Амвросий оптинский письма

В настоящем издании собраны письма четырех великих преподобных оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова), иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) и иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова).

Жили старцы в XIX веке и были монахами Свято-Введенской Оптиной пустыни, расположенной на берегу реки Жиздры вблизи древнего города Козельска. Оптинское старчество соединило в себе духовные традиции иночества русского от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, принесенные в Россию учениками преподобного старца Паисия Величковского. Под их руководством выросло целое поколение насельников скита.

Письма оптинских старцев приобщают нас к этому великому духовному наследию. Они помогают на нашем, подчас скорбном, пути. «Читайте эти письма, — говорил о письмах старца Макария преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений».

Слова и образы святоотеческих поучений и наставлений не просто перелагались старцами на язык, понятный их современникам, но переживались вместе с ними, и потому действительно были для многих в полном смысле этого слова душеспасительными.

Письма оптинских старцев вводят в мир активного духовного делания, в основе которого лежит весь опыт Церкви. Именно поэтому они не устарели и сегодня. В Оптиной пустыни понимали значение писем старцев. Почти все оптинские издания включают более или менее значительные публикации именно писем. Это и описания самой обители и скита при ней, и сборники сочинений отдельных авторов, и жизнеописания монахов. Это и отдельные самостоятельные издания писем старцев к монашествующим и мирянам.

Предваряя кратким предисловием собрание писем старца Макария к мирянам, оптинские издатели писали следующее: «При сем не излишним находим предупредить ответом замечание, которое не раз случалось нам слышать от некоторых, по поводу подобных нынешнему изданий: какой, говорят они, совет может дать живущим в мире монах, житель пустыни? Укажем таковым на сонм святых мужей, просиявших в монашеском жительстве и ублажаемых Православною Церковью, между прочим за то, что они «дея учили прилежати о душе, вещи бессмертней» (Тропарь преподобным). А читая жития их, можно видеть, что одни из них, пребывая в совершенном безмолвии, поучали ближних лишь примером своей Богоугодной жизни, а другие, напротив, в трудах и подвигах пустынной жизни, получив от Бога духовные дарования, послужили пользе ближних словом и учением: различно «врачуя души притекающих к ним с верою». Сравнивая между собою два сии делания, св. Иоанн Лествичник говорит: «Поистине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в настоящее издание включает письма четырех великих оптинских старцев, чей земной путь завершился в XIX веке и чьи письма были подготовлены к печати и изданы по благословению старцев обители.Все письма публикуются по оптинским изданиям с отдельными незначительными сокращениями. Расположение писем в настоящем сборнике повторяет структуру оптинских изданий: письма, адресованные к одному лицу, объединены и расположены в хронологическом порядке.

Следуя оптинским принципам издания писем старцев, имена лиц, к которым адресованы письма, составители не раскрывают.

Приложения позволят читателям более четко представить духовный облик старцев, понять некоторые их мысли, которые только упомянуты в письмах, а также ощутить сердечное тепло обращения старцев к своим духовным чадам.

В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены во Введенском соборе обители.

26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников. Регулярно публикуются материалы об Оптиной пустыни в церковных и светских периодических изданиях. Звучат радиопередачи, посвященные монастырю и его истории.

Поэтому будет полезно самым широким кругам читателей познакомиться с эпистолярным наследием оптинских старцев. В их письмах, как бы обращенных и к нам, последовательно утверждаются духовные и нравственно-этические основы жизни. Подготовка этого издания была начата по инициативе митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима в 1989 году. В работе над книгой большое участие приняли сотрудники Издательского отдела Московской Патриархии. По независящим от них причинам работа была прервана на долгие годы и закончена только сейчас, в Сретенском монастыре.

Письма преподобных оптинских старцев ныне востребованы не только православным российским читателем. Знакомство и изучение наследия старцев с 1995 г. началось и на филологических факультетах государственных высших учебных заведений в рамках учебных курсов истории русской литературы, православной психологии и педагогики.

Из письма преподобного Льва 17 апреля 1822 года

А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, — то всечасно просим и молим Премилосердого Владыку нашего Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам бедным разум для беспогрешительного обхождения с ними, и в находящих дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения Авву Кира, коего все братство и хухнали (хулили) и выгоняли из трапезы, — и проч. Но он при исходе от тела благодарил их, что они его искушали, вместо же того он от бесов пребыл не искушаем, да еще вам припомню батюшку, всеобщего нашего отца, Феодора, скажите где его любили?.. И св. Апостол пишет, что: «хотящии благочестно жити гонимы будут».

…А большие ваши, что сеяли и досевают, то пожнут и жать будут до избытка… Признавать же себя во всем недостаточными… это пренужно и не токмо нам, но и всем вообще; мы же пребеднейшие, как скудоумны: то везде нам должно жить и повсечасно сообращаться с братиею для заимствования доброго.

И сократя просим вас и молим вообще, Господа ради, потерпите еще тамо, а что вы в великом градусе выражаете, что случается вам ночевать в трех и более домах, это нам с вами полезно: вы видно забыли слова покойного батюшки отца Феодора; он часто повторял мысль единого духоносного Старца, что нам должно приобучать себя так, что ежели, времени зовущу, прийдется и в тюрьме посидеть, чтоб и там совместно было.

…Возблагодарим Премилосердого Господа Бога, устрояющего нашу судьбу в пользу убогих душ наших и паки просим потерпеть: может Премилосердый Господь не преподаст ли нам какового неизреченного Своего милосердия!

…Пещись же нам чрезмерно не о чем, а только по возможности о убогой душе нашей. А когда бесовские помыслы влекут в душепагубную жизнь, то мы должны на сие воображать и помнить — для чего отлучились от мира и всего яже в нем, единственно для спасения своей души; при пострижении дан нам на злые помыслы меч духовный, — четки, дабы сим отражать помыслы, бываемые от врага, ибо св. Иоанн Лествичник пишет: «Иисусовым Именем бий ратники, необрящеши бо крепчайша оружия ни на небеси, ни на земли». Отцы наши и собратия! Попечемся о спасении убогих душ наших, и потщимся всегда призывать в помощь Имя Божие.

И сократя пребыть имеем с нашим наичувствительнейшим почтением и обычною преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники многогрешнии: И. Л., или по форме Леонид и Антиох заочно униженно кланяемся, прося ваших святых молитв в подкрепление немощей наших душевных и телесных.

(Без даты)

Достопочтеннейший о Господе N.! Писание ваше от 28 числа февраля пущенное, я имел честь получить чрез монаха нашего отца А. марта 29 числа, по прибытии его в пустынь. Вы изъясняете свои скорби, наветами и клеветами неблагоприятствующих вам наносимые, и просите моего совета: как вам поступать? и чем оградить и подкрепить себя против злодейского их мщения?

Зная свою скудость в разуме, а паче в деле, должен бы молчанием перейти ваше вопрошение; но видя ваше смущение и по Бозе веру к моей худости, а также и сознание ваше в долге христианских обязанностей — вынужден из сострадания к вам, забыв свое недостоинство и призвав в помощь премилосердого Господа, дарующего и бессловесным глас слова в пользу разумного Своего создания, и дерзаю простреть к вам скудоумную мою беседу не хитросплетенными словами риторского слога, но от искреннего желания вам укрепления и утешения в скорби.

Я уверен, что вы воспитаны в недрах святой нашей матери Церкви Православным Христианским учением, и, как вижу из письма вашего, страшитесь, дабы не дать ответ на страшном суде Христовом!.. О! если бы сей страх руководил нас во всех наших делах, то не было бы столько причиняемо друг от друга скорбей и притеснений. Святая вера учит нас, что и влас главы нашей не погибнет без воли Божией; и птица не падет без оной. Сие основание и вам возможно положить на сердце своем, равно и это: «что ни случается со мною — все Божиим попущением бывает или за грехи в наказание (когда вы оными в чем виновны, яко человек) или ради искуса веры моей» и наконец — для того, дабы скорбми не допустить нас до каких-либо преступлений, кои часто мы делаем упоенные благоденствием, и не входим в совесть свою для рассмотрения ее, и нападающие и восстающие на вас суть ничто, как орудия, коими Бог действует.

Сему твердо веруйте и с покорностию духа покоряйтесь; и паче когда при всех ваших усилиях не можете отвратить посланного бича, но не укрепившись верою, смущаетесь и духом упадаете.

Видно, что еще любит вас Господь; ибо не хощет, дабы вы шли «пространным путем», куда сей отводит довольно известно, но желает вести путем тесным и прискорбным, ведущим в живот вечный. Мне неизвестны ваши дела и жизнь, но кто пред Богом не грешен? войдите в свою совесть, помяните грехи свои и приимите за оные посланные вам скорби, считайте себя сего достойным, приносите Богу благодарение и увидите сами, что эти самые скорби будут для вас удобоносимы, и совсем вскоре освободитесь от них.

Напротив же, когда будете обвинять не себя, а других (хотя бы в таковых случаях вы были и невиновны; но правда Божия действует за другие) и будете на Бога роптать и на непостижный промысл Его, то скорбь ваша более увеличится и не скоро ее освободиться можно.

Вы болезнуете, что чрез злословия и ябеды сделались вы в виду старших, равных и ближних своих дурным человеком; это явный знак самолюбия. Ежели вы невинны, то совесть ваша должна вас утешать, по слову Спасителя нашего: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 10-12).

А как поступать с враждующими против вас? Спасительные и животворящие заповеди Христовы повелевают: «любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгоняющие вы» (там же стих 44) и «всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же, дело совершенно да имать» (Иак. 1, 2-4) и паки: «скорбь терпение соделовает, терпение же — искусство, искусство же — упование, упование же не посрамит» (Рим. 5, 5, 5).

В удостоверение того, что скорби посылает нам Бог от любви Своей, святой Апостол пишет: «его же любит, Господь наказует: бьет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог: который бо есть Сын, его же не наказует Отец. Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо — прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 6-9). Видите, что еще должно опасаться тому, кто живет в благоденствии и не имеет никаких скорбей.

И так, утешайтесь тем, что Бог, любя вас, посетил… Но Он силен и избавить, когда мера правосудия Его исполнится.

Представляется вам, что чрез лишение чего-нибудь супруга дети ваши должны претерпевать недостатки. Но они, любя вас, могут разделить с вами скорбь вашу и служить вам утешением. Ежели не будут они богаты, то вспомните, для получения благ вечных бедность удобнее, нежели богатство, и большая часть людей находится в умеренном, или бедном состоянии, чем в богатом. А это все творит премудрый Промыслитель: неужели бы Он не мог всех обогатить? Но какая из сего была бы польза? Он смиряет и возвышает, убожит и богатит и воли Его кто противиться может?

Я думаю, вы там у себя можете у кого-нибудь сыскать книги: сочинения св. Димитрия Ростовского, В 1-й их части есть небольшое его сочинение: «Апология во утешение скорбящих», которую извольте прочесть. Надеюсь, что оная подаст вам помощь ко облегчению тяготящей сердце ваше печали и к упованию на Бога.

Примите сии скудоумные советы, излейте бальзам веры и надежды на скорбное сердце ваше, предайте себя в волю Создателя нашего, и он пошлет вам утешение, а паче в наступающий праздник Светлого Христова Воскресения, прежде которого, вспоминая великую седмицу страстей Его, нас ради восприятых, — увидите недостоинство наших скорбей против Его невинно подъятых нашего ради спасения, и воздавайте Ему благодарение. И так, сретая праздник славного Его Воскресения, желаю вам с семейством духовно торжествовать его с сердечною радостию и спокойствием.

Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь ваш усердный богомолец многогрешный и. Л.

14 (Без даты)

Достопочтеннейшая о Господе N.N.! Духовная жизнь внутреннего человека, по сказанию Святых Отцов, разделяется на две части; деятельную и умозрительную. Первая есть — сеятва добродетелей на сердечную ниву исполнением заповедей, вторая — радостная жатва: брак души, очищенной от страстей заповедями, — с женихом Христом в тайных чертогах сердца совершаемый. Кто взойдет на брак сей не в брачной одежде, а в рубище, то есть кто несмысленно и дерзостно пожелает, не совлекши с себя рубище страстей, и не облекшись в брачную одежду чистоты, войти в брачный чертог — внутреннюю клеть сердца своего, где непрестанным богомыслием совершается любовное беседование человека с Богом, — таковому, по словам Евангельским, связываются руки и ноги, то есть, прекращаются течения его по пути благочестия, погибают все труды его, и ввергается «во тьму кромешную», то есть — в невежество, которое горше всякого невежества, рождающееся от гордыни, в коем человек, не понимая самого себя, мечтает: что он все знает и будто служит примером добродетели. И некоторые, ощутивши и себе некое желание к добродетельной жизни, о сей добродетельной Жизни яко страстные страстно рассуждают, то и полагают вместо основания своих подвигов самомнение и гордость, не могши, бедные, к сожалению распознать лица ее, имей очи ума, ослепленные страстями. Они прежде деятельной части стремятся ко второй, и так сказать — прямо из блудилища страстей бесстыдно ищут прикасаться чистейшему Владыке! Весьма редкие избирают тесный и прискорбный путь делания заповедей, который заповедал нам Господь Иисус Христос. Потому-то он и изрек святейшими Своими устнами по окончании притчи о человеке, вшедшем на брак сына Царева не в брачной одежде, что: «мнози суть звани, мало же избранных!» (Мф. 22, 14).

Возлюбленные о Христе братия! Слыша таковые слова Спасителя и отчасти видя исполнение оных, мы страха исполняемся и по вашему желанию дерзаем сложить сии худосложные строки в некоторую вам предосторожность потому, что «враг наш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити» (1 Петр. 5, 8) не только для всех видимыми ясно сетями распутства: пьянством, блудом и прочим, но и для редких приметною прелестию (сетию) самомнения или гордости, кои часто скрываются под личиною смирения, как ядовитые змеи под благоухающими цветами.

Так многие из нас читают святое Евангелие, но малые оное разумеют, как должно, потому что умственные их уши не отворены для такового слышания, — как у непросящих у Бога вразумления, при таком начинании. Почему Христос часто говорит: «имеяй уши слышати, да слышит», желая сим возбудить нас от нерадения. Мы же, грешные, не умягчаемся и страданиями Господа Иисуса Христа, не поражает нас видимая ежечастная смерть какого-нибудь из братий наших, и от кого-то пренебрегаем спасением нашим; а когда и прийдет маленькое желание спастись — принимаемся за оное опять не так, как повелевает святое Евангелие, но как сами желаем, и потому исполняем не волю Божию, но свою, и делаемся рабами самомнения. Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. И когда юноша сказал Спасителю: «Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» Он же отвечал: «аще ли хощеши внити в живот: соблюди заповеди». Глагола Ему: «а кия?» Иисус же рече: «еже не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, нелжесвидетельствуеши, чти отца и матерь и возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе» (Мф. 19, 16-19). И св. Апостол, разъясняя сие, говорит: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых, яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любви же не имам, никакая польза ми есть». (1 Кор. 13, 1-3). И неоднократно повторял Господь слова свои, сказанные прежде юноше; так пред смертию Своею говорил ученикам: «аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя», и опять, «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин 14. 15; 21, 23).

Видите ли, возлюбленные, что соблюдение заповедей рождает любовь, и желающих достигнуть оной, не может иначе, как сохранением заповедей. Следовательно, неимеющий любви — ничего не имеет, или иначе сказать, как любовь приобретается исполнением заповедей: то кто не исполняет заповедей, как следует, награды не получит, какие бы подвиги (мнимые) не имел! И еще яснее скажу: — не только обыкновенный мирской человек, к которому клонятся слова мои, никакой надежды ко спасению не имеет, когда он не исполняет, как должно, заповедей Христовых, т. е. когда смирение не полагает в основание своих подвигов и самочинно к ним приступает; но даже пророк и чудотворец, если не сохраняют всех заповедей, отвергаются Христом Спасителем, по сказанному: «мнози рекут Мне в онь день: «Господи, Господи, не в Твое ли Имя пророчествовахом и Твоим именем бесы изгонихом и Твоим именем силы многи сотворихом?» И тогда повем им «яко николиже знах вас, отъидите от Мене делающии беззаконие». Видите ли, кто изгоняется за несохранение заповедей? Но за принесение должного покаяния — мытарь, блудница, разбойник сделались наследниками блаженств нескончаемых.

Может быть спросит здесь кто, от чего же многие святые Отцы делали большие подвиги, как например: постились, безмолвствовали, носили вериги (последнее хотя и редкие), отвечается: всякому духовному возрасту прилична сообразная пища духовная. Святые Отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, и когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали: аще в теле суть, или вне тела, не ощущая его потребностей, как говорил св. Макарий Городской (Александрийский): «вы еще плоть, и требуете пищи, а я не требую ныне». (Дост. сказ. о подв. св. Отцев, глава о Авве Макарие Городском, статья 1-я), ибо был он духовен и оправдывал на себе сказанное: «ни о едином хлебе жив будет человек, но о всяком глаголе Божием, из уст Его исходящем, ибо Бог, как Господь естества, соделывает человека, в коем обитает, превыше естества и нужд естественных, коим напротив мы плотяные, яко страстные и немощные, необходимо покоряемся. И каково было их притом смиренномудрие, когда, и достигнув совершенного бесстрастия через непрерывное понуждение себя к добродетелям, все еще почитали себя страстными, и не преставая в сем подозревать себя, продолжали удручать тело свое подвигами? По сей-то причине и муж «в себе Христа имевший» говорил: «умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам несключим буду» (1 Kop. 9, 27).

Теперь видно, кажется, почему святые Отцы предпринимали великие подвиги, хотя также в иных излишних подвигов не приметно. Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее «царским путем», и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братия, врагов ваших, благословите клянущих, добро творите ненавидящим и гонящим вас, побеждайте благим злое (т. e. смирением) по заповеди: «ударившему тебя в ланиту обрати и другую; желающему взять твою ризу отдай и срачицу». Лобзайте милосердие, ибо Господь сказал: аминь глаголю вам: «понеже сотвористе единому сих братий меньших, Мне сотвористе». (Мф. 25, 40). Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: «От плод их познаете их», ибо от терния, т. е. порочного человека, не собирают виноградных лоз, то есть: заповедей (дел) целомудрия и чистоты души, и от репейника (т. е. горделивого и прелестного, самочинного) не собирают смокв: заповедей смирения.

А как за исполнением заповедей, а иногда и прежде, иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспоминать совет Евангельский: вынуть прежде бревно из собственного глаза, т. е. из своего ума, гордость, от коей происходит осуждение других, и тогда, излечившись от своей немощи, возможем вынуть (искусно) сучец из ока ближнего, т. е. случайное его поползновение, и большею частию в то время, когда нас попросят о том; а если непросимый осудил ты сучец в глазе братнем, знай известно, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения, отпускает и им Бог собственные их грехи. «Простите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам». В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но «Царствия Божия» и «остальное (т. е. нужное и потребное) все приложится вам». Возлюбите искушения, ибо блаженны поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение; потому что не взявшие креста своего, т. е. терпение и благодарение за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: «Боже милостив буди мне грешному», а когда исполнишь оную, скажи себе: «я раб неключимый и сотворил только повеленное». Милосердый же Господь, милуя нашу немощь успокоит нас в Своем Царствии (когда будем нудиться ко благу) и оправдает на страшном судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (т. е. желающие в сем мире первенствовать) будут последними, а последние (уничиженные и смиренные духом) первыми…

Письма преподобного Макария (Без даты)

Ваше благословение, достопочтеннейший NN! Вы ищите от меня, невежды в слове, наставления, и утешения в скорби вашей. Вы образованы, научены, и поставлены на степени пастырства быть другим путеводителем к познанию Бога, исполнению воли Его, и чрез сие совершение во святыню, такому человеку могут ли слова мои принести пользу или утешение? Однако ж я, при всем моем невежестве в слове, по долгу христианина, имею о вас сострадание, видя вельми уязвленна вас печалию, и унынием отягощенна, по слову Священного Писания: (Еккл. 7, 3, 5), «иди паче в дом плача, нежели радости», и по учению св. Исаака Сирина в 2-м слове; «утверди немощныя и опечаленныя сердцем, словом и елико рука твоя может и подтвердит тя десница, носящая вся, буди общник со опечаленными сердцем трудом молитвы и теснотою сердца твоего, и отверзается пред прошении твоими источник милости». И сколько могу по скудоумию моему, паче же по вере вашей, сколько Господь вразумит меня (ибо вы с верою вопрошаете меня) предлагаю вам таковое рассуждение.

Вы хотя учились внешним наукам: вере в Бога и закону Его, но надобно учиться и в училище веры, не на одной теории основанном, а на испытании проходимом; вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян. 1, 7) и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет (Лк. 12, 6, 21, 18)! Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в однех и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей, — надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников, и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и неведомым судьбам Божиим. Сии истины вам довольно известны и вы, конечно, можете красотою слога придать им более силы к убеждению; но я напоминаю только вам для того, что в скорби человек исчезает своею крепостию, ищет от других укрепления; однако ж мало того, чтобы только знать, нужно и опытом пройти, когда того нужда потребует; который кормчий искусным считается: тот ли, который всегда только в погоду управлял кораблем, или тот, который многие шумы и волнения в плавании претерпел? Конечно, испытавший неудобства и трудность! Много можно иметь сему примеров и в других делах как-то: воине, лекаре, художнике и прочих, искусом прошедших свое звание, кольми паче в христианине вера познавается от искушений. Итак, что бы с нами не последовало надобно покоряться воле Божией, с детскою покорностью, хотя и нельзя не ощущать скорби. Когда же станем входить в распоряжение Промысла Божия и роптать «на что? и для чего Он так творит?» — то сим подвергаем себя праведному Его наказанию; о сем пишет святый Исаак Сирин: «вся немощи человеческия терпит Бог, человека же присно ропщуща не терпит; аще не накажет его». Вы теперь испытываетесь в вере и неоспоримо, что имеете велию скорбь чрез лишение супруги; и не возможно не скорбеть, но надобно иметь рассуждение и покорность воле Божией и утверждаться в вере, вы же, вместо того роптали на промысл Божий: «на что? и для чего так сотворил Бог?» Предавались унынию и неутешимой тоске, и возлюбили создание паче Создавшего, следствием коих было расстройство вашего здоровья, что можно отнести к наказанию Божию. В примере сему прочтите в житии молдавского старца Паисия (которое есть у вас): по отшествии его в монастырь, мать его лишилась всей надежды, которую она на него полагала, предалась безгодной печали, хотела себя гладом уморить; — увидите, что с нею последовало, и как избавилась она от наказания. А как вы познали в этом свою ошибку, и раскаиваетесь, и жалеете об оной, то силен Господь призреть на вас, даровать вам облегчение, как душевное, так и телесное; паки же не предавайтесь унынию и тоске; не о настоящем токмо помышляйте, но паче и о будущем. Наше ли дело испытывать судьбы Божии? Он един весть: чесо ради сие сотворил, преселив отселе вашу супругу; может быть, исполнилось время, довлеющее к ее вечному спасению, да не злоба изменит разум ея, или лесть прельстит душу ее, по словам одного любомудрого мужа (Прем. 4, 11). Для неверующих, точно, скорбь невозвратима — лишение ближних; для них не блещет из отдаленной вечности луч надежды: кто умирает, для них вечно умирает; их радости мгновенны, а печали безотрадны: но христианин убежденный в действиях промысла Божия, странствующий в юдоли сей с упованием на Бога, и во всех изменениях судьбы своей видит устроение Высочайший Мудрости, и с твердою уверенностью говорит самому себе: это дело Божие! Это сила перста Всемогущего! Обуреваемый волнами бедствий, он не теряет надежды на благое Провидение, но успокаивается в Его объятиях. Что же делать вам в теперешних ваших обстоятельствах, я не могу ничего более вам сказать, как стараться успокаивать свой дух верою и надеждою на Бога, молиться Ему и иметь кого-нибудь, развлекающего вас от скорби и уныния; а по выздоровлении Сам Бог наставит вас, что подобает творить; Коего всесильному покрову вручите себя с детскою преданностью и любовью: Он верно полезное о вас устроит.

Я же, с своей стороны, по заповеди вашей, одолжаюсь в не достойных моих к Богу молитвах, молиться о вашем здравии и спасении, и себя поручаю вашим молитвам, с усердным почтением и желанием вам мира и спасения.

Смотри также:
Документы истории:

Духовный цветник оптинских старцев. Избранные наставления

© ИП Измайлов, текст, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

Вступительное слово

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что люди, раздающие богатство беднякам и милующие нищих, совершают великое благо – но все же не столь великое, как те, кто своей праведной жизнью обратит к Богу хотя бы одного человека. И если даже тех, кто отвел от греха и тьмы всего лишь одного из собратьев, святитель вознес на такую вершину – то чем тогда измерить все, что совершили для нас старцы Оптиной пустыни, сумевшие уберечь от погибели многих и многих?

К ним шли те, кто стоял на пороге смерти – и обретали силы жить, к ним тянулись духовно слепые – и снова видели свет, к ним приходили в слезах и отчаянии – и находили утешение и покой. И для многих паломников, притекавших в святую обитель даже из самых дальних земель, тихие слова старца знаменовали и начало новой жизни, и становление на путь истинной «метанойи» – столь же глубокой и необратимой, как раскаяние разбойника Опты, ставшего, согласно легенде, и основателем, и первым настоятелем пустыни.

Преподобные старцы уже давно покинули земную юдоль. Но они не оставили нас. Их наследие – письма, дневники, записи бесед, наставления и советы – даже по прошествии столетий оберегает нас и направляет на верный путь. Ведь привести к Богу других, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), могут лишь те, кто сам пришел к Нему прежде, так стоит ли искать истину в неведомой дали, если познавшие ее – совсем рядом?

Владимир Измайлов

Дорога к Богу – путь к спасению

Милость и нисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Преподобный Амвросий Оптинский

Совет старца

Как-то к старцу Анатолию Оптинскому (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Господь научит путям Своим

Если бы человек мог научить путям Господним, то есть научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Между тем на деле оказывается не так, а именно – что весьма многие ученые люди не идут путем Господним… Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткою, доброю жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Своим.

Преподобный Никон Оптинский

Оптинские старцы о спасении

Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения…

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

Как спастись? Единственно – через смирение: «Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие».

Преподобный Варсонофий Оптинский

Вас же всех вообще просим и молим приобучаться к мужеству и терпению, от чего бывает сорассмотрение истины, скорость же редко в чем похвальна…

Преподобный Лев Оптинский

По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову путь этот – прискорбный, тесный и узкий.

Преподобный Амвросий Оптинский

Говорят, все можно купить за деньги. Только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить. А без Христа нет жизни, нет спасения.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни.

Преподобный Никон Оптинский

Друг друга тяготы носите

Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть: так исполните закон Христов. Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

Преподобный Амвросий Оптинский

Живи попроще – Бог и тебя не оставит.

Преподобный Лев Оптинский

Молись только об оставлении согрешений твоих, думай о том, как бы только спасти душу свою.

Преподобный Иларион Оптинский

Нам, ищущим спасения, при исполнении заповедей Божиих самонужнейшее есть смирение, которое привлекает к нам Божию благодать и освещает все наши действия, а без оного никакие подвиги и труды не могут нам доставить многожеланного мира, который даровал нам премилосердый Создатель…

Преподобный Лев Оптинский

«Я видел рай…»

Федор Михайлович Достоевский приехал в Оптину пустынь облегчить свое горе после смерти любимого сына Алеши. И, вероятно, именно это смиренное «припадание к ногам старца» помогло ему воплотить в романе «Братья Карамазовы» образ «положительно прекрасного человека» – святого старца. Батюшка Амвросий определил состояние души Федора Михайловича словами: «Этот из кающихся». А преподобный старец Варсонофий рассказывал: «Достоевский, который бывал здесь и сиживал в этом кресле, говорил отцу Макарию, что раньше он ни во что не верил.

– Что же заставило вас повернуть к вере? – спрашивал его отец Макарий.

– Да я видел рай, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, и с тех пор повернул к Богу.

И действительно, он круто повернул вправо, и мы веруем, что Достоевский спасся».

Оптинский патерик

Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия…

Преподобный Лев Оптинский

Каждый от своих дел или прославится, или постыдится

Если хочешь поставить себя на твердой стезе спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одному, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать назидание. Не напрасно сказано: «Кийждо от своих дел или прославится, или постыдится». Так будет полезнее, и спасительнее, и сверх того покойнее.

Преподобный Амвросий Оптинский

Ковчег – Церковь. Только те, кто будет в ней, спасутся.

Преподобный Нектарий Оптинский

Молитва преподобного Нектария Оптинского

«Господи, даруй мне благодать Твою», – так учил молиться преподобный старец Нектарий Оптинский. «И вот идет на вас туча, а вы молитесь: “Дай мне благодать!” – и Господь пронесет мимо тучу», – говорил он.

Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью и никакая печаль не в силах будет потревожить его.

Преподобный Нектарий Оптинский

Советы старцев Оптиной пустыни

Общее правило отца Антония (Путилова), равно как и всех духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. Вместе с тем отец Антоний зорко следил за вопрошавшими: если кто предлагал вопросы не по душевной потребности, а из пытливости или подобных побуждений, в таком случае ничего не отвечал.

«Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа», – говорил преподобный Никон Оптинский. А преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Давать советы – это камни с колокольни бросать. А выполнять – камни на колокольню носить».

Преподобный Нектарий (Тихонов) к каждому человеку подходил лично, индивидуально, с особой мерой. Он говорил: «Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы». Старец Нектарий редко давал указания, как жить, очевидно, оттого, чтобы не налагать ярма и чтобы вопрошающие не пострадали от ответственности за неисполнение того, что он велел. Но на прямые вопросы он всегда отвечал. Одной даме, жаловавшейся на дурные помыслы, он советовал: «Повторяй: “Господи, помилуй!” – и увидишь, как все земное отходит». В другой раз он советовал: «Не обращай внимания на дурные помыслы». И по милости Божией помыслы переставали беспокоить людей.

Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Преподобный Никон Оптинский

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями.

Преподобный Лев Оптинский

Каким путем идти к Богу?

Каким путем идти к Богу? Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждой, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным, смиренной молитвой о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати и удаляющему от него милосердие Божие.

Преподобный Нектарий Оптинский

Ищите благ вечных, а не временных

Мы часто забываем, что «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие», и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь Всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы.

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника.

Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

Часть I

Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

1. «Простим вся воскресением»

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

5. Значение Воскресения Христова. Якоже чада света ходите

6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы

7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему

8. Что препятствует повиноваться правде Божией

9. О кресте и воскресении

10. О власти как послушании Богу

11. Совет об уклонении от разделений

12. О необходимых признаках духовной жизни

13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения

14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви

15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа

16. Об искоренении зависти

17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним

18. Объяснение кондака рождества Христова

19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней

20. Объяснения псалма 22

21. О зависти

22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается…»

23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их

24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное…»

25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день…»

26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова…»

27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света…»

28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся…

29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой…

30. Смысл скорбей

31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе…»

32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду…

33. О грехе осуждения ближних

34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь…

35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!

36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием

37. Объяснение слов псалма: Бог… Наш на небеси…

38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь…

39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость…

40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог…

41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя…

Письма к отдельным лицам

42. Необходимо достигать христианской мудрости

43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа

44. Благочестно живущие должны терпеть скорби

45. Более всего надо достигать любви христианской

46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших

47. Молитва против помыслов немощных

48. Должно мужественно бороться с душевными недугами

49. Бодрость — от единения с Господом, уныние — от тщеславия

50. Уныние от диавола

51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!

52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния

53. Искус полезен

54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение — три ступени к смирению

55. Кратчайший путь ко Христу — носить тяготы друг друга

56. Главные препятствия к усвоению святости

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей

60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»

61. О сожительнице. Об игуменстве… Над собою

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно

64. Полезно сидеть в келье

65. Нужно держаться среднего пути спасения

66. Самочинное подвижничество опасно

67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут

68. Неразумное пристрастие приносит много зла

69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно

70. Положим начало исправлению

71. Не должно вступаться не в свои дела

72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения

73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины

74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним

75. Не должно отказываться от монашества

76. Должно идти средним путем

77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине

78. Нужно вырывать корень зла -самость

79. Не должно усложнять путь монашеский

80. Самообман в заботе о ближнем

81. Жить вместе и жить врозь

82. Сознание немощи — начало исправления

83. Нужно учиться самоукорению

84. Не должно препятствовать спасению ближнего

85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение

86. Наставление об отношении к старцу

87. О непрерывности четочного правила

88. Течение благочестивой жизни — в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой

89. Избегай начальствования

90. Советы об устройстве кельи

91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой

92. Не следует спешить разделяться с сестрою

93. О радости возвращения к совместной жизни

94. Умеренному деланию цены нет

95. Об искушении на молитве

96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей

97. Божие должно вперед ставить

98. О необходимости держаться постоянства

99. О том как писать письма старцу

100. Должно молить Бога об укреплении веры

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

102. Пострижение — великий дар Божий

103. О славолюбии как причине неверия

104. Нужно учиться различать козни вражии

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды

107. Забота о келье

108. Вся испытующе, добрая держите

109. Наставление о кротости

110. Наставление перед великим постом

111. Цель переписки — польза душевная, а не одно утешение

112. Более всего должно держаться страха Божия

113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария

114. Под впечатлением кончины отца Макария

115. Наставление монашествующим

116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем

117. О скорбях по принятии монашества

118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи

119. Наставление о значении схимы

120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)

121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)

122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности

123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо

124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности

125. Об исполнении воли старца отца Макария

126. О преждевременном стремлении к безмолвию

127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией

128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей

129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие

130. Не должно ревновать не по разуму

131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам

132. Царство Божие кое-как не приобретается

133. Болезнь надо переносить терпеливо

134. Вразумление немирным сестрам

135. Совет относительно устройства училища при монастыре

136. О покорности духовной матери

137. Прелесть — от скрытности и самочиния

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

139. Увещание гордым и самолюбивым

140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита

141. Об оптинских изданиях и напевах

142. Учить других легко, а самому исполнять трудно

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

144. О том же

145. Новопосвященной игумении

146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители

148. О семи таинствах церковных

149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения

150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет

151. Неудачи надо терпеть с радостью

152. Доброе намерение в добро вменяется

153. Огорчения надо принимать благодушно

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

155. С терпением надо нести скорби

156. Надо нести крест свой — управление обителью

157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках

158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах

159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках

160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие

161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях

162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных

163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа

164. Послушание паче жертвы

165. Толкуньи просят прощение

166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним

167. Приветствие с новым годом

168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют

169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий

170. Перед наступлением четыредесятницы

171. Смерть — благой конец страждущих

172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса

173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо

174. Искушения неприятны, но полезны

175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом

176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства

177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах

178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин

179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»

180. Не унывать в скорби и не забывать о пище

181. Утешение в скорби

182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их

183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово

184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити… Гоними будут

185. Приветствие с новым годом

186. Наставление пословицами

187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве

188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах

189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию

190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя

191. Больному монаху подлечиваться можно

192. Сила царствия Божия в христианском терпении

193. О неохоте пострига в мантию

194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением

196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах

197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста

205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих

206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой

207. Молитва Иисусова более келейного правила

208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель

209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути

210. О мудрости змеиной и кротости голубиной

211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами

212. И в новом году дожны быть новые скорби

213. В скорбях должно полагаться на волю Божию

214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию

215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых

216. Без терпения нельзя успокоиться

217. Самооправдание — общая немощь

218. Печаль — тягчайшее из искушений

219. Вооружайся терпением

220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении

221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»

222. Устроение нашей жизни в руках Божиих

223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть

224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца

225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана

226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением

227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может

228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией

229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью

230. Бог не попустит, свинья не съест

231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется

232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их

233. В скорби от врагов — читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби — псалом 101-й

234. Еще о чтении псалмов в напастях

235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками

236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы

237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой

238. О молитве за врагов

В жизнеописании старца Амвросия есть один удивительный случай, который мне запомнился, характеризующий этого святого подвижника и как чудотворца, и как сострадательного человека. Однажды батюшка возвращался с прогулки в монастырь и встретил на своем пути простого крестьянина, который склонился над умершей коровой. В те времена, да и во все эпохи, корова для крестьянина была традиционно первой кормилицей, поэтому смерть единственной коровы могла поставить крестьянина в весьма бедственное положение. Батюшка Амвросий склонился над умершим животным, вознес к Небу свои благодатные молитвы, прошептал что-то на ухо корове, и та чудодейственным образом ожила. Радостный крестьянин, поблагодарив от чистого сердца старца, поспешил домой, а батюшка вернулся в монастырь, а через некоторое время об этом чуде уже знали во всех окрестных деревнях и городах, а потом об этом узнали во всей Российской империи. Слава для монаха является одним из самых главных врагов, и об этом, конечно же, было известно старцу, он так же знал, что об этом чуде узнает огромное количество людей, но сострадание к человеческому горю перевесило те неудобства, которые возникли после этого удивительного чуда, потому что в этом и была самая настоящая суть праведника, готового всегда прийти на помощь людям, оказавшимся в беде.
Те, кто знакомился с житием старца Амвросия, знают о том, что батюшка во время своих бесед и духовных встреч с православными людьми использовал пословицы, поговорки, шутки и прибаутки на основе творений святых отцов, придуманные им же самим для того, чтобы в более упрощенной и понятной форме преподнести слушателю свои духовные поучения и мысли. Если же ознакомиться с письмами старца к его духовным чадам, то мы практически не найдем подобных шуток и поговорок, и я это связываю прежде всего с тем, что батюшка опасался того, что некоторые из адресатов его писем просто не поймут или же растолкуют его фразы в иносказательной форме, его не будет рядом, чтобы разъяснить это, поэтому письма батюшки Амвросия носят классический, канонический характер. Адресатами его писем являются люди совершенно разного миропонимания и социального положения, начиная от монахинь Шамординского женского монастыря и других монастырей России и заканчивая простыми людьми и людьми высшего сословия из числа мирского населения, и при этом батюшка умел находить те слова, которые поймет и малограмотный человек, и человек, получивший прекрасное светское образование, то есть старец находил общий язык со всеми православными людьми без исключения. На первый взгляд может показаться, что те духовные поучения и советы, которые батюшка писал в отдельно взятых письмах касается лишь его адресата, но если глубже проникнуться и исследовать эти письма, сверить со Священным Писанием, с творениями святых отцов древности, то очевиден вывод о том, что эти письма имеют общий характер для всех православных христиан не только того времени, но и для наших современников, потому что процессы глобализации идут полным ходом, а законы духовной жизни остаются прежними, несмотря на изменения нашего мира. Если вы захотите найти одну общую тему, которая бы превалировала в письма старца Амвросия, то вы ее не найдете, потому что старец обладал уникальной мудростью и духовной рассудительностью, поэтому отвечал на самые разнообразные вопросы духовной жизни православного человека, и его назидательные советы и поучения были верными помощниками для тех людей, которые пытались духовно совершенствоваться и быть ближе к Богу.
На сайте «Зерна» эта книга находится под меткой «Рекомендуем», и я также не буду оригинален, и скажу, что данное издание заслуживает того, чтобы быть прочитанным и к тому же неоднократно, потому что письма преподобного Амвросия являются одной из вершин мудрости оптинского старчества, с которой стоит познакомиться современному человеку. Оценка книги 10/10.

Письма к мирским особам

Письма 1–100 Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Письмо 9 Письмо 10 Письмо 11 Письмо 12 Письмо 13 Письмо 14 Письмо 15 Письмо 16 Письмо 17 Письмо 18 Письмо 19 Письмо 20 Письмо 21 Письмо 22 Письмо 23 Письмо 24 Письмо 25 Письмо 26 Письмо 27 Письмо 28 Письмо 29 Письмо 30 Письмо 31 Письмо 32 Письмо 33 Письмо 34 Письмо 35 Письмо 36 Письмо 37 Письмо 38 Письмо 39 Письмо 40 Письмо 41 Письмо 42 Письмо 43 Письмо 44 Письмо 45 Письмо 46 Письмо 47 Письмо 48 Письмо 49 Письмо 50 Письмо 51 Письмо 52 Письмо 53 Письмо 54 Письмо 55 Письмо 56 Письмо 57 Письмо 58 Письмо 59 Письмо 60 Письмо 61 Письмо 62 Письмо 63 Письмо 64 Письмо 65 Письмо 66 Письмо 67 Письмо 68 Письмо 69 Письмо 70 Письмо 71 Письмо 72 Письмо 73 Письмо 74 Письмо 75 Письмо 76 Письмо 77 Письмо 78 Письмо 79 Письмо 80 Письмо 81 Письмо 82 Письмо 83 Письмо 84 Письмо 85 Письмо 86 Письмо 87 Письмо 88 Письмо 89 Письмо 90 Письмо 91 Письмо 92 Письмо 93 Письмо 94 Письмо 95 Письмо 96 Письмо 97 Письмо 98 Письмо 99 Письмо 100 Письма 101–200 Письмо 101 Письмо 102 Письмо 103 Письмо 104 Письмо 105 Письмо 106 Письмо 107 Письмо 108 Письмо 109 Письмо 110 Письмо 111 Письмо 112 Письмо 113 Письмо 114 Письмо 115 Письмо 116 Письмо 117 Письмо 118 Письмо 119 Письмо 120 Письмо 121 Письмо 122 Письмо 123 Письмо 124 Письмо 125 Письмо 126 Письмо 127 Письмо 128 Письмо 129 Письмо 130 Письмо 131 Письмо 132 Письмо 133 Письмо 134 Письмо 135 Письмо 136 Письмо 137 Письмо 138 Письмо 139 Письмо 140 Письмо 141 Письмо 142 Письмо 143 Письмо 144 Письмо 145 Письмо 146 Письмо 147 Письмо 148 Письмо 149 Письмо 150 Письмо 151 Письмо 152 Письмо 153 Письмо 154 Письмо 155 Письмо 156 Письмо 157 Письмо 158 Письмо 159 Письмо 160 Письмо 161 Письмо 162 Письмо 163 Письмо 164 Письмо 165 Письмо 166 Письмо 167 Письмо 168 Письмо 169 Письмо 170 Письмо 171 Письмо 172 Письмо 173 Письмо 174 Письмо 175 Письмо 176 Письмо 177 Письмо 178 Письмо 179 Письмо 180 Письмо 181 Письмо 182 Письмо 183 Письмо 184 Письмо 185 Письмо 186 Письмо 187 Письмо 188 Письмо 189 Письмо 190 Письмо 191 Письмо 192 Письмо 193 Письмо 194 Письмо 195 Письмо 196 Письмо 197 Письмо 198 Письмо 199 Письмо 200 Письма 201–300 Письмо 201 Письмо 202 Письмо 203 Письмо 204 Письмо 205 Письмо 206 Письмо 207 Письмо 208 Письмо 209 Письмо 210 Письмо 211 Письмо 212 Письмо 213 Письмо 214 Письмо 215 Письмо 216 Письмо 217 Письмо 218 Письмо 219 Письмо 220 Письмо 221 Письмо 222 Письмо 223 Письмо 224 Письмо 225 Письмо 226 Письмо 227 Письмо 228 Письмо 229 Письмо 230 Письмо 231 Письмо 232 Письмо 233 Письмо 234 Письмо 235 Письмо 236 Письмо 237 Письмо 238 Письмо 239 Письмо 240 Письмо 241 Письмо 242 Письмо 243 Письмо 244 Письмо 245 Письмо 246 Письмо 247 Письмо 248 Письмо 249 Письмо 250 Письмо 251 Письмо 252 Письмо 253 Письмо 254 Письмо 255 Письмо 256 Письмо 257 Письмо 258 Письмо 259 Письмо 260 Письмо 261 Письмо 262 Письмо 263 Письмо 264 Письмо 265 Письмо 266 Письмо 267 Письмо 268 Письмо 269 Письмо 270 Письмо 271 Письмо 272 Письмо 273 Письмо 274 Письмо 275 Письмо 276 Письмо 277 Письмо 278 Письмо 279 Письмо 280 Письмо 281 Письмо 282 Письмо 283 Письмо 284 Письмо 285 Письмо 286 Письмо 287 Письмо 288 Письмо 289 Письмо 290 Письмо 291 Письмо 292 Письмо 293 Письмо 294 Письмо 295 Письмо 296 Письмо 297 Письмо 298 Письмо 299 Письмо 300 Письма 301–400 Письмо 301 Письмо 302 Письмо 303 Письмо 304 Письмо 305 Письмо 306 Письмо 307 Письмо 308 Письмо 309 Письмо 310 Письмо 311 Письмо 312 Письмо 313 Письмо 314 Письмо 315 Письмо 316 Письмо 317 Письмо 318 Письмо 319 Письмо 320 Письмо 321 Письмо 322 Письмо 323 Письмо 324 Письмо 325 Письмо 326 Письмо 327 Письмо 328 Письмо 329 Письмо 330 Письмо 331 Письмо 332 Письмо 333 Письмо 334 Письмо 335 Письмо 336 Письмо 337 Письмо 338 Письмо 339 Письмо 340 Письмо 341 Письмо 342 Письмо 343 Письмо 344 Письмо 345 Письмо 346 Письмо 347 Письмо 348 Письмо 349 Письмо 350 Письмо 351 Письмо 352 Письмо 353 Письмо 354 Письмо 355 Письмо 356 Письмо 357 Письмо 358 Письмо 359 Письмо 360 Письмо 361 Письмо 362 Письмо 363 Письмо 364 Письмо 365 Письмо 366 Письмо 367 Письмо 368 Письмо 369 Письмо 370 Письмо 371 Письмо 372 Письмо 373 Письмо 374 Письмо 375 Письмо 376 Письмо 377 Письмо 378 Письмо 379 Письмо 380 Письмо 381 Письмо 382 Письмо 383 Письмо 384 Письмо 385 Письмо 386 Письмо 387 Письмо 388 Письмо 389 Письмо 390 Письмо 391 Письмо 392 Письмо 393 Письмо 394 Письмо 395 Письмо 396 Письмо 397 Письмо 398 Письмо 399 Письмо 400 Письма 401–447 Письмо 401 Письмо 402 Письмо 403 Письмо 404 Письмо 405 Письмо 406 Письмо 407 Письмо 408 Письмо 409 Письмо 410 Письмо 411 Письмо 412 Письмо 413 Письмо 414 Письмо 415 Письмо 416 Письмо 417 Письмо 418 Письмо 419 Письмо 420 Письмо 421 Письмо 422 Письмо 423 Письмо 424 Письмо 425 Письмо 426 Письмо 427 Письмо 428 Письмо 429 Письмо 430 Письмо 431 Письмо 432 Письмо 433 Письмо 434 Письмо 435 Письмо 436 Письмо 437 Письмо 438 Письмо 439 Письмо 440 Письмо 441 Письмо 442 Письмо 443 Письмо 444 Письмо 445 Письмо 446 Письмо 447

Собрание писем Блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария

Учаще их блюсти вся, елика заповедах вaм

(Матф. 28:20)

И ты со мною грешным и худым иноком……………… совета о сем не имей: еже бы высоту небесную уведети и глубину морскую измерити, и концы земныя обтицати и исчислити, и езерам и рекаи каменная стезя художьствовати, и весь мир строити, и якож в круг некый вселенную всю объяти, и всех в един нрав привести и от всея поднебесныя неправду, и лукавство, и всякое злохитрьство изгнати, не навыкл есмь: понеже безумен и окаянен есмь человек, и не делатель ни которому благу; но точию Божественныя и Отеческия писания глаголю слышащим и приемлющим и хотящии спастися.

(Из письма одного инока XVI столетия)

Предисловие

Предлагаемые в настоящем сборнике письма блаженныя памяти оптинского старца, иеросхимонаха Макария, составляют богатую сокровищницу духовных советов, как применять к жизни учение евангельское и святых отцов.

Смеем думать, что не одни иночествующие и почитатели покойного старца, но и все нуждающиеся в указаниях и советах относительно христианской жизни, все труждающиеся в делании спасительных Христовых заповедей, служащих к очищению сердца, все обремененные многоразличными скорбями и искушениями житейскими и духовными, найдут в опытных писаниях блаженного наименованием и делами, любвеобильного и мудрого старца, вразумление, утешение, подкрепление и отраду.

При сем не излишним находим предупредить ответом замечание, которое не раз случалось нам слышать от некоторых, но поводу подобных нынешнему изданий: какой, говорят они, совет может дать живущим в мире – монах, житель пустыни? Укажем таковым на сонм святых мужей, просиявших в монашеском жительстве и ублажаемых православною Церковию, между прочим за то, что они «дея учили прилежати о душе, вещи бессмертней » (Тропарь преподобным). A читая жития их, можно видеть: что одни из них, пребывая в совершенном безмолвии, поучали ближних лишь примером своей Богоугодной жизни; a другие, напротив, по трудах и подвигах пустынной жизни, получив от Бога духовные дарования, послужили пользе ближних словом и учением: различно «врачуя души притекающих к ним с верою». Сравнивая между собою два сии делания, св. Иоанн Лествичник говорит: «по истине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в безмолвии; но без сравнения большее дело не бояться внешних молв, a среди шума их сохранять неподвижное и небоязненное сердце, и с человеками обращаясь по внешности, внутренно пробывать с Богом» (Слово к Пастырю, гл. 9.).

Надобно ли говорить, что сей меры достигают не многие и не просто: a получают ее как воздаяние за многие труды и подвиги, a наипаче за смирение; и тогда-то, будучи промыслительно вызваны на подвиг служения ближним, могут приносить им великую духовную пользу, сами не вредясь ни мало от сообращения со многими. Таковым подвигом подвизались и оставили по себе вечную память многие святые мужи древних и новых времен, восточные и отечественные. Из пользовавших письменною беседою святых мужей древности преимущественно известны преподобные: Исидор Пелусиот, Нил Синайский и блаженный Иероним Стридонский. Из новейших подвижников благочестия давали письменные ответы вопрошающим блаженные старцы: Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Филарет Глинский, Филарет, иеромонах Новоспасского Московского монастыря (в схиме Феодор), затворник Георгий и наконец иеросхимонах Макарий, духовные ответы которого на письма мирских особ всех сословий служат самым убедительным ответом на вышеупомянутый вопрос.

Сей приснопамятный муж, вступив в монастырь в юношеских летах (22 лет) и проведя в двух обителях около 50 лет, достиг чистоты сердечной и получил дар духовного рассуждения, посредством коего сделался способным различать, в относившихся к нему пользы ради и совета духовного душевное устроение и действительную потребность каждого и, сообразно сему, преподавал изустно и письменно монашествующим и мирянам духовно-опытные советы, как поступать в многообразных нуждах и скорбях душевных, как применять к своему положению евангельское и отеческое учение. Действуя силою личного примера, терпением и любовию, он успел многих привести к Пастыреначальннку Христу, присно уча их соблюдать вся, елико заповедал нам Божественный Учитель наш в Своем святом учении.

Все помещенные здесь письма старца разделены на два отдела: 1) к мирским особам, 2) к монашествующим.

Издатели писем старца, по взаимному соглашению с принесшими оные в жертву общей пользе и духовному назиданию нашли неудобным означать имена сих лиц ни вполне, ни одними начальными буквами; тем более, что такое умолчание нимало не вредит главной дели издания: общей духовной пользе и назиданию; a объявление, не принося никакой существенной пользы, служит лишь к удовлетворению праздного любопытства; с тою же целию опущены и светские титулы: сиятельство, превосходительство…. Каждое письмо имеет свой отдельный номер. Письма, писанные разновременно к одному и тому же лицу, расположены подряд в хронологическом порядке и число их обозначено в подстрочном примечании, или словами: к тому же, к той же, в заглавии.

Великодаровитый Господь Сам, ею же весть мерою, да воздаст за труд любви и усердия к покойному старцу всем, которые: а) почтили нас своею доверенностию, доставив немедленно письма старца, к ним разновременно писанные; б) тем, которые прежде нас потрудились в подобном же собрании, собственно для своей душевной пользы, избранных писем старца, списывая их y разных лиц; в) наконец тем, которые способствовали сему изданию вещественными средствами и личными трудами.

В письмах старца встречаются указания на следующие сочинения:

1) Книги священного ветхого и нового завета.

2) Добротолюбие московской печати, листовое и четвертное.

3) Постнические слова преподобного отца нашего Исаака Сирина, издание Молдавского Нямецкаго монастыря 1812 года.

4) Преподобного Макария Египетского 7 слов.

На следующие книги, изданные в разное время Оптиной Пустынью:

1) Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Москва, издание первое 1847, и второе 1848 годов.

2) Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцов, старца Паисия Величковского. Москва, 1849 года.

3) Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском. Москва, 1849 года.

4) Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии гражданской печати. Москва, 1851 года.

5) Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова слова (12 слов) весьма полезные. Москва, 1852 года.

6) Преподобного отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижнические. Москва, 1854 года.

7) Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, в русском переводе с славянским текстом. Москва, 1855 года.

8) Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, в русском переводе. Москва, 1856 года.

9) Преподобного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе. Москва, 1858 года.

10) Лествица: до 1850 года места из лествицы старец приводил частию по рукописному переводу старца Паисия, a частию по печатному славянскому; a после 1850 года исключительно по рукописи, составленной самим старцем, в коей основанием служит тот же перевод старца Паисия, исправленный сличением со всеми прежними переводами; преимущественно же с переводом алтайского миссионера, архимандрита Макария, a равно и с греческим подлинником.

При извлечениях из всех вышеупомянутых сочинений старец ограничивался лишь указанием: из какого слова, или степени (в лествице), отдела, или главы взято то, или другое выписываемое им из святых отцов место; или просто указывал, где и что прочесть, в подтверждение его наставлений; но желающим навести подробную справку, имея под руками выше-исчисленные книги, не составит большого труда, по сему указанию, отыскать место, на которое сделана ссылка в письмах.

В заключение сего необходимого предисловия, находим нужным упредить читателей, что памятуя изречение: «слог есть сам человек», и по личному глубокому уважению к блаженному старцу, издатели его писем, не позволяя себе делать никаких изменений в его простом, естественном слоге, нашли нужным исключить из них те частные известия, которые имели значение только в свое время и притом для тех только лиц, которым писаны письма.