Архимандрит модест старочеркасск

Архимандрит Модест (Потапов) (1926 — 2002 гг.). Часть 2.

Имя отца Модеста стало известно далеко за пределами Новочеркасска и Ростовской епархии.
Многие верующие люди привозили на «вычитки» своих больных родственников, и Господь совершал по его молитвам чудеса, там, где медицина была бессильна.
В 1991 году отец Модест был направлен возрождать Иверский монастырь, поросший к тому времени бурьяном. (Монастырь был основан в 1903 году при въезде в Ростов-на-Дону.)

В декабре 1992 года отошёл в вечность схиархимандрит Виталий. Перед смертью он передал многих своих духовных чад архимандриту Модесту. Передал ему и свою ризу, к которой отец Модест относился как к великой святыне.
В 1992 году архимандрит Модест был назначен духовником возрождающегося Свято-Иверского женского монастыря.
Как вспоминал отец Валентин, ныне духовник Свято-Иверского монастыря, «он был в первую очередь ревнитель молитвы и богослужения. В первую очередь – служба и молитва, а всё остальное – стройка, благоукрашение храма, устройство быта — приложатся вам… Он обладал великим даром слёз». Поэтому духовное окормление сестёр монастыря было его главной задачей, и с первых дней батюшка начал обучать их азбуке монашеской жизни. «Послушание выше поста и молитвы, – не раз повторял он сёстрам. – Что не по послушанию – пользы не принесёт». Учил быть внимательным в первую очередь к мелочам. Когда кто-то, мудрствуя, спросил у него о различных приёмах в молитве, батюшка сказал: «Молись как дитя. Вот как дитё лепечет перед своей матерью, так и вы перед Господом – в простоте сердца».

В 1994 году архимандрит Модест был назначен настоятелем Свято-Иверского монастыря и наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, который пришлось поднимать буквально из руин. Он был призван к настоятельству в монастыре в 68 лет. Молитвами старца в святой обители возродились и духовные традиции монашества.
Из воспоминаний духовных детей старца: «Батюшка — был очень милосердным, жалостливым. Лицо его было всегда озарено светлой радостью, он был большим молитвенником и духовным врачом для всех, кто к нему обращался».
За великую любовь к Богу и ближним, старец Модест удостоился Даров Святого Духа – прозорливости и исцеления. Однажды на вопрос друга юности, откуда он всё знает, старец признался: «Понимаешь, мне Господь открывает. Я когда молюсь, исчезают иконы, стены, и я всё вижу…»
Возрождение монастыря пришлось начинать практически с «нуля». Первый год братии приходилось зимовать в арендованном помещении, которое не отапливалось. На ночь залезали в спальные мешки, потому что пол, на котором они спали, к утру покрывался коркой льда. Батюшка плакал, когда говорил, что «очень уж нужно восстановить монастырь».
За два года очистили от мусора и привели в порядок храм Донской иконы Божией Матери. Заложили на монастырском дворе братский корпус.
Но не обошлось без искушений. Сначала в ростовской прессе печатались лживые статьи с призывами спасти «архитектурную жемчужину 18 века» от «чёрных воронов», потом приехал министр культуры, который, увидев строящийся корпус, пообещал, что сравняет всё с землёй. Отец Модест тогда спокойно ответил: «Если пришлёте бульдозеры, я лягу под них». Через год министра сняли с должности, он так и не сумел навредить монастырю.
Свято-Донской монастырь.

Святые ворота Свято-Донского монастыря.

Храм Донской иконы Божией Матери в Свято-Донском монастыре.

Однако монахов не оставили в покое. Как только они расчистили территорию монастыря от мусора, привели в порядок храм Донской иконы и начали в нём служить, в подворье монастыря стали устраивать шумные праздники с привлечением танцевальных народных коллективов.
В какой-то момент, от безысходности монахи решили уйти из Старочеркасска навсегда, молиться в таких условиях было невозможно. Глинские старцы к тому времени уже переселились в Небесные обители, посоветоваться с ними отец Модест уже не мог. Архимандрит Модест со слезами просил Господа о помощи. Через Никольского старца схиархимандрита Зосиму Господь вразумил своего избранника. Схиархимандрит Зосима сумел в это трудное время поддержать и приободрить всех: «Не сдавайтесь, не отступайте – будет у вас монастырь! Ещё власти сами вам всё отдадут и даже помогать будут». Старец пожертвовал отцу Модесту с братией древнее напрестольное Евангелие, которое до революции возлежало на престоле казачьего Воскресенского собора в Старочеркасске. Вернувшаяся святыня и пророчество старца вселили в сердца монахов надежду, они усилили молитву. Старец Зосима (Сокур), вспоминая о духовных беседах с отцом Модестом, говорил: «Мне общение с отцом Модестом Господь послал для утешения и укрепления!» Оба старца были прозорливы, но Господь для их смирения не всё открывал им, а только то, что Сам считал необходимым.
Через три месяца народные праздники прекратились. (Начались годы перестройки, средства на народные гуляния уже не выделяли.)
Наладилась размеренная монастырская жизнь. В монастырь приезжали страждущие со всей страны. Люди с легкостью выстаивали многочасовые монастырские службы, благодаря благодати, которая снисходила во время службы на подвижника и заполняла всю церковь. Верующие говорили, что общаться с батюшкой для них было счастьем, «он в свою душу впускал все их скорби», они от него уходили радостные и облегчённые.
Прихожанин Владимир вспоминал: » …Луч света выходил от него – и проходил насквозь, пронизывал с ног до головы. И сам он сиял, сиял неземным светом, радостью…» Этот свет исходил от самого старца, дети обращали внимание своих родителей на это словами: » Смотри – батюшка сияет!»
Прихожанка Тамара Кузьминична вспоминала: «Особенно поражало, когда он предстоял в алтаре и произносил молитву – и голос, казалось, летит в небо и сливается с небесами».
Верующие рассказывали, что отец Модест имел дар слёз, служил он всегда благоговейно. А когда становился на колени и со слезами молился, некоторые люди, видя плачущего о грехах людей старца, умилялись, другие сами начинали плакать. » Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5.4)
Раба Божия Мария вспоминала: » Его служба начиналась слезами и оканчивалась слезами – он такой был молитвенничек, сейчас таких нет!»
Вспоминает раба Божия Надежда: «Он настолько чужое горе близко к сердцу принимал! Вот читает, о заблудших, о болящих а слёзы у него ручьями льются, рыдает буквально, и все люди вокруг него плачут».

Любимой службой отца Модеста была панихида, раба Божия Елена говорила, что записки об упокоении батюшка всегда читал на коленях. А, вспоминая слова, которые старец часто повторял на проповедях о панихиде, говорила, что батюшка, обращаясь к верующим, говорил: «Вот вы приходите в храм, и все себе здоровья просите, а покойнички ждут ваших молитв. Людочки, в первую очередь покойничков вспомните, а потом уже и о себе подумайте».
После воскресных служб батюшка не успевал покушать и отдохнуть, потому что ждали страждущие, приехавшие на «отчитку» отовсюду.
Не любил батюшка праздновать свои дни рождения, но по случаю 75-летия сделал исключение. Четыре раза собирал он своих духовных чад, никого не забыл. Сам готовил свои любимые пирожки, пельмени и котлеты.
Перед Рождеством батюшка вместе с настоятельницей Иверского монастыря, матушкой Рахилью, навестил своего духовного сына отца Сергия, его батайскую паству, и благословил на строительство собора. Он предсказал, что прекрасный храм возведут за три года, добавив, что сам он не доживёт до этого радостного события, хотя хотел бы и сам послужить в нём. (За три года новый величественный храм в Батайске действительно построили, а батюшка уже отошёл в вечность.)
У невестки прихожанки Л. Свято-Троицкого храма города Батайска на последнем месяце беременности врачи обнаружили патологию плода: ручки и ножки недоразвиты. Внимательно выслушав настоятеля храма о. Сергия, старец обещал молиться. Через неделю старец позвонил и сообщил: «Отец Сергий! Передай Л., чтобы не переживала, все будет хорошо. Ребенок родится здоровым!». Это известие отец Сергий тут же сообщил своей прихожанке. И действительно – вскоре невестка Л. родила здоровую девочку.
Последние три года старец тяжело болел, незадолго до смерти он говорил духовным чадам: «Приходите ко мне на могилу. Если заслужу благодать у Господа, то буду помогать вам».
8 марта старец с инфарктом попал в больницу. 12 марта приступ повторился. Тогда же старец попросил, чтобы к нему приехала братия. Прощаясь со всеми, он у каждого попросил прошения. 14 марта 2002 года в 9 часов утра архимандрит Модест исповедался и причастился Святых Христовых Таин. «После причастия он благословил читать благодарственные молитвы, – вспоминает игумен Порфирий, – голос был очень тихий, дыхание редкое, но в руке у старца были чётки – духовный монашеский меч. Так, с чётками в руках и молитвой Иисусовой на устах и в сердце, он и почил в 11 часов 20 минут…»
Хоронили старца через два дня. Около четырёх тысяч человек заполнили монастырский двор. Было очень много казаков. (Отец Модест мечтал о возрождении казачества.) Могила была усыпана цветами.
И сейчас на могиле старца всегда живые цветы, верующие люди приезжают, как и прежде к старцу Модесту просят молитвенной помощи в различных нуждах.
Могила Архимандрита Модеста (Потапова).


Многие люди получают от Господа исцеления по молитвенному предстательству архимандрита Модеста. Приведём лишь несколько свидетельств:
Прихожанка М. П. рассказывала, что у неё обнаружили рак желудка, предложили операцию, перед этим велели попить неделю дорогое лекарство, на которое у неё не было денег. Женщина приехала на могилку любимого батюшки, плакала, просила: «Батюшка родной, помоги!» Через неделю пришла на повторные анализы, выяснилось, что операция уже не нужна.
У двухлетней девочки из Ростова был порок сердца, накануне операции родные сходили в церковь, по совету верующих съездили и на могилку отца Модеста, помолились о благополучном исходе операции. А когда позже в больнице сделали повторные анализы, оказалось, что девочка совершенно здорова.
Надежда Матвеевна (г. Шахты) рассказала: » Когда я стала болеть (а болело у меня буквально всё и голова, и ноги, и желудок ныл), поехала к нему на могилу, стою, вспоминаю дорогого батюшку, а слёзы сами из глаз катятся. Наревелась – пора уже и уезжать, поздно уже, а у меня ничего не болит! Уехала я от нашего батюшки здоровая… Вот всегда приезжаешь сюда. И чувствуешь себя – как дома! Такого чувства нигде больше нет…»
Людмила Ивановна М. » Только после смерти нашего батюшки – родного и всеми любимого – мы все поняли, что он был прозорливый и что ему Господь всё открывал, молитвеннику такому усердному. Сколько людей исцелилось от разных болезней, от пьянства и наркомании по батюшкиным молитвам…»
Господи, упокой душу архимандрита Модеста, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!
Очерк составлен по материалу книги:
«Архимандрит Модест. Человек, который умел любить». Составитель — В. Карагодин. Издательство «Свеча». 2008 год.

У книжной полки. Архимандрит Модест. Человек, который умел любить

«На берегу Азовского моря крепко вросла в землю белая хата, принесённая сюда ветрами истории где-то из-под вишнёвых садов Полтавщины. В её окошки врывался, как полноправный хозяин, шум прибоя, а с рассветом будил на утреннюю молитву крик чаек. Мишутка любил слушать море, любил слушать чаек — и чувством благоговения перед тайной бытия исполнялось его сердце: там — за скользящей гладью, прячется иной, неведомый мир. И его чистые голубые глаза зажигались жаждой познания мира невидимого. Смотрел Мишутка на мир Божий, а мир смотрел на него — с надеждой, предчувствуя, что этот голубоглазый мальчуган — будущий «наш светильничек» (как скажут о нём люди), к которому за живой водой веры будут идти, и стар и млад, со всех концов Матушки России. Эту детскую чистоту голубых своих глаз пронёс Мишутка через всю свою жизнь. Даже тогда, когда он был уже седовласым старцем, архимандритом Модестом». О нем рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Называется она «Архимандрит Модест. Человек, который умел любить».

***

Книга Владимира Карагодина «Человек, который умел любить» рассказывает об архимандрите Модесте (Потапове), наместнике Старочеркасского монастыря, особо почитаемом старце на юге России. Воспитанник и преемник великих Глинских старцев митрополита Зиновия (в схиме Серафима) и схиархимандрита Виталия, отец Модест был поставлен Промыслом Божиим как орудие возрождения монашеской жизни в краю казачьей славы. По благословению митрополита Зиновия он читал над болящими особые молитвы — на исцеление душевных и телесных недугов. И его дерзновенная молитва возвращала к жизни наркоманов, алкоголиков, онкобольных и одержимых нечистыми духами. Но самым главным чудом, которое перерождало души людей, была слёзная, пламенная молитва старца. Молитва — как встреча с живым Богом. Богом — имя которому Любовь. Об этом чуде Богообщения, самом большом чуде в человеческой жизни, и повествует эта книга.

Вся жизнь старца Модеста (в миру Михаила Потапова) удивительна. Несмотря на трудные годы богоборческой власти, при которой ему суждено было жить, с детских лет и до самой смерти хранил он верность Господу и огромную любовь ко всем. Родился будущий старец 20 ноября 1926 года, накануне праздника Архистратига Михаила, в честь которого его и нарекли. В первой главе книги автор-составитель рассказывает о том, какой боголюбивой была семья Михаила Потапова. «Простой крестьянский род Потаповых отличался необыкновенно высокой духовной культурой, — пишет автор. — Начинался день с совместных утренних молитв, и оканчивался молитвой, несмотря на обилие хозяйственных хлопот и усталость. А во время насущных трудов пели псалмы и песнопения из богослужений.

Особенно торжественно проводили воскресенье и праздники. Дедушка, Вадим Маргаритович, со своей супругой, семеро их сыновей, четыре дочери — все своими домами, с детишками малыми торжественно шли в Никольский храм Богу молиться. После службы, укрепив телесные силы трапезой, дедушка, убелённый благородной сединой, читал для всех Святое Евангелие — возвышенно, останавливая внимание на особо содержательных местах. Все, затаив дыхание, с трепетом слушали Слово Жизни. Потаповы жили дружно и весело. Никогда слово гнилое не сходило с их уст, они даже и величали друг друга как-то по-особенному — любовно, ласково: Ванюша, Манечка, Варюша, Мишенька… (И впоследствии о. Модест так же ласково называл своих прихожан: «Серёженька, Оленька…»; он даже на проповедях обращался к людям как-то по-особенному нежно и тепло: «Людочки мои дорогие…»). Эти простые крестьяне были аристократами духа, гораздо благороднее многих благородных фамилий и родов. Не зря же их дети повырастали художниками, музыкантами, поэтами — утончён­ные, изысканные натуры. Художником душ человеческих суждено было стать и Мишеньке Потапову».

В школьные годы за свою неотмирность мальчик получил прозвище – Приблажный. Но, как ни странно, — повествует жизнеописание, — его не осуждали и не преследовали, а уважали и даже по-своему почитали. Дети чуяли в нём человека Божия, и при нём стыдились даже говорить что-либо непотребное. Военную службу Михаил Потапов проходил, по словам автора, «в солнечной певучей Грузии. За годы службы юноша полюбил эту землю — Святую Иверию, избранный удел Божьей Матери, которая явила миру многих святых. Особенно ему нравились грузинские церковные песнопения — тягучие и возвышенные, как горы. Некоторые из них он выучил и любил напевать. Спустя несколько лет Михаил еще не раз поклонился этой древней Иверской земле. Именно здесь впоследствии нашел он духовного отца, который преподал ему первые уроки небесного жительства – монашеского жития.

Священнослужителем Михаил Потапов стал в 50-летнем возрасте: 22 апреля 1976 года он был рукоположен в сан диакона, а 28 августа этого же года – в иереи. Вскоре после этого отец Михаил получил назначение настоятеля в Покровский молитвенный дом г. Шахты. По словам автора, этот город шахтёров, находящийся примерно в 60-ти километрах от Ростова, представлял собой невспаханную ниву для пастырской деятельности. Здесь и предстояло иерею Михаилу положить основание своему пастырскому подвигу, здесь в постоянных трудах и молитвах сложились отличительные черты его священнического облика. По воспоминаниям современников, «благоухание святыни и сияние благодати в восстановленном молитвами батюшки Покровском храме чувствовали даже неверующие. И даже неверующие несли к любвеобильному пастырю своё горе.

Людская почта из уст в уста передавала: в Покровском храме такой священник! Он так жалеет людей, так плачет! А жалость в нашем мире — самое большое чудо, тогда как современный человек задыхается от безразличия и душевного холода, окружающих его. И слёзы отца Михаила, которые ручьями лились из его небесно-голубых глаз при виде чужого горя, больше всего говорили о том, что Бог есть, и Он действительно любит нас». В 1985 году отец Михаил принял монашеский постриг с именем Модест. Менее чем через год он был возведен в сан игумена. После — служил настоятелем кафедрального собора г. Новочеркасска, потом — духовником возрождающегося Свято-Иверского женского монастыря. Последним местом служения благодатного батюшки был Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, наместником которого он стал в 1994 году.

В 2001 году на Успение исполнилось 25 лет священнического служения отца Модеста Русской Православной Церкви. Четверть столетия свеча его пастырской молитвы горела пред Богом и людьми: сколько отслужено литургий и панихид, молебнов и акафистов, совершено таинств и треб, прочитано у алтаря записочек о здравии и за упокой, сколько тысяч народу — тьма тьмущая — прошло через его сострадательное сердце! После этого памятного юбилея батюшка стал готовить своих духовных детей, свою паству к мысли о своей скорой кончине. И спустя полгода, 14 марта 2002 года архимандрит Модест, причастившись Святых Христовых Таин, «с четками в руках и с молитвой Иисусовой на устах и в сердце», мирно почил о Господе.

А духовные чада посвятили блаженной памяти архимандрита Модеста такое стихотворение:

В Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь со всей страны едут паломники за утешением и исцелением. Корреспондент «Комсомолки» тоже оказалась в их числе.

В середине января кинотеатры ломились от желающих увидеть фильм «Остров» Павла Лунгина. Главный герой — монах отец Анатолий (актер Петр Мамонов) — больше тридцати лет молился о прощении смертного греха. Прознав о его особом целительском и провидческом даре, к нему на остров потянулись толпы страждущих.

Между тем в нашей суетной жизни старцы — одна из вечных загадок. К ним на Руси издревле особое почтение и интерес. Люди обращались к ним кто за советом, кто за исцелением — даже в богоборческие советские времена. Есть такие старцы и сейчас — «Комсомолка» уже писала о том, в каких монастырях находятся их обители. Об одном из старцев я сначала узнала от своей приятельницы. Она с упоением рассказывала, что собирается поехать в Боровский мужской монастырь, где живет отец Власий. Он якобы видит людей насквозь и может дать мудрый житейский совет. Вернулась подруга обескураженной. Как только она зашла к батюшке, он тут же ей сказал: «А крест-то на тебе чужой!» — она действительно попросила его у подруги перед поездкой. И строго заметил, что нужно в церковь ходить, молиться, а спрашивать, как удержать сразу двух мужчин, — нехорошо… Знакомая на самом деле запуталась между мужем и любовником… «И как он узнал?» — удивлялась она. И тут же рассказывала о чудесах, которые происходят в монастыре. Вот девочка, мол, одна плохо видела. А отец Власий ее в лоб поцеловал, и она прозрела… Словом, решила я поехать к старцу, чтобы самой во всем убедиться…

В очередь за чудом

В старинный городок Боровск, что в семидесяти километрах от Москвы, я попала накануне Крещения.

— Не подскажете, как к отцу Власию добраться? — спрашиваю у продавщицы тыквами.

— На маршрутку садись, у рощи остановит. А там по тропинке. Народ дорожку туда протоптал. Но к старцу сразу не попадешь. Мы рядом живем, а все — никак. Это надо в очереди сутками стоять, караулить.

У входа в монастырь меня останавливает вратарник:

— И куда собралась, девица?

— К отцу Власию. Можно мне в монастырь?

Но что-то мне внутри подсказало — не стоит сразу домой поворачивать. Вижу, еще две женщины к собору идут. Я — за ними. Разговорились.

— Отец Власий моей подруге помог, — поделилась со мной одна из них. — У них с мужем долго ребеночка не было. Старец сказал, что нужно им обвенчаться. Так они и сделали. И родила моя подруга недавно. А вообще он каждого человека насквозь видит.

— Как это?

— И прошлое твое, и будущее знает. Только если что говорит, все исполнять надо. А это порою так трудно!

…Дорожка сама повела к двухэтажному зданию. Поднялась я по лестнице. Вижу, по лавкам народу немало.

— К кому вы? — спрашиваю.

— К отцу Власию, — девушка подняла лицо от молитвенника.

— А кто в очереди последний?

Народ отмалчивался. Потом одна женщина пояснила:

— Тут те, кого отец Власий по многу лет знает. С праздником поздравить пришли.

Из комнатки старца выходят молодые муж с женой, она держит на руках мальчика и улыбается счастливо:

— Слава богу, нет у Сашеньки болезни, что врачи ставили. Батюшка сказал, надо пить козье молоко и есть курагу.

Рядом со мной одевалась миловидная женщина.

— Ой, как я рада, что к нему сегодня попала, — затараторила она. — Говорил же мне батюшка: «Не ешь, Катя, перед телевизором». Ведь не слушала. Желудок заболел. Врачи поставили опухоль, сказали, надо делать операцию. Я — к батюшке. Думаю, даст благословение — решусь. Он сказал мне: «Слушай врачей. Они все сделают как надо». Все, пойду ложиться в больницу!

Рассказали мне в очереди про уникальный случай. Привезла мать сына, молодого парня, вся в слезах: «Врачи сыну СПИД поставили. Ночами не спит — задыхается». Отец Власий лоб парню перекрестил, дал масло, привезенное из Иерусалима. Парень принял масло и в первую же ночь уснул. Вскоре оба снова приехали к старцу с радостной вестью: врачи в анализе крови СПИДа не обнаружили… И задыхаться парень ночами перестал…

Говорили, что к отцу Власию несколько лет подряд ездил писатель Александр Солженицын с супругой Натальей Дмитриевной. И еще много людей известных. Только имена их держатся в тайне.

Чаще всего приезжают к старцу с серьезными проблемами. Но бывают и курьезы. Одна бабушка все никак не могла попасть на прием и уговорила его водителя: «Ой, милок, помоги!» Тот сжалился и бабушку провел, а потом получил от отца Власия выговор. Старуха-то чего просила: холодильник у нее старый, и она решить не могла — покупать ей новый или нет.

…»Больше отец Власий принимать не будет», — пронеслось по рядам.

Вышел из кельи крепкий мужчина с длинной бородой, в очках и в рясе. Все тут же повскакивали, кто-то попытался за подол его ухватить… Пожилая женщина успела на ходу вопрос задать:

— Батюшка, ну что мне с работой делать?

— Я же в прошлый раз говорил: слушай свое начальство, не спорь, — строго сказал ей старец. — Что ж ты не выполнила! Ешьте пироги с грибами, держите язык за зубами…

Затем отец Власий всех оглядел. Кивнул:

— Господи, благослови вас…

А одну женщину вдруг за нос ухватил и быстро ушел.

— А чего это батюшка меня за нос? — удивилась та.

— Так батюшка, говорят, грехи вытягивает, — кто-то, смеясь, ответил ей в толпе.

Я расстроилась, что не попала к старцу. Меня успокоила девушка Лена, что была передо мной в очереди:

— Не переживай. В следующий раз попадешь. Всех, кому надо, Господь к нему обязательно приведет.

Тут я поняла, что еле на ногах стою. Целый день не ела. И Лена меня пригласила:

— Пойдем, я в трапезной договорилась. Нас покормят.

Такого вкусного борща с ароматным белым хлебом я давно не ела. Поев, мы убрали посуду, крошки со стола стерли. Здесь так принято. В трапезной кормят трудников — мирян, которые приходят в монастырь работать.

Уезжая в Москву, я знала, что еще вернусь…

Батюшка вылечился от рака

У самого отца Власия — удивительная история. Бабушка его была монахиней, от нее-то и пошла его любовь к Богу. Учился он в мединституте в Смоленске, дружил с девушкой, но вынужден был скрыть от нее свою веру. Ходил в собор тайком, а девушка подумала, что он к кому-то на свидания бегает. Выследила его в храме и доложила в ректорат. Из-за травли молодой студент из института ушел. Уехал в Закарпатье и через пять лет постригся в монахи. Стали величать его отцом Власием. Потом служил в храме в Тобольске. Там тоже испытал гонения, после чего принял схиму — отказался от всех мирских радостей. В Боровске — с 79-го. Когда отец Власий поселился в здании сельхозтехникума (он был в здании монастыря), первое время в лунные ночи откуда-то раздавались стоны. А еще местные жители рассказывали, что видели призрак — монаха. Считали, что это дух святого Пафнутия святыню охраняет. А стоны по ночам объясняли тем, что обитель на костях стоит. В 1610 году поляки прорвались в монастырь и за ночь уничтожили около 5 тысяч дружинников, монахов и жителей. Тела захоронены здесь в двух братских могилах.

Когда отец Власий стал читать псалтырь, стоны по ночам исчезли. Однажды 14 мая — на день Пафнутия Боровского — обвалился купол в соборе Рождества Богородицы и открылись фрески, которые расписывал Дионисий, ученик Андрея Рублева. И монастырь стали восстанавливать.

Владыка предложил отцу Власию стать игуменом монастырским. Но тот отказался. Как рассказывают, отец Власий узнал, что болен раком, и уехал на греческий Афон. Пять лет он был в уединении — затворе. Когда вернулся в Боровск, паломников к нему стало еще больше.

Диагноз ставит по глазам

Рассказывать о том, что кому сказал отец Власий, здесь не любят. Одна из паломниц мне пояснила: сам старец предупреждает, чтобы все сбылось, сокровенные вещи нужно держать при себе. Молчать труда нет, а польза великая.

Хотя какие-то случаи все же до прихожан доходят. Например, как-то мужчина пришел, а батюшка ему говорит:

— Вижу, сердце больное. Куришь много. Выйдешь отсюда, курить не будешь.

Мужчина удивился. Но вправду больше сигарету в рот не взял. И сердце отпустило.

Сам отец Власий так объяснял свой дар видеть болезни:

— Людская молва разнесла, что я чуть ли не экстрасенс. А я раньше изучал иридодиагностику и по радужной оболочке глаз могу диагносцировать разные заболевания. Вообще почти все болезни тела напрямую зависят от болезней души. Стоит человеку устать, омрачиться, ослабнуть, как тотчас врываются недуги.

Плату за прием батюшка не берет. Но народ обычно все равно пытается его отблагодарить. Кто немного денег оставит, кто яблочком угостит или пирогом. Эти дары идут на нужды монастыря, на стол к монахам и паломникам-трудникам.

Как я исповедалась в мужском монастыре

Через неделю я узнала, что очередь к старцу расписана на полторы недели вперед.

— Поживите дней пять в гостинице, может, и пораньше попадете, — посоветовали мне по монастырскому телефону. — А вообще в воскресенье отец Власий проводит исповедь.

Я выехала заранее — в субботу. Сутки не ела скоромной пищи, как положено. Остановилась у добрых людей на ночлег. Хозяйка приютила еще троих паломниц. Мне подсказали, что грехи, в которых я раскаиваюсь, лучше написать на бумаге. И отдать отцу Власию. А то люди обычно теряются на исповеди и забывают, что хотели сказать.

Я три листа исписала, всплакнула — не так-то просто в грехах каяться. Вместе с соседкой прочла канон. В три часа ночи мы пошли занимать очередь. У монастырских ворот уже кто-то в валенках переминался с ноги на ногу.

— Девочки, предупреждаю, со мной еще восемь человек, — сказала пожилая женщина. — Можно я пойду? А то уже два часа здесь стою.

Откуда-то прибежал рыжий кот и стал тереться возле нас… Мороз! В соборе Рождества Богородицы исповедь началась в семь часов утра.

До меня человек двадцать прошли. К отцу Власию подходили по одному.

С кем-то он разговаривал шутливо. С кем-то — очень строго.

Одной девушке, которая жаловалась на нескончаемые болезни, сказал:

— Сначала душу лечить надо, потом — все остальное.

Мое сердце затрепетало. Внимательно прочел отец Власий мои листочки. Несколько раз вздохнул сочувственно. Посмотрел в глаза.

— А теперь, — говорит, — покажи мне свой крест.

Подержал крестик в руках. Потом встала я на колени. Помолился батюшка. Поцеловала я крест и псалтырь. И тихонько отошла в сторону.

И будто плита бетонная упала с моих плеч. Так вдруг в сон потянуло. Прислонилась я к стене и отключилась.

Пришла в себя, когда служба началась и полилось под своды купола красивое пение. Открыла глаза и от удивления обомлела. Прямо передо мной стоял известный танцор Андрис Лиепа с букетом белых роз. Я подошла к нему и спросила, не к отцу ли Власию он приехал.

— К нему. Мы дочку у отца Власия крестили восемь лет назад. Потом он в затвор на Афон уходил. И как снова появился в монастыре, мы к нему приезжаем постоянно. Удивительный человек! Я не знаю, как мы без отца Власия были бы…

Потрясенная, провела я эти полдня в монастыре. На выходе кто-то окликнул меня. Андрис Лиепа! Он решил подарить мне свой календарь и подписал его: «Светлане — на память».

И тут я призналась ему, что журналистка.

— Знаете, Андрис, в прошлом году ваша жена Екатерина вручала мне диплом на конкурсе «Папарацци года».

Мы с ним вместе посмеялись такому совпадению.

А вообще, подумала я, случайностей в нашей жизни не бывает. Значит, все это просто мне было нужно.