Даниловский монастырь в Москве

>Даниловский монастырь в Москве: как добраться, расписание богослужений, официальный сайт>Адрес Даниловского монастыря

Москва, Россия, 115191, ул.Даниловский вал, д.22. Звонить можно только по рабочим дням. Телефон 8 (495) 961-14-80.

Как добраться до Даниловского монастыря

  • Станция метро Тульская. Последний вагон из центра. Выйдя из метро, повернуть назад и дойти до трамвайных путей. Затем повернуть направо и идти прямо до монастыря.
  • От станции метро Павелецкая ехать на любом трамвае до остановки Свято-Данилов монастырь.
  • Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00.
  • В монастыре нет гостиницы и нет возможности разместить паломников.

Расписание богослужений Даниловского монастыря

В седмичные дни

  • С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов
    • 6:00 Братский молебен, Полунощница.
    • 7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
    • 17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.
    • (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30.)
  • В субботу
    • 6:45 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
    • 8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе.
    • 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе
  • В воскресные дни
    • 6:30 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
    • 8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе.
    • 17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

Молебны и акафисты

  • Акафисты совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
    • Благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе;
    • Преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме;
    • иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.
  • Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
  • Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Заказные молебны, акафисты и панихиды

  • По будням:
    • 9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
    • 13:30 заказные молебны.
  • По воскресеньям и большим праздникам:
    • 12:00 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.
  • Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.
  • Молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00.

Таинство исповеди

  • С понедельника по пятницу – в 7:00 в храме Св. Отцов. Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.
  • По субботам
    • 7:00 – в храме Св. Отцов;
    • 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;
    • 17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
  • По воскресеньям и большим праздникам — в 6:30 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
  • Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование

Совершается только во время Великого поста кроме первой недели по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.

Псалтирь

В храмах монастыря за свечным ящиком можно заказать Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязансколй области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».)

Данилов монастырь

История Данилова монастыря

Археологические данные подтверждают существование деревянных церквей на месте Данилова монастыря примерно с XIV века, более конкретной информации пока не найдено. Исторические источники называют основателем монастыря московского князя Даниила Александровича, получившего свое имя в честь выдающегося христианина V века Даниила Столпника. Последний был пламенным последователем Симеона Столпника после того, как стал свидетелем многолетнего подвига святого. На своем столпе в окрестностях Константинополя Даниил простоял около 30 лет, являя миру всевозможные чудеса исцеления страждущих, после чего мирно скончался в глубокой, по тем временам, старости в возрасте 80 лет. Именно с этими церковными деятелями: двумя Даниилами и Симеоном – связаны главные предметы поклонения обители.

Данилов монастырь на гравюре XVIII векаДанилов монастырь на фотографии конца XIX века

История каменного ансамбля

Строительство храма Святых Отцов Семи Соборов было завершено в 1560 году, после чего через год его освятили в присутствии Ивана Грозного. В Смутное время, в годы восстания Болотникова, Данилов комплекс невольно оказался в гуще событий – рядом с ним происходили опустошительные сражения и казни. В XVIII веке 20-30 членов братии чувствовали себя более спокойно, на мирное течение монашеской жизни никто не посягал.

Очередные проблемы начались в 1812 году, когда ризницу и иные ценности эвакуировали в Вологду и Троице-Сергиеву лавру, а обратно так и не вернули. В остальном в XIX веке Даниловский монастырь процветал: хотя количество монахов оставалось скромным, росли земельные наделы и появлялись владения вне его территории.

Храм Святых Отцов Семи СоборовВход в храм

Упадок и возрождение монастыря в ХХ веке

После революции в Даниловом монастыре были собраны опальные епископы, не поддерживавшие патриарха Тихона. В 1929 году его закрыли по решению НКВД. Колокола вывезли в США, некрополь разорили, прах Гоголя, Хомякова, Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, останки художника Перова – в Донской монастырь. Многие рукописи и книги перешли в государственный архив. В бывшем монастыре был открыт спецприемник: сюда свозили детей репрессированных на Бутовском полигоне. Смертность среди никому не нужных воспитанников была огромной, и у монастырских стен возникли новые, уже безымянные захоронения.

В 1983 году при патриархе Пимене на государственном уровне было принято решение о возвращении монастыря верующим. Сначала речь шла о Донском монастыре, потом, после смерти Брежнева, власти остановили свой выбор на Даниловом. В 80-е годы началась реконструкция соборов и хозяйственных помещений одновременно со строительством резиденции патриарха. Несколько лет назад резиденцию реконструировали, после чего монастырь продолжил работу в стандартном режиме: незначительная его часть открыта для прихожан, остальное находится под бдительной охраной казаков.

Остатки утраченного некрополя

Храмы Даниловского монастыря

Старейший храм обители, церковь во имя Святых Отцов, в первозданном виде продержался менее 200 лет. В 1730 году его разобрали, а новый с тем же именем построили на цоколе близлежащей церкви XVII века – Покровской. На этом архитектурные эксперименты не закончились. В 1806 году над собором Святых Отцов надстроили два придела: южный посвящен Борису и Глебу, северный – Даниилу Московскому.

В результате вместо одного престольного праздника в церкви Святых Отцов отмечают несколько – каждый в своем отделении. Главное торжество в честь Вселенских Соборов проходит 31 мая. Из Покровской церкви, с цокольного этажа храма Семи Соборов, 14 октября отправляется крестный ход вокруг здания и расположенного рядом Троицкого собора. Придел Покровской церкви посвящен пророку Даниилу, престольный праздник которого отмечается 30 декабря. Церковь Даниила Столпника устроена в третьем ярусе храма Семи Соборов, здесь празднуют его день 24 декабря.

Строители монастыря не могли забыть и об учителе Даниила Столпника – Симеоне. Этому святому посвящена надвратная церковь XVIII века, увенчанная 45-метровой колокольней. Торжественная служба проходит здесь 14 сентября. Храм Рождества Иоанна Крестителя в подклете Троицкого собора и церковь Серафима Саровского на месте часовни в больничном корпусе обустроены недавно, в 80-е годы ХХ века.

Надвратная церковь с колокольнейТроицкий соборЦерковь Серафима Саровского

Архитектурные особенности ансамбля

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.

Эклектичность монастырского ансамбляСтрогие монастырские стены Данилов монастырь

Резиденция патриарха

В западной части монастырского комплекса расположен особо охраняемый объект – Синодальная резиденция патриарха. Двухэтажное здание построено по проекту Юрия Рабаева, одного из авторов Могилы Неизвестного солдата у стен Кремля. В результате его усилий получился классический обком партии с элементами церковной архитектуры – башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. На втором этаже резиденции находится домовая церковь Всех Святых. Здесь проводят наречение в епископы перед тем, как новый православный иерарх пройдет хиротонию в храме Христа Спасителя. В 2011 году Синодальную резиденцию полностью обновили, объяснив эту необходимость несовершенными строительными технологиями 25-летней давности.

Резиденция патриарха

Святыни монастыря

Место захоронения князя-основателя было забыто, но в 1652 году мощи были обретены и погребены в храме Вселенских Соборов. В 1932 году, после закрытия и монастыря, и расположенных рядом с ним церквей, останки Даниила пропали. В 90-е годы частицы мощей, сохраненные усилиями уцелевших иерархов в стране и за ее пределами, были возвращены в Данилов монастырь. Рака вернулась в собор под северную арку, ковчег, приехавший из Америки, сейчас хранится в Троицком соборе. Еще две иконы с мощами – на аналое и между иконостасами. Обретение мощей отмечается в приделе храма Семи Соборов 12 сентября. Ежегодно 17 сентября вспоминают о дне смерти святого.

В Покровской церкви хранится рака с мощами преподобного Георгия, сосланного в Казахстан после революции и умершего в 1932 году в пути из ссылки. В Троицком соборе содержится фрагмент останков Александра Невского, в церкви князя Даниила в соборе Святых Отцов – частица мощей Николая Чудотворца. Здесь же можно увидеть ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком.

Ковчег с мощами Святого ДаниилаИкона Святого Даниила МосковскогоКовчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком

Монастырское производство

Сотрудники художественно-реставрационных мастерских расписывают храмы, создают иконы, ювелирные изделия для православной церкви, киоты и ковчеги из дерева. При Даниловом монастыре открыта собственная мастерская по производству колоколов с мастер-классами и обучением звонарей. В ней изготавливают новые, реконструируют старые колокола, специалисты участвуют в проектировании звонниц с расчетом звучания инструментов, проводят экспертизы.

История подлинных даниловских колоколов драматична: в 30-е годы оригиналы чудом вывезли в США и хранили в Гарвардском университете. В 2007 году их обменяли на точные копии, спонсором доставки стал Вексельберг. Благодаря удачной сделке с 2010 года в монастыре в последнее воскресенье сентября проходит фестиваль русских звонов.

Даниловские колокола

Правила поведения в монастыре

Поскольку Данилов монастырь действующий, к тому же мужской, в нем есть свои ограничения по посещению. Женщины приходят исключительно в юбках и надевают платок при входе на территорию, мужчины снимают головные уборы при входе в храм. На богослужении женщинам рекомендуют становиться справа, мужчинам – слева. Женщинам нельзя входить в храм с накрашенными губами: предполагается, что они будут целовать крест. Первыми причащаются монахи, затем дети, мужчины, в конце – женщины.

По всей территории ходит казачья охрана, следящая за порядком. Фотографировать в обители запрещено, особенно монахов, иначе вмешаются казаки.

ПрихожанеВ храмеПосетители монастыря

Покупки в Даниловом монастыре

На территории монастыря, рядом с ним, на Даниловском валу, и в интернете работают магазины. В палатке с 8 до 20 ч можно приобрести репродукции картин православных художников или даже оригиналы, например парадный портрет патриарха Кирилла. «Монастырский мед» реализует продукты из Греции, мед и хлеб собственного производства, безалкогольный бальзам, косметику для ухода за кожей, постные полуфабрикаты и спирулину. Другие монастырские лавки продают кожаные изделия с православной символикой: пояса, брелоки, портмоне, сумки, ключницы, а также футболки с картинами, иконы и киоты.

Богослужения

В Свято-Даниловом монастыре не крестят, не венчают и не отпевают, принимают только личные заказы молитв во здравие и за упокой. Насущные вопросы можно решить с дежурным священником с 9 до 17 ч в приемной, в воскресенье и праздники – с 12 часов. Торжественные службы по престольным праздникам проходят в храмах обители. Исповедь начинается в 7 утра в храме Святых Отцов. В 6, 7 и 17 часов по будням в храме Святых Отцов проходит повседневная молитва, по субботам и накануне праздников с 17 часов в Троицком соборе начинается Всенощная. В выходные в Троицком служат литургию в 8.45, в 6.45 – в храме Семи Соборов. Еще одна служба проходит по воскресеньям в 17 часов в соборе Святых Отцов.

Патриаршее богослужение в Даниловом монастыреСувенир из Данилова монастыря

Отдых у стен Даниловского монастыря

Хотя на территории монастыря нет условий для проживания паломников, вне его стен, с южной стороны, построена гостиница «Даниловская», принадлежащая патриархии. Заведение носит светский характер, оснащено рестораном с баром, бассейном. Стоимость проживания в двухместном номере с завтраком – от 7 тысяч рублей в сутки, трехкомнатные апартаменты с кроватью под балдахином и гидромассажной ванной стоят от 13000 рублей. Гостиничный ресторан предлагает блюда монастырской кухни, самая дешевая позиция в постном меню, гречка с грибами и луком, стоит 250 рублей за порцию.

Гостиница «Даниловская»

Попасть в Данилов монастырь можно от станции метро «Павелецкая» на трамвае любого маршрута до одноименной остановки. Более типичный маршрут – пройти от метро «Тульская», ориентируясь от последнего вагона от центра, около 300 м к северо-востоку вдоль трамвайных путей. Вход в Даниловский монастырь бесплатный с 6.30 утра до 9 вечера, внутри можно перекусить у киоска с выпечкой.

Чудотворные Мощи св.князя Даниила Московского

Дни почитания — 17 марта, 12 сентября.

Молитва перед иконой Святого благоверного Даниила Московского помогает в случаях, когда Отечество оказывается в военной опасности, а также просят о сохранении мира. Его просят о помощи, если видят ненужные разделения между людьми, о снисходительном нраве правительств и властей – например, можно помолиться ему перед выборами глав любого масштаба, чтобы он помог, возможно, дал какой-то знак, чтобы человек сделал верный выбор в пользу того или иного кандидата. Святому Даниилу молятся о прекращении и недопущении междоусобной брани.

Но более всего молитвенное прошение к нему помогает в решении жилищных вопросов – ему молятся об обретении собственного жилища и о Божьем благословении над домом.

Также святой благоверный князь Даниил Московский ныне небесный покровитель Инженерных войск Российской армии.

Рождение святого благоверного князя Даниила Московского состоялось в городе Владимир в 1261 году. У святого Александра Невского это был уже четвертый по счету сын. Когда Даниилу было от роду всего 2 года, он потерял своего отца. Точное время смерти его матери определить не удалось, поскольку данные сведения не были увековечены на страницах летописей. Однако известно, что похоронена она на территории церкви в честь Рождества Христова.

В 1272 году после разделения территории, благоверному князю Даниилу достался город Москва вместе с прилегающими к ней землями. В 1300 году, в тот период, когда князь Константин Романович из Рязани прибегнул к помощи монголо-татар, чтобы тайно подготовить внезапный набег на территорию Московского княжества, преподобный Даниил отправился со своими полками по направлению к Рязани, победил недруга и захватил в плен Константина, а также уничтожил огромное множество монголов. В тот день и произошла первая победа над татарскими войсками. Победа это не была громогласной, однако была превосходная и воплотила в себе первый рывок к свободе. Одержав победу над князем Рязанским и разбив войска его пособников-татар, благоверный князь Даниил не использовал свое положение победителя, для того, дабы отнять чужие территории или захватить немалую добычу, что считалось правильным в те времена, а продемонстрировал образец подлинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда святой князь не прибегал к оружию с целью отобрать чужие территории и никогда не захватывал чужую собственность ни насильническими, ни коварными способами. За это Господом были расширены рубежи земель, которые находились под его властью. Иоанн Димитриевич, который являлся князем Переяславля-Залесского и одновременно племянником Даниила, мягкий, благочестивый покровитель бедных, почитал и с любовью относился к своему дяде. В 1302 году, когда дни его подошли к концу, не имея при жизни детей, он принял решение передать свои земли в правление святому Даниилу. Переяславская земля совместно с Дмитровом была после Ростова первой как по количеству приживающих жителей, так и по прочности центрального города. Переяславль-Залесский являлся превосходно защищенным во всех направлениях княжеством. Святой князь сохранил верность Москве и решил не перемещать столицу княжества в более могучий и существенный на тот промежуток времени город Переяславль. Данное слияние земель сделало Московское княжество одним из самых важных. Именно тут и зародилось объединение Русских земель в целостное могучее государство.

В 1303 году святой Даниил тяжко занемог. Он принял великую схиму и заповедовал погрести его тело на территории Данилового монастыря. По глубочайшему смирению он желал быть похороненным не на территории церкви, а на общественном кладбище, прилегающем к монастырю. Смерть великого князь пришлась 4 марта.

Не успело пройти ещё и трёх десятков лет с дня кончины великого князя Данила, как учрежденную им Данилевскую обитель в 1330 году переместили на территорию Кремля, церковь превратили в приходскую, а кладбище сделали мирским. В период, когда княжеством правил великий князь Иоанн III (1462 — 1505) преподобный Даниил воскресил память о себе в сознаниях беспамятным правнуков. Юноше, который пребывал в обществе великого князя, явился некий незнакомец и молвил: «Не нужно меня страшиться — я христианин и правитель данного места, именуют меня Даниилом, князем Московским, по воле Господней я положен здесь. Молви от меня великому князю Иоанну: сам ты тешишь себя, а меня позабыл, но не запамятовал меня Господь». С тех самых времен великий князь вынес решение распевать соборные панихиды по родным — князьям. В годы, когда бразды правления были в руках у царя Иоанна Грозного, при гробе преподобного Даниила излечился умирающий сын коломенского купца. Царь был настолько поражен чудом, что восстановил старинный Данилов монастырь и постановил каждый год производить митрополиту с благородным собором крестный ход к месту захоронения благоверного князя и распевать там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил прославился обретением священных бессмертных мощей, которые тридцатого августа перенесли в церковь имени Святых Вселенских Соборов.

Святые мощи расположили в раке «на прославление Святыня Троицы и на излечение немощствующих».

Находятся в Даниловском Ставропигиальном мужском монастыре, г.Москва.

Даниловский монастырь в Москве

Владимир Николаевич Киреев. Свято-Данилов монастырь

17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и «родоначальником московского княжеского дома», по определению русских дореволюционных историков.

В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это — древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.).

Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.

Свято-Данилов монастырь. Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что «Бог не в силе, а в правде», стремился к миру и миролюбию. Главным делом его жизни было усиление и укрепление Москвы как самостоятельного княжества — уже старший сын св. Даниила Московского, Иван Калита, добился для Москвы ярлыка на великое княжение, и ранее незаметная Москва стала русской столицей до самого времени Петра I.

По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря — «не в церкви, а в ограде».

Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто «сельцо Даниловское», а гробница князя была со временем заброшена его потомками.

Только при Иване III произошло знаменательное событие, с которого началось постепенное возрождение древнейшего московского монастыря и особое почитание памяти князя Даниила Московского, — еще до обретения его честных мощей и причисления его к лику святых. По преданию, Иван III ехал однажды со своими слугами вдоль Москвы-реки — мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Внезапно под одним всадником споткнулся конь, слуга упал наземь, и ему явился неведомый князь, молвив: «Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!»

Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.

Храм Святых отцов Семи Вселенских соборов. Фото: www.saintdaniel.ru А вскоре, при сыне Ивана III, великом князе Василии III произошло еще одно чудесное событие. Однажды он со свитой ехал мимо могилы Даниила Московского. Один из сопровождавших его бояр, Иван Шуйский спешился с коня, и никак не мог обратно сесть в седло. Тогда он решил встать на надгробный камень могилы св. Даниила, чтобы было повыше. Один прохожий заметил ему, что тут лежит великий князь Даниил, дабы он не дерзнул с сего камня сесть на своего коня. Шуйский не послушался и все же встал на камень, занес ногу, и конь, внезапно поднявшись на дыбы, рухнул на землю мертвым и придавил боярина — так, что он едва не умер и избежал смерти только после того, как на этом месте, перед могилой отслужили молебен. И все же сам монастырь по-прежнему пребывал в забвении.

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи — и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным.

Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.

Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию — собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке.

Святой благоверный князь Даниил Московский По преданию, в 1652 году св. князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу — его повелением 30 августа того же года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу князя, и были обретены нетленными его святые мощи. Много народа исцелилось от них в то время. Святые мощи князя Даниила были торжественно перенесены в соборный храм монастыря и упокоены в деревянной гробнице у правого клироса. Тогда же благоверный московский князь был причислен к лику святых, а празднование ему установлено дважды в год — в марте в память о его кончине и в августе (12 сентября по новому стилю) — в день обретения его св. мощей.

В том же XVII веке сам монастырь был сильно укреплен и поновлен. Во-первых, был выстроен новый собор, доживший до наших дней. Долгое время ученые спорили, является ли действующий соборный храм монастыря в своей основе первым сооружением времен Ивана Грозного, или же он был выстроен заново при Алексее Михайловиче. Только при реставрации монастыря были обнаружены остатки фундамента первого собора, возведенного по повелению Грозного — к северу от здания нынешнего собора. Таким образом, выяснилось, что ныне действующий собор Даниловского монастыря был построен во второй половине XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович построил в обители Покровскую церковь. Как писал старинный краевед, она «особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде».

В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.

Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.

Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.

Троицкий собор. Фото: www.saintdaniel.ru А трехъярусную церковь св. Даниила Столпника над притвором и папертью соборного храма возвели только в XVIII столетии — в память о первой, древнейшей церкви обители. Именно этот век, как и следующее XIX столетие, называют временем расцвета древнего Даниловского монастыря. Тогда здесь были выстроены колокольня и новые храмы, в том числе и церковь Св. Живоначальной Троицы, возведенная в 1833 году на средства Шустовых и Куманиных. Последние находились в родстве с Федором Михайловичем Достоевским — жена Куманина была теткой писателя и приходилась ему крестной матерью. Троицкая церковь, освященная самим святителем Филаретом, была построена О.И. Бове, незадолго до его смерти и стала одним из последних сооружений великого архитектора. Ранее считалось, что ее возводил не менее известный Евграф Тюрин, построивший домовую церковь св. Татианы Московского университета на Моховой и Богоявленский собор в Елохове.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.

На Даниловском погосте обрели последнее пристанище славянофилы Ю.Ф.Самарин и А.С.Хомяков, поэт Н. Языков, музыкант Н.Г. Рубинштейн, — создатель Русского Музыкального Общества, предтечи Московской консерватории, художник В.Г. Перов и самый знаменитый здесь мирянин — Н.В. Гоголь. Гроб с его телом на руках принесли сюда, в Замоскворечье из университетского Татианинского храма на Моховой, где Гоголя отпевали как почетного члена Московского университета. Только в 1953 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище — как и других упокоенных здесь. Но это произошло уже при советской власти.

До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те «нечестные» в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.

Новая беда пришла в обитель с революцией. Как известно, после 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр за то, что они не приняли идеологии «обновленчества» и оставались верными традициям русского православия. Их так и называли «даниловцами» — многие из них были потом отправлены в ссылку и в заключение.

Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах древнейшей московской обители поселились малолетние преступники — здесь устроили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им приходилось даже обедать прямо на могильных плитах вместо столов.

Тогда, для расширения «полезной» территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.

Только в мае 1983 года решением советского правительства Даниловский монастырь был вновь отдан Московской Патриархии для устройства в нем официальной резиденции. История его возвращения поистине чудесна, — православные москвичи увидели в ней Волю Провидения.

Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси на монастырской площади. Фото: www.saintdaniel.ru Дело в том, что Брежнев подписал указ о возвращении Патриархии не Даниловского, а Донского монастыря. Эта подпись была поставлена им в самом начале ноября 1982 года, а 10 ноября того же года он умер. И последовало изменение решения, — Церкви отдали Даниловский монастырь. Так получилось, что самый первый московский монастырь, основанный первым великим князем Москвы, и закрытый самым последним в Москве в годы гонений, открывался вновь самым первым в нашем городе!

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.

Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Данилов монастырь — это один из самых старинных московских монастырей. Он был основан в ХIII столетии святым князем Даниилом Московским. Первый храм обители был возведен в честь преподобного основателя Даниила Столпника. Сегодня православное сооружение имеет статус ставропигии. Настоятелем является московский епископ — Патриарх Московский и вся Руси. А повседневной жизнью общины занимается управляющий наместник — архимандрит.

В монастыре действует общежитейское правило, что означает общие трапезы, молитвы, работы всей братии. Каждый желающий может отведать богослужения. Они совершаются ежедневно. Также можно прийти на экскурсионную службу, где можно увидеть воскресную школу, издательство, церковные мастерские, храмы, катехизические курсы и иконы Данилова монастыря.

История обители

Как уже говорилось, здание было основано в ХIII столетии. Основателем стал Даниил Московский. Князь при жизни был миролюбивым, смиренным и кротким правителем. Но неоднократно выступал с воинскими действиями, отражая атаки татарских налетчиков. За плодотворную жизнь он приложил очень много усилий для объединения Московского княжества.

Перед своей смертью князь постригся в монахи и был похоронен в своем храме. С 1650-х годов княжеские мощи в Даниловом монастыре, и находятся там по сей день. Посетить их можно в церкви святых Отцов Семи Соборов, которая находится на территории монастыря.

Также находилось старое Даниловское кладбище. На нем похоронено множество известных людей, в частности:

  • философ, славянофил А.С. Хомяков;
  • писатель Н.В. Гоголь;
  • живописец В.Г. Перов.

Но с приходом советской власти некрополь была полностью уничтожена в 40-х годах ХХ столетия. Также в это время коммунисты закрыли аббатство и организовали на его территории колонию для малолетних воров и преступников. Практически полвека деятельность святилища была запрещена. В 80-х годах Брежнев подписал указ о возобновлении православной обители.

На восстановление у монашеской братии ушло около 5 лет. В 1988-м храмы Данилова монастыря становятся центром празднования 1000-летия Крещения Руси. Сегодня это один из главных духовных центром Российской Федерации.

Башмачок Спиридона Тримифутского в Даниловом монастыре

В святой обители можно увидеть очень много разнообразных храмов и икон с частичками мощей Сергия Радонежского, Николая архиепископа, Серафима Саровского, Матроны Московской, святителя Луки. Но наиболее удивительная для всех прихожан святыня Спиридона.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Верующие, святому пишут записку с просьбами и оставляют их в щели между башмачком и образом. Говорят, что Спиридон многим так помогает.

Часовни и храмы

  • Храм святых Отцов Семи Вселенских Соборов;
  • Храм преподобного Серафима Саровского (с конца ХIХ столетия);
  • Храм преподобного Симеона Столпника (ХVII века);
  • Храм Киевского Владимира;
  • Храм Троицы Живоначальной (с 1833 года);
  • Храм Всех Святых (1988 года);
  • Поминальная часовня Алонова 1988 года;
  • Надкладезьная часовня Алонова 1988 года.

Как добраться

По Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро нужно доехать до станции Тульская. Далее, необходимо выйти на Тульскую улицу и пройти до площади Серпуховской Заставы. С площади нужно повернуть на правую сторону и двигаться по улице Данилевский Вал. Желательно идти вдоль трамвайных путей, так вы доберетесь до ворот Даниловского собора. Несмотря на сложность пути, ее длительность около 10 минут.

Точный адрес Данилова монастыря — Россия, город Москва, улица Даниловскай вал, 22. Ближайшее метро Тульская. Индекс 115191.

Расписание богослужений Данилова монастыря

Стоит отметить, что здесь не совершается отпевание, венчание и крещение. Но можно заказать такие молитвы:

  • молебен;
  • молебен с акафистом;
  • записку для литургии;
  • сорокауст;
  • панихиду;
  • на полгода, на год, на два года и на 5 лет.

Святая обитель открыта ежедневно с 6:00 до 20:00. Также каждый день с 8:00 работает церковная лавка. Оптовый отдел Даниловского храма открыт только по будням с 10:00. Детальное расписание служб можно узнать по телефону или при личном обращении к священнику или служащим дома Божьего.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Свято-Даниловской обители:

Церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе

Около 1282 года на месте сегодняшней Воскресенской церкви по указу первого московского князя Даниила Александровича был основан монастырь в честь святого Даниила Столпника. В 1330 году обитель переехала на новое место: князь Иван Калита предпочёл перевести её непосредственно в Кремль, к церкви Спаса на Бору, чтобы создать «комнатный» монастырь рядом со своим дворцом (впоследствии Иван III переведёт новый монастырь в Крутицы – так появится существующий сегодня Новоспасский монастырь). Старое место Даниловского монастыря пришло в упадок и долгое время находилось в запустении. При царе Иване Грозном в 1560 году обитель была восстановлена, но севернее прежнего места, по другую сторону оврага – там и сегодня находится Даниловский монастырь.

На старом месте оставалось кладбище с небольшой деревянной церковью, которая в 1699 году на средства Фёдора Васильева была возведена в камне. Посвящение в честь Даниила Столпника исчезло, главный престол был наименован в честь Воскресения Словущего, при нём существовало три придела: Петропавловский, Никольский и Ильинский. Существующий храм сооружён в 1834–1837 году на средства состоятельного местного жителя, владельца Даниловской мануфактуры, почётного гражданина Ивана Назарьевича Рыбникова. Его большая ампирная усадьба на берегу Москвы-реки частично сохранилась до наших дней и была отреставрирована в начале 2010-х годов.

Церковь Воскресения Словущего построена архитектором Ф.М. Шестаковым и выдержана в стилистике позднего ампира: массивный куб основного храма, украшенный с севера и с юга шестиколонными ионическими портиками с фронтонами, увенчанный куполом со световой ротондой, продолжается на запад крупной трапезной и трёхъярусной колокольней над главным входом. Помимо трёх придельных храмов из старой церкви, в трапезной был добавлен четвёртый – во имя Иоанна Златоуста. С юго-запада от храма сохранился небольшой одноэтажный дом причта.

После революции Воскресенский храм продолжал действовать, сюда перешли оставшиеся на свободе монахи Даниловского монастыря, но в 1932 году богослужения прекратились и здесь. Здание занимали различные производственные учреждения, дольше всего – Московское объединение по выпуску зонтов. Интерьеры церкви оказались полностью уничтожены, снаружи утрачены главы с крестами. Формально переданный верующим вместе с Даниловым монастырём в 1983 году, Воскресенский храм лишь в 1989 году вновь стал действующим. После продолжительных реставрационных работ, завершённых в 1998 году, церкви был возвращён исторический облик: восстановлены завершения, разобраны поздние перегородки и перекрытия, воссозданы росписи и ампирный иконостас.