Бегство в Египет

Рождество Христово. Евангельский рассказ

Днесь приемлет Вифлеем Сидящего присно (всегда) со Отцем!
(Служба Рождеству Христову. Утреня. Ирмос 3-й песни)
Спаситель родился в Вифлееме, куда Иосиф с Марией прибыли на перепись населения. Зачем Иосиф взял с собою Марию, ведь в переписи должны были участвовать только мужчины?
Возможно, злые языки что-то говорили о его жене, которая оказалась беременной еще до брака, и Иосиф не хотел оставлять Марию одну. В любом случае Рождение Иисуса в Вифлееме произошло во исполнение древнего пророчества: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля» (Мих. 5, 2).
Из-за огромного стечения народа, прибывшего на перепись, город оказался переполнен, все гостиницы были заняты. Горели костры, люди танцевали, пили и ели. Никому не было дела до пробиравшегося по кривым улочкам мужчины и закутанной в одеяла, сидящей на ослике молодой женщины.
Марии наступало время родить, Иосиф ищет повитуху, ищет, где бы взять воды, где можно было бы прилечь… Но город переполнен, и нет ни одного свободного места. И Иосиф с Марией бегут на окраину города, где находились пещеры. В холодные ночи в эти пещеры пастухи загоняли свой скот.
Там, в пещере, на подстилке из соломы Мария родила Сына. Спеленала Его (по иудейским представлениям, сразу после появления малыша на свет следовало его туго спеленать, считалось, что такой младенец вырастает более здоровым и сильным), положила в ясли – кормушку для скота.
Так просто, совершенно по-земному, вдали от шума и блеска всего мира, родился Тот, Кто изменил на земле течение времени.
Лука сообщает, что находившиеся в ту ночь недалеко в поле пастухи узнали о чудесном рождении через Ангела. Увидев небесного вестника, пастухи «убоялись страхом великим» (Лк. 2, 9), задрожали, но Ангел ободрил их: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11).
Интересная деталь: пастухи бегут поклониться Новорожденному и рассказывают о явлении им Ангела Марии и Иосифу. И даже Евангелист замечает: «слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2, 18-19).
Мы, отстоящие на тысячелетия от этого события, склонны мифологизировать происшедшее. На рождественских открытках изображается пещера, залитая светом, множество ангелов с трубами… В древнем апокрифическом евангелии от Иакова рассказывается, что в эту минуту замерло все мироздание, остановилось течение вод, затих ветер…
Но в действительности все обстояло прозаичней. Бегство из переполненного города, гудящего, словно улей, поиски пещеры, холодный, пронизывающий ветер в поле. Теплая, но едва ли пахнущая фимиамом темная пещера, коптящий фитилек глиняной лампы, Рождение Ребенка, о предназначении Которого могли лишь догадываться Мария с Иосифом.
Знаки были. Их обильно рассыпают в своих повествованиях Евангелисты: явление звезды, странное сообщение пастухов, позже – поклонение и подарки мудрецов с Востока…
Но многого стоит это краткое: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем! Всматривалась в Сына, пытаясь увидеть сверхъестественные, небесные черты в лице Ребенка, что-то особенное, неземное. Жадно ловила слова – пастухов, волхвов – этот Ребенок поистине особенный. Долгожданный Мессия?..
Приветствовать Новорожденного из далекой страны пришли мудрецы. Планеты указали им, что в далекой Палестине родился царь – «…Звездам служащии – звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети…» – как поется в тропаре Рождества.
…Волхвы приходят в столицу, в Иерусалим, направляются к Ироду. Гаспар, Мелхиор, Валтасар (предание донесло нам даже их имена) спрашивают тирана: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2).
И далее Евангелист отмечает: «услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (2, 3).
Нужно знать обстановку того времени и кем был этот царь Ирод, чтобы представить себе, какой эффект произвело заявление волхвов.
Маниакально подозрительный и жестокий, Ирод вызывал ненависть всех иудеев. Опасаясь измены, он приказал убить почти всех своих родственников. В старости Ирод сильно болел. «Болезнь охватила все его тело и в отдаленных частях его причиняла ему самые разнообразные страдания. Лихорадка не была так сильна, но на всей поверхности кожи он испытывал невыносимый зуд, а в заднепроходной кишке – постоянные боли; на ногах у него образовались отеки, как у людей, одержимых водобоязнью, на животе – воспаление, а в срамной области – гниющая язва, которая воспитывала червей. Ко всему этому наступили припадки одышки, лишавшие его возможности лежать, и судороги во всех членах».
Иудейский историк Иосиф Флавий, родившийся в 37 году н. э., оставивший нам сочинения об Иудее того времени, рассказывал, что, когда Ирод почувствовал приближение смерти, он в мрачном расположении духа, страдая от непереносимых болей, «желая как будто бросить угрозу самой смерти, предпринял безбожное дело. Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме; затем он призвал к себе свою сестру Саломею и мужа ее Алексу и сказал им: “Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур, и блестящую погребальную процессию… Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждое семейство против своей воли плакало бы над моей смертью”». (Надо заметить, что Саломея, как только император скончался, приказала освободить всех пленных и только после этого сообщила о его смерти войску и народу.)
Злоба Ирода вполне могла породить и чудовищный план истребления всех младенцев «до двух лет», о чем сообщает Евангелист (Мф. 2, 15). Стали хрестоматийными слова императора Августа, сказанные им об Ироде: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». По крайней мере, свинину иудеи не едят, а сына всегда можно обвинить в заговоре и казнить.
Мы уже упоминали, что иудейский царь Ирод, опасаясь соперника своего правления, пытается уничтожить новорожденного Царя Израиля. Для этого он приказывает убить всех младенцев возрастом до двух лет.
Приводя древнее пророчество, Евангелист Матфей вздыхает: «Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет”» (Мф. 2, 18).
Иосиф с Марией скрываются в Египте, а посланцы Ирода истребляют младенцев. Сколько было убито этих самых первых новорожденных мучеников, которых прославляет Церковь ежегодно через несколько дней после празднования Рождества Христова? В Предании называются различные цифры, обычно внушительные. Однако историки говорят, что в Вифлееме и его окрестностях с населением в одну тысячу человек детей мужского пола до двух лет не могло быть больше двух-трех десятков. Автор авторитетного дореволюционного комментария на Новый Завет по этому поводу замечает: «Указания в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 тысячи младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайними преувеличениями, возникшими, вероятно, из желания увеличить вину Ирода. Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил ли он 20 или 14.000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным в том и в другом случае».
…Но вернемся к тому моменту, когда, по прошествии нескольких дней после Рождения Младенца, Мария с Иосифом, по-видимому, нашли место в городе и переселились туда из пещеры. Евангелия об этом не сообщают. Мы читаем лишь, что они находились в некоем «доме». И именно к этому дому привела звезда волхвов. Они, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 1, 11).
«Пав, поклонились» – значит, пали ниц перед Младенцем как перед Царем. И как Царю принесли ему золото и ароматные восточные благовония.
С первых веков христианства богословы пытались объяснить, почему были принесены именно такие подарки. Несомненно, что Евангелист Матфей упомянул о подарках, помня о пророчестве Исаии: «и придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию… Принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 3,6).
Однако в этом даре можно видеть что-то и еще – указание на служение Христово ради спасения рода человеческого. Золото было принесено Иисусу как Царю мира, ладан, который использовали за богослужением, – как Священнику, смирну, особое благовоние использовавшееся в погребальных обрядах, – как дар Тому, Кому надлежит умереть за грехи мира.
Однако, как кажется, гораздо важнее самих подарков был факт поклонения восточных мудрецов Новорожденному. Поклонение магов-звездочетов, увидевших звезду и понявших этот Божий знак, предпринявших долгий и трудный путь в надежде увидеть Царя и Спасителя мира, показывает, что чаяния и надежды древнего человечества исполнились. Сложив свои дары пред ногами Новорожденного, маги, эти древние властители человеческих умов и сердец словно передавали Младенцу полномочия «вязать и решить» человеческие судьбы. Отныне не колдовство и астрология определяли жизнь человека, но державная воля Богомладенца Христа.
(Из книги свящ. Константина Пархоменко «Кто такой Иисус Христос». М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2003.)
Представляю вашему внимание несколько замечательных и очень нежных произведений итальянского искусства 15-го века на тему Рождества Христова из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Антонио да Фиренце. Мадонна с младенцем. 15-й век.

Андрея Верроккьо. Мадонна с младенцем. Флорентийская школа. 15-й век.

Дзаноби Строцци. Мадонна. 15-й век.

Рафаэло Ботиччини. Поклонение Св. Младеннцу со св. Варварой и св. Мартином. 15-й век.

Джованни делла Робина. Рождество. 15-й век.

Антония Росселлино. Мадонна с Младенцем. Мрамор. 15-й век.

Рождество. Все дороги ведут в Вифлеем

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Итак, Мария и Иосиф могли покинуть Назарет, скрывая беременность Пречистой Девы. От неприятных вопросов
они прячутся на родине Иосифа – в Вифлееме. Там они не находят пристанища и Мария с
новорожденным в разгар зимы оказывается в … хлеву. Неужели в родном городе Иосиф не нашёл знакомых
или просто сердобольных людей, чтобы приютить роженицу? Односельчане так негостеприимны,
что возникает желание разобраться и найти этому объяснение.
Уже само появление Марии в Вифлееме покрыто мраком. Скудные сведения об этом можно обнаружить только у ев. Луки и Матфея. Оба евангелиста противоречат друг другу, соглашаясь лишь в том, что Иисус действительно появился на свет в Вифлееме Иудейском.
Лука уверяет, что вначале — до беременности Марии — молодожены жили в Назарете, оттуда пришли в город Давида — Вифлеем, а после рождения Христа вернулись в Назарет.
Матфей же полагает, что они родили Иисуса в Вифлееме, бежали в Египет и значительно позже — после смерти Ирода — поселились в Назарете.
Обе версии не исключают того, что Иосиф и Мария ПОЯВИЛИСЬ В ВИФЛЕЕМЕ НЕЗАДОЛГО ДО РОЖДЕНИЯ СВОЕГО ПЕРВЕНЦА. Однако, это вовсе не означает, что город был для них чужим:
• Иосиф пошёл в Вифлеем на перепись, поскольку он родом оттуда. Должно быть, в этом городе находился дом
родителей, родственников или его собственный дом.
• В Вифлееме Мария и Иосиф жили довольно долго (не менее полутора месяцев)*, то есть имели для этого
средства и возможности. Между тем, жертва, которую они приносят в храме (две голубицы) свидетельствует об
их крайней бедности (по такому случаю полагалось приносить в дар Господу тельца и голубицу). Как же
такие бедняки продержались полтора месяца (или более) в чужом городе?**
• Из Египта беженцы вначале собирались вернуться с ребёнком в Иудею и, только получив откровение,
переселяются в Галилею (В Назарет). Значит, у них действительно было жилье в Иудее (скорее всего, — в Вифлееме).
До этих событий обрученные, вероятно, жили порознь: невеста ожидала свадьбы дома в Назарете, а жених обустраивался в Вифлееме и время от времени посещал Назарет. В один из дней Мария ушла к своей родственнице Елизавете в Иудею и через 3 месяца направилась обратно.
В Галилею, за 150-170 км? От Елизаветы беременной Марии куда проще было вернуться не домой в далекий Назарет, а к мужу в соседний Вифлеем.
——————————————————
*На сороковой день после рождения сына они посетили храм в Иерусалиме и лишь потом отправились в Назарет. Если
же они ушли из Назарета за несколько месяцев до родов, то срок их пребывания в Вифлееме мог составить
4-5 месяцев.
**Не в хлеву же в самом деле пробыли они до конца декабря!
——————————————————
А как же быть с якобы СОВМЕСТНЫМ путешествием супругов из Назарета в Вифлеем? Действительно ли об этом свидетельствует Лука?
На самом деле Писание утверждает лишь то, что ИОСИФ приходил на перепись в Вифлеем, но оставляет открытым вопрос, СОПРОВОЖДАЛА ЛИ ЕГО МАРИЯ:
«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что
он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». (Лк 2 4-5)
Значит, Иосиф мог прийти в Вифлеем из Назарета на перепись БЕЗ ЖЕНЫ, которая жила в это время у Елизаветы в Бейт-Захарии. Мария САМОСТОЯТЕЛЬНО ЯВИЛАСЬ В ВИФЛЕЕМ к Иосифу, когда Елизавета перестала нуждаться в ее помощи.
Такое путешествие было вполне ей по силам, поскольку «город Давидов» расположен вблизи Бейт-Захарии. Если дело обстояло таким образом, то слова “не бойся принять Марию”, “ принял жену свою” лишь подтверждают, что
======================================================
Мария не жила у Иосифа,
а сама пришла к мужу в Вифлеем,
будучи уже беременной.
======================================================
Можно понять состояние обманутого мужа – позор, тоска и жалкий жребий. Мужская ревность и иудейский закон требуют примерно наказать изменницу. Но что-то удерживает Иосифа от поспешных решений… Кто же умиротворяет беднягу Иосифа — Бог, внутренний голос или молодая жена?
Марии не пришлось проделывать утомительное путешествие от Елизаветы в Галилею, а Иосифу – увозить беременную из Галилеи в Иудею под предлогом переписи. ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ В ВИФЛЕЕМСКОМ ДОМЕ ИОСИФА ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ РАЗЛУКИ, и муж с изумлением узнал, что Мария ждет ребенка, хотя он еще не вступал с ней в интимные отношения. Нетрудно представить себе его негодование.
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они,
оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее,
хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф,
сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына,
и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел
ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее…» (Мф 1 18 -25)
Уязвленный муж порывался «тайно отпустить» Марию (то есть освободить ее от брачных обязательств и отправить домой), но подчинился воле небес и оставил Марию у себя. Он в данном случае проявил милосердие, чего не скажешь о высших силах.
В самом деле, на первых порах небеса не слишком жалуют праведного Иосифа — в отличие от Захарии (мужа Елизаветы и отца Крестителя) и Богородицы, предупрежденных ЗАРАНЕЕ, Иосифа ставят в известность только post factum. Захарии и Марии ангел является НАЯВУ, Иосифу же дозволяется лицезреть божьего посланника только во сне. Пророчество, которое получает сонный Иосиф от ангела – “Он спасет людей своих от грехов их”, — звучит очень скромно по сравнению с величественными пророчествами для Захарии и Марии. Оно всего лишь расшифровывает имя Иисуса – «Спаситель». Все прочее — кто такие «свои люди» и от каких грехов спасет их сын Марии – ангел оставляет без комментариев. Фактически всё откровение сводится к лаконичному разъяснению: «Твоя Мария зачала от Святого Духа». Если учесть, что о таком способе воспроизводства до сих пор никто не слыхивал (Мария, например, запросила у ангела подробностей), такая лапидарность граничит с издевкой.
Достаточно только представить себе положение Иосифа, чтобы понять, какому испытанию подвергают небеса его веру. Отчего же вначале Всевышний так явно пренебрегает праведным Иосифом, если позднее Он сменил гнев на милость и начал активно помогать ему? Трудно поверить, что одни и те же высшие силы практически игнорируют Иосифа, пока его жена зачинает и вынашивает своего первенца, и ТРИЖДЫ заботливо предупреждают его ПОСЛЕ рождения сына*. С трудом верится и в то, что Иосифа убедили скупые и беспрецедентные объяснения фантома, приходившего во сне. Неправдоподобно выглядит и молчание Марии: ведь муж наверняка набросился на нее с вопросами и упреками. Неужели она не рассказала ему о Гаврииле, о необычайном «осенении», не сослалась на пророчество Елизаветы? Как-то не верится, что возмущенного мужа Марии успокоило краткое ночное видение. Должно быть, ночью Иосифа уговаривал не только ангел**.
——————————————————
*Возможно, Господа интересует не Иосиф, а Сын Божий. и все откровения вызваны заботой только о нем?
Но первое откровение (до рождения сына) прежде всего защищает Марию, а третье и четвертое больше относятся к
выбору места жительства.
**Матфей и сам понимает, в каком направлении может устремиться воображение читателя, и потому поспешно
уточняет: «и не знал Ее».
——————————————————
Продолжение следует.
(полную версию книги «СЕ — ЧЕЛОВЕК» см. на сайте tomastwin.wix.com/history).

Бегство в Египет

Бегство в Египет
(фреска Джотто в капелле Скровеньи)

Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических Евангелиях детства. Бегство в Египет является популярной темой в изобразительном искусстве.

Евангельский рассказ

Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мф.2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1).

О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете

Чтимые церковью места

Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Евангелие не сообщает о местах, которые Святое семейство посетило на своём пути в Египте, они известны лишь из Священного Предания. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в традиции коптов — египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются сочинения папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384—412 годы).

К числу почитаемых мест относятся:

  • Матария (en:Al-Matariyyah) (северная окраина современного Каира): почитается сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое семейство, и колодец (кладка относится к римской эпохе), возведённый над источником, забившем по приказанию Иисуса. Копты почитают сикомору и от умирающего дерева берут росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 году (рядом находится его засохший предшественник, посаженый в 1672 году).
  • Эль-Минья (в 20 км от города на восточном берегу Нила расположен монастырь в котором в 328 году императрицей Еленой был построен храм над пещерой, где по преданию нашло себе убежище Святое семейство во время бегства в Египет).
  • Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга) (англ.): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого семейства.
  • Монастырь Каламон (Иорданская долина): почитается пещера, в которой Святое семейство останавливалось на ночлег.
  • Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена в IV веке, в павильоне на территории храма находятся ступении, ведущие к воде — их почитают как место где Святое семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.

Апокрифические истории

Апокрифические источники в отличие от канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес связанных с бегством в Египет. При этом наиболее раннее из Евангелий детства — Протоевангелие Иакова (ок. 150 года) не упоминает об этой истории, а сообщает, что «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли». Подробное описание бегства содержится в Евангелии Псевдо-Матфея (IV век) и Арабском евангелии детства Спасителя (VI век).

Евангелие Псевдо-Матфея

Данный апокриф, как и канонический текст, сообщает, что Иосиф получил повеление отправится в Египет от явившегося ему ангела и далее рассказывает о чудесах, которые произошли по пути Святого семейства. Автор апокрифа сообщает, что Иосифа и Марию сопровождали трое отроков (предание считает их детьми Иосифа) и молодая девушка (предание считает её повитухой Саломеей). Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».

Святое семейство на привале
(Адам Эльсхаймер, ок. 1600 года)

  • Усмирение диких зверей

Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:

…вдруг вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами; они поклонились Ему, и когда поклонились, они ушли. И исполнилось то, что сказал пророк: «Хвалите Господа вы, сущие на земле, драконы».

Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6).

  • Чудо с пальмой

Чудо с пальмой (Великолепный часослов герцога Беррийского)

В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой на вершине которой было множество плодов. Иосиф не смог достать их своей жене и тогда Иисус повелел пальме наклонится и Богородица смогла утолить голод. В ответ на замечание своей матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу». На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:

…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы.

Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».

  • Сокрушение идолов

По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.

И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми.

Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом».

Святое семейство оставалось в Сотине до тех пор пока ангел не возвестил Иосифу, что можно вернуться в Иудею так как умерли «искавшие жизни Младенца».

Арабское евангелие детства Спасителя

  • Сокрушение идола и исцеление сына жреца

Сокушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)

Пройдя всего один день пути Святое семейство достигло крупный египетский город в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:

Отвечал им идол:
— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.

После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».

Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.

  • Обращение в бегство разбойников

Бегство в Египет (Джентиле да Фабриано, 1423 год)

Идя по пустыне, Святое семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками. В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает. Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».

  • Исцеление бесноватой

Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».

  • Исцеление немой невесты

В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое семейство проезжало через селение, то «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».

  • Изгнание змея-насильника

В городе, через которые проходило Святое семейство жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки: «И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул её сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела».

  • Исцеление прокажённых

» Anno Domini» (Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг, конец XIX века)

Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой. Она рассказала ей свою историю исцеления и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы». Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь.

  • Чудо с мулом

Проезжая мимо кладбища, Святое семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом. Узнав, что мул это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: „Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был“. И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».

  • Два разбойника

Пересекая пустыню Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить:

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.

Изобразительное искусство

Бегство в Египет
(Альбрехт Дюрер, 1494—1497 годы)

Иконография бегства в Египет основана в большинстве случаев исключительно на апокрифических источниках. Только начальная и конечная сцены (явления ангела Иосифу в иудее и Египте) основаны на канонических текстах. Это объясняется тем, что «богатство фантастических подробностей, имеющихся в апокрифах, стоит в резкой противоположности с правдивою простотою евангельского повествования».

Основными персонажами выступают Дева Мария, едущая на осле, младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Дополнительно изображаются фигуру женщин-служанок и детей Иосифа Обручника (чаще всего это апостол Иаков). Символически движение процессии в Египет обозначается направлением движения путников слева направо, а их возвращение — справа налево.

К наиболее ранним изображениям сцены бегства в Египет относится мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре (Рим), созданная в 432—440 годы. Изображённая сцена прибытия Святого семейства в город Сотин, заимствованная из апокрифов, противопоставлена сцене поклонения волхвов на противоположенной дуге арки. Художник этим соединяет два явления Христа язычникам.

В западной иконографии сюжет бегства в Египет появляется довольно поздно, ещё позднее (XIV век) появляются сцены отдыха Святого семейства (первым известным образцом является работа Мастера Бертрама на Грабовском алтаре (ок. 1379 года)). К концу XV века в живописи начинает доминировать Мария с младенцем, а Иосифу отводится второстепенная роль. Из работ этого периода примечательна работа Караваджо: художник изобразил ангела, играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф.

Святое семейство на отдыхе
(Караваджо, 1596—1597 годы)

К числу наиболее поздних сюжетов относится переправа Святого семейства на лодке через реку. Этот мотив встречается в итальянской и французской живописи XVII—XVIII веков. Иногда перевозчиком выступает Харон (картины Пуссена и Буше), этим даётся намёк на будущую смерть Спасителя. Это иногда особо подчёркивается явлением в облаках ангела с крестом в руках.

В православной живописи сцена бегства в Египет является редким сюжетом и встречается чаще всего как клеймо на иконах Рождества Христова.

Наиболее популярные сюжеты:

  • Явление ангела Иосифу (изображается как перед бегством в Египет, так и перед возвращением из него);
  • Святое семейство по пути в Египет (изображается процессией с участием апокрифических персонажей);
  • Отдых Святого семейства (часто изображается пальма, чудесным образом склонившая свою крону, чтобы укрыть Деву Марию от зноя);
  • Сокрушение идолов (число идолов различно — от одного до четырёх, частным вариантом является прибытие Святого семейства в город Сотин).

  • Явление ангела Иосифу (фреска в атенском Сионе, 1080 год)

  • Бегство в Египет (Джотто, церковь Сан-Франческо в Ассизи)

  • Явление ангела Иосифу и бегство в Египет (Дуччо, Маэста)

  • Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век)

  • Бегство в Египет (Ханс Роттенхаммер, Ян Брейгель Старший)

  • Бегство в Египет (Рембрандт, 1627 год)

Примечания

  • Бегство Св. Семейства в Египет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Изображения на Викискладе

  • Е. Поселянин. Богоматерь на земле. (Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет)
  • Александр Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи (Бегство в Египет)
Рождество Христово
События Рождество Христово • Поклонение пастухов • Поклонение волхвов
Персоналии Иисус Христос • Дева Мария • Иосиф Обручник • Саломея-повитуха • Три царя • Ирод Великий
Связанные события Вифлеемская звезда • Избиение младенцев • Бегство в Египет
Места Вифлеем • Пещера Рождества и Ясли Христовы
Традиции празднования Рождественская ёлка • Сочельник • Рождественский пост (Адвент) • Святки • Новый год • Старый Новый год • Секретный Санта

Бегство в Египет (картина)

Смотреть что такое «Бегство в Египет (картина)» в других словарях:

  • Бегство в Египет (картина Эльсхаймера) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бегство в Египет (картина) … Википедия

  • Бегство Св. Семейства в Египет — (по памятникам искусства). Древнейший пример его изображения находится в известном ватиканском минологии Василия II. Миниатюра исполнена Пантолеоном и представляет собой горный ландшафт; Богоматерь с Младенцем на руках сидит на осле; впереди идет … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Маэста (картина Дуччо) — … Википедия

  • Буря (картина Джорджоне) — Джорджоне Буря, ок. 1508 La Temp … Википедия

  • Семь радостей Марии (картина) — Ганс Мемлинг Семь радостей Марии, 1480 … Википедия

  • Семь радостей Марии (картина, Мемлинг, 1480) — Ганс Мемлинг Семь радостей Марии, 1480 Доска, масло. 81 × 189 см Старая пинакотека, Мюнхен «Семь радостей Марии» (1480) картина Ганса Мемлинга … Википедия

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. — Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

  • Кошелев, Николай Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошелев. Николай Кошелев … Википедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

  • Бейдеман, Александр Егорович — академик, профессор исторической живописи, род. 17 августа 1816 г. в С. Петербурге, в семействе негоцианта, расстроившего свои дела поставками на армию во время турецкой войны 1828 1829 гг., ум. 27 февраля 1869 г., Учился Бейдеман в Ларинской… … Большая биографическая энциклопедия

О проекте

Цитаты:

…Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет…

В пейзаже, напоминающем знойную природу Востока, Младенец Иисус припал па колено и держит за руку сидящую подле Него Богоматерь. Ангел срывает с дерева плоды и передаёт их св. Иоанну Крестителю, возле которого лежит крест, перевитый белою лентой с надписью: «Ecce…». Тут же лежит ягнёнок. Вдали видны две пирамиды и полузасыпанный сфинкс.

Картина замечательна по колориту .

Басин, следуя традициям художников Возрождения, в первую очередь Рафаэля, использует пластический язык старой итальянской живописи. Он работает в яркой, декоративной гамме, пытаясь воссоздать гармоническую полнокровность Ренессанса, но использует при этом внешние, формальные декоративные приемы. Картины на античные и библейские сюжеты сделали художника знаменитым .