Архимандрит гермоген муртазов в схиме схиархимандрит Тихон

В ночь с 9 на 10 июня отошел ко Господу духовник Рождества Богородицы женского Снетогорского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон.

Отпевание почившего старца будет совершено в Снетогорском монастыре во Пскове 12 июня в 9 часов утра после ранней Литургии.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, схимархимандрит Тихон будет похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

+++

Архим. Гермоген (Муртазов), в миру Александр Иванович Муртазов

Семья наша была среднего достатка. Была у нас лошадь, но в коллективизацию ее отобрали. Папа наш работал трактористом.

В 1941 году его призвали на фронт. Мне было тогда 6 лет, я помню, как он уходил, я провожал его, держась за руку, до околицы. Папа не вернулся. Последнее письмо пришло из Торопца, Тверской области.

Стали мы жить одни. Мама была полуграмотная, но воцерковленная, с хорошим голосом; она пела на клиросе. Потом церковь закрыли. Мама работала уполномоченным по сбору налогов, потом лесником, потом завхозом в больнице. Я всегда ей помогал и был, таким образом, всегда «на народе». Освоил все эти работы – выдача леса, например. Лошадь, коровы – все это я умел. С детства привык к труду. За пять километров ходил в школу, закончил 7 классов; потом еще 2 года учился. 10 классов тогда мало кто оканчивал.

Когда мама работала лесником, то в доме нашем часто собирались люди для совместной молитвы. Я бегал и собирал народ.

Потом я сам стал работать – на почте вторым агентом. Потом армия; служил 2 года в Баку, в зенитной артиллерии.

В мое отсутствие семья переехала в г. Чистополь. И там была церковь. А раньше там был монастырь, и хор церковный состоял из монашек. Домик наша семья купила на паях с монашками. И когда я вернулся из армии, то монашки стали говорить со мной о поступлении в Духовную семинарию в Саратов. Стал я готовиться: надо было бегло читать по-церковнославянски, знать Закон Божий, тропари наизусть. И поступил.

Преподаватели в Саратовской семинарии в те годы (конец 50-х) были хорошие, «старинные». Многие стали архиереями: Филарет – экзарх Киевский; митрополит Иоанн (Гренланд); горьковский Владыка Николай, он был у нас инспектором; ивановский Владыка Феодосий. Владыка Феодосий славился у нас в семинарии как яркий проповедник. Он ранее жил в Чернигове, со старцем Лаврентием, ныне канонизированным. В войну его контузило под Курском. Положили его в гроб, закопали. И в гробу он очнулся и взмолился: «Господи, если Ты оставишь мне жизнь, я посвящу себя Тебе!» А ребятишки собирали в лесу патроны после боя. Краешек портянки торчал из под прибитой крышки гроба, и был виден среди холмика могильного. Дети и потянули за этот краешек. Чудо! Дети позвали стариков, и те его раскопали. Как Лазаря четырехдневного. Закончил Духовную Академию в Питере. Жена и дети от него отказались.

В Саратовской Семинарии я учился с 1957 по 1960 годы. Учился, с Божией помощью, отлично. Был иподиаконом у митрополита Вениамина (Федченкова). Был доверенным лицом по хозяйству: у нас было пять общежитий. Был помощником эконома.

Потом ректор велел сан принимать. Мои опекуны – о. прот. Иоанн ( он в Чистополе жил, помогал и материально, и советом) и блаженная Анна Михайловна, прозорливая, как Ксения Блаженная, была – оба умерли в один год. И вопрос с женитьбой я решал один. Жена была певчей церковного хора. Повенчались. Закончил семинарию, и мне назначили приход. В священники рукоположили в Саратове, митрополит Саратовский и Вольский Палладий рукополагал. Это было в 1961 году. Два года служил на приходе в г. Мамадыш (1961-62 год).

Вскоре начались семейные несогласия. Тяжелые. Все старцы: почаевский старец Кукша; о. Сампсон (с ним я знаком был с 1963 г.), о. Тихон Агриков, прозорливый, – благословили разойтись. Сначала в Академию поехал учиться, в Троице-Сергиеву Лавру. Старцы сказали, что по окончании надо оставить жену и поступить в монастырь».

В Лавре о. Гермоген учился с 1962 по 1965 год. Был однокурсником Владыки Евсевия. Профессора, преподававшие в Московской Духовной Академии, были людьми высокой образованности и духовной культуры.

Несмотря на прошедшие с тех пор 40 лет, батюшка всех их помнит и с любовью о всех рассказывает:

«О. прот. Константин (Ружицкий). Он после войны до самой своей смерти в 1960 году был ректором Академии. После него ректорами были епископы. Он был профессором, преподавал нравственное богословие. Сделал много выпусков. Это был «старинный человек», по словам о. Гермогена, родом из Киева. С ним произошла удивительная история в войну. Кто-то показал немцам, что он, якобы, имеет связь с партизанами. Немцы схватили его, увезли в комендатуру, а оттуда – далеко в лес и оставили там. Он никуда не побежал, а сел на поваленное дерево и стал молиться. А немцы оставили засаду и, если бы он побежал, они убили бы его. Но он молился, предавая жизнь свою в руки Божии. Немцы вернулись, забрали его с этого дерева, вывезли из леса и отпустили.

Проф. Старокадомский, Михаил Агафангелович. Богослов. Геолог. Больших знаний человек. Он старался научить студента. Если ответ на экзамене был слабым, знания неполными, то он восполнял их тут же, во время экзамена. Ему не оценку важно было поставить, а чтобы студент знал.

Проф. Георгиевский. Преподавал Устав Православной Церкви; литургику. «Чтоб знать это, — говорил он, — надо жить в Церкви, жить жизнью Церкви».

О. архимандрит Тихон Агриков. Читал Пастырское богословие. Был святой, прозорливый старец, очень популярный в Лавре, образец жертвенной любви.

Догматическое богословие преподавал проф. Сарычев (в иноках Василий). Был он строго требователен. Заочники трепетали перед экзаменом по этому предмету. Однажды он шел по коридору, и они, не заметив его, говорили: «Когда этот сухарь умрет, то его никто и не помянет». С тех пор он переменил свое обращение со студентами, стал много мягче. Скончался уже в 2000 году.

Проф. истории Шабатин. Читал Историю Русской Церкви, общую Историю Церкви.

Проф. Талызин читал каноническое право. Читал по памяти. И ежегодно повторял из слова в слово. Мы проверяли. Так характер человека соответствует читаемому предмету».

Мы приводим здесь, для истории, заключительный лист диплома Батюшки об окончании Московской Духовной Академии, где хорошо видны подписи почти всех преподавателей, о которых он рассказывает.

Дипломное сочинение на звание Кандидата богословия он писал на тему: «Пастырское служение Святителя Ермогена, Патриарха Московского». Его имя о. архимандрит получит при монашеском постриге в 1978 году.

«После Академии, — продолжает о. Гермоген, — назначили меня в Эстонию. За это время родные переехали в Печоры, и в летнее время я там отдыхал. Познакомился с о. Сампсоном и ездил за него хлопотать, т. к. имел «ход» к Святейшему Алексию I (Симанскому). Келейник Святейшего был отцом нашего классного наставника в Академии, о. Алексия. Святейший и благословил о. Сампсона жить в Москве и помог его устройству там. В Печорах тогда жили Валаамские старцы: о. Михаил, о. Николай, архимандрит Пимен с Кавказских гор, о. Савва. У наместника Алипия все собрались.

В Пюхтицах я прожил без малого 30 лет, с 1965 по 1992 год. Служили вместе с о. Петром Серегиным. Служба была ежедневная. Исповедовали, я – старушек, а он – монашествующих моего возраста. Когда о. Петр ушел за штат, я служил один. Был и духовником, и благочинным, имел 12 приходов. Монастырей тогда было мало, и люди ехали к нам в большом количестве. Не было ни одной епархии, которой бы мы не знали через паломников. Пюхтицы – Печоры – Рижская пустынька – Вильнюс (Свято-Духов монастырь) – Киев (Флоровский монастырь) – Одесса (Успенский монастырь) – Троице-Сергиева Лавра. Вот круг, по которому шло движение паломников.

Монастырь принимал зарубежные делегации. Архиереем Эстонским был с 1961 года будущий Святейший Патриарх Алексий II. Он сохранил монастырь и сделал его «показательным». Он меня и постригал, здесь же, в Пюхтицах, 17 марта 1978 года (в день памяти прпмч. Иоасафа Снетогорского, но батюшка этого святого тогда еще не знал). А принимал от пострига о. Иоанн Крестьянкин, который после смерти о. Сампсона стал моим духовником.

Когда стали отделяться прибалтийские республики, то я не захотел жить в чужой стране и принимать их гражданство. О. Иоанн Крестьянкин и Святейший благословили переехать в Печоры. Я хотел подумать, отдохнуть. Год служил в Варваринской церкви с о. Евгением, с 1992 по 1993 год. Потом приехал Владыка Евсевий. И на зимнего Серафима Саровского, в 1994 году, он предложил мне перейти в Снетогорский монастырь. ( В этот день, по воспоминаниям ин. Арсении, в Снетогорского монастыре было чудо с иконой прп. Серафима – она «оживала»).

«Когда еще был жив старец Кукша, он называл меня архиереем. Отец Сампсон то же говорил. И о. Евгений (Тростин) тоже эти слова сказал, и блаженная Анна Михайловна, и Владыка Зиновий (Тбилиси). Но перед смертью о. Сапмсон сказал, что «за годы службы в монастыре Господь уже другой путь тебе избрал». Характер мой изменился. Я потерял властность почти совершенно, предпочитаю «согрешить в сторону мягкости, чем в сторону строгости».

Сейчас о. Гермоген работает очень много, невзирая на возраст и состояние здоровья. Ежедневное участие в Литургии, молебен, исповедь, беседы с сестрами и все увеличивающимся потоком прихожан, келейная молитва. Спасает, силы дает, по его словам, только молитва. Ну и бережное, любовное отношение сестер. «В иной монастырь приедешь, — говорят они, — там матушка на сборы уехала, а духовника вообще нет. А у нас – слава Богу!» А в песенке, в день именин о. Гермогена, сестры пропели: «Не сироты мы у Бога, под защитою живем!» Именины о. Гермогена в 2004 году прошли как большой праздник – прихожане и духовные чада принесли столько роз, что они стояли не только в храме, трапезной и всех служебных помещениях, но в каждой келье. За тяжелый ежедневный пастырский труд платит ему православный народ горячей любовью.

Таковы вкратце судьбы трех основателей возрожденного, после 200-летнего перерыва, Снетогорского монастыря. Архиепископ Евсевий, игумения Людмила, духовник архимандрит Гермоген – три добрые ветви винограда Христова, приносящие сторичный плод. В центре триады – Владыка Евсевий. Он привел, промыслом Божиим, как бы одной рукой игумению Людмилу, имеющую 30-летний опыт духовного служения, а другой рукой – своего однокашника по Московской Духовной Академии, архимандрита Гермогена, с 30-летним опытом духовного окормления женского монастыря, и поставил их рядом на Снятной горе, где они и стоят бессменно вот уже 10 лет, держа на плечах своих святое дело Божие.

Много общего в этих судьбах. Все трое – сироты войны. Как могла одна мать, в разоренной войной стране, вырастить троих, четверых, шестерых детей? Только помощью Божией. И дети видели это. В сиротском детстве – истоки веры. Оттуда же и неизбалованность и жизненная стойкость. Это очень счастливые люди — они всегда были с Богом. Какой любовью и заботой окружала их Мать-Церковь! Православная традиция, как это хорошо видно из истории их жизни, никогда не прерывалась. В их окружении и монахи, и старцы (Кукша, Иоасаф Оптинский, о. Исаакий (Виноградов), блаженная Анна Михайловна, о. Сампсон, о. Тихон Агриков, Валаамские монахи – и всех не перечесть), и высокой, «старинной» выучки профессора и преподаватели Семинарий и Академии… Все трое первооснователей наших сейчас в благодатном возрасте «раннего старчества», между шестьюдесятью и семьюдесятью годами. Велик и драгоценен для нас накопленный ими опыт. Будем же молиться о них, чтоб дал им Господь еще много сил и много лет для дальнейшего плодотворного служения Его Церкви, православному народу, возрождающейся Родине.
Незадолго до смерти, в 1991 году, мама о. Гермогена, тогда уже инокиня Васса, приняла монашеский постриг с именем Магдалина. Дивны дела Господни: обычно отмоленное дитя становится монахом; но отец батюшки Гермогена, Иван Федорович, отмоленное дитя, имел семью. Господь забрал его в войну молодым, тридцатилетним. И вся его семья – и трое детей, и жена – становятся монахами!

В аттестате, полученном 25-летним священником Александром Муртазовым по окончании Саратовской Духовной семинарии в 1960 году, «четверки» встречаются только в цикле языковых дисциплин, да по катехизису. Все остальное «отлично». Семинаристы изучали Священное писание; пять языков (церковно-славянский, русский, греческий, латынь, английский); цикл богословских дисциплин (основное, нравственное, догматическое, сравнительное богословия); историко-церковный цикл (общая история Церкви, история Русской Церкви, секто- и расколоведение); пастырский цикл (литургика, устав, гомилетика); проходили храмовую практику. Изучали и Конституцию СССР. В Академии сюда добавляются: древнееврейский язык; стилистика русского языка; логика. Историко-церковный цикл дополняется курсом истории греко-восточных и славянских церквей, а также курсом истории западных исповеданий. Пастырский цикл – пастырским богословием и каноническим правом. В Академии изучается также патрология (с агиографией) и церковная археология. Так основательно готовит Церковь своих чад к пастырской деятельности.

Родился в 1935 году, недалеко от города Чистополя в Татарии в православной русской семье. Татар в своем семейном окружении батюшка не помнит. «Если и был татарин, давший нам фамилию, то очень давно, где-то в глубине веков». Родители Иван Федорович и Дарья Матвеевна, оба 1911 года рождения.

Батюшка был вторым ребенком в семье. Старшая сестра Анастасия, 1933 года рождения (монахиня Сергия, умерла в 2008 г.); младший брат Борис, 1936 года рождения (сейчас иеродиакон Никон). О. архимандрит так рассказывает о себе: «Жили неподалеку от Чистополя. Воспитывались мы, дети, в православной вере. Бабушка Марфа Васильевна, мать отца, была очень набожна. Она жила с нами. У нее было много детей, но все они умирали в младенчестве. Когда родился Иоанн, мой папа, бабушка пошла в храм, к чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», заказала водосвятный молебен и окропила младенца. И Бог его сохранил.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Близ при дверях, у последних времен.

ИЗ БЕСЕД И ПРОПОВЕДЕЙ ОТЦА ГЕРМОГЕНА

В КАКИЕ ВРЕМЕНА НАМ ГОСПОДЬ ОТПУСТИЛ ЖИТЬ

Господь отпустил нам жить в удивительное время, которое можно назвать Вторым Крещением Руси.
Миллионы людей ищут и находят дорогу в Церковь! Господь всех приемлет. Всем желает спасения.
Как говорится в святом Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
И «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Единственный покой и в этой жизни, и в будущей – это наш Учитель и Господь Иисус Христос.

Но нас всех разделяет грех. Он как стена между человеком и человеком, между человеком и Богом.
Поэтому каждый, кто приходит как чадо в Церковь к своему Небесному Отцу, должен прежде всего распознать в себе грех,
осознать его, раскаяться и примириться с Богом, с людьми, со своей собственной совестью.
А после, познав евангельские заповеди, стараться уже жить не по своей собственной греховной воле, а по воле Божией.
Говорит же Священное Писание: «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144, 18).

Православная Церковь – единственная в мире сохраняет апостольскую истину неповрежденной до наших времен.
«Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В нее Господь вложил все для нашего спасения.
Надо только прислушаться к себе: насколько мы все нуждаемся в Истине! «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6),
– сказал про Себя Господь. Все мы нуждаемся в Боге! «Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10, 9).
Пажить вечную.

Мы, духовники, стараемся помочь каждому приходящему к Богу – всем, кто желает спасения.
А спасение собственной души имеет первостепенное значение, особенно важно о нем задуматься тем,
кто только начинает свой путь воцерковления.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

За свою тысячелетнюю историю наша Русская Православная Церковь явила миру больше святых,
чем какая либо другая Поместная Церковь. Среди русских угодников Божиих испокон века изобиловали и святители,
и преподобные, и юродивые… Однако мучеников у нас было мало…

Правда, самыми первыми канонизированными русскими святыми стали как раз невинно убиенные князья-страстотерпцы Борис и Глеб.
Но дополнили их число потом совсем немногие, их можно перечислить по пальцам. Мучеников на Руси было совсем мало.

Но вот за период, начиная с 1917 года, когда началось советское иго, и поныне Церковь наша явила сонм новомучеников!
Почти тысячу умученных за Христа в советские гонения сразу прославил Архиерейский собор 2000 года, а потом их количество
увеличилось почти вдвое и все еще прирастает… И прославлены новомученики и исповедники Церкви Русской целым сонмом:
явленные и неявленные, но ведомые Богу.

По их святым молитвам в России вновь стали открываться храмы и монастыри. Жизнь народная входит уже в свое
единое спасительное русло – и это отрадно.

Все они, угодники Божии, показали нам образ благочестия, чистоты, нравственности.
Поэтому каждый из них – пример для нашего им подражания. Как апостол Павел говорит:
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и,
взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

УСПЕТЬ ПОКАЯТЬСЯ

Новомученики выдержали экзамен верности Богу в нечеловеческих условиях.
А те, кто не выдержал испытаний в те страшные годы, кто поддался инфернальным веяниям времени
и участвовал в разрушении храмов, глумился, убивал, хулил Бога, навлекли на себя и свое потомство проклятие.

Правда, некоторые успевали все-таки покаяться…

Есть такой рассказ: коммунисты-богоборцы, закрывая храм, решили в первую очередь снять крест с купола…
Но никто не решался. Вдруг кто-то вызвался из толпы. Быстренько взобрался на купол, уже спилил крест
и хотел было его сбросить – да сам полетел вниз, едва сумев схватиться за какую-то травинку на крыше храма…
Висит и не падает… Вызвали пожарную вышку, чтобы его снять оттуда. А он болтается там между небом и землей
и понимает, что это чудо! Согласно физическим законам этот стебелек его не удержал бы…
Внизу все тоже смотрят и изумляются:
– Бог его спас!
Человек этот раскаялся, пришел в церковь и на исповеди рассказал:
– Вот такой грех я дерзнул совершить… А Господь меня помиловал!
Всякими путями Всемилостивый Бог людей спасает. Надо только каяться, исповедоваться.
Сейчас приходят в храм уже даже третьи-четвертые поколения тех, чьи деды-прадеды некогда кощунствовали.
В большом требнике есть специальные молитовки, чтобы снять проклятие с целого рода.
Иначе люди страдают и не понимают, почему…

ПОКАЯНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНЫМ

Одно время ко мне из Нижнего Новгорода ездила семья: мать Агния, а у нее два брата были, и оба бесноватые.
Но сами по себе, по характеру, это очень хорошие люди были. Особенно страдал от одержимости младший брат Алеша.
Он и пил беспробудно, и под машину попадал, и в драке его ножом как-то порезали – это бес его всюду науськивал и бросал.
И вот мать Агния приезжала к нам в Пюхтицкий монастырь, где я тогда был духовником, и рассказывала, как она за него переживает.
– Батюшка,– так жалобно спросит,– как же мне ему помочь?
А у меня был знакомый отец Феодосий – он прожил, кстати, 120 лет. Подвизался на севере.
В свое время он, как, можно сказать, и все верующие, был приговорен к расстрелу.
Да только у палачей просто руки не поднялись: они как увидели его, это уже тогда был точно ангел Божий!
Да еще как поговорили с ним: «Какая же,– думают,– на нем вина может быть?! Нет на нем никакой вины!»
Так и написали ему квиток: приговор приведен в исполнение.

Один из НКВД-шников взял его к себе домой, и отец Феодосий жил у него на даче, трудился.
Дожил так до нашего времени, а это уже 1990-е годы были. Мы с ним вели переписку.
У нас была связным такая Марья Григорьевна. Она ездила к нему. Каждый раз вернется и свидетельствует:
– Да он святой! Прозорливый!
С ней мы передавали записочки отцу Феодосию, о ком помолиться. А однажды туда имя Алексея вписали…
С него тут же, как с гуся, всякая нечистота сошла.
– Что же я делал?! Не понимаю! – вдруг сказал тогда он, явно вернувшись в разум.
Но вся эта грязь еще больше перешла на другого брата – Костю.
Тогда уже он стал особенно страдать от всех этих бесовских козней, сильно его крутило…
– Что же делать? – передали мы вопрос отцу Феодосию.
И он открыл:
– Виноват во всем этом ваш папа.
– А в чем он виноват? – спрашивают.
– После Отечественной войны он шел из Арзамаса к себе домой. Дорогой нашел большую сумму денег.
А потерял их человек, который от безысходности корову-кормилицу продал! Он очень долго потом искал,
где обронил эти деньги. Там какая-то уж очень острая жизненная ситуация была…
И он потом долго проклинал того, по чьей вине этих денег лишился. Нечестно отец поступил, утаив находку.
Потом, когда уже отец покаялся, вспомнив, что действительно такое было, он всячески пытался и спустя годы
загладить свой грех. Помогал храмам. Потому что грех стяжания, неправедного присвоения, тогда только прощается,
когда человек возвращает все обратно в полной мере.
А если украл да обидел кого чем, то Закхей, принятый и похваленный Господом, и вовсе, как сказано, «вчетверо воздал» (см. Лк. 19, 8).
Сколько где украли – столько туда и надо вернуть, а по усердию и больше.
Только после этого покаяние при открытии всего на исповеди станет действительным.
А если человек просто сказал на исповеди, что украл, но ничего не вернул, его грех остается на нем.
Вот и в рассказанном случае только после деятельного покаяния, когда отец все осознал, исповедовал
и исправил, его семья стала исцеляться, дела поправились.

Очень много таких историй мне за свою жизнь слышать приходилось.

НЕ ПРОКЛИНАЙТЕ!

Страшный грех – грех проклятия. Бывает, родители проклинают детей, или жена мужа, или соседи соседей…
Не ведают они, что проклятие может расстроить всю жизнь человека, как сказано в Писании: «проклят ты в делах твоих» (Быт. 3, 17),
и передается из рода в род. Есть проклятые роды, которые из поколения в поколение преследуют несчастья и беды.
От страшного греха проклятия разрешают особым чином, причем на нем должны присутствовать оба: и тот, кто проклял,
и тот, кого прокляли. «Молитвы о клятвах» читаются и над людьми, которые давали обеты, но не исполнили их,
а также в тех случаях, когда человек сам себя проклинал. Например, говорил: «Я работаю как проклятый»;
«жизнь моя проклятая»; «проклятый я человек».

Я сказал это для того, чтобы напомнить, как осторожно нужно относиться к своим делам, словам и помышлениям.
Все оказывает влияние на то, как складываются наши судьбы и судьбы наших детей. Ведь судьба – от слова суд, суд Божий.
Уже в нашей земной жизни совершается предварительный суд Божий над всеми нами».

***

В тех семьях, где родители не венчаны, враг особенно сильно воюет, разоряя заповедь о почитании родителей (см. Исх. 20, 12),
а их в свою очередь подстрекает далее на проклятия детей…

Известен случай, который произошел в Архангельской области, на севере. Мальчик лет тринадцати с дедом, как правило,
пас стадо коров. Чем-то он в то утро досадил матери, и она прокляла его:
– Будь ты проклят за то, что не слушаешься.
Он как всегда пошел на пастбище, дед куда-то отлучился, а к мальчишке приступил демон и говорит:
– Мать сегодня отдала тебя мне. Отныне ты – мой! И я буду поступать с тобой так, как мне надлежит.
Снял с него крест и взял к себе в команду, к бесам: чего они там только не вытворяли…
А отрок был найден якобы мертвым, для видимости вместо него бесы подсунули деревянную шпалу с его портретом,
и такое наваждение на всех навели, что всем казалось, будто в гробу этот отрок.
Стали всей деревней его хоронить, да только лошадям везти эту шпалу было тяжко.
Явился он потом своей матери во сне:
– Мама, я жив. Так как ты изрекла на меня проклятие, я теперь не свой… Но я жив. Ты должна за меня молиться.
Она обратилась к священнику, и они стали молиться. Тогда сын периодами уже являлся, но в нечистых местах: в бане и т. д.
Прошел год или полтора, когда грех она отмолила, демон выкинул сына на то же место, откуда взял:
– Я теперь не имею права тебя держать у себя!
Проклятый вернулся к своим родным и рассказал, какими грязными делами они занимались и как это страшно:
где-то они дом подожгли, в другом месте еще зло такое, что и пересказывать не хочется, учинили…
Надо быть очень острожными в отношении гнилых слов, а тем более проклятий.

ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ

После насаждаемого десятилетиями госатеизма сложно было сразу ввести преподавание в школах Закона Божия.
Но все-таки ради детей надо было постараться! В Грузии, знаю, ввели в свое время Закон Божий в школах,
и преступности у них стало меньше, и с нравственностью куда как лучше дело обстоять стало.
В храмы около 60% грузин каждое воскресенье ходит. А у нас сколько процентов из тех, кто даже называет себя «православными»?

«Куй железо пока горячо». На исходе советской власти души людские устали от той идеологии, которую им подсовывали вместо веры…
Начали бы тогда, хотя бы в 1990-е годы, Закон Божий в школах преподавать,– так бы и через детей родители познали Истину
и почувствовали, как им самим от этого хорошо…

Тогда еще люди чище были, страх Божий при советской власти уже потеряли, но развратили их
уже последние десятилетия вседозволенности, тогда уже и вовсе по своим прихотям жить стали.
Вся эта либеральная пропаганда еще больше отдалила потерявших веру от богоустановленных норм жизни.
Сейчас уже очень трудно людей ко спасению направить.

Человек наделен свободной волей, но одно дело, когда с детства тебе прививают вкус ко всему здоровому и спасительному,
а другое — когда сызмальства травят и развращают. Такому человеку потом очень трудно себя восстановить.

Помните, когда ввели «сухой закон» – запретили водку продавать. Но люди настолько уже привыкли к выпивке,
что не могли уже дальше без этой вонючей водички жить. Причем когда была свободная продажа, они брали себе
одну бутылочку, и им было достаточно. А когда запретили, то стали ящиками закупать…
Приволокут ящик, и на месяц, а то на неделю хватало.

Так же и при отмене советской идеологии: не обретя еще истинной веры, люди пустились во все тяжкие:
экстрасенсы, гороскопы, секты… Такое засилье бесовщины началось! Почему не поторопились с введением Закона Божия в школах?
Скольких бы людей спасти удалось! А сейчас аборты да аборты – смерти детей, а с этими бедными женщинами что будет?
Чего ждать земле, залитой кровью младенцев? Есть грехи, которые смываются только кровью.
Все те несчастья и нестроения, которые еще грядут, только с Божией помощью преодолеть можно.

ЧЕГО ЖДЕТ ОТ НАС ГОСПОДЬ

Но все-таки Россия не потеряет свое значение в мировом масштабе. Потому что Запад уже давно весь развращен.
А Россия была святой, святой она и останется. Все те пороки, которые насаждались нашему народу с Запада,
будут нашим народом осознаны. Люди в них покаются. По-настоящему покаются!
Потому что нас хранит Бог для того, чтобы мы хранили истину Православия!
Достаточно изучить учение Святой Церкви! Да ты лишь заинтересуйся основами православного вероучения
– и Бог сразу же пойдет тебе навстречу! Только призови — и придет на помощь!
«Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18).
Господь и Сам еще призовет наш народ к покаянию. Мы не падаем духом.
Христос восстановит во всей чистоте и славе нашу Святую Русь. Только устроит все Своим путем. Каким?
Некоторым святым старцам это открыто. А для всех это станет явно тогда, когда сами уже всё своими собственными глазами увидите…
Сейчас уже многие процессы подспудно происходят. Я встречался с такими старцами, которые говорили, что дальше будет.
И это вполне согласно с тем, о чем и раньше нас в лике святых ныне уже даже прославленные отцы предупреждали.

***

О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

Земля должна рождать святых до скончания века. Но, если земля не будет рождать, то Бог, уже в конце, будет посылать с Неба. Придут пророки Илия, Енох, многие из монастырей, которые под землю ушли. Даже из храма святой Софии, что в Константинополе (Стамбуле). Когда мусульмане вошли в Собор, тогда совершалось Богослужение, и пелась Херувимская. Они на коне въехали, и в это время священник, совершив Вход, Царские врата были закрыты, был взят в духовный мир. И сейчас находится там. Но в конце мира всего все христиане при антихристе соберутся в Софии и закончат эту службу, и причастятся Святых Таин Христовых и тогда будет конец. Таинство Святой Евхаристии будет совершаться всегда, до скончания века, а раз Таинство будут совершаться, как говорит свт. Филарет, то и найдутся достойные совершители этого Таинства.
Раз Таинства будут совершаться, то и священнослужители будут, пастыри будут. Нам неизвестно, но если святитель Игнатий Брянчининов писал об оскудении, то это надо понимать в общем – оно идет, оно есть. И мы сейчас видим, как живет наша молодежь, как развиваются пороки: пьянство, наркомания, и все это превращается в Содом и Гоморру.
Но Господь все терпит за счет мучеников, которых в нашей России много, пострадали. И если нечестие увеличивается, всякие казино и другое, то и благодать Божия увеличивается за счет того, что много построено храмов. И какие бы ни были монастыри, в них совершается Божественная Литургия. А если Литургия совершается, то все вокруг освящается: и место это, и все вокруг. Это не голословно: в житии преподобного Петра Афонского рассказывается: когда он первым пришел на Афон, стал первым насельником Святой горы, то были там полчища бесов. Они его гнали, как могли. И он им сказал: Хорошо уйду, но как скажет Божия Матерь, она здесь Хозяйка. И они тут же разлетелись. И как только первая Литургия была совершена – их не было. Вот, что значит – Литургия! Пока Жертва Безкровная будет совершаться, приноситься, все их нечестие никакой силы не будет иметь. Поэтому такая «качка» сейчас идет – Божие – небожие. Божий Дух и не Божий дух. И когда мера весов пересилит, тогда Господь вступит со Своим правосудием, и уже будет Сам лечить людей.

СПЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ТВОРЕНИИ МИРА И ГРЕХОПАДЕНИИ

Спященное Писание объясняет, что Господь Бог сначала сотворил невидимый духовный мир. Бог сотворил все «добро зело» (Быт. 1, 31), все было зело добро у Бога, и цель творения была направлена на славу Творца. Человек был сотворен разумной душой, и по телу он принадлежит материальному миру, а по душе – невидимому духовному миру. Господь его сделал царем природы, которому все должно было подчиняться. И когда, мы знаем, святые очищаются, и приходят в меру возраста своего духовного, то эти звери уже их не кусают, они чувствуют своего хозяина. К преподобному Серафиму Саровскому медведь приходил. Или на арене, куда мучеников бросали львам, а они им ноги лизали, потому что они чувствовали своего хозяина. А когда человек утратил свой первообраз, вследствие своей греховности, то люди стали подобны зверям, и те стали на них нападать и уничтожать. Видимый мир, в котором мы живем или человеческий – это одна сотая часть духовного мира. Как святой Иоанн Златоуст объясняет, что Бог так возлюбил мир, что яко Сына Своего Единородного дал есть нам, да всяк верующий в Него не погибнет, но Им будет иметь жизнь вечную (Ин. 3, 16). То есть Господь Бог и Сын Бога пришел, чтобы спасти сотую погибшую овцу – эта сотая овца – человечество. А девяносто частей – это Ангельский мир. И средь Ангельского мира произошла война. Война произошла на Небе, где есть Ангельское чиноначалие. Мы знаем Архангелов – их девять; престол Святой Троицы окружают Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы – вот такая иерархия. Одним из предстоятелей престола был и Сатаниил, как Гавриил, Михаил, Уриил и все прочие Архангелы. Сатаниил после падения стал сатаной (с евр. – противник), его часть имени – иил – отпала, потому что он возгордился, позавидовал славе Сына Божия. Поэтому самый первый грех на Небе был – зависть.
Она проявилась в том, что когда Господь сверг сатану на покаяние, то он искусил первого человека, и Ева сказала, что Бог не повелел нам есть с этого Древа добра и зла, а сатана сказал, что, если вы вкусите, то «будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Вот сейчас мы и видим себя и добрыми, и лукавыми. «Будете как боги» – эта мысль его, змия, мысль лукавого. И эта мысль – быть богом – была еще там, на Небе. Он был свергнут Богом для того, чтобы покаяться, а он не покаялся, а позавидовал первым людям, искусил их, и они совершили грех, получили проклятие, а через проклятие – смерть. Смерть – это не Божие творение, это греховное последствие. Вот отсюда эта злая сила. Сатаниил был проклят: первый раз, когда захотел быть Бога Денницей («выше звезд Божиих вознесу престол мой» Ис.14, 13), второй – когда искусил первого человека, и Господь сказал ему, что он будет на чреве своем ходить, есть прах во все дни жизни своей (Быт. 3, 14). И когда будет Страшный Суд, Господь возьмет к себе, как обещал, праведных, а кому было проклятие, тем: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Ад и проклятие было уготовано диаволу, а не человеку. Диавол думал, что если он искусит человека, то займет вместо него здесь, на земле, первое место, потому что, вкусившие с запретного древа, умрут, и он будет господином. Его единственное стремление – быть богом на земле. Что потом воплотится в антихристе в конце мира: господство его над миром. Но Бог по своему милосердию продлил жизнь человека, разрушив планы сатаны. И дал обещание, что семя Жены сотрет главу змея. Родится от Девы Спаситель Христос, который избавит людей от греха смерти и проклятия. Ветхозаветный период человечества и наполнен предсказаниями о Спасителе Сыне Божием.
Ветхий Завет есть план искупления Христом человечества, и через пророков этот план предсказан: от Девы родится, когда родится, где родится, какая будет деятельность Христа Спасителя, как и чем она окончится. Поэтому, когда Он взял Богоизбранный народ еврейский, то говорил Апостолам, что все должно совершиться, что писали пророки. Нам сейчас в храме читают Евангелие, и мы знаем, что должно совершится, что будет. Так же и еврейский народ тогда, в ветхозаветное время, ходил в синагоги и знал все о Христе, о своем Мессии, им все было о Христе открыто, но поскольку было вавилонское пленение, оно изменило их понятие о Мессии, потому что, как маленькие народы, они думали: Придет такой царь земной, начальник, пантократор (греч. – вседержитель), который избавит их от политического ига римлян. Иоанн Богослов говорит: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).
Даже Апостолы спрашивали Христа, когда он будет восстанавливать Царство Божие здесь, на земле. А Он им отвечал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поняли те, кто жил чистой духовной жизнью, им было открыто. А те, кто не понял, они совершили злодеяние, сердце их было наполнено злобой, и Он им сказал, что хотел собрать детей своих, как птица собирает птенцов в гнезде, но «вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 37–38). Вы будете рассеяны по всему лице земли, как песок морской. Но Апостол Павел говорит, что Израиль – это остаток, а если корень свят, то и остаток свят. Остаток Израиля спасется. Это было попущено Господом для возбуждения ревности. И не нужно осуждать иудеев, у нас нет права их осуждать, потому что они осуждены Самим Богом на рассеяние. Они придут в себя. Сказано апостолом Павлом, когда определенное число язычников войдет в Царство Небесное, и займет место падших ангелов, которых одна третья часть, потом Господь обратиться к иудеям, и весь Израиль спасется, приняв покаяние. И еще Апостол говорит, что если Бог природных ветвей не пощадил, то пощадит ли вас, если вы будете вести себя недостойно. Мы же, как дикая ветвь. Так пощадит ли нас? Все совершается по Промыслу Божьему (Рим. 11, 16–25).

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

По-православному, наш Промысл основывается на предведении: Бог как Всеведущий предвидит, кто, как будет пользоваться своей свободной волей. На добро и на зло. И «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). У католиков рок судьбы, что тебе назначено – то и кончено. Назначено тебе – Бог тебя спасет без добровольной твоей собственной воли. А не назначено – не спасет. У нас Бог спасать без нашего желания не будет, без нашего участия. Бог нас спас на кресте без нашего участия, а чтобы спасаться лично, то только по собственной воле, соединяя ее с волей Божией.

О ВОЛЕ БОЖИЕЙ

Она выражена в исполнении заповедей Божиих, в Святом Писании. И, конечно, через священников, через Церковь Христову. Спрашивайте, и своим чадам Церковь поможет. Она должна нас спасти.
Но мы принимаем жизненно важные решения: учиться, жениться, замуж, работа, рождение детей… как здесь увидеть волю Божию, в этих судьбоносных решениях нашей жизни? Как увидеть Промысл Бога лично о тебе? Мы же живем сейчас только по своему хотению, Бог не участвует в нашей жизни.
Это серьезные вопросы, особенно заключение брака. И чтобы не ошибиться, я всегда придерживаюсь правила: посмотреть внимательно, порассуждать. Например, кто-то хочет быть священником, кто-то избирает монашеский путь… Я не спешу с ответом, и говорю, чтобы молились. А другое правило, как у врача, чтобы поставить диагноз, надо рентген пройти, справки всякие. Наш рентген это и есть наши преподобные отцы. Я всегда был с ними в дружбе, и пользовался их советами, и посылал своих чад или к отцу Николаю (Гурьянову), или к отцу Иоанну (Крестьянкину), к отцу Тавриону, застал я еще и отца Кукшу, отправлял к нему, если были какие-то глобальные вопросы. Я смотрел кандидатуру в священника и видел, есть ли на нем благословение Божие. И говорил: «Вот тебе не от меня благословение, а от святого человека. И если какие случаи случатся в твоей жизни, чтобы не возвращаться вспять, искушения будут беспокоить, ты знаешь, что это благословение Божие. И ты твердо должен знать, что это твой путь». И в браке также. Я еще в Семинарии замечал: те студенты, которые заботились и учились «едино на потребу», когда на первое место ставили духовное делание – «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), и ни о чем не думали другом, и когда период учения кончался, решался вопрос монашества или брака, то обязательно Господь посылал хорошую девушку, если семинарист собирался рукополагаться во священника на приход.
Вот и архимандрит Никита* мне рассказывал, отец Никита в Пещерах лежит, он еще духовный сын отца Иоанна Кронштадтского: «Не хотел жениться, и пальцы были больные, и нога. Думаю, закончу учебу и посвящу себя Церкви, и буду служить. Никаких других мыслей не было. А когда пошел к Оптинскому старцу за советом, тот сказал, что тебе, друг, сначала нужно жениться, а потом рукополагаться. А в конце своего времени будешь и ты монахом. А я ни с кем не дружил, как же мне жену найти? И тогда, где жил обратился за помощью к монашечке, она привела меня к старой деве, что она скажет. И жду, чего она скажет. А монашечка ее спрашивает: Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет.А она первым делом спросила:
– Как его звать?
– Петр.
– Петр? Я согласна.
– А почему согласна? Может, он тебе не понравится, может он кривой, может косой?
А ей, оказывается, старец когда-то сказал: «Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Будешь матушкой, а батюшку твоего будут звать Петр». Все и совпало один к одному. Они и жили, двое деток было, дети в Великую Отечественную войну потерялись, остались они вдвоем, вместе в ссылке были, вместе вернулись, обет монашеский исполняли. Она закончила свой земной путь в монашестве Варварой, а он приехал в Печеры, митрофорный протоиерей Петр, а потом стал отцом Никитой, доживал в храмике. Мы с ним дружили, и он мне много рассказывал.
* Старец Архимандрит Никита (Чесноков; 1883–1963).
Однажды отец Никита пошел совершать панихидку, это было его любимое послушание, в Пещерах, там, где матушка Васса, св. Иона покоятся. Там клетчатая дверочка, он вошел в епитрахили с кадильцем, только через порожек, а впереди на стене изображение Печерских святых, большая икона. Вдруг они ожили, и в облаке голубом идут навстречу отцу Никите. Он оторопел, замер, потом он им поклонился, а они ему, и вошли обратно, в стену, в духовный мир. Он пошел, панихидку послужил, никому не говорил. И только потом отцу Алипию рассказал, а тот, когда отец Никита был во гробе, рассказал нам. Суть же видения в том, что его ожидал крест. Когда человека ожидает какой-то крест, терпение, тогда Господь его благодарствует заранее – укрепляет. Вот Серафиму Саровскому Божия Матерь двенадцать раз являлась – вот как хорошо? А это на подвиги нечеловеческие, которые только живой верой можно вынести то, что он вынес. Так и Никита. У него был Афонский Устав: он после Литургии выметал мусор в кельях и выносил его за корпус, а рядом был мостик, и однажды он пошел высыпать мусор, и поскользнулся о бревнышко мостика, упал вниз, метра два с лишним. Сломал ребра, еще что-то. Вот и видение ему было. Господь промышляет о каждом индивидуально. Для того, чтобы правильно устроить свою жизнь, надо к этому серьезно относиться, обдумывать критически важные решения. Особенно брак.
Но есть и другой способ. Когда девушка молится специальной молитвой, она есть в молитвослове, молится, молится, чтобы Господь ей устроил жениха, послал ей хорошего супруга.

***

В Прощеное воскресенье епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил уставное богослужение в Ильинском соборе
1 Марта 2020

Вечером, 1 марта 2020 года, Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский, совершил вечерню с чином прощения в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россоши.

Архиерейское богослужение в Неделю сыропустную
1 Марта 2020

1 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, память священномученика Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Свято-Ильинском соборе г. Россош…

Праздник Масленицы на приходе Сретенского воинского храма Острогожска
1 Марта 2020

1 марта, в Прощёное воскресенье, по благословению настоятеля Сретенского воинского храма Острогожска протоиерея Валерия Желнина для воспитанников воскресного приходского кружка «Ковчег спасения…

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6: 14)
1 Марта 2020

1 марта, в Прощеное воскресенье, в храме великомученицы Параскевы, прозванной Пятницей, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин отслужил Божественную литургию.

Архиерейское богослужение в Воскресенском монастыре
29 Февраля 2020

29 февраля, в день памяти всех преподобных отцев в подвиге просиявших, Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божественную литургию в Спиридоновском храме Воскре…

Встреча в преддверии Великого поста
28 Февраля 2020

28 февраля, в острогожском Духовно-просветительском центре во имя святителя Тихона Задонского состоялась встреча молодёжи благочиния.

На встрече молодежь со священнослужителем гов…

Глава Россошанской епархии возглавил заседание Епархиального совета
28 Февраля 2020

28 февраля 2020 года, епископ Россошанский и Острогожский Андрей возглавил очередное заседание Епархиального совета.

В работе собрания приняли участие члены епархиального суда, чл…

70 лет со дня преставления свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского

Архимандрит Гермоген (Еремеев): Творчество и духовная жизнь

№17 (866) / 1 мая ‘16

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Светлое Христово Воскресение

Беседы с батюшкой

Иеромонах Аркадий (Логинов): О праздновании Пасхальной (Светлой) седмицы

Зрители нашего телеканала хорошо знают и любят и Вас, и Ваш голос, так как Вы часто участвуете в транслируемых здесь концертах. В прошлом году Вы отметили 25-летие священнического служения, а в этом году 5 марта отметили свое 50-летие.

– В мае прошлого года я еще отметил 30-летие творческой деятельности.

Предлагаю поговорить о творческом пути и о том, как он совмещается с духовной жизнью.

– Согласен. Но сначала я бы тоже хотел поздравить телеканал «Союз» с 11-летием, отмечавшимся 31 января, и поблагодарить всех его сотрудников. Благодаря этому каналу, в какую бы точку России я ни приехал с концертами, от Урала до Белгорода, меня везде знают. Конечно, приятно, когда тебя встречают как близкого человека.

Я помню, как телеканал начинал свою работу, как тяжело было отцу Димитрию все организовать – по всей России он собирал какие-то провода, датчики… Наконец все было готово, выделено эфирное время, набран штат. А сейчас мы видим, как канал расцвел, ведутся репортажи со всей России и даже всего мира, и передачи «Союза» можно увидеть в других странах. Спасибо всем вам за это огромное, особенно отцу Димитрию (Байбакову).

Будет ли в этом году праздничный концерт?

– Сложный вопрос. Прежде всего, это зависит от нашего финансового состояния и цены аренды зала. В прошлом году мы давали концерт во Дворце молодежи Екатеринбурга, где только за аренду зала нужно заплатить 300 тысяч рублей плюс стоимость аренды оборудования. Такие деньги где-то нужно взять, а сейчас благодетели не так активно откликаются, как раньше. Дай Бог здоровья тем, кто мне уже помогал! Но у нас есть маленький зал (на 100 мест) в построенном нами Духовно-просветительском центре; в этом зале регулярно идут концерты – симфонической музыки, народной музыки, «Русская балалайка». За этот зал не нужно платить, и там я просто спою для зрителей любимые ими песни и, может быть, новые.

Ничего точного сказать пока нельзя. Хотелось бы организовать концерт, но существует много препятствий и сложностей. Организовать сольный концерт сейчас очень непросто именно из-за финансовых вопросов.

На экране в нашей студии мы видим храм во имя Преподобного Серафима Саровского и Духовно-просветительский центр. Где можно найти информацию о жизни Вашего прихода?

– Сейчас я увидел этот храм, который построил со своими друзьями, и мне захотелось спеть маленькую фразу из духовного стиха: «А в нашем городе есть церковь новая, // Воздвигла Божий дом сума торговая, // Сума торговая». С миру по нитке мы собирали на строительство, но львиную долю средств выделил Таганский ряд, он же и опекал наш храм во время строительства. Многие приняли участие в этом строительстве. Пятнадцать лет жизни отдал ему! Я счастлив, что Господь допустил меня до такого дела, как храмоздание, сподобил потрудиться на этой ниве.

Рядом с большим Серафимо-Саровским храмом всего за 20 дней был построен Никольский храм, внутри храма Серафима Саровского – храм Казанско-Уральской иконы Божией Матери, он же крестильный, а на третьем этаже – собственно храм Серафима Саровского. Мечта моей жизни – дожить до старости, если Бог позволит, послужить в этом храме, и чтобы с пением «Волною морскою…» ирмосов Великой Субботы меня обнесли вокруг этого храма. Не такая большая мечта, но я бы хотел окончить свои дни в этом своем детище.

В 90-х годах Вы активно участвовали в возрождении храмов…

– Я участвовал в возрождении одного храма – Иоанно-Предтеченского кафедрального собора. Он был сделан собором из обычной кладбищенской церкви, и сложно описать, что творилось в те годы. Полная ограда, тысячи людей, которые не могли пройти даже на паперть… Попасть на Причастие было невероятно сложно… Постепенно у нас открылись храм на Елизавете, потом Всехсвятский храм на Михайловском кладбище. Сейчас в городе уже много храмов, а тогда было всего три.

В прошлом году в Екатеринбурге выступал Сергей Волчков – победитель прошлого сезона шоу «Голос» на Первом канале.

– Да, это мой друг!

Вы были на его концерте. Я видел запись, где Вы исполняете с ним песню «Месяц на небе».

– Я ему сказал так: Сережа, ты белорус, я русский, а споем украинскую песню! Это же наш народ. Сейчас идут политические дрязги. Надеемся, они пройдут. Украинский народ – умный народ, мудрый от природы. Мы – единый народ, просто политики разделили нас территориально. Лично у меня на Украине много друзей, к сожалению, с ними сейчас нет связи именно по политической причине. Но думаю, что все вернется на круги своя.

Вы, наверное, следите за проектом «Голос». В этом году победителем шоу стал иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Боровского Свято-Пафнутиевского монастыря Рождества Богородицы в Калужской области. Как Вы относитесь к его творчеству?

– Отец Фотий явил своим образом какую-то невероятную чистоту. Вокальные данные у него очень неплохие. Поначалу у меня были вопросы к его интонации, но он волновался, ведь он не работал раньше на сцене. Человека можно понять.

Я испытал радость оттого, что еще один мой духовный собрат тоже понял, что это не просто концертная деятельность, выступление на сцене какой-то звезды, не просто шоу, а продолжение проповеди. Ведь даже если священник в своем облачении ведет себя подобающе, достойно несет свой крест и сан, – это уже безмолвная проповедь. А здесь на многомиллионную аудиторию священник поет потрясающие песни – они ведь звучат совершенно по-другому. Посмотрите, как прекрасно он исполнил песню «Я обращаюсь с требованьем веры», звучавшую перед заключительным этапом конкурса! У меня мурашки по коже бежали. Его чистота, его образ притягивали. Дай Бог здоровья отцу Фотию – еще долго петь и радовать нас, может быть, выступать с духовным песнопениями или светскими песнями, несущими в себе любовь.

Я всегда говорю: мои концерты – это продолжение проповеди о любви к матери, к Отечеству. Эти темы звучат в моих песнях.

Многие с радостью восприняли весть о победе отца Фотия, но нашлись православные люди, которые несколько обозлились: дескать, «это не монашеское дело, монаху стало скучно в келье, и он решил воплотить свой творческий потенциал». В общем, его осуждали, несмотря на полученное им благословение. Приходилось ли Вам сталкиваться с такими вопросами?

– Один раз за все время был вопрос – какой-то женщине не понравилось, что я выхожу в подряснике, который выглядел как концертное платье. Но я специально делал подрясники, отличающиеся от богослужебной одежды. А вообще хочется вспомнить слова молитвы Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», потому что я абсолютно точно знаю: очень много людей пришло в храм через эти концерты. Люди, которые никогда не были в церкви, для которых это была другая планета, лично мне говорили: я пришел в храм после Вашего концерта, что мне делать дальше? Мы беседовали и в дальнейшем даже становились друзьями.

В интернете много грязи, правда? А ведь можно там найти и полезную информацию – жития святых, богослужебные указания, полезные советы. Смотря как вы будете к этому относиться и что искать. Если смотреть на сцену как на нечто, связанное только с шоу-бизнесом, деньгами, конечно, все будет восприниматься негативно. Но большинство людей смотрят с другой стороны. К сожалению, есть и люди, которые любят найти червоточинку, зацепиться: а почему это монаху не сидится в келье, в подземелье, он только там должен сидеть… Но это их личное мнение.

Меня благословлял петь на сцене лично Святейший Патриарх Алексий. В одной из бесед с ним я спел духовный стих. Патриарх спросил: «А Вы не пробовали петь это на сцене?» Я говорю: «Нет, но раньше пел». Он мне отвечает: «Надо попробовать». Так все и началось – я вышел не просто так, ни с того ни с сего, а с благословения самого Патриарха.

Людмила Георгиевна Зыкина… Насколько я знаю, Вас с ней связывала довольно долгая дружба. Зыкина в свое время была звездой мирового масштаба. Расскажите об этом общении.

– «Кремлевская певица», «голос России» – так ее называли. И она действительно такой была, ведь то время в Кремль брали самых лучших со всего Советского Союза. Зыкина была одной из лучших певиц своего времени. Она пела очень долго, около 60 лет.

Я тогда работал в военном ансамбле песни и пляски при ГСВГ (Группа советских войск в Германии), в ансамбле 20-й армии. Был 1990 год, 45-летие Победы. На концерте в Германии в честь этого дня был весь генералитет Советского Союза. Выступала там и Зыкина. Мне нужно было петь песню «Растет в Волгограде березка». Я отнекивался, мол, Людмила Георгиевна будет на концерте, мне при ней и звука не произнести. Отвечают: не надо как она – пойте как считаете нужным. Я начал петь, руки-ноги трясутся, смотрю – Зыкина в зале. По окончании концерта я спросил, где будет фуршет. Мне указали. По пути туда по коридору шла Зыкина – королева в окружении свиты! А свита была – генералитет в серых пиджаках, с золотыми расшивками, звезды с кулак… Она увидела меня издалека; я стоял, сжав в руках бумажку, чтобы взять у нее автограф. Она кричит мне: «Ты что мои песни воруешь?!». И улыбается во весь рот! Я стал просить у Людмилы Георгиевны автограф, а она мне на ухо: «Приезжай ко мне в ансамбль «Россия»» – и распорядилась дать мне ее визитку. Так у меня очутился телефон Зыкиной.

Но настоящая наша дружба началась намного позже. Я ведь так и не решился тогда приехать в ансамбль, потому что у меня были другие планы. Сразу после Германии, осенью 1990 года, архиепископом Мелхиседеком я был посвящен в сан диакона; идет уже 26-й год моего священнослужения. Но желание встретиться с Зыкиной было всегда. Наконец эта встреча состоялась, и она была незабываема. Наша дружба длилась очень долго, до самой смерти певицы. Мне довелось и закрыть ей глаза, и совершить кладбищенское погребение. Это была настоящая трагедия, скорбь. Но и радость была, ведь Зыкина осталась в памяти народа своими великими произведениями.

Поговорим о Вашей биографии. Вы из небольшого по сравнению с Екатеринбургом поселка в Свердловской области… Потом Вы переехали в Екатеринбург, пели в оперном театре. Часть жизни провели за границей…

– Не такого уж небольшого, там было около четырех тысяч жителей… Я приехал, как Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра». Я пел в Казанском соборе. Моя бабушка была певчей, пела в храме и водила туда меня. С ранних детских лет я был в храме. Первое, что помню, – образ Михаила Архангела, горящие свечи, звучание хора. Бабушка водила меня в храм на клирос, где я в возрасте 6–7 лет уже научился читать по-церковнославянски. Вовсю читал Шестопсалмие, а потом и выучил его наизусть, лишь иногда подглядывая. В юношеском возрасте я стал ездить в Казанский собор в Нижнем Тагиле.

Когда я поступал в музыкальное училище, возник конфликт: я пел в храме, и меня поставили перед выбором – или петь на сцене, как артист, или в храме. Я ответил: выбора никакого нет, буду петь в храме. Из музыкального училища я ушел в КИПиА (контрольно-измерительные приборы и автоматика), но это было совсем не мое, чистая формальность, так как нужно было хоть куда-то пристроиться. А Вячеслав Дмитриевич Привознов, который был педагогом в музыкальном училище Нижнего Тагила, тоже, как говорят, тайком пел в Казанском соборе. Он мне сказал: «Слушай, что ты талант свой губишь? Поезжай в оперный театр!». Я отвечаю: «Кто меня туда возьмет без образования?». Он мне: «Поезжай, возьмут».

Так и получилось. Я приехал с двумя чемоданами, в шляпе, этакий франт, и говорю, мол, приехал устраиваться на работу. А в Советском Союзе, да и сейчас в России, всегда так – вахтерши везде главные. «А кем хотите устроиться?», – спрашивает одна из них. Отвечаю: «Хочу петь». Тогда она пригласила хормейстера Валерия Анатольевича Копанева, и меня не только приняли, но и сразу дали гостиницу. Сейчас в этом здании ничего нет, а раньше были магазин «Океан», гостиница «Юбилейная». У меня был отдельный номер с душем, ванной, туалетом, телефоном, до оперного театра – две минуты. Счастью моему не было предела.

Пел я там с удовольствием, было много интересных встреч. Я исполнял маленькие сольные партии, пел в «Паяцах», «Борисе Годунове» и многих других спектаклях. По сути, я был солистом хора. А в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, мы поехали на гастроли в Пензу. Там я пошел в храм на этот праздник, и случился конфликт. Я должен был петь на спектакле в опере, а пел в храме. За это мне объявили выговор. Хотя я оставил своего партнера по спектаклю, он спел за меня, но мое отсутствие обнаружили, потому что руководство театра в этот момент тоже было в храме! А время было такое – переломный период еще не наступил, и к тем, кто пел в церкви, в театрах многие относились с презрением, а руководство просто это порицало. В условиях атеистической пропаганды это было естественно.

Я обиделся, написал заявление и уехал в Германию. Там меня приняли в ансамбль песни и пляски, где я был ведущим солистом. Но я прервал контракт – он был на четыре года, а я отработал только два. Написал заявление. Так хотелось в Россию! Приехал, рассказал все Владыке Мелхиседеку, а он мне: «Ну так что, тогда будем тебя рукополагать на следующей неделе!». У меня новый удар. Я только захотел, а тут сразу рукополагать! Подрясника нет, ткани на него в магазине нет. Швея Раиса сшила мне серенький подрясник, и в нашем Ивановском соборе меня рукоположили. Так и началось мое служение.

Служение было интересным, ведь и времена были интересные. Тогда Ганина Яма была еще не разведана. Мы с протодиаконом Игорем были участниками ее открытия.

В деревне Коптяки мы ходили от дома к дому, расспрашивая, слышал ли кто-нибудь, где сжигали царские останки. Никто ничего не знал, а одна бабушка ответила: «Вы что, да вам никто ничего про это не скажет! Но есть один дедушка. Когда он был мальчиком, его по лесу красноармейцы гоняли». – «Где же он живет?» – «Вон, наискосок. Только он плохо слышит». Мы постучали в ворота, и этот дедуся, оказавшийся очень шустрым, согласился нас проводить.

Потом мы все это рассказывали Владыке Мелхиседеку, и он загорелся идеей пойти туда крестным ходом. С тех пор, с 1991-го года, и сложилась традиция идти крестным ходом с Семи Ключей (городская остановка) на Ганину Яму. Так что Господь сподобил меня быть участником этого исторического события.

В СМИ иногда всплывают новости о так называемых екатеринбургских останках, о месте под названием Поросенков Лог. Что Вы могли бы сказать, как свидетель тех событий?

– Я скажу так. Какие-то новые открытия возможны. Почему нет? Но место Ганина Яма – историческое, и с тех пор как Царская Семья канонизирована, это место паломническое, святое. Следователь Соколов писал, что там земля на пядь была пропитана жиром человеческих тел! Там происходило терзание. Это, бесспорно, святое место. Но если произойдет так, что дальнейшая судьба этих останков изменится, я признаю все. На данный момент Церковь признала Ганину Яму. Я – верный слуга Церкви Божией и признаю то, что признает она. Если Церковь во главе с Патриархом признает «екатеринбургские останки», ничего страшного не будет. Но то, что Ганина Яма, – это святое место, абсолютно точно. Но все-таки подсознательно мне кажется, что-то здесь не совсем так. Не буду говорить о своих предположениях, но старичок, водивший нас тогда, говорил, что красноармейцы все там оцепили и три или четыре дня жгли костры. Что можно жечь четыре дня? Вот в чем вопрос. Если бы они решили захоронить их в другом месте, хватило бы двух дней. Но три-четыре? Так что я не знаю.

Вы были свидетелем молебнов, проходивших на месте уничтожения Царской Семьи, – там, где теперь построен Храм-на-Крови.

– Да, какие благодатные были молебны! Толя Верховский построил там часовенку с куполом, и в дождь мы туда помещались. Молебны были регулярно, и я, будучи диаконом, с удовольствием в них участвовал – то с одним, то с другим священником. По этому поводу я даже написал поэму:

Дом особого назначения,
Превращенный
когда-то в хлам,
Здесь, на месте
убийства царского,
Покаянный воздвигнут храм.
И для каждого
сердца русского
Он имеет большое значение.
Храм великой скорби
и памяти,
Храм особого назначения.

Эти стихи я написал ночью, а утром на освящении нижнего престола уже читал их.

Стоит отметить, что ежегодно в Царские дни телеканал «Союз» старается осуществлять трансляцию, и каждый год зрители звонят и спрашивают, что это за стихотворение. Вы, как житель Екатеринбурга, поборолись за то, чтобы городу было возвращено имя святой Екатерины. Ранее он носил имя Якова Свердлова.

– Владыка Мелхиседек вдохновил меня к этому. Я написал две статьи. Одна называлась «Прости нас, святая Екатерина», а вторая – «День святой Екатерины». У меня это от природы – могу собрать, организовать, мобилизовать людей, раздать листовки. На площади имени 1905 года нужно было собрать митинг, посвященный переименованию города. Мы собрали около десяти тысяч человек. До этого Николай Гончаренко, депутат городской Думы, на заседании воспользовался моими статьями, чтобы указать на отношение Церкви к этому вопросу.

Город был назван в честь святой великомученицы Екатерины, и свидетельством тому был храм в ее честь. Конечно, имя царицы Екатерины сыграло свою роль, но в какой-то степени гипотетически, – ведь храм был построен и освящен (а значит, и город) в честь великомученицы. Петербург ведь тоже построен в честь святого Петра, но и имя Петра I сыграло свою роль. Когда Владыка Мелхиседек сказал: «Так не хотелось бы жить в городе с этим поганым именем убийцы Свердлова, у которого руки по локоть в крови!», это меня тоже вдохновило, и я стал одним из инициаторов борьбы за смену имени. Нас было много. Мы так боролись, чтобы городу вернули название в честь святой Екатерины, что сейчас, когда название его сокращают до «Ебург», это так неприятно! Думаю: если бы вы были у истоков этого сложного процесса, наверное, так не называли бы свой город! Я его всегда называю полным именем – Екатеринбург.

В Вашей жизни было много решающих событий, людей – что Вы считаете для себя наиболее важным?

– Самым важным событием я считаю то, что моя мама оказалась моей мамой. У меня чудная мамуля, и самое большое мое счастье – когда она со мной рядом и когда я служу в своем храме. Нет большего счастья на земле! Концерты – это второстепенное дело, но счастье быть с моей мамочкой, с любимыми сестрами Любой и Алей, племянниками, близкими, родственниками – это самое большое счастье.

Расшифровка:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Священническая хиротония: 1994
День Ангела: 21 мая (прославление свт. Гермогена, Патриарха Московского)
Юрисдикция: Русская Православная Церковь

Архимандрит Гермоген (Еремеев) родился в России, а именно в п. Черноисточинск Свердловской обл. С детства посещал Петро-Павловскую церковь. С ранних лет знал на память Шестопсамие. С тех времен полюбил пение.

После школы поступиЕл в Нижнетагильское музыкальное училище. Там же пел на клиросе Казанского собора. В 1984 был принят на роботу в Свердловский оперный театр, где проработал 5 лет. Одновременно пел в церкви Иоанна Предтечи. Затем уехал в Германию, где работал в военном ансамбле. На Немецкой земле посещал Александро-Невский храм в Потсдаме.

В 1990 принял дьяконский сан, в 1994 – монашество и сан священника. Учился в Московской семинарии.

Был старшим священником строящегося Иоанно-Предтеченского собора Екатеринбурга. Затем назначен настоятелем разрушенного Крестовоздвиженского храма Екатеринбурга, который пришлось восстанавливать. Некоторое время был клириком Ульяновской епархии, где исполнял послушание ключаря кафедрального собора иконы «Неопалимая Купина». Возвратившись в Екатеринбург, снова назначен старшим священником кафедрального собора. Несколько лет служил на новом приходе во имя Стефана Великопермского.

Указом правящего архиерея был назначен руководителем отдела милосердия Екатеринбургской епархии, клириком Иоанно-Предтеченского собора и настоятелем нового прихода в честь преподобного Серафима Саровского. В 2001 был заложен первый камень на месте Серафимовской церкви. С 2006 года курировал строительство церкви Иоанна Воина в г. Березовский.

При храме организовал сестричество милосердия в честь преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, школу в честь святого Царевича Алексия и молодежный отдел.

В 2010 возведен в сан архимандрита. В 2012 назначен благочинным Березовского округа. Является духовником областного управления ГИБДД.

Отец Гермоген известный вокалист и автор стихов. Ученик и друг народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. В 2015 дал в Екатеринбурге юбилейный концерт в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.