Даниил переяславский икона

Даниил переяславский о чем молиться

Преподобный Даниил Переяславский

(память 7 апреля по старому стилю)

В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.

Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе великий князь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемниками при крещении своих детей.

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.

Прп. Даниил Переславский. Икона, кон. XX в.

Даниил Переяславский (ок. 1460 — 1540), преподобный

Родился около 1460 года в Переяславле Залесском от благочестивых родителей, в крещении был назван Димитрием. С юных лет обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам преподобного Симеона Столпника. Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца преподобного Левкия прожил 10 лет.

Обретя опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами святой Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.

Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (место захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.

Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней, избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.

Старец Даниил сделался духовником великого князя Василия Иоанновича. Его авторитет был настолько высок, что по его просьбе великий князь освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемниками при крещении своих детей. Согласно преданию Переславского Данилова Троицкого монастыря, преподобный стал восприемником будущего царя Иоанна Васильевича.

Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1652 году и открыто почивали в Троицком соборе основанного им монастыря. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами и церковное почитание преподобного Даниила привлекло к обители внимание многочисленных паломников.

Служебник, М.: Изд. Московской Патриархии, 2004 и 2013, с. 468.

Икона Образ Даниил Переяславский

Молитва преподобному Даниилу Переяславскому

О, преподобне и богоносне отче наш Данииле, всесмиренно к тебе припадаем и тебе молимся: не отступи от нас духом твоим, но всегда поминай нас во святых и благоприятных молитвах твоих ко Господу нашему Иисусу Христу; молися Ему, да не потопит нас бездна греховная, и да не будем врагом, ненавидящым нас, в радование; да простит Христос Бог наш твоим предстательством за нас вся согрешения наша, и Своею благодатию водворит посреде нас единодушие и любовь, и да избавит нас от козней и наветов диавольских, от глада, губительства, огня, всякия скорби и нужды, от болезней душевных и телесных и от внезапныя смерти; да сподобит Он нас, притекающих к раце мощей твоих, в истинней вере и покаянии пожити, христианския, непостыдныя и мирныя кончины жития нашего достигнути, и наследовати Царство Небесное, и славити пресвятое имя Его со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3:
От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, выну повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли Триипостаснаго во едином существе Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 1:
От познания себе пришед в познание Бога и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго, разум свой пленил в послушание веры; тем и, подвигом добрым подвизався, достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова, яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный. Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу, моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

Ин кондак, глас 8:
Невечерняго Света пресветлое светило, жития чистотою просвещающее всех, явился еси, отче Данииле, образ бо и правило иноком был еси, сиротам же отец, и питатель вдовицам. Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти: радуйся, радосте и венче наш; радуйся, многое имый к Богу дерзновение; радуйся, граду нашему велие утверждение.

Акафист святому преподобному Даниилу, Переяславскому чудотворцу .

Все молитвы .

Даниил Переславский, прп.

Преподобный Даниил Переяславский
(память 7 апреля по старому стилю)
В миру — Димитрий, родился около 1460 года в г. Переяславле Залесском от благочестивых родителей. С юных лет он обнаружил свою любовь к подвижничеству и подражал подвигам св. Симеона Столпника (память 1/14 сентября). Отрок был отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему родственнику игумену Ионе, где полюбил иноческое житие и сам решил стать иноком. Боясь, как бы родители не помешали исполнению его намерения, он вместе с братом своим Герасимом тайно ушел в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца св. Левкия прожил 10 лет.
Получив опытность в духовной жизни, преподобный возвратился в Переяславль в Горицкий монастырь, где принял священство. Строгою, богоугодною жизнью и неусыпными трудами св. Даниил обратил на себя всеобщее внимание; к нему стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Никто не уходил от преподобного Даниила не утешенным.
Особенным подвижническим проявлением любви к ближним стала забота преподобного об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии.

На месте скудельницы святой построил храм в честь Всех святых, чтобы в нем возносилась молитва о упокоении безвестно умерших христиан. Вокруг него несколько монахов выстроили себе келий, образовав небольшой монастырь, где в 1525 году преподобный Даниил стал настоятелем. Одна из главных заповедей, которую преподал новый настоятель, призывала принимать всех странников, убогих и нищих. Он вразумлял братию и наставляя на путь истины не силою, но кротостью и любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения.
Много чудес совершилось по молитвам преподобного Даниила: он обратил воду в целебный квас, исцелял братию от болезней; избавлял от опасностей. Во время голода, когда в монастырской житнице оставалось мало хлеба, он отдал его нищей вдове с детьми. И с тех пор, в награду за милосердие преподобного, мука в житнице не оскудевала в продолжении всего голода.
Еще при жизни преподобного авторитет его был настолько высок, что по его просьбе великий князь Василий III освобождал приговоренных к смертной казни и дважды просил его быть восприемниками при крещении своих детей.
Предчувствуя приближение кончины, преподобный Даниил принял великую схиму. Блаженный старец преставился на 81-м году своей жизни, 7 апреля 1540 года. Нетленные его мощи были обретены в 1625 г. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами.
«Если Богу угодно будет, эти постройки (о Свято-Троицком м-ре) не окажутся напрасными. Хотя я и грешен, и телом буду отдален от вас, но духом никогда не разлучусь с вами, и благодать Божия будет на этом месте». «Нам следует нести на себе немощи слабых, старых, братии не раздражать, а угождать им; странников и нищих не оставлять без призора, насыщать и покоить, чтобы их ради приобрести Царство Небесное». Св. прп. Даниил Переславский.

Bookitut.ru

Преподобный Даниил Переяславский (+ 1540)

Память его празднуется 7 апр. в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых

Родители прп. Даниила — Константин и Фекла — уроженцы города Мценска Орловской области, служили у боярина Протасьева, и когда его перевели по службе в Переславль-Залесский Владимирской области, переехали с ним. У них было четверо детей: Герасим, Флор, Ксения и Димитрий, самый младший. Он родился около 1460 г., уже в Переславле-Залесском. Рос он кротким, вдумчивым ребенком и очень любил посещать Божий храм. Раз Протасьев читал перед ним житие прп. Симеона Столпника (V в.). Мальчик сильно задумался; он достал волосяную веревку и тайно обвязался ею в подражание подвигу преподобного. Веревка врезалась в его тело, и мальчик захирел. Родители ничего не понимали в его болезни. Случайно ночью сестра его Ксения обнаружила на его теле веревку. С трудом, со слезами и нежными упреками, родители сняли ее с его тела. «Дайте мне пострадать за грехи мои», — просил маленький подвижник своих родителей. «Но какие же у тебя, столь юного, грехи?» — возразили они ему. Наконец веревку удалось снять, и мальчик начал поправляться. После этого он начал учиться читать, очень полюбил чтение духовных книг; к учению он прилежал на редкость. Дальнейшее образование он получил в монастыре, где игуменом был их родственник, всеми чтимый старец Иона: его знал даже вел. князь Иоанн московский. Здесь загорелась во впечатлительной душе Димитрия любовь к иноческой жизни. Семнадцати лет он с братом своим Герасимом тайно ушел в Пафнутиев Боровский монастырь,куда его привлекал облик его преподобного основателя (память прп. Пафнутия 1 мая). Но в живых они его не застали. Димитрия отдали под руководство строгому старцу Левкию (память его 17 авг.), который приучил его иноческому послушанию, — сам он окончил жизнь в отшельничестве. Обоих братьев скоро постригли. Димитрий получил имя Даниил. Но когда через 10 лет умер настоятель монастыря и монастырские братия захотели видеть Даниила на его месте, братья вернулись в Переславль. Здесь они нашли большие перемены: отец их умер, мать постриглась с именем Феодосия, сестра вышла замуж. Все три брата поступили в городской Горицкий монастырь. Здесь Герасим скончался в 1507 г., а Флор окончил свои дни в Троицком монастыре, который впоследствии основал прп. Даниил. Прп. Даниил сначала был просфорником, потом его рукоположили в священный сан и назначили духовником братии. У него был благодатный дар окормлять души, и многие миряне обращались к нему за руководством. Согласно заповеди Господней, прп. Даниил любил принимать странников и бездомных. Если же кто из них умирал, прп. Даниил приносил его на своих плечах на общую братскую могилу для бедных, называвшуюся скудельницей, или Божиим домом. Там отпевал и поминал всегда при служении литургии. Место это хорошо было видно из монастыря: оно было расположено на горе и сильно заросло ягодником и можжевельником. Среди странников, посещавших монастырь, был один, которого прп. Даниил почему-то особенно полюбил и всегда давал ему приют в своей келье. Никто не знал ни его имени, ни кто он и откуда, и сам он произносил только одно слово: «Дядюшка!» Однажды ночью, идя к утрене, преподобный в темноте на что-то наткнулся и, к ужасу своему, увидел, что это бездыханное, но еще теплое тело этого самого странника. Он похоронил его, как и других, на божедомье, но, похоронив, стал неожиданно сам для себя жалеть, что не положил тело его в монастыре около церкви, что не может его перенести в монастырь из общей могилы и что не узнал его имени. Часто выходил преподобный ночью из кельи и смотрел в ту сторону, где был виден ряд общих могил скудельницы. И не раз видел он, как оттуда исходит свет, точно от множества пылающих там свечей. Он говорил себе: «Сколько среди погребенных здесь угодников Божиих? Их недостоин весь мир, и мы, грешные, а их не только презирают, но и унижают: по отшествии их из мира их не погребают у святых церквей! Не совершают по ним и поминок, но Бог их не оставляет и еще более прославляет. Что бы такое устроить для них?»

И Бог внушил ему мысль устроить при скудельнице церковь, чтобы поминались в ней души там лежащих и прежде всего этого неведомого странника. Но он никому этого не открыл, решив так «Если это угодно Богу, Он сотворит по воле Своей». Не раз говорил ему иеромонах Никольского монастыря Нифонт, что он часто слышит на скудельницах колокольный звон. Однажды пришли в Горицкий монастырь три заволжских старца, они посоветовали прп. Даниилу отложить свое намерение на три года. «Если помысел твой не от Бога, — сказали они, — незаметно переменится твое настроение и мысль, тебя волнующая, мало-помалу исчезнет. Если желание твое внушено Господом и согласно с Его волей, в течение трех лет твоя мысль будет расти и разгораться сильнее огня и никогда не пропадет и не забудется, Днем и ночью она будет волновать твой дух, и ты узнаешь, что помысел твой от Господа, и Всесильный произведет его в дело по воле Своей…»

Прп. Даниил так и сделал. Через три года опальные бояре Челяднины, жившие невдалеке от Переславля, просили молитв прп. Даниила, чтобы вел. князь вернул им свою милость. Господь сотворил по молитве его. Вернувшись в Москву, они рассказали митрополиту и вел. князю о прп. Данииле, вызвали его, представили им, и преподобный получил «храмозданную грамоту», в которой было сказано, что новая церковь должна зависеть от него одного.

Но средств для созидания ее у него не было. Посещая скудельницы для избрания места церкви, он часто встречал родственников усопших, которые все рассказывали ему, что они видят на этом месте свет как бы от множества свечей, слышат звон и пение; все они давали ему деньги на поминовение своих родственников, так что у преподобного скоро собралось достаточно средств для построения храма. Один священник посоветовал посвятить храм Всем Святым от века Богу угодившим. «Если среди усопших окажутся угодники Божий, — сказал он, — то и они причтутся к лику всех святых и будут заступниками и покровителями храма Божия!» «Да и тот безвестный странник, — подумал прп. Даниил, — который мне говорил „дядюшка», если он воистину угодник Божий, со всеми святыми будет призываться в молитвах, а ведь он главный виновник того, что я стал размышлять о построении церкви. С тех пор как я положил его в скудельнице, необыкновенно разгорелось во мне желание создать храм на божедомье!» В то время престарелый купец Феодор, высланный из Новгорода еще при вел. князе Иоанне III, высказал желание, чтобы на скудельницах был устроен монастырь, где бы он и сам мог постричься.

К Феодору присоединилось много горожан и крестьян, главным образом престарелых и немощных. Таким образом и возник Троицкий Данилов монастырь. Считаясь с возрастом и немощью братии, прп. Даниил не давал им строгого устава и не налагал внешних подвигов, но настаивал на послушании, внутренней жизни и непрестанной молитве. Сам он настоятелем не был, жил в Горицах и лишь заботился о своей обители и руководил ею духовно. Много горя пришлось ему испытать из-за нее, так что одно время он даже хотел оставить это дело, но мать его, монахиня Феодосия, ободрила его и уговорила продолжать свое начинание.

Благодать Божия не оставляла его. Часто говорили ему братия, что они видели новую церковь освещенной множеством свечей и в ней сонм священнослужителей, совершающих пение и каждение, так что весь монастырь наполнялся благоуханием.

Лучшим иноком Свято-Троицкого монастыря был прп. Герасим (память его 1 мая).

Прп. Даниил имел дар руководить ко спасению. Так, был в его обители инок-немец, бывший в миру врачом; он страдал сильным унынием, потому что не верил, что душа его спасется, и, когда его пробовали ободрять и утешать, он сердился и плакал. Однажды прп. Даниил сказал этому брату: «Пусть тот, кто хочет избегнуть вечной смерти, имеет веру в Бога, и он не умрет никогда!» Брат рассердился и ответил: «Мы все подлежим смерти! Думаешь ли ты один избегнуть ее? Перестань глумиться надо мной!» Тогда прп. Даниил велел братии сказать ему: «Отчего ты ропщешь на отца? Он говорит правду тебе, что те, кто живет здесь по заповедям Божиим, не увидят смерти. Душа праведного, разлучась с телом, переходит со святыми в жизнь вечную, уготованную Богом любящим Его» (см. 1 Кор. 2, 9). Слова эти вернули мир душе этого брата.

В течение года прп. Даниил был настоятелем в Горицах, и своей кротостью и духовной силой он поднял монашеский дух среди братии и заставил их подчиняться его строгому уставу. Преемник его относился к нему как сын к отцу, ничего без его благословения не делал, и дух прп. Даниила сохранился в монастыре. Наконец, после сорока лет иноческой жизни, прп. Даниил стал по воле вел. князя Василия Иоанновича настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита. Он был крестным отцом обоих сыновей вел. князя: Иоанна (будущего Грозного царя) и Георгия; по тогдашнему обычаю, он носил на руках малолетнего Иоанна на великом входе во время пения Херувимской.

Прп. Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз во время голода он велел раздать все монастырские запасы — они не уменьшились. Раз брат, приготовлявший квас, положил в него слишком много муки, и квас вышел горький; тогда прп. Даниил велел прибавить в него столько воды, что все монастырские сосуды были наполнены. Получился не только необыкновенно вкусный квас, но и имевший чудодейственную силу, так что все больные, которым давали его пить, исцелялись. Протопопу Андрею прп. Даниил предсказал, что тот будет царским духовником. Это сбылось, а впоследствии Андрей (с нареченным именем Афанасий) стал митрополитом. Этот протопоп раз подвергся нападению разбойников, но, как только он призвал имя прп. Даниила, они разбежались. Раз в дороге разбойники напали на самого преподобного и его иноков, но по молитве святого иноки стали невидимы, и разбойники тщетно их искали. Когда же разбойников задержали, преподобный оставил им все, что они у него взяли. Один брат дерзнул подражать подвижнической жизни преподобного. Тотчас же на него напала толпа маленьких человеков, которых никто, кроме него, не мог видеть. Прп. Даниил окропил его святой водой, он заснул и проснулся исцеленным. Братия видели прп. Даниила ходящим по воде. С годами он так ослабел, что с трудом мог ходить и молился в церкви сидя, но непрестанной молитвы не оставлял. Даже когда от слабости он не мог говорить, он все время шевелил губами.

Перед самой кончиной он спросил.- «Где эти дивные старцы?» — «О каких старцах говоришь ты, отец?» — спросили его братия. «Перед основанием этой святой обители пустынники посетили меня в Горицах, и теперь они пришли ко мне — разве вы не видите их?» — «Мы никого не видим, кроме твоих учеников, здесь стоящих!» — ответили братия. Старец замолк, причастился Святых Тайн и тихо скончался.

После кончины своей прп. Даниил явился тяжко больной боярыне Евдокии Салтыковой и сказал ей: «Я — Даниил, игумен Переяславский, пришел принести тебе здравие!» Она исцелилась на его могиле. Глухой Автолом, гладильщик, молился на его могиле. Вдруг сильный удар грома испугал его. День был ясный, и на небе не было ни одного облачка. Когда он пришел в себя от испуга, он был исцелен. Раз ночью расслабленный инок Иона услышал звон колоколов. Думая, что уже звонят к утрене, он пошел в церковь. Она была освещена. Но когда он до нее дошел, свет потух. Пономарь также уверял его, что он не начинал звона, но Иона был исцелен. В 1734 г. инок Паисий исцелился от глазной болезни, омыв глаза из колодца, выкопанного самим преподобным.

В 1552 г. один священник, бывший в войске, осаждавшем Казань, видел себя во сне в монашеском одеянии у ног прп. Даниила. Какие-то необычайные люди спросили его: «Что ты скажешь об этом человеке, одетом по-монашески, который имеет жену и детей?» — «Господь пощадит его», — ответил преподобный. Священник проснулся в сильной радости. Сон был настолько живой, что он невольно стал искать монашескую одежду. Над Казанью он увидел огненные столпы, поднимающиеся к небу. Он смотрел на это явление с одним раненым боярином и другими лицами, которые говорили: «Это должно быть знамением для христиан!» В это время другие лица, и в их числе царь, слышали в осажденном магометанском городе звон колоколов. Все они горячо молились Богу и Пресвятой Богородице и в числе святых призывали и прп. Даниила, крестного отца царя. Как известно, Казань была взята.

В 1652 г. после явления прп. Даниила послушнику Иоанну Даурову святые мощи его были открыты и найдены нетленными. Почивали они в монастырской церкви. Сам он тогда же был причислен к лику святых.

Чудес и исцелений от его святых мощей было множество. В монастыре хранилась его чудотворная икона, написанная исцеленным художником Димитрием, и находился выкопанный самим преподобным колодец. Вода в нем чудотворная. Богомольцы пили ее, омывались ею, и болящие получали исцеление от недугов своих.

• Пафнутиев Боровский монастырь (см. 1 мая, житие прп, Пафнутия) расположен недалеко от г. Боровска в совр. Калужской обл.

• В обитель преподобный отправился после мая 1477 г. и в ней, приняв постриг с именем Даниил, провел 10 лет в послушании у старца Левкия.

• Будучи насельником, а потом архимандритом Горицкого Богородицкого монастыря в Переславле, прп. Даниил в 1508 г. основал Троицкий монастырь близ города, на божедомье, при скудельницах (месте захоронения «нечаянно усопших христиан»). Храм во имя Всех Святых был освящен 15 июня.

Преподобный Даниил Исихаст

Преподобный Даниил Исихаст (память 18/31 декабря) был одним из величайших святых, которых взрастила молдавская земля, великим учителем, отшельником и наставником монахов. В 1992-м году Румынская Православная Церковь причислила прп. Даниила к лику святых, а в 2018-м году имя преподобного Даниила было включено в святцы Русской Православной Церкви. О житии и подвигах прп. Даниила фундаментальный «Румынский патерик» сообщает следующее.

Прп. Даниил Исихаст с митр. Григорием (Рошкой). Монастырь Воронец, XVI в.

Святой Даниил Исихаст, от чрева матери избранный для ангельской пустыннической жизни, с младых лет возлюбил Бога. Ибо не пропускал богослужений в церкви, не играл с другими детьми и не искал отдыха и пищи, но непрестанно молился и во всем был послушен родителям.

В возрасте 10 лет родители отдали его для обучения грамоте в монастырь Святителя Николая в селе Рэдэуць, и мальчик Димитрий, хоть и был юным по летам, проявил незаурядную мудрость. Ибо в короткое время выучил наизусть Часослов и Псалтирь и усвоил науку духовного подвижничества, поскольку всегда был осеняем благодатию Духа Святого. За это благоговейные иноки весьма любили его и учились у него кротости и рассудительности.

По прошествии пяти лет ученичества юный воин Христов стал монахом, приняв в постриге имя великого пророка и царя Давида. И во всем оказывал послушание благочестивым отцам, учителем же и духовным отцом его был великий подвижник и богоносный святитель Леонтий Рэдэуцский.

Монастырь Свт. Николая в Рэдэуцах. 1360 г.

Юный монах Давид был весьма ревностным в подвигах иноческой жизни

Сей юный монах Давид был весьма ревностным в подвигах иноческой жизни. Более всего любил безмолвие, пост и молитву. Не вкушал пищи до захода солнца, а иногда постился по 3 и по 5 дней, в остальные же дни питался только овощами и зеленью. На послушании был молчалив, кроток и всем покорен, в церкви пребывал день и ночь, непрестанно вознося молитвы, подобно неугасимой лампаде. В келлии спал мало, на небольшой скамеечке, предпочитая сну бодрствование и богомыслие. Из книг более всего любил Псалтирь, которую знал наизусть и вычитывал всю каждый день.

Через несколько лет таковых подвигов преподобный Давид соделался сосудом Святого Духа и удостоился дара священства и чудотворения. Многие, услышав о чудесах, совершавшихся по его молитве, прибегали к смиренному иеромонаху Давиду и исцелялись от болезней. Другие приходили испросить у него совета, ибо он был весьма мудрым в слове и прозорливым, а третьи спешили исповедовать свои грехи, ибо преподобный прославился как духовник в северных пределах Молдовы.

Келлия прп. Даниила Исихаста

Видя, что люди окружают его и он лишается безмолвия на молитве, иеромонах Давид, опасаясь духа тщеславия, испросил благословения у епископа Рэдэуцского и удалился в монастырь Святого Лаврентия. Но и там верующие стали искать его, вместе с недугующими от нечистых духов. Поэтому преподобный Давид днем нес послушание в окружении людей, а ночью бодрствовал, молился и плел корзины из прутьев для братства. Так преподобный умерщвлял искушения молодости и тщеславный помысл.

Однажды игумен послал его с некоторым послушанием в город Сирет. Там преподобного окружили верующие, он задержался на целый день и не смог вовремя вернуться в монастырь. Тогда игумен назначил ему епитимию – не выходить некоторое время из лавры. И иеромонах Давид, смирившись, с радостью исполнил епитимию, воздав Богу славу за всё.

Миновало несколько лет, преподобный Давид весьма преуспел в духовных подвигах и ощутил призвание к отшельнической жизни. Душа его была уязвлена любовию ко Христу и желала непрестанно славить Его вместе с ангелами и отшельниками в непроходимых Карпатских лесах. И вот, получив благословение игумена монастыря Святого Лаврентия, он облекся в великий и ангельский образ схимничества, получив новое имя – Даниил. Затем, незадолго до 1450 года, втайне от всех скрылся в вековых лесах, окружавших долину реки Секу-Нямц, и подвизался здесь в суровых монашеских подвигах 14 лет. Когда же люди стали окружать его и тут, ушел на север Молдовы и остановился неподалеку от будущего монастыря Путна.

Путеводимый Богом, преподобный Даниил соорудил себе сначала деревянную лачугу в долине реки Витеул. Затем, найдя большую скалу, высек в ней маленькую келлийку, чтобы в ней можно было уместиться. Рядом высек еще одно помещение – часовню для молитвы, как это видно доныне. В этой скале преподобный Даниил подвизался в богоугождении более 20 лет.

День и ночь он бодрствовал в непрестанной молитве и богомыслии, постясь до захода солнца

Подвиг преподобного отца нашего Даниила Исихаста в этой келлии близ Путны был таковым. День и ночь он бодрствовал в непрестанной молитве и богомыслии, постясь до захода солнца. Из келлии не выходил всю неделю. Пищей ему служили хлебные сухари, корни и травы, а рукоделием было плетение корзин из розог. В воскресенье совершал Святую литургию и причащался Тела и Крови Христовых, затем принимал искавших у него исцеления от болезней и просивших слова на пользу души. В посты не вкушал ничего по нескольку дней.

За святость жизни, продолжительное пощение и всенощное бодрствование с молитвами и слезами преподобный Даниил Исихаст долго был искушаем сатаной, силившимся изгнать его из пустыни и ввергнуть в лютейший грех тщеславия. Однако преподобный просил помощи у Христа и силою Святого Креста сокрушал все сети диавола. За это он в короткое время сподобился от Бога дара слез, прозорливости и исцеления болезней. Ибо словом своим изгонял из людей нечистых духов и исцелял всякого рода больных. Затем ему известны были сокровенные помыслы людей, и многим он открывал будущее, ибо преисполнен был благодати Духа Святого. За таковые дары имя преподобного соделалось известным по всей Молдове, и народ при жизни почитал его как святого.

Храмоздатель св. Стефан Великий с семейством. Фреска, монастырь Путна, 1488 г.

В 1451-м году безвременно скончался Господарь страны, Богдан Воевода, а его сын Стефан чудом спасся от смерти. И когда он, оказавшись в затруднительном положении, услышал о подвигах и чудесах святого Даниила Исихаста, Дух Святой направил его стопы к келлии святого. Здесь он пробыл несколько дней, исповедуя преподобному свои помыслы, получил от него разрешение от грехов и услышал много слов утешения. Затем великий исихаст, умирив душу Господарева сына, благословил его, помолился о нем, предсказал, что он вскоре станет правителем Молдовы, и отпустил с миром.

Весной 1457 года Стефан Великий, воссев на Молдавском троне, убедился в исполнении пророчества святого Даниила Исихаста и в благодати Божией, пребывавшей в нем. С этого года преподобный стал для великого Господаря первым советником, духовником и молитвенником к Богу. Воевода часто бывал в его келлии, исповедовал грехи, просил у исихаста наставления и ничего не предпринимал без его молитвы и благословения. А преподобный укреплял его и увещал защищать страну и христианство от язычников, заверяя, что если он после каждой победы будет воздвигать по храму во славу Христову, то будет выходить победителем из всех сражений.

Преподобный стал для великого Господаря первым советником, духовником и молитвенником к Богу

Таким образом, слушаясь его, Стефан Великий после падения Византии с великой храбростью защищал Церковь Христову и страну Молдавскую почти полвека, выиграв за это время 47 сражений и воздвигнув 48 храмов. Так преподобный Даниил Исихаст стал великим защитником румынского Православия и духовным ктитором монастырей, построенных по его совету.

Однажды, когда Господарь Молдовы гостил в келлии преподобного, великий исихаст посоветовал ему построить возле его келлии мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, к Которой питал великое благоговение. Стефан Воевода послушался его, они вместе выбрали место, и по благословению старца в 1466-м году началось строительство монастыря Путна. А в 1470-м году, когда Божественную обитель освящали, сам святой Даниил участвовал в этом, поскольку считался ее вторым ктитором.

Сказывали еще, что Стефан Вода хотел вверить ему монастырь и многократно просил стать игуменом и духовником Путны. Однако преподобный, считая себя недостойным такой чести, остался в своей маленькой пещерной келлии.

За святость жизни преподобный Даниил Исихаст с юных лет соделался великим учителем безмолвия и молитвы Иисусовой. При нем в Молдове не было более известного духовника и более искусного делателя и учителя молитвы. Поэтому все игумены и духовники, монашествовавшие на севере Молдовы, и все правители, входившие в совет страны (боярскую думу), сделали его своим духовным наставником.

Следуя примеру преподобного Даниила, многие монахи удалялись в пустыню и становились делателями молитвы Иисусовой

Следуя примеру жизни преподобного Даниила, многие монахи – любители безмолвия покидали по его благословению свои киновии, удалялись в пустыню и становились исихастами и делателями молитвы Иисусовой. Так образом, у сего великого аскета было множество духовных чад в монастырях и селах Молдовы, а в горах и лесах – более сотни учеников-исихастов, подвизавшихся по его наставлению в богоугождении. Так святой Даниил Исихаст образовал в Молдове мощное исихастское движение, надолго обновив, таким образом, духовную жизнь в монастырях и скитах и воспитав целое поколение исихастов и молитвенников за народ.

После 1470 года преподобный, видя, что в Путне ему не найти более покоя, по причине близости монастыря и множества приходившего народа, покинул втайне свою келлию, в которой подвизался более 20 лет, и, пройдя около 65 км, уединился в дремучих лесах, окружавших монастырь Воронец. В нем подвизалось около 50 монахов, окормляемых иеросхимонахом Мисаилом, достойным учеником святого Даниила. И вот, найдя укромное местечко над скалой, называемой Соколиной, преподобный устроил себе маленькую келлию и в совершенном безмолвии стал подвизаться здесь в угождении Богу.

Монастырь Воронец, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1488 г.

Однако не может укрыться град, стоящий на верху горы (ср. Мф. 5, 14): вскоре имя подвижника стало известно в окрестных селах, и к нему стали притекать многие недугующие, парализованные, одержимые нечистыми духами, и исцелялись. А кто не мог подняться вверх к его келлии, те дожидались внизу, и преподобный ночью спускался, молился о них, открывал им причину их страданий, благословлял и отсылал домой здоровыми.

Летом 1476 года Стефан Великий, проиграв туркам сражение у села Рэзбоень, поспешил в келлию святого Даниила Исихаста, своего доброго духовного отца из монастыря Воронец.

И «когда Штефан Вода постучался в дверь к исихасту, исихаст ответил, чтобы тот подождал на улице, пока он закончит молитву. И когда исихаст закончил молитву, позвал в келлию Штефана Воду. И исповедался у него Штефан Вода. И спросил Штефан Вода исихаста, что ему теперь делать, ибо он не может более сражаться с турками:

– Уступить страну туркам или нет?

А исихаст сказал, чтобы не уступал ее, ибо победа в следующем сражении будет на его стороне, но только когда победит, пусть поставит там монастырь во имя Святого Георгия».

Итак, Господарь Молдовы поверил предсказанию святого Даниила, что победит турок, и, испросив его молитв и благословения, тотчас собрал войска и изгнал турок из страны. Так преподобный своими горячими молитвами к Богу помогал Молдове и христианским странам избавиться от рабства язычникам.

Осенью 1477 года преставился Митрополит Феоктист, и Стефан Великий, посоветовавшись с клиром и епископами страны, решил выбрать пастырем и отцом Молдовы святого Даниила Исихаста из монастыря Воронец. Однако преподобный, узнав об этом, стал слезно молить Бога и воеводу не лишать его блаженного безмолвия до самой смерти. И все прибывшие, растроганные его смирением и святостью, испросили у него прощения и предоставили старцу непрестанно славословить Бога в пустыне.

За 20 лет, которые преподобный Даниил отшельничал под Воронцом, здесь образовался новый исихастский очаг, не менее важный, чем Путна. Ибо в короткое время вокруг него собрались десятки исихастов, одни аскетичнее других, подвизавшиеся кто в лесных дебрях Воронца, кто в горах Рарэу, а кто в Восточных Карпатах. В большинстве своем они были заняты деланием молитвы Иисусовой, постом и молчанием. Другие ежедневно вычитывали Псалтирь, третьи клали тысячи земных поклонов и плели корзины, а четвертые, будучи искусными каллиграфами, переписывали богослужебные книги для нужд храмов и монастырей. Самыми известными учениками преподобного Даниила Исихаста стали Митрополит Григорий (Рошка), монах каллиграф Иоанн, а также игумены Мисаил и Ефрем, все из монастыря Воронец. Затем – преподобный Пахомий Исихаст и игумен Нил из монастыря Слатина; игумен Паисий, Палладий Исихаст и Анастасий Исихаст из Нямецкого монастыря; Исаия Отшельник из монастыря Молдовица; игумен Геронтий из монастыря Хумор и многие другие.

Стефан Великий, памятуя об обете, данном им пред Богом и святым Даниилом Исихастом, воздвиг летом 1488 года в монастыре Воронец с самого основания красивую каменную церковь, посвященную Святому великомученику Георгию, вместо старой деревянной церкви. 14 сентября того же года церковь была освящена Митрополитом Григорием в присутствии ее блаженных ктиторов – Стефана Воеводы и преподобного Даниила Исихаста, а также десятков тысяч верующих мирян, монахов, клириков и правителей страны. В этот день, по общему совету, святой Даниил, хоть уже и старый, был наречен игуменом монастыря Воронец.

В течение 10 лет святой Даниил руководил братством монастыря Воронец, как великий духовник монахов, исихастов и всего молдавского народа. Ибо хоть и пребывал по большей части в своей келлии на Соколиной скале, поскольку был великим любителем безмолвия, но часто спускался в братство, исповедовал монашествующих, исцелял больных, стекавшихся из сел, и всем давал наставления. Затем снова уединялся в своей келлии.

Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период расцвета. Все монахи заняты были деланием молитвы Иисусовой

Во времена его игуменства монастырь Воронец пережил период своего расцвета и долго считался лаврой молдавского исихазма. Все монахи братства, насчитывавшего более 60 подвижников, заняты были деланием молитвы Иисусовой.

В Воронце обучилось грамоте и духовному подвижничеству множество приходских священников, игуменов, епископов, монахов, исихастов и бояр. А в вековых лесах, покрывающих горы Воронца, Рарэу и Стэнишоары, подвизались любви Христовой ради еще свыше 50 отшельников, учеников святого Даниила. За всеми ними следил и всех окормлял на благий путь Царства Небесного великий игумен и наставник – преподобный отец наш Даниил, «Старый Исихаст».

Соделавшийся избранным сосудом Духа Святого, исполненным всяческой благостыни, святой Даниил, великий исихаст Молдовы, учитель пустынножительства и чудотворец, перейдя 90-летний рубеж, предал в конце XV века душу в руки Христовы (1496 г.). Множество учеников вместе с Митрополитом и Господарем страны долго оплакивали его и похоронили в храме монастыря Воронец, возложив над местом его упокоения камень с надписью: «Это могила отца нашего Давида, схимонаха Данила».

После его кончины, когда ученики и верующий народ увидели, что на мощах преподобного совершаются чудеса и исцеления от болезней, его стали почитать как святого, назвав «святым старцем Даниилом», «святым Даниилом Исихастом», а в особенности «преподобным молитвенником к Богу отцом нашим Даниилом Новым». Братство монастыря Воронец вместе с митрополитом Григорием (Рошкой), его учеником, установили дату его чествования, а именно третий после памяти святого Даниила Столпника день. Таким образом, память преподобного Даниила Исихаста на протяжении столетий совершалась в Молдове 23 апреля, после престольного праздника монастыря Воронец, и 14 декабря, на третий день после чествования святого Даниила Столпника (11 декабря).

Как святой, с нимбом, он был впервые изображен в 1547-м году тем же Митрополитом Григорием на южной стене паперти монастыря Воронец, слева от входа в храм, как это видно и ныне, держащим в руке развернутый свиток, на котором написано: «Приидите, братия, послушайте меня. Страху Божию научу вас. Кто есть человек…».

Почитание верующих побудило в начале XVII века монахов монастыря Воронец извлечь из могилы чудотворные мощи святого Даниила Исихаста и положить их в храме для поклонения в красиво украшенной раке. Сам митрополит Досифей лобызал их. Весть о его чудесах дошла до Киева, Польши, Трансильвании и Святой Горы Афонской, откуда прибывали верующие, чтобы поклониться ему, и все его величали «святым Даниилом Новым, чудотворцем».

В 1749-м году игумен монастыря Воронец, а именно Гедеон, передал монастырю Путна указательный перст святого Даниила, окованный в серебро, где он и хранится поныне. Мощи сопровождаются надписью: «Сии мощи одел в серебро я, Гедеон, игумен Воронецкий, на мое иждивение, в году 1749-м, 4 декабря». В 1775-м году северная Молдова была оккупирована Австрией, и мощи святого Даниила Исихаста были снова переложены в могилу, где покоятся доныне.

Святый преподобный отче и чудотворче Данииле, моли Бога о нас!

20 апреля — память преподобного Даниила Переяславского

В Переславле-Залесском, городе, богатом древними храмами и монастырями, есть обитель, чудом сохранившаяся в годы богоборческих гонений. Это Троицкий Данилов монастырь, основанный духовником великого князя Василия III и крестным отцом царя Ивана Грозного — преподобным Даниилом Переяславским. Святым, чья память глубоко почиталась в прошлом, и сегодня возрождается во всей Русской Церкви.

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА ПЕРЕЯСЛАВСКОГО

«Преподобный Даниил родился около 1460 года в Переславле-Залесском. Совсем юным ушел он в обитель преподобного Пафнутия Боровского, где принял постриг… Лишь 10 лет спустя отец Даниил возвратился в родной город и стал священником Горицкого монастыря. Особым проявлением христианской любви стала его забота о почивших странниках, которых преподобный собственноручно погребал, а после поминал на литургии. Предчувствуя приближение своей кончины, отец Даниил принял великую схиму и преставился в апреле 1540 года…»

В 1923 году богоборцы закрыли Троицкий Данилов монастырь. Его вернули Церкви лишь 72 года спустя. За эти годы практически все святыни обители были безвозвратно утрачены. Но святые мощи ее основателя — преподобного Даниила Переяславского — удалось сберечь. И сегодня они вновь почивают в монастырских стенах. За 20 лет обитель удалось возродить практически из небытия. И сейчас здесь вновь постоянно совершаются богослужения, в том числе по традиции, заложенной еще преподобным Даниилом, заупокойные.

Обращаясь к читателям и телезрителям +Царьграда+, епископ Переславский и Угличский Феодор (Казанов) отметил важность традиций, заложенных преподобным Даниилом, и пригласил всех верующих посетить его обитель:

«Это место особого поминовения усопших. Оно совершалось как во времена самого преподобного Даниила, так продолжает совершаться и теперь. И мы всех приглашаем в эту древнюю намоленную обитель, о которой имели попечение и великие князья, и вельможи, и простолюдины, и бояре, и митрополиты, чтобы здесь совершить поминовение своих близких, родственников, как живых, так и усопших. И мы верим, что по молитвам преподобного Даниила Господь даст и нам, живущим еще на земле, оставление грехов, и тем, кто перешел в мир иной, облегчение их загробной участи…»

И хотя Троицкий Данилов монастырь пока находится в стороне от главных паломнических маршрутов, в духовном смысле он снова является одним из центров Святой Руси. А потому каждому верующему стоит побывать здесь и поклониться святому основателю этой обители.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Поделиться: Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER
Новости партнёров