Доктор теологии

Содержание

В России появился первый кандидат наук по специальности «теология». Как прошла защита и что об этом говорят ученые

1 июня в России появился первый кандидат наук по научной специальности «теология». Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) включил эту дисциплину в список научных специальностей в октябре 2015 года после того, как за такое решение высказался патриарх Кирилл. Первую кандидатскую защитил священник РПЦ Павел Хондзинский, декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Тема работы: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». По просьбе «Медузы» журналистка Ирина Кравцова отправилась на защиту, поговорила с соискателем и учеными, выступающими за и против включения теологии в официальный список ВАК.

Как прошла защита

Несмотря на то что мероприятие заявлялось как открытое, на деле уже накануне вечером корреспонденту «Газеты.ру», который попытался заранее договориться о присутствии на защите, организаторы отказали в посещении; 1 июня за час до начала заседания комиссии организаторы запретили войти в зал корреспондентам «Новой газеты» и «Медузы», сославшись на нехватку мест. Представитель пресс-службы (он не уточнил, чьей именно пресс-службы) пообещал пустить корреспондентов, если места вдруг появятся, однако на протяжении четырех с половиной часов этого так и не случилось. Журналистам не только не позволили стоя послушать защиту, но даже не давали пройти в здание.

Священнослужители, которые спустя два часа вышли на улицу на технический перерыв, давать комментарии «Медузе» отказались. «Как говорят в Euronews, no comments», — ответил не представившийся священнослужитель в подряснике, покупая кофе. «Ну, раз вас не пустили внутрь, значит, вам и не следует знать того, что происходит в зале», — сказал другой.

Слушатели на защите первой диссертации по научной специальности «теология». Москва, 1 июня Ирина Кравцова

Официальный оппонент — доктор философских наук РГПУ им. А. И. Герцена Александр Корольков, который приехал на защиту Хондзинского из Санкт-Петербурга, сообщил «Медузе», что работа соискателя ему понравилась. «Недовольны тем, что теологию сделали наукой, те, кто в целом против православия, — рассуждает Корольков. — А я не вижу противоречий между религией и наукой. Академик Павлов, например, был физиологом и обладателем Нобелевской премии и при этом ходил в церковь».

Ближе к концу мероприятия организаторы (двое мужчин в строгих костюмах), выйдя из здания, стали обсуждать, как быть с новым кандидатом наук. «Для того чтобы оголтелый народ не напал на Хондзинского на улице, будет лучше после окончания мероприятия вывести его через черный ход», — предположил один из них. При этом на протяжении заседания комиссии около входа в здание находились только четверо: корреспонденты «Медузы» и «Газеты.ру» и двое магистрантов ПСТГУ, которых тоже не пустили на защиту, хотя их с собой привел Хондзинский. «У нас в университете есть огромный зал. Неужели нельзя было провести защиту в нем? Все желающие поместились бы», — сказал магистрант ПСТГУ Александр Фокин.

Накануне защиты на диссертацию Хондзинского поступило четыре положительных и пять отрицательных отзывов. Были и другие отрицательные отзывы, но, по словам организаторов, их неправильно оформили. Члены комиссии во время защиты диссертации зачитали полностью все отрицательные отзывы и ту часть положительных отзывов, где говорилось о недочетах в работе соискателя. При этом никто из оппонентов, представивших отрицательную оценку, на защите не присутствовал, в отличие от тех, кто работу Хондзинского одобрил.

Отрицательные отзывы на работу соискателя оставили в основном сотрудники факультета биологии МГУ. Их основная претензия к соискателю в том, что Хондзинский, по его же словам, в качестве научного метода в своей работе использует собственный опыт веры, а такой подход сложно считать научным. По мнению рецензентов, косвенно это означает, что получить научную степень по теологии может только православный человек. Кроме того, оппоненты обнаружили в работе соискателя фактические ошибки и выступили в целом против того, чтобы теология считалась наукой наравне с биологией и физикой. После того как отзывы были зачитаны, Хондзинский ответил на каждый из них, и комиссия удалилась на тайное голосование. Через некоторое время Хондзинский вышел из зала и объявил, что комиссия единогласно решила присудить ему научную степень. Священнослужители стали подходить к нему с поздравлениями.

Уже на выходе из здания Хондзинский согласился поговорить с корреспондентом «Медузы». «Когда неделю назад мне пришел первый отрицательный отзыв, я понял, что это начало флешмоба, — рассказывает Хондзинский. — Один из моих коллег-ученых прислал мне ссылку на страницу в интернете, где был открытый призыв засыпать диссертацию отрицательными отзывами и буквально сказано, что нужно „попов на свое место поставить“. Я ожидал, что защита будет долгой, потому что все отрицательные отзывы были длинными и основная часть времени ушла на их зачитывание. Я ответил на каждый из них, но поскольку оппоненты не пришли, полемики как таковой не состоялось».

По мнению Хондзинского, теологию включили в список официальных наук, потому что эта дисциплина использует методы, сходные с теми, что применяются во всех остальных гуманитарных науках. При этом, по словам Хондзинского, религиоведение рассматривает внешние формы религиозной жизни, а теология смотрит на них изнутри. «И вообще скажу, что признание теологии направлено на то, чтобы наше государство перестало быть атеистическим и стало светским. А что касается личного опыта веры, о котором я говорил в своей работе, то что ж, все гуманитарные науки предполагают личное отношение человека к предмету его исследования. Вчера филолог из МГУ написала мне, что все гуманитарии на моей стороне. Меня спрашивают журналисты, считаю ли я себя первопроходцем. Скорее я чувствую, что пробиваю стену», — поделился впечатлениями Хондзинский.

Что говорят ученые:

Теология должна быть в списке научных специальностей

Так, например, считает архимандрит Кирилл Говорун. «Включение теологии в научную сферу — это приведение российской практики к стандартам, которые существуют во всех мировых университетах, где теология является частью признанных дисциплин, по ней проводится защита диссертаций. И для России это очень запоздалое решение».

По словам Говоруна, весь вопрос только в критериях защиты и качестве самих работ. «В практике богословских школ с советских времен до наших дней часто было так, что требования к диссертациям были занижены и методология написания научных работ не соответствовала критериям, принятым в науке. Это были скорее такие сочинения, которые не ставили и не решали научных проблем. Между тем в теологии есть научные проблемы, которые можно изучать, и как следствие, по ней вполне можно писать диссертации. Но очень важно здесь, чтобы те, кто пишет диссертации по теологии, применяли критический анализ проблем, поднимаемых в диссертации, а не слепо восхваляли объект исследования», — отмечает архимандрит.

Теология — это хорошо, но включение ее в список — бюрократия

Филолог, научный сотрудник берлинского Университета Гумбольдта Кирилл Осповат считает включение теологии в ваковский список бюрократической мерой, поскольку степени по теологии присуждались до этого и свое место среди наук она занимала задолго до основания ВАК. По его мнению, теология стояла у истоков той системы западного знания, из которой вышли в XIX веке нынешние науки и их понятия о «научности». А то понимание научности, на котором настаивают противники теологии из естественнонаучных кругов, по его мнению, только одно из многих одновременно практикуемых в современном знании. «Университетская наука подразделяется, вообще-то, в современном мире на sciences и humanities; требовать от двух этих областей общего подхода к тому, как и откуда берется знание, — просто абсурдно, — объясняет Осповат. — Критика „субъективности“ теологии говорит как раз о совершенном непонимании того, что такое гуманитарное знание вообще и, в частности, герменевтика — наука о чтении текстов».

Работу отца Павла Осповат считает в высшей степени достойной. «В работе представлена интерпретация богословских текстов, в которых „гипотеза Бога“ играет примерно такую же роль, как фигура Автора в филологии, — отмечает Осповат. — Коллеги-теологи решают смежные задачи, только с несколько иным набором компетенций, который без них бы просто сгинул. Теолог верит в Бога, пушкинист верит в важность поэзии, историк холокоста верит в губительность тоталитаризма — все это интеллектуальные позиции, без которых трудно помыслить соответствующее знание. Коллеги-биологи претендуют на „объективность“, но при этом сами на основании своих компетенций участвуют в спорах о, например, гендерных ролях в обществе — значит, и их позиция тоже есть только одна сторона в общественном дебате? Вообще это слаженное нападение представителей совершенно другой дисциплины на состоятельную диссертацию, которую они явно некомпетентны судить, плохо совмещается с представлениями о научной этике».

Теологию нельзя считать самостоятельной наукой

Религиовед Константин Михайлов считает признание теологии самостоятельной наукой излишним и нецелесообразным. По его мнению, в случае, если предполагается, что исследователь-теолог будет изучать философию или религиозную жизнь людей, то в отечественных вузах для этого давно существует религиоведение, которое затрагивает огромный спектр подобных вопросов. Если же теолог будет изучать божественное как таковое, познавать высшую силу, то очевидно, что этот вопрос выходит за пределы научного знания.

«Введение теологии в научную сферу — это абсолютная политическая акция вследствие большого влияния Русской православной церкви на Россию, демонстрация того, что в нашем обществе религия играет все большую роль, — рассуждает Михайлов. — Интересно еще то, что предполагается, что теология будет межрелигиозной дисциплиной, — по сути ведь очевидно, что это направление создано под конкретное религиозное движение и что в очередной раз нам показывают, насколько большой вес это движение имеет сейчас в нашей стране».

Михайлов считает, что диссертацию на представленную тему отец Павел с небольшими поправками мог бы защитить на кафедрах философии и истории, потому что как раз подобными вопросами занимается религиоведение. Вместо этого, по словам религиоведа, теперь появляется искусственная борьба, когда появляющиеся теологи пытаются отобрать у религиоведов спектр вопросов, которыми они занимались многие годы. Все это, по мнению Михайлова, противоречит научной этике и здравому смыслу. «На мой взгляд, диссертация отца Павла выполнена хорошо, но вопрос совсем не в этом, — поясняет Михайлов. — Отец Павел сейчас говорит нам, что у него есть ощущение, что он проламывает стену и ощущает себя первопроходцем, но дело все в том, что стена-то была хорошая и ломать ее было совершенно ни к чему».

Теология — это вообще не наука

Член комиссии РАН по борьбе с фальсификацией научных исследований, лауреат премии «Просветитель» Александр Панчин, напротив, уверен, что теология не может считаться наукой, и отмечает, что Хондзинский подтвердил опасения научного сообщества, потому что в его диссертации сказано, что метод личного опыта веры является частью научного метода исследования теолога. «Если личный опыт является научным методом, то я могу сказать, что я верю в то, что диссертация Хондзинского ненаучная, следовательно, я научно это доказал, потому что это мой личный опыт веры. Я удивлен, что эта диссертация защищена. Это говорит о том, что очень низким стал уровень качества оценок научной деятельности в нашей стране. Но что и говорить, если у нас в России защищаются диссертации по гомеопатии. Я убежден, что как гомеопатия является мракобесием от естественных наук, так и теология — мракобесием от гуманитарных».

Панчин предполагает, что теологам нужна официальная государственная научная степень, чтобы получать финансирование от государства на исследования. «То есть налогоплательщики будут оплачивать исследования жизни и откровений религиозных деятелей. Кроме того, это может позволить теологам стать академиками и даже президентом Академии наук, и, возможно, даже появится институт теологии при РАН, если будет много людей, защитившихся по этой ненаучной специальности. Все это даст возможность религиозным деятелям преподавать в приличных учебных заведениях, выступать в качестве объективного эксперта в суде и других органах и, конечно, получать общественное признание. Православным станет проще оборачивать людей в свою религию, ведь уровень их авторитета резко возрастет, если они будут представляться не просто как проповедники, а как теологи, ученые», — считает Панчин.

[+Видео] Невероятные приключения теологии в России

Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Об этом сообщается на сайте ВАК.

Эта новость вызвала не только радость, но и удивление, и споры. В интервью ректора Православного Свтяо-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева, данного еще до утверждения теологии в ряду научных специальностей, рассказывается о причинах борьбы за признание теологии наукой.

Иностранка

– Что происходит с теологией в Европе?

– Теология – это древнейшая наука. Именно с нее начинались первые европейские университеты, некоторым теологическим факультетам уже около 1000 лет. В самых знаменитых университетах теологические факультеты имеют большой авторитет. Доктор теологии – это на западе почетная учёная степень.

Когда у нас звучат фразы о том, что теология – не наука, в Европе над этим могут только смеяться, для них это все равно что объявить, что математика – это не наука.

– А как в России?

– В России же за 70 лет советской власти настолько серьёзно изменился менталитет, что даже люди учёные, имеющие научные степени, слыша слово теология, начинают фантазировать: теология – наука о Боге? Что за наука о Боге, и при чем тут ВАК? Это мы слышим и в Министерстве образования, и в Академии наук.

Помню, как ещё в 1960-е годы в Кратком философском словаре было написано, что кибернетика – это буржуазная лженаука. Там же и генетика была. У нас, к сожалению, никак не могут освободиться от такого способа мышления.

– Что такое теология?

– Современная теология – это крупное образовательное направление, или, говоря в терминологии ВАКа, укрупнённая научная специальность: комплекс специальностей и наук. В неё входят такие науки, как история вероучений, библеистика, историческая литургика, история Церкви, церковная археология, церковное искусство, патрология (наука о христианской письменности – богатейшей области древней письменности), ряд психологических дисциплин, христианская этика, христианская философия, церковное право, каноника. Все эти дисциплины представлены в западном образовании и являются неотъемлемой частью европейской гуманитарной культуры.

– Почему без теологии гуманитарные науки оказываются ущербными?

– Когда все это было изъято из нашего образования, то получилась советская гуманитарная наука, которую всерьёз на Западе никто не воспринимал. Выпускники советского исторического или философского факультета университета, за некоторыми исключениями, на Западе не воспринимались как люди образованные: советские история и философия были настолько изуродованы атеизмом, настолько чужды современной науке, что на Западе эти дипломы не принимались.

Действительно, как можно серьезно писать о Достоевском, если ты не знаешь, что такое христианство? Или о Толстом? Хотя Толстой был известным реформатором, но, не разбираясь в тематике христианства, что можно понять в Толстом? Разве только поверить, что он – «матёрый человечище», – и больше ничего понять нельзя.

Молчит для атеистов и русская живопись, не говоря уже об иконописи, молчит музыка. Вспомним, что европейская музыка начиналась с церковной музыки. Бах – церковный музыкант, и разве можно говорить о Бахе, о его «Страстях по Матфею» или «Страстях по Иоанну», если ты не знаешь, что такое Евангелие? Terra incognita.

Некоторые представители гуманитарных наук у нас до сих пор не подозревают, как изуродованы в России эти науки. Это похоже на то, как если бы человек родился в стране карликов и не знал бы, что бывают люди нормального роста.

У нас есть прекрасные ученые, серьёзные, которые могут быть специалистами, например, по берестяным грамотам или в архивном деле, но без знания христианства в целом невозможно быть причастным к христианской европейской культуре.

Нужно быть тактичными, нельзя людей обижать, нельзя перед ними превозноситься. Необходимо терпеливо работать над тем, чтобы вернуться к нормальным понятиям, к прежним критериям.

– Для чего нужно утверждение теологии в ВАКе?

– На сегодняшний день существует образовательное направление «Теология» в перечне государственных образовательных направлений. Существует государственный стандарт по теологии – и по бакалавриату, и по магистратуре.

Но, если у дерева спилить верхушку, оно становится уродливым или кривым — так и здесь. Если мы отнимаем возможность учиться в аспирантуре, защищать диссертации, то у нас не будет точки роста, не будет теологов с учеными степенями. Значит, нашему университету будет трудно подтвердить свою аккредитацию – для этого нужен большой процент «остепененных» преподавателей. Наша специальность не сможет развиваться, а без возможности роста сделается непривлекательной. Мы не сможем даже трудоустроить своих выпускников по специальности, потому что нет так называемой трудовой специальности «теолог». Пусть вы теолог по диплому, но работать извольте историком, философом, так как теологом вы работать не можете – нет такой «трудовой» специальности.

Это противоречит нашей Конституции, всем подписанным Россией международным конвенциям и соглашениям по образованию, да и просто здравому смыслу. Где логика в том, чтобы не допускать защиту диссертации по теологии, если есть образовательная специальность «Теология»? В Россию даже пришли открытые письма премьер-министру, президенту, подписанные ведущими профессорами Германии, Италии, с просьбой перестать дискриминировать теологию.

– Реакция на эти письма есть?

– Никакой. Мы входим в Болонский процесс, в России теперь будут приниматься дипломы европейских университетов. Но посмотрите, какой абсурд: зарубежных докторов теологии мы признаем! А русских православных докторов теологии быть не может. В Болгарии можно, в России — нет!

Вивисекция науки

– Как давно вы начали работу по государственному признанию?

– Эта работа ведется 18 лет, в ВАКе – лет семь-восемь. Бесконечные комиссии, письма, толчение воды в ступе. Мы доказываем, договариваемся и, наконец, убеждаем очередную комиссию. Приходим в следующий раз – в комиссии сидят новые люди, и нужно доказывать все то же самое и отвечать на те же самые, простите, часто нелепые вопросы. Доктора наук, доктора философии не знают, что такое теология.

«Какая может быть наука о Боге?» – Приходится снова и снова объяснять, что теология в узком смысле слова, это действительно знание Божественного откровения, знание вероучения. Но в этом узком смысле философия – любомудрие, так? Филология – любовь к логосу. Так же точно можно спросить: что за наука — любовь к логосу?

Сейчас историки и философы, увидев, какое колоссальное поле деятельности представляет собой теологическая проблематика, буквально бросились на это поле. Выходит огромное количество статей, книг, работ по христианской тематике. К сожалению, многие из этих работ выходят не на должном уровне, потому что занимаются этим люди, не имеющие никакого представления о систематическом теологическом образовании.

Нам присылают на отзыв, например, монографию по религиоведению, вот такой толщины – страшно читать, что там написано. А это ведь издание, подписанное академиками, членами-корреспондентами… Это позор на весь мир! С умным видом пытаются какую-то терминологию использовать, но не знают, что означают соответствующие понятия.

– Как складывается научная жизнь докторов богословия?

– У нас в университете, например, защищалась докторская диссертация по истории христологических споров дохалкидонских церквей. Это тема, которой занимаются в разных концах мира. В Русской Церкви этим занимался великий историк Церкви В.В.Болотов ещё в конце XIX века. В период советской власти, конечно, таких исследований не было. Мы решили в нашем университете восстановить эту тему. Была сделана превосходная диссертация на очень высоком уровне, автор не только выучил множество древних языков, но и написал учебники по арабскому языку, по эфиопскому. Мы ему, конечно, с радостью присудили степень доктора теологии.

Но когда встал вопрос о том, как получить, хотя бы кандидатскую ВАКовскую степень, то оказалось, что сделать это негде. С большим трудом согласились принять диссертацию в РАГС, Академии госслужбы на кафедре религиоведения. Диссертант принес туда свою работу – ему сказали: не можете ли вы как-то адаптировать это к нашей религиоведческой тематике? В течение года его заставляли уродовать свою работу для того, чтобы она была понятна религиоведам. Иначе они просто ее не понимали.

– А за рубежом, в православных университетах Греции, Румынии, Болгарии нельзя защищаться? Или эти степени не признаются у нас?

– Зарубежные степени в дальнейшем должны будут признаваться, но существует очень большая разница между PH.D. в Европе и доктором наук в России. Доктора PH.D. соответствуют нашей кандидатской степени, и даже это соответствие нужно доказывать.

Но зачем же нам впадать в полное отчаяние по поводу своей собственной русской системы, говорить, что справиться с рудиментами советского атеизма невозможно? Надо просто исправить у себя это уродство.

– Доктора богословия должны перезащищать диссертацию в каком-то другом вузе, видоизменяя ее?

– Совершенно верно. А иногда приходится соглашаться на кандидатскую степень! Унижение немаленькое: оппонируют люди, которые зачастую в работе не ориентируются.

Я был на одной такой защите по истории Русской Церкви, точнее – по реформам Духовных Академий. Когда работа была представлена членам ученого совета, они сказали: «Что вы к нам с этим приходите? У вас же есть Духовная Академия, вот туда и идите. Зачем вы приходите в государственный университет, мы в этом ничего не понимаем. Это не наша тема!».

И мне пришлось сказать (я был там как гость):

– Простите, пожалуйста, а как называется ваша кафедра?

– Кафедра истории России.

– А вы не в курсе, что Россия до революции 1917 года была православным государством? Что православие было государственной религией, и поэтому все учреждения Православной Церкви были государственными? Вы об этом не слышали?

Они молчат, они об этом не знают.

– Но если вы не знаете ничего о Русской Церкви, то не говорите, что вы историки России! В истории России невозможно быть компетентным, если вы не знаете ничего об истории Русской Церкви.

– Ну, да…. Но у нас специалистов нет. Ни одного.

Но работу к защите приняли.

Для того чтобы наши отечественные науки история, философия, искусствоведение и многие другие гуманитарные дисциплины стали бы нормальными (уже не говорю о религиоведении, которое во многом до сих пор не освободилось от наследия научного атеизма), им необходимо вернуть христианскую составляющую, которая из гуманитарной науки не может быть изъята безболезненно, без последствий. Это приводит к уродству. Наука после этого становится неполноценной. Это вивисекция науки.

– Ваш прогноз?

– Уверен, что это все выяснится и пробьется. Как известно, «гони природу в дверь – она влетит в окно». Мы «пробили» образовательный стандарт по теологии, так, конечно, «пробьется» и ВАК.

Наука развивается, диссертации пишутся, защищаются кое-как, хоть и в изуродованном виде. Все равно они проходят ВАК и признаются специалистами как очень хорошие работы.

Жаль только, что на это нужно тратить так много сил и времени…

Первопроходцы

– Отец Владимир, а как возник Свято-Тихоновский университет?

– Православный Свято-Тихоновский университет возник в каком-то смысле стихийно.

Когда в конце 80-х годов прошлого столетия появилась возможность открыто говорить о христианстве, к нам обратились с просьбой читать лекции о православии. В течение нескольких лет мы проводили лектории: сначала по 4 лекции, потом годовые.

И наши слушатели спросили, не можем ли мы устроить что-то более серьёзное и систематическое?

– То есть это был запрос «снизу»?

– Да, и мы решили организовать курсы (в 1991 году), а затем студенты и преподаватели сказали: давайте сделаем институт. Курсы, по благословению Патриарха Алексия II были преобразованы в Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Потом мы узнали, что в государственном перечне образовательных направлений, оказывается, уже имеется бакалавриат то теологии. Туда теологию внесли без наших хлопот, без каких-либо усилий со стороны Церкви. Инициатива эта принадлежала, как это ни парадоксально, бывшим научным атеистам.

– В чем была их мотивация?

– После перестройки они остались без работы, и в стремлении обеспечить себя трудовой деятельностью они ввели в перечень образовательных направлений религиоведение и теологию. Стандарт по теологии отличался от стандарта по религиоведению буквально двумя фразами. И оба стандарта были атеистическими.

– Подождите, атеистический стандарт по теологии?

– Это парадокс, но факт. Тем не менее, это дало нам возможность получить лицензию. Через несколько лет стали вводить образовательные стандарты второго поколения, и тут мы взбунтовались и сказали, что не может существовать теология, преподаваемая по атеистическому стандарту. Нужен конфессиональный стандарт. Оказалось, что это непонятно и трудно для нашего Министерства образования.

– Как это, конфессиональный стандарт? Ну, введите, мы не умеем. Только вы помните, что у нас страна поликонфессиональная, значит, стандарт должен быть и для православных, и для мусульман, буддистов и иудеев. Одна теология для всех должна быть, мы не можем водить 20 разных теологий.

photosight.ru. Алексей Смирнов

А мы понимаем, что не может быть одного стандарта для христиан, мусульман и буддистов. Что же делать? И тут нас озарила счастливая идея. Мы предложили ввести поликонфессиональный стандарт.

Это стандарт похож на куст. У него одно основание, один корень, в который входят общие дисциплины вроде истории России, английского языка, истории культуры, ОБЖ и т.д. Затем эти стандарты разветвляются по конфессиям. Каждая религия выбирает себе свою ветвь из пучка стандартов.

Министерство согласилось на такой подход, и мы его осуществили. Причем, мы сделали шаблоны для всех религий, так что они все нам были очень благодарны.

Такой стандарт и был утвержден министерством и стал государственным. В нашей стране появилось государственное религиозное образование. Легитимное религиозное образование. Это настоящее преодоление декрета Ленина об отделении Церкви от школы и Церкви от государства!

Осознавать это стали позже.

– А на тот момент было ли сопротивление сверху?

– И очень большое – нужно было преодолеть множество препятствий. Менталитет русского человека ещё совершенно не свободен от последствий советского периода. Приходится убеждать людей в самых элементарных вещах.

Теперь мы выдаем нашим выпускникам дипломы государственного образца. В 2008 году был принят Закон об аккредитации духовных школ, и наш стандарт пригодился теперь для всех Духовных Семинарий и Академий Русской Православной Церкви. Наш университет оказался ледоколом. Теперь уже никто не спорит про государственный стандарт по теологии.

Так, несомненно, будет и тогда, когда теологию внесут в Перечень научных специальностей. Все сразу, как по команде, забудут, что теология якобы не наука.

Митрополит Московский Филарет, фрагмент III клейма иконы Новорусская Богоматерь, Сергей Куракин,1939

Wikimedia Commons

Первая в современной России кандидатская диссертация по теологии была защищена деканом богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета протоиереем Павлом Хондзинским по теме «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». Об этом сообщает РИА Новости.

Осенью 2015 года президиум ВАК при Минобрнауки РФ одобрил паспорт научной специальности «теология». Согласно этому документу, теологическое исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию значимых аспектов религиозной жизни и их соотнесение с нормами конкретной религиозной традиции. Важной областью предметного поля специальности «Теология» является изучение истории и современного состояния отношения религиозной организации к другим конфессиональным учениям и организациям, а также к государству и обществу.

Первая в России защита кандидатской диссертации по специальности «теология» проходила в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Диссертационный совет по теологии, состоящий из 23 ученых, возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). За присуждение ученой степени Павлу Хондзинскому проголосовал 21 из 22 присутствовавших членов совета.

При этом автореферат диссертации получил четыре положительных и пять отрицательных отзывов. У оппонентов нашлись претензии к методологии исследования, которая, как утверждается, «основана на личностном опыте веры и жизни теолога».

Сам же митрополит Иларион, возглавивший первый диссертационный совет по теологии, получил степень доктора философии по богословию Оксфордского университета и защитил хабилитацию во Фрайбурге. Высшая аттестационная комиссия признала эти дипломы эквивалентными кандидатской степени по теологии и докторской степени по философии, так как степени доктора теологии в России пока нет.

Елизавета Власова

В России защитился первый кандидат теологических наук

Активные темы

  • Блогер насыпал в ванну шарики гидрогеля и сломал канализацию во … (173)

    grab1703 Видео 17:50

  • О годности к Семье. (1399)

    Genij Инкубатор 17:50

  • Сам себе трубочист: как очистить организм от последствий курения (65)

    minuch Инкубатор 17:50

  • В Сети оценили выбор Little Big в качестве представителя России … (16)

    grekmex Инкубатор 17:50

  • Псих с оружием, что делать? (50)

    Липуринга Беседы 17:50

  • Почему не стоит участвовать в голосовании по Конституции. Мнение… (50)

    dednestary Инкубатор 17:49

  • Кофейку не хотите (6)

    strel6120 Инкубатор 17:49

  • По просьбам втыкателей (46)

    EddieKorps Картинки 17:49

  • А Моисей евреев по пустыне 40 лет водил (108)

    ars55 Картинки 17:49

  • В Свердловской области пьяные несовершеннолетние отказались поки… (185)

    Пофеншую Видео 17:49

  • SARS-nCOV2 COVID-19 часть 6 (2418)

    GordonStone Беседы 17:49

  • 2,5 миллиона подписей «Против»? Не, не слышали! (86)

    Stranger22 События 17:49

  • «Веселее, вы в хоккее! “Часть 7 (163)

    lukinda Спорт 17:49

  • Это точно Ваши дети? А вы — родители? (2)

    Elena0111 Инкубатор 17:49

  • И кто из них дурачок? (3)

    PetroTvorets Инкубатор 17:48

Как правильно сокращать ученые степени и звания?

Существует два варианта сокращений ученых степеней. Первый способ описан в ГОСТ и является официальным. Этим способом стоит сокращать наименование степени и звания в официальных документах. Второй способ опубликован на сайте РАН и является не официальным, но очень удобным.

Сокращение ученых степеней в соответствии с ГОСТ

На основании ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, по библиотечному и издательскому делу библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке общие требования и правила» Министерством науки и технологии РФ был издан приказ от 31 августа 1998 г. N 145 «Об утверждении положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций», в котором прописаны правила сокращения степеней, но на данный момент этот приказ утратил силу. Следует ориентироваться на правила оформления ГОСТ 7.12-93. Данные сокращения считаются официальными.

Принятые сокращения ученых званий:

  • профессор — проф.
  • доцент — доц.

Официальный список сокращений по ГОСТ

доктор биологических наук — д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук — д-р ветеринар. наук

доктор военных наук — д-р воен. наук

доктор географических наук — д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук — д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения — д-р искусствоведения

доктор исторических наук — д-р ист. наук

доктор культурологи — д-р культурологии

доктор медицинских наук — д-р мед. наук

доктор педагогических наук — д-р пед. наук

доктор политологических наук — д-р полит. наук

доктор психологических наук — д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук — д-р с.-х. наук

доктор социологических наук — д-р социол. наук

доктор технических наук — д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук — д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук — д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук — д-р филол. наук

доктор философских наук — д-р филос. наук

доктор химических наук — д-р хим. наук

доктор экономических наук — д-р экон. наук

доктор юридических наук — д-р юрид. наук

кандидат биологических наук — канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук — канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук — канд. воен. наук

кандидат географических наук — канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук — канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения — канд. искусствоведения

кандидат исторических наук — канд. ист. наук

кандидат культурологи — канд. культурологии

кандидат медицинских наук — канд. мед. наук

кандидат педагогических наук — канд. пед. наук

кандидат политологических наук — канд. полит. наук

кандидат психологических наук — канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук — канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук — канд. социол. наук

кандидат технических наук — канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук — канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук — канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук — канд. филол. наук

кандидат философских наук — канд. филос. наук

кандидат химических наук — канд. хим. наук

кандидат экономических наук — канд. экон. наук

кандидат юридических наук — канд. юрид. Наук

Способ сокращений ученых степеней рекомендованный Российской Академией Наук

Это список более кратких , но данный список сокращений является неофициальным.

Список сокращенных наименований РАН

к.б.н. — кандидат биологических наук

к.воен.н. — кандидат военных наук

д.г.н. — доктор географических наук

к.г.н. — кандидат географических наук

д.г.-м.н. — доктор геолого-минералогических наук

к.г.-м.н. — кандидат геолого-минералогических наук

д.и.н. — доктор исторических наук

к.и.н. — кандидат исторических наук

д.иск. — доктор искусствоведения

к.иск. — кандидат искусствоведения

д.м.н. — доктор медицинских наук

к.м.н. — кандидат медицинских наук

д.пед.н. — доктор педагогических наук

к.пед.н. — кандидат педагогических наук

д.полит.н. — доктор политических наук

к.полит.н. — кандидат политических наук

д.п.н. — доктор психологических наук

к.п.н. — кандидат психологических наук

д.с.-х.н. — доктор сельскохозяйственных наук

к.с.-х.н. — кандидат сельскохозяйственных наук

д.социол.н. — доктор социологических наук

к.социол.н. — кандидат социологических наук

д.т.н. — доктор технических наук

к.т.н. — кандидат технических наук

к.фарм.н. — кандидат фармакологических наук

д.ф.н. — доктор филологических наук

к.ф.н. — кандидат филологических наук

д.ф.-м.н. — доктор физико-математических наук

к.ф.-м.н. — кандидат физико-математических наук

д.филос.н. — доктор философских наук

к.филос.н. — кандидат философских наук

д.х.н. — доктор химических наук

к.х.н. — кандидат химических наук

д.э.н. — доктор экономических наук

к.э.н. — кандидат экономических наук

д.ю.н. — доктор юридических наук

к.ю.н. — кандидат юридических наук

Как должны правильно писаться сокращения званий доцента и профессора в сочетании со степенями кандидата и доктора наук. Название «кандидат физико-математических наук, доцент» должно писаться как «к.ф.-м.н., доц». Название «доктор фармацевтических наук, профессор» правильно сокращать так «к.фарм.н., проф.»

В совсем неофициальной переписке в интернете или на форумах используют сокращения типа: кхн, кэн. Они выглядят как аббревиатура, но это не правильно. Здесь между буквами пропущены точки.

Если преподаватель является академиком

По рекомендации Российской академии наук:

академик — ак.

Если посмотреть ГОСТ, то сокращать нужно так

академик — акад.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос. А как сокращения типа к.ф.-м.н. согласуются с требованиями русского языка ВСЕГДА ставить пробел между словами, тем более после точки?
Ответ. По правилам русского языка такое сокращение уместно. Но существует ГОСТ 7.12-93, в котором прописаны правила сокращения степеней. Хоть документ и утратил силу, данные по прежнему считаются официальными. Так, кандидат физико-математических наук следует сократить таким образом: канд. физ.-мат. наук.
Более того, есть список сокращений, принятых в РАН. Но он считается неофициальным. В соответствии с ним как раз и принято сокращать так, как ВЫ написали.