Что значит паки паки господу помолимся

Аллилуйя (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά — «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — богослужебный возглас из Ветхого Завета, прославляющий Бога. В современном богослужении обычно повторяется три раза, воздавая честь всем Лицам Святой Троицы. Звучит во время наиболее важных моментов богослужения. Например: малый и великий вход, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.

Аминь (от евр. ן‎אמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) — богослужебная формула, которая подчеркивает верность сказанного. «Аминь» обычно стоит в конце молитв, но не означает дословно «конец». Например, Христос часто говорил «Аминь» в начале фразы «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам…». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Откр 3:14).

Аксиос (греч. «достоин») — возглас при рукоположении (поставлении) дьякона, священника или архиерея. Рукополагать может только архиерей, и он первый возглашает «Аксиос!», одевая на ставленника священные одежды, соответствующие его новому сану. Далее возглас подхватывают священнослужители, клир и прихожане. Этим возгласом присутствующие свидетельствуют о высокой нравственной жизни поставляемого и говорят, что человек достоин своего сана.

Вонмем (греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») — богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.

«Паки и паки миром Господу помолимся», призывает нас много раз за службу священник или дьякон. «Паки и паки» в дословном переводе с церковнославянского — «снова и снова». Так начинается малая ектения — короткая молитва с несколькими прошениями (просьбами) к Богу помочь, спасти, защитить и так далее. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй».

Ектения

  • Ектении Православная богословская энциклопедия
  • Ектении свящ. Н.Р. Антонов
  • Ектения сугубая и ектения об оглашенных еп. Виссарион (Нечаев)

Ектения́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон:
«Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Название этой молитвы «ектения», εκτενή – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτή (подразумевается ευχή) – составная молитва.

Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικά, «диаконства».

Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)».

Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос – «усердно».

* * *

Ектении разделяются на несколько видов:
1) Великая ектения,
2) Сугубая ектения,
3) Просительная ектения,
4) Малая ектения,
5) Заупокойная,
6) Ектения об оглашенных,
7) Ектения о выходе оглашенных,
8) Благодарственная ектения.

Великая ектения

Прослушать:

Сокращенная великая ектения

Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.

1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф.5:23-24).

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.

3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).

Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.

Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» (1Кор.15:28).

4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

6. О Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве ея, Господу помолимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Прослушать:

Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Просительная ектения

Прослушать:

1-я просительная ектения 2-я просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:

1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая ектения

Прослушать:

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

Прослушать:

Заупокойная ектения

а) Великая:

1. Миром Господу помолимся.
2. О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.
3. О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.
4. О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.
5. О простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся.
6. О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.
7. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.
8. О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся.
9. О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.
10. О причтении их в недрах Авраама и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.
11. О избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
12. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
13. Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

б) Малая и

в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.

Ектения об оглашенных

Прослушать:

1. Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви.
2. Ве́рнии, о оглаше́нных помо́лимся, да Госпо́дь поми́лует их.
3. Огласи́т их сло́вом и́стины.
4. Откры́ет им Ева́нгелие пра́вды.
5. Соедини́т их Святе́й Свое́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви.
6. Спаси́, поми́луй, заступи́ и сохрани́ их, Бо́же, Твое́ю благода́тию.
7. Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те.

Ектения о выходе оглашенных

Прослушать:

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Благодарственная ектения

Прослушать:

1. Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Валентин Фролов 03.03.2019 6915

В Литургии человек вступает в некую иную реальность, отличную от привычного времени и пространства, которая называется Царством Отца и Сына и Святого Духа. И в этой «нерукотворной» реальности верующий имеет возможность присоединиться к Церкви как единому Телу Христову. Но для этого стоит задуматься о том, что есть Литургия, в чем заключается ее тайна? Поэтому необходимо обращать внимание не только на символическое или точечное толкование неясных мест богослужения, а искать первоисточник и богословский комментарий таких выражений.

  • Главная идея Божественной Литургии
  • Значение выражения Премудрость, про́сти
  • Всему человеческому обществу известно, что точечная и неверная интерпретация лексики часто порождает неверное понимание того или иного контекста. Это можно наблюдать и в Божественной Литургии.

    Главная идея Божественной Литургии

    Тема мира, о которой шла речь в предыдущей статье, становится основанием для разговора о главной идее Божественной Литургии ― идее единства во Христе, которое, как стало понятно, невозможно без ми1ра. И необходимо признать: ошибочное понимание церковнославянской лексики Божественной Литургии создает благоприятную среду для разного рода объяснений ее смыслов, мало связанных с истиной. Например, трактовка выражения Премyдрость, пр0сти как «Премудрость (Божия), прости́ (нас)», когда речь идет о сосредоточении умственных и физических сил к слышанию Священного Писания. Или же, «гóре имеем в сердцах», когда речь идет о призыве всем вместе возвысить сердца ввысь, все помышления ― к Богу. Или же, когда фраза И# д¦ови твоемY в ответ на Ми1ръ всBмъ от священника понимается как пожелание мира Святому Духу, Который, однако, Сам является Источником мира. Или же, когда одно из важнейших песнопений Литургии (Херувимская песнь) трактуется как набор явлений: подпевание ангелам (трактовка слова «припевающе»), несение Христа на щите, поднятие Его на копьях как императора или несение даров (ср. «дориносима» и «подымем»).

    Вышесказанное обнажает огромную проблему, которая существует в настоящее время среди прихожан ― это размытое понимание сути главнейшего христианского богослужения. Данная проблема «отражает глубокое искривление самого церковного сознания, восприятия им уже не только Литургии, но и самой Церкви», когда Церковь «переживается прежде всего как “обслуживание” духовенством ― мiрян, удовлетворение клиром “духовных нужд” верующих».

    В настоящее время в сознании большинства православных верующих нет мысли о себе как части общины, части прихода, части единой Церкви, части единого Тела Христова

    Миряне, таким образом, часто воспринимаются как элемент, который по отношению к служению священства ― «пассивный, участвующий в службе только молитвенным присутствием», так что «в теперешнем понимании “служит” по существу только священник и служба происходит в алтаре ― для или за мирян, присутствующих на ней “индивидуально” ― молитвой, вниманием, иногда причащением».

    Это находит отражение в ответах респондентов, когда на вопрос «Ориентируетесь ли Вы в текстах, которые поют на службе, и как Вы поступаете, когда не разбираете, что поет хор или говорит священник?» отвечают: «Я мало что понимаю в храме, но мне там хорошо, и когда я не понимаю, о чем поют, я молюсь о своем». Или еще: «Ни я, ни дети, ничего не понимаем… детям я… посоветовал молиться своими словами от сердца».

    Результатом пренебрежения ключевыми идеями Литургии становятся явления, казалось бы, безобидные, но сильно влияющие на смысл богослужения как собрания «в мире» для единства в Теле Христовом. Это, например, беспрестанный «трансфер» свечей в храме во время важнейшего богослужения христианства («передайте всем святым» и т.п.), посредством которого и передающий и принимающий отвлекаются и тем самым вносят разлад в единое мирное пространство верующих. Или же, например, молебные пения, примыкающие к Литургии на многих приходах настолько тесно, что уже срастаются с ней, становясь одним целым, так что акцент от Причастия Господу смещается к индивидуальным просьбам по тому или иному поводу разным святым. Что еще тревожнее, часто само молебное пение ожидается сильнее, чем Божественная Литургия. А Божественная Литургия в данном случае становится прологом к молебному пению.

    Сказанное выступает показателем того, что в настоящее время в сознании большинства православных верующих нет мысли о себе как части общины, части прихода, части единой Церкви, части единого Тела Христова. И поэтому даже само Причащение воспринимается как удовлетворение индивидуальных духовных нужд, и в русле этой практики вряд ли можно говорить о полноценном участии в Литургии в духе самой Евхаристической молитвы: Нaсъ же всёхъ, t є3ди1нагw хлёба и3 чaши причащaющихсz, соедини2 дрyгъ ко дрyгу, во є3ди1нагw д¦а с™aгw причaстіе.

    Хотя многие этого стыдятся или даже считают нормальным не все понимать в Литургии, аргументируя, что главное ― это молиться своими словами, а служба является своего рода благоговейным фоном для этой молитвы, однако, таким образом, единство христиан, заданное Христом и проповеданное, и переданное апостолами в Литургии, остается некой фантомной темой.

    Христианское богослужение ― прежде всего молитва Церкви, где Церковь ― это не «я один», а «много», где Церковь ― это собрание верующих как главное условие присутствия Христа: Где двое или трое собраны во имя Господа Иисуса Христа, там Господь посреди них (Мф. 18:20).

    По мысли протопресвитера Александра Шмемана, всем христианам необходимо твердо знать и помнить: «В храм мы идем не для индивидуальной молитвы, мы идем собраться в Церковь… Поэтому “собрание в Церковь” есть действительно первое литургическое действие, основание всей Литургии, и не поняв этого, нельзя понять и всего дальнейшего тайнодействия». И выражение «Я иду в Церковь» в верном понимании Литургии должно означать, что «я иду в собрание верующих, чтобы с ними вместе составить Церковь, чтобы быть тем, чем я стал в день крещения, то есть членом ― в полном и абсолютном смысле этого слова, членом Тела Христа». Апостол Павел говорит по этому поводу: Вы ― Тело Христово, а порознь ― члены (1 Кор. 12:27). И поэтому каждый человек идет на Литургию, чтобы «явить и осуществить свое членство, явить и засвидетельствовать перед Богом и миром тайну Царства Божия» ― уже пришедшего в силе (Мк. 9:1).

    Единство христиан в подлинном смысле раскрывается только в категориях вневременного Царства Отца и Сына и Святого Духа

    Если внимательно рассмотреть тексты Божественной Литургии, можно заметить: за малым исключением везде, где бы в частной молитве звучало я, а4зъ, в Литургии используется мы2 и подтверждается это повсеместным использованием множественного числа. Даже еврейское слово «Аминь» отражает ту же мысль. Оно является фактическим подтверждением народом того, что сказал священник по отношению к Богу («да будет так» ― с еврейского) от лица этого же народа, то есть является своего рода «печатью молитв».

    А значит, сама форма богослужения, ее структурное устройство говорит о преобладании темы «много» над «один», темы общей, церковной, соборной молитвы или молитвы собрания, но не частной молитвы. Заметим, что молитва частная тоже должна иметь место, согласно Священному Писанию ― Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6:6). Но ее нельзя ставить в один ряд с молитвой Церкви, которая собирается, чтобы соединиться всем в Тело Христово в Таинстве Евхаристии: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21).

    Тему собрания людей, тему множественности в Литургии ради единства можно проследить в текстах тех молитв, которые теперь принято называть тайными, хотя из-за такого их наименования «подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара». Таким образом, содержание этих молитв, хотя и находится в общем доступе, однако остается чем-то неизведанным и непонятным.

    Далее можно проследить в некоторых фрагментах из данных молитв очевидную тему, отраженную в них, ― тему Церкви как единого организма, от лица которого говорит с Богом священник, сам являясь частью этого собрания. В первой молитве на Божественной Литургии священник молится: При1зри на ны2… и3 сотвори2 съ нaми… бwга1тыz ми1лwсти тво‰ и3 щедрHты тво‰. Во второй молитве: Спаси2 лю1ди тво‰… њсвzти2 лю1бzщыz благолёпіе д0му твоегw2… и3 не њстaви нaсъ, ўповaющихъ на тS. Только в одной молитве священник говорит о себе (в молитве Никт0же дост0инъ), в остальных ― от лица собрания.

    Единство, к которому призывает Божественная Литургия ― не обыкновенное, не такое собрание людей, которое обычно бывает для решения разных задач, пусть и добрых; и не такое, которое бывает для того, чтобы провести в жизнь какую-то, пусть и благую, инициативу. Это нечто иное. В Литургии каждый отдельный человек имеет возможность просить: «Чтобы воля Божия воплотилась в жизни каждого из нас. Чтобы для каждого верующего Христос стал спутником в “путешествии” и “плавании”» среди «житейского моря» человеческой жизни, чтобы Христос стал первостепенным приоритетом в жизни и вектором движения. Именно «сладость соучастия в жизни Христовой соединяет нас, делает нас едиными в некоем высшем мире» ― в Царстве будущего века, которое приближается (Мф. 3:2) и которое уже здесь на Земле становится для верующих открытым, так что уже «нет преград между прошлым и будущим» и Дух Святой, действуя на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши, «истончает толщу времен и пространств».

    То есть единство христиан, о котором свидетельствуют тексты песнопений Божественной Литургии, в подлинном смысле раскрывается только в категориях вневременного Царства Отца и Сына и Святого Духа, открытого Господом нашим Иисусом Христом однажды и теперь доступного для каждого христианина. Таким образом, христиане на Литургии составляют единое целое во Христе не потому, что окружают друг друга в едином пространстве храма, а потому, что становятся едиными, когда наслаждаются «жизнью во Христе Иисусе, “на всяком месте владычества Его”».

    Более того, Таинство Литургии собирает в одном месте всех, кто разбросан по миру: плaвающымъ сплaвай, путешeствующымъ спутешeствуй, недyгующыz и3сцэли. И поэтому упраздняется расстояние, так что «кажется, будто все те, кто путешествует по суше, плавает по морю или испытывает боль, находятся в храме с преклоненной главой». Это становится объяснением присутствия в молитвах Литургии темы «нас» и «всех остальных». Например, в молитве верных священник говорит: Сотвори1 ны достHйны бhти, є4же приноси1ти тебЁ молє1ніz и3 мwльбы2 и3 жє1ртвы безкрHвныz њ всёхъ лю1дехъ твои1хъ.

    Для исследуемой проблематики центральным становится вопрос: что же главное в Литургии ― пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы или то единство верующих в Теле Христовом, о котором свидетельствует вся Литургия через свои тексты? Перспективу для решения данного вопроса открывает тезис, раскрытый ниже, который, однако, может поначалу показаться идущим вразрез с классическим отношением к Таинству Евхаристии.

    Главный предмет освящения Литургии ― не столько хлеб и вино, сколько сами люди, возносящие вместе молитвы к Богу

    Многие привыкли применять образ естественного биологического процесса метаболизма к объяснению участия в Таинстве Причастия. Когда человек ест обычный хлеб, он перестраивает его в ткани своего организма, однако, «когда мы участвуем в трапезе небесной, в литургической трапезе ― происходит нечто обратное: не Хлеб, который я ем, становится мною, а мы становимся Тем, что мы вкушаем». И в связи с этим верующие «становятся тем небесным Хлебом, которому они причастились». И в этом призвание Литургии ― «соделать нас причастниками, частицами Тела Христа».

    Исходя из вышеобозначенного тезиса, следует определить: причащаясь Тела и Крови, человек приобретает бесценное сокровище Царства Христова, поскольку в этом единстве с Христом он становится частью человеческой Его природы, обóженной и вознесенной к Богу Отцу. Человек без Христа остается вне этого дара. А со Христом, в Его Церкви, не имея ничего, приобретает все.

    А значит, важнейшим предметом, который подлежит освящению в Литургии, являются не вино и не хлеб, а все те, кто собрался вместе на Литургии. Об этом свидетельствует даже сам текст Божественной Литургии (в ее «архиерейском» чинопоследовании): При1зри съ небесе2, бж7е, и3 ви1ждь, и3 посети2 виногра1дъ сeй и3 u3тверди2 и2, є3го1же насади2 десни1ца твоz2, где архиерей в среде всех собравшихся, указывая на них и цитируя 79-й псалом «возносит о них моление к Богу», соответственно, называя виноградом народ Божий.

    В настоящее время принято думать и писать о Литургии как о богослужении, в котором в центре внимания стоит тайна пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и об этом сказано в любой популярной брошюре, где основное внимание читателя акцентируется на том, что главное «чудо состоит в том, что хлеб и вино, которые такими были вначале, затем становятся Телом и Кровью». Однако в Евхаристической молитве предстоятель молится так: низпосли2 д¦а твоего2 с™aго, в первую очередь, на ны2, а затем уже и3 на предлежaщыz дaры сі‰. Сказанное заставляет полагать, что собравшиеся в Церковь христиане ― это «первый по важности предмет освящения», однако «то, что находится в алтаре в Чаше, есть на самом деле средство к этому».Данную мысль можно найти и у святителя Иоанна Златоуста: «Он сделал нас Своим телом, дал нам Свое тело». И еще: «Для того Он смешал самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою». Преподобный Симеон Новый Богослов продолжает мысль Иоанна Златоуста: «Духовно соединенные и прилепляемые Ему, будем каждый с Ним во един Дух и также во одно тело, потому что телесно едим Его Тело и пьем Его Кровь». И хлеб и вино есть то средство, за счет которого человек соединяется с Богом. Но главное здесь чудо ― это соединение верующих и Господа нашего Иисуса Христа в Его Теле.

    Зная немощь человека, «Христос прячется в Дары», поскольку знает Он, по слову древнего Патерика, что не может человек «есть сырую плоть, и потому прелагает Тело Свое в хлеб, и Кровь Свою в вино, для приемлющих сие с верою». Сказанное побуждает полагать, что «как в Вифлееме ― Господь спрятал Себя в сына плотника. Также и на Литургии Господь прячет Себя в смиреннейшие дары земли ― хлеб и вино. Только в крайних случаях», известных в истории, «дается понять, что это не просто хлеб и вино».

    Земные хлеб и вино становятся местом встречи человека и Христа, становятся той гранью, где совершается встреча, не гранью, которая разделяет, а гранью, «где совершается соединение, непостижимое единство». И единство не только человека и Христа, но и людей между собою во Христе.

    Пространный комментарий на тему Евхаристии констатирует единство взглядов древних святых отцов и современных толкователей в отношении того, что на Литургии освящается не столько хлеб и вино, сколько верующие христиане, которые, собравшись в храме, через вкушение пресуществленных хлеба и вина в Тело и Кровь Христа становятся единым Богочеловеческим организмом ― Церковью Христовой, и уже вступают, таким образом, в иную реальность бытия ― в «нерукотворную», которая не наступает каким-то приметным образом, но о которой Господь сказал, что внутрь нас есть (Лк. 17:20).

    Итак, главная идея Литургии ― это собирание всех в единое Тело Христово, и главный предмет освящения на ней ― не столько хлеб и вино, сколько сами люди, возносящие вместе молитвы к Богу; именно люди, вкушая Плоть и Кровь Христовы, становятся частью Его Тела, частью единой соборной и апостольской Церкви Христовой, находящейся над временем и пространством.

    В связи со всем сказанным можно сделать вывод: невнимательное отношение к текстам Божественной Литургии порождает затруднительное понимание ее основополагающих идей, и, в первую очередь, идеи Таинства Евхаристии как Таинства единства.

    Значение выражения Премудрость, про́сти

    В Божественной Литургии несколько раз звучит слово пр0сти, которое, как показали опросы, многие верующие либо вообще не понимают, либо понимают неверно. Следует разобраться с данной лексической единицей, привлекая данные словарей.

    В связи с тем, что рассматриваемое слово обращено к собравшимся верующим, его объяснение имеет большое значение для понимания общих идей Литургии, поскольку точечное и неверное восприятие рождает цепь ошибочных смыслов, а порой и уводит в сторону от истины веры. Имея в виду «Премудрость, прости́ нас», как отвечали некоторые респонденты в опросах, есть гипотетическая вероятность уклониться в еретическое учение о Премудрости как «Четвертой ипостаси». В этом великая опасность неверного понимания богослужебной лексики, а значит, эта проблема требует разрешения в виде богословских и филологических комментариев.

    Итак, выражение Премyдрость, пр0сти соответствует греческому Σοφία! Ὀρθοί!. Это возглашение, рассматриваемое, в первую очередь, в составе малого входа, является призывом к верующим принять прямое положение для того, чтобы внимательно слушать Священное Писание.

    Согласно свидетельствам свт. Иоанна Златоуста, а также многих современных исследователей, византийская Литургия начиналась со вхождения предстоятеля в храм. При этом народ его ожидал и пел в это время псалмы. По вхождении в храм предстоятель (епископ) приветствовал народ словами «Мир всем». Сразу же после этого начиналось чтение Священного Писания. В дальнейшем, ввиду развития литургического обряда, в силу самых разных причин, «этот начальный вход оброс в свою очередь другим “началом”, так что теперь то, что мы называем «малым входом», уже больше не воспринимается как именно первое, начальное священнодействие Литургии; отсюда… и популярное толкование его в категориях “изобразительного символизма” ― как выхода Христа на проповедь и т. п.».

    Однако память о начале Литургии в связи с входом предстоятеля закрепилась в самом входе и песнопении Пріиди1те, поклони1мсz и в том, что к моменту чтения Священного Писания наступает время, когда, действительно, пора перестать сидеть или ходить по храму, и нужно «выпрямиться» к слушанию богослужения, Писания. В византийской церкви словами Σοφία! Ὀρθοί! «давали знать, чтобы Христиане, сидевшие в храме, встали с мест своих и вникали прилежно в премудрость».

    Следовательно, христиане, для того чтобы показать расположение духа и тела прямым, а значит, бодрым для слышания Писания, и быть пред Богом «не воссевшими или преклонившимися на что-либо, должны… пребывать… прямо стоящими и внимающими таинствам Божией премудрости», где премудрость ― это синоним Священного Писания.

    Итак, Премyдрость, пр0сти ― это призыв стоять прямо и слушать Священное Писание. Однако возникает филологический интерес к слову пр0сти, ведь в современном русском языке оно почти не понятно, поскольку не вызывает никаких ассоциаций. А многие словари или комментарии к Литургии предлагают лишь запомнить Премyдрость, пр0сти как «стойте прямо» или «стоя прямо».

    Иногда даже в словарях дается перевод прилагательному пр0сти в качестве деепричастия или выражения в обстоятельственном значении, например, «в прямом виде, стоя». Премудрость, про́сти иногда комментируется еще более неточно: «Словом премудрость диакон вразумляет… что Евангельская проповедь есть истинная премудрость, умудряющая и спасающая человеков; а словом прости… внушает нам вознести мысль и сердце от земного к небесному и уразумевать даруемые нам блага». Однако, очевидно, слово пр0сти не было выдумано для заучивания. Ему необходимо объяснение, в первую очередь, филологическое.

    Слово пр0сти не было выдумано для заучивания. Ему необходимо объяснение, в первую очередь, филологическое

    Во-первых, пр0сти ― дословный перевод греческого слова Ὀρθοί, которое является множественным числом в именительном падеже от слова ὀρθός (на русский язык переводится как «прямой, находящийся в вертикальном положении, стоячий, стоящий, правильный»). Соответственно, Ὀρθοί ― «прямые». И дословно Σοφία! Ὀρθοί! ― «Премудрость! Прямые!» или «Премудрость! Стоящие!»

    Таким образом, восклицание «Прямые!» похоже на армейское «Равняйсь, смирно». Диакон Андрей Кураев так и называет выражение Премудрость, про́сти,сравнивая с греческим Σοφία! Ὀρθοί! и говоря, что такими были «именно армейские команды в Византии», то есть «не сидите, встаньте». Однако в славянской традиции это не устоялось, и слово пр0сти не только не соотносится с «выпрямлением», изменением положения тела, но и вовсе ни с чем не ассоциируется.

    Сразу нужно заметить, что слово пр0сти ― те же ὀρθοί, «прямые», только слово в славянской версии ― краткое прилагательное, и в нем нет привычного для русскоговорящего человека окончания. Если бы звучало Премyдрость, пр0стіи, то, с большой степенью вероятности можно сказать, что было бы понятнее. Однако слово пр0стый тоже не ассоциируется с «прямотой» или «выпрямлением».

    В словаре церковнославяно-русских паронимов пр0стый также соотносится с греческим словом ὀρθός (ср. слова ортодонтия, орфография, ортопедия), и ему дается значение «прямой, стоящий не таясь». В других современных славянских языках, однако, остался корень prost в значении «прямо, правильно». Например, в польском языке «прямо» ― это prosto или wprost, а «прямой» ― prosta (prosty). В украинском языке глагол с семантикой «выпрямиться» будет звучать как віпростатіся. Нужно сказать, и в русском языке остался корень прост- в значении «прямо», например, слово опростоволоситься образовано на базе сочетания простые волосы; само же слово простой, согласно этимологическому словарю М. Фасмера, то же, что и прямой, открытый, свободный. Кроме того, простить происходит от того же корня prost в значении свободный: «Буквально этот глагол значит “освободить от долгов, грехов”».

    В словаре Памво Беринды «Лексикон словенороський» XVII в. слово пр0стіи переводится как людz1не, что проливает мало света на первоначальный смысл слова, однако такой перевод говорит о том, что в XVII веке еще было понимание, что пр0сти относится к народу, что это слово в каком-то смысле синоним слову «народ» или «люди». Но в настоящее время его лишь предлагается заучивать, причем в значении глагола с наречием, в то время как пр0сти ― это прилагательное.

    Ясно, что славянский перевод ὀρθοί на пр0сти ― не самый удачный для современности, хотя велика вероятность, что этот перевод был весьма удачным для IX-X вв. На сегодня данное слово настолько прочно вошло в церковнославянскую литургическую традицию, что найти ему замену было бы сложно, не столько в научно-филологическом плане, сколько в психологическом, поскольку верующие ко многому привыкают, а любые изменения, пусть даже и в сторону понятности, воспринимают весьма болезненно. Приведенный тезис основан на более чем 800 результатах опроса о необходимости редактирования церковнославянских богослужебных текстов.

    Необходимо добавить: если развивать тему прямоты или простоты в данном возгласе, можно получить новый виток толкований в русле «Премудрость, прости» ― «будьте просты сердцем, как дети, чтобы воспринять премудрость из уст Господа Иисуса Христа». Нужно признать, что такое пояснение священноисповедника Сергия (Правдолюбова), хотя и приемлемо с точки зрения нравственного подхода к Литургии, однако это лишь расширение основного смысла возгласа Премyдрость, пр0сти.

    Кроме того, слово пр0сти употребляется не только в связи с чтением Священного Писания, но и в конце Литургии, когда диакон говорит: Пр0сти пріи1мше б9eственныхъ, с™hхъ, пречcтыхъ, безсмeртныхъ, небeсныхъ и3 животворsщихъ, стрaшныхъ хrт0выхъ та1инъ, дост0йнw благодари1мъ гDа. В греческом тексте на месте славянского пр0сти стоит то же ὀρθοί, а значит, и смысл идентичен. Вероятно, слово введено из-за практики рассредоточения и умственного внимания, и физических сил после Причащения, так что кто-то садился или разговаривал (что и сейчас можно наблюдать в храмах). И в конце священнослужитель призывает еще раз собраться, ободриться и в финальной молитве Литургии возблагодарить Господа за то, что даровал возможность соединиться с Ним в Теле Христовом посредством единой чаши Евхаристии. А поэтому благодарность должно воздавать дост0йнw, то есть не сидя и не в расслаблении, но выпрямившись, и будучи «прямыми».

    Итак, стало понятно, что пр0сти ― это краткое прилагательное в множественном числе от слова пр0стіи. Внимательное рассмотрение слова прости, во-первых, позволило погрузиться в исторический контекст появления этого выражения в Литургии, во-вторых, в связи с этим было выявлено, что прости – тоже часть общей идеи единения, главной идеи Литургии. Данное слово обозначает призыв к людям, чтобы они предстали во внимании простыми, то есть прямыми, выпрямившимися для того, чтобы всем вместе внимательно слушать Священное Писание и впоследствии сосредоточенно, напрягая и физические силы, молиться вместе.

    чтец Валентин Фролов

    Ключевые слова: Божественная Литургия, церковнославянский язык, идея, собрание, единство, премудрость прости, значение, перевод, словарь

    Мир и Божественная литургия (Статья)

    Там же.

    Там же.

    Там же.

    Там же.

    Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. ― СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. ― С. 186.

    Там же. С. 116.

    Там же.

    Там же.

    Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. ― СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. ― С. 220.

    Там же.

    Там же.

    Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга вторая. ― М.: Практика, 2012. ― С. 84-85.

    Матеос Х., Тафт Р. Ф. Развитие византийской Литургии. ― Киев: QUO VADIS, 2009. ― С. 10.

    Там же.

    Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. ― СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. ― С. 208-209.

    Там же. С. 209.

    Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. ― М.: Никея, 2012. ― С. 73;

    Премудрость! Прости! // URL: https://radiovera.ru/premudrost-prosti.html (дата обращения: 23.04.2018);

    Бенигсен Г., прот. Малые слова православного богослужения // URL: (дата обращения: 23.04.2018);

    Михайловский В. Я. Краткий словарь церковно-славянских слов. ― М.: Отчий дом, 2000. ― С. 13.

    Кураев А., диак. Диаконское // https://diak-kuraev.livejournal.com/508470.html (дата обращения: 20.01.2018).

    Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковно-славянский язык. ― М.: Издательство Сретенского монастыря, АСТ-ПРЕСС, 2014. ― С. 109-112.

    Седакова О. А. Церковнославяно-русские паронимы. ― М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. ― С. 288.

    Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. С. 325.

    Лексикон словенороський Памви Беринди. – К.: б. и., 1961. С. 102.

    Нужно ли редактировать богослужебные тексты? // URL: http://goo.gl/forms/0d3p6dNnVi (дата обращения: 30 мая 2017 года).

    Сергий Правдолюбов, священноисповедник. Объяснение Божественной литургии. – М.: Отчий дом, 2017.

    Премудрость, прости // URL: http://forum-slovo.ru/index.php?topic=25111.0 (дата обращения: 30 мая 2017 года).

    «Един сый Святыя Троицы»

    После песнопения «Хвали, душе моя, Господа» на Божественной Литургии звучит особая песнь, посвященная Господу Иисусу Христу. Она называется «Единородный Сыне». Именно эта песнь переносит внимание молящихся от библейских текстов Ветхого завета — к Новому, от пророчеств о Боговоплощении, выраженных в псалмах первых двух антифонов, — к Заповедям Блаженств.

    Песнь «Единородный Сыне» называют и песнью воплощения, и песнью, в которой вспоминается Богоявление (Крещение) Господа, когда Бог-Отец свидетельствовал о Своем Сыне. Несмотря на краткость, она богата по содержанию. В ней даже можно увидеть элементы полемики между православными и монофизитами, признававшими во Христе одну только божественную природу Христа, уничижая человеческую. Действительно, в песне «Единородный Сыне» утверждается, что Он изволил «воплотитися от святыя Богородицы…, непреложно вочеловечивыйся», а также — что Господь «един сый Святыя Троицы», то есть, является Богом.

    Рассмотрим некоторые слова в этой песне, чтобы точнее понять ее смысл.

    «Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый…» Слово «Сый» происходит от понятия «Сущий», то есть, Существующий, Вечный. Вообще, привычные для современного языка части слова –ущ- или –вш- в церковнославянском часто отсутствуют. Поэтому мы слышим здесь «безсмертен Сый», «изволивый спасения нашего ради», «смертию смерть поправый». На слух такие «сокращенные» слова можно понять не совсем точно. Например, «распныйся» можно воспринять как призыв, хотя на самом деле это слово прошедшего времени и обозначает «распявшийся».

    Фраза «непреложно вочеловечивыйся» также содержит несколько «сокращенное» слово — от «вочеловечившийся». А слово «непреложно» имеет особый смысл и обозначает «неизменно». Этим мы подчеркиваем, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», пожалуй, обозначает и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты.

    Заключительные слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу» свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог — Богочеловек — может спасти грешную, поврежденную человеческую природу каждого, кто прибегает к Нему в таинствах, молитве, богоугодной жизни.

    Песнью «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой, как источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию, внимают, откликаются сердцем, крестным знамением, молитвой на исполненные духом слова, за которыми незримо присутствует и Сам Бог-Слово.

    «Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

    Назад к списку

    Елицы

    Смотреть что такое «Елицы» в других словарях:

    • Елицы — название населённых пунктов: Россия Елицы деревня в Старорусском районе Новгородской области. Елицы деревня в Порховском районе Псковской области … Википедия

    • елицы — которые … Cловарь архаизмов русского языка

    • ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ — , стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ), используемый в правосл. богослужении. «Е … Православная энциклопедия

    • Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

    • ВЕЛИКАЯ СУББОТА — , суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия

    • Погост (Ленинградская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Погост (значения). Деревня Погост Страна РоссияРоссия … Википедия

    • Литургия Иоанна Златоуста — Небесная литургия (икона Михаила Дамаскина, XVI век) Литургия Иоанна Златоуста (греч … Википедия

    • Оглашенные — (написание «оглашённые» здесь является неправильным), катехумены (греч. κατηχουμενος) в христианстве люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает… … Википедия

    • Литургия Златоуста — Небесная литургия (икона Михаила Дамаскина, XVI век) Литургия Иоанна Златоуста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года в… … Википедия

    • Оглашение — Оглашенные (написание «оглашённые» здесь является неправильным), катехумены (греч. κατηχουμενος) в христианстве люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный»… … Википедия