Что такое обличает

Значение слова обличение

Примеры употребления слова обличение в литературе.

Можно в конце концов признать, что и Спиноза со своей борьбой с антропоморфизмом, и злые издевательства Вольтера, и критика Канта, и диалектика Гегеля, и антропологизм Фейербаха, и обличение классовой лжи Марксом, и библейская критика, и мифологическая теория, и восстание против христианства Ницше, и провокации Розанова — были обогащающим опытом, были очистительным огнем.

Поначалу Абба испугался, что парень сошел с ума, но чем дольше длились обличения, тем яснее становилось, что он просто сбился с пути истинного.

История Ромео и Джульетты, которым их родители клянутся соорудить золотые статуи, будет жить в веках как обличение человеческой слепоты и бездушия, как славословие правды и любви.

Короче говоря, — сказал Мортон, желая пресечь эти страстные обличения, которые славная старуха, столь же ревностная в вопросах веры, сколько и в человеколюбивых делах, могла, вероятно, продолжать беспредельно, — короче говоря, вы не расположены примириться с новым правительством, и Берли одного мнения с вами?

Они поднялись со словами гневного обличения против буржуазно-помещичьей Англии — душительницы свободы народов.

Обличение социальных табу, скрывающее за собой на самом деле садистское женоненавистничество, жажду господства, презрение к чужой свободе.

Обличение звездопоклонства показывает, что Софония проповедовал до 622 г.

Эсфирь, робкая иудейка, решившаяся на неслыханное обличение, неожиданно предстает перед нами как обретшая подлинную мощь властительница необъятного царства, жаждущая осуществления справедливой мести.

После смерти Жданова состоялось фактически еще только одно совещание Коминформа — в ноябре 1949 года в Венгрии — и это совещание посвящено было обличениям Тито и разговорам о борьбе за мир.

При наличии Государственной думы, задачи правительства в деле укрепления порядка могут только облегчиться, так как помимо средств на преобразование администрации и полиции правительство рассчитывает получить ценную поддержку представительных учреждений, путем обличения незакономерных поступков властей как относительно превышения власти, так и бездействия оной.

Надо полагать, что единственная цель придумывания этих сказочных чудес — обличение тупости и ретроградства нашей научной мысли: не хотят верить, хоть ты кол у них на голове теши.

Смерть Готон вдохновила маркиза на прощальную речь, ставшую превосходнейшим образцом садовского красноречия, в которой даже типичные для него обличения в адрес мадам де Монтрей приняли новое величие и риторический размах.

Этот труд написан на французском языке, что, может быть, было немного и неуместно для славянофильского произведения, наполненного обличениями Запада, но Тютчеву было несравненно легче выражать свои мысли по-французски, особенно если дело касалось таких сложных и отвлеченных вопросов.

Шемяка овладел Вологдою и наделал много зла жителям, Григорий немедленно явился и к нему с обличениями, угрожая гибелью за злодейства над христианами: Шемяка, не терпя обличений, велел сринуть с помосту святого старца, так что тот едва живой возвратился в монастырь свой.

Любовь Фильдинга к народу, его страстное обличение своекорыстия собственнических классов, его разоблачение английской государственной системы, его беспощадная насмешка над религиозным мракобесием и лицемерием, над пуританским тартюфством, столь распространенным в Англии по сей день, — делают Генри Фильдинга писателем, дорогим не только английскому народу, который вправе гордиться таким великим сыном, но всему прогрессивному человечеству.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему

Сочинение, пожалуй, одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо показать творческие и интеллектуальные способности. К тому же на создание шедевра письма даётся один или два урока. Думаем, учитель языка не раз объяснял тебе, как писать сочинение-рассуждение. Но многие нюансы забываются, поэтому подготовили универсальный план, по которому ты можешь с лёгкостью написать текст на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

В самом слове «сочинение» кроется суть. То есть ученик должен составить текст на определённую тему. Когда пишешь сочинение-описание, то стоит включить внутреннего Паустовского и красочно описать предмет, состояние или пейзаж. Сочинение-повествование — будь готов создать мини-рассказ из разряда «Как я провёл лето». Если речь идёт о сочинении-рассуждении, то попробуй представить себя журналистом, который доказывает свою точку зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

Учитель предлагает тезис (предложение) для раздумий. С ним нужно согласиться (либо нет) и отстоять свою позицию. Доказывать точку зрения необходимо по определённой схеме (строению текста):

1) Вступление = тезис, основная мысль, которую нужно доказать.

2) Основная часть = доказательства тезиса (аргументы).

3) Вывод = обобщить вышесказанное.

Если пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй такой схеме (смотри инфографику):

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Смотри пример.

Вступление в сочинении-рассуждении

Это отправная точка твоих рассуждений. Ты можешь говорить об актуальности темы, её важности для общества. Если уместно, сделай экскурс в историю, приведи примеры из книг, журналов, научных исследований, загляни в творчество автора произведения и так далее. В общем, дай понять, согласен ли ты с тезисом, по которому пишешь сочинение, и подготовь почву для аргументов в основной части.

Например: «Первое слово, которое чаще произносит ребёнок — „мама“. Первый человек, к которому бегут с радостью или с горем — мама. От неё зависит то, как видит мир подрастающий ребёнок и кем он станет в будущем. Поэтому я в большой степени согласен с автором строк „Мир держится на ласке матерей“. Хотя во всём есть свои нюансы…»

Основная часть в сочинении-рассуждении

В этой части необходимо доказать свою точку зрения, убедить чтеца в правильности своих суждений. Здесь не стесняйся (но и не переборщи) употреблять вводные слова и словосочетания: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь и так далее. Можешь связывать предложения при помощи конструкций: «Достаточно привести такой пример…», «Подтверждением сказанному может служить тот факт, что…», «Предположим…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…» и подобные. Для доказательств используй личный опыт, примеры из литературы и жизни, данные статистики, мнение авторитетных персон и так далее. Желательно, чтобы основная часть сочинения составляла ⅔ всего объёма работы.

Например: «Я согласен с утверждением, ведь также безгранично люблю свою маму и желаю ей самого лучшего. Знаю, что никогда не найду человека, который будет так бескорыстно любить меня. Благодаря той атмосфере, которую создают мамы в семье, мы увереннее идём в этот огромный мир и несём в него то, что она воспитала в нас. Об этом писали и продолжают писать тысячи поэтов. Они превозносят материнскую любовь, ласку, руки, сердце. В идеале должно быть именно так в каждой семье. Но если брать глобально, то, к сожалению, не все матери готовы делиться лаской с детьми и вообще воспитывать их. Я говорю о тех случаях, когда сыновей и дочерей оставляют в детских домах, или чего хуже — в урнах. Когда …»

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

В заключении тебе нужно красиво и чётко подытожить все свои рассуждения. Объяснить, насколько важна поднятая тема для общества или почему люди должны обратить на неё внимание. Опиши свои впечатления, связанные с произведением, цитатой или темой в двух-пяти предложениях.

Например: «Я хочу, чтобы мир держался на ласке матерей. На всём том нравственном, что они воспитывают в нас. Ведь добро порождает добро. И чем больше будет счастливых семей и детей, тем лучше станет окружение, в котором мы живём…»

Надеемся, ты разобрался, как следует писать сочинение-рассуждение и доказывать свою точку зрения. Не бойся посмотреть примеры в интернете. Однако подчистую списывать всё же не стоит. Тебе, как взрослому человеку и будущему специалисту, пригодится навык отстаивать своё мнение, умение логически и творчески мыслить, убедительно говорить. Больше тренируйся, и у тебя всё получится!

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Статья — рассуждение на тему «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?» статья

Эссе на тему «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?»

На вопрос «должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся» можно ответить однозначно – должно. Школа – это маленькое государство, а его граждане имеют право голоса и должны высказывать свою точку зрения, чтобы государство развивалось и двигалось вперед. Моделью общения в таком государстве должна быть «модель активного взаимодействия», или «союз». Только реагируя на настроения учеников, можно добиться их ответа на свои действия, замыслы, вложения. К слову, и вложить в детские души что-то хорошее может тот учитель, который слышит других и не боится экспериментировать.

Итак, что же означает экспериментировать на уроках? Меняется время – меняются требования к уровню подготовки выпускников школ, меняются учебники, их предметное содержание. Современные пособия насыщены злободневными вопросами, ответы на которые учитель должен искать в союзе с его воспитанниками. Так, история учит проводить исторические параллели. Урок-диспут, или урок-дискуссия – это та форма взаимодействия с детьми, при которой они учатся высказывать свое мнение и приводить аргументы. В этом случае ребята могут повлиять на выбор темы урока, предложить рассмотреть ту проблему, которая кажется им наиболее значимой в современном мире.

Дальновидный и уверенный в себе учитель не боится выйти за рамки программы, взглянуть на преподавание своего предмета по-новому, избегая стереотипов. Так, на своих уроках английского языка я провожу праздники, викторины, игры. План урока обсуждается вместе с учениками. Они предлагают варианты хода урока. Моя задача заключается в том, чтобы выстроить урок хронологически, так как любой вид урока предметен и имеет триединую дидактическую цель.

Ученики могут также влиять на ход уроков, где планируется провести контроль по определенной теме. Так, им можно предложить два варианта контроля по теме на выбор. Например, в этом году мною был введен новый вид развития навыков аудирования. Теперь наряду с заполнением пропусков в упражнениях теми словами, которые они слышат, и ответов на стандартные вопросы, мои воспитанники рисуют то, что слышат. Критерием оценки таких работ является наличие деталей прослушанного текста, а не общей картины происходящего. Прежде чем ввести такой вид контроля, данный тип аудирования был апробирован на ребятах с их предварительного одобрения.

Стоит отметить, что критерии оценивания того или иного задания можно также разработать при участии детей. Это учит их объективной оценке себя и окружающих, самокритике, толерантному отношению к членам классного коллектива, помогает избегать резкости и категоричности суждений.

Демократичные отношения сближают учителя и учеников. Учитель не ставит себя выше учеников, но и держит дистанцию, так как он «судья», а ученики — «присяжные заседатели». Учащиеся традиционной школы это знают и не переходят границы дозволенного. Они не делают этого не только потому, что боятся наказания (не все боятся), а потому, что учитель изначально занял их сторону, принял их позицию, увидел мир их глазами. В таком типе отношений очень нуждаются «недолюбленные» дети. А разве можно выступать против того, кто любит тебя?

Таким образом, дети положительно влияют на учебный процесс. Они уважают и любят того учителя, который не боится быть им ровней, доверяет их мнениям, позволяет примерить роль учителя на себя. Если говорить о формах внеурочной деятельности, таких как классный час, то показательным примером успешного взаимодействия учащихся и учителя является тот момент, когда ученики сами могут разработать сценарий классного мероприятия, разделившись на группы, распределив роли. Классный руководитель воспринимается детьми, как наставник и друг. При этом он не отстраняется от процесса, а направляет, координирует их действия, оценивает результат. Инициатива, исходящая от учеников при проведении мероприятий, учит их самоорганизации и самоконтролю.

Итак, какие бы формы взаимодействия учащихся и педагога мы ни взяли, можно прийти только к одному умозаключению – ученики должны влиять на учебный процесс. Не доверяющий детям педагог рискует быть непринятым детским сообществом и застрять в рамках своих собственных взглядов, граничащих с порождаемыми закоренелыми рамками неуверенностью в себе как учителе и человеке.

обличение

Смотреть что такое «обличение» в других словарях:

  • обличение — разоблачение, изобличение, филиппика, диатриба, обнаруживание, изловление, инвектива, уличение, обнаружение Словарь русских синонимов. обличение см. разоблачение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русск … Словарь синонимов

  • ОБЛИЧЕНИЕ — ОБЛИЧЕНИЕ, обличения, ср. (книжн.). Действие по гл. обличить обличать. «Политические обличения являются именно таким объявлением войны правительству, как экономические обличения объявляют войну фабриканту.» Ленин ( Что делать? , 1902 г.). «Думали … Толковый словарь Ушакова

  • обличение — • беспощадное обличение … Словарь русской идиоматики

  • Обличение — ср. 1. процесс действия по гл. обличать, обличить 2. Результат такого действия; речь, статья и т.п., обличающая кого либо или что либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • обличение — обличение, обличения, обличения, обличений, обличению, обличениям, обличение, обличения, обличением, обличениями, обличении, обличениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • обличение — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  =  сущ. открытие, доказательство твердое и неоспоримое … Словарь церковнославянского языка

  • обличение — сокрытие укрытие … Словарь антонимов

  • обличение — облич ение, я (от облич ить) … Русский орфографический словарь

  • обличение — Syn: разоблачение, изобличение (приподн.) … Тезаурус русской деловой лексики

  • обличение — см. Обличить … Энциклопедический словарь

Великое благо — быть в состоянии сносить обличения;

великое благо — уметь обличать, — это (последнее)

есть признак величайшей заботливости (о ближнем)

Иоанн Златоуст

Иные обличители настолько увлекаются «срыванием всех и

всяческих масок», что так и норовят содрать живую кожу с тех

лиц, на которых никаких масок не было и нет…

Арина Забавина

Обличитель Обличение как качество личности – способность высказать, указать человеку (группе людей, народу) на совершение им непотребных поступков, а затем объяснить или сконцентрировать его внимание на пагубности такого неблаговидного поведения.

Люди очень часто обличают чужие пороки, чтобы оставить в тени свои собственные. То есть, чтобы отвлечь внимание окружающих от себя они посредством обличения других бросают на стол так называемую «дохлую кошку».

1992 год… октябрь… Америка накануне очередных выборов в Белый дом. Идет предвыборная борьба за пост главы государства между Биллом Клинтоном (претендент) и тогдашним президентом США Джорджем Бушем. Так вот, накануне, во время транслируемых на всю страну теледебатов сторонники Буша обвинили Клинтона в том, что 20 лет назад он посетил СССР по приглашению… КГБ; (известного ведомства на знаменитой Лубянке). Цель одна; — «подмочить репутацию». Режим очернения — конечно же, «якобы». То есть подбросили «дохлую кошку». Вроде бы мелочь, но вони…

Клинтон взял «кошку» за хвост и забросил ее в стан оппонентов. Мол, да, это было 20 лет назад, у меня действительно была 40-дневная поездка по Европе, и среди прочего я заезжал в Советский Союз как турист. А если с кем там и встречался, то исключительно с диссиден­тами…

Активисты из «поддержки Буша берут кошку и бросают ее вновь Биллу Клинтону: как же, как же… во времена Брежнева и с диссидентами… Так мы вам и поверили…

Люди зачастую совершают то, за что с пеной у рта обличают других.

Обличители частенько срывают маски с других, бдительно следя, чтобы ничего не произошло с собственной маской.

Обличители пышут ненавистью и «праведным гневом» к тем, кого ненавидят, при этом с необыкновенной лёгкостью делают то, за что обличают других.

Искусство выгораживать себя состоит, как правило, в умении искусно обвинять и обличать других.

Выгораживание себя предполагает шельмование и обличение других.

Обличение из зависти, злобы, мщения всецело находится под влиянием энергии невежества и деградации.

Завистники, как стервятники, набрасываются через обличение на тех, счастью которых они завидуют.

Обличитель в зависти подобен гремучей змее.

Можно и нужно обличать непотребные поступки человека, но делать это надо с доброжелательностью, уважительностью и мудростью. Тогда весь отрицательный заряд обличения растворяется, как сахар в кипятке.

Унижать человека обличением, значит, поощрять его порочность. Обличению пороков – Да, унижению человека – Нет!

Обличающему нельзя дразнить эго обличаемого, ему необходима доброжелательность, чтобы настроить его терпеть болезненное врачевание.

Всякое обличение превращается в сотрясение воздуха, в несправедливое обвинение, если произносится со злобой, раздражением, укором или гневом.

Чтобы обличение было принято, нужно великое благоразумие обличителя.

Стоит обидно задеть чужое эго, как на вас сразу обрушится град обличений, упрёков, унизительных сравнений и неконструктивной критики.

Когда обличение осуществляется под влиянием энергии благости, нужно испытывать благодарность к тому, кто своими обличениями указал тебе твои недостатки и указал тем самым путь твоего личностного роста.

Глупо обижаться на того, кто, дружа с благостью, вскрыл обличением законсервированные в тебе пороки.

Совершив непотребный поступок, не жди обличения от других. Действуй на опережение: прежде, чем будешь обличён, сам раскайся и осуди свой поступок. Когда другие обличат тебя, твоё исправление уже не будет всецело твоей заслугой.

Обличая другого перед всеми, можно добиться противоположного результата: утратив репутацию, порочный человек уже не мыслит об исправлении и порой становится ещё более порочным.

Обличение в благости не выставляется напоказ перед глазами многих, а делается доброжелательно и не оскорбительно.

Завистник обожает обличать другого всенародно, а особенно перед глазами друзей его и тем самым только показывает силу своей зависти.

Обличение напоказ – не врачевание, а банальная ругань.

Безрассуден тот, кто отмахивается или полностью отвергает благостные справедливые обличения.

Порядочному человеку хорошо живётся, ведь его не обличает совесть.

Добрый человек, даже обличая неблаговидные поступки других, не испытывает к ним неприязни, а, тем более, ненависти, если видит, что они идут правильным, благостным путём, но немного с ошибками.

Если человек полон идеализаций, он не может найти общий язык с самим собой, он всё время обличает себя в несоответствии своим идеализациям, поэтому для самооправдания прибегает к самонаказанию. Словом, напичкав себя идеализациями, человек сначала обличает, а затем наказывает сам себя, чтобы как-то соответствовать идеальному образу.

Самобичевание – склонность к суровому обличению своих недостатков ради их оправдания.

Нужно ли обязательно обличать непотребные поступки людей? Обличение должно приводить к позитивным изменениям в человеке. Если оно приводит к негативным изменениям, значит, это было с нашей стороны проявлением бескультурья и невежества.

Зачастую человек из гордыни, желания сравнивать в свою пользу, стремления самоутвердиться и поднять самооценку, начинает обличать других, хочет вывести всех на «чистую воду», то есть жгуче желает сорвать с лицемеров и интриганов маски.

Перед тем, как кого-то обличать, нужно включить разум, сердце и посоветоваться с совестью. Обличение вне разумности, практичности и доброты – есть проявление глупости, эгоизма, бездушия и невоспитанности.

Порядочный человек, прежде чем приступить к обличению, тысячу раз подумает: действительно ли я действую благородно, действительно ли это доброе дело, не превратилось ли оно в погоне за грубой правдой в невежественное правдорубство и правдоискательство.

Призвать к ответу подлеца — святое дело. Но не ошибаемся ли мы в оценках? Перед тем, как кого-то обличать, нужно посоветоваться с мудрыми, авторитетными людьми, чтобы ясно осознать, будет наша правда благом или вредом, благочестием или греховностью, проявлением своего эго, жаждущего самоутвердиться в своей значимости и важности. Если не видишь в обличении благородства и доброты, лучше оставь затею, остановись и подумай, что делаешь.

Действо, состоящее в обличении другого, должно быть нравственным. Бывают случаи, когда обличение не приносит ничего, кроме вреда и зла. Доброта всегда должна стоять на первом месте, поэтому иногда нужно снисходительно относиться к чужим ошибочным поступкам.

Словом, прежде чем говорить правду, обличать кого-то, нужно глубоко влезть в себя и чётко понять мотивацию, для чего нужно данное действо, всегда нужно уяснить, для чего и зачем я обличаю этого человека.

Каждый раз, как появляется желание быть обличителем, задумайся, под влиянием какой энергии ты сейчас находишься: благости, страсти или невежества. Это очень важно, ибо осознав, что мной движет и какая энергия движет, можно понять правильно ли я поступаю, обличая других людей.

Петр Ковалев

Обличение

  • Обличение цитаты из Библии
  • Обличение Сокровищница духовной мудрости
  • Обличение прп. Оптинские старцы
  • Обличение свт. Тихон Задонский
  • Обличение прав. Иоанн Кронштадтский
  • Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
  • Обличение и опровержение лжеименного знания cвщм. Ириней Лионский
  • Осуждение, обличение и рассуждение архиеп. Иоанн
  • Обличение на иудеев свщм. Ипполит Римский

Обличе́ние – (сорвать, снять маску или личину) – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

***

Священник Александр Любимов:
Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (Матф.7:5). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным, которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым, которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления (Притч.9:9)? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

***

Священник Александр Краснов:
Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф.18, 15-17.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (Нав.24:25. Суд.4:5; 13:12. 2Цар.8:15 и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр.1:1). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит.2:15; 1Тим.5:20; 2Тим.4:2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф.7:2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием (Толк. на «К Тит» 2:15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2:15). Сами Апостолы обличали. (Фил.3:18, 2Фес.3:2, Тит.2:15). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

***

архимандрит Амвросий (Юрасов):
Можно ли делать замечание человеку, если он неправ? Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:8). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя.

БИБЛИЯ ОБ ОБЛИЧЕНИИ «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА». Лев. 19:17-18 «А ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение». Пр. 24:25 «Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь». Пр. 27:5 «ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком». Пр. 28:23 «А других страхом спасайте, исторгая из огня, ОБЛИЧАЙТЕ же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью». Иуд. 1:23 «Согрешающих ОБЛИЧАЙ перед всеми, чтобы и прочие страх имели». 1Тим. 5:20 «ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере». Тит. 1:13 «Человек, который, будучи ОБЛИЧАЕМ, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». Пр. 29:1 «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих». Иез. 3:18 «Не любит распутный ОБЛИЧАЮЩИХ его, и к мудрым не пойдет». Пр. 15:12 «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает ОБЛИЧЕНИЯМ, тот благоразумен». Пр. 15:5 «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый ОБЛИЧИТЕЛЬ для внимательного уха». Пр. 25:12 «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. НИКТО НЕ ВОЗВЫШАЕТ ГОЛОСА ЗА ПРАВДУ, И НИКТО НЕ ВСТУПАЕТСЯ ЗА ИСТИНУ; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, — умрет, а если раздавит, — выползет ехидна. … Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их -мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. … И НЕ СТАЛО ИСТИНЫ, И УДАЛЯЮЩИЙСЯ ОТ ЗЛА ПОДВЕРГАЕТСЯ ОСКОРБЛЕНИЮ. И ГОСПОДЬ УВИДЕЛ ЭТО, И ПРОТИВНО БЫЛО ОЧАМ ЕГО, ЧТО НЕТ СУДА». Ис. 59:2-5,7,8,15 «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ». Еф. 5:11