легко расстраивающихся братьев и сестер, что речь идет не о том, что если ты сейчас не увидел, то ты уже находишься в погибели и никогда не спасешься. Нам дается ориентир, что если христианин борется с грехами, то эта борьба не бесплодна, как, например, уборка снега зимой в тундре: сколько бы ни греб, его все больше. Не об этом идет речь. Святитель Игнатий описывает, что, когда человек борется, кается, пытается, неужели Бог отвернется от такого человека? Нет, конечно. И со временем, когда наступит в этой борьбе мера, когда мы перестанем себя жалеть, мера, когда перестанем любить грех, мера, когда мы захотим спасаться по-настоящему, складываются в то, что грехи начинают ослабевать. Это тоже делается потихонечку.

С тем же гневом. Человек не перестает быть гневным, он гневается меньше. Гневается качественно по-другому. Если раньше он скандалил и ссорился долго, основательно обижался, то сейчас делает это кратно меньше. Мы этого не замечаем сами по невнимательности. И, может быть, хорошо, что не замечаем. Мы замечаем проявление греха, а сколько он длился, не видим. Но со стороны хорошо заметно, что человек становится уже другой.

Проходят годы борьбы – нужны не месяцы, а годы, – и страсти человека начинают реально засыхать, уже проявляются не так ярко. И человек – победитель не в том смысле, что он разорвал страсти, как Самсон льва, и те лежат и не беспокоят его, а в том, что они проявляются, а человек бодр. Победитель он не в глобальном смысле, потому что свою природу мы не победим, а победитель на сегодняшний день. Человек всегда бодр: напал на него лукавый в виде помыслов или чувств, а он настороже – тут же покаялся, потому что понял, что происходит. И отступил враг, потому что Христос пришел. Не ты победил.

Когда мы рассуждаем об этом с прихожанами, я привожу такую картину. Вот пограничник сидит на посту и караулит некий участок границы, и вдруг видит: через границу идет множество вражеских солдат. Что он должен делать? Любой человек понимает, что один он не справится. Задача пограничника – вызвать подкрепление. И вот он вызывает, приезжают танки, пушки, самолеты – врагов побили, победа. И я спрашиваю людей: этот пограничник – герой или предатель? Понятно, что герой: он выполнил свою функцию. В духовной борьбе это и есть функция ума, а подкрепление – танки, пушки, самолеты – это благодать Христова, которую Он дает кающимся. Христианские подвижники побеждают благодатью Христовой. Ты увидел, что пришли эти враги, говоришь: «Господи, помилуй мя, грешного». И Господь отгоняет от тебя этих злых собак.

Вот это побеждение, когда человек внимателен к себе, позвал к себе Христа – и враг отступил, в этом уже залог спасения. Залог! А мы сейчас читаем другое.

– «Непорочность, достойная рая, является человеку уже по истреблении из сердца страстей, – учит святитель Игнатий. – Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную некогда диаволом».

Протоиерей Андрей Канев: – Тут святитель Игнатий еще больше раскрывает тайну, что если происходит это регулярное побеждение, может быть, и падения регулярные, но человек встал, снова победил. Ведь победа над грехом бывает даже не тогда, когда человек не сделал грех, а бывает, по немощи увлекся, но раскаялся – это тоже победа. Разбойник, который покаялся на кресте, победил или нет? Победил же: в рай пошел. Он победил то греховное сердце, которое у него было. Победа произошла. Христос воскрес, сначала умерев. Это тоже не та победа, к которой мы привыкли: когда флаг над главным зданием столицы. У Христа победа происходит по-другому. Если человек признал, что он грешник, регулярно кается – это уже признак того, что он начинает побеждать страсти.

А дальше святитель Игнатий пишет о том, что каждому человеку, который захочет, тому благодать Святого Духа возвращает чистоту сердца непорочного. Представляете, какая надежда? Это ли повод для раскисания и гудения про то, что покаяние – это самоедство, занудство и негатив. А оказывается, вот о чем речь: уже здесь кающиеся христиане получают помощь и благодать Святого Духа и очищаются от грехов. То есть нам нарисована такая перспектива! И она нужна. И внимательные христиане говорят: «А что делать? Куда идти? Где эти правильные вешки?» Далеко не все задают эти вопросы, но бывают такие самородки, которые допытываются.

Оказывается, святитель Игнатий показал, что путь покаяния приводит к таким замечательным, святым результатам. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

О том, чтобы ввести религию как школьный предмет, разговоры ходят давно. На том, чтобы включить основы своей религии в школьный план, конечно же, настаивают главы конфессий. Но дальше разговоров раньше дело не доходило. Оно и понятно: Россия — слишком многоконфессиональна, чтобы всем детям изучать только одну определенную религию. Но теперь основы православной культуры (ОПК) уже изучают в 15 регионах. И в некоторых из них ОПК — обязательный предмет, такой же, как математика с русским языком.

Сейчас педагоги, чиновники и представители других конфессий бурно обсуждают, насколько законно заставлять детей изучать именно православие, а не основы религий вообще. Дело в том, что ввести уроки православия на федеральном уровне, то есть одновременно во всех регионах, запрещает Конституция. Но по Закону «Об образовании» местные чиновники имеют право вводить у себя так называемый «региональный компонент». Так и сделали в ряде областей: основы православия включили в учебный план, и теперь православные священники 1 — 2 раза в неделю приходят в школы и ведут уроки.

Хотя, судя по социологическим опросам, в том числе и по мнению наших читателей (см. опрос «КП»), даже верующие православные люди не всегда согласны, чтобы их ребенок знакомился с основами религии на школьной скамье.

Где преподают

В Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях православные уроки будут обязательными. А в Рязанской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях и в Республике Мордовия основы православной культуры преподаются факультативно, то есть во внеурочное время и по желанию учеников.

Андрей РЯБЦЕВ

ВОПРОС ДНЯ

Нужна ли в наших школах религия?

Диакон Андрей КУРАЕВ, профессор Московской духовной академии:

— Не нужно путать эти уроки с преподаванием Закона Божия. Речь идет лишь о появлении культурологических факультативов. Школы сами вправе определять, какой вводить предмет: православную культуру или культуру древних ацтеков.

Владимир ВИНОКУР, юморист:

— В обязательном порядке — нет, но если есть желающие, пусть ходят на такие занятия. Мне кажется, что наши дети и так все грамотные, в Интернете сидят. И содержание Библии без уроков православия неплохо знают.

Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы:

— Да. Поскольку вера — это основа нашего национального мировоззрения. И задача государства — вернуть основы религиозного воспитания в наши школы.

Борис НЕМЦОВ, политик:

— Это прямое нарушение Конституции. В Израиле тоже заставляют школьников изучать иудаизм, что, на мой взгляд, неправильно. Чем больше человеку пытаются что-то навязать, тем сильнее у него от этого предмета отторжение.

Александр ДУГИН, лидер Евразийского движения, директор Центра геополитических экспертиз:

— Нужна. Эти уроки — не просто знакомство с религией, но и с историей России, с этикой нашей страны. Жаль, что предмет не будет обязательным во всех школах.

Павел КРАШЕНИННИКОВ, глава Комитета Госдумы по законодательству:

— Такие уроки — плохая услуга для любой конфессии. Тем более если на них еще и будут ставить оценки.

Антон ТИХОЛЕССКИЙ, учитель истории, Владимир:

— В наших школах нужно все, что поможет вложить в головы учеников хоть какое-то представление об окружающем мире, чтобы не путали Бога с Ван Гогом, а Ван Гога с Ван Даммом.

Олег МИТВОЛЬ, замглавы Росприроднадзора:

— Учитывая, что страна у нас многоконфессиональная, то только если будут преподаваться «Основы всех мировых религий». Месяц рассказывают о православии, затем — о мусульманстве, иудаизме. И такие вещи должна решать не школа, а родители и дети.

Юлия, читательница сайта WWW.KP.RU из Архангельска:

— Уроки религии в качестве факультатива могли бы помочь ребенку понять, насколько важна ему вера!

В последнее время участились разговоры про введение в школьную программу ОПК (ОСновы православной культуры).
Меня, честно говоря, не просто забавляют подобные изыски церковников, а — подбешивают. Тока не нужно мне говорить. что человеку необходимо знать всё. Кто хочет знать о православной культуре, пусть изучают. Факультативно, на дополнительных занятиях. Пусть идут в церковно-приходскую школу, духовную семинарию, куда угодно, но преподавание ненауки в общеобразовательных рамках — бред.
Давайте еще креационизм, астрологию, чакроведение и новую хронологию введем в школьную программу. Благо на эти темы уже и акадЭмики расплодились.
Вот что на счет преподавания ОПК говорит закон РФ

Действующее законодательство Российской Федерации содержит достаточно оснований для того, чтобы отказаться от посещения этих уроков.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Итак, Конституция строго запрещает любую «обязаловку» в области религии, а также выделение какой-либо религии в качестве «особенной», «традиционной» и т.п. Гражданин России, в том числе ученик школы, имеет право не исповедовать никакой религии, иметь антирелигиозные убеждения и, в соответствии с ними, не посещать уроков ОПК. При этом он не может быть принужден объяснять, почему именно он отказывает это делать.

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Изучение православия в государственных или муниципальных учебных заведениях в рамках обязательного в регионе, муниципальном образовании или конкретной школе предмета нарушает данный принцип.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

При изучении ОПК учащиеся, придерживающиеся нерелигиозного мировоззрения, вынуждены отказываться от собственных убеждений или скрывать их, либо идти на конфликт с преподавателем, отказываясь признать такие основные положения курса ОПК как: позитивная роль религии в обществе вообще и в российской истории в частности, достоверность изложения библейских событий и сообщений о так называемых «чудесах» и «деяниях святых» и т.п. Таким образом, данный предмет не учитывает разнообразие мировоззренческих подходов и не способствует реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Учитывая все вышесказанное, родители или законные представители имеют право защитить законные права и интересы школьника, потребовав от администрации школы освободить его от изучения ОПК.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

А потому если вы не хотите. чтобы ваш ребенок забивал голову пустыми знаниями — имеете право отказаться.

«Уроки православия» (Екатеринбург)

RSS Эфир от
27 июля 2017 г.Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 4 Творения свт. Игнатия являются для нас духовными корнями. Глубоко проникшие в наследие … Эфир от
26 июля 2017 г.Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 3 Когда-то старец Исайя говорил свт. Игнатию (Брянчанинову): «Не пиши! Не для кого!» … Эфир от
20 июля 2017 г.Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 2 Многие наши уроки мы учим, основываясь на творениях свт. Игнатия. На протяжении … Эфир от
19 июля 2017 г.Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 1 Обращаясь в молитвах ко святым, мы чаще всего ждем от них чуда. … Эфир от
13 июля 2017 г. Уроки православия. «Поминайте наставников ваших» с д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 5 Свт. Игнатий (Брянчанинов) учит, что всякий духовный наставник должен быть слугою Жениха … Эфир от
12 июля 2017 г. Уроки православия. «Поминайте наставников ваших» с д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 4 «Поминайте наставников ваших…» Эти слова ап. Павла стали темой многих и многих … Эфир от
6 июля 2017 г. Уроки православия. К.В.Корепанов. О подражании Женам Мироносицам. Урок 4 В подвиге святых Жен Мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и … Эфир от
5 июля 2017 г. Уроки православия. К.В.Корепанов. О подражании Женам Мироносицам. Урок 3 Говоря на «Уроках православия» о подражании святым Женам Мироносицам, мы не могли … Эфир от
29 июня 2017 г. Уроки православия. «Поминайте наставников ваших» с д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 3 Научная деятельность профессора ПСТГУ, д.и.н. Н. Ю. Суховой неразрывно связана с судьбами … Эфир от
28 июня 2017 г. Уроки православия. «Поминайте наставников ваших» с д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 2 Сегодня мы вновь будем говорить о духовных наставниках – тех, которые научают … Эфир от
22 июня 2017 г. Уроки православия. «Поминайте наставников ваших». С д.и.н. профессором ПСТГУ Н. Ю. Суховой. Урок 1 «Поминайте наставников ваших» — так называется цикл передач, на которых мы вспоминаем … Эфир от
21 июня 2017 г. Уроки православия. Автор книги «Святитель-хирург» протодиакон Василий Марущак. Как пишутся жития. Урок 2 Чтение житий святых есть духовный труд, помогающий нам обнаруживать то, что важно … Эфир от
15 июня 2017 г. Уроки православия. Автор книги «Святитель-хирург» протодиакон Василий Марущак. Как пишутся жития. Урок 1 Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) оставил своим прихожанам, пациентам, а вместе с ними – … Эфир от
14 июня 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни святителя Луки с В. Д. Ирзабековым. Урок 3 Встреча с «духовными внуками» свт. Луки (Войно-Ясенецкого) круто изменила жизнь В. Д. … Эфир от
8 июня 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни святителя Луки с В. Д. Ирзабековым. Урок 2 «Православие и медицина». Так называется международная конференция, посвященная памяти свт. Луки (Войно-Ясенецкого). … Эфир от
7 июня 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни святителя Луки с В. Д. Ирзабековым. Урок 1 10 лет назад в эфире телеканала «Союз» мы познакомились с удивительным человеком, … Эфир от
1 июня 2017 г. Уроки православия. Эсхатология. Ключевые темы церковной догматики с к.ф.н. диаконом Павлом Сержантовым. Урок 38 Сегодня — последний урок из цикла «Ключевые темы церковной догматики», прочитанного для … Эфир от
31 мая 2017 г. Уроки православия. Эсхатология. Ключевые темы церковной догматики с к.ф.н. диаконом Павлом Сержантовым. Урок 37 На заключительных уроках из цикла «Ключевые темы церковной догматики» мы знакомимся с … Эфир от
25 мая 2017 г. Уроки православия. Эсхатология. Ключевые темы церковной догматики с к.ф.н. диаконом Павлом Сержантовым. Урок 36 Название курса, прочитанного к.ф.н., д. Павлом Сержантовым, — «Ключевые темы церковной догматики», … Эфир от
24 мая 2017 г. Уроки православия. Д.и.н. В.М. Лавров. Царь и революция 1917. Урок 3 Сегодня мы вновь обратимся к революционным событиям 100-летней давности — к катастрофе, …