Что такое злословие

Содержание

Прекословие

  • Прекословие Толковый словарь В.И. Даля
  • Прекословие преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  • Прекословие и противоречие преп. Иоанн Лествичник
  • Прекословие свт. Василий Великий
  • Прекословие преп. Симеон Новый Богослов

Прекосло́вие — 1) грех, словесно выраженное нежелание подчиниться божественной воле; 2) словесное выражение несогласия с кем-либо, состоящее в возражении ему, оспаривании его слов (воли).

Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы: Прекословие и спорливость происходят от самомнения, сожительницы неверия и высокоумия; как напротив, непрекословие и неспорливость происходят от верного и смиренномудрого настроения.

Прп. Иоанн Лествичник: Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом и если он так поступает в беседе с равными, то может быть обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, тот этот недуг от людей неисцелим.

Прекословили ли библейские праведники (святые) Богу?

Несмотря на то, что библейские праведники и святые стремились жить в послушании Богу, в Священном Писании встречаются примеры открытого возражения Ему со стороны некоторых из них.

Так, Моисей возразил Богу, когда Бог озвучил «намерение» погубить еврейский народ после того как тот впал в грех идолопоклонства: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ» (Исх.32:10-11). Апостол Петр стал прекословить Христу, когда Он сообщил Своим ученикам о предстоящих страданиях и смерти: «да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:21-22) за что тут же выслушал укор. Эти и подобные примеры обнаруживают, что хотя праведники (святые) дерзали возражать Господу, однако это не было связано с бунтом против Владыки владык. Моисей, возражая Богу, действовал из благих побуждений, дерзновенно, однако не дерзко, радея о славе Божией и сохранении богоизбранного народа (Исх.32:11-13). В конце концов, Бог внял его мольбам. Апостол же Петр прекословил, не понимая глубины смысла предстоявших Крестных страданий и смерти Спасителя, желая Учителю не зла, а добра. Заметим, что Савл — будущий апостол Павел — и вовсе шел против Христа, будучи гонителем Церкви.

При этом, опять же, он думал, что действует богоугодно. Совсем другое дело, когда человек дерзит Богу, ропщет на Него, осознанно нарушает Божий закон. Такое поведение требует деятельного покаяния.

Борьба с древом греха

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Перевод:

Исповедую Тебе, Господу Богу моему и Творцу, Единому во Святой Троице, прославляемому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, все мои грехи, которые я совершил во все дни жизни моей, и во всякий час, и в настоящее время словом, делом, помышлением, объядением, пьянством, тайным вкушением пищи, празднословием, унынием, леностью, пререканием, непослушанием, клеветой, осуждением, небрежностью, самолюбием, жадностью, воровством, ложью, обиранием, корыстолюбием, ревностью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью, сребролюбием и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочии мои грехи, как душевные, так и телесные, которыми я Тебя, Бога моего и Творца, прогневал и ближнего моего обидел. О них сожалея, виновным предстою пред Тобою, Богом моим, и имею желание покаяться: но только помоги мне, Господи Боже мой, смиренно со слезами молю Тебя, совершенные же согрешения мои прости по милосердию Твоему и разреши от всех, которые я перечислил пред Тобою, как Благой и Человеколюбивый.

Яже содеях во вся дни живота моего – которые я сотворил в течение всей моей жизни.

Тайноядением – невоздержанием от пищи в пост, тайным от других ядением.

Небрежением – беспечностью (в деле спасения).

Неправдоглаголанием – ложью.

Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью).

Мшелоимством – взяточничеством, корыстолюбием (мшел – корысть).

Ревнованием – ревностью, подозрительностью (недоверчивостью).

Памятозлобием – злопамятностью.

Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательств и т.д.

Чувствы – чувствами.

Грехи – грехами.

Душевными вкупе и телесными – как душевными, так и телесными.

Имиже Тебе – которыми Тебя.

Прогневах – прогневал.

Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду.

Винна себе Тебе Богу моему представляю – я, во всем этом повинный, предстою перед Тобой, Богом моим.

Имею волю каятися – имею желание принести покаяние.

Точию – только.

Прешедшая же согрешения – прежде бывшие (прошлые) мои согрешения.

От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал.

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены…».

Сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них – мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом – одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее – во все дни жизни. Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.

Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.

Объядение, пиянство, тайноядение – грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие – страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.

Празднословие. Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: «Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность оставаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь». (Преподобный Иоанн Пророк)

Расширяет понятие празднословия преподобный Ефрем Сирин: «А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным – именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит».

Уныние. Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия… Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно… в послушании лицемерно». (Преподобный Иоанн Лествичник)

Леность, как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет «леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению» в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.

Прекословие. «Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем», – учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим».

Непослушание. «Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле», – так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям. Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети – родителям. Повиноваться начальствующим.

Оклеветание – прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – Исх. 20, 16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание – это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

Небрежение – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин – матерью всего худого.

«Самолюбие есть страстное и безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти». (Святой Максим Исповедник)

Многостяжание. Любостяжание… есть идолослужение, – говорит апостол Павел (Кол. 3, 5). Многостяжание – это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.

Хищение. В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что «плохо лежит»: например, «зачитать» книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения – святотатство – «присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви» (см. «Православный катихизис»), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канун или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.

Неправдоглаголание – любая ложь словом. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22).

Надо помнить, что нет «невинной» лжи, всякая ложь не от Бога. «Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви», – говорит святитель Филарет в своем «Православном катихизисе».

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (см. «Православный катихизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание мшела – корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву — покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.

Ревнование – ревность всех родов.

Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога – раздаятеля даров». (Святитель Иоанн Златоуст)

«…Зависть и соперничество – страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство». (Преподобный Ефрем Сирин)

Гнев – одна из восьми главных страстей.

«От какой бы причины ни возгоралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза – ценность металлов не делает разницы в ослеплении». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: «прости и прощено будет» – ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: «остави, якоже и мы…»?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло». (Преподобный Иоанн Лествичник)

«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души». (Святой Максим Исповедник)

Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» (см. «Православный катихизис»). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).

Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей – аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Значение слова &laquoзлословие»

  • Злословие (ивр. ‏לְשון הרע‏‎, Лешон hа-ра), в еврейской и библейской религиозной традиции — запрет произнесения любых слов, унижающих других: сплетен, компрометации или наговора, в случае если унизительные замечания правдивы (Лев. 19:16).
    — Раввин Зелиг Плискин, «Законы лашон-ара». Позорящие слова — правда и ложь
    В Библии приводятся примеры поступков праведных и нечестивых людей, нарушивших этот запрет:
    Сара, говорившая о неспособности Авраама зачать ребёнка из-за его преклонного возраста (Быт. 18:12-15).
    Иосиф доносил до отца «худые слухи» о своих братьях (Быт. 37:2).
    Мириам была осуждена Богом за злоречивые слова в адрес своего брата Моисея (Чис. 12:1-15).
    Разведчики, посланные Моисеем в Землю Израиля были наказаны за их клеветнические сведения о Святой Земле (Чис. 14:36-37).
    Царь Давид прислушивался к клевете, за что, по мнению Талмуда, его царство было разделено. (Талмуд, Шаббат 56а-б).
    Доик (Доег) (1Цар. 22:9) и Ахитофел (2Цар. 15) слушали «злословие» и были осуждены.
    Иеровоам I, царь Израиля (3Цар. 12:20) не слушал сплетни об Амосе (Амос. 7:10-11; Талмуд, Песахим 87б) и был перечислен вместе с достойными царями Иудеи (Ос. 1:1).
    Злодея Амана считали самым искусным из всех клеветников Персии (Талмуд, Мегилла 13б).
    Еврейские законоучители перечисляют суровые наказания, которые заслуживают те, кто принимает участие в «злословии».
    Из-за них перестаёт идти дождь и они караются бедствиями (Талмуд, Таанит 7б);
    В результате сплетен в мир приходят болезни (Талмуд, Шаббат 33а-б);
    Говорящий унизительные слова об умершем мудреце сбрасывается в Гехинном (Талмуд, Берахот 19а);
    Сплетники не смогут насладиться Божественным Присутствием (Шехина) (Талмуд, Сота 42а);
    Распространителя клеветы считают отрицающим Бога (Талмуд, Арахин 15б);
    Рассказывающий или слушающий сплетни заслуживает того, чтобы быть избитым камнями (Талмуд, Арахин 15б) или брошенным собакам (Талмуд, Песахим 118а).
    Формулировка, добавленная в конец ежедневной молитвы Амида, содержит слова Мара, сына Рава, который, завершая свою ежедневную молитву, добавлял следующие слова: «Бог мой, удержи мой язык от зла и мои уста от произнесения лжи» (Талмуд, Берахот 17а).
    Рабби Исраэль Меир ха-Коэн (Хафец-Хаим) подчеркивал тяжесть греха лашон-ара и достиг широкого признания. Он стал известен в мире по названию своей самой популярной книги, посвященной законам злословия — «Страждущий жизни», название которой взято из Книги Псалмов (Тегиллим).
    Сам Хафец-Хаим прожил 95 лет.

Источник: Википедия

Чем страшен грех злословия?

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Протоиерей Павел Гумеров:

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

Священник Валерий Духанин:

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

А каково было преподобному Макарию Великому, которого оговорили, что якобы он причинил насилие девице и она зачала? Преподобный Макарий понес это поношение, был подвергнут избиению, в селе прошла о нем нехорошая молва. Он вынужден был содержать девицу до самых родов, когда она испытала страшные муки и призналась, что святой Макарий не виноват.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

От клеветы пострадал Сам Господь Иисус Христос. Клевета и злословие – это оружие сатаны, направленное в евангельские времена против Спасителя, а потом и против каждого Его служителя. Значит, каждый из нас должен тоже страдать от этого. Христос не отвечал на злословие, не входил в разбор клеветы, и ни одно такое искушение не зацепило Его душу даже малым помыслом возмущения.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Священник Димитрий Шишкин:

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Священник Игорь Сильченков:

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

Священник Максим Горожанкин:

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

  • Shares

Иногда кажется, что мы относимся к проблеме греха в церкви точно так же, как правительство относится к проблеме терроризма: избавиться от него полностью практически невозможно, поэтому в некотором роде мы принимаем его и стараемся, как только можем, обезопасить людей.

Серьезным контрастом этой обычной практике является библейское учение о том, что грех действует опустошающе. Не будем забывать, что наказание за грех — смерть (Рим. 6:23). За избавление от греха была заплачена цена — смерть (Рим. 5:6). На самом деле верующий мертв для греха (Рим. 6:11), а приоритет христиан состоит в том, чтобы умертвить грех (Рим. 8:13; Кол. 3:5; Евр. 12:1-2), причем всякий грех, каждый отдельно взятый грех.

Сплетни в духовной “ничейной зоне”

Сплетни — это тот грех, который, похоже, оседает в духовной “ничейной зоне”, где-то между пассивностью и бдительностью. Так не должно быть. Сплетни — это реактивная противотанковая граната, которая пробьет брешь в стенах церкви. С моей точки зрения, процесс распространения сплетен разрушающе действует по меньшей мере на трех человек: на того, кто озвучивает сплетни, кто их слышит, и о ком распространяют сплетни. Добавьте к этому тот факт, что сплетни — это многоразовое действие. Они распространяются вследствии многих разговоров, и вы сразу поймете, как эта дьявольская пирамида приносит сатане дивиденды, полученные от разобщенности верующих и предоставляющие быстрый результат тем, кто стремится угодить плоти.

Сплетни — это зло, и в глубине души мы это знаем

Давайте будем честны, ведь в глубине души мы знаем, что такое сплетни.

Сплетничать — означает говорить о человеке так, что наши слова бесславят, очерняют или причиняют вред его репутации. Иногда люди действуют тонко, бубня о ком-то на ухо слушателю, а иногда произносят громкие тирады. Более того, иногда содержание сказанного правда, а иногда нет. Так или иначе, тому человеку, который оказался ушами, данная информация абсолютно не нужна, она не приносит ему никакой пользы. В большинстве случаев она не требует никаких действий. Никто не пойдет помогать человеку, о котором идет речь, вместо этого люди просто припрячут информацию до тех пор, пока она не окажется им нужна.

Сплетни и ее ближайшие родственники — злословие, лживые разговоры и речи, сеющие распри — неоднократно порицаются Писанием (Пс. 100:5; Прит. 6:16-19, 11.13, 20:19; Tит. 3:2). Вместо того, чтобы убивать людей своими словами, мы должны сеять слова жизни и благодати (Eф. 4:29).

Не думаю, что мы должны убеждать людей в том, что сплетни — это зло. Однако мы можем объяснить им, что чувствует Бог при этом, и насколько разрушительны сплетни в жизни церкви. Необходимо знать, что мы можем сделать со своей стороны, чтобы пресечь сплетни.

Как блокировать сплетни

  • Сказать сплетням “НЕТ”

Первый очевидный шаг, направленный на пресечение сплетен — это доступно объяснить людям, что думает о сплетнях Бог. Мы можем это сделать намеренно, без обиняков, рассказав людям все, как есть. О разрушающем действии сплетен можно напоминать в проповедях, разговорах и молитвах. Нужно просто обратить внимание на проблему. Вместо пассивной позиции (увиливания от этой темы) мы должны быть активными, но при этом не позволять данному вопросу полностью поглотить нас.

Если верно подойти к делу, то люди начнут отдавать себе отчет, когда их уши будут принимать сплетни, или когда, возможно, они сами поддадутся соблазну дать волю зуду, который кажется непереносимым, и преподнести на блюдечке маленькое “кое-что” о ком-то. Они также начнут думать дважды прежде, чем станут наговаривать на другого человека кому-то еще. Если они будут убеждены в низости таких действий в глазах Бога, то будут тщательно избегать людей, провоцирующих распространение слухов. Бывает, что кто-то считает, что тот или иной человек располагает секретной информацией о третьем лице или о какой-либо ситуации. Этот “кто-то” начинает издалека обхаживать эту тему, аккуратно обходя ее по периметру и наблюдая, проглотит ли человек наживку и выдаст ли нужную информацию.

А что, если церковь сможет замечать сплетни еще издалека? Что, если церковь будет ненавидеть эту практику? Что, если верующие поверят Библии и убедятся, что сплетни — это способ засвидетельствовать о своей ненависти к Богу и людям? Что, если они поверят, что с помощью сплетен нарушается единство, которое приобрел Иисус и созидает Дух Святой? Тогда они поступят, как здоровяк-баскетболист и смогут отвергнуть сплетни, отбросив их на второй план.

Например, ко мне, как к пастору, обычно приходят люди и говорят: “Мне нужно кое о чем с вами поговорить”. Я обычно отвечаю: “о чем или о ком?” Если они говорят “о ком”, то я у них сразу спрашиваю: “А вы уже разговаривали с этим человеком?” Я перенаправляю их к нему. Я просто не хочу слушать информацию о ком-то, если этот человек не услышал ее первым.

Для обычного христианина ситуация может складываться несколько иначе. Допустим, к вам кто-то подойдет и скажет: “Слушай, меня просто выводит из равновесия, как ведет себя такая-то. Она ведет себя так, будто именно она здесь всем заправляет, никогда не поздоровается и даже не посмотрит на тебя. Что она себе думает?” Возможно, вам так и будет хотеться ответить: “Да уж, ты прав. Я никогда раньше не думал об этом, но она и меня игнорирует!”

Но мне бы хотелось, чтобы вы подумали так, как думает Бог. Отбросьте сплетни. Попробуйте ответить примерно так: “А ты с ней об этом говорил? Пожалуйста, не втягивай меня в ваши с ней дела. Что бы это ни было, тебе нужно с этим разобраться ради Иисуса Христа”. Поступив так, вы не проглотите наживку в виде этой жалобы и прольете свет на то, как можно решить данный вопрос.

  • Обличить человека

Представьте, что один человек рассказывает вам что-то о другом. Возможно, он начинает не спеша, но вскоре он уже поджаривает этого человека так, как поджаривают индюшку на День благодарения. Тут вы понимаете, что к чему, и умудряетесь прервать словесный поток собеседника вопросом: “Брат/сестра, ты плохо говоришь о таком-то человеке? А ты хотя бы уверен, что это правда? Очень похоже на сплетню. А с ним ты уже говорил об этом?”

Покажите этому человеку, что в Библии написано о том, насколько разрушительно действуют сплетни. Объясните ему, что он бесчестит своего брата или сестру во Христе, так как его действия покушаются на Божий план и вредят народу Божьему. Назовите грех распространения сплетен грехом и скажите этому человеку, что ему необходимо покаяться. Плодом же покаяния будет контроль над собственным языком и слова благодати, исходящие из его уст. Как только мы поймем вред сплетен, мы станем более бдительны и сделаем все, чтобы искоренить их из наших церквей. Это означает, что мы будем вынуждены вести сложные разговоры, называть вещи своими именами и просить, чтобы наши братья и сестры думали так, как думает Бог, в том числе относительно вопросов, касающихся распространения различных слухов.

  • Перенаправить человека

Этот пункт включает в себя три аспекта или три подпункта: во-первых, ко Христу, во-вторых, к человеку, о котором распространяют сплетни и, в-третьих, к другим людям, которым озвучивали сплетни.

Во-первых, перенаправьте человека ко Христу. Причина, по которой сплетни имеют место быть, заключается в том, что люди верят лжи о Боге и о себе. Помните, первым сплетником был сатана, который произнес о Боге грязную ложь. Покажите людям, что Иисус умер за их грехи, включая грехи, которые они совершили уже после обращения к Богу. Данный грех (сплетни) должен быть тем магнитом, который вновь обратит их к личности и искупительной работе Христа, перед Которым нужно раскаяться, получить прощение и обновление. (Здесь следует особо указать, что их вопрос касается не только другого человека, но и Христа. Иисус — Господь церкви, а их грех направлен против Него).

Во-вторых, перенаправьте сплетника к человеку, о котором распространяются слухи. Если есть какой-либо спорный вопрос, следует пойти и поговорить с этим человеком напрямую. Если сплетник причинил вред репутации человека, ему следует пойти и со смирением попросить прощения. Я часто говорю, что примерно через неделю я подойду и поинтересуюсь, как прошел разговор.

В-третьих, согрешивший должен в смирении пойти к другим людям, к тем, кому он говорил сплетни. Этот поступок завершит круг и усилит необходимость отвергать данный грех. Этот акт напомнит или покажет тем, кто был замешан в этом грехе, его природу и опасность.

Заключение

Сплетни — отвратительная вещь, которой следует гнушаться, если вы любите Христа и Его церковь. Вместо того, чтобы оставаться пассивным и терпимым к широко распространенному пороку, мы должны быть внимательными и искоренять то, что действует разрушающе и отталкивающе. Давайте займем активную позицию и, начиная с себя, будем работать над тем, чтобы блокировать сплетни.

Эрик Раймонд thegospelcoalition.org, перевод blagovestie.today

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

>Как перестать сплетничать и стать счастливым

Как перестать сплетничать и стать счастливым

Сплетня – это недоброжелательный, порочащий слух. Это всё то, что ты не можешь сказать человеку в лицо и говоришь за его спиной, выдумывая, искажая и без того неточную информацию.

Сплетни причиняют боль. Если тебе когда-либо случалось стать жертвой сплетен, ты понимаешь, о чём я.

Люди сплетничают из-за

Гордости
Зависти
Неуверенности в себе
Обиды

И, к сожалению, у церкви нет иммунитета к сплетням.

Сплетни говорят нам, что в церкви есть проблемы. Это “оправданный” грех, выдающий себя за нужду помолиться о бедной душе, но мотивированный гордыней и осуждением.

Когда и каким бы образом ни распространялись сплетни, исход один – боль и разрушенные отношения.

Не похоже на счастливую жизнь, не правда ли?

Если ты ищешь счастья, перестань сплетничать и научись правильно общаться со сплетниками.

Я хочу поделиться 15 правилами и рассказать, как перестать сплетничать и стать счастливым.

1. Реши для себя, что сплетни – это грех.

“Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники…” К Римлянам 1:29-30

2. Уважай право человека на личную жизнь.

Игнорируй сплетни о знаменитостях и знакомых. Они не бывают ни полезны, ни благотворны. Никогда.

3. Занимайся собственной жизнью, не лезь не в своё дело.

Ключ к счастливой жизни – почтительность и работа над собой и своей жизнью.

4. Попроси сплетника обсудить личные дела человека, о котором он сплетничает, непосредственно с этим человеком.

Узнайте, читал ли он Матфея 18:15 “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего”.

5. Запомни, нет никакой пользы в том, чтобы делиться деталями чужой жизни с другими.

Высока вероятность того, что ты не знаешь и половины правды. Добрый человек сочувствует другим, он вежлив и мягок. Он внимателен к чувствам других и готов помочь. Добрый человек не станет презирать других за их слабости и ошибки. Его доброта распространяется на всех: старых и молодых, на людей и животных, на счастливых и несчастных, успешных и нет – на всех.

6. Ты не сможешь повторить того, чего не знаешь. Значит, попроси не знать.

Злом являются не только ложные слухи. Если ты знаешь правду о чьей-либо личной жизни, это не значит, что нужно рассказывать её другим.

7. Разговаривая с потенциальным сплетником, будь готов.

“Я отказываюсь говорить худое о ком бы то ни было, даже если это является правдой, я предпочитаю найти ему оправдание, и при удобном случае рассказать всё хорошее, что знаю о нём”. Бенджамин Франклин.

8. Будь добр и позитивен. Пусть люди знают тебя, как человека, который обо всех отзывается хорошо.

“Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам”. Титу 3:2

9. Думай о последствиях распространения того, что ты сказал.

Ты не можешь контролировать действия людей, с которыми ты поделился тем, что знаешь. Помни, слухи способны распространяться со скоростью лесных пожаров.

Когда нам наносят удар, мы чувствуем боль, но почему же, нанося удар другому, мы зачастую не чувствуем ничего?

10. Представь себя на месте этого человека.

Представь не просто один пикантный кусочек его жизни, задумайся обо всём, через что этот человек прошёл. Невозможно понять человека, не прожив его жизнь. Будь милостлив. Относись к нему так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

11. Задайся вопросом: “Если я скажу это, принесёт ли оно благо?”

Полезно ли это? Правильно ли? Если ответ “нет”, значит, не стоит.

“Существует два хороших правила, которые следует запомнить как следует: не верь ни чему плохому о человеке, покуда ты не уверен, что это абсолютная правда, и никогда не произноси этого вслух, покуда не уверишься, что это абсолютно необходимо, и что Бог слышит твои слова”. Генри Ван-Дайк

12. Пусть всякая услышанная тобою сплетня заканчивается на тебе.

Реши для себя больше никогда ни о ком не говорить дурного.

Представь, как бы изменилась твоя жизнь, если бы ты отказался от сплетен. Прими решение говорить о других только хорошее сегодня, прямо сейчас, и воодушевляй других следовать твоему примеру.

13. В молитвах не стоит углубляться в детали.

Бог знает о нужде, даже если о ней не говорят вслух. Можно молиться друг о друге публично, не раскрывая всю подноготную человека, о котором ты молишься.

14. Спроси себя, почему ты хочешь ранить чувства этого человека.

Пойми настоящую причину, и вместо того, чтобы навредить, помолись за него.

Обрати внимание, люди, как правило, не молятся о тех, о ком сплетничают, и не сплетничают о тех, о ком молятся.

15. Представь, что Иисус стоит рядом и слушает.

“Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.” Матфея 28:20

И, наконец, спроси себя, прежде чем говорить… Правда ли это? Стоит ли это говорить? Благотворно ли, полезно ли оно?

Если ответ “нет”, лучше промолчи.

Зови меня сплетней.
Я бью не касаясь.
Я раню сердца и рушу жизни.
Я коварна, злобна, я крепчаю с годами.
Чем больше меня цитируют, тем достовернее я звучу.
Я процветаю в обществе.
Справедливость? Пустой звук.
У моих жертв нет шансов.
Им не защититься от меня: безымянной, безликой, неуловимой.
Я коснусь имени всего однажды, и оно уже никогда не будет прежним.
Запомни, я тебе не друг и никогда им не стану.
Я свергаю правительства, разрушаю браки, уничтожаю карьеры.
Я твоя бессонница, боль в сердце, я червь в твоём мозгу.
Я подрываю доверие, сею подозрительность. Я твоя печаль.
Я заставляю невинных ночами напролёт плакать в подушку.
Само моё имя шипит.
Я не помню твоего лица, на моём пути их было слишком много.
А, быть может, мы еще не встречались?

Что ж, это не надолго.

Итак, выбор всегда за тобой. Готов ли ты присоединиться ко мне? Давай больше не будем сплетничать и, наконец-то, станем счастливыми.

Помолимся об этом вместе.

Дэб Вульф

перевод Гальцевой А.

Семь фактов о злословии

Жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Дьявола все это ужасно потешало. Все ученики тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.

– Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете.

Г. Х. Андерсен. Снежная королева

Вместо пролога

Вообще-то, это должен был быть эпилог. Через много дней после сдачи этого текста в редакцию я невольно провела один социальный эксперимент.

В оживленной дискуссии в социальной сети, вяло споря с хорошо знакомым в реале человеком с довольно-таки охранительными взглядами (вяло – потому что человек я аполитичный, по политическим и идеологическим вопросам допускаю любые мнения, кроме откровенно людоедских, типа «всех убить», а по социальным дискутирую только там, где понимаю хоть что-нибудь), я на очередную резкость не в мой, правда, адрес процитировала апостола Павла: «Злоречивые Царствия Божия не наследуют».

Реакция не замедлила себя ждать. Мне намекнули, что я ничего не понимаю в церковной жизни, потому что многие святые позволяли себе резкие высказывания. Меня прямо обвинили в том, что я его, человека, из Православной Церкви выгоняю. Мне в итоге даже заявили, что такие вещи надо обсуждать с духовником, а не в интернете.

Кончилось дело расфрендом, в связи с чем я была чрезвычайно расстроена – человек-то, повторюсь, лично знакомый, не виртуальный приятель.

Но несколько дней спустя диалог повторился.

Человек уже совершенно либеральных и, как это часто бывает, «библейско-центричных» взглядов прошелся по своему невидимому оппоненту очень нехорошим словом. Я повторила фразу апостола. Человек явно обиделся: спросил меня, не стала ли я его виртуальным духовником, заметил, что как-то я уж очень легко рассуждаю о наследовании кем-либо Царствия Небесного (как будто эту фразу я из головы вытащила), а в конце концов саркастично поблагодарил за знакомство его с Писанием – что бы он без меня делал.

Из обоих этих диалогов я сделала два вывода. Первый – относительно себя – что я, пожалуй, неправа, и поучать надо меньше. А вот второй – относительно других: что напоминание о таком, казалось бы, безобидном грехе, как злословие выводит из себя гораздо сильнее, чем о каком бы то ни было ином.

Трудно себе представить чревоугодника, который бы начал доказывать право на чревоугодие Писанием и Преданием. Блудник может потребовать пересмотреть Писание в угоду времени (да и то – если он совсем уж модернист), но в принципе понимает, что с точки зрения классического понимания этого греха – это все-таки именно грех. Убийца (например, женщина, совершившая аборт), будет искать оправдание в обстоятельствах своей жизни – но не в Писании.

И только злоречивый настойчиво доказывает, что его грех освящен традицией, агиографией и чуть ли не «Добротолюбием»…

Что же на самом деле церковная традиция говорит о злословии?

1. Апостол Иаков: «Язык – неудержимое зло»

Апостол Павел призывает держать злой язык за зубами: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4:29). А в другом месте, тоже хорошо известном, вообще ставит злословящих в один ряд с тягчайшими грешниками: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1.Кор.6:9–10).

Апостол неумолим. Пьяницы, воры, грабители, блудники всех видов, разрушители брака, а с ними и обычные болтуны-сплетники, любители почесать языком о чужих грехах стройными рядами и колоннами проходят мимо Царствия Небесного.

Апостол Иаков, брат Господень

Другой апостол говорит, что слова – дурной язык – оскверняют все тело, они ядовиты. Диагноз остроязычному человечеству апостол Иаков, брат Господень, выставляет неутешительный: «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:8).

Яд этот не только смертносен, но и весьма сладок. Как же приятно посплетничать, поязвить, пообсуждать чужие грехи! За этим наслаждением стоит психология фарисея: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не таков, как другие люди!»

2. Книга Левит: «Не ходи переносчиком в народе твоем»

Запрет на злословие – изобретение не новозаветное. В книге Левит именем Господним запрещается разносить сплетни: «Не ходи переносчиком в народе твоем… Я Господь» (Лев.19:15). В иудаизме – и ветхозаветном, и средневековом, и современном – грех злословия, лашон а-ра, считается одним из наиболее тяжелых, причем грешником становится не только тот, кто распространил порочащий слух, но и тот, кто ему поверил. Средневековый иудейский философ Моисей Маймонид (Рамбам) в книге «Законы поведения» писал: «Троих убивает лашон а-ра – говорящего, верящего и того, о ком говорят. И верящего – еще больше чем говорящего».

Моисей Маймонид

Ну, хорошо, могут заметить скептики, иудейская манера цепляться к словам и оцеживать комаров еще из обличений Спасителем фарисеев известна – а при чем же тут христианство? Мы же не просто гадости говорим, мы о ближнем заботимся. О его исправлении. Мы же не такие, как эти фарисеи.

Скептики ошибутся, и дело даже не в том, что ни одного окруженного такой «заботой» ближнего сплетни еще не исправили. Дело в том, что христианская аскетика столь же прямолинейна. Иоанн Лествичник запрещает осуждать грешника, даже если он совершает грех на смертном одре и, вроде бы, не стремится к покаянию: «Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца».

3. Вместо злословия – молитва

Тем, кто оправдывает свое злословие попечением о несчастном падающем ближнем, святой рекомендует помолиться о грешнике. Тайно помолиться. «Сей образ любви приятен Богу». Ну а грех следует приписывать не человеку, а искушающему его бесу.

«Не будем не только негодовать, но и осуждать хулителей, безбожников, гонителей и подобных им людей, – вторит древним отцам святой XX века преподобный Порфирий Кавсокаливит, одновременно обличая стандартную отговорку, будто отцы учат об отношении к ближним, а не к настоящим врагам. – Будем ненавидеть их слова, их зло, но человека, который сказал это, не будем ненавидеть, даже возмущаться на него. Помолимся о нем. Христианин имеет любовь и благородство и ведет себя соответствующим образом».

Авва Дорофей

Другой подвижник древности, авва Дорофей, тоже ничуть не противоречит иудейской традиции и призывает не только не верить наговору на ближнего, но еще и покрывать его явные грехи. Когда святому Аммону сообщили, что у некого брата в келье – женщина, преподобный отец пришел с обвиняющими в келью уличенного брата, сел на кадку, под которой, как он догадался, женщина была спрятана, и предложил обыскать помещение.

Никакой женщины благочестивые монахи не нашли и удалились смущенными. А вот согрешивший или, по крайней мере, собиравшийся согрешить брат – покаялся, пристыженный кротостью аввы, а вовсе не обличением братии.

4. Злословие – исчадие ненависти

«Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты», – снова Лествица. Жуткая вещь: если сущность Бога есть любовь (тот же святой Иоанн в последнем тридцатом слове своей Лествицы напомнит, что Сам Господь ею именуется), то выходит, злословие, истребляющее кровь любви, есть самое настоящее богоборчество. Разумеется, богоборцу в Царствии Божьем делать нечего.

Преподобный Иоанн Лествичник

Почему такое гневное обличение – исчадие ненависти? Казалось бы, многие ли злословят с ненавистью? Чаще – просто ворчат. Если и ненавидят, то уж совсем неприятных людей: тех, кто развязывает и оправдывает войны и убийства, взяточников, грабителей, злостных нарушителей и разрушителей порядка и покоя других людей – сознательных вредителей, короче говоря.

Если внимательно читать то же слово о злословии из Лествицы, найдем интересную мысль: слова Писания «не судите да не судимы будете» следует понимать как предостережение – за что осуждаешь, в то сам и впадаешь. Ничего удивительного – духовная жизнь подобна бумерангу.

5. Авва Дорофей о пристрастном Суде Божьем

Авва Дорофей дает другое объяснение на простом примере. Двух девочек, сестер-близнецов, купили на невольничьем рынке две женщины: благочестивая «святая дева», воспитавшая девочку как родное дитя и добрую христианку, и блудница, воспитавшая свою рабыню соответствующе своему образу жизни. Вопрос: будет ли Бог одинаково судить этих девочек, если они согрешат?

Для автора «Душеполезных поучений» этот вопрос риторический: «Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?»

Вывод: судить других нельзя, потому что мы не знаем мотивов поступков и поведения, личного «бэкграунда», а следовательно – не знаем и судов Божьих. Потому что Бог будет судить каждого по-Своему. Так что опять возвращаемся к богоборчеству: осудил – попытался присвоить себе функцию Бога.

6. Победить злословие: не видеть зла

«Будете как боги», – старая, чуть-чуть моложе мира уловка лукавого. Ну да, а еще познаете добро и зло, научитесь их различать.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Диавол – клеветник (так это слово и переводится), он соврал. Во-первых, все равно не научитесь. Во-вторых, Бог не различает добра и зла – Он просто не причастен ко злу. И в-третьих, как раз причастность к Богу делает нечувствительным ко злу.

«В Духе Божием человек не видит зла, и естественно оправдывает все поступки других людей. Все без исключения! Христос «посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), – учит преподобный Порфирий Кавсокаливит. – Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!»

7. Не разъединить грехом, а объединить любовью

Злословие в любом его виде – если и не сознательная клевета (то есть ложь, то есть прямое потомство диавола), в конечном итоге – это желание увидеть зло в другом, рассмотреть его и обсудить, поставить себя над (ключевой предлог: не «вне», а «над», то есть — гордыня) этим злом. И это тоже – богоборчество, потому что Бог пришел соединять людей в Себе, а злословящий стремится разъединить – грехом.

Авва Дорофей свое поучение против злословия и осуждения заканчивает красивой иллюстрацией. Мир – это бесконечный круг. В центре его – Бог. К Центру стекаются радиусы – жизни человеческие. Чем дальше от Центра – тем дальше и друг от друга.

«Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

Злословие в христианстве. Почему это так сильно вредит душе человека?  

Скачать эту статью

Многие люди знают о таком грехе, как злословие. Что такое злословие с точки зрения православия? Злословие — это порицание ближнего своего, а также пристрастные слова о его согрешении. Множество людей не может от него удержаться.

Грех злословия очень опасен для человека, так как попадает в самую глубину души и оставляет там свои корни. Со временем корни эти глубоко зарастают в душу, и избавиться от них очень сложно. Но как говорится, всякую душу можно спасти, главное самому это осознать.

«Злоречивый наперед посрамляет себя самого, а потом уже того, о ком говорит худо, или даже не может сделать с ним и этого, но сам заслуживает название человека дурного и ненавистного, а того делает еще более любимым. Ибо если тот, о ком он говорил худо, не воздает ему тем же, но хвалит и превозносит его, то воздает похвалу не ему, а себе самому…»

Иоанн Златоуст богослов

Злословить это значит обсуждать чужие грехи

Злословить — это также значит обсуждать чужие грехи. Порой человек не может не оговорить человека, он просто не может без этого. От этого конечно избавляться придется очень тяжело. Каждую проблему, какая бы она не была, нужно лечить сразу, чтобы не распространялась дальше.

От греха злословия помогает молитва. При этом молиться нужно не только за своих близких, но и за чужих. Злословие в христианстве имеет свои корни. Это страсти ненависти, памятозлобия, немилосердия, самолюбия, а также зависти. Если вы заметили в себе одно, значит, будет и второе, и третье.

Рассмотрим, что же говорили о злословии святые отцы, что они советуют делать, чтобы избавиться от греха злословия. Почему мы должны обращаться именно к их словам? Потому что эти люди еще при жизни достигли высшей святости, именно на их примере мы и должны жить.

Грех злословия — это порождение ненависти и памятозлобия

Преподобный Иоанн Лествичник считал, что грех злословия — это порождение самой ненависти и памятозлобия:

«…Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг, большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви, лицемерие любви, причина осквернения и отягощения сердца, истребление чистоты…».

Иоанн Лествичник богослов

Иоанн также считает, что злословие может быть еще и делом любви:

«…Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях… (Пс. 100:5)».

Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне, ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц, но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Иоанн Лествичник богослов

Авва Дорофей считал, держать язык от зла это еще не значит не злословить

Авва Дорофей считал, что держать язык от зла это еще не значит не злословить и не раздражать:

«…Пророк говорит: …»Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? … Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс. 33, 12, 14). Итак, он прежде всего отсекает действие зла страхом Божиим. Удерживать язык свой от зла значит не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А устнами своими «не глаголати льсти» значит не обольщать ближнего.

…Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения.

Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. … она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч. 15, 27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости.

Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху…».

Авва Дорофей христианский святой

Злословие это клевета, неправда, а также несправедливое суждение о своем ближнем

Также святые отцы говорят о том, что злословие — это, прежде всего клевета, неправда, а также несправедливое суждение о своем ближнем.

Святитель Василий Великий говорил:

«Есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению могут быть в обществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как святой апостол повелевает не сообщаться с таковым (2-е к Фессалоникийцам, гл. 3, стих 14). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить его, тот клеветник, хотя бы говорил и правду…».

Василий Великий святитель, богослов

Тот, кто злословит ближнего своего приходит к ненависти, к мучительному страданию

Тот, кто злословит ближнего своего приходит к ненависти — а это самое мучительное страдание. Она разрушает не только личность, но и семью, работу, и даже целые народы. Если человек начнет злословить на свою жену, детей, мужа, то очень скоро он увидит мир только в черном цвете. Рядом с таким человеком невозможно быть. В итоге можно понимать, что семья такая точно распадется.

Что же может реально спасти человека? Во-первых, это покаяние, причем постоянное покаяние. Во-вторых, это причастие. После исповедования своих грехов, человек должен принять Тело и Кровь Христову для уврачевания своей души от той ненависти, которая его поглощает.

Множество примеров можно даже привести из истории о том, что делало злословие со всей страной, с властями, с народами. В истории нашей страны было очень много таких трагических моментов, когда человек поддавался на клевету других, и это приводило к серьезным последствиям. Например, народ слушал клевету о своих правителях, и это привело к страшной смуте, к гражданской войне.

Также считается, что человек, который злословит, не способен на что-то доброе. Когда человек осуждает за спиной друг друга, то это еще раз показывает, что его душа настолько сильно заражена этим пороком.

Святые отцы считают, что грех злословия приводит к множеству других страстей

К чему же приводит грех злословия? Святые отцы считают, что грех злословия приводит к множеству других страстей, от которых также сложно избавиться. Это такие страсти, как смехотворство, ложь, оклеветание, уныние, непокорство, дерзость.

Преподобный Исаак Сирин писал:

«…Но поелику опытом дознал я любомудрие твое, возлюбленный, то умоляю тебя любовию, остерегаться злобы врага, чтобы тебе буесловием не остудить в душе своей горячности любви ко Христу, ради тебя вкусившему желчь на древе крестном, и чтобы враг, вместо сладостного оного упражнения и дерзновения пред Богом, не стал во время бодрствования твоего наполнять душу твою многими мечтами, а во время сна твоего пленять ее нелепыми грезами, зловония которых не терпят святые Ангелы Божии».

Исаак Сирин Отец Церкви

Авва Мегефий писал:

«…Прежде, когда мы собирались и беседовали о пользе душевной, укрепляя друг друга, мы уподоблялись стройным полкам и восходили на Небо. Ныне, когда собираемся, чтобы злословить друг друга, мы совместно нисходим в ад».

Авва Мегефий монах

Грех осуждения — это одна из форм злословия

Очень часто многие люди спрашивают, грех осуждения и злословия это одно и то же? По сути, грех осуждения — это одна из форм злословия.

Авва Дорофей учит отличать злословие от осуждения:

«…Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого – а это тяжкий грех…».

Авва Дорофей христианский святой

Чтобы избавиться от злословия, нужно смирять свое сердце

Каждый человек должен понимать, что всех нас ждет суд Божий, на котором мы будем отвечать за свои грехи. Что же делать с грехом злословия? Как от него избавляться? Ведь человеку, который далек от всего православного, не поймет, как это сделать. Но святые отцы объясняют очень подробно, как справиться с грехом злословия.

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что если на тебя кто-то злословит, то есть говорит плохо, обсуждает, высмеивает и тому подобное, и в душе начинается злость, смущение, то это гордость, ее нужно искоренять из сердца своего.

Чтобы избавить свое сердце от греха злословия — нужно иметь смирение и терпение.

Простому человеку нужно стараться не раздражаться насмешками других, а также не питать ненависти к тем, кто на вас говорит плохо. Именно так, нужно учиться смирению и терпению. Также нужно молиться не только за себя, но и за своих обидчиков.

Иоанн Кронштадтский

Чтобы искоренить в себе злословие, нужна молитва и пост. Вы можете читать молитвы утром и вечером, уделяя этого хотя бы час. С каждым днем время можно прибавлять.

Также нужно находить время на чтение святых книг. Например, каждому будет полезно почитать жития святых, Священное Писание, Библию. По началу, все это будет казаться очень тяжелым, но со временем вы поймете, что делаете лучше для своей души.

Иоанн Лествичник говорил:

«…Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя каждый из нас согрешает не по принуждению.

Никогда не стыди того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать. Ибо сказано: «…не судите, и не судят вам…» (Лк. 6, 37)».

Иоанн Лествичник богослов