Апостасия

Толкования Священного Писания

Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дондеже от среды будет

Беззаконие, грех действовал уже в роде человеческом со времени преступления Адамова, и хотя он не совсем понятен и в своем происхождении, и особенно в силе обольщения людей, но все уже переиспытали его и узнали, коль великое он есть зло. Посему надо полагать, что под словом тайна беззакония Апостол дает разуметь нечто особенное. Есть у сатаны свои глубины (Откр. 2:24), свои скрытные замыслы и планы, все в духе сатанинском. Пагубные действия его видны, а дальние его цели скрытны. Апостол как бы намекает: к чему доселе стремился сатана — видно было, обнаружилось уже. Что же теперь он замыслил, еще не видно. Тайна в том, что замыслы его еще не открылись. Прежде он действовал так, теперь — иначе, а как? — еще не видно. Иначе же он начал действовать, потому что и Бог иначе воздействовал на род человеческий в Господе Иисусе Христе. До пришествия Христова он применился уже, как сбивать с пути людей, а теперь, видя, как отовсюду теснит его крест Христов, только начал свои противукозненности. Если возьмем во внимание тайну благочестия, о которой говорит тот же Апостол в другом месте, то по противоположности можем навесть и в чем тайна беззакония. Тайна благочестия в воплощении Бога: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16), — то, что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Вера в это разрушает царство греха сатанинское. Тайна беззакония, придуманная сатаною, будет ухищрение сатаны подрывать и извращать сию веру. Для этого язычников держал он в их прелестях пред лицом христианства, представляя им Христа с самой уничиженной стороны, как распятого на кресте. В сказаниях о мучениках это всегда первым возражением и было против веры и обличением верующих со стороны языческого разума. А в тех, которые, видя во Христе не простого человека, обращались к Нему, он всячески покушался затмить и извратить тайну воплощения в Нем Бога Слова. Это и начал уже он производить в христианах иудействующих, в евионеях, докетах. И после не остановился, но во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление, или извращение, в них веры в Боговоплощение. В настоящее время на Западе бездна христоборцев, и все они как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном, — в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын Человеческий, пришедши, едва ли обрящет веру на земле (Лк. 18:8). Вот какая тайна тогда откроется и придет въявь!.. Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна (Откр. 17:5); но нравственная испорченность у христиан — снаружи, а внутри — неверие в Господа. Порчею нравственною они приводятся к неверию; когда же неверие возобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов. Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна, в нем кроющаяся.

Так понимают тайну беззакония древние наши Церковные толковники. Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что Апостол означил сим породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста Апостол назвал выше открытием. Ибо что всегда приготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и явно». То же говорит и святой Дамаскин: «Тайною беззакония называет Апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения. Ереси же изошли в мир от времен апостольских. Подобное говорит и Иоанн Евангелист: Якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша (1 Ин. 2:18), разумея еретиков».

Тайна уже деется беззакония, — указывая кознь сатаны уже в действии, уже явились антихристы-предшественники. Апостол хочет этим подать мысль: мог бы явиться и главный антихрист, но есть некто, удерживающий его. Кто? — Бог и Господь наш Иисус Христос. Его воплощение еще не совершило своего дела. Спасительная сила Его начала только действовать со времени сошествия Святого Духа. Надо дать ей время всюду проникнуть и оживотворить всех способных принять животворное ее действие. Когда она совершит свое дело, тогда и тому сыну погибели позволено будет выступить. Моменты сии сокрыты в советах Божия промышления. Можно потому говорить, что эти-то советы Божии и определения и удерживают явление антихриста.

Прежде сказал: удерживающее, здесь говорит: держай; разумеет же одно и то же, только с двух сторон: там — определение Божие, а здесь — Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение. Слова: от среды будет, не значат: уничтожится, престанет быть, а устранится, сойдет со сцены, прекратит свою сдерживающую деятельность. Ныне — не во время только Апостола, а во все время, дондеже днесь именуется (Евр. 3:13). Этим обнимает Апостол все время, пока держай будет держать. Экумений пишет: «Итак, когда настанет предел Божия определения, — и удерживающее ныне определение явится исполненным, тогда уже без всякой задержки откроется беззаконник». То же и Феофилакт: «Когда исполнится Божие определение, удерживающее ныне явление антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется».

Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Удерживающий и смотрящие

Все чаще можно услышать в последнее время развернутую богословскую теорию про Удерживающего. Вкратце перескажу ее суть: этот Удерживающий упомянут в Библии, о нем же говорили многие святые. Это некая внешняя сила, которая не дает прийти в мир Антихристу и сберегает мир от уничтожения. Сначала этой силой была Римская империя, затем Византийская, ну, а потом, конечно, эта функция перешла к Третьему Риму, то есть к России. Даже во времена СССР она сохранялась за ней, а уж тем более теперь, когда только Россия не позволяет… (и далее длинный список реальных и гипотетических злодеяний). А посему всякий, покушающийся на Россию и ее нынешних правителей, вольно или невольно служит Антихристу. Даже если хочет их сменить вполне законным путем, в соответствии с конституцией…

У человека, знакомого с историей хотя бы в объеме школьного курса, на четверку с минусом, тут неизбежно возникает множество вопросов. Хорошо, преемство между Римом и Византией вполне понятно. Но Византия окончательно пала в 1453 году, а на самом деле, перестала играть сколь-нибудь заметную роль на международной арене столетиями раньше – в 1204 г. она не смогла даже удержать собственную столицу от завоевания, и большую часть XIII века никакой Византии, строго говоря, на карте не было – только ее осколки. Но даже если считать до середины XV века, Русь тогда еще была слишком слаба и раздроблена, вплоть до 1480 г. она выплачивала дань Золотой Орде. Стало быть, никакого Удерживающего не было пару-тройку веков – и мир устоял?

Но даже если проглядеть всё это… От чего удержалась наша страна в 1917-м году? Православная империя канула в небытие за несколько дней, остатки государственности – за несколько месяцев. К власти пришли атеисты-узурпаторы, и если Российская империя и в самом деле была Удерживающим – следует признать, что мир вот уже скоро столетие существует без него.

СССР – это уж скорее смотрящие, воры в законе, без которых мелкая шпана распояшется и устроит беспредел. Польза от них немалая, конечно, но все же не то, совсем не то… Если же решить, что «Удерживающий» имеет неизменное место прописки, вряд ли этим местом будет Москва – скорее уж Рим или Константинополь. Отдадим это звание не большевикам, а скорее уж туркам, они ведь после 1453 г. церквей, как правило, не рушили и атеизм государственной идеологией не объявляли. Если же Удерживающий прочно прописан в Москве, то, стало быть, и при любом оккупационном режиме он там останется.

Особенно странно видеть, когда сюда же присоединяют, например, пророчества из книги Даниила и начинают объяснять, что речь в них идет о недавней военной операции в Ливии, о войне в Сирии и т.д. С тем же успехом можно говорить, что всадники Апокалипсиса – это Зюганов, Жириновский, Прохоров и Миронов, и что книга та была вообще написана про президентские выборы 2012 года. Какой-то дремучий хронологический провинциализм: полное ощущение, что история христианства началась вчера и завтра обязательно закончится. Так в американской глубинке недалекий прихожанин может быть уверен, что местная баптистская община была основана лично Джоном Баптистом (Иоанном Крестителем), но мы же гордимся двухтысячелетней историей…

Да если и не привязываться к современности… Когда в 1914 году молились о победе своего оружия католики в Австрии, лютеране в Германии и православные в России, а в результате рухнули все три империи, навсегда уничтожен был прежний порядок жизни по всей Европе, не говоря о миллионах погибших – кто сумел это безумие удержать, кто хотя бы сам удержался? Удержалась ли в свое время Россия от трагедии раскола, от петровской и екатерининской секуляризаций и от многих иных вещей?

Можно, конечно, вопреки фактам верить в некую особую мистическую роль именно своей страны, своего народа, и эту веру не поколеблют никакие аргументы. Только это будет еще одна родоплеменная религия, каких много есть на свете. Уже Ветхий Завет в служении пророков превзошел рамки такой религии, ну, а христианство – оно вообще про другое.

Теперь попробуем понять, что же на самом деле сказано в Новом Завете. Откроем 2-е послание Фессалоникийцам: «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2:7). Хорошо бы сразу прочитать эти слова в контексте и обратить внимание на то, что сказано в самом начале главы (ст. 1-2): «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов».

То есть апостол говорит нечто противоположное всем этим настроениям о пришествии Антихриста сразу после очередного выпуска новостей. Во-первых, тут речь идет все же о пришествии Христа, а во-вторых, все известия, будто конец земной истории уже наступил, были ложными две тысячи лет назад, и вряд ли есть основания считать их истинными сегодня.

Почитаем внимательно саму эту фразу про «Удерживающего». В оригинале употреблено слово κατέχω, и оно вовсе не означает «тащить и не пущать». В Новом Завете я насчитал 17 случаев употребления этого глагола, например: «подняв малый парус по ветру, держали к берегу» (Деян 27:40); «Я хотел при себе удержать его» (Флм 1:13); «будем держаться исповедания упования неуклонно» (Евр 10:23). Оно обозначает не столько сопротивление чему-то внешнему, сколько твердость в сохранении прежнего курса, не столько отражение врага, сколько сбережение того, что тебе дано. И это вполне согласуется с контекстом, где речь идет о сохранении прежнего учения.

Далее, это слово употреблено в форме причастия среднего рода τὸ κατέχον, буквально «удерживающее». Следовательно, речь идет не о личности, скорее о некоторой силе или явлении. Но… слово «Дух» по-гречески тоже среднего рода, τὸ πνεῦμα!

Св. Иоанн Златоуст, на которого обычно ссылаются при изложении той самой теории, на самом деле говорил: «Одни полагают, что под этим должно разуметь благодать Святого Духа, а другие – Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь» (4-я беседа на 2-е послание к Фессалоникийцам). Обратим внимание, что он сам колебался, он не знал, какое из двух толкований предпочесть и явно признавал, что оба они возможны. Что ж, в его времена римская государственность была очевидным благом, она сдерживала натиск варваров, она позволяла множеству народов жить в относительном мире и спокойствии, она содействовала широкому распространению христианства…

Сегодня ее давно нет, и мы остаемся – если мы вообще хотим остаться со Златоустом – с другим толкованием, которое он точно так же упоминает: речь идет о Святом Духе.

Значит ли это, что два толкования противоречат друг другу? Вовсе нет! В этом мире есть нечто такое, что удерживает его от падения в пропасть, а еще точнее – что позволяет Церкви Христовой держаться несмотря на все невзгоды, сохранять то, что передано ей.

В том числе – и римская государственность. Тот же апостол Павел многократно писал о ней как о великом благе. В конце концов, если бы не она – Павла растерзала бы толпа в Иерусалиме, и даже если бы он убежал, то, конечно, не мог бы свободно путешествовать по всему Восточному Средиземноморью в статусе римского гражданина, если бы не отличные римские дороги, не римские власти, не царящий повсюду «Римский мир», Pax Romana.

Так и во времена Златоуста Восточный Рим, Византия, была не просто благом, но хранительницей и защитницей христианской веры. Не забудем, впрочем, как самого святителя гнали и ссылали за его обличения в адрес конкретных правителей этой империи… Да, она была благом, за нее следовало молить и благодарить Бога, ее следовало оберегать – но непозволительно было путать ее с Царством Небесным, гражданином которого и называется всякий христианин.

Византии не стало. Безусловно, великое благо, великий дар от Господа каждому из нас – наша Россия, наша история и культура, сонм святых нашей земли, ее поместная церковь и ее замечательный народ.

Но когда-то может закончиться и земная история России, да и сейчас она на свете – не единственная страна, где верят во Христа. Согласно нашей вере, вечны люди, а не государства. Это «смотрящие» привязаны к территории, для Удерживающего – нет границ.

О.Серафим: Причина отпадения от Церкви, – которая есть невидимое мистическое тело Христово, – людей и церковных организаций состоит именно в исчезновении правильно-проходимой внутренней духовной жизни. О чем и писал, в свое время Святитель Игнатий Брянчанинов: “Какое Христианское образование найдем в России? «В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, — от чего родились расколы; — недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных” (письмо 528). Вот этот “недостаток в познаниях и ощущениях духовных” и породил обрядоверие, фарисейство и законничество, которые есть ни что иное, как излишняя привязанность к вещественному, к форме.
Победа сергианства (Московской Патриархии) на Руси и увлечение по этому пути всего народа есть тот же “крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных” и увлечение излишней привязанностью ко всему вещественному, к форме. Победа сергианства есть ни что иное, как победа мирового фарисейства на Руси, ведущего весь мир к антихристу. – Это дух мирового фарисейства, который, в конечном итоге, объединится с мировым жидовстом.

Канонически-чистый епископат и возрождение России – это все дарования Божии, при определенных условиях и обстоятельствах. И даются они там, гда есть истинное покаяние, неуклонное стремление к Истине, к удовлетвореннию своей совести и приобретению чистоты чувств. Если этого не будет, то будет еще море расколов и разделений, в которых канонически разобраться уже будет невозможно. Останется только определять, как сказал Христос, по плодам духа. Похоже, что все к этому уже и пришло. Ведь сказал же свт.Феофан Затворник, что под конец будет, что ни голова, то своя вера: “Этим самоизмышленным верам числа не будет… Что ни царство, то свое исповедание, а там – что ни область, а далее – что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание” (свт.Феофан Затворник, Толкование на 2-е к Солунянам, гл.2, ст.3).

Да и суть не в каноническом епископате, а в правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на воспитание верных душевных чувств, истинных добродетелей. Так как только от этого и зависит спасение души, лично каждого. Епископат же не обладает этим автоматически. И для того, чтобы это было у епископата, для этого надо, чтобы они сами все это проходили и имели. А если у них этого нет, то они становятся солью не соленой: “Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее” (Лук.14:34,35).

Аноним: Но без иерархии это уже сектанство. Разве не так?

О.Серафим: Новосвящмуч.Иосиф, митр.Петроградский, неужели сектантское понятие о Церкви имел, когда говорил: “Дело вовсе не в количестве, не забудьте ни на минуту этого: Сын Божий «когда вновь придёт, найдёт ли вообще верных на земле?» И может быть последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников Её разорения будут не только не епископы и не протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие Ему простые души”.
Или преп.Максим Исповедник, готов был остаться в полном одиночестве, лишь бы только не отступить от Истины: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним» (Житие). – И таким образом остался в Церкви, хотя умер, не имея церковной организации, иерархии, Таинств. И многие последовали преп.Максиму Исповеднику и оставались без епископов, без Причастия, без храма, без церковной организации, но оставались в Церкви.

Ибо одно дело, это признавать учение о священстве, но превыше всего ставить хранение Истины, в правом настрое духа. И быть готовым остаться, если надо, и без всей внешней церковности, без священства и епископов, без церковной организации, если того требует сохранение верности духу Христову и Истине.
И другое дело, отрицать, в своем вероучении, учение о священстве, что и делают сектанты.
В первом случае – это похвальное исповедничество, за которое дается Царство Небесное, если оно проходится в правом настрое духа.
И только лишь во втором случае – это сектанство.

Одно дело, в своем вероисповедании отвергать какое-либо из Таинств; а другое – не иметь возможности приступать к Таинствам по причине отступления иерархии и священства. В первом случае – это сектанство. Во втором – это подвиг исповедничества. А христиане всегда должны быть исповедниками жизнью и словом.

Нахождение в Церкви или отпадение от Нее, вы ставите в зависимость от внешней организации. Но такое учение, понимание природы Церкви, как раз и исповедовал митр.Сергий (Страгородский), за что и критиковал его новомуч.еп.Виктор (Островидов): “Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, …то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации“.

Когда иерархия и священство отступают от хранения истины, идут по пути лжи и нечестия, омрачения чувств и сжигания совести, то христиане, которые хотят остаться в Церкви, – как теле Христовом, как “Духе Божьем, который знает сам себя и не может не знать” (А. Хомяков), – не должны следовать за ними, ради сохранения внешней принадлежности к церковной организации, возможности приступания к таинствам и внешнего богослужения. А должны разорвать всякое молитвенное общение с ними, иначе они не останутся в Церкви, а отпадут от Нее. Так как сохранение истины, любовь к правде Божией, чистота и удовлетворение совести, верность духу Христову есть самое главное без чего не возможно быть в Церкви, без чего иерархия, священство и таинства становятся ничего не значущими, солью несоленой (Лук.14:34,35).

Аноним: Еще в 19 в. Игнатий Брянчанинов писал: «Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись» (письмо 548). Но это же не означает поощрение старообрядческого толка безпоповства!?

О.Серафим: Вы не разделяете существенного в Церкви от несущественного, главное от второстепенного. Обряды и традиции – это несущественные, второстепенные вопросы. Главными и существенными вопросами являются сохранение верности духу Христову и Истине.

1). Одно дело, старообрядческий раскол – это обрядоверие. И отделяться от церкви по причине обрядовой – это и есть как раз отпадение от Церкви. Ибо изменение обрядовой стороны в церкви не влияет на спасение души человека.
2).Другое дело, раскол происходящий по причинам вероисповедным, – по причинам, от которых зависит личное спасение каждого человека. В таком случае, если кто и останется без епископата, священства и внешней возможности приступания к Таинствам, по причине их отступления, тот останется в Церкви, хотя бы и умер не имея ничего этого внешнего.
В первом случае таковое беспоповство – есть сектанство, отпадение от Церкви.
Во втором случае таковое беспоповство – есть подвиг исповедничества, пребывание в Церкви, ибо Церковь есть “столп и утверждение истины”(1Тим.3:15).

Церковных организаций много, но не всякую можно назвать Церковью. А только в той церковной организации хранится церковный организм -Тело Христово, которая сохраняет верность духу Христову, в своем общем пути и направлении, перед лицом искушений, своего периода времени.

Внутреннее для христианина – это есть жизнь в церковном организме, в Теле Христовом, которая совершается через посредство воспитания истинных плодов духа.
Причем, ради этого внутреннего и дана церковная организация, которая должна к этому приводить своих чад, т.е. к воспитанию правого, верного настроя души, к истинным плодам духа. И если она к этому не приводит, то зачем она? Ведь каждого из нас будут судить в день Страшного Суда по плодам духа. А просто иметь церковную организацию, ради церковной организации – это скрытое идолопоклонство. То есть, Бог подменяется церковной организацией. – Это и есть сергианство и католичество, идолопоклонство.

Да и речь ведь не о том, что не надо вообще никакое священство, а о том, что есть главное и самое важное, что необходимо хранить во что бы-то ни стало, в периоды отступлений от Истины.
Если к примеру, отступает весь епископат и священство, которых вы знаете, то если священство превыше всего в Церкви, то надо идти следом за ними. А если превыше всего хранение верности духу Христову и Истины, то надо не идти следом за ними, а лишиться священства, а отсюда и Таинств, и остаться, может быть, даже и одному. Исходя из этого и становится – что-то в первую очередь, а что-то во вторую.

Иерархия, епископат и священство не обладают истинною автоматическо-механически. Ибо Истина принадлежит не санам, названиям и церковной организации, а правому, верному настрою духа, который хранит верность духу Христову, перед лицом искушений, своего периода времени. И где хранится эта верность духу Христову, в общем пути и направлении, там и есть Истина, Церковь и Таинства.

Так в период монофелитской ереси весь Византийский епископат впал в монофелитство. А народ, который жил в Византии, в каком-нибудь селе, ведь у них-то тогда не было связи, как у нас. Как ему было поступать у себя дома, ничего, может быть, даже и толком не зная о том, что, где происходит. Что выбирать, скажите? Идти следом за епископатом, священством в монофелитство или оставаться одним без них? Ведь неизвестно, что, где и как, по причине отсутствия связи, – к кому присоединиться и с кем быть. Поэтому, люди просто разрывали общение с отступниками, ради сохранения верности духу Христову. Так они и хранили Истину. Впоследствии, Церковь и называла их исповедниками, которые не отступили от верности духу Христову, в настрое своих душ, и таким образом сохранили Истину.
Ведь точно в таком же положении оказывались и катакомбники. Не имея никакой связи, не зная, что где делается, жили и спасались без всего внешнего, без священства и таинств. А у многих родились дети, которые уже не были в храмах и не видели жизни внешне-церковной…
А пустынники, такие к примеру, как Павел Фивейский, преп.Мария Египетская и им подобные. Как они спасались не имея священства и епископов? Какой епископат они поминали в своих молитвах? Преп.Мария Египетская 47 лет в пустыне без епископата, священства и без внешней возможности получения таинств, как она спаслась? Да еще стала образцом покаяния для всех христиан, на все последующие века.

Но церковность состоит не во внешней церковности, а в воспитании правого верного настроя духа, через борьбу со своими страстями и удовлетворение своей совести, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни. Через посредство всего этого и воспитываются истинные плоды духа, верные душевные чувства, что и является церковностью, в истинном смысле и значении.

***

Правое исповедание веры, – это и есть сохранение верности духу Христову, перед лицом искушений своего периода времени. А отступление от правой веры, – это отступление от верности духу Христову, когда оно становится общим путем и напрвлением, той или иной церковной организации. И если церковная организация, в своем общем пути и направлении, не сохраняет вот такой правой веры, то и священство этой церковной организации – недействительно, т.е. мужики в ризах, как говорил новосвящмуч.Феодор Поздеевский о священстве МП. Видите, как действительность священства зависит от сохранения верности духу Христову и Истине. Вот оно, в первую очередь, такое правое исповедание, состоящее в сохранении верности духу Христову, перед лицом искушений своего периода времени, а потом уже и истинное священство. Видите, что в этом случае важнее, т.е. вопрос первостепенной важности, – сохранение верности духу Христову, ибо таким образом, сохраняется правая вера и Истина. А священство, в данном случае, является уже вопросом второстепенным.

Поэтому, как говорит преп.Ефрем Сирин, что если тебя бьют, гонят, стараются разными путями увести от Истины, то можешь жертвовать всем, но только храни главу — правую веру. Как змея: когда ее бьют, то она подставляет разные части тела, лишь бы сохранить голову. Так и христианин: когда его бьют и лишают всего, — может отдавать все, кроме головы, а голова есть — исповедание правой веры (Псалтирь преп.Ефрема Сирина, пс.57). То есть, исходя из этого, в период отступления от духа Истины, можно лишиться всего (церковной организации, епископата и священства, внешней возможности приступания к Таинствам), но только нельзя лишаться верности духу Христову, ибо таким образом сохраняется правая вера и Истина.

Об апостасии

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведёт духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине.

Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас на уничтожение Святой Православной Церкви. Но, зная, что внешние гонения этого не достигают, они, путём подмен, смешения с ложью, отцом которой (Ин. VIII, 44) и родоначальником всякой ереси является диавол, стремятся осуществить свою давнюю мечту. Этот-то отец всякой лжи диавол подсказал им посредством чего они могут спровоцировать разделение в мiровом Православии.

В 1992 году за уклонение в раскол и за многие другие канонические преступления митрополит Киевский Филарет (Денисенко) был Русской Православной Церковью извергнут из священного сана, а затем и вовсе анафематствован. Все Поместные Православные Церкви, в том числе и Константинопольский патриарх Варфоломей, признали тогда это решение Русской Православной Церкви законным, никогда не подвергая это сомнению.

В 2018 году патриарх Варфоломей, подгоняемый врагами Христа Бога, внезапно узаконил беззаконие: вероломно вторгшись в каноническое пространство Русской Православной Церкви, отменив анафему в отношении лжепатриарха Филарета и «восстановив» его в епископском достоинстве, приняв в общение украинских самосвятов, выдал потом всему этому «самочинному сборищу» томос-фикцию об автокефалии. Кроме известных уже всем опасностей, чем ещё опасно порождение такой химеры, как ПЦУ, и чем чревато общение с ней?

Во Святой Православной Церкви, Главой которой является Христос Бог, действует Дух Святой. С первых веков христианства, следуя слову святого апостола Павла, который говорит о том, чтобы в Церкви всё было «благообразно и по чину» (1 Кор. XIV, 40), святые Отцы сохраняли все века всё согласно догматам и церковным правилам. Множество правил воспрещают общение с еретиками, о чём говорят и святые Отцы: «Имеющий общение с еретиками, хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым себя творит Владыке Христу» (святитель Иоанн Златоуст). Церковные правила воспрещают общение и с отлучёнными от общения церковного: «Если же кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного, как производящий замешательство в церковном чине» (2-е правило Антиохийского Собора). Рассмотрим же здесь: что происходит с теми, кто входит в общение с людьми, которые находятся в организации, означенной аббревиатурой ПЦУ.

С 1992 года лишённый священного сана, а затем отлучённый от Церкви лжемитрополит Филарет (Денисенко) «рукополагал» «священников», «епископов», которые вот уже 27 лет совершают действия, которые нельзя назвать церковными Таинствами. За эти годы не созывался ни один Собор для выяснения положения находящейся в расколе части народа на Украине, по вопросам Крещения, Венчания… Эти люди остаются некрещёными, ибо раскольники, а, тем более, некрещёные и нерукоположенные самозванцы, ряженные в рясы, хоть и с крестами и панагиями на груди, совершать церковные Таинства не могут. И вот это разношёрстное «самочинное сборище» раскольников, самосвятов и некрещёных людей назвали церковью! Более того, их стали причащать Святых Христовых Таин, принимать их как священников и епископов, сослужа с ними, и давая им возможность служить!

Как известно, на Божественной литургии не причащают Святых Христовых Таин некрещёных людей (им даже нельзя присутствовать на Литургии верных, даже если они готовятся ко святому Крещению), а некрещёных из ПЦУ причащают (!).

Во время Литургии, перед Символом веры и евхаристическим каноном один служащий епископ или священник говорит другому сослужащему: «Христос посреде нас». Другой ответствует: «И есть, и будет». Сейчас патриарх Варфоломей, епископы и священники Константинопольского патриархата и Элладской Церкви допускают к сослужению ряженых в рясы с панагиями и крестами на груди ПЦУ-шников. Ряженый во время Литургии говорит: «Христос посреде нас». Но если он не только не епископ и не священник, а даже вовсе некрещёный, то «посреде нас» явно не Христос, а сопротивник Божий – диавол. И – горе отвечающему: «И есть, и будет» (диавол)! Так отвечающий ряженому к диаволу себя сопричисляет!

Теперь обратим внимание на величайшую, небывалую опасность для мiрового Православия появлением такой химеры как ПЦУ. Если микроб попадает в организм человека, то он заболевает, заражая затем при общении других. Если микробы попадают в водоём, то от него заражаются соединённые с ним другие водоёмы и пьющие из них люди. Если общающийся с еретиком извергается из сана и становится чуждым Богу, а общающийся с отлучённым от церковного общения сам становится вне общения, то сослужащие с нерукоположенными и некрещёными, – епископ или священник – перестают быть таковыми и становятся чуждыми Богу. Имеющие общение с ряжеными из ПЦУ лишаются апостольской преемственности: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. XXIII, 38). Затем, при «сослужении» с некрещёными и нерукоположенными на Литургии происходит величайшая профанация величайшего церковного Таинства – святого Причащения! Бога нельзя заставить участвовать во грехе! Там где грех, благодать Божия удаляется. Бога нельзя заставить ниспослать на Литургии Духа Святого, когда «сослужат» ряженые некрещёные самозванцы!

Таким образом, враги Христа Бога вбросили заразу, отраву в тело Церкви, что производит действие гангрены, растления и распада, поэтому сохранение Православной Церкви от сообщения с этой заразой является величайшей задачей и необходимостью! Поместные Православные Церкви имеют евхаристическое общение между собой, а стоит только, как известно, заражённым людям сообщаться с другими, заражаются и остальные. Для всего мiрового Православия возникла опасность! Константинопольская и Элладская Церкви, вследствие общения с ПЦУ, уже идут по пути потери апостольской преемственности. Остальным Поместным Православным Церквам нужно сохранить себя от общения с этой химерой, ибо с её признанием происходит отступление от Бога и отпадение от Него. Подмена, смешение и извращение – таковы новые формы апостасии (ἀποστασία – отступление от Бога).

В человеческой истории бывало разное: сослужили и с раскольниками, и с еретиками, но чтобы иметь общение с людьми некрещёными и нерукоположёнными и называть «самочинное сборище» поместной церковью, такого ещё не было. Это – величайшая подмена, профанация и ложь! Этим путём враги Христа Бога ведут Православную Церковь к десакрализации в ней всего святого, к последующему смешению её с латинским и протестантским ме́сивом, и, через подчинение папе римскому, – к ногам антихриста.

Появившееся обстоятельство они могут использовать для разделения Поместных Православных Церквей на разные группы, стараясь раздробить мiровое Православие. Кто-то призывает единство Православия сохранить в любви. Но единство во Христе может сохраниться только, и прежде всего, в любви к Нему – к Богу. Какой же признак любви к Нему? Господь Сам говорит об этом: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. XIV, 21). Самовидцы Господни – святые Апостолы, а всед за ними и святые Отцы Церкви, живя по заповедям Христа Бога, в догматах и правилах церковных указали должный путь жизни христиан по заповедям Христовым в деятельной любви к Нему и предостерегли от того, что препятствует жизни по этой любви. Иное понятие любви приводит к мiролюбию – к любви мiра, который «лежит во зле» (1 Ин. V, 19), тогда как любовь к мiру и «дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. IV, 4), ибо неминуемо ведёт к оправданию греха, зла и к отступлению от Бога. Компромиссов в вере быть не должно, ибо это приводит к отпадению от Бога! Поэтому нашей задачей остаётся сохранение верности Богу, для чего необходимо будет сохраниться от любого поползновения в апостасию. Через разрыв евхаристического общения с Константинопольской и, отчасти, с Элладской Церковью, Господь промыслительно сохраняет Русскую Православную Церковь, Россию, Русский народ и православных верующих на Украине.

Люди православные, нам нельзя отступать от Бога! Нам нельзя отпадать от Него!

Бог да хранит всех нас! Ему же слава подобает ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Апостасия: что приближает конец света?

Извержение вулкана. Фрагмент фото flickr.com/34053291@N05

С точки зрения христианской философии истории то, что сильнее всего приближает конец мира, последнюю главную катастрофу человечества и окончательную неудачу мировой истории, – это апостасия, отпадение от веры. Можно сказать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы – политические, экономические социальные, культурные, – производны и вторичны от этого, главного по сути вопроса мировой истории.

Вообще греческое слово ἡ ἀποστασία (apostasia) образовано от древнегреческого глагола ἀφίστημι (afistēmi) – отставлять в сторону, отводить, склонять к отпадению, уходить, отпадать, отделяться, и т.д. Первоначально в античной литературе у этого термина было скорее политическое значение. Оно означало отпадение от законного правителя, мятеж против него. Позже, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий, который по преданию сделали семьдесят толковников) оно стало означать отпадение от Бога, например, у пророка Иеремии, который в частности такими словами передавал еврейскому народу Слово Господне:

«Накажет тебя нечестие твое, и отступничествотвое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер. 2. 19).

Слово «апостасия» встречается и в Новом Завете, где оно означает отпадение уже от христианской веры. Одно из мест, связанных с этим словом – знаменитый фрагмент из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где вводятся ключевые понятия христианской эсхатологии: отступление (апостасия), антихрист («человек греха, сын погибели»), тайна беззакония и «удерживающий» («катехон»):

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2–7).

Этот фрагмент многократно толковался в богословии, христианской философии истории и политической философии. Кто есть тот «удерживающий», κατέχων, который пока держит оборону от рвущегося в мир антихриста и временного торжества почти всеобщей апостасии? Некоторые отцы Церкви удерживающим считали Римскую империю. А вот что по этому поводу писал, например, святитель Феофан Затворник:

«Древние толковники Св. Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское Царство…В наше время если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским Царством будем разуметь Царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его.

А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.

Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, – тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto” (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут».

Так или иначе, но, на мой взгляд, «удерживающим» можно считать того или то, что или кто мешает разным странам и миру в целом объединиться под одной властью, чтобы уже ничто не могло препятствовать действию антихриста на Земле. Причем, как мне кажется, вопрос тут даже не упирается в собственно политическую власть. Если страны будут номинально сохранять свою независимость и суверенность, но везде будут одни и те же порядки – социальные, экономические, культурные и т.д., – то такой мир уже можно будет считать единым и потерявшим подлинное разнообразие. И действие из кого-то жуткого единого центра, распространяющего «тайну беззакония», уже не будет встречать на своем пути непереходимых барьеров.

Также очень интересно, как мне кажется, сопоставить цитировавшийся выше знаменитый фрагмент из Второго послания к Фессалоникийцам с одним и, пожалуй, не менее знаменитым фрагментом уже из Первого послания к верующим этого же города. Там тоже идет речь о конце времён, и апостол Павел говорит:

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5. 1–3).

То есть, получается, что последние времена и почти всеобщая апостасия будут наступать в условиях мирового благополучия, когда все будут жить в достатке и безопасности, пользуясь благами цивилизации. Вероятно, в каком-то смысле апостасия будет совершаться сама собой, в чём-то даже незаметно для многих людей. Ведь если жизнь благополучна и теперь все в порядке, кругом царит изобилие, то зачем вообще Бог? О Нём начнут (в принципе, давно уже начали) просто забывать, Он уже не нужен хорошо устроившемуся на Земле человечеству.

Конечно, это изобилие и благополучие будет только временной иллюзией. Ибо главное в человеческой истории – это ее духовное измерение и духовные устремления людей. А когда в процессе апостасии свое духовное первородство обменивают в процессе во многом незаметно совершающейся апостасии на «чечевичную похлебку» материального благополучия как главной цели и смысла жизни, тогда и наступит, как мне кажется, конец времен и Последний, Страшный Суд.