Да возрадуется душа твоя о господе текст

Облачение Святейшего Патриарха. «Да возрадуется…» (№1). А.Ф. Львов

Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждою веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою. Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославляют Отца нашего, иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь! Благословен Бог, изливающий благодать Свою на архиереев Своих, как драгоценный елей, возлитый на голову, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий до низа одежд его. Благословен Бог, препоясывающий меня силою и устрояющий мне верный путь. Он делает ноги мои, как у оленя, и на высотах поставляет меня. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Множеством силы Твоей победил восставших против Тебя! Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты. Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим А аще кто хочет последовати Мне, да отвержется себе, — рече Господь, — и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Царевы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Аминь

Архиерейская служба

Скачать эту статью

Новообращенные, да и некоторые верующие, удивляются, когда служба в храме удлиняется, а хор поёт громче, чем обычно. При этом данному событию даются самые разные объяснения, иногда весьма далёкие от православия.

Следующий же человек не увидит в такой службе ничего необычного, ведь это архиерейское богослужение. Оно исполнено особого смысла и отличается красотой, ведь архиерей во время неё символизирует Иисуса Христа, находящегося среди Своих учеников.

Епископ — глава церковной области и первый священник в ней

Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.

Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).

Андрей Рублёв. Святой Апостол Павел, икона около 1410 года

Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.

Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:

«Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога».

(Деян. 20:28)

Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.

Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.

Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.

Только епископ обладает полнотой апостольского дара

Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.

Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.

Епископ Уваровский Игнатий. Только Епископ обладает всей полнотой апостольского дара

В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:

  • рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца;
  • хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);
  • награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами;
  • чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение) и антиминса;
  • чин освящения мира (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
  • чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом государстве);
  • большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.)

Епископ Тарасий совершает богослужения в престольный праздник Прокопиевского кафедрального собора Великого Устюга. Во время архиерейского богослужения в нём участвует весь клир того храма, куда прибыл архиерей

Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.

Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.

Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией

Для того чтобы указать на то полноту почивающей на нём благодати, архиерей облачается особенным образом. В православии главный знак отличия епископа от пресвитеров — омофор.

До XI — XII века это единственный знак отличия архиереев. Надевался он поверх полного священнического облачения. Начиная с XVIII века архирейское облачение в православной традиции насчитывает 11 предметов.

Схема: архиерейское облачение. В настоящее время полное облачение архиерей насчитывает 11 предметов

Начиная с XVIII века, полный комплект архиерейских облачений в православной традиции стал следующий:

  • архиерейский камисий (так называемый подсаккосник);
  • епитрахиль;
  • пояс;
  • палица;
  • саккос (может заменяться фелонью);
  • два омофора — большой и малый (первый одевается в время процессий, второй же на тайнодействие);
  • панагия (если архиерей награждён панагией, то во время богослужения он носит крест и вторую панагию);
  • митра;
  • архипастырский жезл;
  • архиерейская мантия;
  • клобук или куколь, у Патриарха — второй параман.

Архиерейский амвон в русском православном храме. С него производится архиерейское богослужение

Архиерейское богослужение в православии проводится с архиерейского амвона, то есть возвышение в центре храма. На нём архиерей стоит тогда, когда находится во время чтения Евангелия находиться в храме, а не в алтаре.

Для Византии возведение амвонов — это традиция. С них читали Священное Писание, произносили екетинии, пели важнейшие песнопения. Во время богослужения архиерей сидит на кресле. Оно устанавливается в горнем месте. Горнее место находится у восточной стены алтаря.

Архиерейское богослужение в РПЦ регламентируется Чиновником архиерейского священнослужения

Последование архиерейского богослужения в РПЦ установлено Чиновником архиерейского священослужения. В нём указанно, что при богослужении, совершаемым епископом, употребляются особые предметы — особые подсвечники дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох). Насчитывают 10 этапов архиерейского богослужения.

Богослужение во главе с епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном в Храме святого страстотерпца царя Николая II в городе Никольское 22 сентября 2013 года. Автор последовательно показывает все этапы архиерейского богослужения, начиная с первой секунды.

Архиерейская литургия состоит из следующих этапов:

  • проскомидия;
  • встреча архиерея;
  • облачение архиерея;
  • часы;
  • малый Вход;
  • чтение Апостола и Евангелия;
  • совершение Ектении;
  • великий Вход;
  • освящение Даров;
  • причащение;
  • окончание Литургии.

Богослужебные просфоры. Для архиерейского богослужения просфоры приготовляются размерами больше

Последование архиерейской литургии может иметь свои особенности в зависимости от того, какое именно священнодействие совершается. Проскомидия при этом совершается до того, как прибудет архиерей в храм.

При этом просфоры для неё находимо приготовлять больших размеров, при этом во время вырезания Агнца иерей принимает во внимание количество священнослужителей, участвующих в причастии.

При встрече архиерея священнослужители выстраиваются у входных дверей.

Последовательность встречи архиерея зависит о того, в какое время он прибыл в храм. Например, если это случилось во время богослужения, то оно не прекращается, а архиерей входит в алтарь через южные врата.

Обычно же о его приезде знают заранее и священнослужители в облачении встречают его, становясь в два ряда и распределившись по старшинству у входных дверей.

Литургия Архиерейского чина. Встреча Архиерея. Облачение. На 50 секунде показан вход архиерея в храм.

Архиерей совершает вхождение в храм, становится на орлец, отдаёт жезлоносцу посох. Все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Во время пения певчих «достойно…», протодиакон возглашает «и читает:

«Достойно есть яко воистину…».

Одновременно иподиаконы надевают мантию на архиерея, он же, в свою очередь, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

После одного поклонения и крестоцелования, иереи по старшинству, а после них священник храма, совершают проскомидию. После крестоцелования архиереем совершается благословение священства.

Далее все шествуют своим порядком к царским вратам, где архиерей через северную дверь проходит в алтарь и полагает здесь Святой Крест на престол. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь, остальные стоят по своим местам, но в него не заходят.

Архиерейское богослужение. Во время архиерейского богослужения епископ благословляет как клир, так и народ

Протодиаконом читаются входные молитвы, а архиерей, отдав посох жезлоносцу, восходит на амвон. Прочтя молитвы, надев клобук и посох, он благословляет предстоящих на три стороны.

Далее он идёт на кафедру или облачальное место, которое расположено в центре храма. Перейдя сюда попарно и приняв благословение от епископа, иереи уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. На этом встреча архиерея завершается.

Смотрите также статью Митрофорный протоиерей

Иподиконы облачают архиерея во время богослужения.

Облачают архиерея во время богослужения иподиаконы. Это его помощники. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает:

«Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило».

По благословении первый диакон говорит:

«Господу помолимся».

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир надевает саккос. Иподиаконы помогают архиерею облачатся

Диакон подаёт соответствующий возглас, а протодиакон — соответствующий стих. Певчие поют молитвы на облачение архиерея.

Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею.

Владыка надевает митру. Подают ему во время службы иподиаконы

Хор поет:

«Тон дэспотин…»

Архиерей благословляет народ, осеняет его на четыре стороны (на восток, запад, юг и север). После благословления народа дикирием и трикирием, он отдаёт их иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза:

«Ис полла…»

Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем — архиерею.

Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы во время архиерейского богослужения читаются в обычном порядке.

Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью — священник, совершавший проскомидию, северной — чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею.

По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священник возглашает:

«Благословен Бог наш…»

чтец:

«Аминь».

Затем начинается обычное чтение часов.

Чтение часов во время архиерейского богослужения ничем не отличается от обычного богослужения.

Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Во время архиерейского богослужения Часы читаются в обычном порядке

При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону.

A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.

При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон совершает кажение правой стороны, второй кадит архиерея справа — левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: «Аллилуия», на: «Трисвятое» и на: «Честнейшую» (Чиновник).

Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Архиерей благословляет народ при помощи особых подсвечников — дикирия и трикирия

По окончания кажения начинается обряд умовения рук. Далее следует молитва перед литургией. Священник и диаконы молятся с архиереем тайно. По окончании часов иподиаконы открывают царские врата.

Первенствующий священник, стоя перед престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяется, принимая его благословение.

При архиерейской службе установлено особое последование для регента хора.

После чтения Апостола и Святого Евангелия происходит чтение сугубой екетинии, выполняется церемония малого входа и великого входа, освящение Даров, причащение. Иногда великий вход не выполняется и тогда освящение Даров и причащение происходит после малого.

По окончанию литургии архиерей благословляет народ общим благословением и входит в помещение алтаря через царские ворота на солею. Выходит же он после окончания богослужения через западные ворота.

Архиерейское богослужение в храме села Михайловское. На первой секунде видно и слышно, что хор меняет громкость пения в зависимости от поведения епископа.

Так как архерейское богослужение сложно, установлено специальное последование архиерейской службы для регента. Оно касается тех особенностей во время пения молитв, которые характерны для него. Во время пения регенту необходимо ориентироваться на действия архиерея.

Так петь «Достойно» надо медленно, так, чтобы архиерей успел полностью совершить входные молитвы. Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам

Некоторые молитвы поют ахиерей и все его священники. Это тоже необходимо учитывать регенту. Кроме того, если прислужник подает архиерею богослужебные предметы слишком быстро или же медленно, необходимо так подладить пение хора, чтобы не нарушить весь ход архиерейского богослужения.

Да просветится свет твой пред человеки

Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.

— Алексей Сергеевич, начнем с вопроса: кто такой архиерей, иначе говоря, епископ? Мы привыкли воспринимать его как начальника, руководителя, как, если угодно, лидера. Но ведь так его воспринимают и люди, по отношению к Церкви внешние. Кто есть епископ в Церкви, коль скоро она — Тело Христово? Заодно поясните, пожалуйста, почему, говоря «епископ», мы имеем в виду не только собственно епископа, но и архиепископа, и митрополита, и Патриарха?

— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.

— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

«ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА»

, песнопение правосл. архиерейского богослужения, пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие). Восходит к жанру визант. аккламаций, к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии.

Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского. Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας̇ ῞Απαντα τὰ μαθήματα τοῦ σπερινοῦ / ᾿Εκδ. ὑπὸ Γ. Προγάκη. Νεάπολις Κρήτης, 1996. Σ. 5).

В древнерус. традиции «И. п. э. д.», по всей вероятности, первоначально исполнялось на простой напев, бытовавший в устной практике. В рукописи 2-й пол. XVII в. 5-линейной нотацией зафиксирован троестрочный напев для этого песнопения (ГИМ. Син. певч. № 375. Л. 73 об.- 74). Согласно Чиновнику новгородского Софийского собора (1-я пол. XVII в.), «И. п. э. д.» в конце пещного действа пели 3 отрока: «Святитель же благословит и осенит на них рукою; отроцы же поют пресвященному сысполайти» (см.: Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 66). Данный факт позволил И. А. Гарднеру предположить, что это 1-е упоминание «об исполатчиках-отроках» (Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 559). В XIX — нач. XX в. исполатчиками называли малолетних певчих Синодального хора, исполнявших трио песнопения на архиерейских богослужениях. Сведения об исполатчиках содержатся также в изданном в 1915 г. «Указателе порядка архиерейских служений» прот. С. Диомидова (Самара, 1915). В частности, в нем отмечено, что исполатчики должны петь «И. п. э. д.» после «Спаси ны, Сыне Божий» (во время малого входа) и на отпусте (перед окончанием «Благочестивейшаго»), а также Трисвятое (или заменяющее его «Елицы во Христа»). В богослужебных книгах указания об исполатчиках отсутствуют.

В старообрядческой традиции «И. п. э. д.» известно по печатному нотированному сборнику поповского согласия «Обедница» (К.: изд. Калашникова, 1909). В разд. «Чин Божественныя литургии святительской…» демественной нотацией излагаются песнопения демественного распева, в т. ч. «И. п. э. д.» (Л. 91, 92). Идентичный мелос зафиксирован демественной нотацией в рукописи 1875 г. РГБ. Ф. 247. № 113 (Л. 232). Вероятно, появление песнопений архиерейского богослужения, исполняемых на один из праздничных типов распева, было связано с учреждением старообрядческих митрополичьих кафедр в 1846 г. в Белой Кринице и в 1863 г. в России.

В синодальном «Обиходе нотнаго пения употребительных церковных распевов» (М., 1902. Л. 48 об.) приводится аналогичный демественный распев «И. п. э. д.» после песнопения «Тон деспотин…» в качестве дополнения к 1-му варианту — простому силлабическому распеву.

В изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1915. Ч. 4: Божественная литургия. C. 257. № 69 (киевский распев)) изложен весьма простой по мелодическому содержанию напев с указанием петь его «по осенении архиереем народа по Евангелии, по херувимской, по окончании хиротонии, прежде «Видехом свет истинный» и по отпусте».

Арх.: Частн. собр. Л. А. Правдолюбовой: Правдолюбов А., прот. Песнопения архиерейского служения. Соч. 2. № 3, 6 (2 напева).

Изд.: Пение и порядок при некоторых церк. службах на особенные случаи: . Б. м., 1847. № 14 (Д. С. Бортнянский, трио), 15; Литургия Василия Великого, употребляемая при Высочайшем дворе: . . № 3; Давыдов С. И. Полн. собр. духовно-муз. соч. / Под ред. К. Альбрехта. М.: , 1880. № 14 (трио с хором); Духовно-муз. соч. разных авторов. Сер. 4. М.: , 1890. № 115-116 (свящ. И. Лавровский, трио с хором); Церковно-певческий сборник. СПб., 1911. Т. 2. Ч. 2: Литургия. № 115 (И. И. Смирнов), 121 (Бортнянский, № 1: Трио), 122 (на 3 голоса), 123 (Бортнянский, № 2: Трио), 125 (А. Ф. Львов, № 1: Трио), 126 (Львов, № 2), 127-129 (для смеш. хора), 130 (на 3 голоса); Извеков Г., свящ. Духовно-муз. произв. Пг.: . № 5 (трио с хором, болг. распева); Сборник духовно-муз. песнопений / Изд. П. М. Киреев. Пг., 1912. Вып. 12: На литургии. № 8 (Г. Баньковский); Челищев А. Духовно-муз. соч. М., 1912. № 3; Обиход церковного пения Синодального хора / Под ред. А. Д. Кастальского. М., 1914, 1999р. Ч. 2. С. 36, 38, 39, 42, 44; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 349, 354 (Львов), 355-356 (Бортнянский); «Достойно есть»: Произв. рус. духовной музыки: Сб. для хора / Сост. П. П. Левандо. Л., 1990. № 6 (Давыдов, трио с хором); Лисицын М., свящ. Пение при архиерейском служении: Демественное. Патриаршее / Ред.-сост.: иером. Амвросий (Носов). М., 1996. С. 5, 12; Последование архиерейской службы с нотами и практическими указаниями регенту / Сост., ред.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 5, 11, 13 (Бортнянский), 18.

Лит.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.

И. В. Старикова

Благодарю, Владыко! Ис полла эти деспота!


Уже более пяти лет на нашем приходе, каждое воскресенье, после обеда собираются прихожане на «евангельские беседы». Называть это общение «воскресной школой» у нас как-то не принято, так как особой программы или планов не существует, как и не ведем мы учета: кто пришел, когда пришел… Просто объявляем после литургии о времени проведения и каждого пришедшего встречаем с радостью.
После «Царю Небесный», рассаживаемся, и по очереди читаем по стиху из Евангелия этого воскресного дня. Затем разбираем, что ясно, что не понятно, с обязательным проецированием евангельских истин на день нынешний.

Получается довольно непринуждённый разговор, хотя и разноплановый, но интересный и полезный. Это прихожанам нравится и даже в дни ненастные они всегда приходят.
Вчера было немного необычно, торжественней, что-ли… Наш правящий архиерей, архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, откликнулся и пришел на беседы.

Особых приготовлений не организовывали, славословий и дифирамбов не произносили, и, наверное, именно поэтому очень даже плодотворно и искренне пообщались.
В начале, как то скованно все происходило, но сам архиерей эти льдинки смущения растопил. Он ничего не стал менять и поддержал нами установленный и уже привычный принцип общения. Не было наставлений, нравоучений и постоянных глаголов «должен» и «обязан». Владыка «включился» в разговор, причем с яркими, образными примерами из своего лаврского и давнего прошлого. Думаю, что его слова еще долго будут обсуждаться.
Основных тем по ходу беседы образовалось две: «кто мой ближний?» и «как становятся монахом?», но вопросы к архиерею были разнообразные, как говорят: от альфы, до омеги.
Не скрою, волновался я пред этой встречей и теперь, тем паче, радостно, что она превзошла мои ожидания, поэтому совершенно искренне возглашаю:
— Благодарю, Владыко! Ис полла эти деспота!