День ангела и тезоименитство

Содержание

Именины. Христианские имена

Христианские мужские имена:
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Христианские женские имена:
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х

  • Азы православия. Именины
  • Как правильно дать имя ребенку?
  • Какое имя выбрать новорожденному
  • Именины игумен Силуан (Туманов)
  • Книги об именах
  • Поиск имён

Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Рекомендуем молитвы ко святым.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Что такое день ангела и именины? В чем разница?

Многие верующие задаются вопросами, в чем разница между днем ангела и датой именин и есть ли она вообще. Мы постараемся разъяснить, что такое день ангела и по какому именно принципу определяется его дата.

Имянаречение и именины

Согласно христианскому вероучению, к каждому крещеному человеку приставлен ангел-хранитель. Считается, что ангелами-хранителями становятся святые после смерти. Именно их имена и содержатся в святцах, согласно которым и нарекают младенца во время обряда крещения.

Именинами называют день, в который чтят память определенного святого, в чью честь нарекли человека при крещении. Лишь монахи являются исключением – они отмечают день того святого, чье имя получили, принимая постриг.

Именины – это, по сути, и есть день ангела. Также днем ангела некоторые называют день, в который проводится обряд крещения, при этом дата может и не совпадать с днем почитания святого, чье имя получил человек.

В церковном календаре каждый день в году посвящен почитанию какого-либо святого (нескольких святых в большинстве случаев). Например, в день именин Екатерины, 7 декабря, день ангела празднуют также Александр, Алексей, Григорий, Евгений, Иван, Марк, Михаил, Порфирий, Митрофан и Корнилий. Узнать, когда именно у вас именины, проще простого. Вам нужно будет просто поискать в церковном календаре имя ангела-хранителя, которое вы носите.

День ангела имеет большое значение для многих верующих. Считается, что в официальный день рождения появляется только тело человека, а его душа рождается именно в день почитания святого, чьим именем его нарекли. Поэтому некоторые христиане не празднуют день рождения, но с трепетом относятся к именинам.

Имя при крещении

По православным канонам имя должно даваться младенцу через 8 дней после его появления на свет и выбираться исходя из того, память каких святых чтят в этот день. Например, если ребенок родился 11 января, то мальчика можно назвать Вениамином, Георгием, Иваном или Фаддеем, а девочку – Анной, Варварой, Евдокией или Натальей. Однако эти правила редко соблюдаются. Обычно священнослужитель читает молитву о наречении непосредственно перед крещением. К тому же далеко не всех родителей устраивает столь узкий выбор имен, привязанных к определенной дате, поэтому очень часто день рождения ребенка и день его именин – это совершенно разные даты.

Проблемой еще может стать и то, что подобрать имя по дате рождения в святцах иногда не представляется возможным. Например, 1 января чтят память только святых мужчин, ни одного женского имени в церковных книгах в этот день нет. Поэтому придется выбирать одно из имен святых, день памяти которых приходится на ближайшие даты.

Иногда родители сами выбирают имя, а потом в святцах ищут день именин. К примеру, если мальчика хотят назвать Андреем, то обряд крещения могут назначить на 13 июля – день апостола Андрея Первозванного, если девочку решили назвать Ириной, то с крещением можно подождать до дня памяти великомученицы Ирины Македонской – 18 мая.

Разумеется, в святцах не содержатся абсолютно все существующие имена, а учитывая то, что родители все чаще называют своих детей редкими или иностранными именами, которых в святцах точно не найти, приходится подбирать другое. Чаще всего в церковной книге просто ищут имя, наиболее созвучное тому, которым нарекли ребенка родители. Например:

  • Полина – Аполлинария;
  • Арина – Адиадна, Марина или Ирина;
  • Жанна – Иоанна;
  • Тимур – Тимофей;
  • Илона – Илария;
  • Станислав – Святослав;
  • Алиса — Александра или Елизавета;
  • Артур – Артемий;
  • Алина – Инна, Ангелина или Елена;
  • Мирослава – Миропия или Мария;
  • Дина – Евдокия;
  • Анжелика – Ангелина;
  • Ратмир – Роман.

Но не всегда выбор основывается на принципе созвучности, ведь созвучных имен в святцах может попросту не оказаться. В таких случаях ребенку при крещении дают имя, которое ближе всего по значению. Наиболее частые варианты:

  • Богдан означает “Богом данный”. Наиболее близкое к нему по значению имя в святцах – Феодот, ведь переводится с греческого точно так же.
  • Светлана означает “светлая”. Это имя появилось только в позапрошлом веке, тогда же и получило широкое распространение, поэтому в святцах его нет. Светлану при крещении нарекают Фотинией в честь преподобной Фотинии Палестинской или мученицы Фотинии Самарянки, ведь это имя имеет такое же значение.
  • Раиса в переводе с греческого означает “легкая”. В святцах упомянута только одна святая с похожим по смыслу именем – Ираида.
  • Злата, как нетрудно догадаться, означает “золото”. Это имя было широко распространено среди славян, но в христианских источниках не упоминается ни одного похожего, поэтому Злату крестят как Хрису.

Разобравшись, что такое день ангела, обряд имянаречения, верующий человек сможет осознать важность дня именин, ведь как раз в этот день была рождена его душа, которую бережет ангел-хранитель, чье имя он получил во время обряда крещения.

Чем отличаются день рождения от именин и дня ангела?

«День рождения — день, когда человек рождается физически. День именин — день духовного рождения, когда человек принимает таинство святого крещения и нарекается именем (отсюда и происходит слово «именины») определённого святого, который становится его небесным покровителем, — рассказал «АиФ» протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках. — Наши православные предки не задавали вопрос: «Как вас зовут?», а спрашивали: «Как ваше святое имя?» После крещения у человека появляется как святой покровитель — допустим, благоверный князь Александр Невский или великомученица Татьяна, — так и ангел-хранитель. Поэтому именины ещё называют днём ангела. Именины празднуют в день памяти святого, чьё имя человек носит. ​

У многих именины и день рождения либо совпадают, либо их разделяет небольшой отрезок времени. Это объясняется тем, что по традиции при крещении ребёнка выбирают имя того святого, чей день памяти отстоит на несколько дней до или после дня рождения младенца. Хотя, если родители, например, хотят назвать сына в честь святого князя Даниила Московского, а ребёнок появился на свет на полгода раньше дня памяти святого, не возбраняется назвать мальчика Даниилом и крестить его с этим именем.

Бывает, что паспортные данные отличаются от имени, данного при крещении. Так, ко мне в храм пришёл креститься Эдуард — этого имени в святцах нет. Узнав об этом, он застенчиво улыбнулся и сказал, что всю жизнь хотел, чтобы его звали Ваней. И я его покрестил с именем Иоанн».

Именины – очень важное событие для верующего человека. Воцерковленные люди отмечают этот праздник наряду с традиционным днем рождения, тем самым почитая святого, по имени которого были крещены. Подробнее о том, что такое тезоименитство в православии, читайте далее.

Значение имени для христиан

Традиция нарекать детей, как только они появились на свет, существует не одно тысячелетие. Для наших предков в первую очередь это служило отличительным знаком среди других членов социума. Также имя определяло социальное положение и статус носителя. Сегодня это ярко иллюстрируют церковные имена, которые принимают священнослужители, обретая тот или иной сан.

Именины – очень важное событие для верующего человека

Нарекая ребенка, его родители как бы предопределяют дальнейшую судьбу малыша. Если имя выбрано правильно, жизненный путь будет легким, а человек проживет свой век рука об руку с божьей благодатью и удачей.

Ранее детей называли только по имени святого, в день которого ребенок родился. Православные христиане придают этой традиции особый сакральный смысл, ведь во время крещения происходит установление связи между душой и Всевышним. Обретая имя небесного тезки, малыш получает некоторые его личностные черты, а также идет по жизни похожим путем.

Что такое тезоименитство

Празднование именин в России начало возрождаться совсем недавно. Сегодня это торжество называют необычным словом «тезоименитство», или день ангела. Подобная традиция очень много значит для христиан, ведь она приближает человека к Богу и напоминает ему о необходимости вести праведную жизнь.

Отличие именин от дня ангела

Хотя многие верующие отождествляют эти два понятия, между ними все же существует разница. Основное различие кроется в первоначальном смысле праздников. Так, тезоименины предполагают почитание святого, по имени которого был назван человек. Отмечают их, как правило, в день памяти Божьего угодника. А вот день ангела является календарной датой, когда ребенок был крещен по церковным обычаям.

В православии именины считаются более весомым событием, чем традиционный день рождения. Малыш, нареченный во время таинства крещения, обретает ангела-хранителя и святого заступника, который до конца жизни будет оберегать своего подопечного, ограждать от зла, а также ходатайствовать перед Всевышним.

Отличие в праздновании дня рождения и именин

Дата именин

На заре становления христианства тезоименитство совпадало с датой крестин. Ничего странного в этом нет, так как ранее принято было совершать таинство крещения на восьмой день после рождения и называть ребенка строго по святцам. Много позже люди стали отходить от этой традиции, нарекая детей без привязки к церковному календарю.

Днем именин считается первая после дня рождения человека дата поминовения святого, в честь которого тот был назван. Если наречение не связано ни с каким Божьим угодником, по церковному календарю просто находят похожего небожителя, чей день памяти находится ближе всего к фактической дате рождения.

Если посмотреть святцы, можно заметить, что у большинства святых несколько дат поминовений в году. Эти дни принято считать малыми именинами и отмечать их наряду с тезоименитством.

Дата именин для женщин

Имя для крещения

Чаще всего во время совершения таинства в церковной метрике записывают имя, данное малышу родителями. Однако, если следовать православной традиции, подходящий вариант лучше выбрать из святцев, назвав ребенка во славу Божьего угодника, поминаемого в эту дату. Как правило, для мальчиков выбор больше, а потому девочек нарекают либо схожим мужским именем, либо в честь святой, которую поминают ближе к фактическому дню рождения малышки.

Случается, что имя, данное родителями, отсутствует в святцах. Тогда ребенка называют созвучным церковным аналогом. Некоторые верующие специально нарекают детей разными именами, чтобы защитить их от дурного глаза или порчи. Также дозволяется крестить ребенка именем, если оно христианское, но не православное.

Видео «День ангела и именины: в чем разница?»

В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает, чем отличается день ангела от именин.

Празднование именин

Тезоименитство – это не просто праздник, а почитание святого угодника, своего покровителя, во славу которого человек был назван. Именно поэтому к празднованию этого дня с давних времен относились очень серьезно.

Древнерусские традиции

О том, какие традиции были у наших предков, можно увидеть из истории уже крещенной Руси. Первые упоминания о них датируются XVII столетием. Это не были веселые гуляния, так как верующие видели в дне ангела глубокий духовный смысл. Люди понимали, что отмечая именины, они чествуют Божьего угодника и свою связь со Всевышним.

День тезоименин начинался с семейного похода в храм, чтобы перед образом покровителя провести церковную службу о здравии. По окончании молебна все члены семьи прикладывались к иконе святого угодника и ставили свечи. Далее они отправлялись домой, где устраивали праздничный обед. На него принято было приглашать не только ближайших родственников, но также друзей, а иногда даже соседей. Гостей чествовали праздничными блюдами, завершая трапезу подачей именинного пирога.

Бывало, что день ангела выпадал на пост. Тогда торжество переносили на дату, следовавшую за окончанием говения.

Дата именин для мужчин

Послереволюционное празднование

С приходом коммунистической власти церковь подверглась серьезным гонениям, и православные традиции стали понемногу забываться. В первые десятилетия ХХ столетия даже были попытки заменить тезоименитство на посвящение в октябрята, пионеры или комсомол. Однако истинно верующие христиане даже в эти тяжелые времена не забывали отмечать именины – они дарили друг другу открытки или отправляли поздравления с днем ангела.

После распада Советского Союза церковь начала возрождаться, а вместе с ней и устоявшиеся веками традиции. Сегодня празднованием именин уже никого не удивишь, так как современные люди продолжают активно тянуться к своим истокам.

Лучшим подарком на тезоименитство считаются предметы, помогающие человеку развивать духовность и укреплять веру. Так, в день ангела принято дарить:

  • иконы святого угодника, по имени которого был назван именинник;
  • Евангелие или Библию;
  • молитвенные свечи;
  • ладанки.

Хорошим подарком будет поездка к православным святыням или экскурсия по святым местам. Совет автораИконы святых угодниковЕвангелие или БиблияЛаданки

Тезоименитство церковнослужителей

Именинами для священнослужителей считается дата обретения сана или церковного имени. Обычные служители церкви отправляют торжественное богослужение во славу своего небесного покровителя по месту. А вот высшие чины (митрополиты или патриархи) совершают литургию в главном храме города.

Священнослужителям также принято дарить подарки на тезоименитство. Все они должны иметь церковный смысл. Это может быть:

  • православная литература;
  • святые образы;
  • утварь для проведения таинств;
  • ткани для риз.

С древних времен имя человека имело огромное значение в его жизни. Данное при рождении, оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Именно поэтому к выбору нужно подходить осознанно и нарекать ребенка правильным именем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

День Ангела и именины – праздники, которые на слуху у каждого, но очень мало кто сегодня отмечает их должным образом. В народном сознании именины давно уже отождествляются с днем рождения. «Именинником» мы называем того, кто отмечает свое взросление на еще один год. Дети развлекаются игрой в известную игру «Каравай», где все они поют: «На именины испекли мы каравай». Верующие, конечно, помнят, когда у них и их родных день Ангела, но зачастую ограничиваются лишь устными поздравлениями. Тогда как еще 150 лет назад в России празднования этих дат были окружены множеством традиций, сохранившихся сегодня только в фольклорном наследии.

Что такое именины

Чтобы понять, что такое именины, сначала надо разобраться с тем, как именно давали детям крестильное имя. Теоретически у родителей был выбор, как назвать ребенка, сразу из трех дат:

  • непосредственно день рождения;
  • по традиции, т. е. давать имя на восьмой день от родов;
  • сороковой день от рождения (когда ребенка приносили в храм и крестили).

На практике обычно называли малыша по тому, какой святой праведник покровительствовал дню его крещения. Покрестили сына, например, в день Василия Великого – Василием его и называли. Считалось, что так угодно Господу, а этот день был духовным рождением нового православного человека.

Именины – день, когда человека покрестили и определили ему духовного святого покровителя. Они на Руси почитались, отмечались с большим вниманием и почтением, а традиции отмечать день появления на свет не было.

День Ангела

Что же такое день Ангела? Хотя само по себе это понятие не ново, смысл его претерпел некоторые изменения с течением лет. Для того чтобы разобраться в вопросе, нужно понять концепцию святого покровителя.

Считалось, что тот праведник, в день которого родился человек, будет сопровождать его всю жизнь, направляя в тяжелые моменты и оберегая от бед. Естественные для течения веков трансформации постигли и это понятие, вследствие чего святой покровитель стал в народном сознании отождествляться с ангелом-хранителем. Однако православная Церковь имеет другой взгляд на данный вопрос. Канонически считается, что ангел-хранитель – невидимый людям духовный наставник, служащий силам добра, которого Бог назначает каждому человеку при рождении. При этом имени нашего личного хранителя знать мы не можем, соответственно, со святым покровителем они – разные личности.

В современности это понятие снова претерпевает изменения. Детей называют уже не по церковному календарю, а по собственному желанию. Часто имя ребенка не совпадает с покровителем дней его рождения или крещения, поскольку было выбрано совершенно бессистемно. Мало кто из современных людей, рожденных в последние три десятка лет, знает конкретную дату, когда его крестили. Если раньше именины и день Ангела были синонимичными терминами, то сегодня отмечать память последнего можно совсем в непредсказуемую дату. Ведь не все Татьяны родились 25 января, при этом не всем девочкам, рожденным в эту дату, дают имя Татьяна.

Так что сегодня день Ангела – это та дата, в которую Церковь вспоминает вашего святого покровителя. При этом необязательно она совпадает с именинами. Более того, этот праздник может быть не один в году! У многих святых, помимо личных памятных дат, есть также и соборные. Например, мужчины, названные в честь Сергия Радонежского, могут отмечать день Ангела 8 октября (преставление), 18 июля (обретение мощей) и 6 июля (собор Владимирских святых).

Разница между именинами и днем Ангела

Внимательно проанализировав вопрос, несложно выяснить разницу этих двух понятий. Долгое время они были тождественными. Более того, для русского человека, живущего за три века до нас, «ангел» ассоциировался с ангелом-хранителем и соборным праздником «небесных бесплотных сил», а святой покровитель был отдельной личностью.

Но сегодня все иначе. Смысл понятий путается. Мы поздравляем человека с именинами в день его физического рождения, т. е. появления на свет. Именинами называют любую дату памяти святого покровителя. В историческом и традиционалистском контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом.

Сегодня уместно говорить об именинах тех людей, которых назвали не бессистемно, а в соответствии со Святцами, или тех, у кого собственное и крестильное имя различается (например, Дина, ведь по Святцам ее покровительницей будет Евдокия). Те же люди, чьи имена никак не совпадают с датой крестин, отмечают день Ангела (своего покровителя). Дата эта может на несколько месяцев отставать от конкретного события (рождения ребенка).

На практике эти понятия остаются синонимами, и мало кто понимает их разницу.

Как праздновали именины на Руси

Традиции празднования именин сочетали в себе как бытовые обрядности, так и церковные. Посещение храма было обязательным. С самого утра именинник отправлялся в церковь, чтобы помолиться хранящему его святому и причаститься. В храм он шел не один, а с родственниками. Те заказывали молебен за здравие, также ставили свечи у иконы покровительствующего праведника.

Одной из основных бытовых традиций было приготовление караваев. Отсюда и корни у известной детской игры, упомянутой в начале статьи. Большие пироги оригинальной формы обязательно были с начинками, а сверху украшались именем виновника торжества. Их разносили или отсылали близким и друзьям, обязательно посещали дома крестных отца и матери. Для них были подготовлены самые большие и красивые пироги.

А вечером все приглашенные друзья и родственники собирались в доме, чтобы отпраздновать именины. Во главе стола обязательно стоял большой каравай с начинкой из изюма. Сегодня эта традиция вылилась в обычай ставить на стол праздничный торт со свечами. Пирог разламывали над головой именинника, осыпая его изюмом. Гости говорили: «Чтобы на тебя так золото сыпалось». Именно так желали человеку достатка в семье.

День рождения

Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт. Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей). Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.