Духовная пища

Содержание

Духовная пища

Духовная пища. Что является духовной пищей. Как часто мы должны питать свой дух. Что происходит с нашим духом без должного питания.

Пища — все, что пригодно для еды и питья живым организмам. Основное назначение пищи — быть источником энергии, возобновляемых материалов (например, вода) и «строительного материала» для организма, однако, немаловажным в питании человека является и фактор получения удовольствие от еды.

Духовная пища – это

пища для духа. Так же, как тело нуждается в физической пищи для того, чтобы расти, так и дух нуждается в духовной пище, чтобы расти.

«Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». (Лк.4:4)

Библия является сверхъестественной книгой. Библия на самом деле пища для духа! Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец;

«твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Ев. 5:13-14) .

«как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение»; (1Пет. 2:2)

Как часто мы должны питать свой дух.

Хочу рассказать вам некую притчу, которая очень хорошо раскроет эту тему;

Некий воин, придя к мудрецу, застал его за чтением Священного Писания и спросил:

— Зачем перечитываешь то, что читал уже множество раз?

И услышал в ответ:

— А зачем ты ныне желаешь пищи себе, если ел вчера?

— Я ем для того, чтобы жить и служить государю, — отвечал воин.

— Так и я читаю Слово Божие для того, чтобы жить вечно и служить Господу, — сказал мудрец. — Как тело ежедневно требует пищи, так и душа нуждается в пище духовной, но самые совершенные слова о Боге наименее доступны пониманию. Умирает тело, разлучаясь с душой, гибнет душа, разлучаясь с Господом, и только Божия благодать умных делает мудрыми, а сильных непобедимыми. Из этой притчи следует, что питать свой дух пищей необходимо ежедневно, это только предаст нам силы и росту.

Что происходит с нашим духом без должного питания.

Обращаю ваше внимание на слово «Должное» — питание. Возможно, нового я не скажу вам, но цель этой статьи, ни в этом. Цель заключается в том, что бы напомнить вам о том, что свой дух мы должны питать правильной пищей. Пищей, которая не повредит вам, а напротив, сослужит для нашей жизни доброе дело.

Неправильное питание. Что происходит в результате неправильного питания? В результате неправильного питания ухудшается физическое и умственное развитие, снижается способность организма сопротивляться воздействию различных факторов внешней среды, понижается работоспособность, организм начинает преждевременно стареть и сокращается общая продолжительность жизни.

Неправильное духовное питание. Мы порой недооцениваем, свои поступки, позволяем себе засиживаться возле телевизора или задерживаем свой взгляд в интернете на какой не будь обнаженной рекламе или можем себе позволить неделями не брать в руки библию, все это и есть неправильное питание. Такое питание приводит нас к наиболее худшим последствиям, чем мы себе можем предположить.

Неправильное духовное питание существенно сокращает нашу жизнь!

Слово в неделю 8-ю по Пятидесятнице

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, — говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, — именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, — о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.

Время намаза

Вопрос: Сейчас говорят что музыка это духовная пища. Так ли это?

Ответ: Музыка, один из видов изящного искусства которая, посредством звуков и ритма передает чувства, мысли и представления. Музыка, организованный звук и движение. Музыка упорядочена в такие виды как мелодия, гармония и полифония. Слово »Музыка» происходит от Музы, дочери главного греческого божества Зевса, одной из девяти греческих богинь.

В книге «Дурр-уль-мунтака» сказано что музыка считается большим грехом во всех религиях. В книге «Мавахиб-и ладунния» Мухаммеда Заркани пишется что изначально, в Евангелие музыка была запретной, позже в христианство ее добавили священники. Заблудшие религий, лишенные всякой духовности, не давали для души и сердца никакой пищи, и угодная для нафса музыка была принята как успокоение для души. Нынешняя западная музыка берет свое начало из церковной музыки. В наше время все заблудшие религий воспринимают музыку как поклонение. Нафс, развлекается посредством музыки и удовлетворяет свои прихоти. Уходят в небытие поклонения Аллаху которые угнетают нафс но очищают сердце, подавляют желания на запретное. В книге «Хадика» говорится:

»В книге фетв «Татархания» сказано: читать или петь под музыку, сочинения унижающие людей, возбуждающие в человеке низменные чувства, восхваляющие спиртное, запрещается во всех религиях. То что приводит к хараму тоже является харамом.»

Стихи и религиозные сочинения в виде ваазов, наставлений и о нравственности можно читать как песни только без музыки. Но заниматься этим на постоянной основе будет макрухом. Читать зикры, тасбихи чтобы удовлетворить прихоти нафса в собраниях лжетарикатчиков, еще больший грех. Собрания где происходит подобное, посещать не нужно.

Читать нараспев Священный Коран, зикры, азан, запрещено по единогласному мнению ученых. При подобных песнопениях изменяются произношение букв, меняются тем самым слова и смысл. А менять их зная об этом будет харамом. Для этого нужно изучать таджвид. Читать Священный Коран, зикр и стихи не меняя смысл и красивым голосом является мустахабом. Это возможно если знать таджвид. Читать красиво не значит читать нараспев. Это чтение со страхом перед Аллахом. Все пророки и авлия читали таким образом.

духовная пища

Словосочетание дня 03 ноября 2013.

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

ду-хов-на·я пи́-ща

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. то, что обеспечивает духовную деятельность ◆ У нас искусство принадлежит всему народу, оно ― необходимая духовная пища каждого советского человека. Л. В. Вертинская, «Синяя птица любви», 2004 г. ◆ Мы этим питаемся, это есть наша духовная пища, без нее невозможно никакое духовное существование, невозможно ничего ни достичь, ни понять, ни уразуметь ― только в непрестанном общении со Христом Иисусом в Христовых Тайнах. Протоиерей Димитрий Смирнов, «Проповеди (1984-1989)»

Синонимы

  1. устар.: духовное брашно, душевное брашно

Антонимы

Гиперонимы

    Гипонимы

      Этимология

      Список переводов

  • Английскийen: spiritual nourishment, spiritual food
  • Башкирскийba: йән аҙығы
  • Белорусскийbe: духоўны пажытак
  • Испанскийes: maná espiritual
  • Итальянскийit: nutrimento dello spirito, alimento dello spirito
  • Казахскийkk: рухани азық, жан азығы
  • Китайский (упрощ.): 精神食粮
  • Немецкийde: geistige Nahrung
  • Таджикскийtg: ғизои рӯҳӣ
  • Туркменскийtk: ruhy çeşme
  • Украинскийuk: духовний хліб, духовний поживок, хліб для душі
  • Финскийfi: sielunravinto
  • Французскийfr: nourriture spirituelle
  • Шведскийsv: andlig spis
  • Эстонскийet: vaimutoit
  • Якутскийsah: өй-санаа аһылыга

Библиография

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • семантике
    • этимологии

    (См. Общепринятые правила).

    Знакомство с духовной пищей

    Знаком ли вам термин «духовная пища»? А вдумывались ли вы в суть этого понятия и в то, что под ним подразумевается? Почему различные источники по саморазвитию и совершенствованию личности часто пишут о духовном развитии как пище для ума и человеческой души? Первое, что приходит в голову, когда мы слышим словосочетание «духовная пища», — размышление о высоком, чтение богослужебных книг, занятие творчеством, приобщение к культуре. То есть все то, что делает нас воспитанными, образованными, позитивными. Отчасти это так. Но давайте сформулируем более полное определение, чтобы стало ясно, какое это имеет значение.Духовная пища — это:

    • все высшие ценности нашего мира (культура и искусство), способные открыть в человеке индивидуальные созидательные, культурные, духовные внутренние резервы, позволяющие гармонично существовать в социуме;
    • личные достижения, достойное применение таланта, собственные умения, без которых невозможно представить целостный образ индивидуума;
    • поиск ответов на вопросы человеческого существования через восприятие предметов, представляющих исторический интерес (посещение музеев), походы в театры и кино, прослушивание классической музыки и т. д.

    Нет необходимости объяснять, что интересы у всех различны, поэтому инструменты для своего эволюционирования каждый выбирает сам. Одни увлекаются чтением священных книг, и это приводит их к прозрению, другие — более активные — творят сами, максимально используя свой творческий потенциал.

    Источники духовного развития

    Мы ежедневно заботимся о том, где достать самые свежие продукты, чтобы получить от еды удовольствие и пользу. Это позволяет человеку нормально функционировать в течение дня, чувствовать бодрость и меняться внешне со временем. О принципах правильного питания мы уже что-то знаем, и большинство людей на Земле сегодня не испытывает чувство голода. Воздержаться от пищи человеку под силу, но лишь на некоторое время — всего несколько дней. Чаще всего это частичные ограничения в еде, когда люди отказываются на какой-то период только от тяжелой пищи — мяса, пьют воду или соки. Страшно представить, к чему приведет длительное голодание, опасное для здоровья.

    А где искать пищу для нашего ума? Вот самые доступные источники:

  1. Религиозная литература, церковные службы, общение с духовно развитыми людьми (служителями церкви). Сегодня никого не принуждают учить тексты священных писаний или жить в условиях жизни духовенства, но Библия многое объясняет. Любой образованный человек должен быть хотя бы поверхностно знаком с содержанием этой канонической книги. Посещение храмов и церквей позволяет приструнить блуждающий ум, уберечь от необдуманных поступков и менять жизнь к лучшему.
  2. Мировая литература. Со школьной скамьи нам знакомо много нестареющих произведений великих авторов, в которых затронуты проблемы, актуальные во все времена. Это «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Война и мир», «Гордость и предубеждение», «Мастер и Маргарита» и другие.
  3. Музыкальная классика. Ее представители: Бетховен, Бах, Стравинский и другие. Звуки их музыки заставляют задуматься о важном, затрагивают струны человеческой души, вынуждают чувствовать боль или радость. Модная сейчас музыкотерапия помогает излечиться от болезней, психических расстройств, успокоить малышей и т. д.
  4. Научная литература. Как сложные математические задачи воздействуют на мозг, так научная литература помогает анализировать и запоминать, делать значимые открытия и существенно облегчает нашу жизнь.
  5. Философская литература. Приводит к истине в споре. Позволяет узнать, как Библия отвечает на вопросы о бытии, сотворении мира и прочем.
  6. Искусство театра и кино. Это не только мода, романтика, развлечение. Шедевральные произведения облагораживают и проливают свет на многие вещи, когда мы плачем вместе с героями, сопереживаем им и радуемся за них, как за себя.

Рано или поздно каждый понимает и определяет для себя то, что близко его душе.

К чему приводит недостаток духовной пищи

Если мы пренебрегаем стандартными правилами питания, мы чувствуем недомогание и быстро заболеваем, теряем силы, не можем нормально работать и выполнять другие ежедневные обязанности.

Вот что происходит с духовно неразвитым человеком:

  1. Если восприятие мира у человека разительно отличается от социума, ему приходится очень тяжело в общении с другими людьми (коллегами, людьми в общественном транспорте и в очереди к врачу). В результате наблюдается асоциальное поведение, которое не позволяет быть успешным и полезным обществу.
  2. Человек становится в чем-то похож на животное, которым управляют инстинкты; он действует инерционно и не задумывается о последствиях.
  3. Нехватка пищи для ума и души ведет к полной ограниченности, вследствие чего возникает депрессия, чувство безысходности. Заканчивается это иногда довольно трагично.

Что делать, чтобы этого избежать, расскажем дальше.

Не хлебом единым

Большинство религиозных деятелей в один голос утверждают: учение Закона Божьего — самая здоровая и правильная пища для человеческой души. Об этом говорится и в священных книгах. Там даже есть рекомендации по выбору продуктов и составлению рациона в период Великого поста и других постов в течение года. Во время поста мы совершаем невероятные усилия над собой, очищая тело и дух:

  • разрешена только растительная пища;
  • запрещены продукты животного происхождения;
  • запрещены алкогольные напитки;
  • употребление молочных продуктов во время поста разрешено строго по определенным дням.

Смысл поста заключается в том, что во время обуздания плоти происходит очищение души (необходимо также отказаться от сквернословия и от плохих мыслей).

Многие вещи мы выполняем изо дня в день по инерции, но способность понимать, мыслить и анализировать, проявлять креативность, сострадать и сдерживать себя в трудной ситуации отличает нас от животных. А чтобы человек улучшал свой личностный потенциал, ему необходима духовная пища.

Для нормальной работы организма человеку требуется питание. Но люди забывают о том, что помимо телесной пищи, существует еще и духовная. Итог подобного пренебрежения наблюдается повсеместно. Бездумная гонка за материальными благами, что оставляет после себя только пустоту в душе и расстройства психики.

Пища для души – это размышления о вопросах Бытия. Чтобы расти духовно, необходимо знать, что духовность является внутренним достоинством, которое никак не выражают. Она проявляется сама в необходимое время. Для начала измените мысли, разрушьте старое мировоззрение. А чтобы построить новое придется потратить гораздо больше времени. Каждый человек, как строитель, рано или поздно приходит к познанию истины.

Искусство является духовной пищей народа, оно необходимо каждому. Один найдет «питание» для души и разума в посещении музеев и галерей, другой – в театре и кино, а третий в прослушивании классической музыки.

Духовная пища на каждый день

Спросите у кого-либо о том, что такое духовная пища на каждый день, а также, что такое телесная пища. Скорее всего, вам ответят на последний вопрос, а на первый последуют философские рассуждения. Это предсказуемый результат, ведь о потребностях тела мы узнаем благодаря сигналам органов, а вот о требованиях души ничего не сообщает. Помимо этого, нельзя говорить, что потребности в пище для души у всех совпадают. Правильнее предполагать, что истинные интеллектуалы или рабы инстинктов нуждаются в такой пище меньше людей религиозных и духовно развитых.

Но, чем же можно подпитывать свою душу? Истинные христиане скажут, что лучшей пищей для души является Библия. Сторонники других конфессий отметят собственные священные книги. В этом есть доля истины, но не ограничивайте себя чтением только духовной литературы.

Подпитка есть в чем угодно – кино, музыка, картины, скульптура, театр и многое другое. Но стоит серьезно подходить к выбору духовной пищи. Современная эстрада и бульварное чтиво вряд ли можно назвать пищей для души. И дело не в том, что определенное направление имеет больше духовности, а в очень малой крупинке творчества, которая содержится в подобных продуктах.

В остальном нет ограничений. Один человек найдет пищу для души в мантре или церковном пении, а другой – в стихотворениях любимого поэта и классической музыке.

Что такое пища для ума

Как уже упоминалось, мы немало внимания уделяем процессу удовлетворения физиологических потребностей, но и пище для ума почти не задумываемся. Здесь дело не в плохих способностях интеллекта, а в лени человеческой – пичкать ум веселыми материалами легче, чем думать над прочитанным. Но что такое пища для ума?

Человеку постоянно требуется еда и вода, а информационный голод также важно вовремя удовлетворять. Мы умеет распознавать некачественную пищу для тела и разума, но в первом случае это гораздо легче. Но существует общий признак, который объединяет 2 случая: неправильное питание кажется людям более приятным, чем здоровое питание.

«Быстрая» еда для ума бывает разной, но один принцип объединяет это: ее легко поглотить, для ее усвоения не требуются усилия разума. Такое питание – это все что угодно: журналы, веб-сайты, игры для ПК, передачи на ТВ и т.д. Мы поглощает информацию оттуда без усилий. Мозг в такие моменты спит. С течением времени напряжение мозга дается труднее, в итоге человек теряет умение видеть ситуацию с разных сторон, принимает за истину каждый придуманный факт. Так люди превращаются из мыслящих существ в передатчики чужого мнения.

Но что отнести к полезной умственной пище? Книги? В некотором роде да, но и среди книг попадается «быстрая» и некачественная пища. Детективы, любовные романы, фантастика с похожими сюжетами не могут стать зарядкой для разума. На их написание тратится меньше месяца, у автора просто нет времени для создания качественного продукта.

Вы скажете, что к детективам это не относится, ведь в них приходится думать. Это так, если имеются в виду качественные произведения. Остальные похожи на сканворды: если разгадать пару, то остальные уже неинтересны, поскольку все вопросы повторяются. По этой причине важно выбирать литературу, которая заставляет задумываться. Для кого-то таким чтением станет классика, для другого – научные издания, а третьему сложнее даются учения философов.

Так что выбирать головоломки необходимо согласно личным предпочтениям. Это же относится к телепередачам, ресурсам Интернета и остальным источникам информации. Помните и о культуре восприятия информации, если вы не привыкли задумываться над прочитанной книгой, то пищу для разума вы не отыщете найти нигде.

Как вы понимаете значение выражения ДУХОВНАЯ ПИЩА?

Спишите предложения. Испонасованные и несогласованные определения и обозначьте их. |Алгоритм работы с определением|1. Задайте вопрос к определению.2. Выясните, что оно обозначает, какой член предложения поясняет3. Определите, какой частью речи выражено.пчинительной связи определения с определяемым4. Определите вид подчинительной связи опрелесловом.5. Укажите: согласованное или несогласованное1)Перила, решетка из проволоки вдоль борта были в росе.2) Для детей был построен спортивный комплекс. 3) В центре города стоиткое здание из стекла и бетона. 4) Спортсмены бежали по беговой дороеке. 5) Зимой мой брат любит прогулки на лыжах. 6) Недавно я прочетгазетную статью о наших космонавтах.​ Рускяз 4 кл воскресненская упр 13 Время-это, Времена года-это Сутки-это Зима-это Поставить текст на 10 предложений с причастиями Помогите с русским языком​ СРОЧНО Помогите мне с русским​ Упражнение 6 стр 81 Помогите п/ж​ Качество личности, необходимое для достижения учпеха. 11 букв. 2 п. 5 о. 10 т​ Можно не стандартное сочинение по русскому языку, очень нужно, например воздух или солнце, но это уже было ​ Пожалуйста составьте 4 сложноподчинённых предложения с придаточными места ​

Что такое духовная пища

Что такое пища в обычном понимании, объяснять не нужно. Это то, что питает, насыщает, дает энергию для роста и развития физического тела. Без нее тело начнет слабеть, болеть и чахнуть. Долгое отсутствие пищи приводит к смерти. Это простые истины, которые никому не надо доказывать. Но не каждый задумывается, что пища духовная значит для человеческой личности, сознания, психического развития ничуть не меньше.

Для чего нужна духовная пища

Если человек не получает того, что скрывается под этим понятием, он не развивается, не растет духовно и, в конечном итоге, деградирует. Сейчас широко известны случаи, когда дети в силу обстоятельств были изолированы от общества в раннем возрасте. Вернувшись в социум, подавляющее большинство из них так и не смогли догнать своих сверстников ни интеллектуально, ни психологически. Как ни грустно, но замечательная история, рассказанная Р. Киплингом в его «Книге джунглей» — не более чем сказка. «Книга джунглей» Редьярда Киплинга известна в России также под названием «Маугли».
Но и став взрослым, человек, лишенный пищи духовной, самой потребности в ней, значительно уступает по своим личностным качествам тому, кто не остановился в духовном развитии. Человек, чьи потребности сводятся к формуле «потреблять и размножаться» не слишком отличается от примата.
Многие помнят фразу из Нового Завета «бБлаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное», но далеко не все понимают ее значение. Интересную трактовку дает Алексей Павловский в своей книге «Ночь в Гефсиманском саду». Книга представляет собой оригинальные трактовки наиболее известных сюжетов Старого и Нового Завета. «Нищие духом» — те, чей дух голоден, т.е. требует пищи. А для духа, естественно, пища подходит только духовная. Именно эти люди, испытывающие потребность духовно расти, постоянно стремящиеся к собственному развитию, способны подняться до подлинных вершин духа.

Что может считаться духовной пищей

Принято относить к этому понятию достижения культуры и искусства, накопленные человечеством за всю историю существования. И это правильно. Но такое определение будет не совсем полным.
Духовная пища – то, что позволяет человеку повышать свой личностный, культурный, нравственный потенциал. А это не только литература, музыка, наука и другие достижения человеческой культуры.
Прежде всего, это духовный опыт самого человека, через призму которого он воспринимает все достижения цивилизации. Его впечатления, размышления и переживания – обязательное условия восприятия культурных ценностей. И, конечно, его личное творчество играет в духовном развитии одну из ведущих ролей. Создает ли он литературное произведение или просто обустраивает дачный участок – не так важно. В любом случае это творческий акт, пусть и разного масштаба. А в творчестве человек, выражая себя, способен лучше понять свою сущность, мир вокруг и людей. И происходит это с раннего детства до тех пор, пока продолжается жизнь.

Пища

  • Пища Сокровищница духовной мудрости
  • Пища Библейский словарь Нюстрема
  • Еда, пища, есть, вкушать Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Пища свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Еда свт. Димитрий Ростовский
  • Пища преп. Оптинские старцы
  • Пища свт. Василий Великий
  • Пища свт. Иоанн Златоуст
  • Ветхозаветные прообразы Евхаристии прот. Леонид Грилихес
  • Пища игумен Марк (Лозинский)
  • Обычай молиться перед едой свящ. В. Шумов
  • “Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить” А.Г. Долженко

Пи́ща — 1) то, что употребляется для питания; еда или питие; 2) небесная пища — еда и (или) питие, предназначенные для питания, но предоставляемые человеку по особому усмотрению Божьему, сверхъестественным образом (например, манна небесная (Исх.16:31) или пища, доставлявшаяся Богородице ангелами в период Её пребывания при Иерусалимском Храме); 3) духовная пища — то, что способствует духовно-нравственному совершенствованию человека (Евхаристические Дары; Богооткровенное учение; Дары Святого Духа).

Почему в пост запрещены именно мясные продукты?

Первоначальными мотивами отказа от мяса стали исторический и регионально-климатический. Жители Средиземноморья повседневно ели рыбу, оливки, сыр, зелень, а мясо было праздничной и редкой пищей. Мясо было идоложертвенным; «просто мясо», как у нас, не продавалось, не было необходимости. По мере распространения христианства и исчезновения язычества выступили на первый план следующие причины исключения мяса из постного рациона:

  1. Постом мы подражаем Адаму в Райском саду, который ел только растительную пищу. Церковь на время постов приближает нас к нормальной райской пище первых людей.
  2. Употребление мясной пищи требует убийства животных, чего не было до грехопадения и изгнания человека из Рая.
  3. Постом мы исправляем нарушение иерархии души и тела: требуется, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Ограничение себя в части привычных и вкусных мясных продуктов обуздывает плотское желание силой души.
  4. Регулярное употребление мяса может приводить к разжиганию различных страстей, в основном блудной.
  5. Покаяние, которому учит нас пост, несовместимо с сытной мясной пищей, с чувством довольства. Разве и тот, кто скорбит по чисто житейским неудачам не отказывается от пищи и всяких земных удовольствий? Не более ли нам, христианам, подобает скорбеть о нашем падшем состоянии, лишающем нас радости Рая?
  6. Можно пойти от противного: от чего отказываться, если не от пищи животного происхождения? Очевидно, что в пост растительная пища, с точки зрения всего вышеперечисленного, предпочтительнее животной.

Является ли мясная пища, как связанная с умерщвлением животных, не богоугодной?

Известно, что во времена обитания человека в Раю едой ему служила пища исключительно растительного происхождения (Быт.1:29). Более того, изначально только растительной пищей питались даже и животные (Быт.1:30).

Эта богоучрежденная норма изменилась лишь после грехопадения грехопадения прародителей, изгнания их из Эдемского сада и Всемирного потопа.

Несмотря на широкое, повсеместное распространение традиция использования в пищу мяса животных как раньше, так и теперь находит немало противников.

В первые времена жизни Церкви уместность практики употребления мяса животных ставилась под сомнение представителями ряда обособленных религиозных общин, в том числе, ассоциировавших себя с христианством. Гнушаясь мясной пищи, они не только лично воздерживались от потребления мясных блюд, но и нередко хулили тех, кто не спешили брать с них пример.

Стремясь вразумить последователей неоправданно жестких запретов на вкушение мясной пищи, отцы Церкви составляли по этому поводу специальные правила, осуждавшие тех, кто отказывались от употребления мясной пищи не ради подвига воздержания, а гнушаясь. Второе правило Гангрского Поместного Собора гласило о них: да будут под клятвою!.

Современные противники мясоедения, обосновывая свою точку зрения, наряду с аргументом о неблагопристойности убивать животных ради еды, используют и другой: мясная пища не только не полезна человеку, но и вредна.

Чем мы можем возразить? Потребление мяса благословлено Самим Богом (Быт.9:3), а Бог, безусловно, знает, что для людей уместно и что неуместно.

Заповеди Божьи не содержат принципиального запрета на отказ от мясной пищи. В конце концов, человек может им и не питаться. Другое дело, если человек относится к вкушению мяса с претензией на несоответствие этого занятия нормам добра, ведь таким образом он подвергает укоризне Того, Кто дал на это Своё согласие, то есть Бога.

Закон Моисея ограничивал иудеев в выборе мясной пищи, классифицируя животных на чистых и нечистых. Но этот запрет не распространяется на христианство.

С другой стороны, Церковь определят для верующих особые периоды поста, на протяжении которых предписывается воздерживаться от мясных продуктов. Одной из главных задач всякого поста служит обуздание плоти. Опять же, можно сказать, что отказываясь (под руководством Церкви) от потребления мяса, человек уподобляется первозданному Адаму, жившему в Раю и питавшемуся от плодов земли.

Почему Господь установил способ соединения людей с Собой через вкушение?

Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение – через вкушение плода «от древа познания добра и зла». Первый человек отделил процесс питания, обусловливающий возможность жизни, от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог.

Протоиерей Евгений Горячев: «Всякий раз, когда мы вкушаем мясо, животных – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело Мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь Моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа».

Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?

Как известно, изначально мясо животных не было предназначено в пищу не только для человека (Быт.1:29), но даже и для зверей (Быт.1:30). Все они могли питаться пищей исключительно растительного происхождения.

Мясо вошло в пищевой рацион человека лишь после грехопадения. Исходя из этого факта некоторые современные мыслители оценивают традицию потребления мясной пищи как нечто непристойное.

Собственно, подобного рода воззрения формировались уже во времена раннего христианства. Развенчивая эти воззрения, Церковь, в лице своих архипастырей, осуждала как тех, кто гнушается мясной пищей, так и тех, кто заражает подобного рода соблазнами прочих христиан.

В богословском отношении эта позиция отцов Церкви имеет достаточно простое объяснение. Дело в том, что традиция потребления пищи животного происхождения благословлена Богом (Быт.9:3).

Следовательно, тот, кто гнушается мясом, считая, что использование его в пищу оскверняет человека, бросает упрёк (осознанно или неосознанно) не только в адрес мясоедов, но и в адрес Того, Кто их на это благословил, то есть в адрес Создателя.

Другое дело, когда отказ от использования мясного рациона происходит не по причине пренебрежения мясной пищей как априори чем-то непристойным, а в целях богоугодного воздержания, например, в дни установленных Вселенскою Церковью священных постов.

Не противоречит церковным законам и самоличный отказ человека от мяса. Собственно, смысл вопроса заключается не в правомочности или неправомочности такого отказа, а в недопустимости считать оскверняющим человека то, что разрешено Богом, ведь в противном случае пришлось бы признать, что Господь благословил осквернение.

В настоящее время среди верующих встречается и более умеренный взгляд на потребление мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потребление мяса не следует считать чем-то непристойным, однако его нельзя потреблять в день перед причащением Святых Христовых Тайн.

На чём основано это мнение? Если не на предосудительном отношении к мясной пище как таковой, то на убеждении, что перед Евхаристией необходим хотя бы однодневный пост (в некоторых молитвословах указывается на необходимость трехдневного поста).

Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии.

Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу.

Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним.

В самом деле, с каким настроением духа должен взирать такой человек на участников праздничного застолья, потребляющих мясные блюда, зная, что они планируют причаститься? Вероятно, что так: ну ладно, коль скоро правилами этого не запрещается, пусть себе вкушают мясо; а уж Я-то не буду вкушать, ведь Я же понимаю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они…

Cм. термин МЯСО

Священное Писание как духовная пища

В Священном Писании сказано, что «не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих». Человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – пища для души. Если мы человека не покормим какое-то время, то результатом будет его истощение, дистрофия. Аналогично можно оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читать Священное Писание. Без духовного чтения слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Церковные правила (каноны) о пище

Каноны (правила) святых Апостолов
Правило 4. О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.
Правило 42. Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Правило 43. Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Правило 51. Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Правило 53. Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Правило 63. Об извержении клириков и отлучении мирян, употребляющих в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину.

Каноны V-VI Трулльского собора
Правило 56. О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.
Правило 57. О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко.
Правило 67. О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).
Правило 74. О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.
Правило 99. О запрете вносить мясо в храм.
Каноны Анкирского собора
Правило 7. О 2-х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей.
Правило 14. О необходимости клирикам, воздерживающихся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.
Правило Карфагенского собора
Правило 46. Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых.
Правило Гангрского собора
Правило 2. Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного.
Правило свт. Григория Неокесарийского
Правило 1. О пленниках, вынужденных есть идоложертвенную пищу во время набегов варваров.
Правила свт. Василия Великого
Правило 28. О достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса.
Правило 86. Опровержение нареканий енкратитов (воздержников от мяса).

См. Полный список канонов.