Духовная скрепа

Духовные скрепы

Как известно, у нашего государства есть три главных объединяющих скрепы. Это Победа, Гагарин и Православие.
Олег Макаренко

Духовные скрепы или просто скрепы — распространённое обозначение духовных оснований, объединяющих общество современной России. Выражение является интернет-мемом и достаточно широко употребляется в публичной риторике. Для несистемных оппозиционеров этот мем является поводом для иронии и насмешки. Патриоты относятся к духовным скрепам всерьёз.

Возникновение мема

Словосочетание «духовные скрепы» встречалось в русской публицистике и ранее, но широкую известность приобрело благодаря обращению президента России Владимира Путина к Федеральному собранию России от 12 декабря 2012 года.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», — сказал российский лидер. По его словам, под этим подразумевается «дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», то есть таких явлений, как милосердие, сострадание, сочувствие.

После этого о духовных скрепах широко заговорили в российском интернете.

Что же такое скрепы?

Точка зрения Путина

Путин в своей речи говорил о духовных скрепах в первую очередь как о характеристиках духовного состояния народа, «нравственных ориентирах», «духовно-нравственной основе общества». Для возрождения этих основ Путин предложил следующее:

«…связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

«Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство — изначально так было, — государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом».

Вместе с тем, по словам Путина надо ценить этническое и культурное многообразие народа России:

«В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила».

Критика скреп

Такая постановка вопроса, несмотря на всю её очевидность и безальтернативность, вызвала ожидаемую критику со стороны интернет-троллей и русофобов:

  • духовно-нравственные основы подверглись насмешкам со стороны скептиков как вещь нематериальная;
  • примирение идеологически разнящихся периодов российской истории — например, царского и советского — критики из левого или правого лагеря посчитали невозможным;
  • тезисы о единстве и многообразии российского народа — не понравились националистам разных мастей.

Особым нападкам подверглась Русская Православная Церковь, о которой Путин вроде бы и не говорил, но которая считает своей главной задачей именно духовные вопросы. Досталось также и другим традиционным религиям России, немало критики прозвучало в сторону памяти о Великой Отечественной войне, и так далее.

Список скреп

См. также: Русский характер и Достижения России

12 духовных скреп

Кроме указанной выше цивилизационной и многоэтнической специфики России, в целом ситуация с духовными основами общества в России не слишком отличается от ситуации в других государствах: скрепы нужны любой стране, кроме, разве что, полностью зависимых от внешнего управления. Ранее же независимое, но внутренне разделённое государство быстро перестанет существовать в результате внутреннего разброда и/или внешнего давления, либо будет подчинено внешним силам.

Таким образом, можно сформировать следующий список основных типов скреп:

  • Нравственные основы — ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях.
  • Положительные черты национального характера.
  • Историческая память — основные победы и трагедии в истории страны.
  • Достижения страны — как в прошлом, так и в настоящем.
  • Общие традиции.
  • Язык и культура.

Региональная и историческая специфика России

От региона к региону или среди различных народов России связующие основы общества могут несколько отличаться. Также они могут дополняться другими скрепами — местными диалектами и языками, традициями и культурой. И это совершенно естественная и правильная ситуация — в норме это лишь крепче связывает локальные сообщества, не нарушая при этом общего единства: таким образом, система в целом становится более крепкой, но одновременно гибкой и разнообразной. Какие-то скрепы со временем могут приобрести общенациональный характер или существенно повлиять на существующие общие ценности.

Что же происходит, когда два близких народа пытаются поссорить, мы видим на примере Украины, которая оказалась ограблена не только экономически, но и духовно: значительная часть исторической памяти о реальных победах и достижениях была подменена мифами или отодвинута на второй план.

Впрочем, сходные процессы можно было наблюдать и в России в целом после двух революций 1917 года и гражданской войны — вековые духовные скрепы общества были разорваны или повреждены, произошёл разрыв исторической традиции (хотя, разумеется, не абсолютный). Очень скоро советскому правительству пришлось подлатать часть старых скреп (например, вернуть преподавание истории страны вместо краткого курса истории партии, вернуть публичное почитание дореволюционных русских полководцев, изобретателей и т. д.). Однако старые скрепы были восстановлены далеко не в полной мере, а новые, коммунистические, оказались не слишком-то прочными, что стало одной из важнейших причин развала СССР. Тем не менее, советский период дал современной России такие объединяющие вещи, как память о Победе, гордость за успехи в космосе и многое другое.

Скрепы и русофобия

Русофоб не любит слово «скрепы» и старается придать ему сугубо негативный или иронический окрас. Собственно, слово «скрепы» стало одним из символов той косной и отсталой России, против которой борются «продвинутые» представители креативного класса. Дескать, посмотрите какое слово-то смешное, «скрепы». Чего только не придумают власти для оболванивания зомби…

Но давайте заменим это слово на более прозаичное «крепёж». Представим себе, например, автомобиль, в котором половина болтов и гаек вывернута, а другая половина проржавела и уже шатается в гнёздах. В некоторых местах кузов перевязан скотчем и синей изолентой, в других местах громыхающая жесть не держится ни на чём и свободно шатается туда-сюда.

Риторический вопрос — сумеет ли этот автомобиль преодолеть раллийную трассу, прыгая по кочкам и буксуя в тягучей грязи? Очевидно, нет, не сумеет. Развалится на составные части.

Вероятно, когда самый что ни на есть убеждённый русофоб садится за руль, он хочет быть уверенным, что каждая гайка на каждом колесе его автомобиля накрепко затянута и прочно держится на своём месте. Против такого рода «скреп» русофобы ничего не имеют.

Откуда же идёт нелюбовь к скрепам государственным? Ведь представляется совершенно очевидным, что страна, в которой каждый действует сам по себе, не имеет шансов пережить сколько-нибудь серьёзную бурю?

Причины нелюбви к скрепам

Причины негативного отношения русофобской общественности к духовным скрепам можно примерно сформулировать следующим образом, хотя в каждом отдельном случае ситуация довольно индивидуальна.

1. Скрепы выгодны для государства, но не так чтобы выгодны для каждого отдельного гражданина. Если все стоят на дороге в пробке, а один водитель объезжает пробку по обочине, очевидно, он экономит немало времени от того, что действует не так как все.

Конечно, если «самых умных» станет слишком много, никакой экономии времени уже не будет: на дорогах воцарится хаос и страдать будут уже все.

Однако мало кто смотрит в завтрашний день так далеко: предполагается, что если каждый будет «грести под себя и гадить на других», то «невидимая рука рынка» как-нибудь сама расставит всё максимально выгодным для общества образом.

2. Скрепы усиливают государство, и это не нравится тем, кто считает Государство Российское своим врагом. С точки зрения русофоба любое усиление России — это зло. Им кажется, что всем будет гораздо лучше, если Россия будет слабой и плюшевой, если у мишки вырвут когти с зубами и посадят его на цепь.

3. Скрепы вступают в принципиальное противоречие с ультралиберализмом, согласно которой мы все разные. Согласно этой идеологии общество является не сложным живым организмом типа муравейника, а эдакой однородной кашей из уникальных личностей, каждая из которых сама выбирает себе направление движения.

Если мы посмотрим на упрямые цифры, мы увидим, что в странах, в которых регулярно проводят гей-парады, средние зарплаты выше, нежели в странах, в которых государство не поощряет гомосексуализм, а в странах, в которых государство проявляет сильную гомофобию, уровень жизни зачастую совсем низок.

Из этого некоторые политологи делают достаточно спорный вывод, согласно которому гей-парады и прочие проявления «свободы» ведут к процветанию. Хотя, возможно, всё ровно наоборот.

4. Наконец, кому-то могут не нравится конкретные скрепы, главными из которых являются Православие, Победа и Гагарин. Почему не нравятся — вопрос отдельный, главное, что по каждой из трёх этих скреп ежемесячно в сети появляется масса сочащихся недовольством материалов.

Выводы

Российское общество — уже достаточно рыхлое в восьмидесятые годы, за девяностые годы деградировало чуть ли не до состояния опилок.

В 2000-е и 2010-е ситуация постепенно изменилась к лучшему. Благодаря Олимпиаде в Сочи и воссоединению с Крымом, жители России снова вспомнили, что они русские, и начали сознавать себя не отдельными Васями Пупкиными, у которых родина там, где задница в тепле, а частицами чего-то большего.

И это правильно не только с сугубо «колбасной» точки зрения — согласно которой быть гражданином сильного государства банально выгоднее — но и с моральной. В конце концов, невозможно себе представить, чтобы тот же полёт Гагарина мог быть подготовлен не тяжёлой согласованной работой сотен тысяч «ватников», а исключительно силами расслабляющихся на тёплых побережьях креативных фрилансеров.

Поэтому духовные скрепы — это вещи реальные и крайне важные для существования и успешного развития страны, и неудивительно, что они подвергаются и будут подвергаться нападкам и высмеиванию со стороны тех, кто в усилении российского государства либо не заинтересован, либо, в силу самопоглощения антироссийскими мифами, иррационально боится этого.

См. также

  • Патриотизм

Ссылки

  • Духовные скрепы — статья в Викиреальности
  • Духовные скрепы — статья в Циклопедии
  • Католический магазин в Петербурге начал продажу «духовных скреп»

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Путин: В России дефицит духовных скреп

Патриотические проекты
Организации Ассоциация волонтёрских центров • Бессмертный полк • Ветеранские Вести • ВСШП • Роспатриотцентр
Проекты Aftershock • PolitRussia • Антифейк • Исторические Материалы • Русские Знаки • Руксперт • Сделано у нас • 28 панфиловцев • Литвяк
См. также Патриотизм • Духовные скрепы • Ватник • Общественные проекты России • Идеи по развитию России • Перспективные направления в России • Библиотека патриота • Лучшие современные фильмы о России
Политософия
Демократия Демократия • Оскорбление власти • Сменяемость власти
Либерализм Либеральная демагогия • Эссе:Различные виды либерализма (Б. Н. Чичерин, 1861)
Патриотизм Патриотизм • Духовные скрепы • Эссе:О любви к отечеству и народной гордости (Н. М. Карамзин, 1802)
Геополитика Геополитика • Многополярность • Сверхидеология

Духовные скрепы (также просто скрепы) – распространённая среди либералов фраза.
Нередко эту фразу называют “мемом“, но сугубо либеральным, ввиду того, что её используют в основном только либералы и прочие русофобы. Что в действительности из себя представляют “духовные скрепы”, достоверно неизвестно, т.к эта давнишняя фраза вырвана из контекста и больше никогда не использовалась ни российскими СМИ, ни патриотами, ни самим Путиным, но зато активно используется либералами и прочими русофобами разных мастей, которые видят в этой фразе какой-то свой, только им понятный, смысл.
Что такое “духовные скрепы”.
Из обращения президента России Владимира Путина к Федеральному собранию России от 12 декабря 2012 года:
«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
Судя по всему, Путин под духовными скрепами подразумевал: милосердие, сострадание, сочувствие, взаимопомощь т.е общечеловеческие ценности, а конкретно нравственные ценности (милосердие, сострадание и взаимопомощь). Путин в своей речи говорил о духовных скрепах в первую очередь как о характеристиках духовного состояния народа, «нравственных ориентирах», «духовно-нравственной основе общества».
Для возрождения этих основ Путин предложил следующее:
«…связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».
«Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство — изначально так было, — государство-цивилизация, скреплённое Русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом».
Критика.
Такая постановка вопроса, несмотря на всю её очевидность и безальтернативность, вызвала ожидаемую критику со стороны интернет-троллей, представителей пятой колонны и оппозиционеров либерального толка:
духовно-нравственные основы подверглись насмешкам как вещь нематериальная. Примирение идеологически разнящихся периодов российской истории (например, царского и советского) идеологизированные критики посчитали невозможным, а националистам разных мастей не понравились тезисы о единстве народов России. Немало критики прозвучало в сторону памяти о Великой Отечественной Войне. Особым нападкам подверглась Русская Православная Церковь, о которой Путин вроде бы и не говорил, но зато использовал слово “духовный”. Русофобскому быдлу невдомёк, что Духовный значит – связанный с интеллектуальным, нравственным миром человека. Поэтому “духовные скрепы” нельзя соотносить с религией.
Что подразумевал Путин под “духовными скрепами”.
Духовные скрепы обозначают традиционные ценности России. Путин пояснил, что под духовными скрепами он понимает милосердие, сострадание, сочувствие и взаимопомощь. Т.е если духовные скрепы это традиционные ценности России, значит традиционные ценности России это взаимопомощь, милосердие, сострадание и сочувствие.
Взаимопомощь, милосердие, сострадание и сочувствие это общечеловеческие ценности, которые присущи любому нормальному человеку и любой цивилизованной стране (кроме украины). Путин под духовными скрепами подразумевал: милосердие, сострадание, сочувствие (по отношению к русофобам, которые не смогли устроить в РФ т.н. “цветную интернет-револоюцию” в 2011-2012).
Попытки определения.
Ввиду того, что официальной трактовки термина нет, либералы-русофобы пытаются давать свою трактовку. В частности распространяется мнение, что под духовными скрепами якобы понимается православие (дескать раз “духовные”, значит точно православие”). Однако, Путин в своей речи не упомянул православие и религию в целом. Слово духовный, значит, связанный с нравственным миром человека. Поэтому “духовные скрепы” нельзя соотносить с религией. Также противники Путина заявляют, что духовные скрепы якобы подчёркивают “избранность и особенность Русского народа”. Пруф: http://hvylya.net/analytics/politics/duhovnyie-skrepyi-vladimira-putina.html
Где именно они нашли в фразе Путина хоть слово о избранности и особенности Русского народа непонятно. Впрочем, не пытайтесь их понять или осуждать. Они не заслуживают осуждения. Только сострадания. Как известно, сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному.
Олег Макаренко (Фриц Морген) понятие “скрепы” трактует так: “Как известно, у нашего государства есть три главных объединяющих скрепы. Это Победа, Гагарин и Православие”.
Скрепы и либеральная демагогия.
Либералы часто придают оттенок «позора» важным словам, чтобы обезоружить страну, ведь главным оружием последней является население, сплочённое идеей. Либеральная тактика заключена в дискредитации и публичном высмеивании полезных для страны идей. Именно поэтому российская “оппозиция” стала стараться придать слову “скрепы” сугубо негативный или иронический окрас (и преуспела в этом – патриоты это слово не используют вообще). Дескать, “посмотрите какое слово-то смешное, «скрепы». Чего только не придумают власти для оболванивания зомби”.
Но давайте заменим это слово на более прозаичное «крепёж». Представим себе, например, автомобиль, в котором половина болтов и гаек вывернута, а другая половина проржавела и уже шатается в гнёздах. В некоторых местах кузов перевязан скотчем и синей изолентой, в других местах громыхающая жесть не держится ни на чём и свободно шатается туда-сюда.
Риторический вопрос — сумеет ли этот автомобиль преодолеть раллийную трассу, прыгая по кочкам и буксуя в тягучей грязи? Очевидно, нет, не сумеет. Развалится на составные части.
Вероятно, когда самый что ни на есть убеждённый либерал садится за руль, он хочет быть уверенным, что каждая гайка на каждом колесе его автомобиля накрепко затянута и прочно держится на своём месте. Против такого рода «скреп» либералы ничего не имеют.
Откуда же идёт нелюбовь к скрепам государственным? Ведь представляется совершенно очевидным, что страна, в которой каждый действует сам по себе, не имеет шансов пережить сколько-нибудь серьёзную бурю?
Пример использования либералами слова “скрепы”:
Официальные российские СМИ: “Вице-спикер Госдумы предлагает пресекать высмеивание патриотических ценностей в интернете”.
Либеральные русофобские СМИ: “Вице-спикер Госдумы предлагает пресекать высмеивание духовных скреп в интернете”.
Официальные российские СМИ: Рогозин призвал россиян выйти на Бессмертный полк: “весь русский мир должен выйти на акцию Бессмертный полк”.
Либеральные русофобские СМИ: Рогозин назвал “Бессмертный полк” главной скрепой.
Одна и та же новость, но какие разные заголовки.
Причины нелюбви к скрепам.
Причины негативного отношения креативно-либеральной общественности к духовным скрепам можно примерно сформулировать следующим образом, хотя в каждом отдельном случае ситуация довольно индивидуальна.
1. Скрепы выгодны для государства, но не так чтобы выгодны для каждого отдельного гражданина. Если все стоят на дороге в пробке, а один креативно мыслящий водитель объезжает пробку по обочине, очевидно, он экономит немало времени от того, что действует не так как все.
Конечно, если «самых умных» станет слишком много, никакой экономии времени уже не будет: на дорогах воцарится хаос и страдать будут уже все.
Однако либеральные мифы обычно так далеко в завтрашний день не смотрят: предполагается, что если каждый будет «грести под себя и гадить на других», то невидимая рука рынка как-нибудь сама расставит всё максимально выгодным для общества образом.
2. Скрепы усиливают государство, а многие либералы считают Русское государство своим врагом. Процитируем Юлию Латынину:
И вот это представление о государстве как об абсолютном зле, которое свойственно значительной части российской либеральной публики, оно восходит к советскому представлению о тоталитарном государстве: государство есть зло.
С точки зрения прозападного либерала любое усиление России – это зло. Им кажется, что всем будет гораздо лучше, если Россия будет слабой и плюшевой, если у мишки вырвут когти с зубами и посадят его на цепь.
3. Скрепы вступают в принципиальное противоречие с западной идеологией толерантности, согласно которой мы все разные. Согласно этой идеологии общество является не сложным живым организмом типа муравейника, а эдакой однородной кашей из уникальных личностей, каждая из которых сама выбирает себе направление движения.
Если мы посмотрим на упрямые цифры, мы увидим, что в странах, в которых регулярно проводят гей-парады, средние зарплаты выше, нежели в странах, в которых государство не поощряет гомосексуализм, а в странах, в которых государство проявляет сильную гомофобию, уровень жизни зачастую совсем низок.
Из этого некоторые политологи делают достаточно спорный вывод, согласно которому гей-парады и прочие проявления «свободы» ведут к процветанию.
4. Наконец, не нравятся прозападным либералам и сами наши скрепы — главными из которых являются Православие, Победа и Гагарин. Почему не нравятся — вопрос отдельный, главное, что по каждой из трёх этих скреп ежемесячно в сети появляется масса сочащихся недовольством материалов.
Вывод.
Российское общество — уже достаточно рыхлое в восьмидесятые годы, за девяностые годы деградировало чуть ли не до состояния опилок.
В 2000-е и 2010-е ситуация постепенно меняется к лучшему. Благодаря Олимпиаде в Сочи и воссоединению с Крымом, жители России снова вспомнили, что они русские, и начали сознавать себя не отдельными Васями Пупкиными, у которых Родина там, где задница в тепле, а частицами чего-то большего.
И это правильно не только с сугубо «колбасной» точки зрения — согласно которой быть гражданином сильного государства банально выгоднее — но и с моральной. В конце концов, невозможно себе представить, чтобы тот же полёт Гагарина мог быть подготовлен не тяжёлой согласованной работой сотен тысяч «ватников», а исключительно силами расслабляющихся на тёплых побережьях креативных фрилансеров.
Поэтому духовные скрепы — это вещи реальные и крайне важные для существования и успешного развития страны, и неудивительно, что они подвергаются и будут подвергаться нападкам и высмеиванию со стороны тех, кто в усилении российского государства либо не заинтересован, либо, в силу самопоглощения либеральными мифами, иррационально боится этого.
Духовные скрепы – общечеловеческие ценности, такие как милосердие, сострадание, сочувствие, правдивость, целомудрие, поддержка и взаимопомощь. Основа русской культуры – любовь к ближнему, следование христианским идеалам, чистота, в том числе нравственная, глубокая духовность, сакральная и высокая. Искусство Русских – пропитано добром и состраданием.
Несмотря на то, что в последствии некоторые СМИ также отнесли к духовным скрепам православную веру, изначально она не упоминалась Путиным в перечне духовных скреп.
Стоит отметить, что религиозная вера это часть общечеловеческих ценностей. Поскольку духовные скрепы это общечеловеческие ценности (нравственные, культурные, общественные), то неудивительно, что православие, которое исповедуют 95% населения России, стало частью духовных скреп.
Также к духовным скрепам относят любовь к Родине, семейные ценности, правдивость и целомудрие.
Можно сформировать следующий список основных типов скреп:
Нравственные основы — ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях.
Положительные черты национального характера.
Историческая память — основные победы и трагедии в истории страны.
Достижения страны — как в прошлом, так и в настоящем.
Общие традиции.
Язык и культура.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СРЕЗ

Обратимся к результатам крупных социологических ис­следований, целью которых было изучение стратификации российского общества, т. е. выявление основных групп на­селения, их численного соотношения, места в социальной иерархии, отношения к преобразованиям последних лет.

Одно из них проводилось во второй половине 90-х гг. По его результатам социальная структура нашего общества вы­глядит следующим образом. На вершине социальной лест­ницы располагается элита общества, включающая высших политиков, верхнее звено чиновничества, собственников крупнейших капиталов (бизнес-элита). Численность этого слоя крайне мала (менее 1%), но его влияние на ход разви­тия общества очень велико: именно люди, входящие в эту группу, принимают стратегические решения по основным проблемам развития нашей страны.

Следом за элитой располагается верхний класс (5—7% населения страны), охватывающий собственников и управ­ляющих крупных предприятий, банков. По качеству жизни,

стандартам потребления этот слой близок к среднему клас­су стран Запада. Эти люди положительно оценивают прово­димые реформы, активны, умеют добиваться успеха.

Далее следует средний слой, к которому в нашем обще­стве относятся мелкие и средние предприниматели, высоко­квалифицированные специалисты, среднее звено бюрокра­тии, высшее и среднее офицерство. По оценкам некоторых социологов, доля этого слоя около 15%. Почти половину (две трети работающих) исследователи отнесли к так назы­ваемому базовому слою. Это большая часть интеллигенции, технический персонал, рабочие, крестьяне, рядовые работ­ники сферы обслуживания. Здесь преобладают женщины, люди среднего и старшего возраста со средним образовани­ем, жители малых городов или сел. Средняя зарплата этих людей вдвое ниже, чем у представителей среднего слоя.

К нижнему слою общества (около 10%) отнесены неква­лифицированные рабочие, хронически безработные, боль­шинство пенсионеров и инвалидов. Их средства к жизни ми­нимальны.

Уже собственно за пределами социальной структуры на­ходится слой общества, названный социологами социальным дном, — бродяги, бомжи, алкоголики и наркоманы, беспри­зорные дети и подростки. Эти люди живут по собственным правилам, часто находящимся в полном противоречии с об­щественными нормами.

Несколько иной выглядит социальная картина нашего общества по данным исследования, проведенного в 2004 г.

После очень узкого слоя элиты общества первую позицию занимают «белые воротнички-1″—высшие руководители, высокие специалисты и интеллектуалы, крупные предпри­ниматели. Эта небольшая группа образует слой верхнего среднего класса России. У этой группы самый высокий до­ход и самое лучшее образование.

Далее идут «синие воротнички-1» —высококвалифициро­ванные рабочие. Исследователи обратили внимание, что эта группа по своим статусным позициям обогнала такие груп­пы, как «белые воротнички-2» (менеджеры среднего звена) и «голубые воротнички» (интеллигенция). Причины этой «социальной аномалии» выдвигаются различные: возврат к более примитивной экономике с небольшой научно-техниче­ской составляющей, перепроизводство образованных людей.

У высококвалифицированных рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке тру­да, чем у менеджеров среднего звена, но по количеству зна­ковых предметов (ими в исследовании были выбраны авто­мобили и стиральные машины) они практически равны. Эти две группы исследователи объединили в средний средний класс страны.

«Синие воротнички-2» (рабочие) и «голубые воротнички-1» (наиболее обеспеченные квалифицированные работники ум­ственного труда) составили нижний средний класс. Все эти пять групп вместе образуют средний класс России, состав­ляющий примерно четверть населения страны. Эта часть об­щества адаптировалась к рыночным условиям жизни. При этом не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка. Многие из тех, кого можно от­нести к среднему классу, работают в строительстве, на транспорте, в торговле.

Низший класс образуют «серые воротнички-3» — рабочие низкой квалификации — и «голубые воротнички-2» — работ­ники умственного труда со средним образованием. Их эко­номическое положение нестабильно, часть людей из этих групп в ходе опросов заявляли, что им не хватает на еду. За этими группами следуют самые бедные рабочие и безра­ботные. Это низший низший класс. Всего в «зону бедности» попадает почти 60% всего взрослого населения (40% соци­альной активной части общества). Большая часть людей, от­носящихся к низшим классам, — это жители сел и небо л ь-ших городов. Здесь довольно много женщин со средним или средним специальным образованием; семьи, как правило, имеют одного работающего. В отличие от среднего класса, большинство представителей низших слоев общества трудят­ся в государственном секторе. В эту же «зону бедности» приходится отнести и значительную часть пенсионеров.

Сопоставление результатов исследований позволяет вы­явить как относительно устойчивые характеристики соци­альной структуры нашего общества, так и отдельные на­правления ее изменений.

Владимир Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп»

Послание Президента Федеральному Собранию. Фото: Пресс-служба Президента России

Среди многих тем, затронутых сегодня в послании Президента России Федеральному Собранию, особо выделяются две важнейшие: семья и демография, а также инициативы по формированию государственной стратегии в области культуры, образования и воспитания.

Приглашаем читателей нашего портала к обсуждению этой части речи Призедента.

Демография. Семья

На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе.

Уже говорил об этом не раз, хочу вновь подчеркнуть. Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза, если ничего не делать, такая тенденция продолжится. Либо именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильем, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей, быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадежно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну.

Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, слава Богу, работают. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь–сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тысяч человек. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность.

Сегодня продолжительность жизни в России за последнее четырехлетие выросла почти на 2,5 года (это хороший показатель) и превысила 70 лет. Однако уровень смертности у нас еще очень высок, особенно среди мужчин среднего возраста. Мы вместе обязаны преодолеть, прямо скажу, безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни. Наряду с развитием здравоохранения больше внимания следует уделять сбережению здоровья. Конечно, это не означает, что мы с меньшим вниманием станем относиться к улучшению медицинской помощи, повышению ее доступности – вовсе нет. Но действий только в области медицины недостаточно. Правительство должно внедрять программы замещения мест с вредными условиями труда, повышения безопасности на дорогах. Только курение (мы знаем об этом с вами хорошо и много раз уже повторяем), алкоголизм, наркомания преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно.

…У нас принята программа предоставления семейного капитала при рождении второго ребенка. Она работает, и работает успешно, будет действовать, как и предусмотрено, до конца 2016 года. Все обязательства мы, безусловно, по этой программе выполним в полном объеме.

Хочу еще раз подчеркнуть: программа рассчитана до 2016 года, то есть все вторые рождения или семьи, в которых родился второй ребенок до 2016 года, получат соответствующий, как и предусмотрено законом, материнский капитал и другие льготы. Это совсем не значит, что я сейчас хочу подтолкнуть женщин к рождению второго ребенка. Наши женщины сами знают, когда и что им нужно делать. Но проинформировать граждан мы с вами обязаны, так же как и обязаны подумать на тему о том, что делать с этой программой после 2016 года. Уже начиная с 2013 года, начнем выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране.

Таких субъектов Федерации у нас 50. Большая их часть сосредоточена в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

Кроме того, напоминаю главам всех субъектов России о необходимости создания и осуществления собственных региональных программ демографического развития. Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребенка – это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг. И, несмотря на сомнения некоторых экспертов (а я отношусь к ним с уважением), я все-таки убежден, что нормой в России все-таки должна стать семья с тремя детьми. Но чтобы это было так, нужно многое сделать.

Нужно создать благоприятные условия в первую очередь для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и последующего детей закроет им путь к карьере, к хорошей работе, заставит ограничиться исключительно домашним хозяйством. То, что мы начали делать (решение проблемы очередей в детские сады, программа профессиональной переподготовки для женщин с детьми, поддержка гибких форм занятости), будет прямо влиять на выбор семьи в пользу второго и третьего ребенка.

Особое внимание нужно уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода. Многие барьеры, мешающие их развитию, Правительством уже устранены. Прошу окончательно завершить эту расчистку уже в первой половине будущего года, а регионы прошу активно использовать появляющиеся возможности. Надо наконец дать людям нормально работать, повсеместно открывать надомные, малокомплектные детские сады, группы продленного дня, а значит, предоставить родителям возможность выбора дошкольного учреждения без очередей и нервотрепки.

Убежден, у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему – жилищную. Считаю этот вопрос наиболее важным как для Правительства Российской Федерации, так и для руководителей регионов России. На первом этапе реализации нацпроекта «Жилье» удалось создать условия для развития ипотеки. Объем ипотечных кредитов растет в последние два года по 40-50 процентов в год. Это хороший показатель, но, прямо скажем, и это мы с вами тоже хорошо знаем, ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману.

Поэтому сейчас, на новом этапе надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, ученых, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья. В ряде регионов уже идут пилотные проекты, на базе которых отрабатываются различные формы поддержки рынка арендного жилья. Такое жилье должно быть доступно для работающего человека.

Послание Президента Федеральному Собранию. Фото: Пресс-служба Президента России

Подчеркну также, что в 2013-2014 годах мы полностью выполним свои обязательства по предоставлению жилья военнослужащим и ветеранам и значительно продвинемся в решении проблемы расселения аварийного жилья. В ближайшие годы из таких домов в новые квартиры должны переехать все граждане, которые признаны на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием их жилища.

Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем ее решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара, что называется. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимания.

Поручаю Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования.

Отдельно хочу сказать о социальной сфере. За специалистами, работающими здесь, закрепилось казенное определение «бюджетники». Это, однако, те люди, которые имеют высокое образование, квалификацию, по содержанию своего труда, по культурным потребностям, по социальной активности они часть так называемого креативного класса. Креативный класс, а если использовать традиционное слово, интеллигенция – это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки, культуры, и такие люди работают в каждом регионе, в каждом поселке, в каждом городе. В то же время по уровню доходов они пока не дотягивают до среднего класса, вынуждены отказывать себе и в нормальном отдыхе, в жизненном комфорте и в профессиональном развитии, искать постоянно дополнительные заработки.

Долгие годы государство недоплачивало этим специалистам, просто не имело возможности, прежде всего потому, что мы обязаны были решить другие серьезные, острейшие проблемы, такие, например, как повышение пенсий, потому что пожилые люди находились в еще более худшем положении, часто просто за гранью нищеты.

Сейчас мы можем кардинально изменить ситуацию в социальных отраслях. Я об этом подробно изложил свои предложения и в указах, о которых я упомянул, и в предвыборных статьях. В майских указах определены параметры повышения зарплат для каждой категории работников этих сфер. Прошу руководителей федеральных и региональных органов власти мобилизовать все ресурсы для реализации этой задачи, и не только потому, что это наши предвыборные и мои предвыборные обещания, хотя это, безусловно, очень важно – все, что обещаем, выполнять надо, но дело далеко не только в этом. Дело в том, что если мы выполним эту задачу, то обеспечим сразу решение нескольких ключевых проблем.

Во-первых, значительно улучшится качество медицины и образования за счет того, что придут новые сильные профессионалы. А действующие работники этих сфер получат возможность сосредоточиться на основной работе, повысить свою квалификацию, отказаться от приработков и сверхурочных. С этим связана наша надежда на искоренение таких явлений как бытовая коррупция, равнодушие к своим обязанностям, все то, что сегодня так оскорбляет и задевает людей.

Во-вторых, существенно, на четверть, вырастет число граждан, обладающих экономическими возможностями среднего класса. Наиболее заметно это будет в регионах. Мы поддержим возрождение провинциальной интеллигенции, которая во все времена была профессиональной и моральной опорой России.

В-третьих, новый стимул к развитию получат профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, ученых, работников культуры. Такие сообщества должны стать ядром дееспособного и активного гражданского общества. Принципиально важно, чтобы общество имело возможность объективно оценивать состояние социальной сферы и науки.

Государственная политика в области культуры, образования и воспитания

Уважаемые коллеги, на улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России.

Фото: Пресс-служба Президента России

Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей – это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Надо признать, уважаемые друзья, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность. От того, встретит ли ученик талантливого, увлеченного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека.

Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передает набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной.

Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Все это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. Обращаю внимание (я всё упоминаю: «Правительство, Правительство»), – но эта сфера деятельности, и мы с вами это хорошо знаем, – это прямая ответственность регионов Российской Федерации. Но Правительство, конечно, должно держать эти вопросы на контроле.

Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. Мы обязаны четко знать и отвечать на запросы современного общества, и особенно молодежи, укреплять традиции народов России.

Наши граждане, достигшие выдающихся результатов в творчестве, работе, бизнесе, спорте, благотворительности, должны быть известны обществу и поддержаны государством.

Сегодня в России много людей, которые бескорыстно реализуют общественные благотворительные проекты. Возрождается стройотрядовское движение. Считаю важным поддержать такие добровольческие инициативы. И в ближайшее время подробно поговорим об этом на встрече с представителями добровольческих организаций.

Послание Президента Федеральному Собранию. Фото: Пресс-служба Президента России

Уважаемые друзья!

Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития.

Заканчивается 2012 год, объявленный Годом российской истории. Но внимание к отечественной истории, просветительским и научным проектам не должно ослабевать. Рассчитываю на активную деятельность недавно воссозданного Российского исторического общества, а также Российского военно-исторического общества и уже работающего несколько лет Географического общества России.

Особые слова благодарности бойцам поисковых отрядов, которые восстанавливают для страны и для родных имена героев, с почетом предают земле останки павших солдат Великой Отечественной, ухаживают за воинскими мемориалами.

На наших встречах с участниками поисковых отрядов мы говорили о том, насколько важно беречь историческую ратную память Отечества. Разве справедливо, что у нас до сих пор нет ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой войны? Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти и из истории. Боевой дух Вооруженных Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семеновский полк. Министр обороны должен представить соответствующие предложения.

Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство (изначально так было), государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире.

Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаемся единым народом. Вспоминаю одну из своих встреч с ветеранами. Там были люди разных национальностей: и татары, и украинцы, и грузины, и русские, разумеется. Один из ветеранов, не русский человек по национальности, сказал: «Для всего мира мы один народ, мы русские». Так было и во время войны, так было всегда.

Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила.

Но мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты. И потому столь опасны для России любые проявления «простых и окончательных» так называемых «решений», которые предлагаются националистами и экстремистами разного толка и оттенка. Какие бы громкие слова они ни произносили, они тянут нас к общественной деградации, тянут страну к распаду. Попытки провоцировать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас. Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила.

Я обращаюсь к главам республик в составе Российской Федерации, к губернаторам, мэрам крупных городов. Это прежде всего ваша задача. Работать нужно с людьми, работать ежедневно, нужно выстроить эту работу и сделать ее эффективной.

Россия нуждается в притоке новых сил. Безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной. Однако действующие правила не способствуют этому процессу. Скорее, наоборот. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок к России, затруднен и до безобразия забюрократизирован. А вот завозить неквалифицированную рабочую силу, в том числе и нелегально, достаточно просто.

Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства.

Одновременно считаю обоснованным и необходимым ужесточить наказания за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учета. Соответствующие поправки уже находятся в Государственной Думе. Прошу депутатов принять эти законы.

Вношу еще одно предложение. У нас до сих пор существует практика, когда граждане отдельных государств СНГ въезжают в Российскую Федерацию по своим внутренним паспортам. Прошло уже достаточно много времени для того, чтобы все государства СНГ сформировались как таковые. Ведь в таких условиях, когда въезжают граждане других стран по внутренним паспортам, обеспечить эффективный миграционный контроль практически невозможно. Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран.

…При этом в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства будут, безусловно, действовать прежние, сегодняшние режимы, максимально упрощенные правила пересечения границы и нахождения на территории стран – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В вопросах миграционной политики исключительно важна роль общественных институтов. В этой связи считаю правильным расширить возможности национально-культурных автономий, в том числе предоставлять им бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов. Кстати, во многих странах такой опыт показывает свою эффективность.

Также поручаю Правительству представить предложения по реализации дистанционного образования на русском языке. Оно должно быть доступно для молодежи стран Содружества, для наших соотечественников во всем мире. Важно поддержать школы в СНГ и в других государствах, которые ведут преподавание на русском языке, включая поддержку учителей, помощь с учебниками, материальной базой. Нужно создать систему международных школьных олимпиад по русскому языку. Их победители и призеры должны получить право зачисления в ведущие вузы нашей страны.

И вообще, уважаемые коллеги, обращаюсь, конечно, прежде всего к тем, кто работает в этой сфере, качественному образованию на русском языке необходимо придать глобальный характер. В целом речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве.