Что такое верига

Вериги

Фото: Василий Нестеренко

Выдающийся человек, помимо прочего, обладает таинственной способностью превращать обычные вещи в нечто большее – в реликвии. Так появляются музейные экспонаты, которые становятся символами определенного вида искусства и свидетелями незаурядной человеческой жизни: скрипка Никколо Паганини, чернильница Александра Пушкина, ледоруб Анатолия Букреева. Если говорить о подобном символе христианства и поискать вещь-свидетеля незаурядной жизни святого, то нужно признать: вериги преподобного Сергия – лучшее материальное выражение драматургии отношений человека и Христа. Именно в них можно увидеть трагизм и логику христианской жизни.

«Эти тяжелые цепи и металлические пластины использовались аскетами для умерщвления плоти и подавления страстей» – поясняет экскурсовод. Но едва ли он способен объяснить, почему вериги возлагает на себя преподобный Сергий, который к тому времени уже творит чудеса. Но в то же самое время молодому монаху, находящемуся в самом начале аскетического пути, коему вопрос борьбы со страстями более актуален, ни один старец, скорее всего, не дозволит сделать этого. Что же такое вериги?

Поставленный вопрос имеет отнюдь не частный характер. Ведь вериги можно рассматривать как материальный образ морали – высокой и сложной культуры самоограничения. Немецкий философ Имануил Кант признавал: моральный закон прагматически не оправдан. «Звездное небо над головой» и «моральный закон внутри нас» наполняли философа все более глубоким удивлением и благоговением. Зачем нужен молитвенный труд, посты, терпение обид и волевое укрощение страстей – словом, все то, что противно биологической природе живого существа? Зачем это издевательство над собой? К чему изнемогать под тяжестью вериг? Не лучше ли идти по жизни радостно и налегке?

В «Приключениях барона Мюнхгаузена», созданных причудливым воображением Рудольфа Эриха Распэ, есть рассказ под названием «Мои чудесные слуги». Турецкий султан посылает Мюнхгаузена в Египет со сверхважным секретным поручением. В ходе этого вояжа барон приглашает к себе на службу удивительных людей: один из них обладал настолько тонким слухом, что мог услышать шум растущей травы; другой выстрелом убивал воробья на расстоянии нескольких дней пути; третий голыми руками вырывал из земли вековые деревья; четвертый был помощником мельника и вращал крылья мельниц, зажав пальцем левую ноздрю, и выдувая из правой целый ураган. Пятый слуга оказался скороходом. Вот как описывает Распэ сцену встречи:

«Едва я отъехал от турецкой столицы, как мне попался навстречу маленький человек, бежавший с необыкновенной быстротой. К каждой его ноге была привязана тяжелая гиря, и все же он летел как стрела.

– Куда ты? – спросил я его. – И зачем ты привязал к ногам эти гири? Ведь они мешают бежать!

– Три минуты назад я был в Вене, – отвечал на бегу человек, – а теперь иду в Константинополь поискать себе какой-нибудь работы. Гири же повесил к ногам, чтобы не бежать слишком быстро, потому что торопиться мне некуда».

Так эпизод из сказки проясняет религиозную логику веригоношения. Это ничто иное как логика силы.

«Крепка, как смерть, любовь». Это выражение из Песни песней заставляет помыслить любовь уже не как чувство, но как силу. А если любовь – сила, ее можно вполне понять в терминах динамики. Сущностью любой силы является ее стремление исчерпаться, объективироваться, выразиться в действии. «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума» – говорит Лермонтов, тем самым ясно утверждая: силу таланта удержать или скрыть в себе невозможно. Непризнанного гения не бывает, так же как не может быть «города, скрытого на вершине горы». Музыкант тоскует без инструмента, у физически сильного человека в праздности и вне ситуации борьбы, что называется, «чешутся руки». В любви человека к Богу ясно прослеживается та же ситуация: «Не могу я вместо «раздай все» давать лишь пятак, вместо «следуй за Мною» ходить лишь к обедне» – так поясняет свое решение пойти в монастырь младший брат Алеша Карамазов. Тяжесть обетов выражает модуль любовной силы, так же как художественный масштаб произведения – величину таланта.

Вектор же этой любовной силы очевиден: сотворить добро любимому, помочь, спасти, «положить жизнь за други своя». Любовь предназначена для критической ситуации, поэтому неудивительно, что ее сила, в поисках точки приложения, мечтает о катастрофе – так же как богатырь о достойном сопернике.

Любовная сила тревожит человека, побуждая его помогать, спасать, жертвовать собой. И трагедия религиозной любви состоит в том, что Бог, на которого она направлена, самодостаточен. Ему невозможно оказать даже мелкой услуги. Христос в Гефсиманском саду отклоняет заступничество Петра словами: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»

К счастью, там, где невозможно что-то «сделать для», всегда остается возможность «сделать ради». Эта возможность, если ею воспользоваться, не оставляет места несчастью неразделенной любви. Наверное, поэтому Христос указывает на возможность обратить на ближнего ту любовь, которая стремится к Богу: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Ради Христа подвижник налагает на себя вериги. Посты, бдения, столпничество и другие способы усложнить себе жизнь есть ничто иное как «гири», которые привязывает к своим «сильным ногам» «скороход»-святой. Они утешают избыточную силу любви, которая не находит прямого выхода на свой Предмет. Это не средство достижения святости – наоборот, это ее плоды.

То же самое можно сказать и о других, нематериальных «веригах». Среди философов много веков идет спор о происхождении морали: откуда берут начало традиции самоограничения? Какие-то нормы оправданы необходимостью общежительного существования людей, какие-то даже медицинскими основаниями. Но есть среди прочих источников морали традиции и или обычаи, заложенные святым человеком. Когда-то по вдохновению любви подвижник сочиняет поступок. Потом повторяет его снова и снова, превращая в личное правило. Людям, приходящим к святому, нравится этот личный обычай – они начинают подражать ему. Так появляется народная традиция, которая с течением времени набирает авторитет и превращается в моральный закон.

Христианский вклад в общий корпус человеческой морали – это традиции, начало которым положены поступками святых, сочиненных по вдохновению любви. Вспомним слова Христа: «Потому и узнают, что вы Мои ученики, что будуту иметь любовь между собою». «Вы – свет миру. Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, чем сделаешь ее вновь соленою?» Соль передает свое свойство любой пище, но сама не черпает его из неких внешних источников. Таков гениальный композитор: он не может выйти на сцену и спросить слушателей: «Что вам сыграть?» Это к нему обращено всеобщее внимание. Требование к нему аудитории только одно: «Играй что хочешь: нам не нужно твое послушание – нам интересно твое вдохновение». Вот и настоящему христианину, в отличие от мусульманина или иудея, уже не на кого оглядываться и спрашивать, как поступить. Это к нему обращен в ожидании заинтригованный мир: что еще он придумает ради своего распятого Бога?» Вот потому жития святых – самое прекрасное, что есть в христианской культуре. Там люди находят такие поступки, которым нельзя научиться у законоучителей – даже таких, как Моисей, Мухаммед или Зороастр.

Блаженный Августин говорит: «В христианстве есть только одна заповедь: люби Бога и делай, что хочешь». Но это заповедь совершенных. А что делать, если любви нет? Стать сильным можно лишь подражая сильным. Богатырь утешает зуд в своих могучих руках, поднимая тяжелые гири. То, что для него является утешением, для слабого пусть станет тренировкой. И совсем не тоскливо носить «вериги» морального и религиозного закона, если знать, что это – «гири» святых, а для нас – упражнение в любви.

АЛФАВИТНЫЙ РАЗДЕЛ

  • В начале было Слово
  • В начале было Слово
  • Вавилон
  • Вавилон
  • Ваия
  • Ваия
  • Вдова
  • Вдова
  • Ве́дение
  • Ве́дение
  • Вежливость
  • Вежливость
  • Велиар
  • Велиар
  • Великие постовые поклоны
  • Великие постовые поклоны
  • Великие праздники
  • Великие праздники
  • Великий пост
  • Великий пост
  • Великодушие
  • Великодушие
  • Величание
  • Величание
  • Венец славы
  • Венец славы
  • Венец творения
  • Венец творения
  • Венцы брачные
  • Венцы брачные
  • Венчание
  • Венчание
  • Венчик погребальный
  • Венчик погребальный
  • Вера
  • Вера
  • Вервие
  • Вервие
  • Вериги
  • Вериги
  • Верность
  • Верность
  • Верные
  • Верные
  • Вероизложение Церкви
  • Вероизложение Церкви
  • Вероломность
  • Вероломность
  • Вероучение
  • Вероучение
  • Ветхий днями
  • Ветхий днями
  • Ветхий Завет
  • Ветхий Завет
  • Ветхий человек
  • Ветхий человек
  • Вечерня
  • Вечерня
  • Вечная жизнь
  • Вечная жизнь
  • Вечность
  • Вечность
  • Вечные муки
  • Вечные муки
  • Вещество
  • Вещество
  • Взятка
  • Взятка
  • Видение
  • Видение
  • Византия
  • Византия
  • Викарий
  • Викарий
  • Вина
  • Вина
  • Вино
  • Вино
  • Вифлеемские младенцы
  • Вифлеемские младенцы
  • Владыка
  • Владыка
  • Власть
  • Власть
  • Внешний человек
  • Внешний человек
  • Внимание в молитве
  • Внимание в молитве
  • Внутренний человек
  • Внутренний человек
  • Вода святая
  • Вода святая
  • Водоосвящение или водосвятие
  • Водоосвящение или водосвятие
  • Возглавление
  • Возглавление
  • Возглас
  • Возглас
  • Воздаяние
  • Воздаяние
  • Воздержание
  • Воздержание
  • Возду́х
  • Возду́х
  • Вознесение Господне
  • Вознесение Господне
  • Воипостазирование
  • Воипостазирование
  • Война
  • Война
  • Волосы
  • Волосы
  • Волхвы
  • Волхвы
  • Воля
  • Воля
  • Воображение
  • Воображение
  • Воплощение
  • Воплощение
  • Воскресение мертвых
  • Воскресение мертвых
  • Воскресение Христово
  • Воскресение Христово
  • Воскресенье
  • Воскресенье
  • Воскресная школа
  • Воскресная школа
  • Воспитание
  • Воспитание
  • Восприемники
  • Восприемники
  • Восток
  • Восток
  • Восхищение
  • Восхищение
  • Воцерковление
  • Воцерковление
  • Враги человека
  • Враги человека
  • Вражда
  • Вражда
  • Врата адовы
  • Врата адовы
  • Врач
  • Врач
  • Время
  • Время
  • Всеблаженство
  • Всеблаженство
  • Всеведение
  • Всеведение
  • Всевышний
  • Всевышний
  • Вседержитель
  • Вседержитель
  • Вселенная
  • Вселенная
  • Вселенские Соборы
  • Вселенские Соборы
  • Всемирный потоп
  • Всемирный потоп
  • Всемогущество
  • Всемогущество
  • Всенощное бдение, или Всенощная
  • Всенощное бдение, или Всенощная
  • Всепрощение
  • Всепрощение
  • Всесвобода
  • Всесвобода
  • Всесовершенство
  • Всесовершенство
  • Второе Пришествие Господне
  • Второе Пришествие Господне
  • Выгорание
  • Выгорание
  • Высокомерие
  • Высокомерие
  • Высокоумие
  • Высокоумие

Как бы ни верны были своему послушанию ушедшие от мирской жизни женщины, ничто человеческое им не чуждо. В этом прекрасно разбираются их наставницы, применяя различные способы к воспитанию в подопечных покорности и смирения.

Древние способы борьбы с плотскими желаниями

В прошлые века не очень-то церемонились с прекрасными дамами в монастырях. Если монахиня на беседе со своей наставницей проявляла хоть каплю своеволия или жаловалась на собственные желания, ей могли назначить следующие виды послушаний (заданий):

  • самая грязная и тяжелая работа. Чаще всего это была уборка жилых и нежилых помещений, приготовление пищи для сестер и настоятельниц, уход за домашними животными и прочее;

  • ношение вериг – кованые цепи должны были причинять боль и неудобство несчастным послушницам. По мнению их наставниц, физические страдания способны изгнать из души и ума любые стремления ублажать собственное тело отношениями с противоположным полом;
  • полное уединение от мира. То есть невозможность общения с простыми мирянами исключала вероятность соблазнов.

Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского, 1911 г.

Вери́ги (ст.-слав. верига — «цепь») — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов.

Веригоношение

Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотью; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело.

Вериги в псковском музее

Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета:

  • «Возмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:28-30);
  • «Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него» (Плач.3:27-28);
  • «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу» (Гал.6:17).

Ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову апостола, распять плоть свою со страстями и похотями (Гал.5:124). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

Вериги святого Петра

Вериги апостола Петра Основная статья: Вериги святого Петра

Вериги святого Петра — цепи, которыми по преданию был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

В Православной церкви празднование поклонения честным веригам апостола Петра совершается 16 января (по юлианскому календарю).

Ссылки

  • Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра на сайте Православие.Ru

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».