Богатовский район село беловка

Известна Чудотворная икона

Матери Божией Самарская (“Дарующая материнство”) с 1736 года. Казаки привезли её в Ново-Кайдакский Свято-Николаевский храм с востока. На руках Богородицы нет младенца – Сына Божьего, как изображено на большинстве икон. Здесь уже всё свершилось – страшная скорбь и великое терпение. В то самое мгновенье, когда копьём пронзили тело Иисуса Христа, распятого на Кресте, им же (копьём) пронзили и Сердце Богородицы… Застыла Она в скорби глубокой, склонив голову и не глядя на нас…– «Пусть будет мне по слову Твоему» – говорит взгляд Божьей Матери.

В нашем монастыре по средам и субботам сразу после утренней службы совершаются молебны у иконы Божией Матери Самарской.

По четвергам, субботам и воскресным дням перед утренним богослужением читают акафисты Святителю Николаю и иконе Божьей Матери Самарской.

++++

В далёком 1770 году по всех землях Сечи стало распространяться известие, что копия почитаемой Ахтырской иконы Божьей Матери (Самарской), которая в то время находилась в Свято-Николаевском храме небольшого местечка Новые Кайдаки, стала источать благодать чудес. Многочисленные богомольцы того времени оставляли на ней привески. А в 1772 году Петром Калнишевским — последним кошевым атаманом Сечи, для иконы была сделана серебряная риза. После этого архиепископ Славянский Евгений (Булгарис), праскойвивший архиерей на землях края в 1775-79 г.г., перевёз икону в свою резиденцию – в Полтавский Крестовоздвиженский мужской монастырь.

Через некоторое время

Святыню перевезли в г. Екатеринослав, а уже оттуда в 1808 году – торжественно передали в Самарский Пустынный Николаевский мужской монастырь. По благословению архиепископа Екатеринославского Платона 3 мая (16 по новому стилю) 1808 года в обитель были переданы сразу две святыни – икона Божьей матери Самарская и икона святителя Николая. В 1917 году икона исчезла и её местонахождение неизвестно до сих пор. Однако в обители в настоящее время помещён другой старинный список Иконы Ахтырской Божией матери. Эту копию тоже назвали Самарской. В 1998 году по возобновлению работы Пустынного Самарского мужского монастыря был установлен день почитания этих обоих святынь – 6 ноября. С 2007 года местное празднование перенесено. Ныне оно проводится во вторник третьей недели после Пасхи.

Митрополит ИРИНЕЙ

Дополнительные факты

Ранее епископ Феодосий писал, что во многих семьях жителей Екатеринославщины свято сохранялась и передавалась из рода в род память о всех полученных от икон Самарского монастыря чудесных благодеяниях. Имелись в виду икона Божьей матери Самарская и икона святителя Николая Чудотворца. Что многие от них исцелились от всяких болезней. Оставляли в знак благодарности многочисленные привески.

Изучая многочисленные старинные монастырские бумаги, Феодосий нашёл среди них скреплённые подписями и печатями книги, начиная с 1809 года. Так в них писалось, что в Новомосковске и уезде в 1831 году свирепствовала среди населения холера. Люди возжелали пройти крестным ходом с иконами Самарского монастыря – Богородицы и святителя Николая. Новомосковский протоиерей Феодосий Бершацкий разработал расписание крестных ходов по городу и уезду. Начиная с 28 июня 1831 г. такие крестные ходы начались и продолжались, пока холера скоро не ослабела и полностью не исчезла. Люди уверовали, что их усердные молитвы помноженные на благодать, источавшуюся от этих святых икон свершили чудо. Об этом было доложено вышестоящему епархиальному начальству. Подобные события происходили и описаны в 1848 и в 1872 годах.

Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой новокайдакской иконе Божией Матери содержится в «Екатеринославских епархиальных ведомостях» за 1872 год, № 18-20, и принадлежат эти сведения перу епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского). Сочинение «Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери» является первым печатным трудом Архипастыря по прибытии его на Екатеринославскую кафедру.
Вопрос о происхождении иконы и ее появлении в Новых Кайдаках остается открытым. До наших дней сохранилось только распространенное запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь как особая святыня. Именно в «Истории о казаках запорожских» князя Мышецкого повествуется, что запорожцы всегда, но более всего будучи под властью крымских ханов, имели самые тесные отношения с Православным востоком. При них всегда находился греческий архимандрит, наносили визиты монахи и священники из Иерусалима и Афона, приходившие для сбора милостыни и дарившие запорожцам различные святыни. Известно лишь, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки, где — примерно около 1700 года — произошел ряд событий, связанных с Запорожской Сечью.
Во-первых, семейные казаки, подданные и крепостные казачества, стали селиться в этой роскошной и безопасной местности, образуя как бы связующее звено между запорожским Кошем и Самарским монастырем. Во-вторых, при уходе казачества из Сечи в Алешки, все больные и немощные казаки переселились частью в Самарский монастырь, а частью в Новый Кайдак. Один из кайдакских старожилов, ктитор Семен Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но, кем и когда была написана икона, когда от кого и по какому случаю принесен образ Пресвятой Богородицы в новокайдакскую церковь, в точности никто не знает.
С 1750 года Новые Кайдаки стали именоваться во всех бумагах городом, а Новокайдакская Свято-Николаевская церковь называться соборной. Когда же начались явления первой чудесной помощи от святой иконы, находившейся в этой церкви, то она была перенесена в алтарь, и находилась за престолом. В 60-х годах XVIII столетия икона уже находилась в алтаре Свято-Николаевской Новокайдакской церкви и почиталась как чудотворная.
В 1768 г. перед иконой молились казаки, отправляясь в Киевское воеводство по воззванию и приглашению послушника Чигиринского Матренинского монастыря, знаменитого Максима Железняка, отстаивать Православную веру и Церковь против ляхов и католиков. А по окончании «уманского» ратного дела, прибыв на родину, в той же Новокайдакской церкви благодарили Царицу Небесную за благополучное возвращение домой.
В 1770 году слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на все Запорожье, но и на всю Украину. Возникла необходимость дать делу законный ход, согласно указаниям Духовного регламента и другим предписаниям церковной власти в подобных случаях. В октябре 1770 года настоятель Новокайдакской церкви Федор Фомич официально донес в Кош низового Запорожского войска о чудотворной иконе, находящейся в алтаре.
По повелению кошевого атамана Петра Ивановича Калнишевского и распоряжению наместника, старокайдакского священника Григория Порохни Богородичная икона при многочисленном стечении людей была перенесена из алтаря и установлена посреди церкви у правого клироса в новоустроенном киоте. Сам атаман пожертвовал на серебряную с позолотой и разноцветными камнями ризу для чествуемой иконы. Факт перенесения иконы из алтаря на новое место стал, в сущности, открытым признанием ее чудотворности. Но запорожское духовенство опасалось гнева высшего духовного начальства на то, что допустило это признание без синодальных распоряжений. Священник Григорий Порохня пытался донести об этом в Консисторию Киевской митрополии, но кошевой атаман удерживал его.
В 1775 году волею императрицы Екатерины ІІ была упразднена Запорожская Сечь, а через два года архиепископ Евгений (Булгарис) повелел поместить икону в Архиерейский дом, который находился в Полтавском Кресто-Воздвиженском монастыре. Об этом свидетельствует рапорт Святейшему Синоду от Духовной консистории 2 сентября 1778 года.
Из Полтавского Кресто-Воздвиженского монастыря с перемещением Преосвященных Славянских Архиереев в Екатеринослав перенесена была и икона, и в 1804 г. поставлена на хранение в Архиерейской ризнице.
29 августа 1807 года эконом Архиерейского дома, он же управляющий Самарским Пустынно-Николаевским монастырем, иеромонах Иосиф просил разрешения у архиепископа Платона (Любарского) взять, находящиеся без употребления две иконы из Архиерейской ризницы, а именно: Новокайдакскую икону Божией Матери и древнюю икону святителя Николая Чудотворца, и перенести их в Самарский монастырь. Перенесение икон проходило при большом стечении народа, известно также, что по прибытии в обитель иконы установили на «приличном» для них месте.
Общая радость богомольцев Самарского монастыря вскоре была омрачена. 4 мая 1808 года причт Успенского кафедрального собора во главе с ректором семинарии и присутствующим Консистории протоиереем Иоанном Башинским представил архиепископу Платону (Любарскому) прошение о возвращении чудотворной иконы Божией Матери из Самарского монастыря в Успенский собор. Свое прошение он основывал тем, что Успенский собор является преемником Новокайдакской соборной церкви и уже получил от нее в наследство некоторую церковную утварь и даже колокола. Архиепископ Платон решил удовлетворить поданному прошению, отменить свою же резолюцию и вернуть икону. Священник Успенского собора Симеон Чемерисов отправился за иконой, но иеромонах Иосиф и братия монастыря иконы не отдали. Пробыв в Самарском монастыре несколько дней, он так и вернулся ни с чем. Насельников Самарского монастыря поддержало местное население Новомосковска, отправившее депутацию к Правящему Архиерею с просьбой оставить икону Божией Матери в монастыре и именовать ее отныне Самарской. После продолжительных колебаний Преосвященный Платон склонился на просьбу боголюбивых граждан Новомосковска и 23 июня 1808 года издал соответствующую резолюцию, определив местонахождение иконы в Самарском монастыре. Категоричность резолюции, в которой характеризовался неблагочестивым порядок перенесения святыни с места на место, положила конец спорам и волнениям, как среди духовенства, так и среди народа. С тех пор икона служила украшением и достоянием тихой, уединенной обители.
Размеры иконы таковы: высота около 48 см, ширина около 40 см, доска из липового дерева. Само изображение ее наподобие Ахтырской иконы Божией Матери. Справа написан распятый на Кресте Спаситель, а также Иерусалимский храм Соломонов и запечатанный гроб. Слева – столб, обвитый веревками, копье и трость, сверху на столбе петух. С правой стороны солнце, слева – луна. На иконе также изображены страстные орудия: гвозди, молот, клещи, розга терновая, кувшин, чаша, фонарь, риза со жребиями, терновый венец. Изображение на иконе потемневшее и местами обгорелая. В настоящее время на иконе есть надпись: «1) Икона сия Пресвятыя Богородицы славится с 1736 года. 2) Следовательно с того времени протекло до ныне сто лет (значит надпись сия сделана в 1836 г.). 3) Лик святой иконы потемнел от пожара, во пламени коего она уцелела».
После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе потеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен — достоверно сказать никто не может. Работники исторического музея Днепропетровска утверждают, что древняя икона в данный момент находится у них в архиве. Верующие же склонны предполагать, что, пройдя через черные годы гонений на Церковь и лихолетья войн, образ находится в Свято-Троицком кафедральном соборе города. В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре в главном храме обители расположена точная копия иконы. (Образцы разных списков икон Самарской Божьей Матери представлены на фотографиях — http://eparhia.dp.ua/news.php?id_news=368 ).
По постановлению Священного Синода УПЦ от 12 марта 1998 года празднование местночтимой «Самарской» иконы Божьей Матери приходится на 6 ноября. Такова краткая история чудотворной иконы Божьей Матери Новокайдакской, впоследствии ставшей Самарской.

Публикация составлена на основе книг:
— Феодосий (Макаревский), еп. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, 1880.
— Екатеринославския Епархиальныя Ведомости. Часть неофициальная. № 18. Пятница, 15 сентября 1872 года. Сс. 287-296; № 19. Воскресенье, 1 октября 1872 года. Сс. 303-311; № 20. Воскресенье, 15 октября 1872 года. Сс. 319-327.
— Феодосий (Макаревский), еп. Самарский, Екатеринославской епархии, Пустынно-Николаевский монастырь. Екатеринослав, 1873.

Села Знаменка и Беловка Богатовского района

Общая информация:

Весной 1749 года начальник Оренбургской таможни, старший надворный советник Пётр Степанович Обухов поселил на правом берегу реки Кутулук свою деревню, которую в старину называли сначала деревня Обухова, затем Большое Обухово. В 1760-е годы этот землевладелец упомянут как сосед Страхова и Коптяжева.
Пётр Степанович Обухов стал первым крупным землевладельцем на территории Богатовского района. В 1770-ом году на средства П.С.Обухова построена деревянная церковь во имя Знамения Божьей Матери. По церкви село назвали Знаменским, заселено оно было крестьянами Пензенской губернии.
Нынешняя пустынная Знаменка, над которой в нескольких домах развевается российский триколор, таким образом, является старейшим из селений современного Богатовского района. Часть территории села затоплено в 1940 гг. Кутулукским водохранилищем.
Село Беловка располагается на правом берегу реки Кутулук, напротив села Арзамасцевка. Основано русскими крестьянами однодворцами в 1827-ом году. Под поселение государственных крестьян казна изъяла часть помещичьих земель от села Знаменское, на которых возникли Беловка и Пашковка. Эта земля была предоставлена переселенцам из села Чурюкова Юрьевской волости Козловского уезда Тамбовской губернии.
В двух километрах от села Знаменка и в пяти от села Беловка находится Беловский родник. Родник расположен на окраине Кутулукской дубравы, к нему идёт тропинка по крутому спуску среди деревьев. Ключ бьёт из-под корней деревьев и образует небольшой ручей-водопад.

Что посмотреть рядом:

Никольский святой источник Богатовский район, село Беловка