Дудова Людмила Васильевна

Список членов Палаты (2017 год)

  • 02 марта

    Людмила Дудова: «Финансовое поощрение — главный мотив участия в программе “Земский учитель”»

    В ОП РФ подвели промежуточные результаты онлайн-опроса о реализации программы «Земский учитель»

    Рубрика: 2020

    Теги: Людмила Дудова, Юлия Оглоблина

  • 28 февраля

    Как реализуется послание Президента РФ в сфере образования и науки?

    ОП РФ запускает онлайн-опрос в рамках общественного мониторинга

    Рубрика: 2020

    Теги: Людмила Дудова

  • 23 февраля

    Силы, мужества и отваги! Пусть каждый поступок будет достойным, каждое слово — твердым!

    Члены ОП РФ поздравляют россиян с Днем защитника Отечества

    Рубрика: 2020

    Теги: Владимир Слепак, Вячеслав Бочаров, Лидия Михеева, Елена Сутормина, Сергей Щетинин, Людмила Дудова, Елена Цунаева, Елена Истягина–Елисеева, Сергей Рыбальченко, Юлия Оглоблина, Михаил Аничкин, Денис Кирис, Елена Тополева-Солдунова, Игорь Шпектор, Владислав Гриб

  • 21 февраля

    «Земский учитель»: что необходимо для успешной реализации программы?

    ОП РФ запускает онлайн-опрос общественного мнения

    Рубрика: 2020

    Теги: Людмила Дудова

  • 16 января

    Члены Общественной палаты РФ вошли в рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию

    Распоряжение о создании рабочей группы было подписано Президентом

    Рубрика: 2020

    Теги: Лидия Михеева, Людмила Дудова, Елена Цунаева, Юлия Оглоблина, Андрей Шутов, Елена Альшанская, Сергей Бурлаков, Лео Бокерия

  • 17 декабря, 2019

    Цифровизация обучения и повышение квалификации учителей

    В ОП РФ обсудили Концепцию преподавания русского языка и литературы

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова

  • 13 декабря, 2019

    Глобализация ускоряет процесс исчезновения родных языков — Людмила Дудова

    В ОП РФ педагоги со всей страны обсудили проблему сохранения родных языков

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова

  • 15 ноября, 2019

    «Золотые имена высшей школы»: лучшие педагоги страны получили награды

    Имена 258 педагогов внесены в Книгу почета высшей школы

    Рубрика: 2019

    Теги: Людмила Дудова

  • 08 ноября, 2019

    «Отложите учительскую скромность, судьба предмета — в ваших руках» — Людмила Дудова

    В ОП РФ подвели итоги работы Ассоциации учителей русского языка и литературы

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова

  • 01 ноября, 2019

    «В век цифры значимость жанра сочинения трудно переоценить» — Людмила Дудова

    Победителей Всероссийского конкурса сочинений наградили в ОП РФ

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова

  • 31 октября, 2019

    Искусственный интеллект и маркетплейс: создание цифровой образовательной среды

    На итоговом форуме «Сообщество» обсудили реализацию нацпроекта «Образование»

    Рубрика: 2019

    Теги: Александр Русаков, Форум «Сообщество», Людмила Дудова, Михаил Погосян

  • 24 октября, 2019

    «Подготовка кадров — приоритетная часть проекта «Учитель будущего»» — Людмила Дудова

    В ОП РФ заявили о необходимости национальной системы учительского роста

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Ирина Бурмыкина, Людмила Дудова

  • 22 октября, 2019

    «Цифровая образовательная среда»: векторы развития

    Реализацию федерального нацпроекта обсудили в ОП РФ

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова, Михаил Погосян

  • 16 октября, 2019

    Нацпроект «Образование»: новые подходы к воспитанию

    В ОП РФ педагогам из регионов представили рабочую программу воспитания школьников

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова

  • 09 октября, 2019

    «К новой концепции системы аттестации научных кадров — много вопросов» — Михаил Погосян

    В ОП РФ обсудили проблемы аттестации кадров высшей квалификации

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова, Михаил Погосян

  • 05 октября, 2019

    «В России испокон веков учитель — особая фигура, человек, который выбрал нелегкий, но важный путь»

    Члены ОП РФ поздравляют российских учителей с профессиональным праздником

    Рубрика: 2019

    Теги: Александр Русаков, Ольга Воронова, Людмила Дудова, Михаил Погосян

  • 03 октября, 2019

    «Мечтай, вдохновляй, действуй»: состоялся финальный этап конкурса «Учитель года России»

    Награждение победителя и призеров пройдет 4 октября в Государственном Кремлевском дворце

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова, Владислав Гриб

  • 10 сентября, 2019

    Больше половины россиян считают, что ЕГЭ не дает объективной оценки знаний

    Людмила Дудова рассказала о результатах онлайн-опроса

    Рубрика: 2019

    Теги: Образование, Людмила Дудова

  • 01 сентября, 2019

    «Пусть новый учебный год будет наполнен яркими открытиями!»

    Члены ОП РФ поздравляют россиян с Днем знаний

    Рубрика: 2019

    Теги: Ольга Воронова, Людмила Дудова, Михаил Погосян, Елена Истягина–Елисеева, Диана Гурцкая

  • 28 августа, 2019

    Итоговое сочинение как форма допуска к ЕГЭ: результаты пятилетней практики

    Людмила Дудова приняла участие в обсуждении совершенствования подготовки к проведению итоговых изложения и сочинения

    Рубрика: 2019

    Теги: Людмила Дудова

Людмила Дудова: «То, что современные дети мало читают, — это абсолютный миф»

В современном обществе принято считать, что молодое поколение мало читает, и книга перестала играть важную роль в их жизни. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, председатель всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова опровергла этот миф и рассказала о состоянии и тенденциях развития русского языка.
«Хочется, чтобы читали все»
— Людмила Васильевна, совсем недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире. Книга для людей представляла особую ценность, почти в каждом доме была своя библиотека, но сегодня ситуация изменилась, бытует мнение, что современные дети мало читают. Вы согласны с этим утверждением?

— Это абсолютный миф. Специально на эту тему мы проводили исследование о репертуаре чтения ребят. Выяснилось, что дети меньше читают художественную литературу, но дети читают другую. Чтение как вид деятельности присутствует. Просто современные дети больше читают в интернете. Соревноваться книге с визуальным видом искусств сложно.

Например, в 2017 году российские ученики начальных классах стали первыми в мире по чтению. Если это сочинение, то и здесь мы видим, на какое количество авторов ссылаются ребята в своих работах. Два года назад было модным цитировать авторов «потерянного поколения». Сейчас чаще встречается современная литература, которую они с удовольствием читают.

Мне как филологу, конечно, хотелось бы, чтобы читали все поголовно, но такого никогда не было и не будет.

— Вы занимаетесь продвижением и развитием русского языка и литературы. Специально для этого создана всероссийская Ассоциация учителей литературы и русского языка, которую вы возглавляете. Что вас подвигло создать такую команду словесников?

— Прочитав в десятом классе роман Юрия Германа «Я отвечаю за все», я как-то очень по личному восприняла этот подход к жизни: человек должен иметь мужество брать ответственность за дело, которое он выбрал. Может быть, потому я и возглавила Ассоциацию учителей литературы и русского языка, в которой сегодня более 80 региональных отделений и более шести тысяч учителей.

Мы выступаем экспертами по различным направлениям. Мы разработали концепцию преподавания русского языка и литературы, утвержденную Правительством РФ в 2016 году.

Фактически мы участвовали в создании документа, который определяет правила преподавания русского языка и литературы как основных предметов в школе.

Также мы проводим экспертизу учебников русского языка и литературы, организуем форумы для учителей-словесников. Одно из последних мероприятий — передвижная методическая школа «Педагогический Транссиб», где мы проехали от Калининграда до берегов Амура. Проводили мастер-классы, круглые столы, читали лекции. Охват учителей составил несколько тысяч человек.

И то, что 6 июня, в день рождения великого русского писателя, вся страна участвует в акции «Пушкинский диктант» — это тоже наша инициатива.

«Поднять до пяти»

— Ассоциация сравнительно молодая, но сделано уже немало, какие у вас дальнейшие планы?

— В планах множество мероприятий, направленных в первую очередь на патриотическое воспитание молодежи.

Особо хочу отметить, что, где бы я ни находилась, я вижу, как много талантливых и очень светлых людей в нашей стране.

— Какие проблемы в изучении русского языка все-таки существуют и как они решаются?

— Проблем много. Мы вынуждены констатировать, что уровень качества подготовки по русскому языку у учащихся оставляет желать лучшего. Хотя при этом мы не фиксируем понижения качества. Но мы хотим, чтобы уровень знаний на оценку «три» был искоренен. Так как русский язык в нашей стране — это государственный язык.

— А что нужно сделать, чтобы повысить общую грамотность россиян?

— Во-первых, нужно усилить внимание к подготовке учителей русского языка и литературы, внимательно подойти к методической поддержке преподавания русского языка и литературы. Во-вторых, необходимо больше внимания уделять преподаванию русского языка в условиях билингвизма, все мы понимаем, что Россия — страна многоязычная, поэтому нужны другие методики преподавания в этих условиях.

Скоро у нас уже произойдет заметный прогресс, потому что сделано очень много. В этом году, например, с этой целью МПГУ проводил образовательную экспедицию в Чечню, где дети обучаются в условиях билингвизма.

«Неизученные буквы»

— А как все начиналось в вашей карьере? Почему вы решили связать свою жизнь именно с русским языком?
— Все начиналось с семьи. У нас всегда царил культ чтения и книги, хотя мои родители не имели никого отношение к филологии. Папа много читал наизусть. Именно от него мы впервые услышали в раннем детском возрасте выученные наизусть сказки Пушкина, Ершова. А когда подросли, то папа очень много читал стихотворений Сергея Есенина.

В те годы получить полные тексты этого удивительного поэта было непросто. Особенно дома ценились исторические романы, их в домашней библиотеке было немало. Таким образом в семье и прививалось уважение к слову. Поэтому когда я выбирала профессию, то выбирала науку, связанную именно со словом и книгой.

— И вы решили поступать на филологический факультет?

— Да, выбор профессии был связан не только с любовью к чтению и слову, но и с уважением к профессии учителя русского языка и литературы. Мне повезло с учителями, и я признательна судьбе, что она подарила мне таких замечательных педагогов. До сих пор часто в своей практике использую приемы, которым научилась у них.

Филология на тот момент мне казалась самой главной наукой, которая формирует человека, ибо мы имеем дело с текстами, в которых зафиксирован тысячелетний духовный и нравственный опыт человечества. А произведения каждого писателя — это ведь целый мир, погружаясь в который нельзя не поражаться безграничным возможностям слова, богатству и красоте мысли.

— После окончания университета работали учителем?

— Я работала учителем в своей родной школе очень далеко от Москвы, на Дальнем Востоке. Я до сих пор помню свой 5-й «В» класс, в котором я была, помимо учителя русского языка и литературы, еще и классным руководителем.

— Что вам особенно запомнилось в школе?

— После первого диктанта в моем классе, в котором было 35 учеников, выяснилось, что ни один из них не знал всего алфавита. Положительных отметок тогда было всего три. Естественно, после первой четверти приехала комиссия, которая проверяла работу молодого педагога. Вердикт был строгий, но из школы я не ушла и считаю, что именно годы работы в школе и определили весь мой путь в дальнейшем.

Хороший педагог нередко определяет будущее человека, это особая профессия, в которой глубокие знания сочетаются с постоянным творчеством и поиском, в этой профессии нельзя работать человеку, у которого холодное сердце. Верно говорят, что педагогическая профессия — это не дело, а служение.

«Вернуть статус»

— Профессия учителя требует огромной отдачи, у вас не было разочарований как у педагога?
— После школы я работала в педагогическом колледже и более 30 лет — преподавателем вуза. Я никогда не жалела о своем выборе. Профессиональная деятельность познакомила меня с огромным числом интереснейших ученых, талантливыми учителями и просто замечательными людьми.

Как в школе, так и в университетской среде мне посчастливилось учиться у прекрасных ученых, среди них Борис Иванович Пуришев, один из выдающихся историков немецкой литературы и знаток древнерусской живописи, Нина Павловна Михальская — англицист, блестящий знаток творчества Чарльза Диккенса и Вирджинии Вульф. Любому филологу эти имена известны, а мне посчастливилось у них учиться и работать с ними.

— В 2017 году вы стали членом Общественной палаты. Какие первоочередные задачи вы ставите для себя в первую очередь, работая в качестве первого заместителя председателя Комиссии по развитию образования и науки?

— Защита интересов учителя, отстаивание позиций русского языка как государственного языка нашей страны и преодоление кризисных явлений, связанных с чтением, и привели меня в Общественную палату РФ.

С Комиссией по развитию образования и науки я работала еще и до того, как меня выбрали в Палату, и считаю, что такое тесное сотрудничество позволило решить целый ряд проблем в нашем филологическом образовании и защите русского языка.

Русский язык и великая русская литература — это национальное наследие, которое мы обязаны не только сохранить, но и передать потомкам, ибо в них зашит культурный код нации.

Какой я вижу свою роль в Комиссии? Ответ для меня очевиден: содействовать возращению уважения к педагогической профессии, вернуть российскому образованию статус лучшего образования в мире, обеспечить нашим детям и внукам гарантии получения качественного образования, потому что учитель создает будущее, и оно должно быть самым лучшим.

Дудова Людмила Васильевна

Председатель координационного совета Общероссийской
общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

Людмила Дудова выпускница филологического факультета Хабаровского государственного педагогического института. На протяжении ряда лет работала учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе, затем ассистентом на кафедре русской и зарубежной литературы Хабаровского государственного педагогического института.

С 1980 года профессиональная деятельность Дудовой Людмилы связана с кафедрой всемирной литературы Московского государственного педагогического университета, при которой она окончила аспирантуру и под руководством профессора Б.И. Пуришева выполнила и защитила диссертацию по теме: «Историческая драма штюрмеров», получив ученую степень кандидата филологических наук.

В настоящее время Дудова Людмила работает в должности доцента кафедры всемирной литературы МПГУ и преподает курс всемирной литературы девятнадцатого и двадцатого веков на филологическом факультете университета. На протяжении всей профессиональной деятельности занимается научно-исследовательской работой. Предметом ее научных интересов является немецкоязычная литература преимущественно восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Проводимые исследования направлены на изучение жанрового многообразия немецкой драмы, проблем синтеза искусств и приемов его воплощения в произведениях немецких писателей романтиков. В последние годы областью научных изысканий стали вопросы русско-немецких культурных и литературных связей. Исследования по компаративистике сначала проводились в рамках федеральной научной программы «Русский язык. Культура. История», а в настоящее время вошли как самостоятельное направление в федеральную научную программу «Развитие гуманитарных исследований».

Общее число научных публикаций по этим программам насчитывает более 20 работ, а созданный в рамках названной программы энциклопедический словарь «Зарубежные писатели» в двух томах был отмечен премией А.Ф. Лосева за 1998 год.

С 1998 года под эгидой Совета по педагогического образованию стал регулярно выходить журнал «Преподаватель», который получил признание у профессионального сообщества и стал реальной опорой в деятельности преподавателя высшей школы. С 1999 года возглавляет НИИ комплексных проблем непрерывного педагогического образования.

Людмила Дудова уделяет много внимания вопросам организации высшего педагогического образования в России, является ученым секретарем Совета по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации. Принимала участие в разработке стратегической программы развития системы непрерывного педагогического образования России.

Занимается научно-методической работой, проблемами изучения и преподавания зарубежной литературы, научно-методического обеспечения системы высшего педагогического образования, а также общими вопросами развития отечественного педагогического образования, его истории и современному состоянию.

Ведет работу по направлению «Подготовка преподавателей русского языка и литературы» в Российском обществе преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), являясь членом правления этой организации, объединяющей преподавателей русского языка и литературы России.

В настоящее время Дудова Людмила Васильевна председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования. Член рабочей группы по созданию Концепции преподавания русского языка и литературы при Государственной Думе РФ.

По предложению Главы государства Владимира Путина, сорока гражданам РФ, 20 марта 2017 года, была утверждена в составе Общественной палаты Российской Федерации.

Является почетным работником высшей школы. Член-корреспондент Академии гуманитарных наук. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Член Совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ.

… читать ещё >