Демон лермонтов

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Демон» и Лермонтова «Мой Демон»

Бытует мнение, что в каждом человеке есть светлая и темная сторона, ангел и демон. Не один поэт пытался воссоздать эти образы. Демонической теме посвятили свои стихотворения А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. В их творениях есть как общие, так и отличительные черты.
А.С. Пушкин был человеком со сложным характером. Будучи лицеистом, он часто влюблялся, считая такую забаву не грехом, а даром высших сил. В молодости Александр Сергеевич часто предавался земным утехам, но по мере того, как жизненные невзгоды оставляли отпечаток на судьбе, поэт осознавал бренность человеческого бытия. Его романтические мысли разбивались о скепсис.
Мрачные будни быстро одолели Пушкина: к 24 годам он узнал, что такое разочарование в любви, власть денег и бессилие пред ними светлых чувств. Все, что творилось в его жизни, молодой человек попытался объяснить потусторонним влиянием. Так в 1823 году появилось стихотворение «Демон». Его ключевой образ – лирический герой, размышляющий о своем прошлом и будущем. Он вспоминает, как некогда его волновало все: «взоры дев», «шум дубров». Особое же наслаждение приносили чувства славы, любви и свободы.

Но в какой-то миг все изменилось. В сладкие «впечатленья бытия» ворвался «какой-то злобный гений». Он язвительно говорил о прекрасном, утверждал, что все это лишь мечта. Гений не верил тому, без чего не бывает человека – любви и свободе. Своими речами он гасил огонь и в сердце лирического героя. Пушкинский демон отличается от мифологического образа: он не искушает человека, а убивает в нем душевные порывы не только к духовному, но и к земному. Интересно, что в образе демона современники поэта увидели Александра Раевского. С этим язвительным и дерзким мужчиной Александр Сергеевич познакомился в южной ссылке. Сам же поэт вскоре опроверг такое предположение о прототипе демона.
М.Ю. Лермонтов с ранних лет увлекался демонизмом. Его очень впечатлило стихотворение А. Пушкина «Демон» Оно и стало толчком к созданию 15-летним Лермонтовым стиха «Мой демон». Литературоведы утверждают, что это эскиз поэмы «Демон».
М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, не говорит о влиянии демона на его жизнь. Но в стихе отчетливо видно, что поэт восхищается олицетворением зла, а точнее его могуществом. Это легко объясняется независимым, бунтарским характером молодого поэта. Демон Лермонтова мрачен и уныл. Подобно Пушкинскому «злому гению» он отвергает любовь и моления, вселяет в человеческие души равнодушие. Даже муза боится «неземных очей».
Образы демонов в обеих стихах созданы при помощи художественных средств. Поэты используют метафоры, которые помогают проникнуть в души лирических героев и продемонстрировать все коварство злой силы. Идейное звучание усиливается при помощи эпитетов.
Стихотворения похожи по композиции. Они построены, как целостный монолог лирических героев, неразделенный на строфы. Стихотворение А. Пушкина написано четырехстопным ямбом, а М. Лермонтова – трехстопным амфибрахием.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительный анализ стихотворений Блока «Россия» и Белого «Родина»
  • Сравнительный анализ стихотворений Аннеского «Стансы ночи» и Ахматовой «Подражание И.Ф. Аннескому»
  • Сравнительный анализ стихотворений Блока «Незнакомка» и «В ресторане»
  • Сравнительный анализ стихотворений Майкова «Нива» и Случевского «Полдневный час. Жара гнетет дыханье»
  • ««Демон» Пушкина и «Демон» Лермонтова»

    «Демон» Пушкина пленил воображение юноши Лермонтова. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Мой демон» и тогда же задумывает поэму, над которой будет работать всю жизнь. В 1830-1831-х годах создается новая редакция «Моего демона», в которой поэт пророчески писал: «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня».
    Но к 1835 году философия демонизма начала тревожить и беспокоить Лермонтова. Не случайно после 1833 года, когда была закончена четвертая редакция «Демона», он надолго оставит поэму. В то же время герой «Маскарада» Арбенин, как утверждают все исследователи,- это демон, «сошедший в быт». Но возникает существенный вопрос: зачем Лермонтову нужно было показывать демона в быту? К сожалению, ответа на этот вопрос нет. А он необходим, ибо в нем, в сущности, ключ к пониманию громадного содержания драмы и значения опыта изображения Арбенина-демона для дальнейшей судьбы поэмы «Демон».
    Решение Лермонтова спустить героя с космических высот в реальный мир, да еще в светское столичное общество, придать условному, абстрактно-философскому образу, носителю демонических черт, характер русского человека, принадлежащего к поколению молодых дворян 1830-х годов, было смелым творческим актом.
    Задумав драму, работая над нею, Лермонтов не создавал иллюстраций к теоретическим постулатам — он художественно исследовал судьбу поколения, лучшие люди которого определяли свое поведение, свой жизненный путь философией романтического героя — сильной, гордой, независимой, одинокой личности, находящейся в противоречии с обществом, носительницы демонического начала. Проблема мести важнейшая в демонизме, в философии романтического героя. Но понятие мести не однозначно, Лермонтов требует от читателя внимания к тому, как обосновывается и как осуществляется месть Арбениным. Месть как наказание обидчика, как отказ от подлой покорности злу и его носителям, от духовного рабства и убивающего личность равнодушия ко всему предстает спасительной в современных условиях, она выводит человека на путь активной борьбы за справедливость.
    В чем причина, возможность такого расхождения теории и практики в понимании мести как принципа поведения, морали? Лермонтов объясняет: в индивидуализме, в демонизме Арбенина, в эгоистической природе философии романтического героя. Он действительно ненавидит зло, господствующее в обществе. Но война Арбенина с обществом носит индивидуалистический характер. Отстаивая свою независимость, он защищает себя и только себя. Не уважая окружающих, он болезненно чуток к их мнению. Впрочем, это даже не чуткость, а мнительность — он страшно боится, что над его поступком, его словами посмеются, что он в глазах «толпы» окажется смешным. Он злобно говорит себе: «О нет, я не таков… Позора целый час На голове своей не потерплю я даром».
    Вот это «не потерплю» и выражает разрушающую личность стихию эгоизма. Не потерплю и накажу! Я презираю все законы людей и природы. Месть — вот мой закон. Я сам судья и палач — сам осуждаю и сам привожу приговор в исполнение. Лермонтов раскрывает трагизм демонизма, философию поведения романтического героя.
    Спустив демона в быт, Лермонтов в результате художественного исследования своего поколения приходит к выводу, что и лучшие его представители, обладающие скептическим и аналитическим умом, бунтарски настроенные к злу и несправедливости, исповедующие философию романтизма,- даже они теснейшим образом связаны с тем миром, в котором живут и который столь яростно и искренне презирают.
    Демон Арбенин, раскрытый в своих страстях и поступках, совершаемых в реальном петербургском аристократическом обществе, обнажил гибельность для личности романтической философии человека, которая в 1830-е годы утверждала себя в форме демонизма. Не принимая общественного устройства, основанного на началах несправедливости, зла и насилия, демонизм, отстаивая свободу и независимость человека, воспитывал ненависть не к реальным носителям зла, не к обстоятельствам, его порождающим, но к человечеству. Эта ненависть ослепляла носителей демонизма, формировала неверие в людей вообще и даже в близкого человека; в конечном счете она обрекала на одиночество, в душной атмосфере которого и рождалось чувство своего превосходства, своей исключительности, питавшее эгоизм. I Философия демонизма дерзко отрицала общество зла и насилия, но вопрос о том, что порождает такое общество, ею даже не ставился.
    Лермонтов уже в «Маскараде» понял трагизм романтической философии человека, бессильной объяснить, откуда и почему появляется и торжествует зло. В ту пору только реализм мог осуществить эту задачу, и ее уже осуществлял Пушкин-реалист. Так естественно определилось обращение Лермонтова в пору создания «Маскарада» к Пушкину, стремление активно осваивать его опыт. Пониманию пагубности эгоизма способствовала сама действительность, «страдавшая вокруг» (Герцен). Но огромную роль в этом драматическом процессе прозрения сыграл Пушкин. Пушкин сопровождал Лермонтова всю жизнь. В юности он был учителем, от которого юный поэт жадно усваивал романтические идеалы, понимание человека.
    Другим властителем дум начинающего поэта был Байрон, его трагический, презирающий человечество мрачный герой — Гяур, не верующий ни во что — ни в бога, ни в людей, он привлекал, властно звал за собой смятенную душу юноши-поэта. Поэтическая формула Пушкина, которой он определил убеждения и поведение сильного, смелого человека, мятежника и борца -«преступник и герой»,- многое открыла Лермонтову. Романтический герой, ненавидящий зло, презирающий законы людей и природы, должен преступить, нарушить эти законы. Преступая через них, сильный и мятежный человек делается героем.
    Для Лермонтова, как и для Пушкина, Наполеон — «великий человек», «изгнанник вселенной», «властитель дум». В ранних стихотворениях Лермонтов славит Наполеона, видит в нем романтическую сильную личность одинокого героя. Слова Пушкина о Наполеоне: «Ты человечество презрел» («Наполеон» — «Чудесный жребий совершился…») воспринимались юношей положительно — так и должен поступать истинный герой.

    Related posts:

    1. “Демон” анализ поэмы Лермонтова Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад. …
    2. Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон Стихотворение “Мой Демон” было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения “Демон”. Главный герой никак не менялся, черты характера оставались теми же. Но само действие сюжета менялось. Первый набросок был сделан им еще пятнадцатилетним мальчиком, …
    3. Поэма М. Ю. Лермонтова “Демон” Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей… М. Лермонтов Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил свой …
    4. Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские …
    5. Образ характеристика Тамара и Демон по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Тамара – главная героиня поэмы М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Это произведение является самым сокровенным творением автора. По своей сути “восточная повесть” – это опыт самопознания поэта, а условные герои поэмы и описанные в ней ситуации – способ непосредственного переживания глобальных проблем человеческого бытия. Сюжет поэмы построен на взаимодействии двух основных персонажей, которые являются представителями …
    6. Сочинение на тему: “Главный герой поэмы “Демон” М. Ю. Лермонтова” Азраил так же, как и главный герой поэмы, демон, является изгнанником. Это “существо сильное, но непобежденное”. Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства – заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об …
    7. “Демон” Пушкина и “Демон” Лермонтова “Демон” Пушкина пленил воображение юноши Лермонтова. Уже в 1829 году он пишет стихотворение “Мой демон” и тогда же задумывает поэму, над которой будет работать всю жизнь. В 1830-1831-х годах создается новая редакция “Моего демона”, в которой поэт пророчески писал: “И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет …
    8. Развязка сюжета поэмы Лермонтова “Демон” Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний и событий высокий и благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим. Отвечая “соблазна полными речами” на мольбы Тамары, “злой дух” забывает идеал “любви, добра …
    9. Героиня “восточной повести” Лермонтова “Демон” Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, – “неба” и “земли”. Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Тамару и история их любви завершается смертью героини. В …
    10. Мцыри и Демон – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова (Лермонтов М. Ю.) Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее …
    11. Поэмы Демон по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности в ее отношении к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм и романов Лермонтова – это гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на …
    12. Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон” Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной “регистр”, связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову читатели были особенно чутки. Рабство и свобода – одна из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно …
    13. Мятежный характер образ бунтаря по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Поэма “Демон” относится к величайшим творениям М. Ю. Лермонтова. Тема протестующего одинокого героя-бунтаря давно волновала поэта. С юных лет его привлекал образ непокорного Демона с мятежным характером, который отвергает действительность, и поэтому сам отвергнут всем миром. В четырнадцать лет Лермонтов начал писать свое романтическое произведение и работал над ним все годы своей жизни. Оно стало …
    14. Образ Демона Он сеял зло без наслажденья по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем переплетаются добро и зло. В поэме “Демон” такое светлое чувство, как любовь, порождает жестокость и эгоизм. Судьба Демона очень печальна. Он обречен на вечные скитания …
    15. Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Именно Демон, а не человек, мог “всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать”. Демону были под стать нечеловеческие страдания: “Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих непризнанных мучений?” Именно Демону свойственно безграничное презрение или ненависть к окружающему Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной …
    16. Стихотворение А. С. Пушкина “Демон” В стихотворении “Демон” Александр Пушкин описывает состояние, знакомое многим людям. Такое иногда бывает: живешь, что-то делаешь, куда-то все время торопишься, и вдруг – останавливаешься и начинаешь задумываться о своих поступках и их последствиях. Нередко человека терзают сомнения: правильно ли я поступаю? Может, быть, я бесполезно трачу отведенные мне дни на Земле? А если человек творческий …
    17. Поэма “Демон” венец всей творческой жизни Лермонтова Поэма “Демон” 8 редакций. Первая из них начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном за это из рая и превращенном богом в духа зла. В художественной разработке образа “духа отрицанья и сомненья” Лермонтов имел немало предшественников. Это Сатана …
    18. Фабула поэмы Лермонтова “Демон” В фабульном отношении “Демон” тоже имеет ряд черт, сближающих эту поэму с другими произведениями Лермонтова: мотив о трагической любви Демона и Тамары в значительной степени близок к аналогичным мотивам, развитым в “Вадиме” (Вадим и Ольга), “Маскараде” (Арбенин и Нина), “Герое нашего времени” (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера). Но это не механическое …
    19. Образ характер и характеристика Тамары по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) В поэме “Демон” Лермонтов создал образ героя, характер которого ему удалось типизировать и передать с огромной выразительностью и проникновенностью. Особенно это заметно в шестой, наиболее полной, редакции поэмы. Черты характера, которыми поэт наделил Демона, присутствуют и в других героях его лирических произведений. Эти образы поражают читателя своей безотрадностью, безверием в настоящие чувства и в счастливую …
    20. Образ характер и характеристика Демона по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет …
    21. Демон Лермонтова Демон Лермонтова Демон – ангел, вигнаний з рай. У тузі й нудьзі він літає над землею, згадуючи своє довге життя. Йому все набридло, він утомився творити зло Джерело: східна повість, поема “Демон” М. Ю. Лермонтов Вид: Класичні лиходії з російської літератури “…Сумний Демон, дух изгнанья, Літав над грешною землею, І кращих днів воспоминанья Перед …
    22. Анализ произведения по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Поэма “Демон” (1829 – 1839) относится к числу самых противоречивых и загадочных произведений Лермонтова. Сложность анализа данного произведения состоит в том, что поэма имеет несколько планов истолкования и восприятия текста: философский, психологический и космический, включающий в себя взаимоотношения Демона и Бога. Легенда о падшем ангеле, который воевал с самим Богом, нашла отклик в произведениях многих …
    23. Сочинение по картине М. А. Врубеля “Демон поверженный” Врубель Михаил Александрович известный русский художник, покоривший практически все жанры изобретательного искусства. Ему хорошо удавались и театральная игра, и живопись, и графика, и скульптура. Среди его работ не последнее место занимают картины демонов. Одной из таких есть полотно “Демон поверженный”. Мы видим большое, практически безжизненное тело демона. Складывается такое чувство, что он зажат между скал. …
    24. Своеобразие одной из романтических поэм М. Ю. Лермонтова (“Демон”) Демон не пугал Лермонтова: он был его певцом. “Гордая вражда с небом, презрение рока и предчувствие его неизбежности” – вот что характерно для его поэзии. Это самые верные слова из всех, которые когда-либо были сказаны про историческое значение Лермонтова; они указывают на ту внутреннюю интимную связь, которая существует между творчеством поэта и всей последующей русской …
    25. Своеобразие романтической поэмы М. Лермонтова “Демон” Невольник чести Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался, – без слез, но живой. М. Лермонтов, “Ангел” Демон не пугал Лермонтова – он был его певцом. “Гордая вражда с небом, презрение рока и предчувствие его неизбежности” – вот что характерно для его поэзии. Это – …
    26. “Демон” анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение “Демон” написано в тяжелый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе “Мнемозина”. Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А. Н. Раевского. Как и Пушкин, он был влюблен в Е. К. Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин. Когда …
    27. Смысл идея значение история создания по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Поэма Лермонтова “Демон”, особенно в ее наиболее цельной и последовательной шестой редакции – одно из самых значимых произведений активного романтизма, в котором трагический образ типичного героя того времени изображен с большим сочувствием. Образ Демона имел место в творчестве Пушкина (“Демон”, 1823 г.), еще ранее – в творчестве Гете (Мефистофель в трагедии “Фауст”, 1774 – 1831 …
    28. Анализ Стихотворения Пушкина “Демон” Стихотворение А.С. Пушкина “Демон”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Демон” было написано А.С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе “Мнемозина”. Читатели увидели в этом стихотворении психологичес­кий портрет А.Н. Раевского, на что поэт ответил небольшой за­меткой, оставшейся неопубликованной. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – элегия, стиль романтический. …
    29. Социально-политическая тематика по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Поэма “Демон” по праву считается вершиной творчества знаменитого поэта М. Ю. Лермонтова, которой он посвятил 12 лет. В течение всей творческой жизни Михаил Юрьевич возвращался к таинственному образу Демона, создав восемь вариантов произведения. В каждом из них сменялись декорации происходящих событий, образ же главного персонажа – таинственный, печальный и переполненный одиночества – оставался неизменным. Ключевые …
    30. Сравнение поэмы Лермонтова “Мцыри” и “Демон” На рукописи поэмы “Мцыри” помета: “1839 года Августа 5”. Но это лишь дата завершения работы над произведением. Его замысел восходит к поэме “Исповедь” (1831). К 1831 г. относится и план более обширного произведения на ту же тему: “Написать записки молодого монаха 17 лет”. Этот замысел получил свое частичное воплощение в поэме “Боярин Орша”, так и …
    31. Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых “все лермонтовское”. Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их “лирическом настоящем”, оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет …
    32. Анализ стихотворения Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю… “. (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть. Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье” Основная мысль – поэт хочет сказать, что прошлая любовь …
    33. Поэма “Демон” В поэме “Демон” Лермонтов воплотил свой тираноборческий пафос. Бог в его поэме – это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон – враг этого тирана. В понятия добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” – неповиновение ему. Но …
    34. Стихотворение Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен” (анализ) “Как часто пестрою толпою окружен…” – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к “Смерти поэта”. Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф “1‑е января”, указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив …
    35. Вершина романтического творчества Лермонтова – поэмы “Демон” и “Мцыри” Над “Демоном” поэт работал около десяти лет, (первая редакция написана в 1829 году, седьмая в 1839 году). Бунт поверженного ангела против Бога, трагедия гордого одиночества, попытка возродиться через любовь,- все это было близким Лермонтову. Неслучайно в богоборческих монологах Демона (из-за которых поэму не удавалось напечатать до 1858 года) слышится и авторский голос. Лермонтов соединил в …
    36. Анализ стихотворения Пушкина Демон 9 Название “Демон” ассоциируется в основном со стихотворением Лермонтова. И все же произведение Пушкина также ценно, глубоко и эмоционально. Это стихотворение поражает ритмом (написано четырехстопным ямбом), зарядом энергии. Современники увидели в Демоне дружескую пародию на Раевского – приятеля, но в то же время соперника поэта. Однако Пушкин отрицал подобный “шарж”, говоря о большей масштабности стихотворения. Здесь …
    37. “Отчего”, анализ стихотворение Лермонтова Лирика М. Ю. Лермонтова – это своеобразный дневник, в котором поражает прежде всего безоглядное, бесконечное одиночество. Написанная в 1840 году лирическая миниатюра “Отчего” не имеет конкретного адресата, но есть предположение, что эти строки поэт посвятил своей последней музе, Марии Щербатовой. Именно защищая честь этой женщины, Лермонтов дрался на второй дуэли, за участие в которой был …
    38. Анализ стихотворения Блока “Демон” Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском тексте, послужила демониана Лермонтова. Стихотворение построено в форме монолога персонажа, обращенного к возлюбленной. Темный дух призывает ее откликнуться на любовный зов. Портрет героя определяется выразительными деталями: “усталые губы” и потухший …
    39. “Демон” – излюбленное создание поэта “Демон”, излюбленное создание поэта, разделяет с ним его злосчастную судьбу. О существовании этой поэмы русское общество знало еще задолго до появления ее в печати. О возникновении последней ее редакции Шан-Гирей, близкий друг Лермонтова, рассказывает следующее: один из членов царской фамилии пожелал прочесть “Демона”; Лермонтов вновь принялся исправлять поэму, отдал переписать и, по одобрении к печати …
    40. Сочинение на тему: “Демон” Критики называют поэму “Демон” венцом этического творчества М. Ю. Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы. В основе сюжета “Демона” лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнал из райских …

    Прозрачный сумрак, луч лампады,

    Кивот и крест, символ святой…

    Все полно мира и отрады

    Вокруг тебя и над тобой.

    (Ветка Палестины. 1837).

    Свет этот не разгонял внутренний мрак, но лишь вел к мучительному сознанию, что

    … тайный яд течет в моей крови:

    Меж радостью и горем полусвет;

    Душа сама собою стеснена,

    Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,

    Находишь корень мук в себе самом,

    И небо обвинить нельзя ни в чем.

    Я к состоянью этому привык,

    Но ясно выразить его б не мог

    Ни ангельский, ни демонский язык:

    Они таких не ведают тревог,

    В одном всё чисто, а в другом всё зло.

    Лишь в человеке встретиться могло

    Священное с порочным. Все его

    Мученья происходят оттого.

    (1831-го июня 11 дня).

    Первое дошедшее произведение, посвященное теме демона (Мой демон), было написано пятнадцатилетним отроком:

    Собранье зол его стихия.

    …………………………………

    Он недоверчивость вселяет,

    Он презрел чистую любовь,

    Он все моленья отвергает,

    Он равнодушно видит кровь,

    И звук высоких ощущений

    Он давит голосом страстей…

    Внешним поводом к написанию этого стихотворения явился «Демон» А.Пушкина (1823, опубл. в 1824). Уже в названии нетрудно почувствовать разницу этих произведений: М. Лермонтов выразительно прибавляет местоимение мой. В расширенном и переработанном варианте стихотворения «Мой демон» (1831). М.Лермонтов признается в непреодолимой зависимости от злобного противника добра:

    И гордый демон не отстанет,

    Пока живу я, от меня

    И ум мой озарять он станет

    Лучом чудесного огня;

    Покажет образ совершенства

    И вдруг отнимет навсегда

    И, дав предчувствия блаженства,

    Не даст мне счастья никогда.

    Стихотворение А.Пушкина не более как аллегорическое выражение тех нравственных искушений, которые он пережил в тяжелый для него 1823 год. В.Ф.Одоевского в 1824 году в статье «Новый демон» писал: «С каким сумрачным наслаждением читал я произведение, где поэт России так живо олицетворил те непонятные чувствования, которые холодят нашу душу посреди восторгов самых пламенных. Глубоко проникнул он в сокровищницу сердца человеческого, из нее похитил ткани, неприкосновенные для простолюдина, – которыми облек он своего таинственного Демона. Но не только внутри существует сей злобный гений, он находится и вне нас; последний не так опасен, как первый, – но не менее мучителен».

    М.Лермонтов же сознавал себя побежденным демонической силой:

    Две жизни в нас до гроба есть,

    Есть грозный дух: он чужд уму;

    Любовь, надежда, скорбь и месть:

    Всё, всё подвержено ему.

    Он основал жилище там,

    Где можем память сохранять,

    И предвещает гибель нам,

    Когда уж поздно избегать.

    Терзать и мучить любит он;

    В его речах нередко ложь;

    Он точит жизнь как скорпион.

    Ему поверил я — и что ж!

    Взгляните на мое чело,

    Всмотритесь в очи, в бледный цвет;

    Лицо мое вам не могло

    Сказать, что мне пятнадцать лет.

    (Отрывок. 1830).

    Поэт побежден им, потому что ему поверил. Но не только поверил. В стихотворении Молитва (1829) есть страшное признание, что он сознательно обращается к этой темной силе:

    Не обвиняй меня, Всесильный,

    И не карай меня, молю,

    За то, что мрак земли могильный

    С ее страстями я люблю;

    За то, что редко в душу входит

    Живых речей твоих струя,

    За то, что в заблужденье бродит

    Мой ум далеко от тебя;

    ……………………………………

    За то, что мир земной мне тесен,

    К тебе ж проникнуть я боюсь,

    И часто звуком грешных песен

    Я, Боже, не тебе молюсь….

    Внешне приведенное стихотворение может показаться одной из ранних попыток преодолеть демонизм, как тяжкую болезнь духа. Автор обращается к Богу с просьбой не карать его. Но это иллюзия. В произведении нет ни одной покаянной строки, а без возрождения через покаяние и стяжания благодати Божией выйти из этого плена невозможно.

    По мнению И.А.Ильина XIX век создал в литературе особый культ демонии: «Изображают его как «умницу», как «светоносного просветителя», как «забавника», как «волокиту», как «добряка», как «революционера», как подлежащего искуплению, как «двигателя прогресса», как существо, требующее сочувствия и сострадания, как «вестника свободы и разума», как благородного «протестанта»… Перебирают все возможные облики и комбинации, чтобы убедить себя в его «безвредности», «невинности», силе и привлекательности… не понимая, куда это все ведет и чем это закончится… И не замечают, что все это становится проповедью человеческого самообожествления и оправданием, т.е. разнузданием человеческой порочности… Можно было бы сказать, что демонический человек заигрывает с сатаною; играя, он «облекается в него», вчувствуется в него, рисуется его чертами, он тяготеет к сатане: испытуя, наслаждаясь, предчувствуя ужас и изображая его, он вступает с ним (по народному поверию) в договоры и, сам, не замечая того, становится его удобным «жилищем» (О демонизме и сатанизме, – Соб. Соч. в 10 томах. М.,1996, т.6).

    Трудно найти писателя XIX века, которого бы так сильно занимала тема демона, как М.Лермонтова: поэма «Демон», незаконченный роман «Вадим», поэмы «Азраил» и «Ангел смерти», драмы «Маскарад» и «Два брата», роман «Герой нашего времени», «Сказка для детей» (1840), баллада «Тамара» – дань теме, в которой болезненно выразилось внутреннее состояние М.Лермонтова. Это подтверждается работой над романом «Вадим» (1832-33). Произведение осталось незаконченным. При создании образа главного героя М.Лермонтов прибегает к рефлексии, т.е. к самонаблюдению. Он писал 28 авг. 1832 г. М.А.Лопухиной: «мой роман становится безнадежным предприятием; я проник в свою душу, чтобы извлечь из нее все, что способно обратиться в ненависть, – и я в беспорядке опрокинул все это на бумагу» (ПСС, М., 2001, т.7, с.33).

    Над «Демоном» М.Лермонтов работал более десяти лет (1829-39). Исследователи насчитывают восемь редакций (включая наброски). При работе над первой редакцией (1829) были сделаны два варианта Посвящения и написаны 93 стиха, а также два прозаических наброска плана поэмы. Второй из них составил сюжетную основу всех ранних вариантов: «Демон влюбляется в смертную (монахиню), и она его, наконец, любит, но демон видит ее ангела хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой» (ПСС, М., 2000, т.4, с.271). В III редакции (1831) содержится новый вариант Посвящения. Поэт сравнивает себя с демоном:

    Как демон, хладный и суровый,

    Я в мире веселился злом,

    Обманы были мне не новы,

    И яд был на сердце моем…

    В стихотворении «Я не для ангелов и рая», написанном в том же году, он еще решительней говорит о своем сходстве с главным персонажем своей поэмы:

    Как демон мой я зла избранник,

    Как демон, с гордою душой,

    Я меж людей беспечный странник,

    Для мира и небес чужой…

    В VI редакции (1837 – нач. 1838) впервые действие перенесено на Кавказ. Появляется имя героини – Тамара. В поздних редакциях демон губит Тамару не по сознательному намерению, а в силу отведенной ему роли губителя. Тем самым М.Лермонтов усиливает богоборческие идеи поэмы, пытаясь снять вину с демона и «оправдать» его.

    Идейно-философская основа поэмы совершенно искусственна, лишена внутренней логики: падший ангел желает изменить свою участь посредством любви к деве:

    И входит он, любить готовый,

    С душой, открытой для добра,

    И мыслит он, что жизни новой

    Пришла желанная пора.

    Очевидно, что «любовь» к монахине означает для нее падение и гибель, а для демона – очередное проявление зла, носителем которого он является. Чтобы выйти из этого противоречия, М.Лермонтов вводит в эту центральную сцену поэмы Ангела, который пытается защитить Тамару. Он обличает искусителя. Это решило участь падшего ангела.

    Ему в ответ:

    Злой дух коварно усмехнулся;

    Зарделся ревностию взгляд;

    И вновь в душе его проснулся

    Старинной ненависти яд.

    Желание удержать от падения монахиню и помешать искусителю совершить еще одно преступление лишили демона возможности «возродиться»!

    В силу непоследовательности и искусственности основной идеи поэмы она оказалась лишенной и композиционного единства. Фабула составлена из нескольких сюжетных фрагментов. Образ Тамары схематичен, лишен индивидуально-психологической конкретности.

    «Демона» М.Лермонтов писал в течение почти всей недолгой, но очень напряженной, поэтической жизни. Нет сомнений, что автора волновала не участь падшего ангела, а собственная. Одним из самых мучительных его состояний была нравственной несвобода, пленение духом нечистоты. «С годами демон кровожадности слабеет, отдавая большую часть своей силы своему брату – демону нечистоты. Слишком рано и слишком беспрепятственно овладел этот второй демон душою несчастного поэта и слишком много следов оставил в его произведениях. И когда, в одну из минут просветления, он говорит о «пороках юности преступной», то это выражение – увы! – слишком близко к действительности. Я умолчу о биографических фактах, – скажу лишь несколько слов о стихотворных произведениях, внушенных этим демоном нечистоты. Во-первых, их слишком много, во-вторых, они слишком длинны: самое невозможное из них есть большая (хотя и неоконченная) поэма, писанная автором уже совершеннолетним, и, в-третьих, и главное – характер этих писаний производит какое-то удручающее впечатление….» (В.С.Соловьев. Лермонтов). М.Лермонтов не мог не искать выхода из этого болезненного состояния. Поэма «Демон» многое нам открывает. Именно в любви он ищет выход из состояния плена. Это приводит к парадоксальным последствиям: он еще больше погружается в глубины демонизма. Происходит это потому, что ищет чистой любви, минуя путь христианского покаяния и духовного возрождения, без которого не может быть подлинного преодоления гибельного демонизма.

    В поэме много личных намеков. Стоит только сравнить юношеские стихотворения Лермонтова с «Демоном», чтобы увидеть, что нет ни одного «демонического» чувства, которое не нашло бы себе соответствующего человеческого в юношеских тетрадях поэта.

    Этот красивый Дух принадлежал земле, а не небесам, и мы, без натяжек, узнаем в нем самого автора.

    Лермонтов, впрочем, и не скрывал своего псевдонима. В посвящении первого очерка (1829) «Демона» он говорил о скуке своего личного бытия и о том, что его душа (пятнадцатилетняя!) не перестает скорбеть о годах «развратных», что жизнь его пасмурна и что нет для него в мире новых впечатлений, т. е. он повторил начальные слова своей поэмы.

    В посвящении второго очерка (1830–1831) Лермонтов подтвердил это же признание, называя себя мрачным гением, который «воскрес для надежд, для небес и для непорочных наслаждений близ своей Мадонны». В конце очерка параллель между демоном и певцом развернулась даже в целом стихотворении:

    Я не для ангелов и рая Всесильным Богом сотворен; Но для чего живу страдая, Про это больше знает Он. Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой; Прочти, мою с его судьбою Воспоминанием сравни, И верь безжалостной душою, Что мы на свете с ним одни.

    Помимо этих признаний, вставленных в самый текст поэмы, мы в юношеских стихотворениях Лермонтова встречаем также много намеков на ее основную идею.

    Дважды в своих тетрадях поэт говорит о каком-то демоне-искусителе, который преследует его и будет преследовать всю жизнь, о каком-то духе зла, унылом и мрачном, презревшем чистую любовь и отвергшем все моленья, но сохранившем свою страстность:

    Собранье зол его стихия; Носясь меж темных облаков, Он любит бури роковые И пену рек, и шум дубров. Он любит пасмурные ночи, Туманы, бледную луну, Улыбки горькие и очи, Безвестные слезам и сну. К ничтожным, хладным толкам света Привык прислушиваться он, Ему смешны слова привета И всякий верящий смешон; Он чужд любви и сожаленья. Живет он пищею земной, Глотает жадно дым сраженья И пар от крови пролитой. ………………………………………….. И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня. Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда.

    Стихотворение как будто навеяно «Демоном» Пушкина, но в нем есть, бесспорно, частица души самого Лермонтова. С Демоном его поэмы этот дух имеет, впрочем, лишь только внешнее сходство.

    Но иногда этот злой демон начинает делать уступки в пользу человека, и, наоборот, в душе Лермонтова начинают проявляться порой демонические чувства. Так, поэту кажется, что самое святое чувство – то, которое в его юношеской душе было особенно сильно, – его любовь, пропитано демоническим ядом:

    Мне любить до могилы Творцом суждено, Но по воле того же Творца Всё, что любит меня, то погибнуть должно, Иль как я же страдать до конца. Моя воля надеждам противна моим, Я люблю и страшусь быть взаимно любим. ………………………………..……………………………… …и я под ударом судьбы, Как утес, неподвижен стою, Но не мысли никто перенесть сей борьбы, Если руку пожмет он мою; Я не чувств, но поступков своих властелин, Я несчастлив пусть буду – несчастлив один.

    Не есть ли это стихотворение прелюдия или вариация на тему монологов «Демона»? И таких вариаций в юношеских стихотворениях Лермонтова много, и во всех автор говорит от своего лица.

    В одном стихотворении поэт даже предрекает себе за гробом судьбу Демона и молит о том, чтобы для него нашлась своя Тамара. Послушай, – пишет он, —

    Послушай, быть может, когда мы покинем Навек этот мир, где душою так стынем, Быть может, в стране, где не знают обману, Ты ангелом будешь, я демоном стану! — Клянися тогда позабыть, дорогая, Для прежнего друга всё счастие рая! Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный, Тебе будет раем, а ты мне – вселенной!

    Личные воспоминания легли, бесспорно, в основание знаменитой поэмы.

    Вот почему оценивать эту поэму должно прежде всего как личное признание, как попытку обобщить и разрешить ту нравственную проблему, которая в юные годы так тревожила пытливую мысль юноши.

    Основная нравственная идея «Демона» была, несомненно, выстрадана Лермонтовым и принадлежала лично ему. Она заключена в одном простом, но трудно решимом вопросе: может ли человек примириться с полным одиночеством и не искать встречи с другими людьми, даже если признать, что в нем погибли все добрые чувства, что он силен настолько, чтобы ни в ком не нуждаться, и пресыщен и разочарован до полного индифферентизма? И если при всем этом человек не в силах сжиться со своим одиночеством, то какое же чувство может вдохнуть новую жизнь в совершенно мертвую душу?

    Если вспомнить, как часто Лермонтов считал свою собственную душу умершей для всех чувств, то станет понятным, почему поэт мог так долго, в продолжение всей своей жизни, думать и работать над своей поэмой. В ней он утешал самого себя, хотел уверить себя в том, что полного одиночества и индифферентизма для человека нет и что никогда не исчезающая возможность любви может быть залогом душевного обновления.

    Для этой простой и сухой мысли нужно было найти подходящую литературную форму, и здесь Лермонтову пришла на помощь старая легенда о демоне, грехи которого может искупить любовь чистой девы. Эта легенда в форме сказки или житейской драмы давно была обработана на Западе, и Лермонтов мог знать ее даже в какой-нибудь готовой литературной переделке. Но если самое зерно фабулы могло быть заимствовано, то разработка ее принадлежала всецело поэту. Он неоднократно менял и действующих лиц, и место действия. В первом очерке героиней была какая-то женщина, любимая ангелом, затем она обратилась в монахиню и действие происходило в Испании; наконец, десять лет спустя после того как поэма была задумана, автор написал ее в восточном, кавказском стиле: монахиня стала Тамарой, и поэма обогатилась роскошными описаниями кавказской природы и быта.

    Поэма осталась аллегорической по смыслу, но очень человечной в развитии чувств всех действующих лиц: очевидно, что поэт имел все время в виду не демона, а человека, и, конечно, прежде всего самого себя.

    Моя жизнь это тонкий луч света… мне остался один шаг до того чтобы погрязнуть во тьме… мне не страшно от того, что меня упекут в психушку я вообще не понимаю то, что я делаю… я не беспокоюсь о будующем… я не боюсь делать мужикам минет за деньги… целоваться с ними… позволяю им кончать на себя… но знаешь… глубоко в моём сердце живёт ярость… и всё происходящее будит тебя… тот факт то, что я перерезал горло этому псевдо активу ничуть не повлиял на меня… моя совесть чиста… я не просыпаюсь ночью — я крепко сплю… иногда я даже забываю о том, что сделал… съедая мясо человека ты крадёшь его силу и душу (Вендиго)… всё это бред… возможно на второй день он уже начал портиться но мясо было жёстким и имело специфический вкус… что же мне делать с черепом =) возможно пепельницу… помнишь когда я делал татуировку на шее в салоне была пепельница в форме черепа… забавно конечно… но это безумие… возможно у него были дети… меня и это не волнует… даже если они спросят «где наш папа?» я покажу им свои ладони… ведь их папа здесь… в моих руках… в моих глазах… моей крови… правда его уже не существует, впрочем как и меня… Обрывки воспоминаний… я хотел написать автобиографию… твои этапы развития внутри меня… с момента школы и этих странных чувств… как я хотел стать маньяком… как я хотел сделать кастрацию и порезать себе лицо… впрочем мечты имеют свойство воплощаться в реальность… Мои установки, что вы о них знаете… этот парень на дорогой машине… всё могло закончиться простым минетом… но он потащил меня к себе домой… получил удовольствие и решил показать то что он человек… способный на мысли и рассуждения… но это ничтожество сыграло свою роль на пути твоего пробуждения… Мои картинки… мои мысли… мои перекаты с радости на депрессию… мне нравится играть с судьбой… Никаких имён… все мои контакты это чёрно-белые картинки в недрах души… эта ночная бабочка… начало моей взрослой жизни))) как это смешно… понимаешь… я не испытываю больше сексуального влечения ни к девочкам, ни к мальчикам… моя пустынная мечта сбылась… но я получаю удовольствие от лишения жизни того, кто её не ценит… его кровь на моём лице… на моих руках… на моей одежде… это словно оргазм =) только уже другого уровня… за рамками понимания… без стремления к свободе… а мораль… мораль — это последний оплот труса… ты же знаешь) это не для меня… Её глаза… лишь они способна напомнить о том, чему уже нет места внутри меня… я говорю о надежде… одна только мысль о ней… о моей сестре милосердия… могут наполнить мою душу доблестью… или превратить наслаждение в сущий кашмар… я знаю она исчадие ада… но когда я буду стоять перед последней своей дверью… уже на грани… в луже собственной мочи и крови… я хочу не забыть эти глаза… это не любовь… это выше… Псевдолюбовь… маскарад… занавес уже опустился… лондонский туман поглотил наши сердца… не стоило топтать мои грёзы… Все женщины одинаковые… все парни хотят одного… в этом мире ничего не изменить кроме самого себя… выход один… массовое истребление… потребности насышены сладко-горьким вкусом… мой ритм Sai’O’Nara это мой образ жизни… день за днём… приход за приходом… после каждого похотливого мальчика, который следует за мной… они получают свой психоделик… свой кетамин… ключ от пространства… Остаться самим собой… я ни о чём не беспокоюсь… я уже в пространстве… я уже мёртв… моей крови не существует… моих глаз не существует… меня не существует… но то, что я делаю отзовётся в вечности… и я мечтаю испытать ту боль, которую я причинил окружающим… и тем, для кого завтра не наступит никогда… они остануться жить в самых тёмных уголках моего сердца… Если ты меня слышишь… согрей меня моя звезда… мир такой большой… мир такой чужой… она не смогла меня убить… я стал безжалостнее… день… месяц… год… без таблеток… это было не просто трудно… но цель оправдывает средства… она была моим олицетворением жизни… каждый наряд я приближался к своей пустынной мечте… унижения… фальш… пустота… это девочка с глазами из сахарной ваты… она мне показала солнце… любовь… суецид… это прекрасно… видеть страх в глазах окружающих… чувствовать жизнь в каждом вздохе… каждом глотке воды… это моя свобода… это мой наркотик… сколько ненависти… женщины, мужчины, дети… ты помнишь эти стены? Сначало ты их ненавидишь… потом ты к ним привыкаешь… затем ты от них зависишь… но только там я понял, что не всё на свете сделано из серого камня и внутри человека есть место до которого никто не может добрать… и оно твоё… это надежда… она прожила в моём сердце недолго… мои глаза потускнели… и душа умерла… Безумие это узкий мост между берегами разума и инстинкта… я следую за тобой, как слепой ребёнок, который ползёт за своей матерью, чуя её запах… солнечный свет сбивает с толку… опускаю свои веки…От така хуйня, малята

    Читать книгу «Демон внутри меня» онлайн

    АВТОРСКИЕ ПРАВА ОФОРМЛЕНЫ НА ИМЯ ЛАНА МЕЙЕР!

    Внимание!

    Информация, опубликованная в данном файле, защищена законом Российской Федерации об авторских правах.

    В соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса РФ, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

    Размножение, обработка, распространение и любой вид использования информации, недопустимый законом о защите авторских прав, требует предварительного письменного согласия Автора.

    Игнорирование настоящего предупреждения будет воспринято Автором как умышленное нарушение исключительных прав на Произведение и вынудит его использовать все инструменты правовой защиты.

    Права на копирование и распространение может дать только автор. Все файлы защищены от сливов. ЛЮБОЕ копирование, и распространение, не предназначенное для ЛИЧНОГО чтения, несет за собой определенные последствия. Думаю, не стоит проверять какие)

    АННОТАЦИЯ: Я совершаю ужасные поступки. Многие из них я даже не помню, я просто знаю, что я сделал их своими руками.

    Люди знают меня, как скандального конгрессмена, который провалился в сенаторской гонке, но от этого не стал менее влиятельным.

    В моем словаре давно нет слова «хочу». Но есть слово «обладаю».

    И теперь мою коллекцию любимых вещиц дополнила ОНА. Девушка, которая лишила меня того, к чему я поднимался так долго и мучительно. Так долго пытался скрыть следы от своих грехов и прогнать своих демонов.

    Но одного мне не прогнать никогда. Демон живет внутри меня и жаждет ЕЕ крови. И он не успокоится, пока не получит ее. – Кай

    Два года назад моя личность была стерта, а я, закованная в позолоченные кандалы и привязанная на шелковый поводок, стала прислужницей очень влиятельного человека. Он жаждал получить мое тело, но я оказалась «бракованной игрушкой». Поэтому, когда Шейху пришлось отдать меня в уплату долга ДРУГОМУ ЧУДОВИЩУ, шейх горевал недолго.

    Меня продали. Как вещь, как ничтожное убогое создание, не способное чувствовать. Может, я, и правда, уже не способна чувствовать…

    Но теперь я здесь. По-прежнему без личности и настоящего имени, в плену у монстра, который в человеческом мире носит имя – Кай. Кай Стоунэм. И это именно тот человек, которого я унизила перед всем городом, написав о нем разоблачающую статью.

    Теперь я в его доме.

    Теперь я принадлежу Монстру.

    Мне хочется кричать и умолять о спасении, потому что я знаю, что он не остановится, пока не отомстит мне и не увидит то, как надломилась моя душа. – Лейла

    Слоган: Мы все полны своих демонов…

    Все имена и события в произведении вымышлены, любые совпадения с реальными людьми и событиями чистая случайность.

    Благодарности

    Спасибо моим редакторам, что скрупулезно вычитывают книгу. Мы стараемся для вас.

    Бесконечно и всем сердцем люблю вас, мои читатели. Вы все для меня бескрайний источник вдохновения и веры. Без вас я бы не написала очередной роман, без ваших комментариев, обратной связи и нереальной поддержки) Люблю вас! Будьте пожалуйста, счастливы.

    Пусть эта книга принесет вам эмоции, хотя я надеюсь, что все читали предупреждения, и понимают, ЧТО может быть в этой книге. Это не «легкое чтение». Пожалуйста, загляните в предупреждения еще раз и убедитесь в том, что вам по душе романы такого характера, чтобы и вы, и я избежали лишних нервных стрессов)

    Всех остальных я рада видеть здесь, и напоминаю, что данная книга «Демон внутри меня» является спин-оффом для романов «Прости мне мои грехи 1,2» и повествует о брате Коула Стоунэма — Кае. Роман можно читать без ПММГ, но полная картина происходящего будет только у тех, кто уже прочитал ПММГ, а таких большинство.

    ДЕМОН ВНУТРИ МЕНЯ

    «Мой враг

    «Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,
    Хочу я веровать добру.»

    С М.Ю. Лермонтовым многие знакомы как с автором грустных стихотворений о любви и одиночестве, а так же создателем первого психологического романа в истории русской письменности «Герой нашего времени». Однако поэмы великого таланта не менее занимательны. Среди произведений Лермонтова особенно выделяется поэма «Демон». Именно в ней воедино сплетены в одном сюжете многие любимые темы поэта – любовь, философские размышления о добре и зле, мифологические мотивы, доли психологизма и изображение природы.

    Мы знаем, что на творчество Лермонтова во многом повлиял талант английского писателя-романиста Байрона. А потому каждый новый герой, созданный Лермонтовым, романтик, а произведения близки к литературному направлению романтизм. В поэме «Демон» читатель знакомится с героем-изгнанником, а может и с героем-бунтарем. Мы видим нравственную борьбу в душе Демона и вне ее на протяжении всего чтения.

    Демон – очень сложная фигура в произведении. Его жизнь и судьба характеризуются трагизмом. Но в чем именно состоит трагизм главного персонажа? Для начала следует отметить, что Демон является существом из потустороннего мира, «духом изгнания». Являясь таковым, он не может быть добрым и светлым, напротив, герой «дух беспокойный, дух порочный». Демон злой и коварный дух, обладающий самыми необаятельными качествами характера: «и вновь в душе его проснулся старинной ненависти яд».

    Но не всегда Демон был таковым. Когда-то герой был ангелом, «верил и любил», не знал, что такое злость и уныние. Однако Демон был изгнан из рая и проклят, после чего ему пришлось блуждать по миру в полном одиночестве и бесконечной тоске. Многие столетия герой сеет зло. Ему так приелось это дело, что больше не вызывает никакого удовольствия: «он сеял зло без наслажденья», оно ему «наскучило».

    В душе главного персонажа живет тоска и глубокая печаль, от которой Демон страстно хочет избавиться. И приходит время, когда герой по-настоящему влюбляется в девушку Тамару, с которой, увы, он никогда не сможет быть вместе, пока находится в облике демона. Он предстает перед возлюбленной в образе красивого юноши, а спустя время добивается ее расположения, целует и … убивает своим отравленным поцелуем Тамару. Демон желает завладеть душой убитой девушки, но Ангел противиться этому и забирает Тамару в рай.

    В своей борьбе за радостное дальнейшее существование без одиночества и тоски Демон проигрывает.

    «И вновь остался он, надменный, один, как прежде, во вселенной без упованья и любви!»

    Таким образом, трагизм Демона состоит в желании избавиться от печали в душе и одиночества, но без возможности получить желаемое.

    Преступление и наказание лермонтовского Демона

    «Свобода Демона – это черта «сверхчеловека»: «врага небес», «царя познанья», «бича рабов земных»…Эта свобода делает его ВЛАСТЕЛИНОМ ЗЕМЛИ» . С этим высказыванием согласится, наверное, большинство читателей поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон». Весьма лестное для героя мнение! Оно кажется неоспоримым. Да и сам Демон убеждён, что земля отдана ЕМУ в безраздельное пользование, ведь Бог «занят небом, не землёй».
    Содержание поэмы, на первый взгляд, полностью подтверждает эту мысль: никто из «рабов земных» не в силах препятствовать деятельности злого духа. Ещё бы!
    …Пламень чистой веры
    Легко навек я залил них, —
    самодовольно заявляет Демон о представителях «толпы людской»… Как именно это происходит, подробно рассказывается в восточной повести. Говоря современным языком, на глазах читателя Демон даёт мастер-класс для «изгнанников, себе подобных»: он учит их правильно обращаться с «глупцами и лицемерами», своими потенциальными рабами.
    И первое, что предпринимает злой дух, — подталкивает к гибели жениха Тамары, побудив его пренебречь обычаем прадедов – помолиться у часовни:
    Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал:
    Он в мыслях, под ночною тьмою,
    Уста невесты целовал.
    Организовав таким образом для Тамары «день томительный несчастья», Демон является к ней, незримый, с утешительной речью. Героиня слышит «волшебный голос», полный любви и сострадания: «Дитя», «бедная дева», «ангел мой земной»! Стоит ли сокрушаться об участи погибшего? В раю, где бывший властитель Синодала пребывает,
    Небесный свет теперь ласкает
    Бесплотный взор его очей;
    Он слышит райские напевы…
    Уже было замечено, что вторая часть утешительной речи Демона выделена размером (хорей — вместо ямба первой и третьей части) , и, следовательно, заслуживает особого внимания читателя.
    На воздушном океане,
    Без руля и без ветрил,
    Тихо плавают в тумане
    Хоры стройные светил…
    Невольно вспоминается: «В небесах торжественно и чудно»… «Ночь тиха»…Свобода и покой, так любимые поэтом. Лечащая душу небесная гармония. Не совсем понятно только, зачем нужно говорить об очевидном:
    Средь полей необозримых
    В небе ходят БЕЗ СЛЕДА
    Облаков неуловимых
    Волокнистые стада.
    Облака никогда следов не оставляли, не оставляют и не будут оставлять! Однако в сочетании с призывом: «Будь беспечна!» и дальнейшими рассуждениями (во второй части поэмы):
    Что люди? что их жизнь и труд?
    Они прошли, они пройдут… —
    становится понятна мысль Демона: стоит ли беспокоиться о том, праведен твой поступок или грешен? Ведь всё пройдёт …без следа.
    Третья часть речи Демона, по сути дела, призыв – радуйся жизни! Наслаждайся гармонией земного мира, заворожённого «волшебным словом». Что это за слово? Кем оно сказано? Поэт снова отсылает нас к известному стихотворению: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу»… И слово это – любовь…
    Всё, что было сказано Демоном, так услаждает душу несчастной, так убаюкивает! И вполне могло бы быть произнесено …ангелом. Во всяком случае, Тамаре так хочется в это верить! Увидев в ту же ночь своего собеседника во сне и зная, что это не ангел («Венец из радужных лучей // Не украшал его кудрей»), она сама себе возражает:
    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик – о нет!
    Как будто существует какой-то третий вариант! Действительно, «детская непосредственность – одна из главных черт лермонтовской героини» .
    А Демон на этот раз молчалив, очевидно, чтобы не мешать Тамаре насладиться зрелищем своей «неземной красы». Да и взор, полный любви, красноречивее всяких слов.
    В уединённом монастыре, куда родные отвезли Тамару, Демон продолжает являться героине то в виде «знакомой речи», то в виде образа «без звука и следа».
    «Сиял он тихо, как звезда…» Ненавязчиво, но неотступно!
    Недаром сны её ласкали,
    Недаром он являлся ей
    С глазами, полными печали,
    И чудной нежностью речей.
    Действительно недаром! Когда Демон наконец предстаёт перед героиней лично, у него уже нет сомнений, что реестр его «рабов земных» пополнился ещё на одну единицу: «Она моя!» Но для окончательной победы Демону нужен поцелуй Тамары, т.е. не просто «тоска и трепет», а действие, причём действие осознанное — героиня (монахиня!) должна понимать, в чью пользу оно совершается.
    Разговор Тамары с Демоном можно назвать диалогом только с большой натяжкой. Это несколько вопросительных реплик Тамары и три, один длиннее другого, монолога Демона.
    Действовать следует очень осторожно, и поэтому в своём первом монологе на прямой вопрос Тамары: «Кто ты?» — Демон отвечает …комплиментом («Ты прекрасна!»). Но героиня не унимается, и злой дух начинает плести тонкую паутину лести. С одной стороны, он подчёркивает своё всемогущество:
    Я тот, чей взор надежду губит;
    …………………………………
    Я бич рабов моих земных,
    Я царь познанья и свободы…
    С другой – заявляет о преклонении перед Тамарой, о готовности отказаться от своей безграничной власти ради любви к ней:
    И, видишь, – я у ног твоих!
    ……………………………..
    Я раб твой, — я тебя люблю!
    Лишь только я тебя увидел –
    И тайно вдруг возненавидел
    Бессмертие и власть мою.
    Да, наш герой — не ангел: «Я враг небес, я зло природы». Но причина-то этого: «Я тот, кого НИКТО НЕ ЛЮБИТ…» И Демон предлагает Тамаре примерить благородную роль миссионерки:
    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом.
    Твоей любви святым покровом
    Одетый, я предстал бы там,
    Как новый ангел в блеске новом…
    Для совершения этого чуда Тамаре достаточно посочувствовать Демону и выслушать его:
    О! выслушай – из сожаленья!
    ………………………………..
    О! только выслушай, молю…
    И Тамара слушает. Результат – она уже верит Демону и не сомневается в его любви: «Скажи, зачем меня ты любишь?» Парадокс в том, что сама она этого не осознаёт, хотя вполне отдаёт себе отчёт в том, КТО её собеседник:
    Оставь меня, о ДУХ ЛУКАВЫЙ!
    Молчи, НЕ ВЕРЮ я ВРАГУ…
    Однако совсем скоро враг превращается в друга:
    Кто б ни был ты, МОЙ ДРУГ СЛУЧАЙНЫЙ, —
    Покой навеки погубя,
    Невольно я с отрадой тайной,
    СТРАДАЛЕЦ, слушаю тебя.
    Вы удивлены такой переменой? Но жалобы Демона на одиночество и пытку «думы неизбежной» во втором монологе так искренни, так трогательны! А «отраду тайную» можно объяснить лишь удовольствием, которое доставляет Тамаре мысль о том, что именно она не только избавит героя от страданий, но и вернёт его «добру и небесам». Однако вполне насладиться этой мыслью Тамаре мешают сомнения:
    Но если речь твоя лукава,
    Но если ты, обман тая…
    На одной чаше весов – знание: кто есть кто; на другой – заманчивая перспектива высокой миссии. Срочно нужно положить на вторую чашу что-либо весомое, существенное. И Тамара требует …клятв и обещаний:
    Клянися мне…от злых стяжаний
    Отречься ныне дай обет.
    И Демон клянётся (кто бы сомневался!). С жаром и пафосом. Вообще клянутся тем, что дорого больше всего на свете, чем придётся пожертвовать в случае, если клятва будет нарушена. Для Демона одинаково «дороги» первый день творенья и его последний день, торжество правды и позор преступленья, небо и ад. Только Тамара может не видеть, что все клятвы, с которых начинается третий монолог Демона, – заведомая ложь. А вот читателя автор поэмы уже предупредил, что к клятвам следует относиться снисходительно. Говоря о красоте Тамары в первой части произведения, он восклицает:
    Клянусь полночною звездой,
    Лучом заката и востока,
    Властитель Персии златой
    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока…
    ………………………….
    С тех пор, как мир лишился рая,
    Клянусь, красавица такая
    Под солнцем юга не цвела.
    Было бы понятно, если бы эти слова произнёс Демон. Но как смертный человек может знать, какое око целовал и какое не целовал каждый из земных царей даже пару тысяч лет назад?!
    А вот злому духу известно всё, в том числе и сомнения, которые испытывала Тамара перед несостоявшейся свадьбой. Тогда её пугала
    Судьба печальная рабыни,
    Отчизна, чуждая поныне,
    И незнакомая семья.
    Известно и её отношение к монастырской жизни:
    Пусть примет сумрачная келья,
    Как ГРОБ, заранее меня…
    Демон использует это знание, создавая иллюзию сочувствия героине:
    Нет! не тебе, моей подруге,
    Узнай, назначено судьбой
    Увянуть молча в тесном круге,
    Ревнивой грубости рабой…
    ……………………………..
    Печально за стеной высокой
    Ты не угаснешь без страстей,
    Среди молитв, равно далёко
    От божества и от людей.
    Заканчивается монолог банальными обещаниями дать Тамаре власть («И будешь ты царицей мира») и богатство («Чертоги пышные построю // Из бирюзы и янтаря»); кое-что «царь познанья» прибавляет и от себя: «Пучину гордого познанья // Взамен открою я тебе». Мы не знаем, что ещё говорил Демон:
    Соблазна полными речами
    Он отвечал её мольбам.
    Нам известен итог: Тамара гибнет. «Злой дух торжествовал», предвкушая заполучение ещё одной души. И какой! О душах таких людей, как наша героиня, посланник неба говорит:
    Творец из лучшего эфира
    Соткал живые струны их,
    Они не созданы для мира,
    И мир был создан не для них!
    Не следует ли из этих строк, что эти чистые души обречены на гибель? Почему не оправдались надежды Тамары, отправляющейся в монастырь: «Там защитит меня спаситель»?
    Что могло спасти героиню? Очевидно, то, что спасло её душу после смерти. Почему во время первой встречи после заявления злого духа:
    Здесь больше нет твоей святыни,
    Здесь я владею и люблю, —
    Ангел молча удаляется? Почему в конце поэмы (после поцелуя!) посланник рая одерживает победу? Ответ очевиден: в момент, когда «судьба грядущего решалась»,
    К груди хранительной прижалась,
    МОЛИТВОЙ ужас заглуша,
    Тамары грешная душа.
    Беда Тамары в том, что душа её только сейчас открылась для Всевышнего. Ни во время первой встречи с Демоном, ни когда–либо впоследствии при жизни героини МОЛИТВА НЕ ЗВУЧИТ! Даже в монастыре, когда
    Перед божественной иконой
    Она в безумье упадёт
    И плачет…
    Даже тогда
    …в ночном МОЛЧАНЬЕ
    Её тяжёлое рыданье
    Тревожит путника вниманье…
    А когда Тамара спохватывается и вспоминает о Боге («святым захочет ли молиться»), у неё уже нет сил избавиться от губительной зависимости:
    Творец… Увы! я не могу
    Молиться… гибельной отравой
    Мой ум слабеющий объят!
    Так что не один удалой жених презрел «обычай прадедов своих» — в трудную минуту обратиться за помощью к Всевышнему. А между тем, и властитель Синодала знал, и каждый путник знает силу усердной молитвы:
    И та молитва сберегала
    От мусульманского кинжала.
    Нужно только ВОВРЕМЯ
    …наважденье духа злого
    От грешной мысли отогнать, —
    как делает это «сторож полуночный», когда «нечестивое сомненье // Проникло в сердце старика», услышавшего «минутный крик и слабый стон» Тамары.
    «Мечтанья злые – Божья казнь», — вразумляет Арсения игумен из «Боярина Орши». Дорого пришлось заплатить Тамаре за своё неведение. И лишь когда «с одеждой бренною земли // Оковы зла с неё ниспали», героине открывается истинное лицо её прежней мечты:
    Пред нею снова он стоял,
    Но, Боже! – кто б его узнал?
    Каким смотрел он злобным взглядом,
    Как полон был смертельным ядом
    Вражды, не знающей конца, —
    И веяло могильным хладом
    От неподвижного лица.
    О дальнейшей судьбе злого духа в поэме сообщается:
    И проклял Демон побеждённый
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!..
    Автор опять говорит об очевидном! Демон что мог остаться не один? Или мог обрести «упованье и любовь»?
    Может быть, и мог… Ведь было время, когда он «ВЕРИЛ и ЛЮБИЛ, СЧАСТЛИВЫЙ первенец творенья». И если бы не жажда познания… Но неужели Демон действительно наказан за то, что хотел «всё знать, всё чувствовать, всё видеть»? Конечно, нет. Он пострадал (как и человек) за то, что поставил познание выше любви и веры. И получил то, к чему стремился, — «пучину гордого познанья». А дальше что? «Веков бесплодных ряд унылый» (познавать-то больше нечего!), пытка «думы неизбежной» и тщетные попытки «незабвенное забыть». Нет, не случайно первое слово в поэме и первая характеристика Демона – «печальный».
    Впрочем,
    была МИНУТА,
    Когда казался он готов
    Оставить умысел жестокой.
    И были слёзы в глазах нашего героя, растроганного песнью Тамары и, в особенности, мыслью о том, что один из прежних друзей со страдальцем
    Вновь повидаться захотел,
    Сюда украдкою слетел
    И о былом ему пропел,
    Чтоб усладить его мученье?..
    Ещё одна такая минута и … Однако реальная встреча с Ангелом оказалась слишком далека от той, которую нарисовал Демон в своём воображении. Конечно, никому не нравится, когда его обвиняют! Но неужели страдания из-за мелкого укола по самолюбию — слишком большая цена за жизнь Тамары и примирение с Богом (ведь херувим – лишь ПОСЛАННИК рая, т.е. проводник воли Всевышнего)?! Увы, протекшие века ничему не научили несчастного. Не оттого ли так грустны глаза Ангела… Знающий всё не знает самого главного: дерзость его БЕЗУМНА.
    Кроме того, герой не случайно сравнивает себя то с «повреждённой ладьёй», плывущей «не зная назначенья», то с «отрывком тучи громовой», летящей «без цели и следа, // Бог весть откуда и куда». Не знает Демон и ответа на вопрос: в чём смысл его существования?
    Прочитаем внимательно заключительную часть произведения. Мы видим на месте замка Гудала «зубцы развалины старинной». Вероятно, превратился в развалины и тот храм, у стен которого была похоронена Тамара. Во всяком случае, «…над семьёй могильных плит // Давно никто уж не грустит». Однако
    Услыша вести в отдаленье
    О ЧУДНОМ храме в той стране,
    С востока облака одне
    Спешат толпой НА ПОКЛОНЕНЬЕ…
    Что же в нём «чудного», в этом храме? Неужели то, что когда-то он был построен на средства, добытые грабежом?
    Один из праотцев Гудала,
    Грабитель странников и сёл,
    Когда болезнь его сковала
    И час раскаянья пришёл,
    Грехов минувших в искупленье
    Построить церковь обещал…
    Потомки грабителя выполнили его обещание. Более того, когда «меж снегов Кавказа // Поднялся одинокий храм», изъяли останки преступника из земли
    И кости злого человека
    ВНОВЬ упокоилися ТАМ…
    Рифма ХРАМ — ТАМ заставляет думать, что останки «злого человека» были помещены не где-нибудь, а именно …в храме (!) А те, кто сотворил это кощунство, в своё время были захоронены у стен церкви:
    И превратилася в кладбище
    Скала, родная облакам…
    Потомки преступника не только воспользовались награбленным, но и окружили зло ореолом святости, обожествили зло. Пришло время, и свершилось неизбежное:
    На беззаботную семью
    Как гром слетела Божья кара.
    Род Гудала прекратил своё существование. «Грехов минувших в искупленье» отдана жизнь Тамары. Оттого и храм, у стен которого она похоронена, теперь «чудный». А Демон в этой истории – «необходимое лицо пятого акта». Он лишь «играл роль топора в руках судьбы». И «Тамара гибнет… из-за отведённой ему в мироустройстве роли и функции губителя»
    В последний раз злой дух появляется в поэме сопровождаемый эпитетом «надменный» (от глагола «дуть») . Знающий всё герой не догадывается, до какой степени всемогущество его дутое, и, вероятно, в простоте душевной продолжает думать, что он – «существо… не просто стремящееся к свободе, но и взявшее её себе по праву сильного» . Наивный!
    Литература
    1. Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах / Сост. и комм. И. С. Чистовой.. — М.: Правда, 1988. (Т. 1.: Стихотворения, поэмы; Т. 2.: Драмы, проза)
    2.Логиновская Е. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». – М., «Художественная литература», 1977.
    3. Лермонтовская энциклопедия. «Демон». http:dc.academic.ru
    4 Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964
    5. Ремнёва М.Л. и др. Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия».
    http://tezaurus.oc3.ru
    6. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В., Краткий этимологический словарь русского языка. М., Просвещение, 1975, с.281