Будьте мудры как змеи

Библия

  1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
  2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
  3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
  4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
  5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;
  6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
  7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
  8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
  9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
  10. ни сумы́ на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
  11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
  12. а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»;
  13. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
  14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
  15. истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
  16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
  17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
  18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
  19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что́ сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать,
  20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
  21. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
  22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
  23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
  24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
  25. довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
  26. Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
  27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
  28. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
  29. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
  30. у вас же и волосы на голове все сочтены;
  31. не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
  32. Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
  33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
  34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
  35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
  36. И враги человеку — домашние его.
  37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
  38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
  39. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
  40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
  41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
  42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

После того, как Господь обеспечил апостолов относительно пропитания, и отверз им все домы, Он и самый вход их соделал достойным уважения, повелевая им входить не как скитающимся и нищим, но как таким людям, которые гораздо почтеннее самих принимающих их. (Это именно дал Он разуметь как словами: достоин делатель мзды своея (10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.Мф. 10:10), так и повелением осведомляться о достойных и у них оставаться, а равно повелением приветствовать приемлющих и угрозой жестоких казней неприемлющим). Когда, таким образом, Он освободил их от заботы о пропитании, вооружил знамениями, сделал их как бы железными и адамантовыми, отрешив от всего житейского и освободив от всех временных забот, — тогда-то Он начинает говорить уже и о тех бедствиях, которые имели их постигнуть, и не только о тех, которые должны были наступить вскоре, но и о тех, которые имели последовать по прошествии многого времени, и таким образом заранее, приготовляет их к брани против дьявола. Этим достигалось многое: во-первых, апостолы узнали силу предведения Его; во-вторых, никто уже не мог думать, что эти бедствия происходят от бессилия Учителя; в-третьих, те, которые должны были терпеть эти бедствия, не могли ужасаться их, как непредвиденных и неожиданных; в-четвертых, слыша это, апостолы не должны были смущаться и при наступлении времени крестных страданий, — как они смутились в то время, когда Он, обличая их, говорил: яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши (6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.Ин. 16:6, 5)? Впрочем, Он о Себе еще ничего не говорит; не говорит, например, что Он будет связан, мучим и умерщвлен, чтобы этим не возмутить сердец их; а только предсказывает им то, что имело с ними случиться. Далее: чтобы они поняли, что им предлежит новый закон брани и чудный образ ополчения, Он, посылая их почти нагими, с одною одеждою, без обуви, без жезла, без меди при поясе, без сумы, и повелевая самое пропитание получать от тех, которые их принимают, и тем не кончил Своего слова, но показывая несказанную силу Свою, говорит: вот как вам должно идти (на проповедь): показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреде волков. И не только кротость овчую Он повелевает иметь им, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков и, находясь среди них и подвергаясь бесчисленным угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих. А гораздо удивительнее и более значит — изменить расположение воли и преобразовать ум, нежели умертвить, в особенности, когда овец только двенадцать, а волков полна вся вселенная.

Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками, — будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе. Когда ты показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит; а когда сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу. Смотри же: кто те, которым даются столь тяжкие и неудобоисполнимые повеления? Это люди боязливые и простые, некнижные и неученые, вовсе не знатные, вовсе не образованные по внешним законам, не занимавшиеся судебными делами, рыбари, мытари, исполненные только бесчисленных недостатков. Если эти последние могли привести в замешательство и людей важных и великих, то как же не могли они привести в отчаяние и ужас людей вовсе неискусных и никогда не помышлявших ни о чем достохвальном? Но они не привели их в отчаяние. Но, может быть, иной скажет: так тому и быть надлежало, потому что Он дал им власть очищать прокаженных и изгонять бесов. А я на это скажу, что это-то самое и должно было привести их еще в большее смущение, когда, не смотря на данную им власть воскрешать мертвых, им следовало терпеть такие ужасные бедствия на судилищах, заключение в темницы, нападение от всех, общую ненависть вселенной, и подвергаться таковым бедствиям, имея власть творить чудеса. И какое было для них утешение во всех этих бедствиях? Сила Посылающего. Потому-то Он прежде всего и сказал: вот, Я посылаю вас. Этого довольно для вашего утешения; этого довольно для того, чтобы вас ободрить и чтобы вам не бояться никого из противников ваших.

Видишь ли ты могущество? Видишь ли власть? Видишь ли непреодолимую силу? Слова Его имеют такой смысл: не смущайтесь, говорит Он, что Я вас посылаю как овец среди волков, и повелеваю, чтобы вы были как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам приносит более славы, и Мою возвещает силу. Так же Он говорил и Павлу: довлеет ти благодать Моя; сила бо Моя в немощи совершается (9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.2 Кор. 12:9). Такова Моя воля относительно вас. Итак, когда Господь говорил: се Аз посылаю вас, яко овцы, — давал им разуметь: не унывайте, Я знаю, Мне совершенно известно, что вы в особенности, поступая таким образом, не будете никем побеждены. Далее, чтобы они сколько-нибудь и сами содействовали, чтобы не все казалось делом одной благодати, и чтобы не подумали, что они получают венцы ни за что, — говорит: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие. Но поможет ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Сколько бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов? Для бессловесных тут нет никакой пользы, а для вас — польза величайшая. Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змииная. Как змий ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу — кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большею славою. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змииной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия — для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием. Что может быть строже этих повелений? Не достаточно только претерпевать бедствия: нет, — говорит, — Я не позволяю тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем). Походит на то, как если бы кто-нибудь, бросив трость в огонь, повелевал ей не только не сгорать в огне, но и погасить огонь. Но не будем смущаться: эти повеления сбылись, исполнились, и самым делом совершились. Люди одного и того же, а не другого с нами естества, бывали и мудры как змии, и незлобивы как голуби. Итак, да не почитает кто-либо этих повелений вовсе неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, но кротостью. И если хочешь видеть, как это совершается на самом деле, то прочитай книгу Деяний Апостолов, и увидишь, сколько раз, когда восставал против них народ иудейский и скрежетал зубами, они, подражая голубю и отвечая иудеям с надлежащею кротостью, угашали их ярость, прекращали неистовство, утишали страсти. Так, когда иудеи говорили им: не запрещением ли запретихом вам не говорить о имени сем (28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.Деян. 5:28)? — то апостолы, имея власть творить бесчисленные чудеса, не сказали и не сделали ничего грубого, но со всею кротостью защищались, говоря: аще праведно есть вас послушати паче, нежели Бога, судите (19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?Деян. 4:19). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.Деян. 4:20). Видишь, какая потребна во всем твердость, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражиться в гневе?

Источник

«Беседы на Евангелие от Матфея».

Беседа 33

* * *

Они обошли всю вселенную, как овцы среди волков. Кто видел, кто слышал подобное? Господь говорит: «посылаю вас, как овец среди волков». Какой пастырь посылает овец «среди волков»? Напротив, когда пастырь видит волка, то собирает овец. Христос же сделал обратное по сравнению с этим: послал овец к волкам, и овцы не были пойманы дикими зверями, но сами волки стали кроткими, как овцы. И чтобы те не говорили: «Мы – овцы, а Ты посылаешь нас на съедение волкам и в пищу диким зверям», Он одним словом устранил такую их мысль. Не сказал: «отправьтесь», потому что, посылая их, Он не имел в виду их собственной силы; но сказал: «Вот, Я посылаю вас». Вы немощны; зато силен посылающий вас. Кто – Ты? Я – Тот, Который утвердил небо, основал землю, излил море, Который пригвоздил ко кресту направленное против вас рукописание, отменил ветхий закон, возвратил вас в древнее отечество; Тот, Который сокрушает сильное и укрепляет слабое. Что могущественнее моря? А между тем, малый песок сдерживает его невыносимую силу. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков». Дикие звери служат как бы стеной для овец, чтобы последние не стяжали себе спасения бегством. О, сила Пославшего! В середине – овцы, а кругом – волки; но волки переменились и сделались овцами, потому что они были волками не по природе своей, а по своему произволению. «Вот, Я посылаю вас». Что же Ты повелеваешь? «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Что значит: «мудры, как змии»? Змий, хотя бы получивший и бесчисленные раны, но сохранивший невредимой свою голову, здоров весь. Так и ты, если враг пожелает взять у тебя деньги, отдай ему; отдай, хотя бы он отнимал у тебя твои сокровища и даже самую жизнь; только сохрани свою веру. «Будьте мудры». Пока сохраняется вера, все весьма легко. Ты нагим вышел из чрева своей матери, нагим и уйдешь из этой жизни. Но если кто-нибудь отправит тебя в ссылку? «Господня земля и что наполняет ее» (1 Псалом Давида. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,Пс. 23:1). Быть может, ты умираешь? Но смерть для тебя – путешествие. Только не потеряй своей веры, этого неубывающего сокровища – веры, которая неистощима.

Источник

Слово первое на святую Пятидесятницу.

* * *

Подлинно, ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удовольствиям. Когда же ты разорвешь все эти узы и не попустишь душе пленяться чем-нибудь подобным, тогда увидишь, откуда берет свое начало раздор, где лежит основание добродетели. Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди волков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцою, и победишь волков. Такой-то человек зол и нечестив; но ты имеешь силу, которою можешь преодолевать и злых. Что смиреннее овцы? Что свирепее волка? Однако первая преодолевает последнего, как видно на апостолах, потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего – сильнее долготерпения. Вот почему Христос и заповедует нам быть овцами среди волков. Но сказав это и желая объяснить, каков должен быть Его ученик, и что для него недостаточно этой простоты, т.е. кротости овцы, прибавляет еще нечто другое: «будьте…, говорит, как голуби», соединяя кротость двух смирных и незлобивых животных. Такой требует Он от нас кротости, когда мы обращаемся среди злобных! Не говори мне: он зол, я не могу сносить. Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело с злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза.

Источник

Беседы на псалмы. На псалом 119.

* * *

Действительно, когда душа в хорошем состоянии, то все прочее придет само собою; а когда она не в хорошем состоянии, то всякое другое благоденствие не принесет нам никакой пользы. Потому нам должно и делать и говорить так, чтобы она спаслась. На это указывает и Христос, когда говорит: «будьте мудры, как змии». Как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души. Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от са­мой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла.

Источник

«Беседы на псалмы».

Беседа 25 на псалом 114

* * *

…все — и дела и слова должно направлять ко спасению ее (души). И сие-то значит наставление: будьте мудры, как змея. Ибо как змей, чтоб сохранить голову свою, оставляет всю остальную часть тела своего; так и ты за спасение души своей должен отдавать все прочее.

Толкования Священного Писания

Ст. 21-22 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Потому-то, когда сказал о данной им силе, Он говорит вместе и о бедствиях, об убийствах и закланиях. Предаст, говорит, брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, – и даже на этом не остановился, но присовокупил еще более ужасное, что могло потрясти и самый камень: и будете ненавидимы всеми; но тотчас же дал здесь и утешение: вы подвергнетесь, говорит, этим страданиям за имя Мое; а далее еще и другое утешение: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).

Впрочем, слова Христовы могли возбудить в апостолах мужество еще и иным образом, – именно, внушив им мысль, что проповедь их будет пламенеть такой силой, которая победит самое естество, отвергнет родство, и что слово их, будучи предпочтено всему, могущественно преодолеет все.

Если уже сила родственных уз не сможет противостать проповеди, но будет разрушена и низложена, то, что другое в состоянии будет преодолеть вас?

Впрочем, хотя это и будет так, однако же, вы не будете жить в безопасности; напротив, все живущие во вселенной будут вашими врагами и неприятелями.

Беседы на Евангелие от Матфея.

А предсказал Он это тогда для следующих трех целей: во-первых, для того, чтобы мы познали Его силу и то, что Он есть истинный Бог, провидящий издалека еще не случившееся; а что действительно ради этого Он предсказывал будущее, послушай, как Он сам говорит: «И вот, Я сказал вам , прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется», что это Я (Ин. 14:29). Во-вторых же, чтобы никто из врагов не говорил, что это происходит по Его неведению или немощи; ранее предвидевший мог и воспрепятствовать, но не воспрепятствовал, чтобы венцы были более блистательными, поэтому Он предсказывал это. И ради иной — третьей цели Он предсказывал. Какая же это именно? Та, чтобы сделать подвиг более легким для находящихся на арене, так как неожиданные бедствия, каковы бы они ни были, кажутся тяжелыми и невыносимыми, а ожидавшиеся и наперед обдуманные бывают легкими и удобными. Таким образом тогда враги, издавая такие повеления, и обнаруживали свою жестокость, и невольно подтверждали пророчество Христово; братья предавали братьев и отцы детей; самая природа восставала на саму себя, родство разделялось между собой, все законы извращались до основания, и все было исполнено некоторого смятения и беспорядка, и бесы наполняли тогда домы кровью родных. Отец, предавший сына, конечно и убивал его; хотя он и не вонзал меча и не совершал убийства своей рукой, но намерением совершал все, потому что кто предал убийце имеющего быть убитым, тот сам совершил убийство.

Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине.

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф. 10:16)
просты — в переводе еп. Кассиана и в Радостной Вести: бесхитростны
Мессия Йешуа (Иисус) хочет, чтобы Его ученики были мудры, как змеи, но в то же время бесхитростны и просты, как голуби!
В чем мудрость змеи? В осторожности, в догадливости, в расчетливости, в гибкости. Так и мы должны быть осторожными, догадливыми, расчетливыми, гибкими.
Есть одна древняя еврейская притча: «Сказал р. Йеhуда во имя р. Шимона, святой благословенный Бог сказал об Израиле: будьте ко Мне «чисты, как лебеди», но среди народов мира будьте «проницательны, как змеи».» (Шир а-Ширим Рабба, цитата согл.: Gill’s Exposition of the Entire Bible и Clarke’s Commentary on the Bible )
Церковные комментаторы обращают внимание на ряд важных моментов:
«Таким образом (ut) с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя. Потому и апостол говорит: На злое будьте младенцы337.» (Иероним)
«Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы.» (Толковая Библия Лопухина )
«Слово (просты) akeraioV производят от a и kerannumi. Таким образом akeraioV значит «несмешанный», «чистый», и в таком значении это слово употребляется, например, о металлах для обозначения их чистоты и отсутствия в них каких-либо примесей. По значению в переносном смысле слово сходно с лат. sincerus, или с греч. «чистый сердцем» (V:8) и простой (aplouV — VI:22). В этом смысле оно, несомненно, употреблено и в посланиях к Рим XVI:19 и Флп II:15.» (Там же)
«Равным образом, как змий скидает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее: так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе вреден и лукав: то Христос повелевает нам быть целыми, то есть, простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и отгоняют их. Итак будь мудр как змия, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь.» (Феофилакт Болгарский )
— играйте и добавляйте в закладки. винкс игры для девочек бесплатно и многое другое!

Будьте мудрыми, как змеи

7 сентября.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.

— Матфея 10:16

В той местности, где я рос, водилось много змей, и мои друзья забавлялись тем, что ловили их и коллекционировали. Я от них не отставал и тоже охотился за змеями. Я многое узнал об их поведении, и потом эти знания помогли мне полнее осознать слова Иисуса: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби».

В этом стихе Иисус говорит ученикам (и нам с вами) быть мудрыми, как змеи (ophis). Греческое слово pronimos — «мудрый», ещё переводится рассудительный, осторожный, хитрый, догадливый, внимательный, умный, благоразумный.Это слово точно описывает поведение и повадки змей. Они очень осторожны, догадливы, умны и расчётливы в своих действиях.

Слова Иисуса, что мы должны быть мудрыми, как змеи, на греческом буквально означают: мы должны быть такими же благоразумными, догадливыми, умными, рассудительными и осторожными, как они. Очевидно, Иисус хотел, чтобы мы чемуто научились у змей, поэтому я стал размышлять над этим стихом. Наконец я понял, почему Иисус привёл в пример змей и как это применимо к нам, нашей семье, работе, служению, любой возможности, которую Бог нам предоставляет. Если вы не любите змей, всё равно не бросайте читать эту главу, и вы лучше поймёте смысл слов Иисуса в этом стихе. Итак, Господь решил на примере змей разъяснить нам этот вопрос. Поэтому давайте посмотрим, как ведёт себя змея и как мы можем применять её мудрость в жизни, на работе, в служении.

Во-первых, когда змеи перебираются на новую территорию, они не заявляют о своём присутствии. Они ведут себя очень осторожно, спокойно и сливаются с окружающей средой. Вы можете пройти рядом со змеёй и даже её не заметить. Змеи могут оставаться практически незаметными, потому что маскируются. Эта маскировка служит им защитным прикрытием. Они умеют хорошо сливаться с ландшафтом, и маскировка позволяет им свободно передвигаться, обследуя новую территорию, оценивая её и выясняя, какие возможности она им предоставляет. Они определяют место, где будет их норка. А для этого ищут укромные уголки, которые бы защитили их от нападений. Они также выясняют, что может стать для них лёгкой добычей. Собрав все эти факты, змея готова к действиям. Период исследования новой местности очень важен для змеи.

Когда Бог говорит вам сделать что-то новое: отправиться на новые территории, воспользоваться новой возможностью, с вашей стороны будет мудрым действовать медленно и осторожно. Излишняя поспешность — распространённая ошибка.

Если мы действуем, не собрав прежде все факты и не оценив их, мы можем принять неправильное решение. А из-за одной-единственной ошибки мы можем потерять многое. Лучше залечь, оставаться какое-то время неподвижным, слиться с окружающей средой и изучать всё, что открывается нашему взору.

Приведу пример. Когда мы с Дэнис только переехали в Латвию, мы принялись изучать обычаи и культуру этой страны. Мы знали: чтобы усвоить всё увиденное, уйдёт какое-то время, поэтому действовали медленно и осторожно. Хотя сразу же по приезду мы и увидели много возможностей, мы решили сначала всё-таки понаблюдать за обстановкой и как можно лучше изучить среду, в которой оказались. Действуй мы поспешно, мы совершили бы такие ошибки, о которых бы потом горько жалели.

Первые несколько месяцев в новой стране мы жили так, что наше присутствие было практически незаметным. Это дало нам возможность чувствовать себя свободно и непринуждённо. Мы ходили в церковь, как и прочие прихожане. Мы бродили по городу, чтобы оценить духовное состояние нашего нового окружения. Также, прежде чем заявить о наших планах проповедовать по телевидению, я захотел кое-что узнать о телевидении в этой части мира и почувствовал, что лучше всего это сделать неспеша. Слишком много американских миссионеров, которые громогласно заявили о своих грандиозных планах, так и не осуществили их. У них были огромные проекты, возможно даже, от Бога, но поскольку миссионеры действовали, не изучив прежде всей ситуации, они упустили великолепную возможность и остались ни с чем. И всё потому, что они действовали слишком поспешно. Они попытались утвердить Божье Царство на земле, о которой не знали ничего. Скажу больше, приступить к действиям, не оценив прежде всех трудностей, риска и опасности, было с их стороны очень неосмотрительно.

Мы с женой знали: медленное продвижение займёт больше времени, но приведёт к стабильным и серьёзным результатам. Поэтому осваивались неспеша, собирая факты, анализируя полученную информацию и слушая, что говорит нам Господь. И только спустя некоторое время объявили о своих планах. Заявить о своих планах, не сделав предварительных шагов, было бы ошибкой.

Когда оказываешься в новой ситуации, обстановке, окружении, можно избежать многих ошибок. Я настоятельно рекомендую вам убедиться в правильности своих действий, прежде чем браться за сами действия. Предлагаю вам сначала:

* изучить вашу новую обстановку,
* найти духовный кров для себя и своей семьи,
* выяснить, с какой стороны вас могут поджидать неприятности,
* изучить окружающие вас возможности,
* собрать все факты, прежде чем заявлять о больших намерениях.

Продолжим. Змеи достаточно мудры и выбирают наилучший момент для нападения. Знать, когда действовать, — не менее важно, чем знать, когда не действовать. Когда жертва приблизилась к змее, та понимает: время напасть. Если змея будет ждать слишком долго, она упустит свою жертву. Итак, когда пришло время действовать, отложите всякий страх и ловите момент.

Я часто видел, как служители и бизнесмены молятся и молятся, чтобы Бог послал им хорошие возможности. Они постятся, молятся и ждут наилучшего шанса, и наконец он появляется. Пришло время действовать. Но вместо того чтобы воспользоваться этим моментом и приступить к действиям, они продолжают молиться. Бог уже дал им именно то, о чём они молились, но так ничего и не предприняв, они это упустили. А когда одумались,было уже слишком поздно.

Приведу другой пример из собственного опыта. В 1993 году я усердно молился о том, чтобы создать в бывшем Советском Союзе христианскую телевизионную сеть. Однажды мне позвонили директоры национальной телевизионной станции. Они предложили мне прилететь на встречу с ними и обсудить возможность трансляции наших программ еженедельно по национальному телевидению. Мы с моим помощником сели в самолёт и полетели на встречу с этими влиятельными людьми, сделавшими нам столь заманчивое предложение. Я был весь в предвкушении. Я думал: «Неужели то, о чём я молился, наконец произойдёт? Неужели это скоро осуществится? Бог ответил на мою молитву!» У меня было предчувствие чего-то поистине замечательного, грандиозного, и мне не терпелось приехать на эту встречу и услышать предложение директоров.

Я уже сделал «домашнее задание». Я изучил статистику по телевизионному каналу, который нам сделал предложение. Я поговорил с пасторами церквей всего того региона и узнал их мнение об этом канале. Другими словами, «я залёг и слился с окружающей обстановкой», и это позволило мне получить знания, которые пригодились мне на момент нашей встречи с директорами канала. Я был подготовлен к этому долгожданному разговору, располагал нужной информацией и чувствовал молитвенную поддержку наших партнёров.

Итак, встреча началась. Директоры меня спросили: — Вы хотели бы транслировать свою программу на национальном телевидении и чтобы вашу программу могли смотреть в каждом доме этой страны? Это как раз то, о чём я молился и чего так ждал! Потрясающая возможность в виде контракта лежала передо мной на столе. Но я был хладнокровен, не желая показывать им, насколько я рад возможности транслировать наши программы в каждом доме. Я хотел знать, во сколько будет ежемесячно обходиться нашему служению эта великолепная возможность. Цена оказалась гораздо выше, чем мы предполагали. Но я понимал, что это стоит того, чтобы нашу программу могли смотреть в каждом доме огромной страны.

Услышав стоимость эфирного времени, я на мгновение заколебался: я испугался, что мы не сможем каждый месяц предоставлять наличность в таких размерах. И всё же я знал, что мне предлагают то, чего не предлагали ещё никому. Только Бог мог дать такую невероятную возможность для проповеди Евангелия. Не было сомнений, что Он владеет и руководит всей ситуацией.

Я попросил директоров оставить нас с помощником одних на несколько минут. Когда они вышли, я сказал ему: — Я не знаю, откуда будут появляться деньги, но уверен — только Бог мог дать такую возможность. Будет чудо, если каждый месяц у нас будут такие деньги, но я собираюсь подписать контракт прежде, чем мы потеряем эту возможность проповедовать Евангелие.

Мой разум и логика взывали: не делай этого! Но мой дух говорил: делай это сейчас же! В сердце я знал, что должен воспользоваться этой потрясающей возможностью. Через несколько минут я взял ручку и поставил на контракте свою подпись. Мы оказались на национальном телевидении. Теперь наши программы смогут смотреть каждую неделю более пятидесяти миллионов человек! Буквально в считанные дни после подписания контракта в стране радикально поменялась политика. Не подпиши я тогда контракт или отложи его подписание хотя бы на неделю, я бы упустил эту возможность. Но поскольку мы действовали, и действовали в правильное время, наша программа была включена в контракт, с которым правительству пришлось посчитаться.

В результате наших действий, ещё раз подчеркну, своевременных действий, наша телепрограмма стала самой мощной духовной силой в этой стране. С тех пор, с 1993 года, наши программы с проповедью Божьего Слова изменили несчётное количество судеб. Я благодарен Богу, что мне хватило духовной проницательности и здравого смысла действовать своевременно. До этого я много-много молился. Но в тот день на встрече с директорами я понял, что должен действовать. На этом опыте Господь научил меня, что бывает время, когда нужно «залечь», а бывает время стремительно действовать. Уверен, и это тоже имел в виду Иисус, говоря нам: «…будьте мудры, как змеи…»

Вы можете спросить: «А как мне узнать, когда залечь, а когда ловить момент и действовать?» Святой Дух подскажет вам, если вы умеете распознавать Его водительство. Будьте послушны Ему, и Он проведёт вас мимо всех препятствий, замаскирует вас от всяческих нападок и укажет на точный момент, когда действовать, будь то в семье, на работе, в церкви или служении.

Многие верующие не осмеливаются делать то, к чему побуждает их Святой Дух. Боясь сбиться с пути или совершить ошибку, они со стороны наблюдают, как другие добиваются успеха. Друг, позвольте сказать вам коечто: доверяйте Святому Духу. Если вы позволите Святому Духу стать вашими глазами и ушами, вы никогда не упустите важный момент и огромные возможности для своей жизни, семьи, работы, служения.

Я молюсь, чтобы вы по-новому стали понимать слова Иисуса: «…будьте мудры, как змеи…» Господь сказал нам здесь чтото очень важное, не так ли? Проявляйте осторожность, не поступайте поспешно и будьте внимательны, чтобы не упустить верный момент для действий. Попросите Бога научить вас, когда нужно выжидать, а когда действовать.

Моя молитва на сегодня

Господь, помоги мне быть мудрым, благоразумным, умным, догадливым и здравомыслящим. Ты всё видишь и точно знаешь, что происходит, поэтому в каждой ситуации я полагаюсь на Тебя и Твоё водительство. Научи меня, когда мне сидеть спокойно, а когда действовать. Я пойду, куда Ты поведёшь меня, и рассчитываю, что Ты поможешь мне поступать правильно в каждой ситуации.

Во имя Иисуса. Аминь.

Моё исповедание на этот день

У меня ум Христов, а это значит, что я человек здравомыслящий, умный, благоразумный, догадливый и всё делаю правильно. Святой Дух помогает мне применять ум Христов, поэтому я редко ошибаюсь. Мне всё лучше и лучше удаётся точно оценить положение и понять, что делать в той или иной ситуации. Я сижу тихо, когда Святой Дух говорит мне ждать, и смело берусь задело, когда Он говорит мне действовать.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

Поразмышляйте над этими вопросами

  1. Было ли с вами когда-нибудь так: у вас появилась какая-то замечательная возможность и вам нужно было немедля воспользоваться ею, иначе вы упустили бы её?
  2. Что же вы сделали тогда? Вы колебались и упустили такую потрясающую возможность, хотя она была уже в ваших руках, или воспользовались моментом и стали действовать? Если вы колебались и упустили возможность, вы попросили Господа простить вас за то, что позволили страху сковать себя? Вы просили Его дать вам второй шанс?
  3. Вы умеете видеть возможности, которые Святой Дух предоставляет вам? Какая возможность у вас появилась сейчас? Что теперь вы сделаете по-другому, не так, как раньше, чтобы не упустить ещё один шанс от Господа сделать что-то значительное?