Доколе буду терпеть вас

Глава XVII

Мф.17:1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата Его, и возвел их на гору высокую одних,362

Мы уже неоднократно говорили, почему Петр, Иаков и Иоанн в некоторых евангельских местах отделяются от прочих или какое преимущество имеют они перед другими. Теперь спрашивается, каким образом Он взял их и повел отдельно от других на высокую гору спустя шесть дней, когда евангелист Лука (Лк.9:28) указывает восьмидневный промежуток? Но ответ не представляет затруднений, потому что здесь указываются только средние дни, а там к ним присоединяется и первый, и последний, потому что не говорится: «Спустя восемь дней взял Иисус Петра и Иакова и Иоанна», а: «в день восьмой».363 Возвести учеников в горнее относится к царствованию (pars regni est). Возводятся они отдельно от других, потому что много есть званных, но мало избранных (Мф.20:16; Мф.22:14).

Мф.17:2. И преобразился пред ними.

Он явился апостолам таким, каким будет364 во время суда. А слова евангелиста: «Преобразился пред ними» пусть никто не понимает365 в том смысле, что Он утратил прежний вид и лицо или утратил действительное тело (veritatem corporis) и принял тело или духовное, или воздушное; а как Он преобразился, это показывает евангелист, говоря:

И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

Там, где делается указание на сияние лица, и описывается блеск одежды, не уничтожается сущность, а только изменяется внешнее прославление. «Просияло лице Его, как солнце». Несомненно, что Господь преобразился в тот славный вид (еа gloria), в котором впоследствии Он придет366 в Царстве Своем. Преображение присоединило сияние, но не устранило Его лица. Но предположим , что тело Его сделалось духовным, разве одежды Его изменились, когда они стали светлыми настолько, что, – как у другого евангелиста говорится, – так «на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3). Но то, что на земле может сделать белилыцик пряжи, телесно и подлежит осязанию, а не духовно и воздушно, – что только вводит в заблуждение глаз и созерцается только в видении.

Мф.17:3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

Когда книжники и фарисеи испытывали Его, прося знамения с неба, Он не хотел им дать, но отверг нечестивое требование благоразумным ответом. А здесь, чтобы умножить веру апостолов, Он дает знамение с неба, когда Илия сходит оттуда, куда взошел, и когда Моисей восстал из преисподней. И Ахаз через Исайю получает повеление, чтобы он просил себе знамение с неба (de excelso) или из ада (Ис.7:3)367, потому что слова: «Явились им Моисей и Илия, беседующие с ними», приводятся и в другом Евангелии, как возвещающие «им» то, что Он должен368 претерпеть в Иерусалиме (Лк.9:31).369 Здесь показываются закон и пророки, которые непрестанно повторяющимся пророчествами провозвестили как страдание Господа, так и воскресение Его.

Мф.17:4. А Петр со своей стороны (respondens) сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть.

Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте.

«Если хочешь, то мы устроим здесь три палатки» : Тебе – одну, Моисею – одну, и одну Илии». – Ты, Петр, заблуждаешься, как об этом свидетельствует и другой евангелист. Ты не знаешь, что говоришь (Лк.9:33).370. Не проси о трех палатках, потому что есть один покров Евангелия, в котором повторено содержание закона и пророков. Но если уже ты ищешь три покрова371; то не соединяй в одно372 рабов с Господом, а устрой три палатки373, – и именно: одну – Отцу, – Сыну, и – Святому Духу, чтобы в твоем сердце был один общий покров для Тех, Божество Которых едино.

Мф.17:5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Так как Петр неразумно спрашивал, то и не заслуживает ответа от Господа; но вместо Сына отвечает Отец, так что оправдывается (compleretur) слово Господа: «Я не высказываю свидетельства о Себе, но Отец, Который Меня послал, Сам дает свидетельство о Мне» (Ин.5:37)374. А показывается сияющее облако и покрывает их тенью, чтобы желавшие плотского покрова из ветвей и полотна покрылись тенью светлого облака. Так же слышится с неба и голос говорящего Отца, которым Он и Сыну подает свидетельство, и Петра, подпавшего заблуждению, научает истине; притом еще через Петра375 говорит и прочим апостолам: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный»; для Него должно утвердить покров, Ему должно повиноваться. Он есть Сын, а они – рабы; и сами Моисей и Илия вместе с вами должны приготовить кров Господу в сокровеннейших глубинах сердца своего.

Мф.17:6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas ­­ хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих.

Мф.17:7. Но Иисус, приступив, коснулся их.

Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены .

И сказал: встаньте и не бойтесь.

Тех, которых он исцелил прикосновением руки, исцелил повелением: «Не бойтесь». Первоначально отгоняется страх, чтобы потом подать наставление.

Мф.17:8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

Для разума понятно то, что они, поднявшись, увидели только одного Иисуса; это для того, чтобы голос Отца не показался им сомнительным, если бы Моисей и Илия продолжали пребывать с Господом, Которому Он дал самое действительное свидетельство. Итак, после исчезновения облака они видят, что стоит Иисус, а Моисей и Илия исчезли: потому что после рассеяния тени закона и пророков, покрывавшей апостолов своим покровом, свет первого и последних (utrumque lumen) открылся в Евангелии.

Мф.17:9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

На горе было показано предварительное изображение будущего Царства и слава Торжествующего. Таким образом, Он не хочет, чтобы об этом провозглашалось среди народа и ради того, чтобы вследствие своего величия это не было невероятным в глазах народа, и ради того, чтобы грядущие376 крестные страдания после столь великой славы не возбудили соблазна в грубых душах.

Мф.17:10. И спросили Его ученики так: А что же книжники говорят, будто сначала должен придти Илия?377

Если бы мы не знали причины, почему ученики спрашивали относительно Илии, то их вопрос показался бы нам неразумным и необыкновенным. В самом деле, какое отношение имеет вопрос о пришествии Илии к тому, что выше описано. У фарисеев было предание, -на основании слов Малахии пророка, последнего из двенадцати, – что перед пришествием Спасителя придет Илия и обратит сердце отца к детям и детей к отцам и восстановит все в прежнее состояние (Мал.4:5). Итак, ученики думают, что это было именно преображение славы, которое они видели на горе, и говорят: «Если Ты уже пришел в славе, то каким же образом не является Твой предтеча», тем более, что они видели, что Илия удалился. А когда они прибавляют: «Книжники говорят, что сначала Илия должен придти»,378, то говоря: «сначала»,379 они показывают, что если Илия не приходил, то, согласно Писанию, – не совершилось еще и пришествие Спасителя.

Мф.17:11–12. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел.

Тот самый, который должен придти380 во второе пришествие Спасителя телесно, уже пришел ныне в лице Иоанна в духе и силе.

И не узнали его, а поступили с ним, как хотели.

То есть: отнеслись с презрением и обезглавили его.

Мф.17:13.381 : Так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Спрашивается: если Ирод и Иродиада умертвили Иоанна, то каким образом говорится, что они же распяли Иисуса, когда Он был умерщвлен книжниками и фарисеями? На это должно ответить кратко: как в умерщвлении Иоанна партия фарисеев выразила свое согласие, так и в распятии Господа высказалось согласие Ирода, который отослал Его к Пилату на распятие, посмеявшись над Ним и отнесшись к Нему с презрением.

Мф.17:15–16. Господи, умилосердись над сыном моим, потому что он – лунатик и тяжело страдает: он часто падает в огонь и часто в воду. И я приносил его к ученикам Твоим, но они не могли исцелить его.382

Выше мы сказали, по какой причине демон, наблюдая течение луны, наносит вред людям и стремится через тварь бесславить Творца. Но мне кажется, в переносном значении под лунатиком должно разуметь такого, который по временам (per horarum momenta) изменяется в отношении к порокам и не стоит твердо в начатом, но то усиливается, то ослабевает: то бросается в тот огонь, которым пылают сердца ведущих распутную жизнь (Ос.7), то в воды, которые не в силах угасить любви. Что касается слов: «Я приносил его к ученикам Твоим, но они не могли исцелить его», ими он открыто обвиняет апостолов, хотя невозможность исцеления зависит иногда не от бессилия исцеляющих, а от веры тех, которых нужно исцелить, как говорит об этом Господь: «Вера твоя спасла тебя» (Мк.5:34; Мк.10:52).

Это значит не то, что Он был побежден досадой, хотя (et) и кроткий и смиренный сердцем, который не открывает уст своих перед лицом стригущего его (Ис.53:7); не вспыхнул Он и гневом, наоборот, это значит то, что Он подобно врачу, который видит, что больного лечили вопреки его наставлениям, несогласно с ними, говорит: «Доколе я буду ходить в дом к тебе? доколе буду тратить усилия на твое лечение, когда я приказываю одно, а ты продолжаешь делать другое?» Итак, Он разгневался не на человека, а на порок, и через посредство этого одного человека обличил иудеев в неверии, так что сейчас же прибавил: «Принесите его ко Мне».384

Мф.17:17. : И запретил ему Иисус; и бес вышел из него: и отрок исцелился в тот час.

Не страдавший, а демон должен был подвергнуться запрещению. Впрочем, может быть и то, что Он запретил отроку, и вышел из него демон, так как страдавший отрок был угнетаем демоном вследствие своих грехов.

Мф.17:18. (19 и начало 20): Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам

Это то же, что Он говорит и в другом месте: «О чем вы ни будете просить во имя Мое с верою, то получите» (Ин.15:7).385 Итак, когда только мы не достигли прошения, причиной этого бывает не бессилие Того, к Кому обращена просьба, а386 виновность просящих.

Мф.17:19. : Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.

Некоторые полагают, что вера, сравниваемая с зерном горчичным, называется малой, когда сравнивает Царство Небесное с зерном горчицы; но в то же время апостол говорит: «Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять» (1Кор.13:2).387 Следовательно, вера, сравниваемая с зерном горчицы, велика. Перемещение горы указывается не в отношении той горы, которую мы видим плотскими очами, но той, которая была перемещена Господом из лунатика, потому что, когда Он говорит: «Скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет», Он имеет в виду демона. Поэтому те, которые стремятся доказать, что апостолы и все верующие в действительности имели не малую веру, должны быть изобличены в неразумии, потому что никто из них не переместил этой горы. В самом деле, ведь имеет значение не столько передвижение горы с одного места на другое и тщетное искание на показ чудесных знамений, сколько перемещение на пользу всех той горы, которая, по словам пророка, губит всю землю (Зах.4:7).

Мф.17:20. (21): Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Мф.17:21–23. (22, 23): Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Всегда Господь соединяет благоприятное с печальным; это для того, чтобы апостолы не устрашились, когда это печальное внезапно наступит, и чтобы они были движимы готовностью духа. Действительно, опечаливая их словами о том, что Он должен претерпеть смерть, Он должен был возбудить в них и радость, потому что в третий день восстанет. Затем их печаль, и глубокая печаль, проистекает не от неверия (напротив, они знали, что и Петр был исправлен, потому что мыслил не о том, что Божие, а о том, что человеческое), но от того, что они из любви к Наставнику не были в силах слышать о Нем что-либо неблагоприятное и унизительное.

Мф.17:24–25. Когда же пришли они в Капернаум , то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да.

После кесаря Августа Иудея была обложена податью, и все поименно были подвергнуты переписи; потому и Иосиф с Марией, родственницей своей, являлся в Вифлеем. Затем, так как Он был воспитан в Назарете (городе Галилеи, который был подчинен Капернауму), то по праву (more) требуют взноса подати; но требующие подати вследствие величия чудесных знамений не дерзают просить Его Самого, а обращаются скромно к ученику, или же с хитростью задают вопрос: даст ли Он дань, или же воспротивится воле Цезаря, как об этом мы читаем в другом месте: «Следует ли давать подать Цезарю, или нет» (Мк.12:14).388

«И когда вошел в дом, Иисус предупредил его, говоря».389

Просившие дидрахмы обращались к нему наедине; а когда он вошел в дом, Господь, прежде чем Петр сообщил Ему, спросил его, чтобы ученики не соблазнились требованием дани, ибо тогда увидели, что Он знает, о чем шло дело в Его отсутствии.

Мф.17:25–26. Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны.

Господь наш и по плоти, и по духу был сыном царя, т. е. и как рожденный от колена Давидова, и как Слово всемогущего Отца. Итак, как Сын Царей, Он не был обязан давать дань; но как принявший смиренную плоть Он должен был исполнить всякую правду. А мы, несчастные, носящие имя Христа и ничего достойного этого имени не делающие, ничего не воздаем Ему достойного Его имени и как бы царские дети освобождаемся от налогов, когда Он за нас и крест претерпел, и заплатил дань.

Я не знаю, чему удивляться прежде всего при чтении этого места: предведению или величию Спасителя. Предведению – потому, что Он знал, что в пасти рыбы есть статир и что эта рыба должна попасть на уду первой; а величию и силе Его – в том случае, если по слову Его в то же самое мгновение создан был статир, и если Он словом Своим сделал то, что должно было390 быть. Но в таинственном значении мне кажется, что под этой рыбой должно видеть Того, Который взят первым, который находился в глубинах моря и проводил время в соленых и горьких пучинах для того, чтобы через второго Адама освобожден был первый Адам. А то, что находится в устах его, т. е. в исповедании, отдается за Петра и Господа. И этот самый дар есть дар совершенный; но, он разделен , потому что за Петра уплачивается цена как за грешника; Господь же наш греха не сотворил и в устах Его не оказалось хитрости (Ис.53:9). Статиром называется монета, имеющая две дидрахмы; он взят для того, чтобы платою одной и той же монеты за Господа и раба показать подобие (similitudinem) их плоти. Но и рассуждая просто, это место дает наставление слушающему в том, что Господь был настолько неимущим, что у Него не было даже того, чем бы Он мог заплатить подать за Себя и за апостола. Поэтому, – если кто-нибудь захочет возразить: каким же образом Иуда носил иногда деньги? мы ответим, что Господь считал преступлением на Свои нужды обращать имущество бедных, и нам подал в этом отношении пример.

Мы размениваемся на бизнес в отношениях с Богом

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Мф. 17: 14—23

Сейчас идет череда воскресных Евангелий, в которых мы слышим повествование о, так сказать, рядовых чудесах Христа. Действительно, дело происходит не в Иерусалиме, Христос не идет на распятие, стены не сотрясаются, гробы не отверзаются. Очередной больной. Очередной недужный. Сколько их на страницах Евангелия проходит перед учениками и Спасителем.

Вот опять приводят больного. И ученики этого человека исцелить не смогли. И — редкость на страницах Евангелия — мы застаем Христа возмущенным, явно и открыто взволнованным, не считающим нужным скрыть это волнение. Он восклицает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?

Мы относимся к этому вопрошанию как к риторическому. Спаситель сказал так, но потом больного исцелил, а ученикам все объяснил. Что объяснил? Что род бесовский не выходит иначе, кроме как молитвой и постом. Нам все ясно: это Христос понарошку рассердился, чтобы привлечь внимание учеников. И это совершенно не так.

Вопрос, заданный Спасителем, вот уже третье тысячелетие не находит ответа у христиан. А действительно, сколько еще Христос будет с нами? Сколько еще потерпит нас? А самое главное, из этих двух вопросов неизбежно вытекает следующий: а почему мы таковы, что нас надо терпеть? Что нас сближает со Христом? Что нас с Ним соединяет? Образ и подобие Божие, о котором мы вспоминаем только в храме?

Ученики спрашивают, почему у них не получилось исцелить. Вот он, казус. Больной, судя по всему, не так уж тяжел. Бывало, и намного более запущенные случаи исцелял Христос. Он им неожиданно говорит: «За ваше неверие». Всего, чего угодно, можно ожидать: вы недостаточно тщательны, вы невнимательны, не идете за Мной, о своем много думаете. А Он говорит о неверии. Неверие Он находит у тех людей, кто к Нему ближе всех остальных. И если не они, то кто окажется в состоянии лучше поверить?

Так вот, терпит Христос нас, пока в нас есть хотя бы малое зерно сродства с Ним. Он нас терпит как Своих, как родных, как членов Своей семьи. Мы все-таки близки Ему по духовной крови. Этим и страшна наша всегдашняя попытка наладить с Богом деловые отношения. Он к нам относится как Своим домашним, а мы Ему: ну ладно, о вере мы поговорим позже, сейчас перед нами стоят гораздо более важные проблемы — заработка, домашнего неустройства, карьеры. Давай, Господи, об этом сейчас поговорим.

Что мы делаем в этом случае? Мы размениваемся на бизнес в отношениях с Богом. А духовную жизнь, живую и требовательную ко Христу, подменяем чтением и вычитыванием. Сколько раз я слышал от людей: мне не удается читать внимательно утренние и вечерние молитвы, я их не понимаю, мне скучно.

Есть люди, которые скажут: вот есть мое правило, и я им счастлив, я в него погружаюсь и в нем нахожу и богообщение, и радость сердцу. Но таких людей единицы, я сейчас не о них говорю. В большинстве своем мы равнодушны к самому главному. Мы не говорим с Богом о нашей душе. Не вопрошаем Его об этом и не слушаем, что Он говорит нам.

Душа несводима к обряду, к исполнению ритуала. Душу не вытащишь из тины только утренним и вечерним правилом, сухой праведностью. Что, всего этого не было у учеников? У них, естественно, еще не было утреннего и вечернего правила в нашем понимании, но какое-то правило, несомненно, имелось. Кроме того, Христос был рядом с ними. Всегда. Каждый день и час. И даже в этой ситуации — неверие. Неверие, проявившееся в том, что они не смогли исцелить больного. Он для них был внешний, чужой. Еще один посетитель в большой очереди в поликлинике.

Пока для нас внешний человек останется посторонним — по ту сторону от нас, — то наша ортодоксия, православие останется по ту сторону от Бога, что бы мы себе об этом ни говорили. Никто не просит нас здесь и сейчас поднять со одра болящего. Господь видит и знает наши силы. Но Он также знает, что их гораздо больше, чем мы думаем. Что мы в состоянии быть людьми нужными. Нужными Церкви, нужными своим близким и дальним. Нужными, несмотря на то что мы так любим тратить свои способности и время впустую. Нужными Христу — как дети, а не те чужие и пришлые, кого надо терпеть.

10 самых развратных женщин, вошедших в историю

Как ни удивительно, не все из них были писаными красавицами. Однако каждая притягивала мужчин как магнит и не отказывала себе в плотских утехах… Причем до такой степени, что слава о любовных подвигах прошла через года и столетия. И даже в наши дни женщины порой пытаются разгадать секреты тех легендарных развратниц.
Клеопатра
Царица Египта была умна и образованна, но прославилась в веках благодаря своей сладострастной натуре. Современники утверждали, что в любовном искусстве ей не было равных, а число любовников невозможно точно подсчитать. Она сумела очаровать самого Цезаря и Марка Антония, которые совершали безрассудные поступки ради такой любовницы. А некоторые обожатели соглашались купить ночь любви с царицей ценой собственной жизни!
Валерия Мессалина
Она была женой римского императора Клавдия, но при этом ее образ жизни смущал даже мужчин-современников, которые отличались редкой свободой нравов. Рассказывают, что она потеряла невинность в 13 лет и с тех самых пор ударилась в разврат, да еще какой! Она не только совращала всех мало-мальски симпатичных мужчин, но и содержала целый публичный дом, в котором сама же порой подрабатывала «из любви к искусству». По свидетельствам современников, Мессалина даже вступила в состязание с известной проституткой, поспорив, что обслужит за ночь большее число мужчин. И действительно вдвое превзошла соперницу, осчастливив 50 кавалеров…
Джованна Неаполитанская
Заняла престол в 17-летнем возрасте. Это была женщина высокообразованная и талантливая, но в то же время чересчур своенравная и пылкая, потакающая собственным страстям. Ей очень нравились эротические новеллы Боккаччо, и автор лично читал свой «Декамерон» королеве. Впрочем, и в других вопросах жизнь Джованны иначе как распутной и беспорядочной не назовешь. Еще только взойдя на трон, увлеклась интригами и в пылу политической борьбы отравила нескольких неугодных ей персон при помощи клизмы с ядом… Джованна очень любила любовные утехи с несколькими кавалерами одновременно, а своего мужа — венгерского князя ни во что не ставила и приказала удавить… После этого она еще трижды выходила замуж.
Маркиза де Помпадур
C молодости интересовалась светскими развлечениями и интрижками больше, чем семейной жизнью. А уж когда добилась встречи с королем Людовиком XV, сумела так ему понравиться, что стала его официальной фавориткой на добрых два десятка лет, получила титул маркизы де Помпадур и поместья. Понимая, что уже не так сильно привлекает монарха своими прелестями, создала для короля эксклюзивный бордель под названием «Олений парк», куда специально свозила для него 15-летних девочек. В постель к Людовику попадали красивые, но наивные и не амбициозные девицы, у которых не было ни малейшего шанса занять место официальной фаворитки. Таким образом маркиза сохраняла свое влияние на короля.
Графиня Дю Барри
Незаконорожденная девица из низших слоев общества сумела пробраться в постель самого Людовика XV. После обучения в монастыре поработала модисткой, а затем «пошла по рукам», научившись притягивать мужское внимание. Взяла псевдоним Манон Лансон и вскоре стала известнейшей парижской куртизанкой в Париже, прославившейся своей и сладострастностью. После того как ее представили Людовику XV, завоевала сердце стареющего монарха и перебралась жить в дворцовые покои в невиданной роскоши, заняв это место после де Помпадур. Стала первой королевской фавориткой из низов, и ради титула была обвенчана с графом Гийомом Дюбарри. Долгое время задавала тон всему Парижу.
Мария Антуанетта
15-я дочь австрийского императора, была выдана замуж за наследника французского престола, который, однако, страдал мужским бессилием. Мария-Антуанетта утешалась, как одержимая, на бесконечных балах и маскарадах, прикрываясь маской и только на несколько часов возвращаясь в свои покои для краткого сна. Ее погоня за удовольствиями выглядела неприлично даже при самом легкомысленном дворе Людовика XV. Когда она стала королевой, то продолжала прожигать жизнь, а чтобы добыть средства на свои кутежи, на которые уже не хватало казны, устраивала азартные игры. В истории не сохранились имена ее любовников, за исключением официального фаворита графа Ферзена, но на суде во времена Французской революции ей предъявляли обвинение в совращении собственного сына!
Елизавета Петровна
Елизавета обладала редкой красотой, была раскрепощенной и свободолюбивой женщиной. Уже к 20 годам у нее появился десяток молодых любовников, которых царица щедро одаривала титулами и чинами. Вступив на престол, взялась воплотить свои девические мечты в волшебную действительность; нескончаемой вереницей потянулись спектакли, увеселительные поездки, куртаги, балы, маскарады, поражавшие ослепительным блеском и роскошью до тошноты. Список ее главных фаворитов насчитывает как минимум 7 человек, среди которых гренадер, денщик, камер-паж. В 40 лет Елизавета заводила себе 20-летних любовников, какое-то время во дворце жили одновременно четверо ее фаворитов: Разумовский, Шувалов, Бекетов и Каченовский.
Княжна Салтыкова
Марья Алексеевна происходила из рода Голицыных и была женой генерал-адъютанта Василия Салтыкова. Княжна была хороша, неглупа, а еще пользовалась особой популярностью в среде гренадеров — по некоторым сведениям, имела там до 300 любовников. Любила выходить в народ по ночам, переодевшись в мужской костюм, и проводила время в солдатских казармах. Столь развратное поведение, коробившее даже ее современников, видимо, стало причиной того, что о Салтыковой не осталось упоминаний в придворных бумагах. Один из ее сыновей впоследствии стал фаворитом императрицы Екатерины II, поэтому до нас дошли какие-то сведения о его разгульной матери.
Екатерина II
Екатерина Великая, еще будучи восемнадцатилетней цесаревной, меняла любовников одного за другим, в ее постели побывали Кирилл Разумовский, Станислав Понятовский, Захар Чернышев, Лев Нарышкин и братья Салтыковы. Когда же она былаа возведена на престол, историки потеряли счет ее фаворитам… Только достоверно известных имен в списке ее любовных связей — 23, и десять из них считались официальными фаворитами Екатерины II. Сохранившаяся переписка царицы с любовниками демонстрирует «ее безудержную чувственность», а с появлением в ее жизни Потемкина всем последующим фаворитам приходилось вписываться в «любовный треугольник» с ним и императрицей.
Гала Дали
Родившаяся в России под именем Елена Дьяконова, в 1920-х жила в любовном треугольнике с мужем — Полем Элюаром и немецким художником-сюрреалистом Максом Эрнстом. Затем перешла к Сальвадору Дали, который был моложе ее на 10 лет, но и этот брак не уменьшил ее любвеобильности. Гала даже как-то сетовала, что анатомия не позволяет ей заниматься любовью с пятью мужчинами одновременно… Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников, соблазняя и всех друзей мужа, и его моделей-мужчин. Когда ей исполнилось 70, Гала в своей жажде любви пыталась затащить в постель уже каждого, кто попадался ей на пути. Она не гнушалась того, чтобы платить мужчинам и делать им дорогие подарки — например, роскошный дом на Лонг-Айленде…

10 самых развратных женщин в истории, от чьих похождений волосы встают дыбом

Правители и другие исторические личности кажутся нам примерами благочестия и скромности и мы по привычке думаем, что они не способны на распутство. Однако как вы можете убедиться из нашей статьи это далеко не так. Мы собрали для вас список из 10 самых развратных женщин в истории, чьё поведение наверняка возмущало современников, а теперь повергнет в шок и вас.

Клеопатра

Никто не помнит, как звали великих фараонов, зато легкий нрав Клеопатры вошел в историю. Безусловно, ради этой искусной и хитрой красотки Цезарь, а затем и Марк Антоний были готовы пойти на все, даже не пытаясь укротить ее нрав. Царица Египта всегда знала, чего хочет от нее мужчина, и могла ублажить кого угодно. При этом, многим ночь с царицей стоила жизни.

Маркиза де Помпадур

Кто еще думает, что внешность не главное качество человека? Жанна Пуассон выстроила план своей жизни, отталкиваясь только от этого козыря. План, собственно говоря, был довольно прост: встретиться с королем и вскружить ему голову — из таких сетей еще никто не уходил. Людовик XV двадцать лет держал маркизу де Помпадур в фаворитках, особенно хваля ее организаторские способности. По некоторым данным, она могла заниматься ceкcoм более 10 раз за ночь, причем удовлетворяя разных мужчин.

Графиня Дюбарри

Монастырская келья не очень-то привлекала Мари Бекю, и потому взбалмошная девчонка сбежала из родных стен аббатства еще в 13 лет. В Париже Мари с удовольствием занялась проституцией и стала модисткой. Граф Дюбарри забрал очаровательную развратницу с улиц в свой замок, да на свою беду похвастал юной красоткой королю. Людовик XV был настолько очарован, что перевез ее к себе. На милую привычку Мари принимать ухажеров за деньги Людовик смотрел сквозь пальцы — подумаешь, с кем не бывает.

Валерия Мессалина

Валерия Мессалина была третьей женой римского императора Клавдия. Императрица прожила короткую, но яркую жизнь, подарив радость общения сотням своих подданных. По ночам женщина покидала императорские покои и отправлялась в лупанарий, где работала проституткой. Делалось это исключительно из любви к искусству, а вовсе не ради смехотворного заработка.

За ночь Мессалина могла разделить ложе с экипажем крупного военного корабля. Однажды она даже устроила состязание со знаменитой римской проституткой по количеству клиентов, принятых за ночь. Победила королевская кровь. Цезарь закрывал глаза на экстравагантное поведение супруги, пока однажды она не попыталась выйти замуж за любовника. Порыв расценили как участие в заговоре против императора. Ее убили в одном из великолепных садов, подаренных Клавдием.

Мария Антуанетта

Королева Франции и жена короля Людовика XVI была известной распутницей. Король страдал от фимоза и не мог удовлетворить супругу, а Мария, не долго думая, уходила искать утешения на стороне. Она пропадала на балах и маскарадах в поиске мужчин, которые могли бы ее удивить. Говорят, королева не гнушалась инцестом и даже совратила собственного сына.

Джованна Неаполитанская

Переполненный эротикой «Декамерон» читал 17-летней королеве сам Боккаччо, что, может, и повлияло на повышенный интерес Джованны Неаполитанской ко всему плотскому. От прочих царственных развратниц Джованна отличалась любовью к нескольким партнерам в одной постели.

Елизавета Петровна

Еще до вступления на престол Елизавета Петровна прославилась своим свободным нравом. В свиту она набирала статных мужчин, не обращая внимания на их статус: солдаты, пажи, музыканты и прочие получали титулы уже после первой ночи в царском будуаре. Под конец похождения Елизаветы Петровны возмущали даже прожженных куртизанок — где это видано, чтобы сразу четверо любовников жили в одном дворце и сменяли друг друга в спальне по очереди.

Екатерина II

Правление Екатерины II отмечено рядом скандалов интимного толка. Еще в молодости количество постоянных любовников царицы переваливало за три десятка. Взойдя на престол, Екатерина стала чуть более разборчивой: теперь каждого кандидата в постельные друзья проверяли ее личные фрейлины. Князь Потемкин, кстати, сделал на безудержном нраве царицы неплохое состояние — за сто тысяч рублей он обеспечивал потенциальному фавориту личную встречу с Екатериной.

Княжна Салтыкова

Марья Алексеевна Салтыкова происходила из рода Голицыных и была женой генерал-адъютанта Василия Салтыкова. Княжна была чудо как хороша, неглупа, а еще пользовалась особой популярностью в среде гренадеров. Как и Мессалина, Марья Алексеевна любила выходить в народ по ночам, переодевшись в мужской костюм. Досуг она справляла в солдатских казармах. Некоторые историки утверждают, что у Салтыковой было более трехсот любовников в гренадерских войсках.

Гала Дали

Модель и супруга известного сюрреалиста Елена Дьяконова ставила в основу творчества принцип свободной любви. Будучи дамой с большой фантазией и отсутствием ханжеских стереотипов, она не изменила этому принципу в обоих своих браках. Ее первый муж француз Поль Элюар поддерживал супругу во всех начинаниях, вплоть до секса втроем с кем-нибудь из представителей творческого бомонда.

В браке с Сальвадором Дали женщина продолжила принимать ухаживания новых поклонников. Правда, со временем ухаживания становились все реже. Елена Ивановна не стала предаваться унынию, а стала покупать мужчин за деньги. Когда деньги закончились, уже будучи почтенной дамой Гала расплачивалась с молодыми любовниками догадайтесь, чьими картинами!

1 июля. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 38 — 45

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

(Мф. XII, 38-45)

Сегодняшний евангельский эпизод можно формально разделить на две части. Во-первых, Господь говорит здесь о знамениях пророка Ионы и царицы Савской, пришедшей из далеких пределов послушать Соломоновой мудрости.

Фарисеи, лукаво называя Христа учителем, но таковым Его вовсе не считая, обращаются к Нему с просьбой дать им знамение. Не только фарисеи, но и многие люди, обращаясь ко Христу, допускают серьезную ошибку, когда хотят видеть Бога в необычном, неестественном свете и забывают, что чаще всего Бог наиболее близок к нам в самых обычных, повседневных ситуациях. Именно тогда мы можем лучше всего соприкоснуться с Ним. Но фарисеи ищут от Христа знамения, потому что хотят видеть Того, Кого нарисовало их представление. Разве мало чудес совершил Господь, показав великие дела и исцеления? Но они упорно продолжают искать некоего знамения.

Христос называет их «родом лукавым и прелюбодейным». Понятно, что слово «прелюбодейный» не надо понимать буквально, здесь оно имеет значение изменника или отступника. То есть фарисей ни постоянно пытаются искусить Господа и всякий раз, созерцая чудеса и знамения, продолжают сердцем не верить Ему.

Христос же отвечает, что не дастся им знамения, кроме знамения Ионы пророка — «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Понятно, что здесь Он говорит о Своих будущих страданиях: смерти и воскресении, которое совершилось на третий день.

«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». Господь тем самым говорит: «Вы ищете и требуете знамения — Я есть Божие знамение, но вы не могли и не можете узнать Меня». Почему речь идет об Ионе, жителях Ниневии и тридневном пребывании во чреве кита Ионы? Здесь очень глубокая связь, так как, с одной стороны, речь идет о воскресшем Христе и Его тридневном пребывании во гробе, с другой, Господь говорит о том, что ниневитяне приняли проповедь и предупреждение Ионы, но Сам Он больше Ионы и большее знамение для людей.

Далее речь идет о царице Савской, узнавшей в Соломоне Божию мудрость. Господь вновь говорит о Себе: «Я большая мудрость, больше мудрости Соломона, но вы не хотите видеть и чувствовать Меня». Такой смысл сокрыт в этих словах Христа. Он говорит этим людям, что они будут обличаемы жителями Ниневии, которые поняли и приняли Божие знамение в Ионе, и царицей Савской, узнавшей мудрость Божию в устах Соломона, но сами они настолько слепы и глухи, что не могут видеть и слышать предостережения Самого Господа. Оно заключается в том, что если они не покаются, то погибнут, так как только оно является спасительным — все остальное оказывается погибельным.

Условно выделенную вторую часть (с 43-го по 45-й стих) можно обозначить наименованием «опасность пустого сердца». Господь говорит здесь о том, что если нечистый дух выходит из сердца человека, то бродит и ищет места, куда бы ему прийти, и когда не находит, возвращается обратно и видит выметенную горницу. Тогда он идет и находит еще семь духов, злейших себя, они возвращаются обратно, и последнее для человека оказывается хуже первого.

В этой сжатой и, можно сказать, жуткой притче нам открывается целый мир практических истин. Самая главная из них заключается в том, что необходимо не просто очистить свою жизнь от порока, но и привить нечто доброе. Смысл христианской жизни не просто в том, чтобы не грешить, но в том, чтобы творить добродетель. Истина в том, что дьявол всегда найдет проказу для праздных рук. Нельзя, находясь в праздности, считать, что ты пребываешь в некоей добродетели. Если из своей жизни устранить некую греховную привычку или страсть, она должна быть заменена чем-то иным, то есть все усилия надо направить к совершению добродетели.

Цель христианской жизни не просто свобода от порочных занятий, но жизнь, заполненная доброй работой для Христа — в этом смысл христианской борьбы с грехом и одновременного совершения добродетели. «Пустая и убранная горница» — хорошее место, чтобы в ней поселилось еще больше злых духов, поэтому очень опасно пребывать с «пустым сердцем». Если мы хоть сколько-то пытаемся бороться со своими страстями, то должны заполнить пустоты своего сердца добродетельной жизнью и совершением благих дел во имя Христово, тогда в нашей жизни никогда не случится подобного.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова