Домашнее образование

Содержание

«Программа «Классические беседы» — это не про школу» (06.12.19)

В связи с недавними публикациями, связанными с упоминанием программы «Классические Беседы», хочется сказать несколько слов.

5 декабря 2019 года на портале РИА Новости появилась заметка: В РПЦ не поддержали образовательную программу «Классические беседы»

где сказано примерно следующее: «Программа «Классические беседы» — это не про школу»

Данной новости предшествовала публикация на сайте Патриархии 3 декабря 2019 года: «Официальное сообщение Синодального отдела религиозного образования и катехизации о продвижении в России программы «Классические беседы»

В документе отмечено чем программа «Классические беседы» НЕ является. Перечислим все НЕ:

1. «не являются церковной программой»

2. «не имеют официального отношения к Русской Православной Церкви»

3. предназначена для родителей

4. официально не позиционируются как православная

5. не предназначена для использования в образовательных организациях и их образовательной деятельности

6. не носят катехизического характера

И только вывод, который делают составители этого документа, вызывает большие вопросы: В связи с вышеизложенным Синодальный отдел религиозного образования и катехизации считает необходимым информировать всех, кто участвует, а также заинтересован в распространении программы семейного образования «Классические беседы», что она не может рассматриваться в качестве программы, допущенной от лица Русской Православной Церкви для использования в образовательных целях. (другими словами, для школы она — противопоказана, но не для Семейного образования)

4 декабря 2019 года на сайте Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства публикуется письмо разъяснение по вопросу отношения к программе «Классические беседы»: «Об отношении Патриаршей комиссии по вопросам семьи , защиты материнства и детства к семейному образованию и программе Классические беседы»

приведём некоторые выдержки:

1. «Важное значение имеет поддержка образовательных усилий семьи»

2. «Семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями»

3. «Семейное образование создаёт уникальные возможности для укрепления семьи»

4. «Семейное образование содействует повышению педагогической культуры родителей

5. Семейное образование, как отдельная форма обучения, имеет свою специфику, серьезно отличающую его от школьного обучения.

6. Действующее российское законодательство считает семейное образование полноценной альтернативой школьному обучению

7. выбор семейного образования — это осознанное решение, связанное с серьезными хлопотами, и значительными усилиями со стороны родителей, направленными на обучение детей.

ещё приведём мнение Александра Дворкина, которое он дал ещё 2018 году:

«Уважаемый родители!
Я никогда не высказывал своего мнения по поводу домашнего образования — ни в ту ни в другую сторону. Свое мнение у меня есть, но озвучивать его публично я никогда не буду, так как не считаю себя компетентным в данном вопросе. В равной степени я никогда не буду вмешиваться в споры относительно тех или иных методик домашнего образования.

Что касается «Классических бесед», то я лишь прочел _данные мне материалы_*, отметил имевшиеся в них ошибки и неточности, и, по исправлении их, написал что ничего противоречащего православному вероучению в данных конкретных изданиях не содержится. ‼ Ничего большего я не говорил, никаких иных выводов я не делал. Попытка навязать мне иные выводы и распространить мое заключение на какие-то иные неизвестные мне издания и практики являются недобросовестными. ‼
Засим прошу не втягивать меня больше в споры и дискуссии приверженцев различных направлений домашнего образования, ибо, не будучи педагогом и не обладая необходимыми для этого знаниями, считаю некорректным высказываться на эту тему.
А. Л. Дворкин

Источник

Давайте теперь пробежимся по этой истории. Как и когда возникало движения семейного образования «Классические беседы»?

Моё знакомство с Ириной Шамолиной и программой «Классические Беседы» произошло в 2016 году, при том, что наши дети были уже некоторое время на семейном образовании и мы как раз находились в активной фазе поиска подходящей программы, перепробовав советские учебники и учебники РКШ:

Вот первая публикация на Русском Поле: Ирина Шамолина: «Если мы отдаем образование детей в чужие руки, то и воспитание отдаем туда же» (09.11.16) — актуальности до сих пор не потеряла.

Беседа протоиерея Димитрия Смирнова, Председателя Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства с Ириной Шамолиной, советником по вопросам развития домашнего образования 26 февраля 2016 года

Семейное образование – философия счастливой семейной жизни — беседа протоиерея Димитрия Смирнова, Председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Ирины Шамолиной, эксперта-советника Патриаршей комиссии, члена совета директоров «Международной конференции по домашнему образованию» 17 апреля 2016 года. Беседа состоялась в Православном просветительском центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы:

Диалог под часами Протоиерей Димитрий Смирнов и Ирина Шамолина 17 июня 2016 года.

18-19 мая 2018 года состоялось грандиозное событие — впервые в России состоялась III Международная конференция по семейному образованию:

Главная тема Конференции 2018 года: “Вы МОЖЕТЕ учить дома!“

Через два месяца после МКСО 18-20 июля 2018 года мы всей семьёй принимали участи в Всероссийском Родительском практикуме. На этом практикуме собралось около ста- ста двадцати родителей в основном православные молодые родители с маленькими детьми со свей нашей необъятной родины, были представители с Украины, Белоруссии, Прибалтики.

вот здесь фотоальбом мероприятия.

Чем хочется закончить своё повествование.

Программа «Классические беседы» — это не про школу, это про родителей и их детей, это про семейные клубы, в которых происходит образование и воспитание своих собственных детей. Одно не понятно, почему такое явление у кого-то вызывает маниакальное желание найти какой-то подвох или конспирологию? Перед тем, как искать соринку в глазе брата своего, некоторым православным неплохо было бы вытащить свое бревно…

P.S. ещё два свежих материала по теме:

Павел Лукьянчиков: «Программа «Классические беседы» — всё то, о чем православные давно мечтали» (09.05.19)

Подслушано Классические Беседы: «Кто на самом деле стоит за программой «Классические беседы»? (14.05.19)

Программа наша устроена весьма необычным образом:). Настолько необычным, что аналога ей нет. Мы — не курсы, и мы — не школа. Мы — программа поддержки родителей. Классические Беседы (КБ) созданы родителями для родителей. Именно родители являются главными учителями своих детей в КБ. Мы верим в то, что каждой семье Господь посылает именно таких детей, с образованием которых именно эта семья справится лучше всего.

Родители, которые хотят использовать метод КБ, объединяются в группы, обращаются к нам через уже сотрудничающих с нами директоров-родителей в центр академической поддержки программы, и мы обучаем инструкторов и директоров из этих родителей. Директора занимаются всей организационной работой по формированию Классических сообществ, в том числе выбирают из родителей своей группы тех, кто готов подвизаться на инструкторском поприще. Мы летом проводим тренинг для инструкторов, во время Родительских практикумов (бесплатных трехдневных конференций), а директорам оказываем консультационную поддержку в течение года.

Занятия проходят 1 раз в неделю, 24 раза в год. Многие наши группы занимаются в зданиях воскресных школ при храмах, так как среди наших директоров и инструкторов очень много воцерковленных людей, которые своими трудами на пользу Церкви заслужили доверие настоятелей.

Мы начинаем наши занятия с «Царю небесный», а заканчиваем «Достойно есть». Также перед началом занятий мы поем пару куплетов из Гимна России, потому что мы патриоты и хотим, чтобы наши дети знали Гимн.

Наша программа Христоцентрична, мы всегда напоминаем о том, что Господь является Творцом и Вседержителем, но катехизация детей полностью передана в руки родителей. Фокус наших занятий — академические дисциплины.

В программе могут принимать участие все, кто положительно относится к христианству, но решение о регистрации в Сообщество принимают директора, которые стремятся создать в сообществах КБ атмосферу единомышленников.

Мы рады видеть в наших Сообществах детей с особенностями. Наши занятия проходят в семейной обстановке, в присутствии родителей, и такие детки чувствуют себя очень комфортно, а сама академическая программа по классическому тривиуму дается им намного легче, чем школьная.

Чтобы понять нашу образовательную модель нужно изучить Классический Тривиум. Имеет смысл начать с вот этой статьи https://shamolina.ru/2016/06/05/важнейшая-статья-по-к..

Подробно о нашей программе читайте на сайте КлассическиеБеседы.рф

Домашнее образование детей: преимущества и проблемы

О домашнем образовании и обучении детей в семье, а не в школе сейчас много пишут и спорят. Мы решили поговорить не только о плюсах домашнего образования, но и о разных связанных с ним вопросах с представителем Всемирного конгресса семей в России, послом ВКС в ООН, директором международного отдела Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы» Алексеем Комовым, который давно занимается этой проблематикой.

«Православные родители, в отличие от школ, не учат детей дарвинизму»

– Алексей Юрьевич, в чем, на ваш взгляд, преимущества домашнего образования, когда ребенок не ходит в обычную школу, а учится в семье?

– Здесь сразу несколько факторов. Во-первых, если мы верим в Бога, хотим следовать тому, что заповедано Священным Писанием и Священным Преданием, то нам следует усвоить, что дети даются человеку Богом. Дает детей не государство и не соцработники, а Бог! И в Библии очень четко говорится, что человек отвечает за то, как он воспитывает своих детей. Поэтому наша христианская совесть будет более спокойна, если мы серьезно подойдем к этому вопросу, а не просто передадим воспитание своих детей каким-то другим людям. А в сегодняшней школе учителя – это в подавляющем большинстве женщины, причем часто с не сложившейся личной жизнью; мужчин-учителей в школах традиционно очень мало. Работа в школах сегодня, будем говорить честно, нервная и дерганая.

– За последнее время мужчин в школах стало все-таки побольше…

– Дай Бог, чтобы это было так. Мы всецело ратуем за то, чтобы образование было хорошим, в том числе школьное, – это благо для всех в обществе. И мы понимаем, что семейное образование не для всех, но лишь для тех, кто готов на большой труд, чтобы вкладывать свои силы в воспитание и образование собственных детей.

Во-вторых, обучение в семье дает положительные результаты. Данные статистики совершенно четко говорят об этом. У нас в России пока такую статистику собрать очень сложно, но вот в Америке по тесту, аналогичному нашему ЕГЭ, дети в общеобразовательных школах набирают в среднем 50 баллов, а дети, которые были на семейном обучении, набирают около 86 баллов.

Между прочим, на этот показатель не оказывает большого влияния то, имеют ли высшее образование родители этих детей. И даже если оба родителя без высшего образования, то их дети, прошедшие домашнее обучение, все равно набирают, как правило, не менее 80 баллов.

Родитель выступает как модератор: он должен правильно построить процесс образования, создать ребенку условия для обучения

– Но как родители без высшего образования могут успешно учить своих детей?

– Потому что здесь родитель выступает скорее как модератор. Он должен правильным образом построить процесс образования, выработать индивидуальный план и создать наиболее благоприятные условия для ребенка. Предоставить ему возможность читать нужные книги, смотреть видеоматериалы, посещать с экскурсиями музеи, пробуждать в нем независимое критическое мышление и т.д. Для приобретения же специфических знаний есть уйма специализированных материалов, поэтому родителю самому не нужно быть, например, химиком или физиком.

– Но ведь у людей с высшим образованием, наверное, лучше развиты навыки усвоения и передачи информации, в том числе и модерирования процесса обучения.

– Есть специальные программы для домашнего образования, где разработаны образовательные маршруты по разным предметам, которые эффективно работают при обучении в семье. В качестве примера могу привести наше руководство для начального семейного обучения «Основы» программы «Классические беседы». Это очень простой и понятный для родителей инструмент, который содержит план на каждую неделю по разным предметам: истории, географии, математике и т.д. Так что вопрос с программой обучения не стоит, он уже решен. По нашему руководству на сегодняшний день учатся почти 400 детей в 27 городах: это Владивосток, Сибирь, Урал, Поволжье, Москва, Петербурге и даже на Украине в Киеве, где, как вы знаете, недавно фактически запретили даже школьное образование на русском языке. Также у нас есть дети и в Белоруссии. Всего получается три страны – Россия, Белоруссия, Украина, 27 городов, 400 детей от 4 до 12 лет.

– А дети постарше?

– Мы сейчас разрабатываем программы обучения и для старших детей, планируем охватить 6 лет вплоть до окончания школы. То есть, я не побоюсь этого сказать, у нас будет первая системная альтернатива школьным курсам на русском языке, которая при этом не противоречит, в отличие от школьной программы, православному мировоззрению. «Классические беседы» – не катехизаторская, а академическая программа, но в наших материалах, например, нет постулата о том, что человек произошел от обезьяны и что это якобы доказано наукой. Это клише, которое носит псевдорелигиозный характер и на самом деле уже многократно опровергнуто наукой. Есть множество научных данных, которые противоречат этой теории. Также у нас хронология мировой истории начинается с Сотворения мира.

– А обучающийся по вашей программе ученик сможет потом поступить, например, на биологический факультет университета?

– Дети наших семей-участниц проходят ежегодную аттестацию по ФГОС при содействии Центра поддержки семейного образования. Вообще в России сегодня около 100 000 детей находится на домашнем обучении. 273-й федеральный закон разрешает выбирать семейную форму образования с правом прикрепления к школе, имеющей государственную аккредитацию, для прохождения аттестации. Там дети готовятся к сдаче ЕГЭ и сдают его. Увы, на экзаменах, правда, детям придется излагать точку зрения составителей учебников биологии, считающих, что человек произошел от обезьяны, ведь именно это сегодня требуется государственными образовательными стандартами.

Наши дети должны иметь возможность изучать школьные предметы не на принципах материализма и дарвинизма

На мой взгляд, это плохая ситуация, и недавно в Общественной палате, где я выступал, я предлагал Министерству образования и науки озаботиться тем, чтобы была возможность для верующих, которые не относят себя к материалистам и атеистам, изучать школьные предметы не на принципах материалистического дарвинизма. Но сегодня дарвинизм, к сожалению, навязывается безальтернативно. Однако, мне кажется, это вполне возможно изменить. Иначе получается некая «шизофрения»: даже в лучших частных православных гимназиях ребенка на уроках по естественным дисциплинам ведь учат по ФГОС-учебникам, где говорится, что Бога нет, все произошло само собой из Большого взрыва, а человек возник из обезьяны. А потом он приходит на уроки Закона Божиего, и ему говорится ровно обратное. При этом у нас по разным соцопросам около 80% населения России говорят, что верят в Бога, а 70% относят себя к православным.

– Но являются ли они сознательными верующими, воцерковленными людьми? Ведь есть даже такое понятие – «православный атеист».

– Ну да, наверное, большинство из них ходит в храм один раз в год – на Пасху. Но даже если иметь в виду 5–8% действительно воцерковленных людей, хотя бы для них должна быть альтернатива, выбор обучения в рамках такого мировоззрения, которое соответствует их взглядам.

– Вы в своей работе опираетесь на уже какие-то наработанные методики, на чей-то опыт?

– Да, вместо того чтобы изобретать велосипед, мы изучили разные методы семейного образования, потратив на это много времени и сил. Я и моя жена Ирина Шамолина перечитали десятки книг, все значимое, что вообще написано на тему семейного образования. И мы выбрали программу поддержки родителей, решивших обучать своих детей самостоятельно. Это очень успешная программа – «Классические беседы». В этой международной программе обучаются сегодня около 115 000 детей. Ей уже 20 лет, она хорошо продумана и дает прекрасные гарантированные результаты. Нам особенно понравились «Классические беседы» тем, что главное в этой программе – не содержание, а инструменты учебы. То есть «Классические беседы» – это по сути технология, которую можно наполнить любым содержимым. Но при этом руководители программы не разрешают пользоваться их разработками тем, кто не относит себя к христианскому вероисповеданию, они не хотят, чтобы такой превосходный образовательный инструмент использовался за пределами христианской культуры.

Мы встретились с руководителями «Классических бесед». И, к нашему счастью, они оказались людьми, с большой симпатией относящимися к России, и очень хорошо восприняли идею поделиться с нами своими разработками. Мы согласовали с ними наполнение программы материалом, отражающим русской культуру и православную традицию. В этом году исторический фокус программы – на отечественной истории, мы также заучиваем расположение административно-территориальных единиц России, самых важных рек и гор.

Большинство семейных групп, пользующихся нашей программой, занимаются в зданиях воскресных школ. Эти группы начинают занятия с «Царю Небесный», на еженедельных занятиях поем гимн России, заканчиваем «Достойно есть».

– У вас платное или бесплатное обучение?

– Оно платное, но очень доступное, стоит всего 20 000 рублей в год за 24 занятия (то есть менее чем 830 рублей за занятие) в регионах и 28 000 рублей в год в Москве и Петербурге. Это небольшая сумма, сопоставимая с теми же поборами в наших якобы бесплатных школах или с одним месяцем обучения в частной школе средней руки. Причем из этой суммы мы себе берем только 5000 рублей за первого и 3500 рублей за второго ученика в семье. Все остальные деньги остаются у местных родителей – инструкторов, обучающих детей в группах. Мы их специально учим модерировать занятия и вести их. Часть денег идет директору, который координирует работу местного сообщества. У нас децентрализованная структура, которая образована из сети директоров. Группы инициируют люди на местах и приходят к нам за лицензией на пользование нашей академической поддержкой. У нас есть директора в Москве, в Подмосковье (Мытищи, Балашиха, Красногорск), в других российских регионах и даже в других странах (помимо России, Украины и Белоруссии у нас также планируются группы в Испании и Молдавии).

Раз в неделю семьи встречаются в группах числом не более 8 человек (8 детей и 8 родителей, всегда присутствующих на занятиях). Как правило, место встреч выбирается недалеко от дома. Между детьми устанавливается дружба, хорошие отношения. Такие семейные группы становятся очень дружными, они регулярно ходят вместе на разные экскурсии, в музеи и т.д. Например, многие наши московские и подмосковные дети уже наизусть знают Пушкинский и Исторический музеи, Третьяковскую галерею и т.д. Также почти каждый месяц мы ходим в парк «Россия: моя история» – практически как уже к себе домой.

«При семейном обучении КПД гораздо выше»

– Хотелось бы задать вам несколько проблемных вопросов. Я попробую озвучить некие сомнения по поводу домашнего образования, которые возникают у обычных людей.

Это, прежде всего, проблема родительского времени. Во-первых, скорее всего, минимум один из родителей должен быть неработающим, чтобы курировать домашнее образование своих детей и контролировать их.

– Я вас понимаю, но должен сказать, что ритм жизни при семейном образовании на самом деле дает гораздо больше свободы. Дети ходят на наши встречи только раз в неделю, где они вместе осваивают новый материал и имеют возможность продемонстрировать свои знания. Еженедельные занятия для детей до 9 лет проходят с 9:30 до 12:00, то есть длятся всего 2,5 часа, а для детей с 9 до 11 лет – до 15:00.

– А сколько времени дети тратят на обучение дома, и кто у них проверяет уроки?

При домашнем обучении не получится схитрить, как в школе: незнание предмета сразу обнаружится

– Наша программа – это не образовательная программа для детей, это программа поддержки родителей, выбравших учить своих детей самостоятельно. Родители для нас – главные учителя своих детей. На наших еженедельных встречах дети имеют возможность продемонстрировать выученный материал. Оценок никто не ставит – это прерогатива родителей, но сама обстановка в группе мотивирует ребенка учить хорошо, потому что иначе ему трудно принимать участие в интересных занятиях, направленных на повтор пройденного. Родители всегда присутствуют на этих занятиях, ведь раз в неделю – на это нужно не так много времени, и они видят сами, усвоили их дети задания или нет. Тут не получится обмануть или схитрить, как в школе; во время занятий в наших маленьких группах незнание становится очевидным. Кстати, очень часто родители, забравшие детей из школы, сильно удивляются тому, как мало их ребенок, оказывается, знает. У него вроде в школе были одни пятерки, а он почти ничего не знает ни по географии, ни по истории, ни по другим предметам – только какие-то обрывки информации. И когда родители приезжают вместе с ребенком на занятия, они видят его реакции, его взаимодействие со сверстниками и могут сразу корректировать его поведение и вообще лучше его чувствуют, чем когда отдают его в школу, а потом получают неожиданные «сюрпризы».

– Как у вас в целом построен учебный процесс? Обязаны ли дети дома отсидеть нечто вроде уроков, пусть и самостоятельно?

– Количество уроков дома определяют родители. У нас есть рекомендованная программа-минимум – то, что дети обязательно должны знать наизусть и помнить. Например, по истории они должны знать хронологию основных событий от Сотворения мира, через древность и средние века вплоть до современности. Мы для них отбираем и создаем «скелет», на который потом нанизываются более глубокие знания.

– А занятия русским языком и математикой? Это же своего рода тренинг. Ребенка нужно регулярно тренировать, чтобы он мог правильно писать и считать.

– Конечно, математикой и русским дети должны заниматься каждый день. Это контролируют родители. В этом деле очень помогают еженедельные встречи семей: родители делятся опытом друг с другом, получаются как бы мини-конференции. Хочу упомянуть, что для детей 9–11 лет у нас предусмотрена очень сильная программа «Ключи» по грамматике русского языка, а также аналитическому и художественному письму – дети еженедельно пишут сочинения, у них есть задания.

– Сколько в среднем времени каждый день занимает процесс обучения у ваших детей?

– Это зависит от индивидуальных способностей и возраста. Для начальной школы, детей до 9 лет, – 2–3 часа в день более чем достаточно; для детей 9 лет и старше мы рекомендуем 4 часа занятий в день. Причем ребенок на домашнем обучении знает материал намного лучше, чем в школе, потому что у него выше КПД. В школе задача какая? С наименьшими потерями пройти материал, ответить, чтобы от тебя отстали, получить отметку и забыть. Задача не стоит выучить что-то по-настоящему или как-то углубиться в предмет. «Мы что, дураки, что ли? Ура, завтра не учимся!».

Здесь же ребенок учится во взаимодействии с родителем, он проходит путь познания вместе с тем, кого он очень любит и уважает; на него нет дурного влияния сверстников; родители создают развивающую среду, он обложен интересными книгами, которые дают ему родители, и т.д. Я это знаю по своим детям: у нас с женой дома учатся трое детей (4,5 года, 6,5 лет и 10,5 лет), и они обожают книги, потому что мы с Ириной очень любим читать и наш дом полон книг. Дети растут в этом и считают это нормальным. Старший сын «проглатывает» книги легко и без принуждения, видеоигр в его жизни нет вообще, телевизор тоже отсутствует.

Дети на домашнем обучении знают, как правило, на порядок больше, чем обычные школьники, им все интересно, у них не загублена эта живая жилка познания. И когда они встречаются со сверстниками, им хочется поделиться тем, что они прочитали и куда сходили, что там удалось узнать. И так получается позитивная социализация, а не негативная.

«Секта – это то, что отделяет себя от мира»

– Следующий вопрос я как раз хотел задать о социализации. Не буду от вас скрывать, да вы, наверное, и сами знаете, что многие родители не хотят переводить своих детей на семейное обучение, потому что боятся маленького круга общения. Считают, что это отдает неким сектантством и что у детей после семейного образования будут большие проблемы с социализацией. Да и зачем нужно забирать детей из наших школ? Ведь прессинга, как на Западе, с уроками «секспросвета» у нас пока еще, слава Богу, нет.

– По всем параметрам социализация детей, находящихся на семейном обучении, на порядок лучше социализации детей в школе. Школьная социализация носит очень специфический однобокий характер: ребенок на 11 лет изолируется от реального общества и помещается в отдельно стоящее здание без права покидать территорию, где он отвечает по команде, встает и садится по звонку. При этом он все эти годы взаимодействует с ограниченным количеством одних и тех же детей одного с ним возраста, находясь в одной и той же социальной позиции по отношению к школьным работникам. Это что? Это нормальная социализация? Это реальная жизнь? Я уж не говорю про то, что в детских коллективах без активного участия взрослых (а это невозможно при 30 детях на одного взрослого), как правило, формируются отношения по принципу волчьей стаи: наглые забивают скромных, подлые берут верх над честными, да и матерщина сплошь и рядом, а то и непристойные видео в гаджетах. Но нормальная социализация – это когда человек, во-первых, общается в реальном обществе, а не в изолированной группе по возрастному признаку, а во-вторых, сам может определять свой круг общения. Ведь мы, взрослые, поступаем именно так.

Дети, обучающиеся в семье, постоянно общаются с людьми разного возраста, разного социального уровня, разных профессий – они видят социум во всем его многообразии. Как раз в ходе нашего семейного образования мы всей семьей, например, идем на какую-нибудь конференцию, где дети видят своих родителей в естественном жизненном деле. Мы встречаемся с интересными людьми, представителями разных профессий, ведем дискуссии, на которых присутствуют люди разных возрастов. И при такой позитивной социализации ребенок гораздо лучше приспособлен к жизни, чем школьный ребенок, который сидит в изоляции, реальную жизнь и работу ему показывают на картинках, учат молчать, пока не вызовет учитель, и вставать/садиться по команде.

Дети, прошедшие через семейное образование, более ответственные граждане, они чаще ходят на выборы, более довольны своей работой, независимы от социальных пособий, более склонны к критическому и творческому мышлению. В тех странах, где давно восстановлена традиция обучения в семье, данные свидетельствуют, что прошедшие через него дети достигают больших успехов во взрослой жизни. В системе школьного образования очень часто происходит деформация нормального развития ребенка в результате неестественной социальной и образовательной среды. Собственно само понятие «переходный возраст» возникло в результате внедрения всеобщего школьного образования, 150 лет назад дети взрослели гораздо раньше и никакой «ломки» у них не было. Современные дети на семейном обучении, как правило, тоже минуют «подростковый возраст».

За учебный день в школе ребенок получает порядка 8 минут (!) индивидуального внимания учителя

– И все же каких трудозатрат требует от родителей семейное обучение? Например, наша семейная ситуация: я с утра до позднего вечера на работе, а на жене – домашнее хозяйство и дети, их обычная школа, школа музыкальная, разные кружки…

– Как правило, школьные родители тратят силы и время на домашние задания детей, а также время на дорогу в школу и обратно. По факту на домашнее обучение временных затрат уходит ненамного больше, если родители пользуются программами для семейного образования. Не говоря уже о том, сколько сохраняется родительских нервов! А сколько в школе времени тратится ребенком напрасно?! Это же просто расточительство какое-то. Согласно исследованиям, за учебный день в школе ребенок получает порядка 8 минут (!) индивидуального внимания учителя. Любой родитель подтвердит, что объем усвоенных знаний ну совсем не коррелирует с объемом времени, проведенным ребенком в школе.

Если ваша супруга не работает вне дома, а занимается домашним хозяйством и детьми, то она может успешно все это совмещать с обучением детей уже в семье. Более того, материнство раскроется для нее с совершенно новой стороны. Ведь отдавая детей в школу, мы во многом передаем их воспитание в чужие руки. Возвращая детей домой, мы снова становимся полноценными воспитателями для них, мы по-настоящему узнаем своих детей!

– Тем не менее в школе есть контроль за усвоением материала со стороны учителей.

– Ну вы же знаете, как в школе легко имитировать усвоение материала. Дети осваивают это искусство в совершенстве и выходят из школы, путаясь в том, когда правил Ленин, а когда – Сталин, не могут двух слов сказать по-английски, хотя порой получают пятерки по всем предметам. По опросам общественного мнения, за последние несколько лет в два раза упал процент тех, кто удовлетворен школьным образованием. Дома родитель видит свое дитя «как облупленного», и смухлевать перед родителем никак не выйдет. Поэтому с контролем тут все гораздо лучше: родитель точно знает, что ребенок выучил, а что – нет.

– Тут есть некая тонкость, как мне кажется. Дети на домашнем обучении в принципе более мотивированы, и их родители тоже в среднем более ответственно относятся к обучению своих детей. Эти ребята поэтому и в обычной школе скорее всего делали бы неплохие успехи.

– Разумеется. И у нас есть этому примеры: дети из хороших семей, которые опробовали несколько школ, включая лучшие православные гимназии; но родители забрали оттуда детей и теперь пользуются нашими разработками для семейного обучения, чему в итоге очень рады.

– Поясните, пожалуйста, как именно у вас организован процесс контроля. Разве можно проверить за два часа то, что ребенок усвоил за неделю?

– Контролем занимаются в первую очередь, конечно, родители. Философия семейного образования в том и заключается, что именно родитель – во главе образовательного процесса. Наши занятия направлены в первую очередь на помощь родителям, они помогают родителям увидеть своего ребенка «со стороны» и более объективно оценить его успехи. Наше руководство для начального домашнего обучения «Основы» дает возможность легко проверить успеваемость.

– По нескольким предметам?

– По всем предметам. У нас есть план, его можно проверить. Это тот минимум, который надо знать. Ты либо знаешь, либо нет. При этом программа имеет цикличность: многие вещи проходятся каждый год, но на более глубокой основе, поэтому в итоге дети получают целостную картину по каждому предмету, а не обрывки сведений, как это часто бывает после современной школы.

Наша программа основана на классическом подходе: акцент в ней сделан на инструментах учебы – это технологии, которые позволяют учиться эффективно, обучать дома одновременно несколько детей разного возраста.

В основе этого образовательного подхода – система «семи свободных искусств», по которой учились в античности, в Византии и Древней Руси при Ярославе Мудром, в дореволюционной России. Этот подход основан на том, что вначале мы, перед тем как изучать конкретный предмет, учим детей инструментам познания. Эти инструменты – грамматика всех предметов, диалектика и риторика. Мы учимся запоминать информацию (грамматика), логически анализировать ее (диалектика) и воспроизводить ее устно и письменно (риторика).

Семьи, пользующиеся нашей программой, объединены любовью к знаниям и хотят, чтобы их дети росли среди единомышленников. Почти все участники программы – православные воцерковленные семьи, которые серьезно относятся к своим детям и их образованию, готовы вкладывать в это свои силы. Складывается очень приятный и безопасный круг общения. Есть семьи священнослужителей Русской Православной Церкви. Я сам изучал богословие 3,5 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, работал в отделе внешних церковных связей нашей Патриархии. Также уже много лет подвизаюсь у отца Димитрия Смирнова в Патриаршей комиссии по семье.

При этом у наших семей нет задачи самоизолироваться от мира по типу секты, просто православным известно, что для нас сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33). Вот наши семьи-участники и хотят, чтобы нравы их детей были в безопасности.

– Говоря о сектантстве, имеют в виду широкий смысл: некий маленький кружок общения единомышленников, в котором человек варится и больше ни с кем не общается.

– Наши семьи не замкнуты на программу, ведь мы встречаемся всего раз в неделю. Но и в рамках наших групп круг общения семей довольно широкий. Например, в подмосковных Мытищах в нашей программе участвуют порядка 25 семей, это 45 детей; в Новокосино примерно столько же. Наши группы почти заполнены, у нас мало свободных мест. В некоторые группы уже очередь, потому что наша программа помогает родителям обеспечить другое качество учебы.

Мы даем семьям инструменты учебы и создаем позитивную социальную среду, которая вдохновляет родителей и детей. Семьи часто работают с первоисточниками, исходя из живого интереса, глубоко проникают в какие-то совершенно новые сферы вне традиционной школьной программы. Пробудить этот интерес, как-то его стимулировать – вот наша задача. На начальном уровне программы даем некий скелет знаний, а на более старших уровнях учим семьи углублять знания, анализировать и пользоваться ими.

Родитель учится вместе с ребенком

– Я могу понять, как дома учиться географии или истории. Но вот математика… В старших классах будут сложные вещи, которые родители, как правило, не знают. Например, дифференциальное исчисление.

– У нас есть прекрасные советские учебники по математике, к ним уже выпущены все «решебники». Родитель может легко проконтролировать успехи и понимание темы.

– Но родителю все равно надо учиться вместе с ребенком?

– Родитель тоже растет вместе с ребенком и узнаёт много нового. Родители участвуют в процессе обучения, но с детьми старше 12 лет им на еженедельные встречи ходить уже необязательно. Они уже в значительной степени научили ребенка самому овладевать знаниями. И он сам умеет работать с материалами и информацией. На уровне старшей школы родитель занимается скорее общим руководством. Дети, пришедшие в старшие классы путем семейного образования, учатся уже сами, они умеют это делать. Да и вспомните себя в школе: разве в старших классах вы сами не могли разобрать тему по учебнику? Сколько было тупиковых ситуаций, где без обращения к учителю вы не могли понять тему? Наверняка, очень мало. Когда такая ситуация возникает дома, то родитель может за пять минут найти онлайн-преподавателя, который всё разъяснит в случае, если даже бесплатные онлайн-видеоуроки оказались бесполезны.

Наша программа для России совершенно уникальна. Мы используем лучшие мировые наработки, при этом наша академическая программа подходит православным. В мире по статистике всего 3 млн. детей находятся на семейном образовании. Однако, кстати, в нашей стране из 100 тысяч российских детей, находящихся на домашнем обучении, около 70 тысяч – это дети-инвалиды, которые просто не могут ходить в школу. Еще большое число спортсменов и музыкантов, то есть детей, которые почти все время должны посвящать развитию своего таланта. «Чистых семейников» не так много. Мы, пожалуй, первые, кто запустил в России цельную программу, разработанную специально для семейного обучения. Пока у нас почти нет детей старше 12 лет, но мы обязательно доведем ее до последнего – 11-го – класса. Мы также не исключаем возможности в будущем создать специальный вуз для детей, которые прошли семейное обучение. Там не будут безальтернативно учить материализму и атеизму, и обучение в нем будет построено по классической модели, опробованной тысячелетиями, по которой выучились тысячи умнейших людей в истории человечества.

22 января в рамках Рождественских чтений будет работать секция «Православное семейное образование»

– Как можно записаться к вам на собеседование, чтобы уже на месте выяснить информацию?

– Есть сайт «Классические беседы». Заходите в раздел «Начать обучение», там будут контакты наших директоров из разных регионов с фотографиями и адресом электронной почты. Связываетесь с директором подходящего вам региона, и он пригласит вас на информационную встречу, где расскажет о программе подробно. Можно также прийти на занятия и все посмотреть воочию.

22 января в храме Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений мы будем вести отдельную секцию: «Православное семейное образование: преимущества и перспективы» – приглашаем всех желающих.

Алексей Комов

– В какие вузы смогут поступать ваши выпускники, как вы думаете?

– Я думаю, что во все вузы, в том числе ведущие. Мы для наших детей будем организовывать личные встречи с ведущими профессорами. Я лично хорошо знаком с профессором МГИМО Валентином Юрьевичем Катасоновым и другими людьми, которые добились больших успехов в своей деятельности.

Также я являюсь помощником депутата Государственной Думы РФ, мы обязательно будем приводить наших детей в Госдуму, где их будут учить дебатам, тому, как их правильно вести. Депутаты, которых мы хорошо знаем как православных и патриотично настроенных людей, будут им рассказывать, как устроен политический процесс, может быть, возьмут их на практику в Госдуму, в МГУ, в другие какие-то вузы.

– В заключение расскажите, пожалуйста, и о себе. Сколько у вас детей, и где они учатся – дома или в школе?

– У меня пятеро детей, двое старших уже закончили школу, а трое младших – школьного возраста. Двое старших детей ходили в детский сад и учились в школе, а трое малышей с рождения – на семейном обучении. Мне есть что сравнивать, и разница для меня очевидна. Трое маленьких детей учатся дома по программе «Классически беседы»: Максиму 4,5 года, Диме 6,5 лет и Мише 10,5; старший из них, Миша, никогда не ходил в школу. А наш 4-летний Максим уже знает о 52 правителях России от Рюрика до В.В. Путина и рвется на занятия, потому что мы учим семьи интересно и живо, для детей такая учеба – в радость. Приходите и посмотрите сами!

Закон о домашнем образовании

Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

Варианты обучения на дому

Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.

В России признаны три формы домашнего образования:

  • надомное;
  • семейное;
  • дистанционное.

Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.

Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Этапы оформления ребенка на надомное обучение

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Особенности семейного образования

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  • Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
  • Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  • Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  • Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Этапы перевода на домашнее обучение

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Дистанционное образование

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Преимущества и недостатки домашнего обучения

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Изменения в законе об образовании в 2019 году

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

Домашнее обучение вместо школы: кому подойдёт и как устроено

«Мам, можно я не пойду сегодня в школу?» — спрашивали мы однажды утром, особо не надеясь на положительный ответ. Современным детям повезло больше: родители теперь могут выбрать для них домашнее образование. Но многие продолжают сомневаться, так ли это эффективно и не вредно ли для ребёнка. Разбираем варианты, плюсы и минусы.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В этом году, по данным «МК», более 100 тысяч российских детей не пошли 1 сентября в традиционные школы, а председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находятся 10% учащихся. В качестве основной причины родители называют низкое качество школьного обучения, распространённые случаи агрессии со стороны сверстников и, увы, учителей. Но не ходить в школу — не значит не учиться. Давайте разбираться вместе.

Варианты домашнего обучения

Сейчас в России существует два вида обучения вне школы:

Дистанционное (заочное) — школьное обучение «на расстоянии» с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Не считается отдельным видом обучения, это просто заочная форма, при которой занятия с преподавателем проходят по видеосвязи, а выполненные задания ученик передаёт в электронном виде. При этом аттестация проводится очно. Такой формат используют в государственных школах для обучения детей в отдалённых регионах, детей с проблемами со здоровьем, а также в частных платных школах.

Семейное, самостоятельное — отдельная форма внешкольного образования, при котором вся ответственность ложится на плечи семьи или ученика-старшеклассника. Здесь тоже несколько вариантов:

  • Хоумскулинг — ученик всё равно должен быть прикреплён к учебному заведению, но только для прохождения аттестаций, весь процесс обучения родители организуют самостоятельно.
  • Анскулинг — ученик не прикрепляется к школе и не сдаёт аттестации, вплоть до ОГЭ в 9 классе.
  • Альтернативные школы — это могут быть как офлайн-школы различных систем и методик, так и онлайн-школы. Ученик там проходит обучение, там же сдает аттестации.

По законам РФ, родители ребёнка несут ответственность за его среднее образование, но могут выбирать любой формат обучения.

Как организовать домашнее обучение

Чтобы перевести ребёнка из обычной школы на домашнее обучение, родителям необходимо отказаться от стандартной формы образования, подав специальное заявление. Форму можно скачать в интернете или попросить в администрации школы.

Ребёнку на домашнем обучении всё равно придётся проходить аттестации. Родители могут заключить договор со своей школой на условиях экстерната, либо найти другую школу, имеющую соответствующую лицензию, с удобным графиком аттестаций. Чтобы получить домашнее образование, можно:

  • обучать ребёнка своими силами;
  • помочь ученику 9–11 классов учиться самостоятельно;
  • заниматься с преподавателями школы очно и онлайн;
  • обратиться к репетиторам.

На сайте Tutor.ru опросили родителей, дети которых получают образование вне стен школы, какой вариант предпочли они. Большинство мам и пап младших школьников либо занимаются с малышами самостоятельно, либо обращаются к репетиторам. В этом возрасте ребёнку, как правило, сложно заниматься онлайн, поэтому чаще всего преподаватель приезжает домой. Мама при этом получает бонус — несколько часов свободного времени.

Критерием выбора репетитора для младшего школьника обычно выступает доверие к преподавателю, его способность наладить общий язык с ребёнком, привить навыки усидчивости и умение сосредоточиться на занятиях. Но наши наблюдения показывают, что среди молодых родителей постепенно увеличивается спрос на онлайн-обучение. Это представители поколения Z, «люди с кнопкой на пальце», уже ставшие родителями.

Чем старше ребёнок — тем выше требования к репетитору. Подход меняется: нужен профессионал, готовый работать на результат, развивать способности и давать знания за рамками школьной программы. Такие преподаватели всё чаще работают через интернет — это позволяет как минимум экономить время. Уже появились преподаватели, специализирующиеся только на онлайн-обучении.

Онлайн-обучение: преимущества

1. Доступ к лучшим профессионалам

Если в двух столицах достаточно частных репетиторов высокого уровня, то в городах поменьше с этим зачастую возникают проблемы. Особенно если ребёнок участвует в олимпиадах или собирается поступать в престижный вуз. Онлайн стирает границы между городами и даже между странами. Вы сможете учиться у «своего» преподавателя, даже если зимуете на полюсе.

2. Экономия времени и денег

  • Не надо никуда ехать, достаточно включить компьютер, ноутбук или планшет.
  • Не надо покупать форму, ученик на занятии может присутствовать в любой комфортной одежде.
  • Не надо тратить время на дорогу в школу и обратно, а также деньги на проезд.
  • Канцелярских товаров требуется меньше.

3. Психологический комфорт

  • Индивидуальный темп занятий.
  • Уровень обучения может быть значительно выше школьного.
  • Занятия идут из дома, из любимого кресла, за любимым компьютером или оттуда, где комфортно в данный момент.
  • Не нужно общаться с теми, с кем не хочется общаться.
  • Ребёнок не узнает, что такое буллинг и «нелюбовь» учителя.

4. Полная свобода

  • На домашнем обучении, особенно при работе через онлайн-каналы, вы спокойно можете уехать на «зимовку», в отпуск или отправить ребёнка к бабушке.
  • Это отличный выход, если ребёнок серьёзно занимается спортом или творчеством и редко бывает свободен.

Онлайн-обучение: недостатки

1. Социальная изоляция

Действительно, общение через интернет вряд ли заменит реальные контакты со сверстниками, ведь именно с помощью общения ребёнок получает свой личный жизненный опыт.

Как избежать. Старайтесь сделать так, чтобы ребёнок часто общался со сверстниками — во дворе, в дополнительных кружках. Следите, чтобы у него были друзья, с которыми он проводит достаточно времени.

2. Отсутствие самоорганизации

Такое бывает. Если школьников окружает мощная система контроля — от родителей до пропускной системы с оповещением, — то на дому ученикам приходится самостоятельно организовывать себя, и не всегда это происходит успешно.

Как избежать. Лучше как можно раньше начинать учить ребёнка самостоятельно организовывать своё время, и главным фактором будет ваш пример. Если вы твердите, что нужно учиться, а сами всё свободное время проводите на диване за просмотром сериалов, то ребёнок тоже полюбит «филонить».

3. Сложности с восприятием информации

Школьникам младших классов бывает трудно удерживать внимание и учиться только через учебники и экран монитора. Особенно часто с этим сталкиваются преподаватели иностранных языков.

Как избежать. Если ребёнок учится только по текстовым материалам и урокам без привлечения преподавателя, стоит попробовать занятия с репетитором индивидуально или в группе, либо пройти очные курсы для закрепления навыков. Младшие школьники очень хорошо реагируют на совместные занятия с родителями, интерактивные методики. Если ребёнку сложно высидеть определённое время, стоит попробовать сократить время урока. На домашнем обучении это возможно.

Практически любая профессия сейчас требует дополнительных знаний и навыков, постоянного развития и самообучения. Поэтому умение учиться самостоятельно, особенно с применением онлайн-технологий, даст ребёнку фору перед теми, кто не привык к такому способу. Домашнее образование сейчас вполне может заменить обычную школу. Если вы уже используете онлайн-каналы и если вам нужна поддержка опытного педагога, то сервис Tutor.ru поможет с выбором профессионального репетитора по самым разнообразным предметам.

Современное Домашнее образование

Среди причин роста популярности гувернерства в последние годы многие исследователи отмечают недостаточно эффективную работу ДОУ. По свидетельству родителей, многие дети, начавшие посещать детский сад до трехлетнего возраста, часто болеют, испытывают стресс в результате смены привычной обстановки, отрыва от матери, родных. На детей негативно влияет шум в группе и т.п.

В современной отечественной педагогической теории существуют различные подходы к характеристике особенностей гувернерской образовательной деятельности. К специфичной педагогической технологии ее относит Л.В. Пасечник. По ее мнению, сущность гувернерского образования — это разновидность нетрадиционного, специально организованного педагогического процесса в условиях семьи, позволяющего дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуального заказа родителей, потребностей и возможностей ребенка. Такая характеристика сущности гувернерской деятельности рассматривает домашнее образование как наиболее удовлетворяющее индивидуальным возможностям ребенка. Согласно подходу Л.В. Пасечник, гувернерская система более комфортна, личностно ориентирована на детей с разными уровнями здоровья, умственного развития.

С.В. Куприянов представляет современное гувернерство как альтернативную образовательно-воспитательную систему, имеющую свое лицо, свою общественную нишу. Он достаточно критически относится к историческому опыту гувернерства. По его мнению, современное домашнее образование нельзя строить только на анализе прошлого. Для развития полноценной гувернерской деятельности следует учесть следующие особенности современной жизни:

  • 1) систему родительских потребностей и запросов в отношении воспитания и обучения детей;
  • 2) затруднения родителей в семейном воспитании;
  • 3) проблемы современных образовательно-воспитательных учреждений в обеспечении качества образования, воспитания, социализации ребенка;
  • 4) тенденции развития образовательных систем (государственных и частных);
  • 5) результативность существующей сегодня системы индивидуального обучения детей;
  • 6) характер взаимодействия школы и семьи .

Деятельность современного гувернера представляет собой образовательно-воспитательную систему, отвечающую ряду требований: единство обучения и воспитания; личностно ориентированное эмоционально комфортное взаимодействие педагога с ребенком; использование передовых педагогических технологий. Содержание и результаты деятельности гувернера должны соответствовать запросам и требованиям общества, образовательных учреждений, родителей, самого ребенка.

Выявление сущности домашнего обучения предполагает определение основных функций, выполняемых гувернером. С позиций целостного подхода, ориентированного на комплексную реализацию всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности ребенка, выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную, развивающую (В.В. Краевский). Образовательная функция ориентирует процесс обучения на формирование системы научных знаний, развитие умений и навыков их использования на практике. Воспитательная функция предполагает использование содержания образования, форм, методов обучения, взаимодействия педагога с ребенком для формирования сознательных мотивов учебной деятельности, развития нравственных отношений. Развивающая функция обучения состоит в целостном развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Учитывая целостный характер деятельности гувернера, полагаем, что все выделенные функции соответствуют процессу домашнего обучения и воспитания. Однако они являются достаточно обобщенными. Практическая деятельность гувернера требует их конкретизации .

С позиции С.В. Куприянова, современное гувернерство:

  • 1) автономно от других образовательных систем (или во взаимодействии с ними) обеспечивает всестороннее качественное обучение, воспитание и социализацию ребенка;
  • 2) моделирует в системе отношений гувернеров и детей условия гармоничной семейной среды;
  • 3) включает в логику педагогического процесса родительские запросы на обучение и воспитание ребенка и превращает их в составную часть реализуемой педагогической технологии;
  • 4) активно влияет на педагогизацию и гуманизацию процесса семейного воспитания.

Развитию практики домашнего обучения способствует и ситуация, складывающаяся в российской системе образования. По оценкам специалистов, образовательная школа сегодня по многим своим параметрам находится на уровне 1960-х гг. Как отмечает Франц Шереги, «о ее отставании свидетельствует, в частности, «институт репетиторства», который превратился сегодня в хорошо организованную систему рыночного отчуждения одной из функций школы — профессиональной ориентации» .

Немаловажное значение для педагогической автономизации семьи имеют и другие факторы, связанные с социальным контекстом: ухудшающаяся криминальная обстановка, межэтнические конфликты, политическая и религиозная напряженность. Родители хотят не только уберечь детей от негативного влияния социума, но и привить им своеобразный «социопсихологический иммунитет», способный защитить их в будущей жизни. И именно образование, по их представлениям, способно помочь в этом. Иными словами, сегодня в российском образовании сложилась такая ситуация, когда семья имеет не только право выбора того или иного способа обучения своих детей, но и реальные ресурсы для его осуществления.

Необходимо готовить консультантов в области образования для семьи. Это очень широкое понятие, включающее и помощь в проектировании образовательного маршрута ребенка, и реализацию этого маршрута уже в роли гувернера или домашнего воспитателя. Домашний педагог должен не только научить ребенка элементарным обще учебным навыкам, но и помочь родителям выстроить его образовательный маршрут, найти в окружающей среде те социокультурные и психологические ресурсы, которые помогут самим родителям выступить в роли компетентных социализаторов своих детей. В этом случае не происходит отчуждения педагога от родителя, когда последний поручает ребенка педагогу и как бы отстраняется. Необходимо придерживаться принципиально иной позиции: педагог входит в семью, чтобы увидеть психологические и иные проблемы и помочь их разрешению. Такая подготовка гувернеров поможет сориентироваться во внутренней ситуации семьи, увидеть там сильные и слабые стороны и выстроить программу развития ребенка.

Таким образом, в современной России домашнее образование обретает новые научно-практические перспективы. В той или иной степени общество пытается экспериментировать в выборе и создании альтернативных способов обучения своих граждан. Этому способствуют как появление новых источников для самообразования, так и постепенная переориентация родителей и педагогов на иную образовательную парадигму: образование все больше становится непрерывным, вариативным и действительно индивидуальным.