Библия о потребностях человека

Животные в Библии

Животные в Эдеме, Лукас Кранах Старший

В Библии упоминается множество животных существ. Идентификация ряда зверей, их названия и особенности являются дискуссионным вопросом перевода оригинального текста Библии на различные языки.

Говорящие животные Библии

Микеланджело. Грехопадение Адама и Евы. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.

  • Змея (ивр. ‏נחש‏‎) — первое животное, появляющееся в Ветхом Завете. Змей был искусителем Евы и привёл прародителей людей к грехопадению и изгнанию из рая.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

— (Быт. 3:1—5)

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

— (Быт. 3:14—15)

  • Валаамова ослица (ивр. ‏אתון‏‎) — ослица пророка Валаама, на которой он ехал к царю Моава Валаку, чтобы проклясть израильтян.

И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить её на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить её. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице своё. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать , потому что путь не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а её оставил бы живою.

— (Чис. 22:23—33)

Загадочные и мифические существа

Дракон и Жена, облечённая в солнце (Откровение Иоанна Богослова, гл. 12)

В Библии упоминаются существа, идентификация которых затруднена или невозможна при современном уровне развития науки. Используемые переводчиками слова, обозначающие этих животных, иногда совпадают с названиями мифических существ (Драконы, единороги и т.д).

  • Бегемот — Библейское слово «бегемот» было присвоено известному ныне под этим именем млекопитающему в XIX веке.
  • Драконы — в Псалтири говорится о пленении евреев в Египте, который образно назван «землёй драконов» (Пс. 43:20). В Ветхом Завете «драконы» аллегорически используются для описания яда: «вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор. 32:33). В книге Даниила содержится рассказ о том, как в Вавилоне Даниил комом из смолы, жира и волос умертвил «дракона» в храме (Дан. 14:23–28). Наиболее часто дракон упоминается в книге Откровения Иоанна Богослова (Откр. 12, 13; 16:13; 20:2, см. Зверь Апокалипсиса).
  • Единорог — аллегорически использовано для описания быстроты действия Бога: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него;» (Чис. 23:22). А так же упоминается как существующее животное: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?» (Иов. 39:9—12)
  • Левиафан — морское чудовище (ивр. ‏לווייתן‏‎) из Книги Иова (Иов. 40:20—41:26, Иов. 7:12).

Кары животными

  • Десять казней египетских (нашествие лягушек, нашествие мошки, нашествие диких зверей, нашествие саранчи)
  • Damnatio ad bestias#Восприятие смерти от зверей в религии
  • Убийство 42 детей двумя медведицами: «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» (4Цар. 2:23-24)

> Скульптуры животных

  • Золотой телец
  • Медный змий

Птицы в Библии

Основная статья: Птицы в Библии

Птицы в Библии служили источником пищи (на них охотился Исав), некоторые виды птиц были запретны для поедания. Также птиц приносили в жертву. Нередко птицы играют символическую роль.

  • воробей (Прит. 26:2)
  • ворон (Иов. 38:41)
  • голубь (Быт. 8:8, Мф. 3:16, 10:16)
  • гриф (Лев. 11:13)
  • ибис (Втор. 14:16)
  • коршун (Втор. 14:13)
  • кречет (Втор. 14:13)
  • ласточка (Прит. 26:2)
  • лебедь (Втор. 14:16)
  • орёл (Втор. 14:12, Иов. 39:27)
  • павлин (Иов. 39:13)
  • пеликан (Втор. 14:17, Соф. 2:14)
  • рыболов (Втор. 14:17)
  • сова (Втор. 14:15)
  • страус (Втор. 14:15)
  • удод (Втор. 14:18)
  • филин (Втор. 14:16)
  • цапля (Втор. 14:18)
  • чайка (Втор. 14:15)
  • ястреб (Втор. 14:15, Иов. 39:26)

Остальные животные Библии

Названия животных как и птиц перечислены в 11 главе книги Левит, объясняющей каких животных и птиц можно употреблять в пищу, а каких нельзя. В текстах Септугинты, Вульгаты, масоретском, славянском и в синодальном перечисленные животные и птицы отличаются.

Некоторые животные:

Б

  • Барс (др.-греч. πάρδαλις — Иер. 5:6)
  • Бык (др.-греч. βοῦς, βόες — Быт. 34:28; 41:18, Иов. 1:3, 14, 42:12)

В

  • Верблюд (др.-греч. κάμηλος — Бытие. 24:61, 31:17, 37:25, 1Цар. 30:17, Ис. 21:7, 21:7)
  • Волк (др.-греч. λύκος — Быт. 49:27). Описание волка — Иер. 5:6, Авв. 1:8, Соф. 3:3, Иез. 22:27, Мф. 7:15, 10:16, Деян. 20:29.

Е

  • Египетская кобра (аспид) (др.-греч. ἀσπίδος — Ис. 59:5)

Ё

  • Ёж (др.-греч. ἐχῖνος — Соф. 2:14)

З

  • Заяц или Кролик (др.-греч. δασύ-πους — буквально:»мохноногий» — Лев. 11:6, Втор. 14:7). В библейских установлениях относительно дозволенных для употребления в пищу животных сказано, что нельзя есть «зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас» (Лев. 11:6). В оригинале — ивр. ‏וְאֶת־הָאַרְנֶבֶת כִּי־מַעֲלַת גֵּרָה הִוא וּפַרְסָה לֹא הִפְרִיסָה טְמֵאָה הִוא לָכֶם‏‎. Слово «парса» (ивр. ‏פרסה‏‎) может переводиться как «копыто, нога, подкова, величина стопы человека, подошва» и данную фразу иногда понимают лишь как указание на то, что заяц не относится к парнокопытным.
  • Змея (др.-греч. ἔχιδνα — Мф. 3:7, Лук. 3:7)

К

  • Коза (др.-греч. αἶξ — Быт. 15:9, 30:35, 31:38, Исх. 12:5, Лев. 4:23, Чис. 28:15)
  • Кит (др.-греч. κῆτος — Быт. 1:21)
  • Корова (др.-греч. μόσχος — Лев. 22:28, Исх. 23:19, Втор. 22:6, 7)
  • Крокодил — Ис. 51:9)
  • Крот (др.-греч. ἀσπάλαξ — Лев. 11:30)

Л

  • Ласка (др.-греч. γαλῆ — Лев. 11:29)
  • Летучая мышь (др.-греч. νυκτερίδα — Лев. 11:19, Втор. 14:18). В Библии упомянута как «нетопырь» и отнесена к птицам.
  • Лошадь (др.-греч. ἵππῳ, ἵππος — Ис. 28:28, Иов. 39:19–25).
  • Лошак или Мул (др.-греч. ἡμί-ονος — буквально: «полуосёл» — Пс. 31:9)
  • Леопард (др.-греч. πάρδαλις — Ис. 11:6, Иер. 5:6, 13:23, Авв. 1:8, Дан. 7:6, Откр. 13:2)
  • Лев (др.-греч. λέων — Быт. 49:9, Суд. 14:5, 6, 14:18, 1Цар. 17:34, 35, 2Цар. 17:10, 3Цар. 13:24, 25, 4Цар. 17:25, 26, Амос. 3:12)
  • Лягушка (др.-греч. βάτρᾰχος — Исх. 8:2–14, Пс. 78:45, 105:30, Откр. 16:13)
  • Лиса (др.-греч. ἀλώπηξ — Иез. 13:4, Лк. 13:32, Суд. 15:4, 5)

М

  • Медведь (др.-греч. ἄρκος — 1Цар. 17:34–37, 4Цар. 2:24)
  • Мышь (др.-греч. μῦς — Лев. 11:29)
  • Мышь полевая (др.-греч. μυγάλη — Лев. 11:30)

О

  • Обезьяна (церк.-слав. пίθикъ от др.-греч. πίθηκος; лат. simia — 3Цар. 10:22).
  • Овца (др.-греч. πρόβατον — Исх. 29:38–42, Чис. 28:9, 11, Лев. 9:3, 12:5, 14:10–25, 23:18–20, 1Пар. 29:21, 2Пар. 29:21)
  • Олень (др.-греч. ἔλᾰφος — Пс. 103:18)
  • Осел (др.-греч. ὄνος — Быт. 12:16, 45:23, Чис. 22:23, 1Цар. 9:3, Быт. 49:14)

Р

  • Рыба (др.-греч. ἰχθύς — Быт. 9:2, Чис. 11:22–28), Ин. 2:1, 10)

С

  • Собака (др.-греч. κύων, κυνός — 3Цар. 14:11, 16:4, 21:19, 23, 22:38, Пс. 59:6, 14)
  • Слон (др.-греч. ἐλέφας, ἐλέφαντος) — в иудейском каноне Библии, как и в поэмах Гомера, не упоминается как животное, но упоминается др.-греч. ἐλεφάντινον — слоновая кость (Откр. 18:12, 3Цар. 10:22, 2Пар. 9:21). Упоминаются в православном и католическом каноне Библии (1Макк. 3:34, 6:46, 11:56, 2Макк. 11:4, 3Макк. 5:1-6:19)

Т

  • Телёнок (др.-греч. μόσχος — Быт. 12:16)
  • Тритон (др.-греч. καλαβώτης — Лев. 11:30)
  • Тушканчик (др.-греч. χοιρογρύλλιον — Лев. 11:6)

Х

  • Хамелеон (др.-греч. χαμαιλέων — Лев. 11:30)

Я

  • Ящерица (др.-греч. κροκόδειλος ὁ χερσαῖος — буквально: «крокодил сухопутный» — Лев. 11:29; др.-греч. σαύρα — Лев. 11:30)

> См.также

  • Растения Библии

Примечания

  1. В славянских переводах «земля драконов» заменена на «место озлобления»
  2. Библия на 5 языках: славянском, русском, древнегреческом, латинском, древнееврейском. Левит, глава 11
  3. Тора с комментарием Раши Книга Вайикро Недельный раздел Шмини Глава 11
  4. Подстрочный перевод Библии Левит, глава 11
  5. Жвачный заяц с копытами
  6. Третья книга Маккавейская входит в православный канон, но не входит в католический канон Библии

Ссылки

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX4576489 · LCCN: sh85005288

>Животные в Библии>Полезная информация

Животные в Библии
ивр. בעלי חיים בתנ»ך
англ. Animals in the Bible

Б

  • Бык (Быт.12:16, 34:28, Иов.1:3,14, 42:12)
  • Буйвол (Быт.41:18)

В

  • Верблюд (Бытие.24:61, 31:17, 37:25, 1Цар.30:17, Ис.21:7, 21:7)
  • Волк (Быт.49:27). Описание волка — Иер.5:6, Авв.1:8, Соф.3:3, Иез.22:27, Мф.7:15, 10:16, Деян.20:29.

Ё

  • Ёж (нем. Igel — Лев.11:30)

З

  • Заяц (Лев.11:6, Втор.14:7). В библейских установлениях относительно дозволенных для употребления в пищу животных сказано, что нельзя есть «зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас» (Лев.11:6). В оригинале — ивр. וְאֶת־הָאַרְנֶבֶת כִּי־מַעֲלַת גֵּרָה הִוא וּפַרְסָה לֹא הִפְרִיסָה טְמֵאָה הִוא לָכֶם‎. Слово «парса» (ивр. פרסה‎) может переводиться как «копыто, нога, подкова, величина стопы человека, подошва» и данную фразу иногда понимают лишь как указание на то, что заяц не относится к парнокопытным.

К

  • Коза (Быт.15:9, 30:35, 31:38, Исх.12:5, Лев.4:23, Чис.28:15)
  • Корова (Лев.22:28, Исх.23:19, Втор.22:6,7)

Л

  • Летучая мышь (Лев.11:19, Втор.14:18)
  • Лошадь (Ис.28:28, Иов.39:19—25).
  • Леопард (Ис.11:6, Иер.5:6, 13:23, Авв.1:8, Дан.7:6, Откр.13:2)
  • Львы (Быт.49:9, Суд.14:5—6, 14:18, 1Цар.17:34—35, 2Цар.17:10, 3Цар.13:24—25, 4Цар.17:25—26, Амос.3:12)
  • Лягушка (Исх.8:2—14, Пс.78:45, 105:30, Откр.16:13)
  • Лиса (Иез.13:4, Лк.13:32, Суд.15:4—5)

М

  • Медведь (1Цар.17:34—37, 4Цар.2:24)

О

  • Обезьяна (лат. Simia — 3Цар.10:22).
  • Осел (Быт.12:16, 45:23, Чис.22:23, 1Цар.9:3, Быт.49:14)
  • Овца (Исх.29:38—42, Чис.28:9,11, Лев.9:3, 12:5, —25, —20, 1Пар.29:21, 2Пар.29:21)

Р

  • Рыбы (Быт.9:2, Чис.11:22-28), Ин.2:1,10)

С

  • Собака (3Цар.14:11, 16:4, ,23, 22:38, Пс.59:6,14)
  • Слон — В Библии, как и в поэмах Гомера, не упоминается слон как животное, но упоминается слоновая кость (Откр.18:12, 3Цар.10:22, 2Пар.9:21)

Т

  • Тритон (нем. Molch — Лев.11:30)

Я

  • Ящерица (Лев.11:30)

Все обо всем

09:25 20.08.2010 Кто нами управляет
19 августа 2010 в 13:55 Автор Владимир Зазнобин, Элина ЧуяноваИсточник planet-kob
\»Наша жизнь зависит не от того, как мы работаем, а от того, кто нами управляет\», — считает профессор Санкт-Петербургского университета Владимир Зазнобин.
Меня как филолога всегда смущал единый корень слов \»раб\» и \»работа\». Но лишь совсем недавно пришло глубинное понимание этой связи. Случилось оно во время приезда в Ригу профессора Владимира Зазнобина, который читает курс по теории управления на кафедре прикладной математики Санкт-Петербургского университета.
В прошлом Владимир Михайлович — офицер-подводник, занимался акустическим проектированием атомных подводных лодок, а с проблемами управления тесно связан последние 25 лет. Является соавтором Концепции общественной безопасности (КОБ), объездил с лекциями весь мир. Весной выступал в Брюсселе перед главами посольств всех стран Европы, только что вернулся из Сингапура — там в Исламском университете прошла презентация его новой книги \»Последний гамбит\». Недавно Владимир Зазнобин побывал с лекцией в Риге, после чего пообщался с \»Вести Сегодня\».
Крепостные XXI века
— Владимир Михайлович, версия о том, что миром правит международное правительство или \»денежные мешки\», время от времени появляется в прессе, но часто воспринимается людьми как конспирология, теория заговора и т. д. Однако вы, похоже, тоже разделяете эту версию?
— Никаких заговоров! Высший уровень внутрисоциальной власти — власть концептуальная. Это концепция со своими приоритетами.
На первом месте — информация мировоззренческая: кто владеет мировоззрением людей, тот и управляет. Второй приоритет — СМИ: кто держит в своих руках газеты, тот и формирует мировоззрение народа. Третье — информация идеологическая: это культура, церковь. На 4-м — информация о средствах платежа. Это мировые деньги, кредитно-банковская система. Тот кто захватил печатный станок, может печатать сколько угодно этой \»зелени\». Система построена на доверии: триллионы долларов ничем не обеспечены, но это позволяет жить 1 миллиону сверхбогачей, которые, по разным оценкам, напечатали от 50 до 500 триллионов. А вся продукция, которая в мире производится, составляет в денежном эквиваленте 30-40 триллионов долларов. При этом, используя институт кредита, можно опустить любое предприятие. Надо дать кредит с процентом, который выше роста производительности труда. И хозяин этого предприятия уже никогда с иглы не слезет. Так можно обрушить и отрасль, и экономику, и все государство. Под какие проценты у нас выдавали кредиты в начале перестройки, помните? Под 300%!
Вот мы вкалываем до седьмого пота, а к нам завозят самолетами эту \»зелень\». И не только к нам. В Азию тоже. Китай с Америкой — два \»нанайских мальчика\». Китай — мировая фабрика, все производство из США и Европы вывезено туда, а поскольку там очень дешевая рабочая сила и денег много, они могут купить любые технологии и сдемпировать цену на любую продукцию. Например, немцы произведут \»мерседес\» за 3 млн., а они — за 2,5 млн. Он чуть хуже будет, но дешевле.
— Зато условия, в которых живет и работает китайский рабочий, не снились даже крепостным при царе…
— В Китае есть города, обнесенные колючей проволокой, но туристу их никогда не покажут. Человек, поступив на предприятие, больше полугода не выдерживает, хотя основная рабсила — молодые люди 16-25 лет. Работают они за 30 долларов в месяц. И никого не интересуют права человека. В Индии 300 миллионов рождаются у обочины на пальмовом листе, и у них нет ни паспорта, ни имени, ни работы. Их называют \»литл пипл\», а на местном наречии — несуществующие люди.
Все Арабские Эмираты застроены индийцами. В жилых бараках температура за 40, но можно даже кондишн не устанавливать — они все равно останутся и будут вкалывать за любую плату. Индия и Китай — это резервуар для тех, кто управляет. Многие говорят: вон как Китай рванул вперед! Да, рванул. Но кто бы захотел жить так, как живут китайцы? Чашка риса в день. Никаких прав и пенсионного обеспечения. Если до китайских и индийских масс когда-нибудь дойдет смысл происходящего, они разнесут полмира и будут правы. Но \»жрецы\» сделают все, чтобы этот смысл до них не дошел.
А мы — не рабы?
— С глубокой древности \»топ-менеджеры управления\» понимали, что лучший раб — тот, кто не понимает, что он раб, а даже наслаждается своими цепями. Чтобы раб не убежал, его приковывают к галере, а чтобы хорошо работал, ставят надсмотрщика и платят ему за это. Но производительность труда все равно низкая. Как сделать, чтобы раб на меня с песнями работал? Надо дать ему то, что он хочет. Чего хочет раб? Раб хочет свободы. Но свободу дать ему нельзя, иначе он перестанет быть рабом. Можно дать иллюзию свободы. Она была разработана в древности и реализовывалась через веру: \»Счастья для человека на земле нет. Счастье — только после смерти. И если ты, раб Божий, будешь себя хорошо вести в этой земной жизни, слушаться своих хозяев (вся власть от Бога!), то когда ты сдохнешь, на небе ты будешь счастлив\».
Позже, когда с развитием науки и техники религиозные верования себя исчерпывали, одурачивание людей было переведено в плоскость светских идеологий, и последней мощной идеологией явилось учение Карла Маркса. Кстати, оно никогда бы не привело нас к коммунизму. Кто это понимал, придумал шутку: \»Советский народ — вечный строитель коммунизма\». Марксистская теория борьбы за свободу и равноправие — не что иное как \»обманка\». Изуверская задача глобальной мафии — отслеживать, что хочет народ, и давать иллюзию. Хлеба и зрелищ? Окей. Так появляется низкопробная массовая культура, кино ни уму ни сердцу, \»Дом-2\». Плюс гамбургер с колой и наркотический дурман. Раб счастлив. Нельзя же миллионы людей силой заставить делать то, чего они не хотят. Значит, надо дать иллюзию того, что люди якобы на себя работают. И каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше.
Что мешает росту ВВП?
— Чтобы проводить в жизнь волю \»наднациональных жрецов\», у них должны быть исполнительные директора на местах. Или нет?
— Вот простой пример. Допустим, президент поставил перед кабинетом министров цель: добиться повышения уровня ВВП на душу населения. Методы? Можно увеличить объем выпускаемой продукции за счет повышения производительности труда и лучшей организации процесса. А можно с помощью… сокращения населения. Это не шутка. Один из российских либералов — Михаил Дмитриев — высказал мнение, что поддержка рождаемости в стране мешает росту ее ВВП, а значит, является вредным процессом. Эти взгляды очень созвучны и рекомендациям Всемирного банка, чей представитель О`Нил сказал: \»Если посмотреть на вещи с оптимизмом, то сокращение населения России означает, что благосостояние людей будет расти быстрее, чем в остальных странах\».
Понятно, что подобный метод не должен открыто озвучиваться в обществе, чтобы не вызвать отторжения, ведь подавляющее большинство населения откажется на него работать. Вот тут-то и вступает в дело идеологическая власть, которая адаптирует концепцию так, чтобы она понравилась обществу. Популяризируются только те фильмы, ТВ-передачи и книги, которые пропагандируют пьянство, наркотики, однополую любовь, культ наслаждения — все то, что разрушает организм человека, его психику и сокращает срок жизни и воспроизводство здоровых поколений. Так как население, насмотревшись фильмов, где любимые герои беспрерывно пьют и курят, потребляют то же самое в растущих количествах, производство алкоголя и табака начинает расширяться, строятся новые заводы, что приносит прибыль производителям и всем участникам этого процесса. Барыши дают возможность воздействовать на законодательную власть в смысле получения льгот, и вот уже товар можно рекламировать где угодно и продавать круглосуточно.
Медики тоже стараются не отставать, и \»авторитеты\» из их среды утверждают, что 50 граммов водки в день даже полезно для здоровья. Законы разрешают сделать медицинское обслуживание платным, в итоге оно становится доступным только обеспеченным слоям населения. Кроме того, медицина начинает зарабатывать деньги на прерывании беременности, что еще больше сокращает численность населения. Вдобавок принимаются законы, согласно которым размер пенсий, детских пособий и пособий по инвалидности становится ниже прожиточного минимума. Так генеральная концепция по уменьшению численности населения вызывает к жизни частные концепции во всех сферах жизни.
Россия на автопилоте
— Кто управляет современной Россией — Путин или Медведев?
— Никто. Ни Путин, ни Медведев не управляют. Если человек летает на Северный полюс только затем, чтобы надеть ошейник на белого медведя, или в тайгу — посмотреть на усыпленного тигра, — это что, управление? Это пиар. Вы можете себе представить, чтобы Сталин занимался такими глупостями? Так кто управляет? Страна идет на автопилоте. А управляют кланы, которые грызутся между собой и привержены только одному — они бескорыстно любят деньги. Все остальное — то же самое Сколково, эта российская якобы Силиконовая долина — сплошная туфта и пиар. Но без конца это продолжаться не может. Самолет, который летит на автопилоте, рано или поздно должен делать посадку. Вот мы взлетели в 1991 году, и с тех пор самолет поставлен на автопилот. Но садиться-то надо! Посмотрите, что делают с нашим обществом, что обсуждается! Вступать ли в ВТО, включаться ли в новый мировой порядок? И все расшибают лоб о стену — вместо того чтобы обсудить концепцию этого мирового порядка: чем она хороша и чем плоха? Не этот ли алгоритм привел цивилиз
ацию к кризису и уже поставил на грань катастрофы? Конечно, надо действовать, но не очертя голову, потому что мировая элита не примет этих действий — до тех пор пока мы не создадим мощное давление снизу.
— Даже боюсь спросить вас, управляет ли Америкой ее президент…
— Ни близко! Это такая же кукла, повешенная самыми богатыми кланами. Ну хотите черненького — нате вам черненького. И в Европе ни один президент ничем не управляет. Понимаю, информация очень нелегка для психики. Когда человек узнает это, ему становится страшно жить.
— Кто же тогда был способен к управлению, с вашей точки зрения?
— Настоящее управление впервые было сформировано 5000 лет назад в Древнем Египте 22 иерофантами: 11 — на севере, 11 — на юге. Более поздний пример — Сталин: мера его понимания и предвидения на тот момент была самой высокой. Не случайно, когда Путина спросили, каким даром он хотел бы обладать, ответ был: даром предвидения. Знать, понимать и предвидеть — это и значит управлять.

Библия о потребностях человека

Мы рассматриваем Библию не с религиозной точки зрения, как не­кий священный текст, а как уникальный исторический документ, вы­ражающий взгляды и настроения людей эпохи рабовладельческого общества. Составлявшие ее древние мыслители вольно или неволь­но обращались к проблеме человеческих потребностей.

В Ветхом и Новом Заветах разработана система ценностей, кото­рые должны были помочь человеку найти свое место в мире, согласо­вать личные интересы и потребности с интересами и потребностями своего сообщества. Конечно, первостепенное значение при этом при­дается вере в Бога, выполнению религиозных норм и предписаний церкви (в Ветхом Завете: — иудаистской, в Новом — христианской). В Библии нравственные нормы и мировоззренческие проблемы об­щества были сформулированы с такой гениальной глубиной и ясно­стью, что она долгое время оставалась главной идейной основой ев­ропейской культуры. Пойти дальше в объяснении природы человека смогли только гуманистическая идеология эпохи Возрождения и на­учное мировоззрение, сформировавшееся в XVI-XVII вв.

В пяти книгах Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второ­законие), с которых начинается Ветхий Завет, еще нет прямой поста­новки проблемы личности. Человек воспринимает себя как индиви­дуальность, но эта индивидуальность пока растворена в сообществе. «Личное бытие как таковое не имеет в Пятикнижии первостепенно­го значения. Человек значим как часть коллектива, как хранитель традиций и продолжатель рода. Забота о конкретном человеке важна потому, что без единичного нет общего. Предпочтение отдается инте­ресам коллектива». Вся система норм и предписаний, сформулиро­ванная от лица Бога, направлена на соблюдение интересов сообщест­ва и требует от человека корректировать в соответствии с ними свои потребности, управлять ими, удовлетворять их так, чтобы не нано­сить ущерб сообществу.

В иудаизме общественные потребности, понимаемые как воля Бога, обобщены в десяти заповедях.Первые четыре из них носят чисто религиозный характер. Последние шесть являются набором тре­бований, соблюдение которых необходимо для нормального функ­ционирования любого общества (и, следовательно, полезно для со­ставляющих его индивидов):

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не пожелай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ниче­го, что у ближнего твоего.

За нарушения этих предписаний устанавливаются наказания вплоть до смертной казни.

В христианской традиции общество начинает предъявлять к чело­веку более сложные требования. Оно не только старается сформиро­вать у него внутреннюю потребность в соблюдении церковных предпи­саний, но и требует постоянно анализировать, оценивать и совершен­ствовать свою деятельность, в частности — строго контролировать свои потребности и способы их удовлетворения. Мощный инстру­мент этого контроля и самоконтроля — исповедь.Регулярно испове­дуясь у священника, христианин должен проделывать сложную ана­литическую работу: давать оценку всем своим действиям, определять, какие из них греховны, описывать свои прегрешения в беседе со свя­щенником и обещать впредь избегать любых неблаговидных с точки зрения церкви поступков. Для оценки человеческих действий в хри­стианской теологии развивается учение о грехеи концепция семи смертных грехов,которые необходимо изживать путем нравствен­ного самосовершенствования. К семи смертным грехам относятся:

1. Гордыня.

2. Лихоимство (жадность).

3. Блуд (похоть).

4. Зависть.

5. Чревоугодие.

6. Гнев.

7. Праздность (безделье).

Смертные грехи — это уже не просто отдельные поступки, ко­торые осуждаются в заповедях. Это сложные человеческие качества (пороки), влияющие на всю стратегию жизненного поведения и вле­кущие за собой огромное число дурных поступков. В учении о семи грехах по существу содержится целая концепция потребностей.

Так, человек должен испытывать не гордость (особенно по отношению к Богу), а кротость и смирение, т. е. наши духовные и материальные потребности не должны быть нацелены на возвеличивание самого себя.

Вместо жадности следует воспитывать в себе щедрость, т. е. по­могать другим в удовлетворении их потребностей.

Блуду (похоти) необходимо противопоставить воздержание — т. е. удовлетворять сексуальные потребности, строго соблюдая существующие в данном обществе религиозные нормы, мораль и законы (которые в разных обществах могут различаться).

Зависть вредна, так как разрушает личность и систему ее взаимосвязей с другими людьми.

Осуждение чревоугодия — это призыв к умеренности в пище, к выработке куль­туры удовлетворения этой важнейшей базовой потребности.

Гневу должны противостоять незлопамятность и смирение, необходимые для продуктивного общения людей и любой их совместной деятель­ности.

Наконец, праздность (безделье) рассматривается в христианст­ве как еще один путь разрушения личности, препятствующий выпол­нению ее религиозного долга и спасению души.

И в заповедях, и в учении о смертных грехах можно выделить два смысловых уровня. Во-первых, они нацелены на превращение норм поведения, предло­женных данной религией, в важную жизненную потребность челове­ка. Во-вторых, они выражают существующие помимо всякой религии реальные требования к человеческой личности (ее поведению, миро­воззрению, потребностям), выполнение которых полезно для нормаль­ного развития человеческих сообществ. Полностью воплотить в жизнь подобные требования не удавалось ни одной религии, но стремление к этому (если та или иная церковь проявляла его на деле) объектив­но способствовало прогрессу цивилизации.

Уже в Ветхом Завете сложился идеал человека, который в основном сохранялся в последующие столетия в христианстве. «Идеал человека в Пятикнижии выглядит примерно следующим образом: боящийся Бога и следующий Его заповедям, любящий родителей и почита­ющий предков, покорный, трудолюбивый, скромный, мудрый, мило­сердный, справедливый, хороший хозяин и семьянин, заботящийся о продолжении и процветании рода. Желаемыми жизненными бла­гами, естественно, ожидаемыми от Бога, люди считали здоровье, долголетие, материальное благополучие, хорошую семью, большое потомство. Нетрудно убедиться, что в основе представления об иде­альном человеке лежит гуманистический идеал добра, справедливо­сти и личного счастья». Идея добра, справедливости и гармонично­го отношения человека с окружающим миром была развита далее в Новом Завете, в учении Иисуса Христа (например, в Нагорной про­поведи). Эта система ценностей включала в себя умеренность в по­требностях, их постоянство и неизменность. Удовлетворение инди­видуальных потребностей должно было строго соответствовать нормам морали и закона — иначе следовали суровые наказания. В религии с древности утвердилось представление о более высокой ценности духовных — особенно религиозных потребностей по сравнению с ма­териальными. Последние должны удовлетворяться в минимальной степени, так как они не ведут к развитию личности и не угодны Богу. Библейская система ценностей активно пропагандировалась цер­ковью, но не всегда могла реально воплотиться в жизнь, особенно в высших слоях общества. Она столкнулась с серьезным противодей­ствием и начала разрушаться в эпоху Возрождения под влиянием раннебуржуазной гуманистической идеологии. Гуманизм эпохи Воз­рождения предложил новый взгляд на человека и новое понимание его потребностей. В то же время ряд базовых общечеловеческих мо­ральных норм, предложенных в библейских текстах, навсегда вошел в культурную традицию цивилизации.

Чему учит Библия — Человек

ЧЕЛОВЕК

Если мы желаем знать правду о человеке, необходимо обратиться к Библии. “Истина – это суждение Бога о том или ином предмете”. Библия повествует о сотворении человека, его природе и его взаимоотношениях с окружающим миром. Человек – венец творения. Вся земля подчинена ему (Бытие 1:26). Однако чтобы узнать всю правду о человеке, необходимо взглянуть на него с Божьей точки зрения, а не с человеческой.

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Интерес человека к своему происхождению вполне естественен. Он всегда интересовался этим вопросом. Философы выдвигали разные теории о происхождении человека. Одна из наиболее современных – теория эволюции, согласно которой прародителями человека были животные. Однако нет никаких доказательств того, что примитивный человек чем-либо отличался от современного. Тот факт, что состав крови всех людей, населяющих планету, одинаков и уникален, доказывает, что они не являются продуктом эволюции (Деяния 17:26). Жизнь человека невозможно поддерживать при помощи крови животных. Мы не можем смешивать свою кровь с кровью животных. Всё живое: рыбы, птицы, животные, а затем человек, сотворено Богом, по роду их (Бытие 1:24-25).

Человек кардинально отличается от других творений, потому что он сотворен по образу Божьему: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему” (Бытие 1:26-27).

Первого человека Бог сотворил из праха земного (Бытие 2:7). В Библии описано всего несколько способов, при помощи которых Бог творил людей:
1) зачатие при участии мужчины и женщины;
2) без участия женщины (так Бог сотворил Еву);
3) без участия мужчины и женщины (так сотворен Адам);
4) без участия мужчины, но при помощи женщины (так зачат Христос).
Все это еще раз свидетельствует о власти Бога над жизнью.

Вот что Бог говорит о сотворении человека: “… кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил” (Исаии 43:7). Вопрос: в чем заключается основное предназначение человека? Ответ: в том, чтобы прославлять Бога.

II. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Всякий, кто наблюдал последние минуты жизни человека, прекрасно понимает, что помимо тела у него есть ещё душа и дух. Вот перед вами живой человек, а в следующее мгновенье его уже нет. Тело остается, однако главная составляющая жизни утеряна.

Библия учит нас тому, что человек состоит из трех компонент: тела, души и духа (1-е Фессалоникийцам 5:23). Нам трудно провести границу между духом и душой, потому что в Библии и душа и дух противопоставляются телу, но, тем не менее, сказано, что между ними есть разница. Растение – это тело, не имеющее ни души, ни духа. У животного есть тело и душа, но нет духа. У человека же есть тело, душа и дух. Живое существо отличается от мертвого наличием души, однако человека от животного отличает наличие духа. Дух человека даёт ему возможность общаться с Богом.

Среди всех Божьих творений только человек способен молиться. Молиться могут люди всего мира, начиная с язычников и заканчивая самыми просвещенными. Кроме того, только у человека есть совесть. Вы когда-нибудь видели обезьяну, благодарящую Бога за банан или обезьяну, обличаемую совестью из-за того, что она украла у соплеменницы кокос или совершила прелюбодеяние? История же полна примеров того, когда люди были мучимы совестью из-за неправильных поступков (Римлянам 1:18-32). Животными управляет инстинкт, и только человек способен принимать рациональные решения.

С того момента, когда падший человек становится христианином, в нем поселяется Святой Дух. Мы получили ветхую природу через грехопадение Адама. Если же мы верой принимаем Христа своим Спасителем, Он Духом Святым вселяется в нашу жизнь. В этот момент мы получаем новую природу, которая есть: “Христос в вас, упование славы” (Колоссянам 1:27). Эти две природы христианина, плотская и духовная, постоянно борются друг с другом.

Душа является средоточием человеческих чувств и страстей. Дух даёт нам способность знать и размышлять. Человек несёт ответственность пред Богом: его величайшая обязанность – познавать волю Бога и исполнять ее. (Более подробно об этом см. раздел “Спасение”.)

III. СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Помимо видимых живых существ Бог сотворил еще ангелов или духовные существа. У них нет ни физического тела, ни души, однако они могущественнее человека. Они были созданы для служения Богу и, подобно человеку, имеют свободную волю. Некоторые из них впали в грех непослушания (Исаии 14:12-15).

Бог мог сотворить роботов, которые исполняли бы Его волю механически. Однако Он решил сотворить такие существа, которые добровольно служили бы Ему и любили Его по своей воле. Нам не понятно, почему Он восхотел сделать все именно так. Тем не менее, человек делает свой выбор, Бог же впоследствии воздает за этот выбор.

IV. ГРЕХ ЧЕЛОВЕКА

Когда Бог творил наделенные волей существа, способные исполнять Его волю или отвергнуть ее, Он знал, что некоторые творения изберут неверный путь. Так оно и случилось. Великий херувим Люцифер, ныне известный как Сатана, решил воспротивиться Богу. Первый грех был совершен не на земле, но в небесах. Многие ангелы присоединились к сатане и вместе с ним были изгнаны. С того момента сатана ищет любую возможность помешать Божьим планам. Когда Бог сотворил человека, наделив его свободной волей, сатана сразу же решил совратить его на путь непослушания. Бог предупредил человека, и, тем не менее, сатана преуспел в своем злодеянии. Эта хорошо известная история записана в 3 главе книги Бытия.

Бог как нравственный Правитель вселенной, не может допускать в Своё присутствие существо, которое сознательно не повинуется Его повелениям. Именно поэтому сатана был свергнут с небес, когда он бросил вызов Божьей воле. Подобным же образом человек был изгнан от лица Бога после своего непослушания (Бытие 3:23-24).

Грех вошёл в мир через Адама, и адамова природа передается всякому человеку: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили” (Римлянам 5:12). Все мы рождаемся со склонностью к греху. Наша природа откликается на искушение извне, и мы поддаемся ему, серьезно греша против святого Бога.

V. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА

Библия рассказывает не только о происхождении человека, его постыдном грехопадении и отделении от Бога, но и о том, что придёт день, в который все живущие предстанут перед Богом как перед Судьей. “Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу” (Римлянам 14:12). Мы привычны к смерти и понимаем, что это неизбежный конец каждого человека. Однако Библия говорит, что: “человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евреям 9:27). Бог создал человека и явил ему Свою волю в Писании. Бог попросит каждого из нас дать отчет в своих поступках. Наша земная жизнь всего лишь подготовка к вечной жизни. Человек умирает не так как животное: его дух идёт к Богу – своему Создателю и Судье.