Боже очисти мя грешнаго

Житие преподобного Макария Великого Египетского

ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО Молитва 1-я, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод: Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва 2-я, святого Макария Великого

От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая, вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя. Аминь

Перевод: Встав после сна, я в полночь приношу Тебе, Спаситель, песнь и, припадая к стопам Твоим, восклицаю Тебе: не дай мне уснуть в греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно Распявшийся, скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный и безгрешный день, Христе Боже, и спаси меня.

Молитва 3-я, святого Макария Великого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы изъявляем готовность и желание перед Богом по пробуждении от сна заниматься делами, назначенными каждому Богом, и просим у Него помощи на эти дела; просим также, чтобы Он сохранил нас от грехов и ввел нас в Царство Небесное. Молитва заканчивается славословием Богу.

Перевод: К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав поcле сна, я спешу и, по милосердию Твоему, принимаюсь за угодные Тебе дела. Я молюсь Тебе: помоги мне всегда и во всем, и избавь меня от всякого зла в мире и от диавольского действа, и спаси меня, и введи в Царство Твое вечное. Ибо Ты — мой Творец и всякого блага Источник и Податель, на Тебя вся моя надежда, и я шлю к Тебе хвалу теперь, всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи, сохранивший по обильной Своей благости и великому Своему милосердию раба Твоего в прошедшее время этой ночи и отразивший всякое нападение диавола, Ты Сам, Владыка, Творец всего мира, удостой меня при свете Твоей истины, с просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Читать онлайн «Как научиться понимать молитвы?» — RuLit — Страница 12

Молитва 2–я того же святого

От сна восстав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и приподая вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.

Не даждь ми – не дай мне. Ущедри мя – буквально: сжалься надо мною. Распныйся волею – добровольно распявшийся.

+ Приведем еще изречение преподобного Макария Великого: «Вникни в умную сущность души, и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велико небо и земля, и не о них благословил Бог, а только о тебе. Воззри на свое благородство и достоинство, потому что не Ангелов послал, но Сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъявленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама. Сам Бог пришел вступиться за тебя и избавить тебя от смерти. Стань же твердо и представь себе, какое о тебе промышление».

Молитва 3–я, того же святого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Прибегаю – прихожу, ища помощи, обращаюсь за помощью. Подвизаюся милосердием Твоим – то есть по милости Твоей. Диавольского поспешения – содействия диавола, диавольского соблазна (поспешение – помощь, в достижении чего–либо). Помысленник – Помыслитель. О Тебе же все упование мое – в Тебе – вся моя надежда.

К Тебе, Владыко Человеколюбче… прибегаю… Хотя в современном языке сохранился глагол прибегать, прибегнуть (прибегнуть к решительным мерам), как и родственное слово прибежище, — смысл слова, его внутренняя форма обычно ускользает от нашего сознания. Детское восприятие слова прибегнуть как прибежать совершенно справедливо. Как ребенок от страха всегда прибегает к материнскому лону, и к защите рук матери – так и мы в молитве прибегаем под защиту Господа, Его Матери, Его святых. Вспомним образ средневекового города – огороженного каменными стенами пространства. Городская ограда очень скоро начала не вмещать жителей, которые вынуждены были селиться снаружи, за стенами (загородные жители). Но когда надвигались войска неприятеля, врага – загородные жители бежали (нередко при этом сжигая свои дома) в город–град – прибежище, убежище, на которое они с великой надеждой смотрели. Это образ возводит нас к Богу и Пресвятой Богородице: Они – наше прибежище от всякого нашествия вражеского. Известный образ Божией Матери «Нерушимая Стена» (в храме Софии Киевской) воплощает именно этот символ.

…И избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Строку из молитвы преподобного Макария Великого дополним словами его поучений. «Душа, действительно стремящаяся к Господу, вся и всецело к Нему простирает любовь свою и, сколько есть сил, к Нему единому привязуется своим произволением, и в этом приобретает помощь благодати, отрицается сама себя и не следует хотениям ума своего, потому что по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла ходит он лукаво. Таким образом, как скоро душа возлюбила Господа, исхищается из сетей собственною своею верою и великой рачительностью, а вместе и помощью свыше, сподобляется Вечного Царства и, действительно возлюбив оное, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишится уже вечной жизни».

«Сказываю тебе, что всего этого желает и вожделевает всякий человек: блудники, и мытари, и несправедливые люди хотели бы получить Царствие так легко, без трудов и подвигов. Для того–то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролития пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа и при такой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. Посему–то по правде входят они в Небесное Царство, отрекшись от себя самих, по Господнему слову, и паче дыхания своего возлюбив единого Господа, почему за высокую любовь свою и будут вознаграждены высокими небесными дарами».

Молитва имеет особое значение в жизни верующих людей. Православные знают, что это не просто слова, обращенные к Господу, а настоящее единение с небесными силами. Просыпаясь по утрам, первым делом следует читать молитву, чтобы показать Господу свою готовность к праведным делам и заручиться его поддержкой. «Отче Наш», «Трисвятое», «Боже, очисти мя грешнаго» – это все молитвы, входящие в перечень утренних молитв.

Молитвенное правило

Перечень молитв называется молитвенным правилом. Содержится молитвенное правило в «Молитвослове», который помогает найти нужную молитву в любой жизненной ситуации, а также указывает, какие молитвы нужно читать утром (утренние молитвы), а какие вечером (вечерние молитвы).

Полное молитвенное правило читают особенно стойкие духом верующие, монахи, церковные служители. Для мирян больше подходит другой перечень, содержащий меньшее количество молитв.

В чем помогают утренние молитвы?

Преподобный Серафим Саровский указывал следующее:

Восставши от сна, христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и Символ веры единожды.

К главным утренним молитвам также относятся молитва Макария Великого «Боже очисти» и другие молитвы этого святого.

В чем помогают утренние молитвы:

  • воздать хвалу Господу;
  • попросить Бога о покровительстве;
  • подготовиться для свершения благих дел в течение дня.

Молитва 1-я, святого Макария Великого «Боже, очисти мя грешнаго»

Мощной силой обладает молитва «Боже, очисти мя грешнаго». Это молитва Макария Великого, который был известен своими праведными делами и оставил в наследство множество богословных писаний.

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Другие утренние молитвы

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва «Трисвятое»

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва «Символ Веры»

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Научиться понимать молитвы — Молитва 1-я, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твоё святое. Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Яко — здесь: так как.

Шиколиже — никогда.

Соворих —я сотворил (соделал).

Некоторые слова молитв преподобного Макария Великого (о нем см. нас. 366) дополним словами его аскетических поучений и бесед, в которых выражено благодатное учение о молитве.

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою… «Благоискусные пред Богом сами себя признают весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими или даже ничем… Богатые пред Богом сами для себя кажутся бедными».

И восхвалю имя Твое святое. Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Окончание этой молитвы (как и многих других) вводит в перспективу человеческой жизни сопричастие Божественной вечности: ныне, всегда и во веки веков да восхвалит человек Триединого Бога! В этой «формуле» уже содержится обетование нашего пребывания в вечности, где, подобно Ангелам, мы будем возносить хвалу Богу, — и напоминание о том, что вечность эта предстоит нам

Сотворих —форма 1-го лица единственного числа прошедшего времени глагола сотворити. В церковнославянском языке существует четыре типа прошедшего времени глагола; данная форма принадлежит к наиболее общему из этих времен — аористу. Тем, кто не изучает специально грамматику церковнославянского языка, достаточно обратить внимание на то, что во всех прошедших временах глаголы изменяются и по лицам (в русском языке — и я, и ты, и он — сотворил; в церковнославянском: аз сотворих, ты сотвори, он сотвори).

Просмотров: 780

Как научиться понимать молитвы? (9 стр.)

Итак, Смвол веры – это краткое изложение основ христианской веры, основные христианские догматы, та рамка, за пределами которой уже – не–православие.

Но этот «перечень» догматов построен от первого лица, личностно:

Верую во единаго Бога Отца…

И во единаго Господа Иисуса Христа…

и в Духа Святаго, Господа…

во едину Святую, Соборную и Апостольскую

Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Аминь (истинно так!).

Символ веры – личное исповедание веры православного христианина. Это исповедание того, ради чего и чем мы живем или должны жить, самого главного в жизни, в мире. Это то что Бог через Церковь говорит нам и что мы исповедуем перед Богом и людьми. Поэтому Символ веры – и молитва, собеседование души с Богом и Бога с душою.

Как молитва Символ веры очень труден: всякий раз, произнося (хотя бы мысленно) эти истины, их надо сознательно принимать в сердце свое, стремиться жить ими. Но это компас, без которого собьешься с дороги, ведущей в жизнь, и с этим компасом необходимо сверяться хотя бы ежедневно. Вот почему он включен в ежедневное келейное правило. Входит он и в самое краткое молитвенное правило для мирян, преподанное нам преподобным Серафимом. Без него нельзя прожить и дня.

Каждое слово Символа веры чрезвычайно глубоко и емко; Краткие объяснения не могут ввести в эту глубину (поэтому в этой книге таковые и не даются). Объяснение Символа веры составляет основную часть – «О вере» — «Пространного христианского катехизиса» святиеля Филарета Московского, книги, которую следует хорошо знать каждому православному христианину.

+ Святитель Феофан Затворник в своих письмах давал советы, как преодолевать сомнения в истинах веры. Эти строки имеют прямое отношение к роли Символа веры в нашей духовной жизни и показывают, каким должно быть молитвенное восприятие его.

«Вообрази истину и молись о ней, во время молитвы вращай ее в уме и молитвы составляй из нее же. Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души, питая ее и обвеселяя. Это есть сроднение души с истиною; после сего сомнения уже не могут колебать ее. Они могут в памяти приходить, но бывают далеко от души, как говор или топот за стеной».

«Чтобы истину проводить в сердце, вот как делать надо!.. Берите истину какую–либо и полнее уясните в сознании, как она исповедуется, и за тем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она исповедуется… Молитвы наши все исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину, молитесь: «Господи! Как тогда, ходя по земле, исцелял Ты всякие недуги, прокаженных очищал, слепым даровал зрение, — прииде теперь и ко мне и просвети очи ума моего, и проказу грехов сними с меня». Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины впадут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами. Средство это, иными словами, есть – вкусить истину, радоваться ею, с утешением и сладостью воспоминать об ней, и теплотою сердечно вращать ее в уме. Помоги вам Господи достигнуть сего!»

У слова символ – несколько значений; так было в греческом языке, из которого это слово пришло, так и в русском. Особенно обросло это слово философскими осмыслениями (о символе в философском значении написаны сотни томов книг). Вот разные определения из разных словарей: то, что служит условным знаком какого–либо понятия; в науке – то же, что знак; в искусстве, в широком смысле, символ есть образ в аспекте своей знаковости и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемостью образа; полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Исходное греческое слово означает: стык, скрещение, соединение, слияние, встреча, сочленение. Означало это и опознавательный знак, по которому можно было узнать друг друга вернее, чем по паролю: монету или кость раскалывали на две половинки; если предъявленная половинка полностью подходила к вашей, было ясно, что перед вами – именно тот человек.

Боже, очисти мя грешного, яко николеже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Яко – здесь: так как. Николиже – никогда. Сотворих – я сотворил (соделал).

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою… «Благоискусные перед Богом сами себя признают весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими или даже ничем… Богатые перед Богом сами для себя кажутся бедными».

И восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Окончание этой молитвы (как и многих других) вводит в перспективу человеческой жизни сопричастие Божественной вечности: ныне, всегда и во веки веков да восхвалит человек Триединого Бога! В этой «формуле» уже содержится обетование нашего пребывания в вечности, где, подобно Ангелам, мы будем возносить хвалу Богу, — и напоминание о том, что вечность эта предстоит нам.

Сотворих – форма 1–го лица единственного числа прошедшего времени глагола сотворити. В церковнославянском языке существует четыре типа прошедшего времени глагола; данная форма принадлежит к наиболее общему из этих времен – аористу. Тем, кто не изучает специально грамматику церковнославянского языка, достаточно обратить внимание на то, что во всех прошедших временах глаголы изменяются и по лицам (в русском языке – и я, и ты, и он – сотворил; в церковнославянском: аз сотворих, ты сотвори, он сотвори).

Николиже

Смотреть что такое «Николиже» в других словарях:

  • николиже — (246) нар. отриц. Никогда: Николиже не прѣзьри || ѹбога плачюштѧсѧ. (μὴπоτε) Изб 1076, 75–75 об.; николиже не отъчаис˫а. нъ… вьсю печаль свою възвьрзи къ богѹ. ЖФП XII, 45б; и николиже ѥго бѣ видѣти дрѧхла. Там же, 50г; и б˫аста очи ѥмѹ съдравѣ … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • николиже — нареч, кол во синонимов: 1 • никогда (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • николиже — никогда … Cловарь архаизмов русского языка

  • николиже — никога … Църковнославянски речник

  • никогда — Николи, ни в жизнь, ни во веки веков, отроду, отродясь, сроду. Отроду там не был. Отродясь я этого не слыхивал. // Хоть век его не будь, ничуть не пожалею . Крыл. Он в жизни не видывал подобной красавицы . Тург. Не видать ему этого, как своих… … Словарь синонимов

  • ни — (> 7000) I. Част. 1.Усилит. в отрицат. конструкции, для выражения полного отрицания, не допускающего исключения. Ни, даже и: Паче же блюди словесъ ѥго не дажь ни ѥдиномѹ словеси ѥго пасти на земли. Изб 1076, 15; да ни ѥдинъ же ѿ мьнихъ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • облечи — ОБЛЕ|ЧИ2 (ЩИ) (61), КОУ, ЧЕТЬ гл. 1.Наделить одеждой когол., одеть когол. во чтол.: ˫Ако аште ѹбогааго облѣчеши. х҃са облѣчеши. Изб 1076, 94; таче по сихъ облечашети и въ мьнишьскѹю одежю. ЖФП XII, 37г; по се(м) съвѧжеть рѹцѣ ѥго кр(с)тмь и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • Колокола — В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы колокольчики,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Милосердие (христианство) — Жизнь христианина Христианский портал · ‎ … Википедия

  • Киприан (митрополит Киевский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Киприан (значения). Киприан Киевский Имя в миру … Википедия

Молитва святого Ефрема Сирина


Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Боже, очисти мя грешнаго.

Перевод молитвы преп. Ефрема Сирина:
1) Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Господи и Владыка жизни моей! не дай мне склонности к праздности — лени, унынию — безнадежности, властолюбию и пустословию.
Празднословие — произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов).
2) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.
Целомудрие — здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие, смирение — сознание, своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других; терпение — терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, скорбей, лишений и несчастий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве — любви (к Богу и ближним)).
3) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь.
(О, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.
Под братом здесь разумеется всякий другой человек.
Яко благословен еси — потому что Ты достоин прославления).

После каждого из этих трёх воззваний делается земной поклон, затем 12 раз читается «Боже, очисти мя грешного» с поясными поклонами, и в конце прочитываются сразу все три воззвания и делается один заключительный земной поклон.
Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: «Боже, очисти мя грешнаго», «Боже, милостив буди мне грешному». Эти слова читаются священником, как правило, лишь вполголоса или совсем тайно.
В дониконовской практике на эти 12 поклонов читались краткие молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды), Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. После прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись.

Типикон (т.е. устав) предписывает читать молитву Ефрема Сирина про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него.
Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV-V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.

К этой традиции восходит и образ чтения молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе).
В греческих Церквах Молитва Ефрема Сирина также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в монастырях (в том числе на Афоне).
Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой церкви, в РПЦ и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой РПЦ с кон. XVII в.,- молитва Ефрема Сирина включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых.
Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся в греческой традиции к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в., предписывает читать Молитву Ефрема Сирина всегда с 3 поклонами. Такое упрощение возникло не сразу.
Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время молитвы Ефрема Сирина, но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в. (и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов.
Вопрос о замене 16 земных поклонов во время молитвы Ефрема Сирина 3 земными, 12 поясными и земным (как молитва Ефрема Сирина доныне и совершается в русской, грузинской и других традициях повсеместно, а у греков — в наиболее строгих монастырях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу, — эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия которой некоторыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви.
При этом строгая практика 16 земных поклонов в XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской русской редакции Типикона, посвящая молитве Ефрема Сирина и некоторым другим вопросам главу «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. Т. 2. С. 844-851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время молитвы Ефрема Сирина не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям.

Келейное правило

Начало правилу келейному

Подобает ведати, како начати правило свое в келии. Став убо на обычном своем месте, сотвори со смирением сердца и сокрушенным помыслом поклоны до земли, глаголя сице:

  1. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
  2. Создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон).
  3. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
  4. Боже, милости буди мне, грешному (поклон).
  5. Боже, прости беззакония моя и согрешения (поклон).
  6. Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  7. Непобедимая и божественная сила, честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя, грешнаго, уповающаго на тя (поклон).
  8. Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешнем, ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  9. Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  10. Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  11. Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
  12. Господи, или словом, или делом, или помышлением, согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя милости Твоея ради (поклон).

Посем, молитва святаго Макария, 1-я/>

Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Молитва 2-я, святаго Исаака Сириянина/>

Господи Исусе Христе Боже мой, посещаяи тварь Свою, Тебе явлены страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам, Владыко, покрый мя от злобы его, занеже сила его крепка и естество мое страстно, и сила немощна. Ты убо Благии, ведыи немощь мою, иже нося неудобьство безсилия моего, сохрани мя от помысла смущена, и потопа страстей, и достойна мя сотвори, сея службы святыя, да не како в страстех моих растлю сладость ея, и обрящуся безстуден пред Тобою и дерзостив. Но милостию Си помилуй мя, яко благословен еси во веки. Аминь.

Молитва 3-я, святаго Стефана Фивейскаго/>

Владыко Господи Исусе Христе, Боже мой, Ты Помощник ми буди, в руку Твоею аз, да не оставиши мене согрешати, яко прельщен есмь, да не оставиши мене последовати хотению моему лукавому, да не оставиши мене погибнути во гресех моих, ущедри создание Свое, не отверзи мене от лица Твоего грех ради моих, яко к Тебе прибегох, исцели душу мою, яко согреших Ти, пред Тобою суть вси оскорбляющие мя, и ищущие дущу мою изъяти ю, и несть ми прибежища иного, токмо к Тебе Господи, Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко Ты еси Господи, сильныи во всяческих. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Молитва 4-я, святаго Иоанна Златоустаго/>

Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя, понеже бо аз яко кал любовещныи, греховную скверну желаю, но Ты яко Благ и Всесилен, можеши ми возбранити. Аще бо праведнаго помилуеши, ничтоже велие, ащи чистаго спасеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея. Но на мне паче Владыко, окаяннем и грешнем и сквернем удиви милость Свою, покажи благоутробие Свое, Тебе бо оставлен есмь нищии, обнищав всеми благими делы. Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко благословен еси во веки. Аминь.

Молитва 5-я/>

Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити от Твоея воли. И не отверзи убогия молитвы моея от Твоего лица, но услыши Господи, глас молитвы моея, егда молюся Тебе во дни и в нощи, и приими яко избранно кадило, и не возбрани грехов моих ради благости Твоея, но спаси мя имене Твоего ради святаго. Твое бо есть единаго, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

Таже, помолився, и предочистив себя, целуй крест свой, иже носиши на персех своих, и знаменаяся им, глаголи:

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя, силою Креста живоноснаго Ти.

Посем:/>

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради. (трижды).

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Таже:

Царю Небесныи…

Трисвятое. По Отче наш…

Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.

Приидите поклонимся… трижды.

Псалом 50: Помилуй мя, Боже…

Символ Веры: Верую во единаго Бога…

Таже, или каноны глаголи, или молитвы Исусовы, или поклоны.

По завершении канонов глаголи:

Достойно есть… Трисвятое. По Отче наш… тропари канонов. Господи, помилуй, 40.

Таже: Честнейшую херувим…

Слава, и ныне, Господи, помилуй, дважды, Господи, благослови (с поклонами).

И отпуст, по обычаю.

Неции же глаголют последи, Господи помилуй, 40. Молитвы канонов. И исповедание.

Таже: Честнейшую… И отпуст.