Архитектура Петра 1

Содержание

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) — православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.
Архитектор Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 году он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве.
Церковь Архангела Гавриила — одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Меншикова башня, на первый взгляд, имеет мало общего с предшествующим русским зодчеством, но по существу — это традиционный башенный храм в большей степени наделённый чертами новой архитектуры. На это указывает, прежде всего, его светский, гражданский облик. В этом произведении западные европейские влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры — старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», — писал искусствовед И. Грабарь.
Своими барочными ордерными формами с Меньшиковой башней перекликается другая московская церковь — церковь Иоанна Воина, построенная в 1703-1714 г., вероятно, тоже Иваном Зарудным.
Однако применение классического ордера уже не как произвольной детали оформления и украшения, а по всем правилам ордерной системы впервые использовано при расширении Лефортовского дворца в Москве в 1707-1708 гг.
Жилая застройка столицы отличалась в планировочном и композиционном плане регулярным характером, что соответствовало характеру планировки города. При сжатых сроках возведения застройки Санкт-Петербурга, прогрессивным стало использование метода строительства по «образцовым чертежам», которые дифференцировались в зависимости от социальной принадлежности и зажиточности. В СПБ вводится зонирование территории по характеру застройки: каменная и деревянная; 1-2 этажными домами; «изрядными домами» в наиболее парадных частях города и на набережных. «Образцовая» застройка улиц с разрывами между домами и объединением раздельно стоящих «образцовых домов» воротами и оградой создавали новый облик улиц (и противопожарное средство).

Наряду с массовой застройкой, создавалась и представительная архитектура столичного города. С этой целью вводится запрет на строительство деревянных зданий на Городском и Админиралтейском островах и по набережным Невы, которые следовало застраивать исключительно парадными жилыми зданиями дворцового типа. В узловых пунктах вводятся крупные монументальные сооружения.
Крупнейшим сооружением СПБ раннего периода был ансамбль Петропавловской крепости. Первоначально крепость состояла из 6 земляных бастионов, с 1706 по 1740 гг. бастионы были перестроены в камне, а в 1778-1786 гг. облицованы гранитом.
Архитектурной доминантой и композиционным центром ансамбля Петропавловской крепости, а также крупнейшим монументальным культовым сооружением СПБ был Петропавловский собор (арх. Трезини, 1722-1733).

Летний дворец Петра 1

Собор имеет 3-нефный базиликальный план и простые объёмные формы с куполом над предалтарной частью. Особенностью сооружения является высокая 120-метровая 4-ярусная колокольня, которая возвышается над западной частью собора и увенчана высоким позолоченным шпилем. Основание шпиля поддерживают плоские, графически-прорисованные завитки, соединяющие ярусы и усиливающие стремительный взлёт тонкого шпиля. Конструкция шпиля — первоначально деревянная, результат решения сложной инженерной задачи. В нём воплотилась идея создания в новой столице своеобразного «Триумфального столпа». В храме соединились черты, характерные для российской и западной архитектур. Колокольня — часть, характерная для православной архитектуры России, в то время как план в виде 3-нефной базилики — чуждый и неполучивший в дальнейшем распространения элемент в российской архитектуре.
К уникальным зданиям, возведённым в первые годы строительства СПБ нужно отнести Летний дворец Петра 1(1710-1714 гг., арх. Трезини, Шлютер), дворец Меньшикова на набережной Невы (1710-е гг., арх. Фонтана, Шедель), здание Двенадцати коллегий (1722-1744, арх. Трезини) и др.

Меньшиковский дворец

Меньшиковский дворец — первое монументальное жилое каменное здание в Санкт-Петербурге. Оно было построено для ближайшего сподвижника Петра I — светлейшего князя А.Д. Меншикова, на Васильевском острове, который был пожалован ему Петром I. Строительство дворца было начато в 1710 году по проекту архитектора Джованни Марио Фонтана и завершено в 1721 архитектором Иоганном Готфридом Шеделем. Архитектура дворца соответствовала стилю петровского барокко. Дворец представляет собой трёхэтажный на цоколе П-образный в плане корпус с выступающей передней частью. Здание накрывает традиционная для эпохи барокко «французская» ломаная мансардная крыша. Главный вход во дворец оформлен в виде четырёхколонного портика. В петровские времена Меньшиковский дворец являлся самым роскошным и самым «столичным» зданием строящегося города. Склонный к аскетизму Петр I не утруждал себя строительством императорской резиденции, подобающей правителю Российской империи. Поэтому Меньшиковский дворец не раз служил местом торжественных дипломатических приемов и ассамблей, балов и праздников.
Здание Двенадцати коллегий построенное в 1722-1742 гг. по проекту архитектора Трезини является примером правительственного здания. Его расположение соотнесено с набережной Невы и ограничивает собой большую площадь на стрелке Васильевского острова, которая первоначально рассматривалась как центральная площадь города. Здание имеет большую протяжённость (ок. 600 м.) и состоит из 12 повторяющихся одинаковых по планировке секций-коллегий. Каждая секция перекрыта самостоятельной кровлей с фигурным фронтоном в центре. Такое построение допускало дальнейшее наращивание секций (идея поданная Петром 1). Фасады зданий Коллегий членятся входными ризалитами каждой из секций.

Здание 12 коллегий

Каменные дома придворной знати строились не по образцовым чертежам, но и на них распространялся принцип регулярности. Новое в планировке домов дворцового типа заключается в развитии парадных помещений, отодвинувших на 2 план жилые: обязательным становится парадный центральный зал, что было обусловлено новым укладом жизни высших кругов общества. Здания отличались богатством отделки, новой была и многоэтажность. Для богатых жилых домов этого времени характерны высокие и сложных очертаний крышы дворцов с выделением средней части, завершение зданий фронтоном, применение в обработке фасадов фигурной скульптуры и барельефов. Отличительными чертами сооружений петровского периода являются симметричность планировки, чёткость и ясность построения форм, что ярко контрастировало с произведениями 17 в., контрастная цветовая гамма. Архитектура получает органическую связь с природой, что особо ярко проявилось в дворцово-парковых ансамблях Петергофа и других пригородных и городских резиденций.
P.S.
Если вас интересуют путешествия и туризм, то на сайте http://webmandry.com можно найти много увлекательной информации о различных странах, городах и их достопримечательностях. Например, достаточно интересная статья про великую китайскую стену. Здесь хорошо подобраны иллюстрации, особенно удивительно смотрится великая китайская стена из космоса, т.е. поражает своими размерами и мощью.
Практически каждый из нас пользуется сотовой связью и сейчас уже сложно встретить человека о которого не было бы мобильного телефона. Поэтому существует такой сайт как http://www.mobi-club.ru/. Здесь собрана полезная информация, которая позволит выбрать подходящего сотового оператора.

Преобразования в культуре при Петре 1

Взойдя на престол, Петр I принял решение изменить облик страны. Его не устраивали существующие порядки и положение России на международной арене. Поэтому ему так хотелось вывести государство на лидирующие позиции во всех отношениях. Однако планируя реформы, вынужден был брать с чего-то пример. Образцом выступила прогрессивная Европа. Мы сегодня поговорим о том, какими были изменения культуры при Петре 1.

Великое посольство

Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно отобразились на будущем страны. Что поспособствовало началу изменений? В 1697 году Россией была предпринята дипломатическая миссия в страны Европы. В ее состав входили дипломаты и волонтеры, которые ехали с целью узнать новые технологии в строительстве. Среди их числа ехал и сам царь, несмотря на то что он оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей неординарной внешности (Петр I был более двух метров ростом, а руки и ноги у него были непропорционально длинными) был в скором времени разоблачен. Также в кампании принимали участие лекари, небольшой отряд охранников и солдат, слуги. Посольство даже сопровождали личные повара и шуты.

Истинные причины посольства

Официальной задачей дипломатической миссии была своего рода «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел обрести как можно больше друзей среди европейцев, чтобы вместе с ним бок о бок вести бои с Турцией, посягавшей в то время на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на быт и жизнь людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом внедрить эти новшества в своем государстве. Действительно, культура и быт при Петре 1 претерпели много изменений. Об этом далее.

Чему учился Петр Михайлов

Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр видел большой разрыв между ними. Помимо явного отставания в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеры «великого посольства» были определены в специальные места, где они обучались строительному и мореплавательному делу. Сам Петр был и плотником, и моряком. Он ходил на лекции по анатомии. Там он познакомился с лучшими докторами. Даже увидел в одном из кабинетов препарированный труп ребенка и удивился, какой живой и превосходный вид был у мертвеца. Как повествуют биографии, Петр даже поцеловал мертвую улыбку.

Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения благодаря тому, что царь посещал множество придворных домов, светских балов, где видел общение элиты друг с другом. Ему хотелось бы, чтобы и его подчиненные не боялись высказывать свои мысли, как это делали приближенные английского короля. В этом царь и видел отличие своей страны от зарубежных. Дипломатическая миссия Петра приехала, чтобы набираться учености, но мало кто из них придавал должное внимание обычаям, нравам и правилам, которые царили в том обществе. После проживания в арендованных домах, они оставляли за собой разруху, за что потом им предъявлялись огромные даже по меркам того времени счета. Но царь подмечал и запоминал все, и эти недостатки ему хотелось искоренить.

Первые реформы

По прибытии в Москву Петр сразу же стал издавать указ об изменении существующих порядков по всей стране. Естественно, в первую очередь реформы коснулись военной сферы. Подвергались изменениям финансовая и судебная системы. До области просвещения вскоре дошел свой черед.

Образование специалистов

Культура в эпоху Петра 1 вышла на совершенно новый уровень. Уже через два года после окончания «Великого посольства» по всей территории государства начали открывать военные школы. Ведь для того чтобы вывести Россию на передовые позиции, необходимо было подготовить настоящих специалистов. В 1701 году в столице государства была открыта Навигацкая школа. Здесь учеников обучали математике, навигации, геометрии, а также знанию небесных тел. Несколько месяцев спустя был образована Артиллерийская школа. Для лекарей открыли Медицинскую школу в 1707 году, а для инженеров только в 1712 году.

Грамота для граждан

Как только в России стали появляться первые выпускники-специалисты, которые занимались строительством флота и военной техники, Петр I начал образовывать школы в губерниях. Здесь обучались дети простых жителей. В цифирные школы также поступали выпускники специальных Навигационных школ. Здесь также преподавали азы арифметики и грамматики. За все правление царя, к 1725 году, в России было построено уже 42 цифирные школы. В них обучались 2 тысячи школяров.

Дети солдат учились в отдельных заведениях – в гарнизонных учреждениях. При заводах также образовывались мастерские, куда набирали детей-подмастерьев. Им передавали все основы мастерства. Для обучения духовенства были построены епархиальные училища. В качестве единственного учебного заведения в Москве работала только Славяно-Греко-Латинская академия, которая была образована еще в 1687 году. Также для священников была образована Киевская духовная академия.

Заграничное обучение

Появилась тенденция посылать дворянских детей за границу, чтобы там они выучились какому-нибудь мастерству. Отправляли в другие страны даже взрослых людей. Среди них были, например, именитые графы Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Петр Андреевич начал свое позднее обучение, когда ему исполнилось 52 года. К этому моменту него уже были взрослые внуки, но это не отпугнуло ученика.

Таких людей называли волонтерами. Их присылали в основном группами в такие страны, как Голландия, Франция и Англия. Основными направлениями образования были: медицина, навигация, искусство (живопись и скульптура), инженерное мастерство.

К 1725 году число обученных за рубежом россиян приблизилось к тысяче. Однако не все из них добросовестно относились к своим поездкам. Зачастую они лишь тратили казенные деньги. Возвращаясь на Родину, они не могли показать никаких навыков. Участь таких недорослей была предрешена – их отправляли в рядовые или определяли матросами на корабли.

Академия наук

Отправляясь за рубеж, русские дипломаты и послы получали распоряжение – завербовать хотя бы двух иностранцев — мастеров какого-либо дела. Таким образом, в России увеличивалось количество ученых людей. К 1725 году их набралось столько, что оказалось возможным открыть первую в стране Академию наук. Здесь обучались студенты различным серьезным наукам. Продолжить свое образование и полностью изучить свои отрасли они могли в Европе, куда отправлялись по приказу Петра I. Финансировалось это заведение исключительно на деньги страны. Государственный бюджет также распределялся на поездки студентов за рубеж. Такое явление было достаточно редким.

Открытие типографий

Для лучшего и скорого процесса обучения были напечатаны новые книги. Для этого в столице отстроили новые типографии. Некоторые из них выполняли специальные функции. Например, в Петербургской типографии печатались только официальные указы, распоряжения власти и Петра I. Также были открыты: Сенатская типография, при Александро-Невской лавре, при Морской академии и Академии наук. Начали появляться первые независимые частные учреждения: типография Василия Киприянова.

Книжные нововведения

Раньше существующие книги были трудны для понимания не только из-за большой безграмотности в стране, но и из-за сложности алфавита и шрифта. В 1708 году своим указом царь постановил упрощения языка книг. Старославянство на письме уступало место разговорной речи. До современности дошли книги и газеты, которые свидетельствовали о популяризации иностранных слов. Зачастую их использовали совершенно неоправданно в публикациях и в различных сочинениях.

Обновились и школьные учебники. Началась публикация авторских книг по арифметике, письму. Помимо теоретических знаний в них можно было найти множество практических советов: как измерить расстояние между деревьями, рассчитать высоту колодца и многое другое.

Публицистика

Петр I в области культуры провел много реформ. Он является родоначальников публицистики в России. Именно Петр 1 образовал первую в государстве газету «Ведомости» в 1708 году. Сам царь являлся автором многих ее заметок. Многие публикации проходили его редактуру. Первые издания были рукописными, поэтому количество экземпляров было очень ограничено. Однако с развитием технологий увеличился и тираж «Ведомостей». В основном на страницах газеты печатались факты о военном положении, объяснение реформ царя, с целью создать симпатию и доброе отношение народа к нововведениям. С помощью публицистического издания Петр I создавал выгодные ему и власти посылы, успокаивающие недовольства дворян и крестьян. Также газета занималась просветительской деятельностью: она делилась результатами различных экспедиций или научных исследований, давали хозяйственно-бытовые полезные советы. Также располагала информацией о старых и новых праздниках.

Популярность при Петре набирали отпечатанные календари. Помимо перечисления дат и месяцев, в них содержалась еще и другая интересная информация. Покупатели могли узнать, прочитав календарь, когда будет восход и заход солнца, заметки и догадки о погодных условиях, а также приближение празднеств.

Художественная литература

Преобразования Петра 1 в области культуры коснулись и художественной литературы. Появились новые литературные направления и течения. Теперь авторы в своих художественных произведениях поднимали новые проблемы. Стало интересно поднимать проблемы, которые бы не соприкасались со старомосковским сознанием и реалиями. Примером тому служили повести об обычных солдатах, моряках, которые выполняли свой долг, а также старанием и упорным трудом продвигались по карьерной лестнице.

Также для воспитания недорослей и прививания им правил поведения в обществе или в семье, переводились зарубежные книги. Одной из таких была «Юности честное зерцало».

Культурная оппозиция

По мере роста грамотности начала возникать и оппозиция. Ведь многие указы и реформы Петра 1 в культуре совершенно меняли устоявшийся быт дворян. По всей стране «гуляли» подметные тетради. Авторов у этих произведений, естественно, не было, ведь в них содержалась критика внутренней и внешней политики Петра. Анонимы обычно оставляли их в людных местах, чтобы как можно больше человек могли ознакомиться их содержанием и узнать «истинные» факты о «непотребном поведении» правителя. Историки считают, что в основном эти публицистические листки писались выходцами из старообрядческой сферы.

Строительство Северной столицы

Петр I заложил и построил новый город. Своим указом от 1703 года он объявил о строительстве крепости и одноименного города – Санкт-Петербург. Постройкой занимались тысячи мастеров, половина из которых погибла во время тяжелых годов упорной работы. Уже к 1712 году приближенные царя переехали со своими дворами и семьями в новый город, который стал военной и культурной столицей Российской империи на несколько веков.

Проект всего города был изначально разработан и спланирован. Улицы должны были проходить строго параллельно друг другу и пересекаться под углом 90°. Артерий Санкт-Петербурга стали называть Невский проспект. В городе начали появляться монументальные сооружения, которые славились своей архитектурой. Многие здание выполнялись в стиле барокко, украшались золотом, резным орнаментом. Все силы были брошены на то, чтобы новый город своей красотой превзошел в сотни раз старую столицу России. Ведь всем историкам известна искренняя нелюбовь царя к Москве.

Появление живописи

Список преобразований в культуре при Петре 1 был бы не полным без такого значимого, как появление живописи. Если еще XVII столетие России не знало живописного искусства, то с приходом Петра возникает действительно истинно русская живопись. На слуху стали появляться портретисты, мастера гравюры. Среди любимых сюжетов были бои и баталии, морские сражения и, конечно же, красивый город Петербург. Художественная культура при Петре 1 процветала. Известные художники – А. Матвеев, И. Никитин, Зубовы, А. Ростовцев занимались росписью художественных книг, составлением географических карт для школьных учебников. Многие живописцы приехали из Европы и, уже открывая свои мастерские, обучали русских художественным приемам. Их вклад в российское искусство нельзя недооценивать.

Театральная жизнь

Реформы Петра 1 в сфере культуры коснулись и театральной жизни. После «Великого посольства» в Москве возникает театр. В России тогда еще не было актеров, поэтому персонажей во всех спектаклях и постановках играли европейцы. Драматическое искусство также не было развито, поэтому переводчики переводили зарубежные пьесы, которые потом оказывались на сцене театров. Однако театр не был популярен среди народа. Даже сам царь в скором времени потерял свой интерес к театральному мастерству. Ему хотелось всегда быть активным героям, а не пассивным зрителем, как происходило в зрительском зале. Однако в Москве имели успех непрофессиональные, любительские выступления, подготовленные учениками академий.

Ассамблеи

Очередным новшеством для общества было введение ассамблей – предвестников будущих светских балов. На этих мероприятиях дворяне находили для себя множество развлечений. Здесь собирались только знатные люди. Простому люду быть закрыт путь на такие вечера. Сезоном проведения ассамблей считалась зима. В основном они устраивались и князей или графов, однако не редки случаи, когда ее хозяином мог стать сам Петр I.

На таком событии необходимо было представить богатый вкусный стол, большое помещение для танцев. Обустраивались специальные уголки для игр в шахматы. Поощрялось курение табака и трубок.

Появление ассамблей кардинально изменило жизнь русских женщин. Впервые для них открывалась дверь в общество. Одиночеству и затворничеству пришел конец, теперь им дали возможность показать себя. Излюбленным занятием становятся танцы. Женщины обязательно посещали такие мероприятия в богатом убранстве. Если на первых ассамблеях костюмы дам были смешны и неуклюжи, то с течением времени они оттачивали свой вкус и появлялись уже в интересных нарядах, которые привлекали всеобщее внимание. И каждая старалась перещеголять другую даму. Чувствовался конкурентный дух.

Новая мода

Реформы культуры и быта Петра 1 коснулись и внешнего вида дворян и бояр. Царь испытывал острую неприязнь к длинным платьям в пол и к широким рукавам. Поэтому на одном из шуточных пиров он пришел в бешенство и бросился с ножницами на окружающих людей и стал отрезать им рукава. Через несколько месяцев на главных столбах уже были повешены листы, говорившее о том, что теперь запрещалось носить русские платья. Дворянам надлежит надевать венгерские кафтаны. Чтобы этот указ не был сорван разгневанной публикой, к столбам приставили охрану.

Также истории известно другое происшествие с ножницами. По приезде в Москву в 1698 году царь при встрече со своими боярами лично отрезал каждому из них бороду. Стрижка не постигла только представителей белого духовенства. Брадобритие было встречено негативно в России, так как она была долгие годы своеобразным символом зажиточности и порядочности. Поэтому впоследствии она становится образом ушедшей старины и протеста против нововведений.

Не только благородное сословие подчинилось этой реформы Петра 1 в культуре. Это решение коснулось всех жителей государства. Те, кто не желал расставаться с волосами, могли заплатить налог за ношение бороды. Однако цена его была настолько высокой, что даже не все знатные князи могли позволить себе отдавать ежегодно круглую сумму. Те «счастливчики», которые осмеливались платно оставлять свои бороды, носили на груди специально отлитый бородовой знак. С одной стороны на бляхе были изображены усы, а на другой красовалась надпись: «Деньги взяты».

Летоисчисление

Очередной реформой Петра 1 в области культуры, повлиявшей на всю истории России, является новое летоисчисление. Царь объявил в своем указе, что счисление лет нужно производить по-другому. Новолетие должно было начаться с 1 января. А года отсчитывались от Рождества Христова. Таким образом, в стране закрепился новый праздник, который в современном мире считается одним из самых любимых среди жителей России.

Отмечая Новый год, Петр также ввел традицию запускать фейерверки и устраивать народные гуляния. Городские жители должны были украшать свой дом хвойными ветками, а также при возможности салютовать в честь наступления Нового года.

Таким образом, благодаря реформам культуры и быта, Петр I не только завоевал уважение к стране среди европейских государств, но и поднял культурный уровень России. Его нововведения, встреченные поначалу негативно, дожили до сегодняшних времен. Без реформ Петра 1 в области культуры история государства и современная жизнь в нем были бы совершенно другими.

От церквушки и усыпальницы к музею и храму – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор (официальное название Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) – православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Здесь не совершали таинств крещения и венчания. Под сводами собора отпевали членов российской правящей семьи и великих князей, близких императорскому дому.

Возникновение Петропавловского собора

В мае 1703 года Петр Великий для защиты земель, отвоеванных у шведов в Северной войне, заложил на Заячьем острове крепость – первую обжитую территорию Санкт-Петербурга. Опасаясь нападения врагов, крепость строили поспешно: царь лично руководил работами.

В Петропавловской крепости, ставшей символом утверждения России на берегах Балтики, размещался Сенат, казначейство, казармы, склады и аптека. Главное сооружение в крепости – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная по велению Петра.

Строительство деревянной церкви началось 29 июня 1703 года в день памяти апостолов. 1 апреля 1704 года церковь освятили и провели праздничную службу. 30 мая 1712 года заложили каменный Петропавловский собор, для строительства которого царь пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Деревянный храм оставили внутри новой постройки.

Трезини, согласившийся поработать на берегах Невы только год, начав работу, проникся дерзким замыслом императора и построил необычный для русского зодчества собор. Строительство продолжалось 20 лет (1712- 1732).

Крепость и собор возводили русские солдаты, пленные шведы и согнанные со всех концов России крестьяне. Они ни на минуту не прекращали работу, тысячами умирая от эпидемий, голода и холода. Силуэт возведенного собора получился похожим на готовый к отплытию корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Архитектура собора

Петропавловский собор построен в традициях европейской архитектуры – в форме вытянутого прямоугольника 30 на 60 метров. Здание «зального» типа внешне выглядит просто и скромно. Стены украшены плоскими колоннами – пилястрами – с головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде – фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, служащий основанием колокольни, с двух сторон главного входа украшен шестью пилястрами.

Колокольня

По желанию царя сначала возвели колокольню со шпилем: Петру I нужна была смотровая площадка для наблюдения за приближающимися шведами. Колокольня символизировала возвращение России приневских земель. Петр гордился строящимся городом и лично поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню, чтобы полюбоваться панорамой столицы.

Многоярусная 100-метровая колокольня, украшенная пилястрами, – главная часть собора. Два нижних яруса, раздаваясь вширь, образуют переход к высокой башне. Устремленный вверх третий ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей, которую украшают 4 круглых окна в массивных белокаменных рамах.

Над крышей – изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним – высокая золотая корона с тонкой золотой башенкой, на которой установлен 40-метровый шпиль. На колокольне Петропавловского собора 103 колокола, 31 – из первоначальных.

Ангел и куранты Петропавловского собора

Шпиль венчает фигура ангела с 6.5-метровым крестом в руках. Размах крыльев – 3,8 метра. Высота фигуры – 3,3 метра, масса конструкции 250 кг. Ангел над городом, придающий легкость и устремленность постройке вверх, – оберег новой российской столицы от превратностей судьбы.

Петр не увидел парящего ангела, он умер в январе 1725 года, когда колокольня была недостроенной. 29 июня 1833 года поздравления на освящении собора принимала новая императрица Анна Иоанновна.

На колокольне установили часы-куранты, чудо нового города Санкт-Петербурга. Часы исполняли церковный и монархический гимн и останавливались с XVIII века до наших дней 2 раза – в годы революции и во время Великой Отечественной войны.

В революционное время часы расстреливали большевики за ненавистный гимн: сохранились пулевые отметины. 25 июня 1926 года куранты Петропавловского собора в Ленинграде впервые сыграли «Интернационал».

В советское время переделанный механизм часов исполнял гимн Советского Союза. Сейчас куранты снова играют государственный гимн Российской империи. Гимн «Боже, царя храни…» исполняется в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут – перезвон из 4 музыкальных фраз.

Был на колокольне и корильон – музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом, привезенный царем из Амстердама и купленный за огромные деньги. С колокольни корильон сняли в XIX веке, а в 2001 году поставили новый, сделанный для Петропавловского собора в Голландии. На средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».

Внутренне убранство

Внутреннее пространство, разделенное на 3 части мощными колоннами, напоминает парадный зал, пышный и торжественный, а не храм для молящихся. Колонны оформлены мрамором, яшмой, родонитом. Пол вымощен известняковыми плитами.

Под сводами – 18 картин на евангелиевские сюжеты, новшество, введенное Петром, прежде стены храмов украшали фресками. Картины доверили написать иноземцу-голландцу Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву. Лепной декор выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри.

Праздничную атмосферу храма поддерживает обилие света, льющегося из больших окон и пяти паникадил из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Нарядный декор и трофейные знамена подчеркивают торжественность высотного 122-метрового собора.

Напротив алтаря у левой колонны – позолоченная кафедра для произнесения проповедей, на которую ведет винтовая деревянная лестница, украшенная картинами на тему библейского изречения: «Вначале было слово».

В православных храмах прежде проповедей не читали – ее ввел Петр I. Сень над кафедрой украшена скульптурными изображениями апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов. Венчает композицию распростерший крылья голубь – Дух Святой. От слова к Духу – такова идея убранства кафедры.

С противоположной стороны кафедры – царское место, невысокий помост, обитый бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Рядом – атрибуты власти: скипетр и меч. Там во время богослужений стоял император: кресла здесь нет, в соборе царь не садился.

200 лет в храме хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими воинами крепостей и городов. В храме два престола: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – в честь великомученицы Екатерины.

Иконостас

Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.

– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.

В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.

В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.

Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.

На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.

Императорский собор – усыпальница

Идею превратить Петропавловский собор в императорскую усыпальницу высказал Петр I. Первую гробницу в деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь императора Екатерина.

До завершения строительства каменного храма здесь похоронена жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I, Мария, и царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

В недостроенный Петропавловский храм под звон колоколов и пушечную стрельбу по льду Невы перенесли тело Петра I, который внезапно скончался в январе 1725 года. Гроб с набальзамированным телом почившего императора временно поместили в «нарочно построенную деревянную пристройку», где он и простоял 6 лет. Затем гроб перенесли в собор на выбранное императором при жизни место у иконостаса.

Могила Петра отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена жена, Екатерина I, пережившая мужа на 2 года. Далее – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Муж Екатерины Великой, Петр III, убитый во время дворцового переворота, был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти Екатерины их сын Павел через 34 года повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить родителей, при жизни не жаловавших друг друга, рядом.

Над могилами Александра II и его жены Марии Александровны установлены массивные 6-тонные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита. Так была отдана дань царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости и павшему от рук террористов.

В 1919 году собор был закрыт, а в 1922 году превращен в музей. Ценные предметы – серебряная утварь, книги, облачение, иконы – исчезли. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал. В 1954 году здание передано Музею истории города. Первое после 1917 года богослужение проведено в соборе на Пасху 2008 года.

Петропавловский собор и современность

В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.

В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.

В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».

Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.

Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.

Видео: экскурсия по собору

Петровское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга

Петровское барокко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры.

Строгие и практичные здания в стиле петровского барокко очень украшают Санкт-Петербург.

Характерные черты барокко эпохи Петра I

  1. В отличие от зарубежных стилей в основе петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
  2. В архитектуре петровского барокко присутствует явный отказ от византийских традиций, популярных в это время в других городах.
  3. Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
  4. Один из отличительных признаков — двухцветная окраска зданий. Оштукатуренные стены окрашивали яркими красками. Синий, зеленый или красный цвет сочетали с белым для достижения контраста.
  5. Особенность стиля — вертикальное членение стен пилястрами.
  6. Наиболее представительные здания акцентировались башнями. Центральную часть украшали нарядными наличниками, а окна часто имели сложную форму.

Известные архитектурные постройки в стиле петровского барокко

Изначально Санкт-Петербург строился как крепость и порт и лишь позднее стал столицей. Эти условия повлияли на стиль города, главные планировочные узлы — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Городу требовалась новая архитектура, и ее воплощали в жизнь в основном иностранные зодчие. Влияние на стиль города оказали архитекторы Доменико Трезини и Николо Микетти из Италии, Георг Иоганн Маттарнови, Теодор Швертфегер и Андреас Шлютер из Германии, а также голландец Стефен ван Звитен и француз Жан-Батист Леблон.

Благодаря влиянию зодчих со всего мира петербургское барокко включает в себя черты итальянского барокко, голландского и немецкого стиля и французского классицизма.

Фасад здания Главного Адмиралтейства.Один из символов Санкт-Петербурга — кораблик на шпиле Адмиралтейства.Адмиралтейство было задумано Петром I как верфь. Чертежи составлял сам Петр I.Здание Петропавловского собора — одно из первого зданий Санкт-Петербурга. Хорошо сохранилось до наших дней.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Здание начали возводить в 1717 г., строительством руководил немец Кристоф Конрад, позднее, в 1720 г., его сменил Теодор Швертфегер.

По задумке Петра I Троицкий Александро-Невский монастырь должен был стать главной русской монастырской обителью.

Немецкий архитектор кардинально переработал проект — монастырь представлял собой не просто место для молитв, а торжественный дворцовый ансамбль.

В основе конструкции лежали характерные для петровского барокко пилястры. Изящные башни запроектировали в стиле южно-немецкого барокко, конструкцию украшал шпиль с волютами.

Не все идеи Швертфегера были воплощены в жизнь, собор просуществовал немногим более 30 лет. Из-за болотистого грунта фундамент здания дал осадку, на стенах монастыря появились трещины.

В 1753 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о сносе монастыря. Работы продолжались несколько лет. Позднее был сооружен новый собор в стиле строгого классицизма.

Фотография Александро-Невской лавры в наше время.Гравюра А.Зубкова. Монастырь перестраивался, поэтому посмотреть, каким он был во времена Петра I можно только по историческим документам и гравюрам.

Кунсткамера и Академия наук

Кунсткамера — музей, не имеющий аналогов в России. Он был основан лично Петром I. Император увлекался коллекционированием необычных предметов и древностей и хотела собрать их в одном месте.

Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.

Фасад Кунсткамеры выполнен в стиле, характерном для петербургского барокко: простые барочные элементы сочетаются с главной башней. В основе здания лежит равное число осей, а на фасадах расположено множество пилястр.

Основой Кунсткамеры стал Кабинет редкостей, располагавшийся в Москве. Московская выставка была перевезена в новую столицу и много раз переезжала с места на место: изначально Кабинет находился в Летнем дворце, но помещение стало слишком тесным для обширной коллекции экспонатов, тогда был осуществлен переезд в Кикины палаты, а затем построено отдельное здание.

Кунсткамеру признали одним из лучших европейских музеев еще при жизни Петра I. Со всего мира приезжали ученые для изучения необычной экспозиции.

Для развития просвещения по указу Петра I была создана Академия наук. Фасад Кунсткамеры. Первый музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера.

Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж» построен на берегу Финского залива по проекту архитектора Браунштейна. Строительство здания продолжалось с 1721 по 1725 г.

В переводе с французского языка название павильона означает «место уединения». Это во многом объясняет его конструктивные особенности: двухэтажное здание было отделено рвом и мостом с подъемным механизмом. В центральной части павильона располагается фронтон с широким балконом. Стены здания украшают характерные для стиля пилястры, объединяющие оба этажа.

На верхнем этаже находился торжественный зал для банкетов в узком кругу, полностью изолированный от первого этажа. Доступ в него можно было получить, поднявшись на кресле с подъемным механизмом. В середине комнаты стоял стол на 14 человек.

По звонку колокольчика блюда подавались в зал с первого этажа с помощью специальных механизмов. Гости могли отправлять записки с заказами прямо на первый этаж, не спускаясь.

Балкон павильона «Эрмитаж». Такие сооружения были распространены в XVIII—XIX веках.

Петропавловский собор — главное сооружение Петропавловской крепости. Здание хорошо сохранилось до наших дней.

До 1712 г. это была небольшая деревянная церковь, которую решено было перестроить в камне. Строительными работами руководил Доменико Трезини. В первую очередь была возведена колокольня с тонким высоким шпилем. За основу проекта взят шпиль церкви Святого Петра в Риге, который произвел на императора особое впечатление.

Главный фасад Петропавловского собора по замыслу архитектора должен был сочетать в себе итальянские и североевропейские традиции. Строительство закончили в 1733 г., тогда же произошло его торжественное освящение.

Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. С нее началось строительство города. Главное здание крепости — Петропавловский собор.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Он был построен для губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Барочный дворец возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.

Помещения здания использовали для торжественных приемов, здесь проводили свадьбы и пиры. Дворец удивлял масштабом и роскошью: зал для ассамблей, парадная приемная и другие помещения.

Главный фасад украшен пилястрами с каменными капителями, в завершении которых расположен аттик с шестью скульптурами: Зевса, Нептуна, Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В четырехэтажном здании располагалась лоджия для оркестров.

Крыша с изломом характерна для петровского барокко. Внутренне убранство соответствовало внешней роскоши: комнаты облицевали плиткой с кобальтовой росписью.

В 1727 г. Меншикова обвинили в казнокрадстве, и его дворец был отдан под Кадетский корпус.

Фрагмент фасада Меншиковского дворца. Построен для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Летний дворец Петра I

Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.

Дворец сохранился практически в первозданном виде, перестраивалась только крыша. По облику здания можно четко увидеть вкусы и предпочтения Петра I.

Дворец построен в голландском стиле, на стенах расположены 29 барельефов, на большинстве из которых можно увидеть море и петровские галеры. Прослеживаются и мифологические сюжеты: главный фасад украшает Минерва, окруженная военными трофеями.

Барельефы выполнялись Шлютером, но после его смерти работу заканчивали другие мастера, оставшиеся неизвестными. Предполагают, что над созданием барельефов трудилось несколько человек, т.к. качество исполнения работы разное.

Здание дворца — двухэтажное, прямоугольное, сделанное из кирпича. На крыше расположен флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея своим копьем.

Рядом с Летним дворцом расположился летний сад, вначале носивший название «Царский огород».

Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец скромен: состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Фасад Летнего дворца.

Кикины палаты

Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.

Изначально палаты планировались одноэтажными над подвалом и двухэтажными в центральной части здания. В 1720 г. второй этаж был надстроен и над боковыми крыльями.

Структура здания характерна для эпохи Петра I: фасад выполнен в красно-белых тонах, первый этаж украшают одинарные пилястры, а на втором этаже расположены парные. Фасады декорированы лопатками, а на боковых ризалитах расположены изогнутые фронтоны.

Внешний вид сооружения напоминает Петергофский дворец, в основе обоих зданий мог лежать один проект.

Кикин был обвинен в казнокрадстве в 1718 г., и палаты перешли в казну. В здании расположили петровскую коллекцию раритетов. В 1719 г. в палатах расположились Кунсткамера и библиотека, а в 1733 — полковой лазарет.

Единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове. Первый проект создал Доменико Трезини.

Главная функция — административная, в здании располагались 12 коллегий, сформированных вместо устаревших приказов.

Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.

Здание коллегий объединено общим фасадом. Все 12 фасадов имеют общий облик, отличия только в украшениях фронтонов.

У каждого корпуса расположен отдельный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений и представлял собой открытую галерею. На двух верхних этажах окна обрамляли фигурные наличники, характерные для петровской архитектуры того времени.

Фасад здания Двенадцати коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий представляет собой самый крупный памятник эпохи петровского барокко — его протяженность составляет более 400 м.

Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года, введённые в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы Нации

Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре I Большой каскад Петергофа в наши дни

Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.

Во многих отношениях Петергоф превзошёл Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности — был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

Дворец Марли

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций Царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенёс её в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике.

План гидротехнических сооружений Петергофа Дворец Монплезир

План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрёстными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем — Нижний Парк, защищённый от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части — дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле «петровского барокко».

Морской канал Петергофа

Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 вёрст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришёл к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.

Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра Императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.

Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времён своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России — ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов.

Зимний дом Петра I, 1710-е гг.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец Императора Петра в Петербурге — до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой Петергофа и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ — этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (возможно, за исключением построенного несколько ранее дворца первого петербургского губернатора А. Д. Меншикова).

Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.

После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725—1727 гг., а отделка отдельных залов для нового Императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен новый грандиозный Зимний дворец. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора «Пётр Первый и Второй».

64-пушечный линейный корабль «Дербент»

Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.

54-пушечные линейные корабли типа «Санкт-Михаил»

В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два 54-пушечных линейных корабля типа «Санкт-Михаил»:

  • «Санкт-Михаил» («Архангел Михаил») — заложен 24 сентября 1721 года, спущен на воду 26 мая 1723 года.
  • «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 года, спущен на воду 19 июля 1723 года.

Ещё два корабля этого типа были построены позднее.

Кронштадтские гавани, 1722 г.

Крупнейшие морские порты

Кронштадт (расширение и укрепление)

В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен форт «Цитадель», защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной.

По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха, Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее Ладожскому каналу.

Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, 2012 г.

Гребной порт Санкт-Петербурга

В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 × 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м), полностью достроенного уже при Петре II к концу 1720-х гг.

Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань.

Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками. Они стали началом «фортеции» Галерной гавани — полностью же сооружение её деревянно-земляных укреплений и рва было завершено уже при Анне Иоанновне в 1736 г. При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.

Астраханский военный порт

Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутум (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства).

В том же 1722 г. году на базе существующей Астраханской верфи, ранее подчинённой Казанскому адмиралтейству, началось строительство Астраханского адмиралтейства.

Металлургическая промышленность

Екатеринбургский завод, 1729 г. На переднем плане — плотина. Егошихинский завод, план В. де Геннина, 1735 г. Пыскорский завод, план В. де Геннина, 1747 г.

Государственные Сибирские (Уральские) заводы

В 1720-е гг. на Урале создаётся ряд новых государственных заводов и происходит модернизация старых заводов, созданных ещё в начале 1700-х гг. В связи с завершением Северной войны к этому времени внутренняя потребность в металле для пушек снизилась, и появилась возможность начать экспорт чугуна за рубеж. В течение десятилетия Россия стала не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим экспортёром чугуна в мире. Эти позиции страна удерживала до конца XVIII в.

По состоянию на конец 1710-х гг. крупнейшими на Урале были заводы Никиты Демидова, государственные же заводы были сравнительно неэффективны. В 1720 г. на Урал для основания новых заводов посылается Василий Татищев, в то время также осуществлявший руководство работами по «землемерию» всего государства (первая инструментальная картографическая съёмка России). На Уктусском заводе в районе нынешнего Екатеринбурга Татищев создал Сибирское высшее горное начальство, ведавшее всеми государственными Сибирскими (Уральскими) заводами. Татищев выбрал на западном склоне Урала на реке Ягошихе место для медного завода, а на восточном склоне на реке Исеть — место для чугунолитейного завода, который должен был стать одним из крупнейших в стране.

Вскоре на Урал прибыл новым начальником Вилим де Геннин, ранее успешно модернизировавший Петровский завод и положивший начало Сестрорецкому заводу. Де Геннин одобрил татищевские проекты и осуществил строительство двух крупных заводов:

  • Егошихинский (Ягошихинский) медный завод (основан 4 (15) мая 1723 г., заработал в январе 1724 г.) — впоследствии завод превратился в город Пермь.
  • Екатеринбургский завод (активное строительство началось 12 марта 1723 г., заработал 24 ноября 1723 г.) — ставший основой города Екатеринбурга (днём основания города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты завода). Крупнейший металлургический завод России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности демидовский Нижнетагильский завод, также имевший 4 домны).

Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь выросший вокруг завода город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале.

В те же годы де Геннин осуществил модернизацию старых казённых заводов (Уктусского, Алапаевского и Каменского), основал Полевский и Лялинский, Верх-Исетский и Верхне-Уктусский заводы, возобновил старинный Пыскорский завод в Соликамске (первый казённый медеплавильный завод, построенный ещё в 1634 г.). В последующие годы он также построил Синячихинский завод (1726) и Сысертский завод (1733). Де Геннин открыл на Урале первые горнозаводские школы, поставил самые современные вододействующие машины и построил заводские плотины (бывшие, как правило, самыми сложными и трудозатратными сооружениями на заводах). Всего де Геннин, руководивший Уральской промышленностью вплоть до 1734 г. (с перерывами на поездки в Петербург) основал на Урале 9 новых заводов на которых работали около 25 000 работников.

Машиностроение

Сестрорецкий Оружейный завод на рубеже XIX—XX вв. Кузница Сестрорецкого завода. Худ. Н.Куртейль, первая половина XIX в.

Сестрорецкий завод

Сестрорецкий оружейный завод был построен в 1721—1724 гг. на берегу Финского залива у созданной для завода плотины, перегородившей реку Сестру и образовавшей огромное водохранилище (Сестрорецкий разлив). Пётр I задумал создать завод на этом месте ещё в 1714 г., сразу после победы над шведами при Гангуте, которая означала окончательное закрепление России на берегах Балтики. 1714 г. считается годом основания города Сестрорецка. В последующие годы здесь была создана пристань, построен дворец для Петра I и начаты подготовительные работы по созданию завода. Новый завод располагался непосредственно вблизи новой строящейся столицы России — Санкт-Петербурга, и на него было переведено около половины рабочих с относительно отдалённых Олонецких заводов в Карелии, а также часть техники оттуда. Также был переведён и начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин, который руководил строительством нового завода на первом этапе, пока не уехал строить заводы на Урале.

К открытию завода 27 января 1724 г. было построено 20 цехов (оружейные, пушечные, якорные, станочные и другие мастерские), плотина и 28 вододействующих колёс, которые, приводили в движение заводские машины. Также был построен крупный пороховой завод, производивший 3500 пудов пороха в год. Сестрорецкий завод сразу же стал крупнейшим и самым передовым оружейным заводом России, сравнимым по величине лишь с Тульским заводом. Рядом с Сестрорецком в последние годы правления Петра I была построена усадьба Дальние Дубки с трёхэтажным каменным дворцом.

Астраханское адмиралтейство

См. Астраханский военный порт.

Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)

Фортификационные сооружения

Екатеринбургская крепость

См. Екатеринбург.

Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости

В 1723 г. Император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране. Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», возведённым к 1724 г. на искусственном острове. Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».

Московские ворота Печерской (Киевской) крепости, 2017

Печерская крепость в Киеве — завершение строительства

В это время по приказу Петра I в Киеве была полностью достроена частично введённая в строй ранее новая бастионная система укреплений Печерского монастыря, ставшая с этого момента основным из городских укреплений.

Часть зданий сооружений крепости сохранились до наших дней. Гораздо позднее крепость подверглась значительному расширению.

Вал Царицынской линии в 2013 г. — стела показывает её изначальный профиль

Царицынская сторожевая линия

Крупнейшее, по некоторым оценкам, в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия предназначалась для защиты более северных земель от набегов с юга и представляла собой сплошной оборонительный вал в междуречье Волги и Дона, которым соединялись Царицынская крепость, и построенные в качестве части этой линии опорные крепостцы Мечетная, Граческая и Донская, а также Оскорский редут. Общая протяжённость составляет 60 км. Строилась по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в основном в 1718…1722 г., хотя продолжала усиливаться вплоть до 1732 г., поэтому время полного окончания строительства в различных источниках указывается как 1722, 1723, 1725 и 1732 гг.

Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Итальянский дворец в Кронштадте, 1727 г.

Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте

Построенный в Кронштадте в 1720—1724 гг. дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом Петровской эпохи.

После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. — Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был полностью перестроен из стиля «петровское барокко» в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращённый в сад) и Итальянский пруд — часть Купеческой гавани Кронштадта.

Петергофские дворцы

См. раздел Символы Нации.

Зимний дворец

См. раздел Символы Нации.

Гидротехническое строительство

Канал Вышневолоцкой водной системы. Вышний Волочёк, 2012 г. Карта Вышневолоцкой водной системы

Вышневолоцкая водная система

Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введён в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчёты привели к недостаточной пропускной способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.

В 1719 г. Петр I отдаёт канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нём порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монографию по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722…1723 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довёл канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее, в 1740-е годы, Сердюков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что в результате и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и к тому же односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешёл на Мариинскую водную систему.

Комплекс гидросооружений Петергофа

См. Петергоф.

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Строительство кораблей Азовской флотилии

В 1723 году в Тавровское адмиралтейство из Санкт-Петербурга и окрестностей Воронежа прибыло в общей сложности 14 тысяч работников, приступивших к постройке судов для предполагавшейся операции по возвращению выхода к Азовскому морю. К ноябрю 1724 года, когда последовало распоряжение Петра I о прекращении нового строительства и начале работ по консервации частично и полностью готовых судов, было построено уже большое количество небольших судов. Работы по консервации были выполнены также с большим размахом, что подтверждается докладом начальника адмиралтейства 1731 году, утверждавшего, что в созданных условиях суда могут храниться ещё 50 лет без всякого повреждения.

Построенные суда хранились до 1733 года, когда по указу Императрицы Анны I их строительство было продолжено для участия в последовавшей вскоре русско-турецкой войне.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Перепись населения 1718—1722 годов

В 26 ноября 1718 года Царь Пётр I издал указ о проведении в течение года переписи мужского населения страны для введения подушной подати с целью содержания регулярной армии. Однако организационные трудности привели к тому, что перепись, в результате которой удалось выявить около 5 млн налогоплательщиков, была завершена только к началу 1722 года.

План застройки Кронштадта 1723 года

Город Кронштадт

7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Коронный город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.

Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть до 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).

Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец — самое большое дворцовое здание петровской эпохи.

Город Сестрорецк

См. Сестрорецкий завод.

План Екатеринбургской крепости, 1729 г. В центре — плотина и завод. План Екатеринбурга, 1726 г. Екатеринбург в 1734 г.

Город Екатеринбург

Официальной датой основания Екатеринбурга ныне считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты Екатеринбургского завода. Место для завода, предназначенного стать крупнейшим государственным предприятием на Урале, выбрал в 1721 г. Василий Татищев. Активное строительство началось 12 марта 1723 г., а полностью завод заработал 24 ноября 1723 г. Екатеринбургский завод стал крупнейшим заводом России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности Нижнетагильский завод, так же имевший 4 домны).

Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале. Крепость Екатеринбург существовала до начала XIX в., а затем была снесена как утратившая оборонное значение. Город, строившийся по регулярному плану де Геннина, был первым крупным городом с регулярной планировкой на Урале и в Сибири.

Уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Город оказался в центре системы из нескольких заводов — помимо собственно Екатеринбургского завода, рядом находился основанный ещё в начале 1700-х гг. Уктусский завод, а в 1726 г. близ города заработали Верхне-Исетский и Верхне-Уктусский заводы. Плотина Екатеринбургского завода, существующая и поныне, образовала крупный Городской пруд, а плотина Верхне-Исетского завода — ещё более крупный Верхне-Исетский пруд. Вскоре после основания города в нем были созданы первые на Урале горнозаводские школы. 18 октября 1725 г. в Екатеринбургской крепости открылся Екатеринбургский монетный двор, более полутора веков производивший до 80 % всех медных денег России. В 1732 г. в городе была основана меднопосудная фабрика, в 1734 году в Екатеринбурге учреждена полиция (третья после Москвы и Санкт-Петербурга).

Финский залив в XVIII в. Петергофская дорога на южном берегу Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург Петергофская дорога в наши дни

Петергофская дорога

После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала, наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него.

В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. Именно здесь Пётр I и первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков построили свои загородные дворцы, а вскоре к строительству подключились и другие дворяне, недавно переехавшие в Петербург из Москвы и иных городов. Практически вся территория вокруг дороги была разделена на участки, на которых строились «забавные дома» царя и дворян.

В результате уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:

  • Екатерингоф — резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга.
  • Стрельна — первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенёс свою главную резиденцию в Петергоф).
  • Петергоф — знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом.
  • Ораниенбаум — загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль «петровского барокко»).

Позднее, в конце XVIII—XIX вв., на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышленными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII—XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остаётся таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны.

  • Екатерингоф при Петре I

  • Путевой дворец Петра I в Стрельне

  • Петергоф при Петре I

  • Ораниенбаум при Петре I

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
  3. В то время отчасти в целях дезинформации иностранных разведок даже в официальных документах один и тот же корабль мог называться сразу несколькими именами, как правило связанных по смыслу на разных языках. В данном случае название «Санкт-Михаил» просто является наиболее устоявшимся в современной литературе.
  4. При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
  5. Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.