Алексей 2 патриарх

Алексий II. Биографическая справка

В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года — в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий — член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он — заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года — богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года.

Деятельность митрополита Алексия на международном поприще

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции «Церковь и общество» (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии «Вера и устройство» ВСЦ (1964 — 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии «Арнольдсхайн-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР «Загорск-V» (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий — один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий — вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа — служить миру». С 1972 года митрополит Алексий — член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза — членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

С 1963 года он был членом правления Советского фонда мира, Участвовал в учредительном собрании общества «Родина», на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года — в состав президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета »Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). «Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктором богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктором богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования.

Патриарх также был доктором богословия honoris causa Университета «Аляска Пасифик» в городе Анкоридже, Аляска, США (1993); лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского «За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации» (1993). В 1993 году Алексию II было присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году присвоено звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. в 1994 году — почетного доктора филологических наук Санкт-Петербургского университета.

Его Святейшество также был почетным доктором богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде, почетным доктором богословия Тбилисской Духовной академии (Грузия, апрель 1996). Алексий II — обладатель золотой медали Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Награжден высшей наградой Российской Федерации — орденом святого апостола Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством», многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран, а также наградами общественных организаций. В 2000 году Святейший Патриарх избран почетным гражданином Москвы, он также был почетным гражданином Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Республики Мордовии, Республики Калмыкии, Сергиева Посада, Дмитрова.

Его Святейшество удостоен национальных премий «Человек года», «Выдающиеся люди десятилетия (1990-2000), способствовавшие процветанию и прославлению России», «Российский национальный олимп» и почетного общественного титула «Человек-эпоха». Кроме того, Святейший Патриарх является лауреатом международной премии «Совершенство. Благо. Слава», присуждаемой Российским биографическим институтом (2001 год), а также Главной премии «Лицо года», присуждаемой холдингом «Совершенно секретно» (2002).

24 мая 2004 года Патриарху за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами была вручена награда ООН «Поборник справедливости», а также орден Петра Великого (I степени) за номером 001.

31 марта 2005 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была вручена общественная награда — орден «Золотая звезда за верность России». 18 июля 2005 года Святейшему Патриарху был вручен юбилейный гражданский орден — Серебряная звезда «Общественное признание» номер один «за многотрудную и подвижническую деятельность по оказанию социальной и духовной поддержки ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы».

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии», председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавляет Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Святейший Патриарх Алексий возглавлял Арихиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз — всего более 120 поездок в епархии, целями которых прежде всего являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе.

За время архиерейского служения Святейший Патриарх Алексий возглавил 84 архиерейских хиротонии (из них 71 после избрания на Всероссийскую кафедру), рукоположил в священный сан более 400 иереев и почти столько же диаконов. По благословению Его Святейшества открывались Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации. Его Святейшество уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее; именно он пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны во время политического кризиса в России 1993 году.

5 декабря 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II умер.

Михаил Ридигер

Родился 28 мая 1902 в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье немецко-прибалтийского происхождения (православной). Протоиерей. Отец патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Михаил был самым младшим (четвёртым) в семье Александра Александровича и его супруги Аглаиды Юльевны. Старшими детьми были: Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 октября 1897, впоследствии замужем за Ф.А. Гизетти) и Александр (род. 4 февраля 1900). Братья Ридигер учились в Императорском училище правоведения. Но в связи революционными событиями 1917 года училище смог окончить только Георгий, а Михаил завершил своё образование в эстонской гимназии. После Октябрьской революции 1917 года семья Александра Александровича Ридигера эмигрировала в Эстонию. Сначало они поселились в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря в 100 км в юго-западу от Таллина. По окончании гимназии Михаил Ридигер был вынужден прервать своё обучение и начал искать работу. В то время он зарабатывал на жизнь тяжёлой и чёрной работой, например, рытьём канав. Впоследствии, когда вся семья перебралась в Таллин, он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначало бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. В 1926 вступил в брак с Еленой Иосифовной, урождённой Писаревой (1902-1959). Елена Иосифовна была дочерью офицера царской армии, казнённого большевиками в ходе Гражданской войны; её родственники со стороны матери были ктиторами (церковными старостами) кладбищенской Александро-Невской церкви в Таллине. Елена Иосифовна стала достойной спутницей, другом и помощницей своего мужа. Они вместе активно участвовали в церковной и общественно-религиозной жизни Таллинна, являясь членами Русского студенческого христианского движения (РСХД). 23 февраля 1929 в семье родился сын Алексей, будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он был единственным ребёнком в семье. На фанерной фабрике Михаил Александрович Ридигер проработал вплоть до окончания богословских курсов и принятия сана диакона в 1940. В 1942 году возведён в сан священника. Служил настоятелем Казанского храма в Таллине. В конце жизни был секретарём Епархиального управления Таллинской епархии. Фото из Википедии — свободной энциклопедии: Михаил Александрович с супругой Еленой Иосифовной, 1930-е годы. Источник: https://drevo-info.ru/articles/12346.html

10 лет без патриарха. Каким был Алексий II?

Ровно десять лет назад – 5 декабря 2008 года – в патриаршей резиденции в Переделкине скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II. До сих пор его личность и обстоятельства кончины вызывают споры.

Каким был патриарх Алексий и за что его уважали? Почему его смерть овеяна слухами?

Эстонский немец

Будущий Патриарх Алексий (Алексей Михайлович Ридигер) родился в 1929 в Эстонии. Его отец был священником, потомком принявших православие немцев.

С детства и сам юноша мечтал стать священником. Он пережил войну в Таллине, где его отец сотрудничал с немцами, восстановившими православие. Отец и сын посещали советских военнопленных в немецких лагерях, помогали угоняемым на работы в Германию.

После войны Алексей поехал учиться в Духовную академию в Ленинград. В 1950 году он стал диаконом, затем его карьера в церкви развивалась стремительно. Уже в 1968 году он возведен в сан митрополита.

Кто обвинял Алексия в сотрудничестве с КГБ?

Церковная жизнь, восстановленная в СССР Сталиным во время войны, находилась под строгим надзором государства в лице КГБ. После распада СССР стали один за другим выходить расследования о сотрудничестве Алексия с чекистами.

Эстонский историк Индрек Юрье на основании документов из госархива республики пришел к выводу, что Алексий с 1950-х был агентов КГБ под кодовым именем “Дроздов”. Согласно другим исследованиям, созданное Алексием в 1975 году церковное общество “Родина” работало под прикрытием КГБ.

Сотрудничеством с чекистами карьерный взлет Алексия объясняет и скандальный генерал-майор КГБ Олег Калугин, бежавший в США. По его словам, в начале 1990-х патриарх пригласил его в свою резиденцию и сказал: “Я помог спасти православие, сотрудничая с вашими органами, ради высших целей”.

Официально и российская разведка, и РПЦ отрицают, что патриарх сотрудничал с КГБ в советские годы.

Общественная позиция

В перестройку митрополит Алексий был избран народным депутатом СССР. Он голосовал за отмену монополии КПСС, за обнародование секретных протоколов Пакта Молотова–Риббентропа, призывал дать независимость странам Прибалтики.

Он не поддержал ГКЧП и призывал убрать мавзолей Ленина с Красной площади. При этом Алексий не был поклонником Запада и его ценностей. Это особено проявится во время его патриаршества.

Патриарх новой России

В 1990 году скончался патриарх Пимен. На его место претендовал не только Алексий, но и митрополит Киевский Филарет. Проиграв на голосовании Поместного собора, тот вернулся на Украину и создал там раскольническую церковь, которую в 2018 году признал Константинополь.

Алексий II был главой русской церкви в сложные 1990-е годы. За свою скромность он пользовался уважением и любовью россиян. При нем в Москве восстановили главный храм русской церкви – Храм Христа Спасителя. Именно патриарх одобрил установку на его территории памятника царю-освободителю Александру II.

Незадолго до смерти, в августе 2008 года, патриарх отказался поддерживать войну с Грузией и не стал включать в юрисдикцию РПЦ Абхазию и Южную Осетию. Эти земли остались под церковной властью грузинского патриарха Илии II.

В 2007 году при Алексии произошло объединение РПЦ и РПЦЗ – зарубежной русской церкви, отколовшейся от Москвы после революции 1917 года.

Критика

Некоторые либеральные деятели критиковали патриарха за его поддержку властей страны и защиту традиционных ценностей. Выступая в ПАСЕ в Страсбурге в 2007 году, Алексий назвал гомосексуализм болезнью и предупредил, что права человека в западном понимании угрожают моральным упадком.

“Ну кто, скажите, останется христианином под рукой патриарха Алексия, который призывал юношей идти в Чечню и там убивать, да и сегодня лижет Путину пятки? Это же не церковь, а идеологический отдел ЦК “Единой России”!” – сказала про Алексия Валерия Новодворская в 2008 году.

Таинственная кончина

Около полудня 5 декабря в пресс-службе РПЦ сообщили, что утром 79-летний патриарх почил в своей резиденции. Официальная причина смерти — инфаркт. В тот же день поползли слухи о том, что Алексий умер не своей смертью. В РПЦ их опровергли. Как сообщил глава пресс-службы патриархии Владимир Вигилянский, ночью патриарх никого к себе не допускал, у него “не было тревожной кнопки”.

По словам бывшего референта патриарха дьякона Андрея Кураева, Алексий умер, упав в туалете и ударившись затылком о плитку. Нежелание РПЦ говорить об этом и порождает слухи об убийстве, уверен дьякон. “Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух”, — считает Кураев.

Что сказал Кирилл после ухода патриарха Алексия

Масла в огонь слухов подлили и слова митрополита Кирилла. Сразу после смерти Алексия его будущий преемник сказал в телеэфире на всю страну: “Бывает так, что иногда Господь некоторое время даёт Церкви некое испытание, когда во главе её стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению. Это очень трудное время для Церкви. Святейший Патриарх ушёл, оградив нашу Церковь от этого трудного времени”.

9 декабря 2008 года проститься с патриархом в Храм Христа Спасителя пришли более 100 тыс. человек. Государственный траур не объявляли. На отпевании митрополиту Кириллу стало плохо у гроба Алексия – его под руки отвели в алтарь.

Краткий курс истории. Святитель Алексий

25 февраля православные христиане чтят память святого, именуемого в церковно-богослужебных книгах святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем.

Московский из Владимира

Строго говоря, святитель Алексий занимал кафедру Киевской митрополии, но еще до Алексия резиденцией митрополитов на Руси стал Владимир. Однако Иван Калита перенес эту резиденцию в Москву. Вероятно, поэтому Алексий и вошел в церковный лексикон в качестве митрополита Московского, хотя святитель Петр, первый митрополит, переехавший в Москву, упоминается как митрополит Киевский.

Житийная икона святителя Алексия

В порядке исключения

Алексий родился в семье боярина Федора Бяконта, который положил начало родам Игнатьевых и Плещеевых. Относительно даты рождения святителя разные источники приводят противоречивые данные в промежутке с 1292 по 1305 год. А вот крестным отцом будущего митрополита стал сам княжич Иван Данилович (Калита). Согласно житийному повествованию, Алексий получил образование, соответствующее его времени и социальному статусу, и уже с ранних лет мечтал о монашестве. Будучи 19 лет от роду, он принял постриг. Примерно в 40 лет его приставили к пожилому митрополиту Феогносту, который сделал Алексия своим преемником. Вскоре последовало возведение Алексия в сан митрополита Константинопольским Патриархом и назначение на Киевский престол. Причем сделано это было в порядке исключения, ведь Алексий был не греком, зато вел добродетельную жизнь и обладал духовными достоинствами.

Святитель Алексий и преподобный Сергий Радонежский

Государственный деятель, чудотворец

В 1357 году святитель Алексий чудесным образом исцелил от глазной болезни ордынскую ханшу Тайдулу. За это она якобы (археологические данные не подтверждают) подарила митрополиту участок земли, занятый в Московском Кремле ордынским подворьем. На этом месте Алексий повелел основать Чудов монастырь. После смерти великого князя Иоанна Иоанновича Красного митрополит Алексий выступил в качестве одного из регентов при малолетнем Дмитрии Иоанновиче (Донском). Деятельность святителя и ее последствия способствовали борьбе Москвы против ордынского ига. Почил митрополит Алексий 12 февраля 1378 года, и уже через 50 лет был канонизирован.

Патриарх Алексий Второй

Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства.

Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.

Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:

  • Увеличение числа храмов, обителей и епархий — при том, что число верующих и воцерковленных людей не требовало такого числа церковных структур.

  • Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление — это именовалось «претензией Церкви на каноническую территорию». Если некоторые церкви были отданы под склады или цеха и возвращались безболезненно, то возвращение храмов-музеев, храмов-памятников встречало активное сопротивление со стороны общественных активистов. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния. Интеллигенция удостоверилась в том, что Церковь действительно умеет сохранять культурное достояние стороны, тем более, что именно она и создала это достояние: именно для молитвы была построена и Троице-Сергиева лавра, и Исаакиевский собор в Петербурге, и Ипатьевский монастырь в Костроме.

  • Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников — Синодальных отделов — в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.

  • В то же время, такое «увеличение потока кадров» и мест для молитвы создали задел, пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых. Так, в Москве существует программа по созданию 200 новых храмов в спальных районах столицы; в одной Выборгской епархии строится 36 храмов, а во всей Санкт-Петербургской митрополии — более 100. Люди действительно не помещаются в зданиях маленьких церквей, многие приходы по воскресным и праздничным дням выносят колонки наружу здания, чтобы люди могли помолиться и на улице.

  • Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали , что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей. Сам он безбоязненно выступал по всему миру с речами, направленными на укрепление традиционных нравственных ценностей — ведь в их основе лежат именно заповеди Божии — в то время, как в Европе начиналось движение пропаганды гомосексуализма и нивелирования различий между полами, узаконивания эвтаназии. Предстоятель не раз заявлял, что моральное разложение общества ведет к гибели цивилизации.

  • Непросты были внутрицерковные отношения: редко созывались Поместные соборы, обострились отношения с Римско-Католической Церковью и Вселенским Константинопольским Патриархатом. При этом ряд священнослужителей обвиняли Его Святейшество в экуменизме, то есть слишком активном взаимодействии с другими конфессиями и религиями.

  • В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.

  • В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.