Антипасха

Антипасха

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности дня см. статью Красная горка

Антипасха


Уверение святого Фомы. Византийская мозаика монастыря Дафни (конец XI века)

Тип

православный

Иначе

Неделя Антипасхи, Антипасха,
Неделя обновления,
Неделя новая,
Фомина неделя,
Фомино воскресение

Установлен

в честь
явления Иисуса Христа ученикам на 8-й день после Его Воскресения
и уверения ап.Фомы.

Отмечается

православной церковью

Дата

первое воскресенье после Пасхи

Празднование

богослужение

Связан с

Пасхой

Антипа́сха, Неде́ля Антипа́схи, Фомина́ неде́ля, Неде́ля о Фоме, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в исторических церквях в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи.

Полное название праздника

Полное официальное название — церк.-слав. Недѣ́лѧ а҆нтїпа́схи, е҆́же е҆́сть ѻ҆сѧза́нїе свѧта́го сла́внаго а҆по́стола ѳѡмы́, др.-греч. Κυριακή τοῦ Ἀντίπασχα ἤτοι ἡ ψηλάφησις τοῦ ἁγίου Ἀποστόλου Θωμᾶ , редко Неде́ля обновле́ния, Неде́ля но́вая — христианский праздник, празднуемый в исторических церквях в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи. На русский язык название праздника переводится как: Воскресение подобное Пасхе, которое есть осязание святого, славного апостола Фомы.

При этом др.-греч. Αντίπασχα происходит от др.-греч. ἀντι- — приставка со значением подобия + др.-греч. πάσχα — Пасха.

Антипасха в древней Церкви

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).

В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника (в римском и амвросианском обрядах) — Dominica in Albis (с лат. — »День Господень в белых» (одеждах)), из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остаётся в сердце крещённого навсегда.

Богослужение

Богослужение связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Общее для всех богослужебных обрядов евангельское чтение этого дня — Ин. 20:19–31

Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Евангельское чтение об уверении Фомы

Евангельский рассказ об уверении Фомы содержит три части, включающие сообщения о явлении Иисуса апостолам в день Его Воскресения из мёртвых:

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

— (Ин. 20:19-20)

— об отсутствии Фомы и его неверии:

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

— (Ин. 20:24-25)

— и о уверении Фомы:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.

— (Ин. 20:26-29)

Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог — это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Блез Паскаль). Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в случае безумства (Пс. 13:1).

Уверение Фомы (Дионисий и мастерская, 1500 год)

Другие литургические темы Антипасхи

Важной темой праздника является обновление всего творения Воскресением Христовым. В древнехристианском богословии, начиная, как минимум, с Послания Варнавы (конец I века), воскресный день мыслился первым днём седмицы — днём начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира. В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Предписания устава

По действующему Иерусалимском уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально и не относится. Так великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе, то есть поются по Триоди цветной, а воскресная служба текущего гласа отменяется; на литургии поются не воскресные, а праздничные антифоны; вечером самого праздника совершается вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» — Пс. 76); попразднество продолжается до следующей субботы, включительно. Кондак Антипасхи написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» — Иоанном Дамаскиным. Поэтические песнопения Антипасхи последовательно охватывают все основные темы праздника:

  • человеколюбие и снисхождение Сына Божия («Яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како вополотился еси? како распялся еси, Безгрешне?» — стихира на стиховне)
  • промыслительное неверие Фомы («Неверие веру известную роди…Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязати сподобися…Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бо зловерство преложи на благоверие…О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» — стихиры вечерни),
  • обновление творения («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» — ексапостиларий, «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» — первая песнь канона утрени),
  • первый и одновременно восьмой день будущего века («Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» — седьмая песнь канона утрени)
Тропарь, 3-я стихира с Господи воззвах с Великой вечерни, кондак в Неделю Антипасхи

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 7 (Ἦχος βαρὺς) Ἐσφραγισμένου τοῦ μνήματος ἡ ζωὴ ἐκ τάφου ἀνέτειλας Χριστὲ ὁ Θεός, καὶ τῶν θυρῶν κεκλεισμένων, τοῖς Μαθηταῖς ἐπέστης ἡ πάντων ἀνάστασις, πνεῦμα εὐθὲς δι’ αὐτῶν ἐγκαινίζων ἡμῖν, κατὰ τὸ μέγα σου ἔλεος. Запеча́тану гро́бу, живо́т от гро́ба возсия́л еси́ Христе́ Бо́же, и две́рем заключе́нным, ученико́м предста́л еси́, всех Воскресе́ние: Дух Пра́вый те́ми обновля́я нам, по вели́цей Твое́й ми́лости. Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.
3-я стихира с Великой вечерни, с Господи воззвах, глас 1 (Ἦχος α’) Θωμᾶς, ὁ λεγόμενος Δίδυμος, οὐκ ἦν μετ’ αὐτῶν, ὅτε εἰσῆλθες Χριστέ, κεκλεισμένων τῶν θυρῶν· ὅθεν καὶ ἠπίστει τοῖς ῥηθεῖσιν αὐτῷ, ἐξ ἀπιστίας εἰς πίστιν βεβαιῶν, οὐκ ἀπηξίωσας δὲ Ἀγαθέ, ὑποδεῖξαι αὐτῷ τὴν ἄχραντον πλευράν σου, καὶ τῶν χειρῶν καὶ τῶν ποδῶν τοὺς μώλωπας, ὁ δὲ ψηλαφήσας καὶ ἰδών, ὡμολόγησέ σε εἶναι Θεὸν οὐ γυμνόν, καὶ ἄνθρωπον οὐ ψιλόν, καὶ ἐβόα· ὁ Κύριός μου καὶ ὁ Θεός μου, δόξα σοι. Фома́, глаго́лемый Близне́ц, не бе с ни́ми, егда́ вшел еси́, Христе́, заключе́нным две́рем: тем же и не вероваше́ рече́нным ему́, от неве́рия в ве́ру известву́я. Не несподо́бил же еси́ Бла́же, показа́ти ему́ пречи́стое ребро́ Твое́, и руку́ и ногу́ я́звы: он же осяза́в и виде́в, испове́да Тебе́ бы́ти Бо́га не на́га, и Челове́ка не про́ста, и вопия́ше: Госпо́дь мой и Бог мой, сла́ва Тебе́. Фома, называемый Близнец, не был с ними, когда Ты, Христе, вошел при заключённых дверях. От того он и не верил сказанному ему, когда от неверия его в вере утверждали. Но Ты не отказал ему, Благой, показать пречистое ребро Твое и на руках и ногах язвы. Он же, осязав и увидев, Богом исповедал Тебя, но не бесплотным, и человеком, но не простым, и возглашал: «Господь мой и Бог мой, слава Тебе!»
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Τῇ φιλοπράγμονι δεξιᾷ, τὴν ζωοπάροχόν σου πλευράν, ὁ Θωμᾶς ἐξηρεύνησε Χριστὲ ὁ Θεός· συγκεκλεισμένων γὰρ τῶν θυρῶν ὡς εἰσῆλθες, σὺν τοῖς λοιποῖς Ἀποστόλοις ἐβόα σοι· Κύριος ὑπάρχεις καὶ Θεός μου. Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Боже́, созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́, с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́: Госпо́дь еси́ и Бог мой. Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты — Господь и Бог мой!»

Дискуссия по поводу неверия апостола Фомы

Караваджо «Неверие святого Фомы»

В русском языке имя апостола Фомы со временем приобрело негативный оттенок. Словарь В. Даля дает такое определение: «Фома, от имени апостола — человек недоверяющий, склонный к сомнению». Всем знакомо выражение «Фома неверующий», которое тоже несёт отрицательный смысл.

В церковных СМИ не раз такой подход вызывал дискуссию. По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил в Воскресение Христа, но впоследствии, раскаявшись в своем неверии, обошёл со своей проповедью почти всю землю. Он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, по некоторым сведениям, донес христианское учение до Китая. Фома настолько веровал во Христа, что не пожалел даже своей жизни и принял мученическую кончину. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошёл ко Господу.

Из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что изначально ученики «не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин. 20:9). Для того, чтобы они поверили, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин. 20:20). Фома тоже не говорил: «не верю». Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Католическая церковь

С XVII века в Католической церкви установился обычай первого причастия детей именно в Антипасху, отсюда происходит немецкое название дня — Erstkommunionfeier der Kinder.

Славянские традиции

Подробнее по этой теме см. Красная горка (праздник).

Восточные славяне называли праздник «Красной горкой». С этого дня начинался весенний период сельских свадеб, а также обходы дворов молодожёнов с поздравлением.

На Красную горку водили хороводы, пели песни, плясали, играли в различные игры, совершали закликание весны. Молодёжь на заре на возвышенном красивом месте встречала восход солнца. В хороводах парни и девушки, достигшие брачного возраста, обязаны были принимать участие, а тех, кто избегал участия в празднике, осуждали и награждали насмешливыми прозвищами.

У русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с древним языческим празднованием начала весны. В Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь Даждьбога.

В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета. Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки», скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача.. На Русском Севере на Красную горку девушка одаривала своего парня яйцом.

Продолжалось приветствие «Христос воскрес» и одаривание яйцами.

> См. также

  • Октава Пасхи
  • Радоницкая неделя

Примечания

  1. 1 2 «Полный православный богословский энциклопедический словарь» Т. 1 1913 год изд. Сойкина столбик 178
  2. Никольский К. Т., прот. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. (1907) стр. 640
  3. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «ἀντι-» Архивировано 26 апреля 2017 года.
  4. П. А. Алексеев Церковный словарь. Часть первая. — М: 1815 стр. 33
  5. 1 2 3 4 5 А. В. Пономарев, 2001.
  6. Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 115—128 (статьи «Вера» и «Верность»)
  7. Богослужебные книги на греческом. Цветная Триодь. Неделя Антипасхи (недоступная ссылка)
  8. Богослужебные книги на церковно-славянском языке. Триодь цветная. Неделя Антипасхи. (недоступная ссылка). Дата обращения 4 мая 2014. Архивировано 4 мая 2014 года.
  9. Переводы богослужебных книг. Триодь цветная. Неделя Антипасхи. Святого Апостола Фомы
  10. 26 апреля — православный мир вспоминает об уверении апостола Фомы
  11. Легойда В. Р. Апостольское неверие против веры равнодушия Архивировано 23 октября 2013 года. // Фома, № 10/66, октябрь 2008.
  12. 1 2 Холодная.
  13. Христова, Ревнева, 2005, с. 96.
  14. Щербакова, 2005, с. 70.
  15. Коринфский, 1901, с. 243–244.
  16. Коринфский, 1901, с. 243.
  17. Коринфский, 1901, с. 245.
  18. Афанасьев, 1869, с. 290.
  19. Агапкина, Белова, 2012, с. 629.
  20. Христова, Ревнева, 2005, с. 96, 97.
  21. Морозов, Слепцова, 2004.
  22. Коринфский, 1901, с. 271.

Литература

  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Тип. Грачёва и комп., 1869. — Т. 3. — 851 с.
  • Коринфский А. А. Радоница — Красная Горка // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241—248.
  • Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX—XX вв.). — М.: Индрик, 2004. — С. 133. — 920 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-295-X. (недоступная ссылка)
  • А. В. Пономарев. Антипасха // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 544-548. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Холодная В. Г. Красная горка. Русские праздники и обряды. Российский этнографический музей.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — М.: Издательство ВГУ, 2005. — С. 7—21.
  • Щербакова О. С. Фольклорно-этнографические и песенные традиции русских Алтая: Учебное пособие и хрестоматия. В 2 частях. Часть 1. — Изд-во АлтГАКИ, 2005. — 188 с. — ISBN 5-901897-25-0. (недоступная ссылка)
  • Яйцо пасхальное / Агапкина Т. А., Белова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 626–632. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

Ссылки

  • Синаксарь в неделю Фомину
  • Антипасха // Православная энциклопедия
  • Антипасха, апостола Фомы
  • 26 апреля — православный мир вспоминает об уверении апостола Фомы
  • Легойда В. Р. Апостольское неверие против веры равнодушия // Фома, № 10/66, октябрь 2008.

Пасхальный цикл в православном календаре

Неделя память святых отцов седьмого Вселенского собора • Дмитриевская суббота • Подготовительные недели к Рождеству Христову • Неделя святых праотец • Неделя святых отец • Неделя по Рождестве Христовом: Неделя святых богоотец • Неделя новомучеников и исповедников российских. • Неделя о Закхее-мытаре • Подготовительные недели и седмицы к Великому посту • 1-я Неделя: О мытаре и фарисее • 2-я Неделя: О блудном сыне • Вселенская родительская суббота (мясопустная) • 3-я Неделя: О Страшном суде • Сырная седмица • Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших • 4-я Неделя: Прощёное воскресенье (Память Адамова изгнания) •

Великий пост • 1-я седмица Великого поста • 1-я Суббота Великого поста: Память Феодора Тирона • 1-я Неделя Великого поста: Торжество Православия • 2-я седмица Великого поста • 2-я Суббота Великого поста родительская • 2-я Неделя Великого поста: Память Григория Паламы • 3-я седмица Великого поста • 3-я Суббота Великого поста родительская • 3-я Неделя Великого поста: Крестопоклонная • 4-я седмица Великого поста • 4-я Суббота Великого поста родительская • 4-я Неделя Великого поста: Память Иоанна Лествичника • 5-я седмица Великого поста • Четверг 5-й седмицы Великого поста: «Мариино стояние» • 5-я суббота Великого поста: Похвала Пресвятой Богородицы • 5-я Неделя Великого поста: Память Марии Египетской • 6-я седмица Великого поста • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Великий понедельник • Великий вторник • Великая среда • Великий четверг • Великая пятница • Великая суббота •

Пасха • 1-я седмица по Пасхе: Светлая седмица • Светлый понедельник • Пятница Светлой седмицы: Живоносный Источник • 2-я Неделя по Пасхе: Неделя апостола Фомы • 2-я седмица по Пасхе • Вторник 2-й седмицы по Пасхе: Радоница • 3-я Неделя по Пасхе: Память Жён-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима • 3-я седмица по Пасхе • 4-я Неделя по Пасхе: О расслабленном • 4-я седмица по Пасхе • Среда 4-й седмицы по Пасхе: Преполовение Пятидесятницы • 5-я Неделя по Пасхе: О самаряныне • 5-я седмица по Пасхе • Среда 5-й седмицы по Пасхе: Отдание Преполовения Пятидесятницы • 6-я Неделя по Пасхе: О слепом • 6-я седмица по Пасхе • Среда 6-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Пасхи • Четверг 6-й седмицы по Пасхе: Вознесение Господне • 7-я Неделя по Пасхе: Память святых отцов Первого Вселенского собора • 7-я седмица по Пасхе • Пятница 7-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Вознесения Господня • Суббота 7-й седмицы по Пасхе: Троицкая родительская суббота • 8-я Неделя по Пасхе: Пятидесятница • 1-я седмица по Пятидесятнице • Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице: День Святого Духа • Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице: Отдание праздника Пятидесятницы • 1-я Неделя по Пятидесятнице: Собор всех святых •

Петров пост • 2-я Неделя по Пятидесятнице: Неделя всех святых, в земле Русской просиявших • Неделя святых отцов шести Вселенских соборов •

Антипасха (Фомино воскресенье) 2020: история и традиции праздника

По какой-то причине в этот момент среди апостолов не оказалось Фомы, называемого Близнецом. И, разумеется, он не поверил своим собратьям по Христу о чудесном явлении Учителя. Вот, мол, если увижу Его сам и «вложу перста моего в раны от гвоздей» (Ин 20:25), тогда поверю. По утверждениям богословов, Фома очень сильно любил Иисуса Христа. И Его смерть стала для горячего сердцем апостола крушением не только надежд, всего мира. Ведь когда-то, как повествует Евангелие, Фома был готов даже умереть за Него — «Пойдем и мы умрем с Ним». Есть мнение, что он потому и не поверил другим апостолам о Воскресении Христовом, чтобы не сеять в душе бессмысленную надежду. А вдруг на самом деле не воскрес Учитель? Как тогда жить дальше?
И Господь пришел. Снова пришел в тот дом, где собрались на восьмой день после Пасхи все апостолы. Но пришел именно к Фоме. «Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин 20:27-29)
Память об этом событии христиане чтят, как и написано в Евангелии, «на восьмой день» после Пасхи. Господь вновь пришел к ученикам, чтобы дать возможность апостолу Фоме обрести веру.
— Эту неделю называют «Фоминой неделей», так как через неделю после Своего воскресения Христос уверил апостола Фому в том, что это действительно Он — Христос, — пояснил в своем блоге в Инстаграм священник Павел Островский.

Когда в этом году будет Пасха? — в 2020 году верующие всего мира, как и в течение всех 20 последних столетий, отметят главный христианский праздник – Пасху.

Православные отмечают Пасху 19 апреля, католики – 12 апреля. Пасха еврейская — с 8 по 16 апреля включительно (на территории Израиля праздник Песах отмечают на день меньше).

Какого числа будет Пасха в 2020-2022 году

Итак, представим все сведения в таблице: какого числа будет отмечаться Пасха у представителей разных религий в 2018-2020 годах.

годы 2020 2021 2022
католическая 12 апреля 4 апреля 17 апреля
православная 19 апреля 2 мая 24 апреля
еврейская 8-17 апреля 27 марта-3 апреля 15-22 апреля

Получается, что практически во всех случаях торжественные богослужения, радостные приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» состоятся в таком прекрасном весеннем месяце, как апрель.

А на самом деле дата праздника постоянно меняется и, как мы видим, может выпасть еще и на март, и на май. О том, почему так бывает, подробно рассказывается далее.

Почему дата Пасхи постоянно меняется

Вопрос о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, тесно связан и с другой загадкой. Какова причина того, почему дата торжества постоянно меняется? Ведь, например, Рождество или Крещение отмечаются всегда в один и тот же день.

Пасха относится к так называемым переходящим праздникам. Она отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое решение было принято в далеком 325 году на первом Вселенском соборе (в городе Никее). Причем тут важно понимать, что весна начинается не 1 марта, а теплый сезон начнется после 21 марта (дня весеннего равноденствия).

На этот счет можно даже получить официальный комментарий священнослужителей, например, такой.

Однако почему тогда почти всегда отличаются даты православной и католической Пасхи? Тут ответ очевиден: католики еще в далеком 1582 году перешли на Григорианский календарь, который еще называется Новым стилем.

А православные до сих пор признают Юлианский календарь – Старый стиль. Вот и получается, что почти всегда (в 70% случаев) дни празднования отличаются. Интересно, что в ближайшее время они совпадут только 20 апреля 2025 года. Значит, в этот день будет и православная, и католическая Пасха.

И чтобы до конца разобраться в вопросе о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, вспомним о еврейском народе. Почему постоянно меняется дата праздника Песах (так иудеи называют Пасху)? Здесь ответ выглядит более интересно.

Дело в том, что если христиане используют солнечный календарь (то есть отсчет годов идет исключительно по Солнцу), то еврейский календарь берет во внимание и цикл Солнца, и фазы Луны, т.е. является лунно-солнечным. Песах положено отмечать только в первое полнолуние весной. Вот и получается, что дата праздника тоже постоянно меняется.

Во всех трех случаях прослеживается один общий момент: какой бы календарь не был взят за основу, представители каждой конфессии назначают дату Пасхи на первое весеннее полнолуние (или ближайшее воскресенье после этого события). Подобное совпадение неслучайно.

Пасха – это день Воскресения Христа, годовщина вывода еврейского народа из египетского рабства (в представлениях иудеев). Однако это нисколько не противоречит тому, что пасхальные дни знаменуют наступление весны. Так что праздник в любом случае выступает символом возрождения и добрых перемен.

Как подготовиться к Пасхе

Итак, теперь понятно, кто и когда будет праздновать Пасху в 2020, 2021 и 2022 годах. Тогда самое время ответить на более интересный вопрос – как подготавливаются к этому празднику разные народы.

Не секрет, что одно и то же событие всегда преломляется сквозь призму культурных особенностей и духовного богатства людей, живущих в том или ином уголке планеты. Классический пример – Новый год. Суть праздника одинаковая, а вот способов его празднования – тысячи.

Что же касается светлой Пасхи, то и здесь мы можем открыть очень много интересных подробностей. Начать следует с того, как разные народы подготавливаются к встрече главного христианского праздника:

  1. В России и других странах с большим количеством православных братьев и сестер, принято заранее красить яйца и печь куличи, которые называют милым словом «пасочка». Часто ее приобретают в магазинах, однако куда интереснее сделать пасхальный хлеб самостоятельно. Кстати говоря, уже давно отмечено, что если правильно замесить тесто и исполнить весь рецепт, кулич сохранит свежесть в течение нескольких дней, даже завернутый в полотенце.
  2. В Германии, странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах давно существует и нынче любима одна интересная традиция. Родители заранее приобретают вкусные шоколадные яйца, а также фигурки цыплят и зайчиков. Они берут плетеную пасхальную корзину, кладут в нее зелень, а сверху – разноцветные сладости. Наутро корзинка оказывается на столике у малыша. А часто ее даже прячут в доме или в саду – пусть детки сами найдут конфеты.
  3. А еще во многих европейских странах принято посылать открытки с изображением пасхального зайца. По легенде именно он прикатывает своими лапками крашеные куриные яйца. Есть даже поверье, что этот зверек когда-то был курицей, которую злая богиня Эстра превратила в зайца. Тем не менее, он не утратил своей жизнерадостности и каждую Пасху продолжает нести яйца.

В католическую Пасху принято дарить шоколадные яйца и пасхальных зайцев

Конечно, существуют и общие традиции, объединяющие страны, народы и континенты. Например:

  1. Накануне Светлого Воскресения все стараются навести полный порядок в доме. Считается дурным тоном мыть полы, посуду и выполнять другую работу непосредственно в праздничный день. Лучше позаботиться об этом еще в четверг, ведь в пятницу Спаситель будет распят.
  2. Конечно, в порядок следует привести и себя. В такие дни чистота души и тела должна быть безукоризненной. Помимо привычных всем гигиенических процедур верующие люди стараются уделить внимание молитве и чтению Священного писания.
  3. Все пасхальные дни продолжаются богослужения. И побывать на них стремится каждый верующий. Во время всенощной, а также на следующий день люди обязательно приносят с собой куличи и яйца – их освящают и приносят на стол. Интересно, что у католиков, к примеру, существует традиция зажигать большую пасхальную свечу – Пасхал. Каждый может взять частичку этого огня – к нему подносят свечи и бережно несут их до дома. Основная служба намечается на великую субботу – ведь именно после ее окончания все радостно воскликнут: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» После этого совершается Крестный ход, и верующие расходятся по домам, стремясь поделиться своей радостью со всеми родными и близкими.

Что делают на второй день Пасхи

Вот и наступил понедельник. Но это не значит, что пасхальное торжество закончилось. Наступает так называемый период попразднества – т.е. после праздника. В православной традиции оно длится 38 дней (а вместе великой субботой и собственно Светлым Воскресением получается 40 дней). Такая продолжительность неслучайна – ведь Христос не только воскрес, но и ушел обратно на небеса. И случилось это ровно через 40 дней после его восстания из мертвых.

Конечно, наиболее важной является первая пасхальная неделя, которую называют по-разному:

  • Светлая седмица;
  • Фомина неделя;
  • Святая неделя.

Считается, что в понедельник – т.е. сразу после Светлого Воскресения – стоит отправиться в гости ко всем родным, близким, друзьям. Возможно, кто-то уже давно ждет вашего внимания. И когда появляется такая прекрасная причина, то, как говорится, сам Бог велел сходить в гости.

Кстати говоря, по традиции в понедельник близких людей навещают мужчины. Жены же остаются дома и готовят скромную (постную еду). А во вторник в гости идут уже дамы.

На самом деле не будет ничего страшного, если вы пойдете к родным, друзьям, знакомым всей семьей. Принято дарить скромные пасхальные подарки и приветствовать друг друга радостными словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Их можно произносить в течение всех 40 дней.

У православных после этого принято трижды поцеловать ближнего в щеку. Эта форма приветствия называется христосование. Также по традиции разбивают яйца, сталкивая их друг с другом вместе с собеседником. Делают это как на праздник, так и в другие дни.

В Италии пасхальный понедельник является официальным выходным днем. Жизнерадостные итальянцы любят не только ходить по гостям, но еще и собираться большими, дружными компаниями, чтобы отправиться на пикник. Разумеется, и природа им благоволит – южная страна как нельзя лучше подходит для веселого времяпровождения на природе.

Пасха 2021 – праздник, который собирает всю семью за одним столом. Для кого-то это просто красивая традиция, для кого-то нечто большее. Каждый год христиане по всему миру отмечают этот праздник. Вот только дата постоянно меняется и стоит заранее узнать, какого числа пройдет пасха 2021 года, чтобы тщательнее подготовиться. Рассмотрим основные моменты празднования.

Что предшествует празднику?

В этот день все православные радуются воскрешению Божьего Сына.

Для христиан этот праздник стал символом победы жизни над смертью, света над тьмой. Подготовка к празднику – это соблюдение Великого поста, к которому каждый подходит по-своему. В идеале соблюдать его на протяжении 40 дней. Он самый длинный в христианской истории и связан с тем, что Христос повел верующих по пустыне.

Этот период не только связан в ограничениях пищи, но и духовном – покаянии, отказе от земных удовольствий, все молятся. Такой ритуал очищает тело и душу и позволяет почтить страдания Иисуса. Особый символизм посвящен последним трем дням поста:

  • Чистый четверг;
  • Страстная пятница;
  • Великая суббота.

Именно в Чистый четверг хозяйки наводят порядок в доме и готовят пасхальные куличи. В этот же день с восходом солнца принято купаться, чтобы очистить тело. Чтобы своевременно подготовиться к Пасхе и не ошибиться с датой в 2021 году, стоит знать, какого числа празднуют этот праздник в православии, а какого – в католичестве.

Православные в 2021 году отмечают Пасху 2 мая, а вот у католиков она 4 апреля.

В Чистый четверг принято проводить уборку, по давним поверьям, следуя традиции можно найти что-то важное, утерянное в доме. Среди народных обычаев – купание в проруби. Считается, что в процессе очищения физического, идет и духовное очищение.

В Страстную пятницу фактически запрещено все – уборка, готовка, откажитесь даже от стрижки. В этот скорбный день Иисус был снят с креста и завернут в плащаницу.

Особенности празднования

В ночь на воскресенье в церквях по всему миру начинаются праздничные богослужения. Священники обходят храмы под звон колоколов, завершается таинство освящением продуктов, которые каждый приносит с собой в Храм. Все радуются возрождению Христа.

В этот день все православные здороваются по-особенному: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», обмениваясь при этом пасхальными куличами и поцелуями.

После службы семья собирается дома для совместной трапезы. В доме зажигаются свечи и лампадки, которые по традиции наши предки старались донести горящими от церкви, сохраняя Вифлеемский огонь.

Основные обычаи на Пасху 2021:

  1. В Воскресенье можно попросить у Бога все самое необходимое и желанное – здоровье, урожай, достаток.
  2. Если девушка хочет выйти удачно замуж, то в церкви во время службы, стоит произнести: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».
  3. Если в семье родился малыш, то он будет счастливым и успешным.
  4. Человек, который умер в этот день сразу же попадет в рай.
  5. Всю последующую неделю принято ходить в гости и делать подарки.
  6. Чтобы защитить ребенка от сглаза, его нужно перекрестить яйцом и дать поцеловать ребенку. При этом приговаривается: «Как это яичко никто никогда не сглазит, так и (имя ребенка) никто никогда не сглазит».

Теперь допускается все, что было запрещено в период поста. Хотя дата Пасхи варьируется, тожество всегда приходится на воскресенье – не будет исключением и 2021 год. Праздничный день желательно посвятить семье, радоваться и наслаждаться отдыхом.

В старину, чтобы привлечь богатство и достаток, было принято купаться с серебром. А вот чтобы быть румяными и красивыми, принято было умываться водой, в которую ранее помещались пасхальные яйца. А вот скорлупки от яиц (особенно освященных в церкви), выбрасывать категорически запрещалось. Их толкли и добавляли в корм животным.

Основные приметы

Несмотря на то, что дата Пасхи плавающая, а и погода может быть разной, в старину верили, что приметы работают всегда. Предлагаем обратить внимание, какой будет в вашем регионе Пасха в 2021 году (и у православных, и у католиков) и присомтреться, сработают ли такие давние приметы:

  1. Если в этот день пройдет дождь, то весна ожидается дождливой.
  2. Если солнечно – ждите хорошего урожая.
  3. Если в пасхальную неделю ушибешь локоть, то это вспомнил любимый.
  4. Если чешутся у девушки губы, приготовьтесь к поцелую.
  5. Если чешутся брови, не миновать встречи с любимым.

Дата Пасхи в 2021 году выпадает на 2 мая, поэтому можно надеяться на теплую погоду, что станет залогом хорошего настроения.

Помните, что в этот день нельзя грустить, ведь Пасха – это самый светлый праздник для христиан. Не стоит в этот день переедать (особенно тем, кто постился), ведь это не очень хорошо и для организма, который так долго очищался и не привык к большому объему пищи. В этот день не совершаются панихиды, отпевание происходит другим образом. А значит и на кладбище не стоит ходить, ведь праздник символизирует победу над смертью.

Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одинадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день (Ин.20:26); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня); называется также «Неделя о Фоме», или «Фомино воскресенье».

Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин. 20:19-31). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4).

Антипасха связана с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. она служила завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с др. стороны – с Таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поётся пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Этот праздник открывает собой период после Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака.

  • Антипасха Рубан Ю.И.
  • Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе свт. Кирилл Туровский
  • На неделю новую свт. Григорий Богослов
  • Омилия XVII. На Евангелие Новой Недели свт. Григорий Палама
  • К новопросвещенным, в 8-й день после крещения блаж. Аврелий Августин
  • Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви прот. Дебольский Г.
  • Богослужение Недели Антипасхи Триодь Цветная

Что такое Антипасха или Фомин день 2019: история и обычаи

Православная церковь в первое воскресенье после Пасхи отмечает Антипасху, или Фомин день — в 2019 году праздник выпадает на 5 мая.

Богослужение на языке Христа: в Грузии встретили Пасху на древнем арамейском – видео>>

Светлое Воскресения Христово, православные в 2019 году отпраздновали 28 апреля.

Sputnik Грузия рассказывает, что такое Антипасха или Фомин день, а также об истории и обычаях праздника.

Что такое Антипасха

Антипасха означает вместо Пасхи, то есть это повторение праздника на восьмой день после Светлого Воскресения Христова.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Именно на Антипасху Церковь после окончания длительного поста начинает совершать таинство бракосочетания.

По обычаю, на Антипасху празднуют огромное количество свадеб. В народе считают, что свадьба, сыгранная в это воскресенье, станет залогом долгой и счастливой семейной жизни.

Впервые Антипасха или Фомин день упоминается в антиохийских «Апостольских постановлениях». Они датируются 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения в «Паломничестве Эгерии» — примерно в 400 году.

Богослужение Антипасхи, по действующему Иерусалимскому уставу, выполняется по чину двунадесятых праздников, хотя он формально к таковым не причислен.

Фомин день

Антипасху называют Фомин день или Фомина неделя в память о чуде уверения апостола Фомы. На церковнославянском языке «неделей» называется воскресенье — православные в этот день должны, отдохнув от мирских дел, посвятить его Господу.

Илия II рассказал как побороть эгоизм и любить родину>>

На Антипасху или Фомин день в церквях проводят праздничное богослужение. На нем вспоминают явления Воскресшего Спасителя апостолам.

Первое явление произошло на Пасху вечером, когда Иисуса увидели только десять апостолов. В другой раз Спаситель явился всем 11 апостолам, в том числе и Фоме. Это произошло на восьмой день после Пасхи.

Апостол Фома, отсутствующий по Евангелию, во время первого явления, не поверил, что Иисус воскрес, поэтому Спаситель явился еще раз на восьмой день после своего чудесного воскрешения.

Человеческой природе свойственно желание быть уверенным, поэтому людям и нужны логические, осязаемые доказательства, как это произошло и с Фомой.

Фома, увидев Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Это означало веру в Иисуса как в Бога, а не только в Его Воскресение. На что Иисус ответил: «… блаженны не видевшие и уверовавшие».

Обычаи праздника

Антипасха имеет языческие корни, поэтому с ней связано множество обычаев, которые сохранились по сей день.

Праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд, так как по обычаю в это воскресение юноши и девушки знакомились.

Пасха или Светлое Христово Воскресение 2019: приметы, молитвы, традиции>>

По древнему обычаю, на Антипасху, молодые в шутливой форме выбирали суженных, о чем открыто заявляли и выказывали им свою симпатию.

В этот день девушки, по обычаю, чтобы произвести впечатление на ребят, наряжались в самое красивое. Соответственно, готовится к Антипасхе или Фоминому дню начинали за долго до его наступления.

© photo: Sputnik / Фонд Андрея Первозванного

Антипасха или Фомин день — радостное событие, в этот день нельзя грустить. По обычаю, как этот день проведешь, так пойдет и весь год. Поэтому, люди старались провести день весело, с гуляньями и угощениями.

Чтобы избавляются от болезней и неудач в жизни, по обычаю, люди умывались освещенной водой, которая ночь простояла перед иконой.

По обычаю, на Антипасху гадают и проводят различные обряды на привлечение благосостояния и любви, которые Церковь не одобряет.

Материал подготовлен на основе открытых источников