Что нельзя есть христианам

Содержание

Как должны православные люди питаться в будни, праздники и посты?

Под редакцией эксперта: Надежда Примочкина, диетолог — 22.11.2019

Что такое православное питание? Прежде всего, это — сбалансированное и правильное в духовном и физиологическом значении питание, учитывающие традиции Православной Церкви, ее Посты и Праздники.

Система православного питания способствует духовному и физическому исцелению через строгое соблюдение постов и сдержанность в питании в обычные дни. Как именно соблюдать пост, и что позволено кушать православным в праздник и будни?

Особенности православного питания на каждый день

За свою долгую историю Православие успело обзавестись серьезной и достойной восхищения системой питания, способствующей очищению духа и тела, общему оздоровлению организма и даже лечению многих хронических заболеваний, благодаря ограничениям в рационе и растительной основе меню в посты и праздники.

В такие дни меню – категорически строгое, исключающее мясо и его производные (а иногда и рыбу), молочные продукты и само молоко, сыры и яйца, сладости и, конечно, продуктовое изобилие в целом.

Впрочем, переедания следует избегать и вне постов и праздников.

Какие продукты можно употреблять православному в будни и в праздники?

  • Фрукты, бахчевые.
  • Грибы (понемногу, с осторожностью) и ягоды.
  • Зелень всех видов.
  • Овощи любых видов (супы, рагу, салаты с растительным маслом, тушеные/запеченные овощи и пр.).
  • Специи в разумных пределах.
  • Безалкогольные напитки – чаи, отвары, компоты, фруктовые домашние соки, кисели, родниковая/талая вода.
  • Все крупы, злаки.
  • Рыба – нежирная, тушеная или в маринаде, запеченная с овощами, засоленная.
  • Маринады и соленья.
  • Горох, фасоль и чечевица.
  • Семечки и орехи.
  • Сухофрукты.

Что касается питания вне постов и праздников, в обычные дни – здесь особых продуктовых рамок нет, но переедание тоже не приветствуется.

По средам исключают мясные продукты, по пятницам исключена даже рыба (можно только растительную пищу).

Как держать православный пост — календарь православного питания на 2015, 2016 годы

Календарь православного питания на 2015 год

  • Великий Пост (23 февраля – 11 апреля)
    В 1-ю и страстную седмицу – строгий пост. На чистый понедельник – ничего кушать нельзя. На остальное время: сухоядение по ПН, СР, ПТ; на ВТ и ЧТ — горячая пища без масла; по ВС — пища с растительным маслом
  • Страстная пятница (3 апреля) – вплоть до выноса плащаницы кушать нельзя
  • Лазарева суббота (4 апреля) – позволена рыбья икра
  • Вербное воскресенье (5 апреля) – позволена рыба
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – позволена рыба
  • Петров пост (8 июня – 11 июля). По СР, ПТ – сухоядение. По ПН – горячая пища без масла. На остальное время — крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой
  • Успенский пост (14 августа – 27 августа). Сухоядение – на ПН, СР и ПТ. По ЧТ и ВТ — горячая пища без масла. На СБ и ВС – пища с растительным маслом
  • День Преображения Господня (19 августа) — позволена рыба
  • Успенье – позволена рыба (при условии, что праздник в СР или ПТ)
  • Рождественский пост (28 ноября – 6 января). Питание аналогично посту Петрову вплоть до Дня Святителя Николая (19 декабря)
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы – позволена рыба (если праздник в СР или ПТ)
  • Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождества позволена рыба (по СБ и ВС)
  • Сочельник. Кушать нельзя до 1-й звезды. После ее появления — сочиво
  • По СР и ПТ – еженедельные постные дни (кроме сплошных седмиц). По СР нельзя мясо и молочные продукты, а в течение недели Всех Святых вплоть до Рождества Христова – нельзя кушать и рыбу с растительным маслом. Растительное масло дозволяется только в Дни празднуемых святых, которые пришлись на СР и ПТ, а рыба — по великим праздникам
  • В 1-дневные посты можно (кроме СР и ПТ) пищу с растительным маслом, рыбу нельзя: 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (Воздвижение Креста Господня). В эти дни – строгий пост
  • Нет поста, если Рождество Христово и Богоявление выпали на СР или ПТ
  • Позволена пища с растительным маслом в праздники — Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также Рождественский и Крещенский сочельники
  • Позволена рыба по СР и ПТ между Пасхой и Троицей, а также по СР и ПТ в праздники — Сретение, Успение, Преображение Господне, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова

Календарь питания в православный Великий Пост 2015 года

Календарь православного питания на 2016 год

  • Великий Пост (14 марта – 30 апреля). Для 1-й и страстной седмиц – строгий пост. Полное воздержание – в чистый понедельник. На остальное время: сухоядение по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ВТ и ЧТ; пища с растительным маслом – по СБ и ВС
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – позволена рыба
  • Страстная пятница (22 апреля) – вплоть до выноса плащаницы кушать нельзя
  • Лазарева суббота (23 апреля) – позволена рыбья икра
  • Вербное воскресенье (24 апреля) – позволена рыба
  • Петров пост (27 июня – 11 июля). По СР и ПТ – сухоядение. По ПН — горячая пища без масла, а на все остальное время – крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой.
  • Успенский пост (14 августа – 27 августа). Исключительно сухоядение – по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ЧТ и ВТ. Пища с растительным маслом – по СБ и ВС
  • Успенье – позволена рыба, если день пришелся на СР или ПТ
  • День Преображения Господня (19 августа) – позволена рыба
  • Рождественский пост (28 ноября – 6 января). Схема питания до дня Святителя Николая (19 декабря) согласно Петрову посту
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы – позволена рыба, если день выпал на СР или ПТ
  • Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождества позволена рыба по СБ и ВС
  • Предпразднество. В СБ и ВС позволена пища с маслом. Рыба под запретом
  • Сочельник. До 1-й звезды кушать нельзя. После ее восхождения — сочиво
  • По СР и ПТ – посты (исключение – сплошные седмицы). Под запретом — мясо и молочные продукты
  • Неделя Всех Святых до Рождества Христова. Под запретом — растительное масло и рыба. Масло можно лишь в дни святых, пришедшиеся на СР и ПТ
  • Строгие 1-дневные посты (исключение – СР, ПТ). Позволена пища с растительным маслом, под запретом рыба: 27 сентября (Воздвижение Креста Господня), 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи)
  • Богоявление и Рождество Христово – отсутствует пост, если праздники – в СР и ПТ
  • Рождественский и Крещенский сочельники, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня – позволена пища с растительным маслом
  • Дозволяется рыба между Пасхой и Троицей (по СР и ПТ), а также в праздники, выпавшие на СР/ПТ — Сретение, Преображение Господне, Успение, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова

Православное меню в пост на каждый день – особенности ежедневного питания в православный пост

Как и чем следует питаться в православный пост?

Предлагаем вам приблизительное меню (не по монастырскому уставу), исключающее употребление животных продуктов:

Меню на понедельник:

Меню на вторник:

Меню на среду:

  • На завтрак: кофе + мюсли + фрукты с печеньем
  • На обед: гороховый постный суп + хлеб + винегрет + чай
  • На ужин: греча с жареным луком + тушеные грибы + свежие овощи + компот + хлеб

Меню на четверг:

  • На завтрак: фрукты + кофе + хлеб с кабачковой икрой
  • На обед: постный гороховый суп + хлеб с винегретом + чай
  • На ужин: рис, тушеный с овощами + горошек (консервы) + компот

Меню на пятницу:

  • На завтрак: мюсли + фрукты с печеньем + кофе
  • На обед: постный грибной суп + чай
  • На ужин: картофель + зелень + тушеная цветная капуста + компот + хлеб

Меню на субботу:

  • На завтрак: каша на воде + печенье + кофе
  • На обед: постный грибной суп + салат из морской капусты + компот + хлеб
  • На ужин: рагу из овощей + чай + хлеб

Меню на воскресенье:

Если нестерпимо хочется к ночи перекусить, можно скушать в 9 вечера кусочек подсушенного хлеба с зеленым чаем.

Поделиться ссылкой:

Великий пост 2020: постное меню и рецепты на каждый день

Светлое Воскресение Христово в 2020 году православные будут праздновать 19 апреля. Празднику предшествует Великий пост, который в 2020 году начался 2 марта и продлится семь недель.

Великий пост — самый строгий и продолжительный из всех четырех многодневных постов, установленных Православной церковью. Поэтому начинать поститься без какой-либо подготовки бывает сложно, да и здоровью недолго навредить, если не знать, как правильно питаться.

Основная цель поста — добиться внутренних качественных изменений, а также стремление христианина последовать подвигу Иисуса Христа, который 40 дней постился в пустыне.

Соблюдение поста на сегодняшний день является добровольным актом и носит глубоко индивидуальный характер. В пост свободное время нужно посвящать молитвам, смирять желания в еде, исключая любые излишества и праздности и стремиться к более уединенному образу жизни.

На протяжении семи недель придется отказаться от мяса, яиц, молока, творога и прочих продуктов животного происхождения. При этом ограничиваются приемы пищи в день.

Постное меню

Пост, в первую очередь, — это воздержание от обильной пищи, а не изнурение тела, поэтому постное меню должно быть разнообразным и богатым витаминами.

Постное меню может быть достаточно многообразным – в течение Великого поста можно готовить различные каши, постные пловы, макаронные изделия, супы, котлеты, салаты и так далее.

Каши — кукурузная, гречневая, рисовая, овсяная, просяная, ячневая, гороховая, фасолевая, перловая и другие — можно готовить на воде. Например, рисовую кашу можно разнообразить, добавляя тыкву, грибы, изюм, сухофрукты или варенье.

© Sputnik / Alexander Imedashvili Орехи, миндаль и сухофрукты на рынке

Овощи можно и нужно есть любые – к вашим услугам капуста всех видов, морковь, свекла, редис, картофель, помидоры, огурцы, лук, зеленая фасоль и другие, которые существуют в природе.

Важно в этот период есть много болгарского перца и свежей зелени, так как они богаты множеством витаминов и минералов, необходимых для поддержания здоровья.

Фрукты тоже можно есть любые, доступные в этот сезон — яблоки, груши, бананы, апельсины и так далее. Можно употреблять варенья, сухофрукты, соленья, мед, орехи и специи.

© Sputnik / Alexander Imedashvili Фрукты и овощи на рынке

Сухоядение

По церковным канонам, составлять меню постной кухни нужно по следующим принципам — в первую и последнюю (Страстную) недели Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В эти дни разрешено есть фрукты, овощи, сухофрукты, орехи, то есть употребление исключительно сырой, термически необработанной пищи и постного хлеба. В этот день не рекомендуется даже пить чай или компот.

При желании можно приготовить овощные или фруктовые салаты, последние можно заправить медом.

Салат «Экзотик»

Нашинкованную капусту выкладываем в миску, слегка посыпаем солью и перетираем руками, чтобы капуста размякла и дала сок. Сок следует слить. Морковь натираем на крупной терке и добавляем в капусту. Мелко шинкуем луковицу, пару зубчиков чеснока и несколько веточек сельдерея. Нарезаем кубиками свежий огурец, яблоко или апельсин. Поливаем лимонным соком, солим, перчим и перемешиваем все компоненты. Этот необычный и пикантный салат зарядит вас энергией на весь день.

Дни без масла

По вторникам и четвергам можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла. В эти дни вы можете побаловать себя различными кашами и супами, а также можно употреблять варенья, соленья, зелень и так далее.

Суп из фасоли с макаронами

Отварите красную фасоль, добавьте в кастрюлю немного макаронов, мелко нарезанный лук, чеснок и пучок кинзы, специи и варите до готовности. Затем посолите, и суп готов.

© photo: Sputnik / MIROSLAV ROTARI

Расширить меню в эти дни можно за счет печеной картошки и других овощей. Также можно приготовить постное спагетти – отварить в соленой воде макароны и заправить их томатной пастой. В эти дни можно пить чай и компоты.

Вторыми блюдами в меню во время поста также могут стать грибные, картофельные, капустные, морковные постные котлеты, в которых яйца в качестве закрепителя легко заменить на манку. В дни, когда запрещается употребление масла, котлеты можно приготовить на пару.

С маслом

В субботу и воскресенье (кроме последней субботы Великого поста) разрешается пища с добавлением растительного масла. Здесь вы можете дать волю фантазии и приготовить различные блюда – супы, салаты, постные котлеты и пловы и так далее.

Грибной суп

Поджарить в кастрюле мелко нашинкованный лук и чеснок и залить поджарку кипятком. Как только вода закипит нужно засыпать в кастрюлю горстку риса, а через 10 минут положить в кастрюлю грибы и немного поварить. Затем добавляем несколько соцветий цветной капусты или брокколи, тертую морковку и болгарский перец (желательно красный), рубленную кинзу, укроп и варить суп до готовности. Затем посолить и приступить к обеду.

Салат «Маркитанка»

Картофель отварить и нарезать кубиками. Добавить шинкованную квашеную капусту (желательно красного цвета), баночку консервированной кукурузы, нарезанные зеленый лук, петрушку, кинзу, укроп, сельдерей, растительное масло, лимонный сок и все хорошенько перемешать.

Рыбный день

Во время Великого поста рыбу разрешается есть только два раза — на Благовещение (7 апреля) и в Вербное воскресенье, которое в 2020 году выпадает на 12 апреля. В эти дни рыбу можно есть как в вареном, так и в жареном виде, а если вы поклонник японской кухни – можете побаловать себя суши.

Суп

В кипящую подсоленную воду кладем целую луковицу и нарезанную морковь. Варим минут пять на среднем огне. Добавляем картофель и варим до готовности. Очень аккуратно, по одному кусочку, закладываем рыбу (подойдет как красная, так и белая), не помешивая, чтобы не раскрошить. На малом огне доводим до кипения, добавляем лавровый лист, душистый перец и мелко нарубленную свежую зелень, и снимаем — рыба уже будет готова.

Рыба, запеченная в фольге

В фольге можно запекать любую рыбу — речную, морскую, как кусочками, так и целиком (если она небольшого размера).

Рыбу, нарезав на кусочки или оставив целой, уложите на фольгу, поперчите и посолите. Зелень, желательно орегано или эстрагон, можно положить в брюшко рыбы, на ее тушку или кусочки. Затем сбрызнуть соком лимона, либо обложить ломтиками лимона, скрепить края фольги и запекать до готовности.

Лакомства

Конечно, главный смысл поста — духовное очищение и отказ не только от определенных продуктов, но и от пагубных страстей, злых слов и дел, дурного настроения и раздражительности. Но разнообразия хочется даже в пост.

© photo: Sputnik / Igor Russak

К радости многих постящихся сладкоежек, в последние годы производят множество постных сладостей. Также можно есть горький шоколад, орехи, фруктовое и ягодное варенье, джемы, сухофрукты, халву, натуральный мармелад, галетное печенье и так далее. Главное, чтобы десерты не содержали молока и его производных, животных жиров.

Разные вкусности можно приготовить и дома. К примеру, можно приготовить десертный салат.

Нарежь любые фрукты – яблоки, груши, апельсины, добавьте изюм, нарезанные орехи и курагу, и заправьте салат жидким медом.

Для приготовления лимонно-имбирного печенья вам понадобится: 100 г пшеничной муки; 100 мл воды; 40 мл оливкового масла; 30 г свежего имбиря, один лимон, одна полная ст. л. меда, одна ч. л. разрыхлителя для теста.

Лимон очистить от косточек и шкурки, мякоть измельчить блендером. Имбирь потереть на мелкой терке, смешать мед с теплой водой (немного, чтобы растворился). Перемешать 100 мл воды, просеянную муку, разведенный мед, разрыхлитель, оливковое масло, имбирь и лимон. Тесто должно получиться густым, его густоту можно регулировать количеством воды, либо дополнительно добавляя муку, если тесто получилось жидковатым.

Замешанное тесто, накрыв, оставить на 10-15 минут при комнатной температуре. Духовку нагреть до 150 градусов, выстелить противень фольгой, из теста сделать печенье желаемой формы и запекать 15 минут.

Диетологи рекомендуют во время поста кушать небольшими порциями, по нескольку раз на день, и пить больше жидкости – чай, компоты, соки и так далее.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Библия о еде: как Иисус Христос использовал трапезу

Опубликовано 08.05.2019

  • Немного интересной информации о том, что говорит Библия о еде. Люди — это единственные живые существа, которые специально собираются вместе, чтобы поесть. Собираясь всей семьей, мы украшаем наши столы, стараемся сделать еду привлекательной внешне и используем специальную посуду для разных блюд. Это больше похоже на церемонию, чем на удовлетворение биологической потребности организма. Человек использует еду в качестве инструмента для построения общества вокруг себя.

    Другими словами, еда играет важную роль в обществе. Еда во времена Иисуса Христа выполняла четыре основные функции в социальном плане.

    Еда во времена Иисуса Христа. Социальные цели

    Поддержка родственных отношений — создание единства и солидарности. Приемы пищи показывали, кто находится «внутри» семьи, а кто — «снаружи». Еда напоминала о том, где проходят границы лояльности семьи. Можно назвать следующие социальные круги: семья в расширенном составе, домашние слуги или наемные работники, представители вашего социального класса (те, кто мог ответить взаимностью), приглашенные на специальные банкеты.

    Создание и соблюдение границ — иерархии, статуса или пола, особенно посредством рассадки за столом. Во время приемов пищи очень хорошо было видно, кто сидит во главе стола, кто находится у ног (или кто моет ноги). Усиливалась роль женщин и отцовской гегемонии.

    Укрепление социальных ценностей. Во время еды поддерживались определенные ритуалы. Это было и особое омовение рук, молитвы и разные символы. Помимо прочего, отмечались особые праздники, посты и соблюдались субботы. В некоторых случаях трапезы были литургическими и иногда даже отражали то, что происходило в храме (смотрите Левит 23:2-44).

    Еда позволяла добиться чести. Проведение банкетов или участие в них в качестве гостя помогало заявить о себе. Богатые могли показать себя и продемонстрировать свою доброжелательность гостям. Гости могли проявлять почтение и развлекать хозяина и гостей остроумием или поразить знаниями. Евангелист Лука больше других описывает застолья, в которых принимал участие Иисус Христос. В каком-то смысле эти приемы пищи были больше похожи на греческие симпозиумы, где остроумие и разговор были центральной частью за столом.

    Все это мир, в котором жил Иисус Христос. Несмотря на это, Он не соблюдал правила. Фактически Иисус использовал еду как средство для переоценки социальных ценностей и нарушения принятых тогда норм поведения и чести.

    Во-первых, Иисус использовал еду, чтобы изменить понимание того, кого Он считал Своим истинным родственником. Вместо того чтобы удовлетворить просьбу Своей семьи о встрече с Ним, Он создал за столом «фиктивную» семью, основанную на преданности послушанию Божьему слову. Самый яркий пример этого — Тайная Вечеря.

    Во-вторых, общение за открытым столом во время еды было для Иисуса стратегией по борьбе с социальной и религиозной исключительностью, где бы она ни была принята в качестве нормы. Поскольку Иисус принимал пищу со всеми классами «грешников», Он оскорблял чувства религиозной элиты (Евангелие от Луки 5:30, например).

    В-третьих, Иисус отказался увековечить религиозные традиции, касающиеся омовений, поста и соблюдения субботы. Это было больше, чем простая бестактность. Это было прямое нападение на религиозную систему, которая ставила правила выше всего.

    И последнее. Иисуса приглашали поесть видные учителя. В ходе этих приемов пищи Иисус часто «оскорблял» и хозяина, и гостей, указывая на их ошибочные приоритеты. Более того, Иисус часто возвышал грешника, о котором заходила речь. На этих банкетах Иисус переворачивал все таблицы социального ранга с ног на голову. Смотрите таблицу, расположенную ниже, чтобы увидеть, каким образом Иисус использовал приемы пищи в качестве инструмента для социальной перестройки.

    Библия о еде: хронологический список приемов пищи в служении Иисуса Христа

    • Категория А — Иисус использует приемы пищи, чтобы изменить приоритеты родственных отношений.
    • Категория Б — Иисус игнорирует статус человека во время еды.
    • Категория В — Иисус игнорирует ритуалы, связанные с приемом пищи.
    • Категория Г — Иисус раскрывает Свою природу и пророчествует.

    В каком-то смысле в том, как Иисус вел Себя за столом, было воплощено Его подрывное послание. Иисус использовал приемы пищи в качестве инструмента для изменения социальных устоев и традиций. Иисус, и правда, превратил эти столы с едой в кафедры, которые Он использовал для изменения мира.

    Марк Мур

    Перевод Петров Игорь

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
    Больше статей по теме
    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    «Пища должна укреплять тело,
    а не вызывать болезнь»

    Святитель Василий Великий

    Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.

    Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.

    Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.

    Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:

    • мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
    • мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
    • к мясу относится и мышечная часть рыбы;
    • мясом может называться собственно мышечная ткань;
    • а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.

    Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.

    Грех ли убивать животных ради еды?

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.

    В книге Бытия (Быт.1:29) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.

    Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.

    Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.

    «Ошибается тот, кто считает,
    что пост лишь в воздержании от пищи.
    Истинный пост есть удаление от зла…»

    Свт. Василий Великий.

    Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

    Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.

    «Берегись измерять пост простым
    воздержанием от пищи.
    Те, кто воздерживается от пищи,
    а ведет себя неподобающе,
    уподобляются дьяволу,
    который хотя ничего не ест,
    однако ж не перестает грешить».

    Святитель Василий Великий.

    Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

    Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).

    • ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака — оно должно быть:
    1. парнокопытным и
    2. жвачным.
    • НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.

    Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.

    Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»

    В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.

    Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.

    А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания (Деян.10:9-15).

    Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.

    «Возобладай над чревом,
    пока чрево не возобладало над тобой».
    Свт. Василий Великий.

    Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!

    В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.

    Исламская пища – разрешается условно

    «Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.

    К харамной у мусульман относиться:

    • свинина и производные её,
    • недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
    • а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.

    *Мусульманам разрешается есть мясо, которое
    было приготовлено только «людьми Писания».
    К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.

    Подробнее: Можно ли православным употреблять халяльную пищу?

    Иудейская пища – разрешается

    «Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.

    *»Духовная чувствительность человека,
    употребляющего некошерные продукты,
    понижается, его сердце «закрывается»
    для восприятия духовных идей».
    Иудейская мудрость.

    Нельзя есть:

    1. животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
    2. птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
    3. животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
    4. рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
    5. жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).

    Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).

    Профессор Александр Васильевич Иванов

    Рекомендуем также: Кошерные продукты: взгляд православного богослова

    «Мясо можно есть только то, которое заколото,
    а не убито электрическим током или задушено.
    Определить это можно по цвету:

    светлое мясо – с выпущенной кровью;
    тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);

    синее – удавленина».

    Отец Даниил Сысоев

    Вьетнамская пища – не рекомендуется

    Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.

    *»Христианам лучше бы вообще создать
    свои скотобойни и магазины,
    где заведомо продавалось
    бы ритуально чистое мясо…».
    Священник Олег Стеняев

    Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

    В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:4). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17:10). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.

    А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее» (Лев.17:11), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (Деян.15:20). Подробнее в разделе «Кровь».

    *»Гематоген хоть и является
    производным крови крупного рогатого скота,
    однако, приём его в лечебных целях
    возбраняться не может».

    Отец Олег Стеняев

    Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

    В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).

    Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12), говорит апостол Павел в письме к иудеям.

    Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.

    Почему установлены запреты на пищу?

    В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.

    Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».

    Договор Бога с людьми

    Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.

    Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.

    Рекомендуем также: Почему в пост запрещены именно мясные продукты?

    Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

    Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).

    А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 9–14).

    О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 9–15).

    Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса (Деян. 9:12), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (1 Кор.9:22), говорит христоподобный апостол Павел.

    Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.

    Диакон Владимир Рождественский,
    физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера

    Питание в религиях: христианство

    Христианство

    Христианство – монотеистическая религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. В христианстве две священных книги Библия (Ветхий Завет) и Новый Завет. Если эти две священных книги расходятся в трактовке каких-то событий и вещей, то несомненное предпочтение отдается Новому Завету. Сами верующие считают христианство здоровым образом жизни.

    Очень сильные расхождения в этих книгах по отношению к питанию. Христиане считают, что с приходом Христа многие законы и запреты перестали действовать. Законы существовали для достижения духовности, Христос показал, что любой человек духовен, своей смертью он искупил все грехи человечества.

    По отношению к питанию примечательны слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи.»(1Кор.6, 12-13)

    То есть, человек может употреблять в пищу абсолютно все, но далеко не все полезно. А так как мы должны беречь свое тело как сосуд для души, то наша обязанность думать о здоровье и о том, как быть здоровым. Здоровое питание – залог здоровья, поэтому употреблять в пищу все подряд не рекомендовано, хоть и позволительно.

    Именно эти принципы заложены в христианстве, где не существует полных запретов на какие-нибудь продукты, но существуют правила ограничений.
    Разберемся более детально в питании христиан.

    Первые люди были вегетарианцами, ели траву, плоды деревьев. Этим же питались все, «в ком есть душа живая». Эта пища была благоприятна для развития человека, первые люди, по словам из Библии, жили очень долго. Но условия изменились, люди размножились. Ною было разрешено в пищу «все движущееся, что живет». Строгий запрет был на плоть с кровью (душою), любую другую пищу можно было употреблять.

    Такой способ питания существовал до того момента, когда особые указания по употреблению пищи получили евреи через Моисея (Левит и Второзаконие). Евреи были сильной, здоровой и умной нацией. Об этом можно судить по тому, что при переходе через пустыню не было заболевших. Об уме еврейских детей можно судить по рассказу о Данииле, жившему во дворце царя египетского. Даниил старался по возможности придерживаться законов кашрута (что было тяжело среди иноверцев). Питание пророка Даниила состояло из овощей, фруктов и злаков. Даниил перед царем показал себя умнее египетских мудрецов.

    Иисус Христос, как иудей, придерживался законов питания своего народа. Но после его смерти и воскресения остался лишь один запрет: не есть идоложертвенное, хотя даже в этом случае, если человек не мог знать точно, что это за мясо, лучше было не задумываться о его происхождении. Тем не менее, в рацион включаются продукты, полезные организму. Давайте разберемся, почему.

    Христианин должен быть живым свидетельством правильности учения Христа, здоровое тело во многом зависит от питания. Новый Завет содержит множество сведений об отношении христианина к пище. Главное, не налагать никакого бремени, кроме необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, мяса мертвого животного. И все. В христианстве запретов на вид пищи нет. А вот потребление ее строго регламентировано.

    Во-первых, актуальна заповедь: не убий, которая распространяется не только на человека, но и на любое животное «с душою». Поэтому убийство животного допускается только при необходимости, когда нет никакой другой пищи. В современном мире другой пищи достаточно, поэтому отказ от мяса животных может только приветствоваться. К тому же, «добродетельный человек чтит жизнь животного».

    Во-вторых, хоть и нет явного запрета на употребление в пищу свинины, но все-таки бесов Иисус отправлял в стадо свиней, то есть христианину стоит избегать включения в рацион мяса свиней. Жирное мясо способно вызвать заболевания сердца и психики (стадо свиней в ярости бросалось со скалы, и умирало от разрыва сердца).

    В третьих, чем питался Иисус со своими сподвижниками? Как правило, это были плоды деревьев, в тени которых они отдыхали, хлеб, который можно было брать с собой в дорогу, и мед.

    Когда проповеди Христа приходили слушать различные люди, которым надо было что-то есть, Христос кормил всех хлебом и рыбой. Он не стал кормить людей более сытным мясом, потому что на переваривание мясной пищи необходимо больше времени, мясо не способствует духовному развитию, кроме того, человеку надо отдохнуть, что непозволительно во время сжатых сроков, которые отводились на проповеди и учение.

    Растительное масло применялось не только в пищу, но и в некоторых обрядах, можно сказать, что оно «благословенно», блудница, принесшая Иисусу Христу сосуд с маслом, была допущена к трапезе. Помните, что все сподвижники Христа – иудеи, которым сидеть за столом с не евреем запрещено, а есть продукты, до которых дотрагивался не иудей, – грех.

    Как относился Иисус Христос к вину? Вино в рационе допустимо, но оно должно быть качественным (эпизод превращения воды в вино на свадьбе, когда вода стала качественным вином, значительно лучшим, чем подавалось в начале свадебной церемонии). Ни в коем случае нельзя напиваться, это грех.

    Иисус Христос соблюдал длительные посты, в которые он практически ничего не ел. Для размышлений он отправлялся в пустыню, чтобы его никто не отвлекал, и не было всевозможных соблазнов. Сам он не говорил, чтобы следовали такой духовной практике все люди, это невозможно, но многие христианские святые, монахи и отцы церкви придерживаются правила соблюдения постов и отказываются от пищи животного происхождения, питаясь растительной пищей. Умеренность в еде необходима, чтобы не плоть руководила нашими поступками, а ум. Нельзя приносить мясо для освящения. Освятить можно плоды, хлеб, растительное масло, кагор, крупяные блюда. В особые дни допускается освящение сдобы (блины, куличи) и яиц. Ритуальная пища раздается голодным и бедным или съедается служителями церкви. Освященную пищу категорически нельзя выбрасывать или отдавать животным. Иисус Христос учил, а позднее повторили его апостолы, что ради еды не надо разрушать божье создание, если есть возможность поесть что-либо другое.

    Подведем краткий итог питания в христианстве. Нет никаких запретов на употребление пищи, кроме пищи с кровью и мертвечины. Но употребление мяса не приветствуется, существует множество ограничительных постов и постных дней (в году их более 200). Почти столько же запретительных дней на молочные продукты и яйца (их меньше на неделю, в Масленицу допускается употребление молочных продуктов, а вот мясное уже есть нельзя). Постные дни – дважды в неделю (вне постов). В некоторые постные дни допустима рыба. На способы приготовления пищи запретов нет. Здесь уже можно сказать о традиционной русской кухне, в ней много супов, вторые блюда тушатся, запекаются (еда готовилась в русской печи, жарить на ней было очень трудно). Растительная пища используется по сезону, свежая или подвергшаяся тепловой обработке. Ее можно освящать, значит, именно фрукты и овощи благословенны. Мед не считается пищей животного происхождения, разрешен в пост, он предпочтительнее сахара, особенно в те дни, когда не рекомендуется употребление в пищу приготовленного руками человека. Пост предполагает некоторые дни питаться пищей, которую не надо готовить, то есть орехи, семечки, фрукты и овощи.

    В целом такое питание можно назвать здоровым. Для православных, думающих о том, как быть здоровым всем членам семьи, питание в соответствии с канонами религии будет полезным. Разумное чередование употребления животной и растительной пищи, рациональное соотношение по употреблению насыщенных и ненасыщенных жиров. Мучная сдоба и сладости (конфеты, шоколад) по праздникам – это тоже разумно. Недостатки: хоть редко, но разрешена жирная пища животного происхождения (жирное мясо, сало), ограничения только в пост на употребление жирной молочной продукции (сливки, сметану, сливочное масло). Если строго придерживаться постов, то в рационе мало рыбы. Большинство христиан полагают, что рыба не относится к животной пище, и едят ее всегда. Но отношения к рыбе неоднозначны, например, в строгий Великий пост употребление рыбы разрешено всего дважды (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и один раз икра (Лазарева суббота). Разрешение на свинину и свиное сало можно объяснить климатическими условиями. В России всегда было холодно, поэтому мясная пища необходима. А сало хранится лучше, чем мясо. Поэтому, чтобы продлить возможность потребления мяса, сохранялось и употреблялось в пищу сало.

    Каждый человек, придерживающийся тех или иных религиозных убеждений, может подчеркнуть достоинства своего питания и объяснить недостатки (с точки зрения не адепта религии). Например, мусульманин скажет, что еда в пост в вечернее время объяснима жаркими климатическими условиями, днем в пище скорее размножатся всевозможные бактерии, приготовление пищи в вечернее время с этой точки зрения разумнее. Мясо, приготовленное иудеем, мягкое, менее калорийное, бульон от него прозрачен и вкусен. Христианин обилием множества постов и постных дней оправдает ежедневное употребление блинов в Масленицу и куличей в Пасху. Правильность питания своего народа могут отстаивать, причем аргументированно, и врачи. Хочется заметить, что главное при любом питании – умеренность. Если Вы задумываетесь над тем, как быть здоровым, продукты здорового питания можно найти в национальных кухнях любого народа.

    Будьте здоровы!